Дело № 2-277/2018
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
Удорский районный суд Республики Коми
в составе председательствующего судьи Попова В.В.,
при секретаре судебного заседания Матвеевой Г.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в селе Кослан 01 октября 2018 года гражданское дело по исковому заявлению Макарова В.Н. к администрации МР «Удорский» о признании права на получение социальных выплат для приобретения жилья, в связи с переселением из районов Крайнего Севера, и о восстановлении в списках граждан, имеющих право на получение социальных выплат для приобретения жилья в связи с переселением из районов Крайнего Севера,
установил:
Макаров В.Н. обратился в суд с иском, в обоснование которого указал, что его супруга ФИО10 с 24.10.2000 состояла на учете граждан, имеющих право на получение жилищных субсидий для переселения из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей по категории «инвалиды 1, 2 группы». После ее смерти в 2008 году истец в качестве члена семьи умершей, постановлен на данный учет вместо супруги, но по категории «пенсионеры», а не «инвалиды». Считая решение органа местного самоуправления необоснованным, истец просил суд обязать ответчика восстановить его в списках граждан, имеющих право на получение жилищных субсидий для переселения из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей по категории «инвалиды 1, 2 группы», признав за ним право на получение данной жилищной субсидии.
Истец Макаров В.Н. в судебном заседании требования иска и доводы в его обоснование полностью поддержал, просил суд иск удовлетворить.
Ответчик администрация МР «Удорский» и третье лицо Министерство строительства и дорожного хозяйства Республики Коми, извещенные надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела, участия в судебном заседании не приняли, своих представителей в судебное заседание не направили, в письменных отзывах просили суд в удовлетворении иска отказать и рассмотреть дело без участия их представителей.
Заслушав доводы истца, исследовав письменные материалы дела и доказательства, а также материалы учетного дела истца, суд приходит к следующему мнению.
Статьей 7 Конституции Российской Федерации Российская Федерация провозглашена социальным государством, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека, и закрепляет, что в Российской Федерации охраняются труд и здоровье людей, обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты.
В настоящее время право на предоставление за счет средств федерального бюджета жилищных субсидий (единовременных социальных выплат) на приобретение или строительство жилых помещений (далее - жилищные субсидии) и условия их предоставления гражданам Российской Федерации, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, гражданам, выехавшим из указанных районов и местностей не ранее 1 января 1992 года, установлено Федеральным законом от 05.10.2002 № 125-ФЗ «О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей» (далее Федеральный закон от 05.10.2002 № 125-ФЗ).
Порядок предоставления государственных жилищных сертификатов (социальных выплат) гражданам регламентируется Правилами выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов в рамках реализации основного мероприятия "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" государственной программы Российской Федерации «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации», утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 21.03.2006 N 153.
В соответствии со статьей 1 Федерального закона от 25.10.2002 № 125-ФЗ право на получение жилищных субсидий имеют граждане, прибывшие в районы Крайнего Севера и приравненные к ним местности не позднее 1 января 1992 года, имеющие общую продолжительность стажа работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях не менее пятнадцати календарных лет, не имеющие других жилых помещений на территории Российской Федерации за пределами районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей или нуждающиеся в улучшении жилищных условий и не получавшие субсидий на эти цели. Такое право сохраняется за гражданами, которые в соответствии с ранее действовавшим законодательством приобрели его при наличии стажа работы в указанных районах и местностях не менее десяти календарных лет и состояли по месту жительства на учете в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий. При этом право на получение жилищных субсидий имеют: инвалиды I и II групп, инвалидность которых наступила вследствие трудового увечья и стаж работы которых составляет менее пятнадцати календарных лет; инвалиды с детства, родившиеся в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях или за пределами указанных районов и местностей (в случае, если на дату их рождения местом жительства их матерей являлись районы Крайнего Севера и приравненные к ним местности) и прожившие в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях не менее 15 календарных лет.
