Решение от 28.09.2022 по делу № 33-8257/2022 от 25.08.2022

Судья Савельева Н.П. 33-8257/2022

25RS0024-01-2020-001387-22

                

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

28 сентября 2022 года                     г. Владивосток

Судебная коллегия по гражданским делам Приморского краевого суда в составе:

председательствующего Павлуцкой С.В.,

судей Гареевой А.В., Матосовой В.Г.,

при секретаре Якушевской Н.Е.,

рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Татуйко О.В. к администрации Партизанского муниципального района Приморского края, Министерству имущественных и земельных отношений Приморского края о переводе земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения в категорию земель населенных пунктов по апелляционной жалобе Министерства имущественных и земельных отношений Приморского края на решение Партизанского районного суда Приморского края от 8 декабря 2021 года, которым удовлетворены исковые требования Татуйко О.В.: на Министерство имущественных и земельных отношений Приморского края возложена обязанность принять решение о переводе земельного участка с кадастровым № площадью 1809 кв.м из категории земель сельскохозяйственного назначения в категорию земель населенных пунктов в части, граничащей с земельным участком с кадастровым №, входящим в категорию земель населенного пункта; после принятия Министерством имущественных и земельных отношений Приморского края решения о переводе земельного участка с кадастровым № из категории земель сельскохозяйственного назначения в категорию земель населенных пунктов в части, граничащей с земельным участком с кадастровым номером №, входящим в категорию земель населенного пункта, на администрацию Партизанского муниципального района Приморского края возложить обязанность внести соответствующие изменения в Генеральный план Сергеевского сельского поселения Партизанского муниципального района Приморского края.

Заслушав доклад судьи Гареевой А.В., выслушав представителей Татуйко О.В., Министерства имущественных и земельных отношений Приморского края, судебная коллегия

установила:

Татуйко О.В. обратился в суд с названным иском, в обоснование заявленных требований указав, что ему на основании постановления № 116 «О предоставлении земельных участков для личных подсобных хозяйств, обмене и изъятии земельных участков», администрацией Партизанского района Приморского края 7 апреля 2000 года предоставлен в собственность земельный участок с кадастровым №, площадью 1 га для личного подсобного хозяйства. На основании постановления № 74 от 6 марта 2001 года администрацией муниципального образования Партизанского района Приморского края ему выделен в аренду на два года под строительство индивидуального жилого дома и хозяйственно – бытовых построек земельный участок площадью 0,15 га. На указанном земельном участке был построен дом, которому на основании постановления администрацией муниципального образования Партизанского района Приморского края № 5 от 28 февраля 2006 года присвоен порядковый номер 1- В. 22 апреля 2019 года Отдел архитектуры и градостроительства администрации Партизанского муниципального района Приморского края уведомил истца о недопустимости размещения объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома на земельном участке, поскольку, согласно Правилам землепользования и застройки Сергеевского сельского поселения № 263 от 25 марта 2016 года планируемый к строительству объект индивидуального жилищного строительства расположен в территориальной зоне СХ2 – зоне, занятой объектами сельскохозяйственного назначения. Строительство индивидуальных жилых домов в данной территориальной зоне не предусмотрено. Согласно ответу Отдела архитектуры и градостроительства администрации Партизанского муниципального района Приморского края № 252 от 24 мая 2019 года земельный участок с кадастровым № расположен в двух территориальных зонах: Ж 1 – зоне застройки индивидуальными жилыми домами и СХ 2 – зоне, занятой объектами сельскохозяйственного назначения.

Он произвел деление земельного участка на два. Земельному участку, площадью 1809 кв.м, на котором расположен дом, присвоен кадастровый №. Указанный участок находится в зоне Ж1 - зона застройки индивидуальными жилыми домами, что подтверждается Градостроительным планом земельного участка № от 27 февраля 2020 года №244. Участку, примыкающему к дому, который расположен в зоне СХ-2, площадью 8447 кв.м, присвоен кадастровый №. 4 октября 2019 года он обратился в администрацию муниципального образования Партизанского района Приморского края с заявлением о переводе земельного участка с кадастровым № из категории сельскохозяйственного назначения в категорию застройки индивидуальными жилыми домами. 25 ноября 2019 года администрацией муниципального образования Партизанского района Приморского края отказано в переводе земельного участка из одной категории в другую, поскольку соответствующие изменения не планируются. Вместе с тем, земельный участок выделен администрацией муниципального образования Партизанского района Приморского края для строительства индивидуального жилого дома. В соответствии с Генеральным планом Сергеевского сельского поселения Партизанского муниципального района, утвержденным решением муниципального комитета Сергеевского сельского поселения Партизанского муниципального района второго созыва от 22 мая 2014 года № 188, земельный участок с кадастровым №, образованный путем раздела земельного участка с кадастровым №, территориально расположен в границах населенного пункта дер. Монакино, однако, оформить дом не представляется возможным. Татуйко О.В. с учетом уточнений просил обязать ответчика осуществить перевод земельного участка с кадастровым № из категории земель сельскохозяйственного назначения в категорию земель населенных пунктов в части, граничащей с земельным участком с кадастровым номером №, входящим в категорию земель селенного пункта, путем изменения границ населенного пункта и внесения изменений в Генеральный план Сергеевского сельского поселения Партизанского муниципального района Приморского края.

