производство № 2-3560/22
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
24 августа 2022 года г.Липецк
Советский районный суд г.Липецка в составе:
председательствующего судьи Гончаровой Л.А.,
при секретаре Симонян С.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Гординой Раисы Макаровны, Рожкова Артема Дмитриевича, Рожкова Дмитрия Дмитриевича, Косаревой Анастасии Дмитриевны, Макиной Светланы Дмитриевны, Рожковой Светланы Анатольевны и Рожкова Дмитрия Владимировича, действующих в своих интересах и интересах <данные изъяты>, <данные изъяты>, <данные изъяты>, <данные изъяты>, к Департаменту жилищно-коммунального хозяйства администрации города Липецка и администрации города Липецка о предоставлении жилого помещения взамен аварийного,
У С Т А Н О В И Л:
Гордина Р.М., Рожков А.Д., Рожков Д.Д., Косарева А.Д., Макина С.Д., Рожкова С.А. и Рожков Д.В., действующие в своих интересах и интересах <данные изъяты>, <данные изъяты>, <данные изъяты>, <данные изъяты> обратились с вышеуказанным иском к Департаменту жилищно-коммунального хозяйства администрации г.Липецка, указывая, что их семья с 1963 года на основании договора социального найма, заключенного с Гординой Р.М., проживает в жилом помещении, состоящем из двух жилых комнат в трехкомнатной <адрес>, имеющей общую площадь 50,9 кв.м., жилую площадь 21 кв.м.. Данный многоквартирный дом в 2014 был признан аварийным. С 2000 года их семья считается малоимущей, состоит на учете в качестве нуждающейся в жилом помещении по договору социального найма. Департамент жилищно-коммунального хозяйства администрации г.Липецка сообщил, что для переселения им предоставляется 1-комнатная квартира, площадью 36 кв.м., либо 2 комнаты в 3-х комнатной квартире. С таким предложением истцы не согласны, полагают, что в результате предоставления им предлагаемого жилья будут нарушены санитарные нормы, предусматривающие минимальный размер жилой площади при предоставлении жилья из маневренного фонда 6 кв.м. на одного человека. Поэтому истцы и просили суд обязать ответчика предоставить Гординой Р.М. на состав семьи 10 человек, по договору социального найма жилое помещение, состоящее из трех жилых комнат, в черте города, отвечающее санитарным и техническим требованиям со степенью благоустройства применительно к условиям города Липецка, общей площадью не менее 66 кв.м.
Определением суда от 10.08.2022, занесенным в протокол судебного заседания, по ходатайству истцов к участию в деле в качестве соответчика была привлечена администрация г.Липецка.
В судебном заседании истец Гордина Р.М., её представитель по доверенности Боблак Н.В., истцы Рожков Д.Д., несовершеннолетняя <данные изъяты> <данные изъяты> Макина С.Д., Рожкова С.А. и Рожков Д.В., действуя от себя лично и в качестве законных представителей <данные изъяты> <данные изъяты> <данные изъяты> <данные изъяты> поддержали заявленные требования в полном объеме.
Представитель ответчика администрации г.Липецка по доверенности Селезнева Д.С. иск не признала.
Истец Косарева А.Д., представитель ответчика Департамента жилищно-коммунального хозяйства администрации г.Липецка в судебное заседание не явились, будучи надлежащим образом извещенными о дате, месте и времени рассмотрения спора.
Выслушав стороны, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.
Судом установлено и документально подтверждено, что жилое помещение, состоящее из двух жилых комнат в трехкомнатной <адрес>, было предоставлено Гординой Р.М. на состав семьи по ордеру Исполнительного комитета Левобережного районного Совета депутатов трудящихся от 28.02.1983 № 208.
16.03.2010 муниципальным образованием город Липецк с Гординой Р.М. в отношении данного жилого помещения был заключен договор социального найма № 388, по условиям которого ( с учетом изменений, внесенных в договор соглашением № 889 от 20.09.2015) совместно с нанимателем в жилом помещении проживают 9 членов семьи: Рожковы С.А., А.Д., Д.В., А.Д., Д.Д., <данные изъяты> <данные изъяты> <данные изъяты> С.Д..
Согласно выписке из Единого государственного реестра недвижимости от 19.01.2022 <адрес> является муниципальной собственностью, общая площадь её составляет 51,4 кв.м..
Из договора социального найма от 16.03.2010, выписки из лицевого счета на <адрес>, технического паспорта здания с экспликацией, следует, что занимаемые истцами две жилые комнаты имеют суммарную жилую площадь 21 кв.м.
Согласно выпискам из домовой книги и лицевого счета на вышеназванное жилое помещение по состоянию на 4.08.2022 в нем в качестве постоянно проживающих зарегистрированы 11 человек: Гордина Р.М. ( наниматель), Косарева А.Д., Рожков Д.Д., Макина С.Д., Рожков А.Д., Рожкова С.А., Рожков Д.В., <данные изъяты>, <данные изъяты>, <данные изъяты>, <данные изъяты>
Свидетельством о заключении брака от ДД.ММ.ГГГГ подтверждается факт наличия брака между Рожковым Д.В. и Рожковой С.А..
Свидетельствами рождении от ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ подтверждается, что <данные изъяты>, ДД.ММ.ГГГГ г.рождения, <данные изъяты>, ДД.ММ.ГГГГ г.рождения, <данные изъяты>, ДД.ММ.ГГГГ г.рождения, являются детьми Рожкова Д.В. и Рожковой С.А..
Свидетельством о рождении от ДД.ММ.ГГГГ подтверждается, что несовершеннолетняя <данные изъяты> является дочерью Макиной (до брака Рожковой) С.Д.
Постановлением администрации города Липецка от 11.04.2014 № 802 <адрес> был признан аварийным и подлежащим сносу.
Постановлением администрации Липецкой области от 25.03.2019 №159 была утверждена областная адресная программа "Переселение граждан из аварийного жилищного фонда, расположенного на территории Липецкой области, на 2019-2025 годы", задачей которой определено переселение граждан из аварийных многоквартирных домов, признанных аварийными и подлежащими сносу или реконструкции, в связи с физическим износом в процессе их эксплуатации.
В приложении №2 к данной адресной программе определен Перечень многоквартирных домов, признанных аварийными до 1.01.2017, в который под номером № включен и вышеназванный многоквартирный дом, планируемая дата окончания переселения которого определена – 31.12.2022.
Из сообщения Департамента жилищно-коммунального хозяйства администрации г.Липецка на имя главного консультанта правового управления администрации города Липецка от 20.07.2022 № 3668-01-09 следует, что Рожкова С.А. состоит на учете граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях в администрации города Липецка с 8.10.2001 с составом семьи четыре человека ( муж Рожков Д.В., дочь <данные изъяты>, сын Рожков Д.Д., дочь <данные изъяты>). По состоянию на 19.07.2022 её очередь по городу Липецку №.
Для переселения Рожковой С.А. из <адрес> запланирована двухкомнатная квартира по адресу: <адрес>, общей площадью 45,2 кв.м.
Согласно сообщению Департамента жилищно-коммунального хозяйства администрации г.Липецка на имя главного консультанта правового управления администрации города Липецка ( ответ на №12Д-03-07 от 16.08.2022) в <адрес> расположены 9 помещений, по состоянию на текущий период расселены 8 жилых помещений.
Из комиссионного акта представителей ДЖКХ администрации г.Липецка от 14.07.2022 усматривается, что в результате обследования <адрес> на предмет фактического проживания собственников и нанимателей жилых помещений установлено, что инженерные системы теплоснабжения, водоснабжения, электроснабжения, водоотведения находятся в нерабочем состоянии ( разрушены), оконные блоки частично отсутствуют, отсутствуют входные дверные блоки. Дом находится в полуразрушенном состоянии, инженерные системы разрушены, жители в данном доме не проживают.