В случае смерти гражданина, состоявшего на учете в качестве имеющего право на получение жилищной субсидии, право на ее получение (с учетом даты постановки на учет такого гражданина и очередности предоставления жилищной субсидии) сохраняется за членами его семьи. В этом случае получателем жилищной субсидии является один из членов семьи такого гражданина, действующий на основании нотариально заверенной доверенности, выданной ему другими совершеннолетними членами семьи (данный абзац статьи 1 Федерального закона от 25.10.2002 № 125-ФЗ веден Федеральным законом от 17.07.2011 N 212-ФЗ и действует с 01.01.2012).
В силу положений статьи 2 Федерального закона от 25.10.2002 № 125-ФЗ, в первую очередь жилищные субсидии предоставляются гражданам, признанным инвалидами I и II групп, а также инвалидам с детства, родившимся в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях или за пределами указанных районов и местностей (в случае, если на дату их рождения местом жительства их матерей являлись районы Крайнего Севера и приравненные к ним местности); во вторую очередь жилищные субсидии предоставляются пенсионерам; в третью очередь жилищные субсидии предоставляются гражданам, признанным в установленном порядке безработными и состоящим не менее одного года на учете в органах службы занятости населения по месту жительства в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях; в четвертую очередь жилищные субсидии предоставляются работающим гражданам.
Очередность предоставления жилищных субсидий для каждой установленной настоящей статьей категории граждан определяется по номерам заявлений и датам их подачи гражданами для постановки на учет в качестве имеющих право на получение жилищных субсидий. В случае изменения условий, на основании которых граждане были поставлены на данный учет, им предоставляются жилищные субсидии в соответствии с изменившимися условиями (при этом очередность предоставления жилищных субсидий определяется с момента возникновения права на переход в другую установленную настоящей статьей категорию граждан), а при возникновении права на переход в категорию граждан, к которой гражданин относился до изменения условий, указанных в настоящей части, исходя из первоначальной очередности для этой категории. Граждане, принятые на учет в качестве имеющих право на получение жилищных субсидий до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, сохраняют право на получение жилищных субсидий в соответствии с имеющейся очередностью для каждой категории граждан.
Из материалов учетного дела № следует, что 23.10.2000 в администрацию МО «Удорский район» обратилась ФИО1 ДД.ММ.ГГГГ г.р. с заявлением о включении ее в список граждан, имеющих право на получение жилищной субсидии для приобретения (строительства) жилья. В качестве членов ее семьи указаны: супруг Макаров В.Н. ДД.ММ.ГГГГ г.р., дети ФИО3 ДД.ММ.ГГГГ г.р., ФИО4 ДД.ММ.ГГГГ г.р., внучка ФИО5 ДД.ММ.ГГГГ г.р. Уведомлением от 22.04.2003 № 413 ФИО1 сообщено, что с 23.10.2000 она постановлена на учет по переселению граждан из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностям по категории «инвалиды 1 и 2 группы» под номером 62. Постановлением главы администрации МО «Удорский район» от 28.07.2003 № 251 утвержден список граждан, имеющих право на получение жилищных субсидий, согласно приложению № 1 которого под № 62 указана ФИО1 по категории «инвалиды 1 и 2 группы» на состав семьи из 5 человек.
Согласно свидетельству о смерти от ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 ДД.ММ.ГГГГ г.р. умерла 21 марта 2008 года.
В связи с этим, постановлением главы администрации МР «Удорский» - руководителя администрации района от 03.09.2008 № 610 ФИО1 снята с учета граждан, нуждающихся в жилых помещениях.
Уведомлением от 01.09.2011 № 1-18-1 Макарову В.Н. сообщено, что с 24.10.2000 он поставлен на учет по переселению граждан из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностям по категории «пенсионеры» под номером 260.
Постановлением руководителя администрации МР «Удорский» от 08.09.2017 № 673 за Макаровым В.Н. признано право на получение жилищной субсидии для приобретения жилья в связи переселением из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей по категории «пенсионеры» с 24.10.2000 на состав семьи из 3 человек. Заявление Макарова В.Н. от 09.06.2018 о переводе его из категории «пенсионеры» в категорию «инвалиды 1 и 2 группы» вместо покойной супруги, уведомлением от 27.07.2018 № 1304/01-27 оставлено без удовлетворения.
