Дело №2а-1490/2019
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
21 октября 2019 г. г. Выкса
Выксунский городской суд Нижегородской области в составе председательствующего судьи Корокозова Д.Н., при секретаре Кузиной И.Е., в предварительном судебном заседании по административному делу по административному исковому заявлению Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы Российской Федерации №4 по Нижегородской области к Афанасьеву С.В. о взыскании недоимки
у с т а н о в и л:
Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы Российской Федерации №4 по Нижегородской области (далее МРИ ФНС РФ №4) обратилась в суд с требованиями о взыскании с Афанасьева С.В. недоимки по налогам в сумме 4534,03 руб. Требования мотивированы тем, что в результате неуплаты налогов за ответчиком образовалась задолженность, на которую начислены пени; налогоплательщику были направлены требования: №х от ххх об уплате пени в сумме ххх руб. в срок до ххх, №х от ххх об уплате налога в сумме ххх руб. и пени в сумме ххх руб. в срок до 12.05.2017, однако до настоящего времени требования в указанной в иске сумме не исполнены, в связи с чем обращается в суд за взысканием недоимки в порядке искового производства, одновременно заявлено ходатайство о восстановлении пропущенного срока.
С целью исследования факта пропуска сроков для обращения в суд проведено предварительное судебное заседание.
Представитель административного истца в предварительное судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом.
В предварительном судебном заседании административный ответчик участия также не принимал, мнения по рассматриваемому ходатайству не представил, извещен надлежащим образом.
Исследовав письменные доказательства, суд считает, что без уважительной причины пропущен срок для подачи заявления о взыскании недоимки по налогам и в удовлетворении требований Межрайонной Инспекции Федеральной налоговой службы России №4 по Нижегородской области следует отказать по данному основанию.
Статьей 57 Конституции РФ и п.1 ст. 3 НК РФ установлена обязанность каждого платить законно установленные налоги и сборы.
Согласно п.1 ст.23 Налогового кодекса РФ, налогоплательщики в том числе обязаны: 1) уплачивать законно установленные налоги.
Согласно п. 5 приведенной статьи, за невыполнение или ненадлежащее выполнение возложенных на него обязанностей налогоплательщик (плательщик сборов) несет ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В соответствии со ст. 52 НК РФ, налогоплательщик самостоятельно исчисляет сумму налога, подлежащую уплате за налоговый период, исходя из налоговой базы, налоговой ставки и налоговых льгот. В случаях, предусмотренных законодательством РФ и о налогах и сборах, обязанность по исчислению суммы налога может быть возложена на налоговый орган или налогового агента. В этих случаях, не позднее 30 дней до наступления срока платежа налоговый орган направляет налогоплательщику налоговое уведомление. Налоговое уведомление считается полученным по истечении шести дней с даты направления.
В силу ст. 45 НК РФ, налогоплательщик обязан самостоятельно исполнять обязанность по уплате налога, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах. Обязанность по уплате налога должна быть выполнена в срок, установленный законодательством о налогах и сборах. Неисполнение и ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом налогоплательщику требования об уплате налога. В случае неуплаты или неполной уплаты налога в установленный срок производится взыскание налога в порядке, предусмотренном настоящим Кодексом. Взыскание налога с физического лица, не являющегося индивидуальным предпринимателем, производится в порядке, предусмотренном статьей 48 настоящего Кодекса. Правила, предусмотренные настоящей статьей, применяются также в отношении сборов, пеней, штрафов и распространяются на плательщиков сборов и налоговых агентов.
Согласно п.1 ст.286 КАС РФ Органы государственной власти, иные государственные органы, органы местного самоуправления, другие органы, наделенные в соответствии с федеральным законом функциями контроля за уплатой обязательных платежей (далее - контрольные органы), вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением о взыскании с физических лиц денежных сумм в счет уплаты установленных законом обязательных платежей и санкций, если у этих лиц имеется задолженность по обязательным платежам, требование контрольного органа об уплате взыскиваемой денежной суммы не исполнено в добровольном порядке или пропущен указанный в таком требовании срок уплаты денежной суммы и федеральным законом не предусмотрен иной порядок взыскания обязательных платежей и санкций.
В соответствии с п.1 ст.48 Налогового кодекса РФ в случае неисполнения налогоплательщиком - физическим лицом, не являющимся индивидуальным предпринимателем, в установленный срок обязанности по уплате налога налоговый орган вправе обратиться в суд с иском о взыскании налога за счет имущества, в том числе денежных средств на счетах в банке и наличных денежных средств, данного налогоплательщика - физического лица, не являющегося индивидуальным предпринимателем, в пределах сумм, указанных в требовании об уплате налога.
По смыслу статьи 57 Конституции РФ налоговое обязательство состоит в обязанности налогоплательщика уплатить определенный налог, установленный законом. Неуплата налога в срок должна быть компенсирована погашением задолженности по налоговому обязательству, полным возмещением ущерба, понесенного государством в результате несвоевременного внесения налога.
Одним из способов обеспечения исполнения налогоплательщиком обязанности по уплате налогов и сборов, перечисленных в гл. 11 НК РФ, являются пени. Поэтому к сумме собственно не внесенного в срок налога Инспекция вправе добавить дополнительный платеж - пеню как компенсацию потерь государственной казны в результате недополучения налоговых сумм в срок.
Согласно ст. 75 НК РФ за каждый день просрочки исполнения обязанностей по уплате налога, начиная со следующего за установленным законодательством, начисляется пени в размере 1/300 действующей ставки рефинансирования ЦБ РФ, сумма соответствующих пеней уплачивается помимо причитающихся к уплате сумм налога или сбора и независимо от применения других мер обеспечения исполнения обязанности по уплате налога или сбора, а также мер ответственности за нарушение законодательства о налогах и сборах.
В связи с неисполнением обязанности по уплате налогов административному ответчику было произведено начисление пени и в его адрес были направлены требования: №х от ххх об уплате пени в сумме ххх руб. в срок до ххх, №х от ххх об уплате налога в сумме ххх руб. и пени в сумме ххх руб. в срок до 12.05.2017.
Согласно п.4 ст.69 НК РФ требование об уплате налога должно быть исполнено в течение восьми дней с даты получения указанного требования, если более продолжительный период времени для уплаты налога не указан в этом требовании. Согласно п.6 ст.69 НК РФ в случае направления указанного требования по почте заказным письмом оно считается полученным по истечении шести дней с даты направления заказного письма.
Вручение требований ответчику подтверждается копиями списков отправки заказных писем, где значатся направленными требования ответчику по месту его регистрации, принятые к отправке Почтой России и считаются полученными ответчиком по истечении шести дней с даты отправки.
Согласно ч.2 ст.286 КАС РФ административное исковое заявление о взыскании обязательных платежей и санкций может быть подано в суд в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате обязательных платежей и санкций.
В соответствии с разъяснениями, содержащимися в п.20 Постановления Пленума Верховного Суда РФ N 41, Пленума ВАС РФ N 9 от 11.06.1999 "О некоторых вопросах, связанных с введением в действие части первой Налогового кодекса Российской Федерации»: при рассмотрении дел о взыскании санкций за налоговое правонарушение либо о взыскании налога (сбора, пени) за счет имущества налогоплательщика - физического лица или налогового агента - физического лица судам необходимо проверять, не истекли ли установленные пунктом 3 статьи 48 или пунктом 1 статьи 115 Кодекса сроки для обращения налоговых органов в суд. В случае их пропуска суд отказывает в удовлетворении требований налогового органа.
Согласно п.2 ст.48 НК РФ Заявление о взыскании подается в суд общей юрисдикции налоговым органом (таможенным органом) в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, если иное не предусмотрено настоящим пунктом. Если в течение трех лет со дня истечения срока исполнения самого раннего требования об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, учитываемого налоговым органом (таможенным органом) при расчете общей суммы налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, подлежащей взысканию с физического лица, такая сумма налогов, сборов, страховых взносов, пеней, штрафов превысила 3 000 рублей, налоговый орган (таможенный орган) обращается в суд с заявлением о взыскании в течение шести месяцев со дня, когда указанная сумма превысила 3 000 рублей. Если в течение трех лет со дня истечения срока исполнения самого раннего требования об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, учитываемого налоговым органом (таможенным органом) при расчете общей суммы налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, подлежащей взысканию с физического лица, такая сумма налогов, сборов, страховых взносов, пеней, штрафов не превысила 3 000 рублей, налоговый орган (таможенный орган) обращается в суд с заявлением о взыскании в течение шести месяцев со дня истечения указанного трехлетнего срока.
Согласно абз.2 п.3 ст.48 НК РФ Требование о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов за счет имущества физического лица может быть предъявлено налоговым органом (таможенным органом) в порядке искового производства не позднее шести месяцев со дня вынесения судом определения об отмене судебного приказа.
Сведений о подаче заявления о вынесении судебного приказа о взыскании недоимки по налогу и его отмене не имеется.
Срок исполнения по требованию №х от ххх, по которому сумма недоимки превысила 3000,00 руб., установлен до 12.05.2017, следовательно, срок для обращения с административным исковым заявлением – до 12.11.2017. Исковое заявление поступило в Выксунский городской суд 07.10.2019, т.е. по истечении установленного законом срока.
В соответствии с ч.2 ст.286 КАС РФ и ст.48 НК РФ пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления о взыскании может быть восстановлен судом.
Истцом в представленном в суд ходатайстве изложена просьба, признать причину пропуска срока для подачи заявления о взыскании недоимки уважительной и восстановить его.
Однако, учитывая, что данное ходатайство носит формальный характер, каких-либо уважительных причин и заслуживающих внимания обстоятельств, препятствовавших своевременному обращению истца за защитой нарушенного права в суд за разрешением спора, не представлено, суд приходит к выводу, что срок для обращения в суд за разрешением спора восстановлению не подлежит.
В соответствии с ч.5 ст.138 КАС РФ В предварительном судебном заседании суд может выяснять причины пропуска административным истцом установленного настоящим Кодексом срока обращения в суд. В случае установления факта пропуска указанного срока без уважительной причины суд принимает решение об отказе в удовлетворении административного иска без исследования иных фактических обстоятельств по административному делу. Решение суда может быть обжаловано в порядке, установленном настоящим Кодексом.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст.138, 175-180 КАС РФ, суд
р е ш и л:Межрайонной Инспекции Федеральной налоговой службы России №4 по Нижегородской области в удовлетворении требований к Афанасьеву С.В. о взыскании недоимки по налогу в сумме 4534 рубля 03 копейки отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке, предусмотренном главой 34 КАС РФ, в Нижегородский областной суд путем подачи жалобы или представления через Выксунский городской суд в течение месяца со дня принятия судом решения.
Судья -Корокозов Д.Н.