производство №2а-2048 / 2021
УИД 67RS0003-01-2021-002865-32
Решение
по административному делу
Именем Российской Федерации
08 июня 2021 года
Промышленный районный суд г. Смоленска
в составе:
председательствующего судьи Ландаренковой Н.А.,
при секретаре Хлудневе П.И.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску Кочановой Олеси Сергеевны к Департаменту государственного строительного и технического надзора Смоленской области об оспаривании отказа в отнесении к числу пострадавших граждан, чьи денежные средства привлечены для строительства многоквартирных домов,
установил:
Кочанова О.С. обратилась в суд с вышеуказанным административным иском, ссылаясь в обоснование требований на то, что апелляционным определением Смоленского областного суда от 04.02.2020 удовлетворены требования истца: признано незаконным решение Департамента государственного строительного и технического надзора Смоленской области № от 30.04.2019 об отказе во включении истца в реестр пострадавших граждан; на Департамент возложена обязанность включить истца в реестр пострадавших граждан, чьи денежные средства привлечены для строительства многоквартирных домов и чьи права нарушены. Однако, учитывая, что на момент принятия указанного судебного акта, нормативное регулирование по ведению реестра пострадавших граждан, утратило силу с 27.06.2019, принятое судебное решение стало неисполнимым. В этой связи, 20.01.2021 истец обратилась к ответчику с заявлением об отнесении ее к числу пострадавших граждан, чьи денежные средства привлечены для строительства многоквартирных домов, включенных в единый реестр проблемных объектов в соответствии со ст. 23.1 Федерального закона № 214-ФЗ от 30.12.2004 «Об участии в долевой строительстве…». Уведомлением ответчика № от 03.03.2021 истцу отказано в отнесении к указанной категории граждан в связи с несоблюдением условия, установленного подпунктом 6 пункта 2 Порядка отнесения граждан, чьи денежные средства привлечены для строительства многоквартирных домов, включенных в единый реестр проблемных объектов в соответствии со статьей 23.1 Федерального закона «Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации», и чьи права нарушены, к числу пострадавших граждан, утв. постановлением Администрации Смоленской области от 11.08.2020 N 490.
С данным отказом не согласна и просит суд:
- признать незаконным отказ Департамента государственного строительного и технического надзора Смоленской области в отнесении ее к числу пострадавших граждан, чьи денежные средства привлечены для строительства многоквартирных домов, выраженный в уведомлении № от 03.03.2021;
- обязать Департамент государственного строительного и технического надзора Смоленской области отнести истца к числу пострадавших граждан в соответствии с постановлением Администрации Смоленской области от 11.08.2020 N 490.
В судебном заседании представитель административного истца по доверенности Цельмин Д.И. требования поддержал по изложенным в административном исковом заявлении обстоятельствам.
Представитель административного ответчика Департамента государственного строительного и технического надзора Смоленской области по доверенности Курганов В.И. в судебном заседании требования не признал, указав, что Кочанова О.С. обратилась в Департамент с заявлением об отнесении ее к числу пострадавших граждан, чьи денежные средства привлечены для строительства многоквартирных домов, включенных в единый реестр проблемных объектов в соответствии со ст. 23.1 Федерального закона № 214-ФЗ от 30.12.2004 «Об участии в долевой строительстве…». Рассмотрев указанное заявление, Департамент отказал в удовлетворении заявления истца в силу следующего. Федеральным законом от 27 июня 2019 года N 151-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации» и отдельные законодательные акты Российской Федерации» внесены изменения в Федеральный закон N 214-ФЗ от 30.12.2004, в том числе, признана утратившей силу с 27 июля 2019 года часть 78 статьи 23 Федерального закона 214-ФЗ, на основании которой контролирующий орган признавал в соответствии с установленными уполномоченным органом критериями граждан, чьи права нарушены, пострадавшими и вел реестр таких граждан. Приказом Минстроя России от 22 августа 2019 года N 483/пр Приказ Минстроя России 12 августа 2016 N 560пр признан утратившим силу. Постановлением Администрации Смоленской области от 11.08.2020 N 490 утвержден Порядок отнесения граждан, чьи денежные средства привлечены для строительства многоквартирных домов, включенных в единый реестр проблемных объектов в соответствии со статьей 23.1 Федерального закона «Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации», и чьи права нарушены, к числу пострадавших граждан. В соответствии с подпунктом 6 пункта 2 указанного Порядка истец не может быть отнесена к числу пострадавших граждан, поскольку в ее отношении имеется решение Департамента о включении истца в реестр пострадавших граждан в соответствии с Приказом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от 12.08.2016 N 560/пр «Об утверждении критериев отнесения граждан, чьи денежные средства привлечены для строительства многоквартирных домов и чьи права нарушены, к числу пострадавших граждан и правил ведения реестра пострадавших граждан» в отношении того же проблемного объекта, принятого во исполнение апелляционного определения Смоленского областного суда от 04.02.2020. В этой связи, полагает, что отказ Департамента, выраженный в уведомлении № от 03.03.2021 является законным и обоснованным, в связи с чем, просит в иске Кочановой О.С. отказать.