Судом установлено, что Макаров В.Н. зарегистрирован и проживает в <адрес>, что подтверждается сведениями МП ОМВД России по Удорскому району и администрации ГП «Усогорск». Указанная квартира 2010 году им приватизирована и оформлена в общую долевую собственность по 1/3 доли вправе на каждого на имя: Макарова В.Н., его дочери ФИО3 и внучки ФИО8 которые также зарегистрированы и проживают в указанном жилом помещении в качестве членов семьи истца.
По сведениям УПФР в Усть-Вымском районе Макаров В.Н. является получателем страховой пенсии по старости, имея стаж работы в местностях, приравненным к районам Крайнего Севера более 30 лет.
Таким образом, суд пришел к выводу, что первоначально с 23.10.2000 на учете по переселению граждан из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностям состояла супруга истца ФИО1 по категории «инвалиды 1 и 2 группы», поскольку имела 2 группу инвалидности по общему заболеванию, что подтверждается документально (л.д. 1-5, 13 учетного дела). Состав ее семьи состоял из 5 человек, в том числе и супруг Макаров В.Н. После смерти в 2008 году ФИО1 администрацией МР «Удорский» в 2011 году принято решение о постановке с 24.10.2000 на этот учет члена семьи умершей Макарова В.Н. (л.д. 24 учетного дела). В 2017 году за ним признано право на получение жилищной субсидии для приобретения жилья по категории «пенсионеры» с 24.10.2000 с составом семьи из 3 человек (л.д. 60 учетного дела).
В силу положений статьи 11 ГПК РФ, суд обязан разрешать гражданские дела на основании Конституции Российской Федерации, международных договоров Российской Федерации, федеральных конституционных законов, федеральных законов, нормативных правовых актов Президента Российской Федерации, нормативных правовых актов Правительства Российской Федерации, нормативных правовых актов федеральных органов государственной власти, конституций (уставов), законов, иных нормативных правовых актов органов государственной власти субъектов Российской Федерации, нормативных правовых актов органов местного самоуправления. Суд разрешает гражданские дела, исходя из обычаев делового оборота в случаях, предусмотренных нормативными правовыми актами. В случае отсутствия норм права, регулирующих спорное отношение, суд применяет нормы права, регулирующие сходные отношения (аналогия закона), а при отсутствии таких норм разрешает дело, исходя из общих начал и смысла законодательства (аналогия права).
Согласно подпункту «з» пункта 21 Положения о регистрации и учете граждан, имеющих право на получение социальных выплат для приобретения жилья в связи с переселением из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, утвержденном Постановлением Правительства РФ от 10.12.2002 N 879, граждане снимаются с учета имеющих право на получение социальных выплат для приобретения жилья в случае смерти (при этом право на получение социальной выплаты сохраняется за членами семьи умершего гражданина (с учетом даты постановки на учет такого гражданина и очередности ее предоставления). В этом случае получателем социальной выплаты становится один из членов семьи такого гражданина, действующий на основании нотариально заверенной доверенности на право получения социальной выплаты, выданной ему другими совершеннолетними членами семьи).
Подпункт «з» пункта 21 изложен в редакции Постановления Правительства РФ от 03.11.2011 N 909 и действует с 01.01.2012. До указанного времени данный подпункт в качестве основания снятия с учета устанавливал только факт смерти.
Аналогичная норма с 01.01.2012 введена и в статью 1 Федерального закона от 25.10.2002 № 125-ФЗ Федеральным законом от 17.07.2011 N 212-ФЗ.
До внесения указанных изменений Федеральным законом от 25 октября 2002 г. N 125-ФЗ "О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей" возможность сохранения за членами семьи умершего гражданина, состоявшего на учете в качестве имеющего право на получение жилищной субсидии, права на ее получение прямо в статье 1 Федерального закона N 125-ФЗ предусмотрена не была.
Вместе с тем прямого запрета на указанное правопреемство Федеральный закон от 25 октября 2002 г. N 125-ФЗ в редакции, действовавшей на момент возникновения спорных правоотношений, не содержал.
В соответствии с частью 2 статьи 19 Конституции РФ государство гарантирует равенство прав и свобод человека и гражданина независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств.