В судебном заседании суда первой инстанции представитель Татуйко О.В. настаивал на удовлетворении заявленных требований по основаниям, указанным в исковом заявлении.

Представитель администрации Партизанского муниципального района в суд первой инстанции не явился, о дате и времени слушания извещен надлежащим образом, спор рассмотрен в его отсутствие.

Представитель Министерства имущественных и земельных отношений Приморского края в суд первой инстанции не явился, о дате и времени слушания извещен надлежащим образом, спор рассмотрен в его отсутствие.

Решением Партизанского районного суда Приморского края от 8 декабря 2021 года исковые требования Татуйко О.В. удовлетворены.

Не согласившись с постановленным решением суда, Министерство имущественных и земельных отношений Приморского края обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит его отменить, поскольку перевод указанного земельного участка в земли населенных пунктов не относится к компетенции Министерства имущественных и земельных отношений Приморского края. Решение органа государственной власти об отказе истцу в переводе земельного участка из одной категории в другую относится к тем решениям, которые должны оспариваться по правилам КАС РФ, поскольку спор о правах на земельный участок между заявителем и органом, осуществляющим полномочия по распоряжению земельными участками, отсутствует. Производство по настоящему исковому заявлению Татуйко О.В. подлежало прекращению судом первой инстанции в связи с нарушением норм процессуального права. Истец обратился в суд с заявлением по истечении трехмесячного срока, установленного для обжалования. Перевод земель населенных пунктов осуществляется путем изменения границ населенных пунктов путем внесения в генеральный план муниципального образования в части границ соответствующего населенного пункта, которое отнесено к полномочиям органа местного самоуправления. Суд вышел за пределы заявленных требований, поскольку истец требований к Министерству имущественных и земельных отношений Приморского края не заявлял.

Изучив материалы дела, выслушав участников процесса, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.

В соответствии с ч. 2 ст. 327.1 ГПК РФ суд апелляционной инстанции в интересах законности вправе проверить решение суда первой инстанции в полном объеме.

Как следует из п. 46 Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 22 июня 2021 года № 16 «О применении судами норм гражданского процессуального законодательства, регламентирующих производство в суде апелляционной инстанции». В соответствии с ч. 1, 2 ст. 327.1 ГПК РФ суд апелляционной инстанции проверяет законность и обоснованность судебного постановления суда первой инстанции только в обжалуемой части, исходя из доводов, изложенных в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно них.

В то же время суд апелляционной инстанции на основании абз. 2 ч. 2 ст. 327.1 ГПК РФ вправе в интересах законности проверить обжалуемое судебное постановление в полном объеме вне зависимости от доводов жалобы, представления.

Исходя из изложенного, судебная коллегия находит необходимым проверить решение Партизанского районного суда Приморского края от 8 декабря 2021 года в полном объеме, выйдя за пределы доводов апелляционной жалобы, поскольку возложение обязанности на администрацию Партизанского муниципального района Приморского края по внесению изменений в Генеральный план является вмешательством в административно – хозяйственную деятельность органа местного самоуправления.

Как установлено судом первой инстанции, на основании постановления № 116 «О предоставлении земельных участков для личных подсобных хозяйств обмене и изъятии земельных участков», администрацией Партизанского района Приморского края 7 апреля 2000 года Татуйко О.В. предоставлен в собственность земельный участок с кадастровым №, площадью 1 га, для личного подсобного хозяйства.

Постановлением № 74 от 6 марта 2001 года администрации муниципального образования Партизанского района Приморского края Татуйко О.В. выделен в аренду на два года под строительство индивидуального жилого дома и хозяйственно – бытовых построек земельный участок площадью 0,15 га.

На указанном земельном участке истцом построен дом, которому на основании постановления администрации муниципального образования Партизанского района Приморского края № 5 от 28 февраля 2006 года присвоен порядковый номер 1- В.