Выслушав объяснения лиц, участвующих в деле, исследовав письменные доказательства, суд приходит к следующим выводам.
На основании ч. 1 ст. 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
Положениями п. 6 постановления Пленума Верховного Суда РФ и Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ от 01.07.1996 N 6/8 «О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации» установлено, что ненормативный акт органа местного самоуправления может быть признан недействительным при наличии двух условий: оспариваемый акт не соответствует закону или иному нормативному правовому акту, а также нарушает права и законные интересы гражданина или юридического лица, обратившегося в суд с соответствующим требованием. Отсутствие хотя бы одного из указанных условий исключает удовлетворение требований заявителя.
Кроме того, в силу ч.9 ст.226 КАС РФ если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет:
1) нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление;
2) соблюдены ли сроки обращения в суд;
3) соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих:
а) полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия);
б) порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен;
в) основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами;
4) соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.
Обязанность доказывания обстоятельств, указанных в пунктах 1 и 2 части 9 настоящей статьи, возлагается на лицо, обратившееся в суд, а обстоятельств, указанных в пунктах 3 и 4 части 9 и в части 10 настоящей статьи, - на орган, организацию, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспариваемые решения либо совершившие оспариваемые действия (бездействие) (пункт 11 статьи 226 КАС РФ).
В судебном заседании установлено, что решением Смоленского районного суда Смоленской области от 12.11.2019 отказано Кочановой О.С. в удовлетворении исковых требований к Департаменту государственного строительного и технического надзора Смоленской области о признании незаконным отказа, выраженного в уведомлении № от 30.04.2019 во включении в реестр пострадавших граждан.
04.02.2020 апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Смоленского областного суда решение районного суда отменно, принято новое решение, в соответствии с которым признано незаконным решение Департамента государственного строительного и технического надзора Смоленской области № от 30.04.2019 об отказе во включении истца в реестр пострадавших граждан; на Департамент возложена обязанность включить истца в реестр пострадавших граждан, чьи денежные средства привлечены для строительства многоквартирных домов и чьи права нарушены.
Письмом Департамента № от 23.11.2020 истец уведомлена о включении в реестр пострадавших граждан, чьи денежные средства привлечены для строительства многоквартирных домов и чьи права нарушены.
Вместе с тем, полагая, что фактическая реализация мероприятий по восстановлению прав истца на основании апелляционного определения Смоленского областного суда от 04.02.2020 осуществлена ответчиком быть не может ввиду прекращения действия ранее существовавшего правового регулирования с 27.06.2019, истец 20.01.2021 обратилась в Департамент с заявлением об отнесении ее к числу пострадавших граждан в соответствии постановлением Администрации Смоленской области от 11.08.2020 N 490.
03.03.2021 в адрес истца Департаментом направлено уведомление № об отказе в отнесении к числу пострадавших граждан в соответствии с подпунктом 1 пункта 8 Порядка отнесения граждан, чьи денежные средства привлечены для строительства многоквартирных домов, включенных в единый реестр проблемных объектов в соответствии со статьей 23.1 Федерального закона «Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации», и чьи права нарушены, к числу пострадавших граждан, утв. постановлением Администрации Смоленской области от 11.08.2020 N 490, в связи с несоблюдением условия, установленного подпунктом 6 пункта 2 Порядка.
Оценивая доводы сторон, суд приходит к следующим выводам.