По смыслу подлежащих применению к спорным отношениям норм материального права, члены семей граждан, состоявших на учете в качестве имеющих право на получение жилищных субсидий для приобретения жилых помещений в связи с переселением из районов Крайнего Севера, но умерших до введения в действие Федерального закона N 212-ФЗ, то есть до 1 января 2012 года, так же как и члены семей граждан, состоявших на учете на получение жилищных субсидий, но умерших после 1 января 2012 года, сохраняют право на получение жилищной субсидии на приобретение или строительство жилого помещения. Иное толкование указанных нормативных положений привело бы к неоправданным различиям в объеме прав граждан, относящихся к одной и той же категории (член семьи гражданина, состоявшего на учете в качестве имеющего право на получение жилищной субсидии), в зависимости от даты смерти гражданина, состоявшего на учете в качестве имеющего право на получение жилищной субсидии.
В соответствии со статьей 56 ГПК РФ, содержание которой следует рассматривать в контексте с положениями пункта 3 статьи 123 Конституции РФ и статьи 12 ГПК РФ, закрепляющих принципы состязательности гражданского судопроизводства и принцип равноправия сторон, каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
Учитывая вышеизложенное, истец в качестве члена семьи гражданина, состоявшего на учете в качестве имеющего право на получение жилищной субсидии гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера, но умершего до получения жилищной субсидии и до вступления в силу изменений в Федеральный закон N 125-ФЗ, не может быть лишен права на получение жилищной субсидии исходя из факта смерти ее супруги до 1 января 2012 года.
В связи с этим, суд приходит к выводу о том, что доводы ответчика и третьего лица основаны на ошибочном толковании закона, поскольку право гражданина на получение жилищной субсидии, приобретенное им до вступления в силу новой редакции Федерального закона от 25 октября 2005 года N 125-ФЗ "О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей", не может быть ограничено принятыми в дальнейшем нормативными правовыми актами, т.к. придание обратной силы закону, ухудшающему положение граждан, фактически означает утрату для этих лиц права на получение жилищной субсидии, приобретенного в соответствии с ранее действовавшим законодательством.
При этом, в силу положений статьи 2 Федерального закона от 25 октября 2005 года N 125-ФЗ право истца возникло с 23.10.2000, т.е. с даты подачи его умершей супругой заявления о постановке на учет.
В соответствии с частью 3 статьи 196 ГПК РФ судом принимается решение по заявленным исковым требованиям.
При таких обстоятельствах, заявленные исковые требования суд находит обоснованными, основанными на законе и подлежащими удовлетворению.
В соответствии со статьей 98 ГПК РФ стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает возместить с другой стороны понесенные по делу судебные расходы пропорционально удовлетворенным требованиям. Положениями статьи 333.36. Налогового кодекса РФ органы местного самоуправления, выступающие по делам, рассматриваемым в судах общей юрисдикции, в качестве истцов или ответчиков, освобождены только от уплаты государственной пошлины, однако не освобождены от возмещения судебных расходов. Поскольку оплата госпошлины была произведена истцом, то с ответчика в пользу истца подлежат возмещению указанные расходы.
Руководствуясь статьями 194, 198 и 199 ГПК РФ,
решил:
Исковое заявление Макарова В.Н. к администрации МР «Удорский» о восстановлении в списках граждан, имеющих право на получение социальных выплат для приобретения жилья в связи с переселением из районов Крайнего Севера, удовлетворить.
Признать за Макаровым В.Н. право на получение социальных выплат для приобретения жилья, в связи с переселением из районов Крайнего Севера по категории «инвалиды 1, 2 группы» с 23 октября 2000 года.
Обязать администрацию МР «Удорский» восстановить Макарова В.Н. в списках граждан, имеющих право на получение социальных выплат для приобретения жилья в связи с переселением из районов Крайнего Севера, по категории «инвалиды 1, 2 группы», с 23 октября 2000 года.
Взыскать с администрации МР «Удорский» в пользу Макарова В.Н. расходы по оплате государственной пошлины в размере 300 (триста) рублей.
На решение суда может быть подана апелляционная жалоба в Верховный суд Республики Коми через Удорский районный суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Председательствующий
Мотивированное решение принято 05 октября 2018 года в Удорском районном суде.