Из объяснений представителя администрации г.Липецка по доверенности Селезневой Д.С., которые были даны в судебном заседании, следует, что на сегодняшний день администрацией города Липецка не издавалось никаких распорядительных актов, направленных на переселение жильцов <адрес> в порядке переселения из аварийного жилищного фонда.
Конституция Российской Федерации гарантирует право каждого на жилище, одновременно закрепляя обязанность органов государственной власти и органов местного самоуправления создавать для этого необходимые условия (части 1 и 2 статьи 40). В числе основных направлений жилищной политики государства, призванных обеспечить комфортные, достойные и безопасные условия проживания и жизнедеятельности граждан, ликвидация аварийного жилищного фонда и проведение капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах.
Базовые принципы реализации жилищных прав граждан определены в Жилищном кодексе Российской Федерации.
В силу части 1 статьи 1 Жилищного кодекса Российской Федерации органы местного самоуправления обязаны обеспечить условия для осуществления гражданами права на жилище и его безопасность.
Согласно пункту 6 статьи 2 Жилищного кодекса Российской Федерации органы государственной власти и органы местного самоуправления в пределах своих полномочий обеспечивают условия для осуществления гражданами права на жилище, в том числе, осуществляют контроль за использованием и сохранностью жилищного фонда.
В силу статьи 86 Жилищного кодекса Российской Федерации, если дом, в котором находится жилое помещение, занимаемое по договору социального найма, подлежит сносу, выселяемым из него гражданам органом государственной власти или органом местного самоуправления, принявшими решение о сносе такого дома, предоставляются другие благоустроенные жилые помещения по договорам социального найма.
Согласно Обзору судебной практики по делам, связанным с обеспечением жилищных прав граждан в случае признания жилого дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утвержденном Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 29 апреля 2014года, если при рассмотрении дела будет установлено, что помещение, в котором проживает гражданин, представляет опасность для жизни и здоровья по причине его аварийного состояния или по иным основаниям, то предоставление иного жилого помещения, отвечающего санитарным и техническим требованиям, взамен непригодного для проживания не может быть поставлено в зависимость от наличия плана и срока сноса дома. Суд может обязать орган местного самоуправления предоставить истцу другое благоустроенное жилое помещение во внеочередном порядке.
Учитывая вышеуказанные правовые нормы, принимая во внимание, что судом бесспорно установлено, что жилое помещение, занимаемое истцами в настоящее время представляет опасность для их жизни и здоровья по причине его аварийного состояния, так как он находится в полуразрушенном состоянии и в нем не функционируют инженерные системы, а администрацией города Липецка не разрешен вопрос о предоставлении истцам другого жилого помещения, суд приходит к выводу об обоснованности заявленных исковых требований о предоставлении жилого помещения взамен аварийного.
Вместе с тем, требования истцов о предоставлении им жилого помещения, состоящего из трех жилых комнат, общей площадью не менее 66 кв.м., суд находит не основанными на нормах действующего законодательства.
Согласно частям 1 и 2 статьи 89 указанного Кодекса предоставляемое гражданам в связи с выселением по основаниям, которые предусмотрены статьями 86 - 88 настоящего Кодекса, другое жилое помещение по договору социального найма должно быть благоустроенным применительно к условиям соответствующего населенного пункта, равнозначным по общей площади ранее занимаемому жилому помещению, отвечать установленным требованиям и находиться в границах данного населенного пункта. В случаях, предусмотренных федеральным законом, такое предоставляемое жилое помещение с согласия в письменной форме граждан может находиться в границах другого населенного пункта субъекта Российской Федерации, на территории которого расположено ранее занимаемое жилое помещение. В случаях, предусмотренных федеральным законом или нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации, гражданам, которые состоят на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях или имеют право состоять на данном учете, жилые помещения предоставляются по нормам предоставления.
Если наниматель и проживающие совместно с ним члены его семьи до выселения занимали квартиру или не менее чем две комнаты, наниматель соответственно имеет право на получение квартиры или на получение жилого помещения, состоящего из того же числа комнат, в коммунальной квартире.
Из указанных правовых норм следует, что по общему правилу предоставление гражданам в связи со сносом дома другого жилого помещения носит компенсационный характер и гарантирует им условия проживания, которые не должны быть ухудшены по сравнению с прежними.
На это обращено внимание и в Постановлении Пленума Верховного Суда РФ от 2 июля 2009г.N14 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации", указавшего в пункте 37, что по делам о выселении граждан в другое благоустроенное жилое помещение по основаниям, предусмотренным статьями86-88 ЖК РФ, то есть в связи с невозможностью использования жилого помещения по назначению (дом, в котором находится жилое помещение, подлежит сносу; жилое помещение подлежит переводу в нежилое помещение; жилое помещение признано непригодным для проживания; в результате реконструкции или капитального ремонта жилого дома жилое помещение не сохраняется или уменьшается, в результате чего граждане могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях (статья51 ЖК РФ), или увеличивается, в результате чего общая площадь жилого помещения на одного члена семьи существенно превысит норму предоставления (статья50 ЖК РФ), судам надлежит учитывать, что предоставляемое гражданам по договору социального найма другое жилое помещение должно отвечать требованиям статьи89 ЖК РФ: оно должно быть благоустроенным применительно к условиям соответствующего населенного пункта, равнозначным по общей площади ранее занимаемому жилому помещению, отвечать установленным требованиям и находиться в черте данного населенного пункта. Если наниматель и члены его семьи занимали квартиру или комнату (комнаты) в коммунальной квартире, им предоставляется квартира или жилое помещение, состоящее из того же числа комнат, в коммунальной квартире.
Судам необходимо также иметь в виду, что при выселении граждан из жилых помещений по основаниям, перечисленным в статьях86-88 ЖК РФ, другое благоустроенное жилое помещение по договору социального найма, равнозначное по общей площади ранее занимаемому, предоставляется гражданам не в связи с улучшением жилищных условий, а потому иные обстоятельства (названные, например, в части5 статьи57, статье58 ЖК РФ), учитываемые при предоставлении жилых помещений гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, во внимание не принимаются. При этом граждане, которым в связи с выселением предоставлено другое равнозначное жилое помещение, сохраняют право состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, если для них не отпали основания состоять на таком учете (статья55 ЖК РФ).
Этому разъяснению корреспондирует неоднократно высказанная правовая позиция Конституционного Суда Российской Федерации, согласно которой положения статьи 89 Жилищного кодекса Российской Федерации, гарантирующие определенные условия проживания гражданам, переселяемым в другие жилые помещения по основаниям, перечисленным в статьях 86-88 данного Кодекса, направлены на обеспечение защиты их интересов и потому сами по себе не могут рассматриваться как нарушающие какие-либо конституционные права и свободы (определения от 16 ноября 2006года N503-О, от 28 мая 2009года N605-О-О, от 27 января 2011года N21-О-О, от 27 октября 2015года N2470-О, от 28 сентября 2017года N1925-О и др.); внеочередной характер обеспечения другими жилыми помещениями граждан, переселяемых из признанных непригодными для проживания жилых помещений, обусловливает, в свою очередь, и исключительно компенсационный характер такого обеспечения, поскольку целью законодателя в данном случае было не улучшение жилищных условий по количественным показателям, а сохранение как минимум имеющейся обеспеченности граждан жильем (чтобы права граждан при выселении не были ущемлены) с одновременным улучшением жилищных условий с точки зрения безопасности (определения от 3 ноября 2009года N1368-О-О, от 29 мая 2012года N928-О, от 24 сентября 2012года N1573-О и др.). При этом граждане, которым в связи с переселением предоставлено другое равнозначное жилое помещение, сохраняют право состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, если не отпали основания для сохранения за ними права состоять на таком учете (статья 55 Жилищного кодекса Российской Федерации) ( определение от 26 марта 2019года N729-О)
Как установлено судом, в настоящее время истцы занимают жилое помещение, состоящее из двух жилых комнат, имеющих суммарную площадь 21 кв.м., в трехкомнатной квартире общей площадью 51,4 кв.м.
Из чего следует, что на 21 кв.м. жилой площади приходится 8,3 кв.м. вспомогательной площади.
Поэтому, исходя из вышеуказанных норм материального права, на администрацию г.Липецка надлежит возложить обязанность предоставить Гординой Р.М. на состав семьи по договору социального найма благоустроенное жилое помещение, отвечающее санитарным и техническим требованиям, общей площадью не менее 29,3 кв.м. ( 21 кв.м.+ 8,3 кв.м.), состоящее из двух жилых комнат, взамен жилого помещения, расположенного по адресу: <адрес>.
При этом в удовлетворении исковых требований Гординой Раисы Макаровны, Рожкова Артема Дмитриевича, Рожкова Дмитрия Дмитриевича, Косаревой Анастасии Дмитриевны, Макиной Светланы Дмитриевны, Рожковой Светланы Анатольевны и Рожкова Димитрия Владимировича, действующих в своих интересах и интересах несовершеннолетних <данные изъяты>, <данные изъяты>, <данные изъяты>, <данные изъяты>, к Департаменту жилищно-коммунального хозяйства администрации города Липецка о предоставлении жилого помещения взамен аварийного, надлежит отказать, как заявленных к ненадлежащему ответчику.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.194-198 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Исковые требования Гординой Раисы Макаровны, Рожкова Артема Дмитриевича, Рожкова Дмитрия Дмитриевича, Косаревой Анастасии Дмитриевны, Макиной Светланы Дмитриевны, Рожковой Светланы Анатольевны и Рожкова Дмитрия Владимировича, действующих в своих интересах и интересах <данные изъяты>, <данные изъяты>, <данные изъяты>, <данные изъяты>, к администрации города Липецка о предоставлении жилого помещения взамен аварийного удовлетворить частично.
Обязать администрацию города Липецка ( ИНН 4826001213) предоставить Гординой Раисе Макаровне на состав семьи 10 человек, включая Рожкова Артема Дмитриевича, Рожкова Дмитрия Дмитриевича, Косареву Анастасию Дмитриевну, Макину Светлану Дмитриевну, Рожкову Светлану Анатольевну, Рожкова Дмитрия Владимировича, <данные изъяты>, <данные изъяты>, <данные изъяты>, <данные изъяты>, по договору социального найма благоустроенное жилое помещение, отвечающее санитарным и техническим требованиям, общей площадью не менее 29,3 кв.м., состоящее из двух жилых комнат, взамен жилого помещения, расположенного по адресу: <адрес>, признанного аварийным и подлежащим сносу.
В удовлетворении исковых требований Гординой Раисы Макаровны, Рожкова Артема Дмитриевича, Рожкова Дмитрия Дмитриевича, Косаревой Анастасии Дмитриевны, Макиной Светланы Дмитриевны, Рожковой Светланы Анатольевны и Рожкова Димитрия Владимировича, действующих в своих интересах и интересах несовершеннолетних <данные изъяты>, <данные изъяты>, Рожковой <данные изъяты>, <данные изъяты>, к Департаменту жилищно-коммунального хозяйства администрации города Липецка о предоставлении жилого помещения взамен аварийного отказать.
Решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в Липецкий областной суд через Советский районный суд г.Липецка в течение месяца с момента изготовления решения в окончательной форме.
Председательствующий: Л.А.Гончарова
Полное мотивированное решение
изготовлено 31.08.2022