Отношения, связанные с привлечением денежных средств граждан и юридических лиц для долевого строительства многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости (далее - участники долевого строительства), для возмещения затрат на такое строительство и возникновением у участников долевого строительства права собственности на объекты долевого строительства и права общей долевой собственности на общее имущество в многоквартирном доме и (или) ином объекте недвижимости, регулируются Федеральным законом от 30 декабря 2004 года N 214-ФЗ «Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации» (далее - Федеральный закон N 214-ФЗ), которым также устанавливаются гарантии защиты прав, законных интересов и имущества участников долевого строительства (часть 1 статьи 1).
Статьей 23 поименованного федерального закона предусмотрено государственное регулирование, государственный контроль (надзор) в области долевого строительства многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости.
Частью 1 названной статьи установлено, что такое регулирование осуществляется в соответствии с названным законом уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, а также другими федеральными органами исполнительной власти в пределах их компетенции.
В соответствии с Постановлением администрации Смоленской области от 09.07.2012 №, Департамент государственного строительного и технического надзора Смоленской области является уполномоченным органом исполнительной власти, осуществляющим региональный надзор за долевым строительством на территории Смоленской области, и органом, осуществляющим ведение реестра граждан, чьи денежные средства привлечены для строительства многоквартирных домов и чьи права нарушены.
Федеральным законом от 27 июня 2019 года N 151-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации" и отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Федеральный закон от 27 июня 2019 года N 151-ФЗ) внесены изменения в Федеральный закон N 214-ФЗ, в том числе, признана утратившей силу с 27 июля 2019 года часть 78 статьи 23 Федерального закона 214-ФЗ, на основании которой контролирующий орган признавал в соответствии с установленными уполномоченным органом критериями граждан, чьи права нарушены, пострадавшими и вел реестр таких граждан.
Приказом Минстроя России от 22 августа 2019 года N 483/пр "О признании утратившим силу приказов Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства РФ от 12 августа 2016 года N 560/пр и от 24 января 2018 года N 37" Приказ Минстроя хозяйства РФ от 12 августа 2016 N 560пр признан утратившим силу.
В этой связи, Постановлением Администрации Смоленской области от 11.08.2020 N 490 утвержден Порядок отнесения граждан, чьи денежные средства привлечены для строительства многоквартирных домов, включенных в единый реестр проблемных объектов в соответствии со статьей 23.1 Федерального закона "Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации", и чьи права нарушены, к числу пострадавших граждан.
Так, в соответствии с пп. 1 п. 8 указанного Порядка, основаниями для отказа в отнесении гражданина к числу пострадавших граждан являются: несоблюдение хотя бы одного из условий, установленных пунктом 2 настоящего Порядка.
Согласно пп. 6 п. 2 Порядка, отнесение граждан, чьи денежные средства привлечены для строительства многоквартирных домов, включенных в единый реестр проблемных объектов в соответствии со статьей 23.1 Федерального закона, и чьи права нарушены, к числу пострадавших граждан осуществляется при соблюдении следующих условий: отсутствие решения Департамента о включении гражданина в реестр пострадавших граждан в соответствии с Приказом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от 12.08.2016 N 560/пр "Об утверждении критериев отнесения граждан, чьи денежные средства привлечены для строительства многоквартирных домов и чьи права нарушены, к числу пострадавших граждан и правил ведения реестра пострадавших граждан" (далее - реестр пострадавших граждан) в отношении того же и (или) иного проблемного объекта.
Вместе тем, как усматривается из материалов дела, право истца на включение реестр пострадавших граждан в соответствии с Приказом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от 12.08.2016 N 560/пр, установлено апелляционным определением Смоленского областного суда от 04.02.2020. Более того, указанный судебный акт ответчиком исполнен, поскольку в соответствии с письмом от 23.11.2020 истец включена в реестр пострадавших граждан.
Следовательно, права истца уже восстановлены в соответствии с ранее действовавшим правовым регулированием.
В соответствии с действующим на территории Смоленской области в настоящее время Порядком отнесения граждан, чьи денежные средства привлечены для строительства многоквартирных домов, включенных в единый реестр проблемных объектов, к числу пострадавших граждан, возможность нахождения лица одновременно в реестре пострадавших граждан, ведущемся на основании Приказа Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от 12.08.2016 N 560/пр и в реестре пострадавших граждан, чьи денежные средства привлечены для строительства многоквартирных домов, включенных в единый реестр проблемных объектов, ведущимся в соответствии с Постановлением Администрации Смоленской области от 11.08.2020 N 490, не предусмотрена.
Нормы о признании Реестра пострадавших граждан недействующим или утратившим силу федеральным законодателем не принималось, следовательно, в отношении Кочановой О.С., как лица включенного в реестр пострадавших граждан, в силу положений статей 23.1 и 23.2 Федерального закона N 214-ФЗ (в редакции Федерального закона от 27 июня 2019 года N 151-ФЗ) также должны были быть проведены соответствующие мероприятия по восстановлению ее прав, предусмотренных указанным законом. Данная правовая позиция нашла отражение в Кассационном определении Судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Российской Федерации от 20.01.2021 N 9-КАД20-7-К1.
В этой связи, суд приходит к убеждению о законности отказа Департамента государственного строительного и технического надзора Смоленской области в отнесении истца к числу пострадавших граждан, чьи денежные средства привлечены для строительства многоквартирных домов, выраженного в уведомлении № от 03.03.2021 по изложенным в нем основаниям.
При этом, доводы стороны истца о неисполнимости апелляционного определения Смоленского областного суда от 04.02.2020, суд полагает основанными на неверном толковании норм материального права в силу следующего.
Федеральным законом от 13 июля 2020 года N 202-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации" и отдельные законодательные акты Российской Федерации" статья 16 Федерального закона от 27 июня 2019 года N 151-ФЗ дополнена пунктом 23.1, согласно которому в единый реестр проблемных объектов, предусмотренный частью 1.1 статьи 23.1 Федерального закона от 30 декабря 2004 года N 214-ФЗ "Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации" (в редакции настоящего Федерального закона) (далее - реестр проблемных объектов), включаются также сведения о многоквартирных домах, в отношении которых имеются требования граждан, сведения о которых включены в реестр пострадавших граждан, чьи денежные средства привлечены для строительства многоквартирных домов и чьи права нарушены на день вступления в силу настоящего Федерального закона (далее - реестр пострадавших граждан), если указанные многоквартирные дома соответствуют основаниям включения в реестр проблемных объектов, предусмотренным частью 1.1 статьи 23.1 Федерального закона от 30 декабря 2004 года N 214-ФЗ "Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации" (в редакции настоящего Федерального закона). Если сведения о многоквартирных домах и (или) иных объектах недвижимости включены в реестр проблемных объектов, сведения об указанных объектах, в том числе сведения о пострадавших гражданах по указанным объектам, подлежат исключению контролирующим органом из реестра пострадавших граждан. В отношении оставшихся граждан, сведения о которых включены в реестр пострадавших граждан, высшим должностным лицом субъекта Российской Федерации (руководителем высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) утверждаются или вносятся изменения в соответствующий план-график реализации мероприятий по восстановлению их прав.
По смыслу вышеуказанной нормы исключение граждан из реестра пострадавших граждан, чьи денежные средства привлечены для строительства многоквартирных домов и чьи права нарушены, возможно при условии включения сведений о многоквартирных домах, в отношении которых имеются требования указанных граждан, в реестр проблемных объектов. В остальных случаях права граждан подлежат восстановлению при условии их сохранения в реестре пострадавших граждан.
Как следует из пояснений представителей сторон в судебном заседании, с заявлением об изменении порядка и способа исполнения апелляционного определения Смоленского областного суда от 04.02.2020 в соответствии с п. 23.1 ст. 16 Федерального закона от 27 июня 2019 года N 151-ФЗ, стороны не обращались.
Следовательно, возможность исполнения апелляционного определения Смоленского областного суда от 04.02.2020 в связи с изменением федерального законодательства в настоящее время не утрачена.
Руководствуясь ст.ст.177, 178-180, 298 КАС РФ, суд
решил:
в удовлетворении требований Кочановой Олеси Сергеевны о признании незаконным отказа Департамента государственного строительного и технического надзора Смоленской области в отнесении ее к числу пострадавших граждан, чьи денежные средства привлечены для строительства многоквартирных домов, выраженный в уведомлении № от 03.03.2021 и возложении обязанности по отнесению истца к указанной категории граждан в соответствии с постановлением Администрации Смоленской области от 11.08.2020 N 490, - отказать.
Решение может быть обжаловано в Смоленский областной суд через Промышленный районный суд г. Смоленска в течение месяца со дня его принятия судом в окончательной форме.
Судья Н.А.Ландаренкова