22 апреля 2019 года Отдел архитектуры и градостроительства администрации Партизанского муниципального района Приморского края уведомил истца о недопустимости размещения объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома на земельном участке, поскольку, согласно Правилам землепользования и застройки Сергеевского сельского поселения № 263 от 25 марта 2016 года планируемый к строительству объект индивидуального жилищного строительства расположен в территориальной зоне СХ 2 – зоне, занятой объектами сельскохозяйственного назначения. Строительство индивидуальных жилых домов в данной территориальной зоне не предусмотрено.

Согласно ответу Отдела архитектуры и градостроительства администрации Партизанского муниципального района Приморского края № 252 от 24 мая 2019 года земельный участок с кадастровым № расположен в двух территориальных зонах: Ж 1 – зоне застройки индивидуальными жилыми домами и СХ 2 – зоне, занятой объектами сельскохозяйственного назначения.

Татуйко О.В. произвел деление земельного участка с кадастровым № на два, которым присвоены кадастровые №. Категория земель – земли сельскохозяйственного назначения, вид разрешенного использования – для ведения личного подсобного хозяйства.

Земельный участок с кадастровым № № находится в зоне Ж1 - зона застройки индивидуальными жилыми домами, что подтверждается Градостроительным планом земельного участка № № 244 от 27 февраля 2020 года.

Земельный участок с кадастровым № расположен в зоне сельскохозяйственных угодий.

4 октября 2019 года Татуйко О.В. обратился в администрацию муниципального образования Партизанского района Приморского края с заявлением о переводе земельного участка с кадастровым № из категории сельскохозяйственного назначения в категорию застройки индивидуальными жилыми домами.

25 ноября 2019 года администрацией муниципального образования Партизанского района Приморского края отказано в переводе земельного участка из одной категории в другую, поскольку многоконтурный земельный участок с кадастровым № № не входит в границы населенного пункта и соответствующие изменения не планируются.

Разрешая спор, суд первой инстанции, руководствуясь ст. 4 Федерального закона от 21 декабря 2004 года № 172 - ФЗ «О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую», исходил из того, что спорный земельный участок используется по назначению, никакой деятельности, требующей заключения государственной экологической экспертизы, на нем не ведется. Данный земельный участок предоставлялся истцу под строительство дома. В связи с чем пришел к выводу о возложении на Министерство имущественных и земельных отношений Приморского края обязанности принять решение о переводе земельного участка с кадастровым № № площадью 1809 кв.м из категории земель сельскохозяйственного назначения в категорию земель населенных пунктов в части, граничащей с земельным участком с кадастровым №, входящим в категорию земель селенного пункта

Судебная коллегия не может согласиться с такими выводами суда первой инстанции, ввиду следующего.

Жилой дом расположен на земельном участке с кадастровым №, который находится в зоне застройки индивидуальными жилыми домами. А земельный участок с кадастровым № № - в зоне сельскохозяйственных угодий и не входит в границы населенного пункта. Данные обстоятельства подтверждаются материалами дела.

В соответствии с п. 1 ст. 8 ЗК РФ перевод земель населенных пунктов в земли иных категорий и земель иных категорий в земли населенных пунктов независимо от их форм собственности осуществляется путем установления или изменения границ населенных пунктов в порядке, установленном настоящим Кодексом и законодательством РФ о градостроительной деятельности.

Согласно п. 3 ч. 1 ст. 7 Федерального закона от 21 декабря 2004 года № 172-ФЗ «О переводе земель из одной категории в другую» перевод земель сельскохозяйственных угодий или земельных участков в составе таких земель из земель сельскохозяйственного назначения в другую категорию допускается в исключительных случаях, связанных, в том числе с установлением или изменением черты населенных пунктов.

В силу ч. 1 ст. 8 вышеназванного закона установление или изменение границ населенных пунктов, а также включение земельных участков в границы населенных пунктов либо исключение земельных участков из границ населенных пунктов является одновременно и переводом земель населенных пунктов или земельных участков в составе таких земель в другую категорию либо переводом земель или земельных участков в составе таких земель из других категорий в земли населенных пунктов.

В силу статьи 25 ГрК РФ проект генерального плана подлежит согласованию с уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти в порядке, установленном этим органом, в том числе, если предусматривается включение в соответствии с указанным проектом в границы населенных пунктов (в том числе образуемых населенных пунктов), входящих в состав поселения, городского округа, земельных участков из земель лесного фонда, за исключением случаев, предусмотренных ч. 19 ст. 24 настоящего Кодекса.

