Дело

УИД 29RS0-95

РЕШЕНИЕ

именем Российской Федерации

21 марта 2024 года                                                                  село Лешуконское

Лешуконский районный суд Архангельской области в составе

председательствующего судьи Королевой В.В.,

при секретаре Поташевой И.А.,

с участием заместителя прокурора Лешуконского района Архангельской области Кулижского А.А.,

представителя ответчика ФИО3,

рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении Лешуконского районного суда Архангельской области (Архангельская обл., с. Лешуконское, ул. Победы, 16) гражданское дело по иску прокурора Лешуконского района Архангельской области в интересах неопределенного круга лиц к администрации Лешуконского муниципального округа Архангельской области об обязании принять меры к организации водоснабжения населения деревни Усть-Кыма Лешуконского округа Архангельской области,

установил:

прокурор Лешуконского района Архангельской области обратился с иском в интересах неопределенного круга лиц к администрации Лешуконского муниципального округа Архангельской области об обязании принять меры к организации водоснабжения населения деревни Усть-Кыма Лешуконского округа Архангельской области.

В обоснование заявленных требований прокурор указал, что прокуратурой района установлено, что на территории д. Усть-Кыма Лешуконского района Архангельской области между домами и , расположен общественный колодец, который является единственным источником водоснабжения для граждан, проживающих в близлежащих домах. Данный объект водоснабжения в муниципальную собственность не включен, для обслуживания и содержания не передавался. В летний период 2023 года собственником жилого <адрес>. Усть-<адрес> проведены землеустроительные работы, в ходе которых в территорию домовладения включен объект водоснабжения. Заказчиком работ установлен забор, ограничивающий доступ жителей населенного пункта к объекту. Постановлением главы администрации МО «Койнасское» от ДД.ММ.ГГГГ утверждена схема водоснабжения и водоотведения на территории МО «Койнасское» на 2014-2023 годы. Деревня Усть-Кыма ввиду отсутсивя центральной системы водоснабжения в схему не включена. В настоящее время схема утратила силу, новая схема водоснабжения не разработана и не принята. Таким образом, в настоящее время на территории д. Усть-Кыма Лешуконского района обеспечение населения водой пущено на самотек, организация качественного водоснабжения отсутствует, схема водоснабжения населения утратила силу, вопрос о принятии в муниципальную собственность объекта, постановке его на кадастровый учет, передаче его для обслуживания и содержания – не решен, при условии, что иные источники водоснабжения в населенном пункте отсутствуют. Просит суд обязать администрацию Лешуконского муниципального округа Архангельской области принять меры к организации водоснабжения населения д. Усть-Кыма Лешуконского района Архангельской области в срок до 01 сентября 2024 года.

Заместитель прокурора Лешуконского района Архангельской области Кулижский А.А. в судебном заседании исковые требования поддержал в полном объеме по изложенным в иске основаниям.

Представитель ответчика администрации Лешуконского муниципального округа Архангельской области ФИО3 в судебном заседании с исковыми требованиями прокурора Лешуконского района не согласился, поддержал возражение на исковое заявление, согласно которому водоснабжение в д. Усть-Кыма Лешуконского района Архангельской области организовано жителями деревни из самостоятельно построенных скважин и колодцев. В связи с оттоком населения, имеющиеся в д. Усть-Кыма две артезианские скважины, построенные в 1981 и 1987 годах не эксплуатируются.

Представители третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, Территориального управления администрации Лешуконского муниципального округа Архангельской области, ООО «Районный водоканал», в судебном заседании участия не приняли, извещены своевременно и надлежащим образом.

Из отзыва ООО «Районный водоканал» следует, что д. Усть-Кыма не входит в перечень населенных пунктов, в которых ООО «Районный водоканал» осуществляет свою деятельность.

Выслушав прокурора, представителя ответчика, исследовав материалы дела, суд пришел к следующему.

В соответствии с ч. 1 ст. 45 ГПК РФ, прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.

В соответствии со статьей 42 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением.

Частью 3 статьи 1 Федерального закона от 07.12.2011 N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении" (далее - Закон N 416-ФЗ) требования к качеству и безопасности воды, подаваемой с использованием централизованных и нецентрализованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения, в том числе открытых систем теплоснабжения (горячего водоснабжения), устанавливаются законодательством Российской Федерации в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения и законодательством о техническом регулировании.

Водоснабжение - водоподготовка, транспортировка и подача питьевой или технической воды абонентам с использованием централизованных или нецентрализованных систем холодного водоснабжения (холодное водоснабжение) или приготовление, транспортировка и подача горячей воды абонентам с использованием централизованных или нецентрализованных систем горячего водоснабжения (горячее водоснабжение). Нецентрализованная система холодного водоснабжения - сооружения и устройства, технологически не связанные с централизованной системой холодного водоснабжения и предназначенные для общего пользования или пользования ограниченного круга лиц (пункты 4, 13 статьи 2 Закона N 416-ФЗ).

Частью 1 статьи 51 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее - Закон N 131-ФЗ) предусмотрено, что органы местного самоуправления от имени муниципального образования самостоятельно владеют, пользуются и распоряжаются муниципальным имуществом в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.

К вопросам местного значения муниципального округа относятся в силу пункта 4 части 1 статьи 16 Закона N 131-ФЗ организация в границах муниципального округа электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом в пределах полномочий, установленных законодательством Российской Федерации.

Согласно пункту 4.3 части 1 статьи 17 Закона N 131-ФЗ в целях решения вопросов местного значения органы местного самоуправления поселений, муниципальных районов, муниципальных округов, городских округов, городских округов с внутригородским делением и внутригородских районов обладают полномочиями в сфере водоснабжения и водоотведения, предусмотренными Федеральным законом "О водоснабжении и водоотведении".

В силу пункта 1 части 1 статьи 6 Закона N 416-ФЗ к полномочиям органов местного самоуправления городских поселений, муниципальных округов, городских округов по организации водоснабжения и водоотведения на соответствующих территориях относятся организация водоснабжения населения, в том числе принятие мер по организации водоснабжения населения и (или) водоотведения в случае невозможности исполнения организациями, осуществляющими горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение, своих обязательств либо в случае отказа указанных организаций от исполнения своих обязательств.

Указанные полномочия органов местного самоуправления на территории сельского поселения в соответствии с пунктом 1.1 части 1 статьи 6 Закона N 416-ФЗ осуществляются органами местного самоуправления муниципального района, на территории которого расположено сельское поселение, если иное не установлено законом субъекта Российской Федерации.

Частью 9 статьи 7 Закона N 416-ФЗ предусмотрено, что в случае отсутствия на территории (части территории) поселения, муниципального округа, городского округа централизованной системы холодного водоснабжения органы местного самоуправления организуют нецентрализованное холодное водоснабжение на соответствующей территории с использованием нецентрализованной системы холодного водоснабжения и (или) подвоз питьевой воды в соответствии с правилами холодного водоснабжения и водоотведения, утвержденными Правительством Российской Федерации.

Отношения по предоставлению холодной (питьевой и (или) технической) воды из нецентрализованных систем холодного водоснабжения регулируются Правилами холодного водоснабжения и водоотведения утвержденными Постановлением Правительства РФ от 29 июля 2013 года N 644 (далее также Правила).

Согласно ч. 3 ст. 19 Федерального закона от 30 марта 1999 года N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" население городских и сельских поселений должно обеспечиваться питьевой водой в количестве, достаточном для удовлетворения физиологических и бытовых потребностей.

Согласно пункту 72 Правил холодного водоснабжения и водоотведения утвержденными Постановлением Правительства РФ от 29 июля 2013 года N 644, органы местного самоуправления организуют нецентрализованное холодное водоснабжение на соответствующей территории с использованием подземных источников водоснабжения, в том числе организуют проведение разведки и разработки таких источников. При определении источников водоснабжения преимущество должно быть отдано подземным источникам водоснабжения, содержащим природные примеси, удаляемые с помощью существующих технологий и методов обезжелезивания, обесфторивания, умягчения, удаления сероводорода, метана и микрофлоры. Поверхностные воды для литьевого водоснабжения могут быть использованы только в случаях, если исчерпан весь ресурс подземных источников, транспортировка воды из отдаленных подземных" источников экономически нецелесообразна либо имеющегося ресурса подземных вод недостаточно для организации водоснабжения населения соответствующих территорий.

Забор воды для холодного водоснабжения с использованием нецентрализованных систем холодного водоснабжения производится из источников, разрешенных к использованию в качестве источников питьевого водоснабжения в соответствии с законодательством Российской Федерации. При отсутствии таких источников либо в случае экономической неэффективности их использования забор воды из источника водоснабжения и подача организацией, осуществляющей холодное водоснабжение, питьевой воды абонентам осуществляются по согласованию с территориальным органом федерального органа исполнительной власти, осуществляющего федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор (пункт 73 Правил).

При отсутствии возможности либо при подтвержденной нецелесообразности организовать водоснабжение с использованием нецентрализованной системы холодного водоснабжения органы местного самоуправления организуют подвоз воды населению соответствующей территории по минимальным нормам согласно приложению N 3 (пункт 74 Правил).

Таким образом, орган местного самоуправления при организации нецентрализованного холодного водоснабжения в соответствующем сельском поселении обязан использовать в первую очередь подземные источники водоснабжения, при их отсутствии - поверхностные воды из источников, согласованных с территориальным органом федерального органа исполнительной власти, осуществляющего федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор, и только при невозможности или нецелесообразности организовать водоснабжение по одному из указанных вариантов, организовать подвоз воды населению.

Согласно материалам гражданского дела, ДД.ММ.ГГГГ в адрес администрации Лешуконского муниципального округа Архангельской области жителями д. Усть-Кыма Лешуконского района Архангельской области направлено обращение в связи с нарушением прав жителей д. Усть-Кыма на использование объекта водоснабжения – общественного колодца. Как усматривается из указанного обращения, собственником <адрес>. Усть-Кыма перекрыт доступ жителей указанной деревни к общественному колодцу, а именно установлен забор. Просят администрацию Лешуконского муниципального округа Архангельской области принять меры.

Администрацией Лешуконского муниципального округа ДД.ММ.ГГГГ направлен ответ на указанное обращение, согласно которому земельный участок, расположенный по адресу: <адрес> по данным ЕГРН находится в частной собственности. Площадь земельного участка составляет 1200 кв.м., границы земельного участка не установлены. Согласно техническому паспорту на жилой дом, колодец в состав объекта не входит. Собственнику земельного участка направлено уведомление о неправомерности самовольного занятия прилегающего земельного участка.

ДД.ММ.ГГГГ в адрес прокуратуры Лешуконского района Архангельской области, администрацией Лешуконского муниципального округа в связи с обращением жителей д. Усть-Кыма Лешуконского округа направлена информация, из которой следует, что помимо колодца. расположенного на земельном участке рядом с домом в д. Усть-Кыма Лешуконского района Архангельской области, в д. Усть-Кыма есть другие источники водоснабжения: колонки, колодцы. Также, кадастровым инженером проводится согласование местоположения границ земельного участка, расположенного по адресу: <адрес>. Администрацией направлено письмо кадастровому инженеру с возражением согласования границ рассматриваемого земельного участка и с просьбой пересмотреть конфигурацию земельного участка (вынести колодец за его пределы).

Прокуратурой Лешуконского района ДД.ММ.ГГГГ главе администрации Лешуконского муниципального округа внесено представление об устранении нарушений федерального законодательства, а именно принять меры к устранению нарушений и организовать водоснабжение населения д. Усть-Кыма Лешуконского района Архангельской области.

Согласно ответу администрации Лешуконского муниципального округа Архангельской области от ДД.ММ.ГГГГ, представление прокурора Лешуконского района рассмотрено. Ситуация проанализирована. Со слов жителя <адрес> д. Усть-Кыма, в настоящее время препятствий пользования колодцем нет. Случаи воспрепятствования пользованием колодца были летом 2023 года, когда собственник <адрес> проживала в д. Усть-Кыма. В настоящее время она проживает в <адрес>, и проживает в д. Усть-Кыма только в летний период. Общественный колодец администрация не может принять в собственность как объект нецентрализованного холодного водоснабжения. Ситуация принята на контроль. Необходимо обеспечить беспрепятственный доступ (сервитут) неопределенного круга лиц к колодцу.

Таким образом, доказательств выполнения администрацией Лешуконского муниципального округа полномочий по организации водоснабжения населения д. Усть-Кыма Лешуконского района Архангельской области суду не представлено. В подтверждение доводов, изложенных в отзыве на исковое заявление, ответчиком не представлено доказательств наличия объектов водоснабжения – колонок, колодцев, скважин, на территории д. Усть-Кыма Лешуконского района Архангельской области, а также отсутствуют доказательства принятия мер к организации беспрепятственного доступа (сервитута) жителей д. Усть-Кыма Лешуконского района Архангельской области к общественному колодцу, расположенному на земельном участке, расположенном по адресу: <адрес>

Выявленные прокуратурой Лешуконского района недостатки нарушают права неопределенного круга лиц на обеспечение питьевой водой в количестве, достаточном для удовлетворения физиологических и бытовых потребностей, могут повлечь причинение вреда здоровью граждан.

Принимая во внимание приведенные нормы права, а также установленные по делу обстоятельства, исходя из того, что в судебном заседании нашел подтверждение факт нарушения действующего законодательства о водоснабжении в д. Усть-Кыма Лешуконского района Архангельской области, при этом обязанность по организации нецентрализованного холодного водоснабжения населения указанной территории в силу перечисленных выше норм права возложена на администрацию Лешуконского муниципального округа, суд приходит к выводу об удовлетворении исковых требований прокурора в полном объеме.

Статьей 206 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации предусмотрено, что при принятии решения суда, обязывающего ответчика совершить определенные действия, не связанные с передачей имущества или денежных сумм, суд в том же решении может указать, что, если ответчик не исполнит решение в течение установленного срока, истец вправе совершить эти действия за счет ответчика с взысканием с него необходимых расходов; в случае, если указанные действия могут быть совершены только ответчиком, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено.

Применительно к указанной норме суд полагает возможным установить срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено ответчиком – 01 сентября 2024 года.

В соответствии с ч. 1 ст. 103 ГПК РФ издержки, понесённые судом в связи с рассмотрением дела, и государственная пошлина, от уплаты которых истец был освобожден, взыскиваются с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов в федеральный бюджет пропорционально удовлетворенной части исковых требований.

Из п. 19 ч. 1 ст. 333.36 Налогового кодекса РФ следует, что государственные органы, органы местного самоуправления, органы публичной власти федеральной территории "Сириус", выступающие по делам, рассматриваемым Верховным Судом Российской Федерации, судами общей юрисдикции, мировыми судьями, в качестве истцов (административных истцов) или ответчиков (административных ответчиков), освобождаются от уплаты государственной пошлины, поэтому государственная пошлина, от уплаты которой был освобожден прокурор при подаче иска, взысканию с ответчика не подлежит.

Руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд

решил:

░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ (░░░ 2916500372) ░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░-░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░.

░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░-░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░ ░░ 01 ░░░░░░░░ 2024 ░░░░.

░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░, ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░.

    ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░ 26 ░░░░░ 2024 ░░░░.

░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░                                                                 ░.░. ░░░░░░░░

2-71/2024

Категория:
Гражданские
Истцы
Прокурор Лешуконского района
Ответчики
Администрация Лешуконского муниципального округа Архангельской области
Другие
Территориальное управление администрации Лешуконского муниципального округа Архангельской области
ООО "Районный водоканал"
Суд
Лешуконский районный суд Архангельской области
Судья
Королева Валентина Викторовна
Дело на сайте суда
leshksud.arh.sudrf.ru
16.02.2024Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
16.02.2024Передача материалов судье
19.02.2024Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
19.02.2024Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
19.02.2024Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
20.03.2024Судебное заседание
21.03.2024Судебное заседание
26.03.2024Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
26.03.2024Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
21.03.2024
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее