Дело № 2а-2848/2021
УИД: 51RS0003-01-2021-004215-68
Решение в окончательной форме изготовлено 24 сентября 2021 года
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
20 сентября 2021 года город Мурманск
Ленинский районный суд города Мурманска в составе:
председательствующего судьи Чернецовой О.Н.,
при помощнике судьи Нефедовской И.И.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 9 по Мурманской области к ФИО о взыскании задолженности по страховым взносам,
УСТАНОВИЛ:
Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы № 9 по Мурманской области (далее – МИФНС № 9 по Мурманской области, Инспекция) обратилась в суд с административным иском к ФИО о взыскании задолженности по страховым взносам.
В обоснование заявленных требований административный истец указал, что ФИО с 25.09.2017 по 12.01.2021 являлся индивидуальным предпринимателем. Поскольку величина дохода ФИО в 2017-2019 годах не превышала 300 000 рублей, сумма страховых взносов, подлежащая уплате, составляет: за расчетный период 2017 год на обязательное пенсионное страхование – 6 240 рублей, на обязательное медицинское страхование – 1 224 рубля; за расчетный период 2018 год на обязательное пенсионное страхование – 26 545 рублей, на обязательное медицинское страхование – 5 840 рублей; за расчетный период 2019 год на обязательное пенсионное страхование – 29 354 рубля, на обязательное медицинское страхование – 6 884 рубля. В установленный законом срок, налогоплательщик не оплатил страховые взносы за 2017-2019 годы, что послужило основанием для направления в адрес ФИО требований № 7726 от 13.02.2018, № 7274 от 04.02.2019, № 4551 от 16.01.2020 об уплате страховых взносов. Указанные требования административным ответчиком не исполнены. На дату подачи административного искового заявления задолженность административного ответчика составляет: по требованию № 7726 от 13.02.2018 недоимка по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование – 6 240 рублей, недоимка по страховым взносам на обязательное медицинское страхование – 1 224 рубля, пени по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование – 35 рублей 46 копеек, пени по страховым взносам на обязательное медицинское страхование – 6 рублей 96 копеек; по требованию № 7274 от 04.02.2019 недоимка по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование – 26 545 рублей, недоимка по страховым взносам на обязательное медицинское страхование – 5 840 рублей, пени по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование – 40 рублей 48 копеек, пени по страховым взносам на обязательное медицинское страхование – 8 рублей 91 копейка; по требованию № 4551 от 16.01.2020 недоимка по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование – 29 354 рубля, недоимка по страховым взносам на обязательное медицинское страхование – 6 884 рубля. Просит взыскать с административного ответчика указанную задолженность по уплате страховых взносов за 2017-2019 годы и пени в общей сумме 76 178 рублей 81 копеек.
Представитель административного истца в судебное заседание не явился, о времени и месте судебного заседания извещен надлежащим образом.
Административный ответчик ФИО в судебное заседание не явился, о времени и месте судебного разбирательства извещался надлежащим образом.
Исследовав материалы административного дела, суд приходит к следующему.
Согласно статье 419 Налогового кодекса Российской Федерации плательщиками страховых взносов признаются лица, являющиеся страхователями в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования, в том числе, индивидуальные предприниматели, адвокаты, медиаторы, нотариусы, занимающиеся частной практикой, арбитражные управляющие, оценщики, патентные поверенные и иные лица, занимающиеся в установленном законодательством Российской Федерации порядке частной практикой.
Пунктом 1 статьи 430 Налогового кодекса Российской Федерации (в редакции, действующей на дату возникновения спорных правоотношений) установлено, что плательщики, указанные в подпункте 2 пункта 1 статьи 419 настоящего Кодекса, уплачивают: страховые взносы на обязательное пенсионное страхование в размере, который определяется в следующем порядке, если иное не предусмотрено настоящей статьей: в случае, если величина дохода плательщика за расчетный период не превышает 300 000 рублей, - в фиксированном размере 23 400 рублей за расчетный период 2017 года, 26 545 рублей за расчетный период 2018 года, 29 354 рублей за расчетный период 2019 года; страховые взносы на обязательное медицинское страхование в фиксированном размере 4 590 рублей за расчетный период 2017 года, 5 840 рублей за расчетный период 2018 года, 6 884 рублей за расчетный период 2019 года.
Пунктом 3 указанной статьи предусмотрено, что если плательщики начинают осуществлять предпринимательскую либо иную профессиональную деятельность в течение расчетного периода, фиксированный размер страховых взносов, подлежащих уплате ими за этот расчетный период, определяется пропорционально количеству календарных месяцев начиная с календарного месяца начала деятельности. За неполный месяц деятельности фиксированный размер страховых взносов определяется пропорционально количеству календарных дней этого месяца.
В соответствии с пунктом 5 статьи 430 Налогового кодекса Российской Федерации, если плательщики прекращают осуществлять предпринимательскую либо иную профессиональную деятельность в течение расчетного периода, соответствующий фиксированный размер страховых взносов, подлежащих уплате ими за этот расчетный период, определяется пропорционально количеству календарных месяцев по месяц, в котором утратила силу государственная регистрация физического лица в качестве индивидуального предпринимателя, или адвокат, нотариус, занимающийся частной практикой, арбитражный управляющий, занимающиеся частной практикой оценщик, патентный поверенный, медиатор и иные лица, занимающиеся в установленном законодательством Российской Федерации порядке частной практикой, сняты с учета в налоговых органах.
За неполный месяц деятельности соответствующий фиксированный размер страховых взносов определяется пропорционально количеству календарных дней этого месяца по дату государственной регистрации прекращения физическим лицом деятельности в качестве индивидуального предпринимателя, дату снятия с учета в налоговых органах адвоката, нотариуса, занимающегося частной практикой, арбитражного управляющего, оценщика, медиатора, патентного поверенного и иных лиц, занимающихся в установленном законодательством Российской Федерации порядке частной практикой, включительно.
Согласно пунктам 1, 2 статьи 432 Налогового кодекса Российской Федерации, исчисление суммы страховых взносов, подлежащих уплате за расчетный период плательщиками, указанными в подпункте 2 пункта 1 статьи 419 настоящего Кодекса, производится ими самостоятельно в соответствии со статьей 430 настоящего Кодекса, если иное не предусмотрено настоящей статьей.
Суммы страховых взносов исчисляются плательщиками отдельно в отношении страховых взносов на обязательное пенсионное страхование и страховых взносов на обязательное медицинское страхование.
Суммы страховых взносов за расчетный период уплачиваются плательщиками не позднее 31 декабря текущего календарного года, если иное не предусмотрено настоящей статьей. Страховые взносы, исчисленные с суммы дохода плательщика, превышающей 300 000 рублей за расчетный период, уплачиваются плательщиком не позднее 1 июля года, следующего за истекшим расчетным периодом.
Пунктом 5 статьи 432 Налогового кодекса Российской Федерации предусмотрено, что в случае прекращения физическим лицом деятельности индивидуального предпринимателя, прекращения статуса адвоката, освобождения от должности нотариуса, занимающегося частной практикой, прекращения членства арбитражного управляющего, оценщика, занимающегося частной практикой, в соответствующей саморегулируемой организации, исключения патентного поверенного, занимающегося частной практикой, из Реестра патентных поверенных Российской Федерации, прекращения занятия частной практикой оценщиком, патентным поверенным, прекращения деятельности медиатора, иных лиц, занимающихся в установленном законодательством Российской Федерации порядке частной практикой, уплата страховых взносов такими плательщиками осуществляется не позднее 15 календарных дней с даты снятия с учета в налоговом органе индивидуального предпринимателя, адвоката, нотариуса, занимающегося частной практикой, арбитражного управляющего, занимающихся частной практикой оценщика, патентного поверенного, медиатора, а также снятия с учета в налоговом органе физического лица, не являющегося индивидуальным предпринимателем, в качестве плательщика страховых взносов.
Судом установлено, что ФИО 25.09.2017 был зарегистрирован в качестве индивидуального предпринимателя, 12.01.2021 исключен из Единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей, что подтверждается выпиской из ЕГРИП (л.д. 13-15).
Согласно сведениям административного истца, ФИО исчислены страховые взносы за расчетный период 2017 год на обязательное пенсионное страхование – 6 240 рублей, на обязательное медицинское страхование – 1 224 рубля; за расчетный период 2018 год на обязательное пенсионное страхование – 26 545 рублей, на обязательное медицинское страхование – 5 840 рублей; за расчетный период 2019 год на обязательное пенсионное страхование – 29 354 рубля, на обязательное медицинское страхование – 6 884 рубля.
В силу пункта 1 статьи 45 Налогового кодекса Российской Федерации неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом или таможенным органом налогоплательщику требования об уплате налога.
В связи с тем, что в установленный законом срок страховые взносы уплачены не были, налоговым органом, в соответствии со статьями 69, 70 Налогового кодекса Российской Федерации, ФИО направлены требования: № 7726 по состоянию на 13.02.2018, которым предложено в срок до 06.03.2018 уплатить страховые взносы на обязательное медицинское страхование и обязательное пенсионное страхование за 2017 год, пени; № 7274 по состоянию на 04.02.2019 которым предложено в срок до 11.03.2019 уплатить страховые взносы на обязательное медицинское страхование и обязательное пенсионное страхование за 2018 год, пени; № 4551 по состоянию на 16.01.2020, которым предложено в срок до 14.02.2020 уплатить страховые взносы на обязательное медицинское страхование и обязательное пенсионное страхование за 2019 год, пени.
В связи с тем, что административный ответчик в спорный налоговый период с 2017 года по 2019 год являлся плательщиком страховых взносов, обязанность по их уплате не исполнил, то требования административного истца в целом являются обоснованными.
Вместе с тем суд полагает заявленные исковые требования не подлежащими удовлетворению, учитывая следующее.
В силу пункта 1 статьи 45 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах.
Согласно абзацу 13 пункта 2 статьи 11 Налогового кодекса Российской Федерации сумма налога, сумма сбора или сумма страховых взносов, не уплаченная в установленный законодательством о налогах и сборах срок, признается недоимкой.
Пунктом 2 статьи 69 Налогового кодекса Российской Федерации установлено, что при наличии у налогоплательщика недоимки, ему направляется требование об уплате налога.
При этом, согласно пункту 3 статьи 75 НК РФ, подлежат уплате налогоплательщиком и пени, которые начисляются за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога или сбора (страховых взносов), начиная со следующего за установленным законодательством о налогах и сборах дня уплаты налога (страхового взноса) по день исполнения обязанности по его уплате включительно.
В соответствии с пунктом 1 статьи 70 Налогового кодекса Российской Федерации требование об уплате налога, сбора, страховых взносов, пени и штрафа должно быть направлено налогоплательщику не позднее трех месяцев со дня выявления недоимки, если иное не предусмотрено настоящей статьей.
Неисполнение налогоплательщиками и плательщиками страховых взносов в добровольном порядке обязанности по уплате обязательных платежей и санкций, влечет их принудительное взыскание в порядке, предусмотренном нормами Налогового кодекса Российской Федерации и Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
При этом частью 2 статьи 286 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации установлено, что исковое заявление о взыскании обязательных платежей и санкций может быть подано в суд в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате обязательных платежей и санкций.
Изложенное свидетельствует о том, что законом установлен обязательный досудебный порядок урегулирования спора о взыскании с физического лица недоимки по налогам и пени, заключающейся в поэтапном выполнении требований налогового законодательства: направлении налогоплательщику уведомления, а затем и требования об уплате недоимки, неисполнение которого обусловливает возможность обращения налогового органа в судебные органы.
В силу положений абзаца 2 пункта 2 и пункта 9 статьи 45 Налогового кодекса Российской Федерации взыскание налога и страховых взносов с физического лица, не являющегося индивидуальным предпринимателем (прекратившего деятельность в качестве индивидуального предпринимателя), производится в порядке, предусмотренном статьей 48 Кодекса.
Согласно статье 48 Налогового кодекса Российской Федерации заявление о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов за счет имущества физического лица подается в отношении всех требований об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, по которым истек срок исполнения и которые не исполнены этим физическим лицом на дату подачи налоговым органом (таможенным органом) заявления о взыскании в суд.
Указанное заявление о взыскании подается налоговым органом (таможенным органом) в суд, если общая сумма налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, подлежащая взысканию с физического лица, превышает 10 000 рублей, за исключением случая, предусмотренного абзацем третьим пункта 2 данной статьи.
Заявление о взыскании подается в суд общей юрисдикции налоговым органом (таможенным органом) в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, если иное не предусмотрено данным пунктом.
Если в течение трех лет со дня истечения срока исполнения самого раннего требования об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, учитываемого налоговым органом (таможенным органом) при расчете общей суммы налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, подлежащей взысканию с физического лица, такая сумма налогов, сборов, страховых взносов, пеней, штрафов превысила 10 000 рублей, налоговый орган (таможенный орган) обращается в суд с заявлением о взыскании в течение шести месяцев со дня, когда указанная сумма превысила 10 000 рублей.
Пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления о взыскании может быть восстановлен судом.
Учитывая установленный требованием № 4551 от 16.01.2020 срок до 14.02.2020 для погашения недоимки по страховым взносам на сумму 36 238 рублей и пени на сумму 113 рублей 24 копейки, данное административное исковое заявление подлежало предъявлению в суд до 14.08.2020.
Настоящее административное исковое заявление направлено в Ленинский районный суд города Мурманска почтой 23.06.2021 (л.д. 29), то есть со значительным пропуском установленного законом срока для подачи административного иска.
Аналогичным образом является пропущенным срок для обращения в суд по требованию № 7726 от 13.02.2018 со сроком исполнения до 06.03.2018 для погашения недоимки по страховым взносам на сумму 7 464 рубля и пени на сумму 42 рубля 42 копейки, а также по требованию № 7274 от 04.02.2019 со сроком исполнения до 11.03.2019 для погашения недоимки по страховым взносам на сумму 32 385 рублей и пени на сумму 209 рублей 16 копеек.
Административным истцом ходатайство о восстановлении пропущенного срока не заявлено, каких-либо доказательств уважительности причин, объективно препятствовавших и не позволивших своевременно подготовить и подать заявление в суд, а также подтверждающих уважительность причин пропуска срока, не представлено.
Доводы административного истца о том, что шестимесячный срок для обращения в суд с заявлением о взыскании задолженности необходимо исчислять с даты утраты ФИО статуса индивидуального предпринимателя, основан на неверном толковании норм права, поскольку налоговое законодательство не рассматривает утрату статуса индивидуального предпринимателя как основание начала исчисления срока давности обращения в суд или даты нового течения срока для предъявления требований о взыскании недоимки по налогам и пени, образовавшийся в период действия статуса индивидуального предпринимателя.
Кроме того, из материалов дела следует, что неисполнение административным ответчиком в установленный срок требования № 7726 от 13.02.2018 об уплате задолженности по страховым взносам на обязательное пенсионное и медицинское страхование за 2017 год послужило основанием для вынесения налоговым органом постановления № 4093 от 19.04.2018 о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафа, процентов за счет имущества налогоплательщика (плательщика сбора, налогового агента, банка).
В соответствии с указанным постановлением налоговым органом произведено взыскание налогов, сборов, пеней, штрафов, процентов за счет имущества ФИО в пределах сумм, указанных в требовании № 7726, в том числе заявленных в исковом заявлении, страховых взносов в общей сумме 7 464 рублей, пени в сумме 42 рублей 42 копеек.
Из общедоступных сведений банка данных исполнительных производств, размещенных на сайте Федеральной службы судебных приставов в информационно-телекоммуникационной сети Интернет, а также представленных суду сведений следует, что данное постановление было направлено в ОСП Ленинского округа г. Мурманска и на его основании 26.04.2018 возбуждено исполнительное производство № 35223/18/51002-ИП, которое окончено 23.08.2018 на основании пункта 3 части 1 статьи 46 Федерального закона от 02.10.2007 № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве».
Сведений о повторном предъявлении указанного постановления к принудительному исполнению в материалах дела не имеется, доказательств обратного не представлено.
Неисполнение административным ответчиком в установленный срок требования № 7274 от 04.02.2019 об уплате задолженности по страховым взносам на обязательное пенсионное и медицинское страхование за 2018 год послужило основанием для вынесения налоговым органом постановления № 5591 от 26.06.2019 о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафа, процентов за счет имущества налогоплательщика (плательщика сбора, налогового агента).
В соответствии с указанным постановлением налоговым органом произведено взыскание налогов, сборов, пеней, штрафов, процентов за счет имущества ФИО в пределах сумм, указанных в требовании № 7274, в том числе заявленных в исковом заявлении, страховых взносов в общей сумме 32 385 рублей, пени в сумме 209 рублей 16 копеек.
Из общедоступных сведений банка данных исполнительных производств, размещенных на сайте Федеральной службы судебных приставов в информационно-телекоммуникационной сети Интернет, а также представленных суду сведений следует, что данное постановление было направлено в ОСП Ленинского округа г. Мурманска и на его основании 03.07.2019 возбуждено исполнительное производство № 84760/19/51002-ИП, которое окончено 26.12.2019 на основании пункта 3 части 1 статьи 46 Федерального закона от 02.10.2007 № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве».
Сведений о повторном предъявлении указанного постановления к принудительному исполнению в материалах дела не имеется, доказательств обратного не представлено.
В соответствии с частью 6.1 статьи 21 Федерального закона об исполнительном производстве оформленные в установленном порядке акты органов, осуществляющих контрольные функции, о взыскании денежных средств без приложения документов, указанных в части 6 настоящей статьи, могут быть предъявлены к исполнению в течение шести месяцев со дня их вынесения.
Частью 4 статьи 46 указанного Федерального закона установлено, что возвращение взыскателю исполнительного документа не является препятствием для повторного предъявления исполнительного документа к исполнению в пределах срока, установленного статьей 21 названного Закона.
Согласно части 3 статьи 22 Федерального закона об исполнительном производстве в случае возвращения исполнительного документа взыскателю в связи с невозможностью его исполнения срок предъявления исполнительного документа к исполнению исчисляется со дня возвращения исполнительного документа взыскателю.
На основании изложенного, суд приходит к выводу, что налоговым органом пропущен шестимесячный срок для повторного предъявления исполнительного документа задолго до прекращении деятельности ФИО в качестве индивидуального предпринимателя, что свидетельствует об отсутствии оснований для взыскания задолженности по страховым взносам на обязательное пенсионное и медицинское страхование за 2017 – 2018 годы, пени, поскольку административный истец утратил возможность принудительного взыскания недоимки.
Неисполнение административным ответчиком в установленный срок требования № 4551 от 16.01.2020 об уплате задолженности по страховым взносам на обязательное пенсионное и медицинское страхование за 2019 год послужило основанием для вынесения налоговым органом постановления № 1431 от 16.03.2020 о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафа, процентов за счет имущества налогоплательщика (плательщика сбора, налогового агента).
В соответствии с указанным постановлением налоговым органом произведено взыскание налогов, сборов, пеней, штрафов, процентов за счет имущества ФИО в пределах сумм, указанных в требовании № 4551, в том числе заявленных в исковом заявлении, страховых взносов в общей сумме 36 238 рублей, пени 113 рублей 24 копеек.
На основании постановления налогового органа № 1431 от 16.03.2020 ОСП Ленинского округа г. Мурманска УФССП России по Мурманской области возбуждено исполнительное производство № 29523/20/51002-ИП, которое до настоящего времени не окончено, находится в производстве судебных приставов-исполнителей, которыми принимаются меры принудительного исполнения требований исполнительного документа.
Установленные обстоятельства свидетельствуют о том, что налоговый орган воспользовался правом на взыскание с ФИО, имеющего статус индивидуального предпринимателя, спорной недоимки за 2019 год в соответствии с положениями статьи 47 НК РФ путем вынесения постановления о взыскании страховых взносов, пеней за счет имущества налогоплательщика и его предъявления для исполнения в службу судебных приставов.
Таким образом, суд приходит к выводу, что административным истцом реализован способ принудительного взыскания задолженности по страховым взносам за счет имущества налогоплательщика за 2019 год, то есть взыскание с ФИО существующей задолженности приведет к повторному взысканию страховых взносов, пени за счет имущества налогоплательщика, и как следствие повторной выдачи исполнительного документа по тождественным правоотношениям, что является недопустимым.
При таких обстоятельствах суд не находит оснований для удовлетворения исковых требований.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 175-180 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░ № 9 ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ – ░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░.
░░░░░: ░.░. ░░░░░░░░░