Проект генерального плана подлежит согласованию с высшим исполнительным органом государственной власти субъекта РФ, в границах которого находится поселение или городской округ, в том числе, если предусматривается в соответствии с указанным проектом включение в границы населенных пунктов (в том числе образуемых населенных пунктов), входящих в состав поселения, городского округа, земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения или исключение из границ этих населенных пунктов земельных участков, которые планируется отнести к категории земель сельскохозяйственного назначения.

В соответствии с п. 1 ст. 84 ЗК РФ установлением или изменением границ населенных пунктов является: утверждение или изменение генерального плана городского округа, поселения, отображающего границы населенных пунктов, расположенных в границах соответствующего муниципального образования; утверждение или изменение схемы территориального планирования муниципального района, отображающей границы сельских населенных пунктов, расположенных за пределами границ поселений (на межселенных территориях).

Согласно ст. 18 ГрК РФ документами территориального планирования муниципальных образований являются: схемы территориального планирования муниципальных районов; генеральные планы поселений; генеральные планы городских округов. При этом документом территориального планирования муниципальных образований могут являться основанием для установления или изменения границ муниципальных образований в установлено порядке.

В соответствии со ст. 14 Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131 – ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» к вопросам местного значения сельского поселения относятся вопросы по утверждению генеральных планов поселения, правил землепользования и застройки.

Таким образом, перевод земель иных категорий, в том числе земель сельскохозяйственного назначения, в земли населенных пунктов, осуществляются путем изменения границ населенных пунктов путем внесения изменений в генеральный план муниципального образования в части границ соответствующего населенного пункта, которое ст. 8 ГрК РФ отнесено к полномочиям органа местного самоуправления.

С учетом изложенного, перевод земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения в земли населенных пунктов должен производиться в соответствии с требованиями ст. ст. 7, 8, 84 ЗК РФ, ст. ст. 7, 8 Федерального закона от 21 декабря 2004 года № 172-ФЗ «О переводе земель из одной категории в другую», ст. 8 ГРК РФ органом местного самоуправления. При этом, принятия отдельного решения уполномоченного органа о переводе земельных участков в таком случае не требуется.

С учетом изложенного у суда отсутствовали основания для возложения на Министерство имущественных и земельных отношений Приморского края обязанности по принятию решения о переводе земельного участка с кадастровым № 25:13:010505:1827 из категории земель сельскохозяйственного назначения в категорию земель населенных пунктов.

Отказ администрации Партизанского муниципального района Приморского края от 25 ноября 2019 года в переводе земельного участка из одной категории в другую не оспаривался истцом, незаконным не признан.

По мнению судебной коллегии, у суда отсутствовали правовые основания для возложения на администрацию Партизанского муниципального района Приморского края обязанности по внесению изменений в Генеральный план Сергеевского сельского поселения Партизанского муниципального района Приморского края, поскольку это противоречит принципу разделения полномочий исполнительной и судебной ветвей власти, установленному ст. 10 Конституции РФ. Возложение обязанности на администрацию Партизанского муниципального района Приморского края по внесению изменений в Генеральный план является вмешательством в административно – хозяйственную деятельность органа местного самоуправления.

Кроме того, истец не обращался в администрацию Партизанского муниципального района Приморского края с заявлением о внесении изменений в Генеральный план Сергеевского сельского поселения Партизанского муниципального района Приморского края.

При рассмотрении дел необходимо учитывать общее правило, предусмотренное п. 1 ст. 11, ст. 12 ГК РФ, согласно которому иск подлежит удовлетворению при доказанности наличия нарушенного или оспариваемого права.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 328-329 ГПК РФ, судебная коллегия        

определила:

░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░ 8 ░░░░░░░ 2021 ░░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░.

░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░.░. ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░, ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░.

░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ 3 ░░░░░░░ 2022 ░░░░.

░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░            

░░░░░

Полный текст документа доступен по подписке.
490 ₽/мес.
первый месяц, далее 990₽/мес.
Купить подписку

33-8257/2022

Категория:
Гражданские
Статус:
решение (осн. требов.) отменено полностью с вынесением нового решения
Истцы
Татуйко Олег Васильевич
Ответчики
Министерство имущественных и земельных отношений Приморского края
Администрация Партизанского муниципального района
Суд
Приморский краевой суд
Судья
Гареева Анастасия Викторовна
Дело на сайте суда
kraevoy.prm.sudrf.ru
25.08.2022Передача дела судье
28.09.2022Судебное заседание
13.10.2022Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
13.10.2022Передано в экспедицию
28.09.2022
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее