Дело №
в„–
Рћ Рџ Р Р• Р” Р• Р› Р• Рќ Р Р•
ДД.ММ.ГГГГ <адрес>
Второй кассационный суд общей юрисдикции
РІ составе СЃСѓРґСЊРё Р¤РРћ3,
рассмотрев гражданское дело РїРѕ РёСЃРєСѓ Р¤РРћ1 Рє Управлению Федеральной службы РїРѕ надзору РІ сфере защиты прав потребителей Рё благополучия человека РїРѕ РіРѕСЂРѕРґСѓ РњРѕСЃРєРІРµ, Федеральному бюджетному учреждению здравоохранения «Центр гигиены Рё эпидемиологии РІ РіРѕСЂРѕРґРµ Москве», Федеральной службе РїРѕ надзору РІ сфере транспорта РѕР± оспаривании санитарно-гигиенической характеристики условий труда работника
РїРѕ кассационной жалобе Р¤РРћ1 РЅР° определение Останкинского районного СЃСѓРґР° <адрес> РѕС‚ ДД.РњРњ.ГГГГ Рё апелляционное определение судебной коллегии РїРѕ гражданским делам РњРѕСЃРєРѕРІСЃРєРѕРіРѕ РіРѕСЂРѕРґСЃРєРѕРіРѕ СЃСѓРґР° РѕС‚ ДД.РњРњ.ГГГГ,
Сѓ СЃ С‚ Р° РЅ Рѕ РІ Рё Р»:
Р¤РРћ1 обратился РІ СЃСѓРґ СЃ РёСЃРєРѕРј Рє Управлению Федеральной службы РїРѕ надзору РІ сфере защиты прав потребителей Рё благополучия человека РїРѕ РіРѕСЂРѕРґСѓ РњРѕСЃРєРІРµ, Федеральному бюджетному учреждению здравоохранения «Центр гигиены Рё эпидемиологии РІ РіРѕСЂРѕРґРµ Москве», Федеральной службе РїРѕ надзору РІ сфере транспорта РѕР± оспаривании санитарно-гигиенической характеристики условий труда.
Р’ обоснование РёСЃРєР° указал, что ДД.РњРњ.ГГГГ истцом РІ Управление Роспотребнадзора РїРѕ <адрес> предоставлен пакет документов, включая извещение РѕС‚ Государственной клинической больницы РёРј. Р¤РРћ2 РѕР± установлении предварительного диагноза острого или хронического профессионального заболевания.
ДД.ММ.ГГГГ Управление Роспотребнадзора по <адрес> составило санитарно-гигиеническую характеристику условий труда.
С содержанием санитарно-гигиенической характеристики, а также произведенным Федеральным бюджетным учреждением здравоохранения «Центр гигиены и эпидемиологии в городе Москве» расчетом эквивалентного уровня шума истец не согласен. Его обращение в Федеральную службу по надзору в сфере транспорта допущенные нарушения не устранило.
Просил признать недействительной санитарно-гигиеническую характеристику условий труда от ДД.ММ.ГГГГ, признать незаконным предоставление санитарно-гигиенической характеристики с нарушением установленного законодательством срока, обязать Управление Роспотребнадзора по <адрес> принять возражения истца на санитарно-гигиеническую характеристику, обязать Управление Роспотребнадзора по <адрес> удалить из санитарно-гигиенической характеристики условий труда ненадлежащую информацию, составить новую санитарно-гигиеническую характеристику условий труда, внести в нее свидетельские показания и направить истцу, запросить в Ространснадзоре сведения, обязать Федеральное бюджетное учреждение здравоохранения «Центр гигиены и эпидемиологии в городе Москве» произвести новый расчет эквивалентного уровня шума.
Определением Останкинского районного суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ производство по делу было прекращено по основаниям абз. 1 статьи 220 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Московского городского суда от ДД.ММ.ГГГГ определение районного суда оставлено без изменения.
В кассационной жалобе истец просит отменить указанные судебные акты как незаконные.
На основании части 10 статьи 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации кассационная жалоба рассмотрена без вызова лиц, участвующих в деле.
Согласно статье 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Рзучив материалы дела, оценив РґРѕРІРѕРґС‹ кассационной жалобы, проверив РїРѕ правилам статьи 379.6 Гражданского процессуального кодекса Р РѕСЃСЃРёР№СЃРєРѕР№ Федерации РІ пределах РґРѕРІРѕРґРѕРІ, содержащихся РІ кассационной жалобе, законность судебных постановлений, СЃСѓРґСЊСЏ кассационного СЃСѓРґР° РїСЂРёС…РѕРґРёС‚ Рє следующим выводам.
В соответствии с абзацем 1 статьи 220 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации в редакции, действовавшей на момент вынесения оспариваемого определения, суд прекращает производство по делу в случае, если дело не подлежит рассмотрению и разрешению в суде в порядке гражданского судопроизводства по основаниям, предусмотренным пунктом 1 части 1 статьи 134 настоящего Кодекса.
Согласно пункту 1 части 1 статьи 134 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации в той же редакции судья отказывает в принятии искового заявления в случае, если заявление не подлежит рассмотрению и разрешению в порядке гражданского судопроизводства, поскольку заявление рассматривается и разрешается в ином судебном порядке; заявление предъявлено в защиту прав, свобод или законных интересов другого лица государственным органом, органом местного самоуправления, организацией или гражданином, которым настоящим Кодексом или другими федеральными законами не предоставлено такое право; в заявлении, поданном от своего имени, оспариваются акты, которые не затрагивают права, свободы или законные интересы заявителя.
Принимая решение о прекращении производства по делу, суд сослался на нормативные правовые акты органов исполнительной власти Российской Федерации, которыми предусмотрен порядок разрешения разногласий по вопросам установления диагноза профессионального заболевания и его расследования.
Названный РїРѕСЂСЏРґРѕРє предусмотрен Положением Рѕ расследовании Рё учете профессиональных заболеваний, утвержденным Постановлением Правительства Р РѕСЃСЃРёР№СЃРєРѕР№ Федерации РѕС‚ ДД.РњРњ.ГГГГ N 967, Р° также Рнструкцией Рѕ РїРѕСЂСЏРґРєРµ применения названного Положения, утвержденной Приказом Министерства здравоохранения Р РѕСЃСЃРёР№СЃРєРѕР№ Федерации РѕС‚ ДД.РњРњ.ГГГГ N 176.
Согласно установленному порядку решение по итогам проведенного расследования принимается комиссией на основании пакета документов, в который входит и санитарно-гигиеническая характеристика условий труда (пункт 25 вышеназванного Положения о расследовании и учете профессиональных заболеваний).
По результатам работы комиссии составляется Акт о случае профессионального заболевания (пункт 27 Положения о расследовании и учете профессиональных заболеваний), подтверждающий причинно-следственную связь между заболеванием и вредными условиями труда работника (пункт 30 Положения о расследовании профессиональных заболеваний).
Согласно пункту 35 Положения о расследовании и учете профессиональных заболеваний, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 967, разногласия по вопросам установления диагноза профессионального заболевания и его расследования рассматриваются органами и учреждениями государственной санитарно-эпидемиологической службы Российской Федерации, Центром профессиональной патологии Министерства здравоохранения Российской Федерации, федеральной инспекцией труда, страховщиком или судом.
Таким образом, в судебном порядке разрешаются разногласия, возникшие по вопросам непосредственно установления диагноза профессионального заболевания и его расследования.
В то же время приведенными нормативными правовыми актами предусмотрен порядок подачи возражений работодателем в случае несогласия с содержанием санитарно-гигиенической характеристики условий труда работника в вышестоящий орган Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека.
При таких обстоятельствах суд правомерно прекратил производство по делу, поскольку санитарно-гигиеническая характеристика условий труда работника при подозрении у него профессионального заболевания не может быть отнесена к таким решениям органа государственной власти (должностного лица), которые подлежат оспариванию в избранном заявителем порядке.
Суд апелляционной инстанции согласился с выводами суда первой инстанции.
Выводы судов первой и апелляционной инстанций соответствуют обстоятельствам дела. Суды правильно применили нормы материального и процессуального права.
Правовая позиция, которой руководствовались суды при разрешении вопроса о том, относится ли разрешение заявленных требований к компетенции суда, изложены в Обзоре судебной практики Верховного Суда Российской Федерации за четвертый квартал 2013 года, утвержденном Президиумом Верховного Суда Российской Федерации ДД.ММ.ГГГГ.
Оснований для отмены принятых судебных актов по доводам, приведенным в кассационной жалобе, не имеется.
Вопреки доводам жалобы оснований полагать, что предметом судебного оспаривания является не санитарно-гигиеническая характеристика условий труда, а диагноз профессионального заболевания и его расследование, не имеется. Судом правильно исковые требования оценены как требования об оспаривании санитарно-гигиенической характеристики условий труда, поскольку об этом свидетельствует как содержание иска, так и круг лиц, которым он направлен.
Само по себе наличие в исковом заявлении нескольких исковых требований этот вывод не опровергает, так как все они связаны с оспариванием содержания и порядка выдачи санитарно-гигиенической характеристики условий труда.
С учетом изложенного суд кассационной инстанции не находит оснований для удовлетворения кассационной жалобы и отмены обжалуемых судебных актов.
Руководствуясь статьями 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судья Второго кассационного суда общей юрисдикции
определил:
определение Останкинского районного СЃСѓРґР° <адрес> РѕС‚ ДД.РњРњ.ГГГГ Рё апелляционное определение судебной коллегии РїРѕ гражданским делам РњРѕСЃРєРѕРІСЃРєРѕРіРѕ РіРѕСЂРѕРґСЃРєРѕРіРѕ СЃСѓРґР° РѕС‚ ДД.РњРњ.ГГГГ оставить без изменения, кассационную жалобу Р¤РРћ1 - без удовлетворения.
РЎСѓРґСЊСЏ Р¤РРћ3