№
№
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
06 июля 2022 года г. Пудож
Пудожский районный суд Республики Карелия в составе:
председательствующего судьи Точинова С.В.,
при секретаре Ханаевой Е.В.,
с участием истца Богданова С.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Богданова С.А. к администрации Пудожского муниципального района о предоставлении жилого помещения,
у с т а н о в и л :
Богданов С.А. обратился в суд с исковым заявлением к администрации Пудожского муниципального района, в котором указал, что в 2005 году он был зарегистрирован и проживал по адресу: <адрес>. В апреле 2005 года был снят с регистрации без своего разрешения, поскольку дом по указанному адресу стал непригоден для проживания в связи с его ветхостью. Истец неоднократно обращался в администрацию Кубовского сельского поселения, администрацию Пудожского муниципального района, официально состоит на учете граждан в качестве нуждающихся в жилом помещении, получая ответы, что свободный жилой фонд для проживания отсутствует. Просит обязать администрацию Пудожского муниципального района предоставить ему жилое помещение.
В отзыве на иск администрация Пудожского муниципального района указала, что считает исковые требования Богданова С.А. не подлежащими удовлетворению. Жилое помещение по адресу: <адрес> никогда не находилось и не находится в собственности муниципального образования «Пудожский муниципальный район». Оснований для предоставления вне очереди жилого помещения по договору социального найма согласно ч.2 ст.57 Жилищного кодекса РФ нет. На учет в качестве нуждающегося истец поставлен администрацией сразу после его обращения 18.08.2019 под номером 66. При этом, на все обращения истца даны соответствующие ответы.
В качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельные требования относительно предмета спора, к участию в деле привлечена администрация Кубовского сельского поселения.
Истец Богданов С.А. заявленные требования поддержал. Также пояснил, что с 2004-2005 был зарегистрирован в указанном в иске жилом помещении, которое было предоставлено ему администрацией Кубовского сельского совета в многоквартирном доме. Был снят с регистрации без своего согласия. В настоящее время указанный дом не существует. В 2019 был поставлен на учет администрацией Пудожского муниципального района, как нуждающийся в жилом помещении. Полагает, что жилое помещение должно быть ему предоставлено во внеочередном порядке, поскольку потерял жилье не по своей вине, является лицом, не имеющим постоянного места жительства.
Ответчик - администрация Пудожского муниципального района, третье лицо, не заявляющее самостоятельных требований относительно предмета спора, - администрация Кубовского сельского поселения своих представителей в судебное заседание не направили, извещены о времени и месте рассмотрения дела.
Выслушав истца, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.
Закрепляя право на жилище, Конституция РФ одновременно возлагает на органы государственной власти и местного самоуправления обязанность по созданию условий для осуществления прав на жилище, при этом предусматривает малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, предоставлять бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными нормами (ст. 40 Конституции РФ).
Как следует из содержания ст.14 Жилищного Кодекса РФ (далее - ЖК РФ), к компетенции органов местного самоуправления относится учет муниципального жилищного фонда, контроль за его сохранностью и соответствием жилых помещений санитарным и техническим требованиям, признание жилых помещений муниципального жилищного фонда непригодными для проживания.
Статьей 49 ЖК РФ установлено, что категориям граждан, признанным по установленным Жилищным кодексом и (или) федеральным законом, указом Президента РФ или законом субъекта РФ основаниям нуждающимися в жилых помещениях, могут предоставляться по договорам социального найма жилые помещения муниципального жилищного фонда органами местного самоуправления в случае наделения данных органов в установленном законодательством порядке государственными полномочиями на обеспечение указанных категорий граждан жилыми помещениями. Жилые помещения муниципального жилищного фонда по договорам социального найма предоставляются указанным категориям граждан в установленном жилищном кодексом порядке, если иной порядок не предусмотрен федеральным законом, указом Президента РФ или законом субъекта РФ.
Согласно ч.1 ст.57 ЖК РФ жилые помещения предоставляются гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в порядке очередности исходя из времени принятия таких граждан на учет, за исключением установленных частью 2 настоящей статьи случаев. Между тем для отдельных категорий граждан законодатель предусмотрел возможность предоставления жилого помещения по договорам социального найма во внеочередном порядке.
В п.1 ч.2 ст.57 ЖК РФ установлено, что вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются гражданам, жилые помещения которых признаны в установленном порядке непригодными для проживания и ремонту или реконструкции не подлежат.
По смыслу названных положений основанием для возникновения права на внеочередное получение жилья лиц из числа граждан, указанных в п.1 ч.2 ст.57 ЖК РФ, является признание в установленном порядке непригодным для проживания и не подлежащим ремонту или реконструкции занимаемого ими ранее жилого помещения, а также подтверждение объективной нуждаемости в жилом помещении.
По информации администрации Пудожского муниципального района РК Богданов С.А. поставлен на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении с 18.08.2019 в виду отсутствия жилого помещения для проживания и подтверждения статуса малоимущего. Жилое помещение по адресу: <адрес> в установленном порядке непригодным не признавалось.
Согласно ответов администрации Кубовского сельского поселения Богданов С.А. был зарегистрирован по адресу: <адрес> с 13.04.2004 по 12.04.2005. Богданов состоит на учете в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий с 19.07.2021. Жилой дом по адресу: <адрес> полностью разрушен, по факту не существует. Указанный дом на балансе Кубовского сельского поселения не состоял, акт о техническом состоянии дома не составлялся.
При этом суд отмечает, что администрации Кубовского сельского поселения уклонилась от ответа на запрос суда об основаниях снятия истца с регистрационного учета.
Доводы третьего лица об отсутствии соответствующих документов вследствие ликвидации Кубовской сельской администрации местного самоуправления, как то указано в ответе на аналогичное обращение истца, не могут быть приняты во внимание, поскольку администрация Кубовского сельского поселения является правопреемником указанного лица.
Таким образом, суд находит, что администрацией Кубовского сельского поселения не подтверждена обоснованность снятия Богданова С.А. с регистрационного учета.
Согласно правовой позиции Конституционного Суда РФ, высказанной в Определении от 05.03.2009 N376-О-П, в случае признания жилого помещения в установленном порядке непригодным для проживания и не подлежащим ремонту и реконструкции, обязанность оказывать содействие в обеспечении нормальных жилищных условий гражданам, лишившимся жилища и не имеющим возможности обеспечить себя жильем самостоятельно, лежит на государстве в лице органов государственной и муниципальной власти.
Учитывая, что факт полного разрушения дома, где ранее проживал истец, и, как следствие, невозможность проживания в таковом, подтверждена материалами дела, суд находит, что Богданов С.А. подлежит обеспечению жильем во внеочередном порядке на основании п.1 ч.2 ст.57 ЖК РФ, несмотря на отсутствие заключения о признании жилого помещения непригодным для проживания и ремонта или реконструкции.
При таких обстоятельствах, исковые требования о предоставлении Богданову С.А. жилого помещения подлежат удовлетворению.
При обращении в суд истец был освобожден от уплаты государственной пошлины за рассмотрение настоящего дела.
Как установлено ч.4 ст.103 ГПК РФ, в случае, если обе стороны освобождены от уплаты судебных расходов, издержки, понесенные судом, а также мировым судьей в связи с рассмотрением дела, возмещаются за счет средств соответствующего бюджета.
Таким образом, расходы по уплате государственной пошлины за рассмотрение настоящего дела подлежат отнесению за счет соответствующего бюджета.
Руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд
р е ш и л :
Иск удовлетворить.
Обязать администрацию Пудожского муниципального района предоставить Богданову С.А. вне очереди на условиях социального найма жилое помещение на территории Пудожского городского поселения, отвечающее санитарным и техническим требованиям, общей площадью не менее нормы предоставления на одного человека.
Решение может быть обжаловано в Верховный суд Республики Карелия через Пудожский районный суд в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Мотивированное решение изготовлено 11.07.2022.
Судья Точинов С.В.