Решение по делу № 33-5503/2023 от 17.08.2023

Председательствующий: Никитина Е. В. Дело № 33-5503/2023

номер дела, присвоенный судом первой инстанции № 2-141/2023

55RS0030-01-2023-000137-36

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

г. Омск                                 6 сентября 2023 года

Судебная коллегия по гражданским делам Омского областного суда в составе:

председательствующего Щукина А. Г.,

судей Григорец Т. К., Павловой Е. В.,

при секретаре Нецикалюк А. В.

рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Русско-Полянского района Омской области в интересах неопределённого круга лиц к бюджетному образовательному учреждению «Цветочинская средняя общеобразовательная школа» Русско-Полянского муниципального района Омской области, Администрации Русско-Полянского муниципального района Омской области, Комитету по образованию Администрации Русско-Полянского муниципального района Омской области о возложении обязанности устранить нарушения законодательства о противодействии терроризму

по апелляционной жалобе представителя Администрации Русско-Полянского муниципального района Омской области Соснина А. Ю. на решение Русско-Полянского районного суда Омской области от <...>.

Заслушав доклад судьи Щукина А. Г. судебная коллегия

установила:

Прокурор Русско-Полянского района Омской области обратился в суд в интересах неопределённого круга лиц к бюджетному образовательному учреждению «Цветочинская средняя общеобразовательная школа» Русско-Полянского муниципального района Омской области (далее – БОУ «Цветочинская СОШ», школа) Администрации Русско-Полянского муниципального района Омской области (далее – Администрация), Комитету по образованию Администрации Русско-Полянского муниципального района Омской области (далее – Комитет) с иском, в котором, с учётом уточнений, просил возложить на школу обязанность обеспечить здание, расположенное по адресу: <...>, сотрудниками частных охранных организаций или подразделениями ведомственной охраны федеральных органов исполнительной власти, имеющих право на создание ведомственной охраны; возложить на Администрацию и Комитет осуществить финансирование школы на обеспечение вышеуказанного мероприятия по охране объекта (территории). В обоснование указано, что в ходе проведения проверки в деятельности БОУ «Цветочинская СОШ» выявлены нарушения Требований, утверждённых постановлением Правительства Российской Федерации от 2 августа 2019 года № 1006. Образовательному учреждению присвоена третья категория опасности, оно является объектом с массовым пребыванием людей, в том числе несовершеннолетних, то есть является одним из важных объектов инфраструктуры и жизнеобеспечения населения. Мероприятия по обеспечению антитеррористической защищённости здания и территории должным образом не выполняются, пропускной и внутриобъектовый режим надлежащим образом не обеспечены, охрану объекта и территории осуществляют лица, не обладающие специальными навыками, не прошедшие специальной подготовки, в отсутствие средств для охраны и защиты от преступных посягательств.

Прокурор Русско-Полянского района Омской области Ступник А. А. в судебном заседании исковые требования поддержал.

Представитель ответчика БОУ «Цветочинская СОШ» Ащербекова З. А. в судебное заседание не явилась, представила письменное заявление, в котором исковые требования признала.

Представители ответчиков Администрации Русско-Полянского муниципального района Омской области, Комитета по образованию Администрации Русско-Полянского муниципального района Омской области в судебном заседании участия не принимали.

Решением Русско-Полянского районного суда Омской области от <...> исковые требования прокурора Русско-Полянского района Омской области удовлетворены.

На БОУ «Цветочинская СОШ» возложена обязанность обеспечить охрану объекта по адресу: <...>, сотрудниками частных охранных организаций или подразделениями ведомственной охраны федеральных органов исполнительной власти, имеющих право на создание ведомственной охраны в течение двух месяцев со дня вступления решения в законную силу.

На Администрацию Русско-Полянского муниципального района Омской области, Комитет по образованию Администрации Русско-Полянского муниципального района Омской области возложена обязанность осуществить финансирование работ по устранению указанных выше нарушений в течение двух месяцев со дня вступления решения в законную силу.

С БОУ «Цветочинская СОШ» в доход местного бюджета взыскана государственная пошлина в размере 300 рублей.

В апелляционной жалобе представитель Администрации Русско-Полянского муниципального района Омской области Соснин А. Ю. просит решение суда отменить. Указывает, что Администрация является наравне с Комитетом главным распорядителем бюджетных средств в отношении Администрации Русско-Полянского муниципального района Омской области и подведомственной ей организации – МКУ «Хозяйственное управление». Ответчик не сможет исполнить решение суда, так как он не является главным распорядителем бюджетных средств, которому подведомственны учреждения образования; фактически средства, предусмотренные Администрацией как главному распорядителю средств, направляются непосредственно Администрации и подведомственной организации МКУ «Хозяйственное управление».

В возражениях на апелляционную жалобу исполняющий обязанности прокурора Русско-Полянского района Омской области Андреев М. В. просит оставить решение суда без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.

Дело рассмотрено судом апелляционной инстанции в отсутствие представителей ответчиков БОУ «Цветочинская СОШ», Администрации Русско-Полянского муниципального района Омской области, Комитета по образованию Администрации Русско-Полянского муниципального района Омской области, надлежащим образом извещённых о месте и времени судебного заседания.

Проверив материалы дела в соответствии с требованиями части 1 статьи 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации в пределах доводов апелляционной жалобы, заслушав объяснения прокурора Марченко Т. В., судебная коллегия по гражданским делам Омского областного суда не находит предусмотренных статьёй 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации оснований для отмены или изменения обжалуемого решения.

Судом установлено и из материалов дела следует, что БОУ «Цветочинская СОШ», расположенное по адресу: <...>, является бюджетным общеобразовательным учреждением, осуществляющим образовательную деятельность по образовательным программам начального, основного общего и среднего общего образования.

Согласно паспорту безопасности БОУ «Цветочинская СОШ» учреждению присвоена третья категория опасности.

В 2022 году прокуратурой Русско-Полянского района Омской области была проведена проверка по результатам проверки установлено, что учреждением не обеспечена охрана здания и территории учреждения сотрудниками частных охранных организаций, подразделениями вневедомственной охраны войск национальной гвардии Российской Федерации, военизированными и сторожевыми подразделениями организации, подведомственной Федеральной службе войск национальной гвардии Российской Федерации, или подразделениями ведомственной охраны федеральных органов исполнительной власти, имеющих право на создание ведомственной охраны. Обеспечение внутриобъектового и пропускного режимов осуществляется лицами, не обладающими специальными навыками, не прошедшими специальной подготовки, в отсутствие специальных средств для охраны и защиты от преступных посягательств.

По факту указанных нарушений прокурором Русско-Полянского района Омской области в адрес директора школы внесено представление об устранении нарушений требований законодательства, неисполнение которого послужило основанием для обращения прокурора в суд с настоящим иском.

Разрешая спор и удовлетворяя иск, суд первой инстанции исходил из того, что отсутствие постоянной физической охраны объекта, организованной в соответствии с подпунктом «б» пункта 25 Требований, утверждённых постановлением Правительства Российской Федерации от 2 августа 2019 года № 1006, отрицательно сказывается на комплексной безопасности лиц, пребывающих в образовательной организации, поскольку не позволяет обеспечить постоянный контроль, предупреждение террористических актов и чрезвычайных ситуаций на её территории и может способствовать совершению противоправных действий в отношении лиц, находящихся в учреждении.

При этом суд указал, что охрана объекта (территории) сотрудниками соответствующих охранных организаций обеспечивается не альтернативно, а дополнительно с оснащением объектов системами передачи тревожных сообщений в подразделения войск национальной гвардии Российской Федерации.

Судебная коллегия признаёт указанные выводы верными, соответствующими установленным по делу фактическим обстоятельствам, представленным в дело доказательствам и применённым нормам права.

Как следует из пункта 5 части 1 статьи 9 Федерального закона от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (далее – Закон об образовании) к полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов по решению вопросов местного значения в сфере образования относится обеспечение содержания зданий и сооружений муниципальных образовательных организаций, обустройство прилегающих к ним территорий.

По смыслу пунктов 2, 15 части 3 статьи 28 этого же Закона к компетенции образовательной организации в установленной сфере деятельности относятся материально-техническое обеспечение образовательной деятельности, оборудование помещений в соответствии с государственными и местными нормами и требованиями, в том числе в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами, федеральными государственными требованиями, образовательными стандартами, создание необходимых условий для охраны и укрепления здоровья обучающихся и работников образовательной организации.

Охрана здоровья обучающихся включает в себя, в том числе обеспечение безопасности обучающихся во время пребывания в организации, осуществляющей образовательную деятельность (пункт 8 части 1 статьи 41 Закона об образовании).

Постановлением Правительства Российской Федерации от 2 августа 2019 года № 1006 утверждены Требования к антитеррористической защищённости объектов (территорий) Министерства просвещения Российской Федерации и объектов (территорий), относящихся к сфере деятельности Министерства просвещения Российской Федерации, и формы паспорта безопасности этих объектов (территорий) (далее - Требования).

В силу пункта 17 Требований антитеррористическая защищённость объектов (территорий) обеспечивается путём осуществления комплекса мер, направленных: на воспрепятствование неправомерному проникновению на объекты (территории); на выявление нарушителей установленных на объектах (территориях) пропускного и внутриобъектового режимов и (или) признаков подготовки или совершения террористического акта; на пресечение попыток совершения террористических актов на объектах (территориях).

Согласно подпункту «б» пункта 25 Требований в отношении объектов (территорий) третьей категории опасности дополнительно к мероприятиям, предусмотренным пунктом 24 настоящих требований, осуществляются такие мероприятия как обеспечение охраны объектов (территорий) сотрудниками частных охранных организаций, подразделениями вневедомственной охраны войск национальной гвардии Российской Федерации, военизированными и сторожевыми подразделениями организации, подведомственной Федеральной службе войск национальной гвардии Российской Федерации, или подразделениями ведомственной охраны федеральных органов исполнительной власти, имеющих право на создание ведомственной охраны.

Из этого следует, что объекты (территории) третьей категории опасности, к каким относится БОУ «Цветочинская СОШ», должны быть оборудованы не только системами передачи тревожных сообщений, но и обеспечены непосредственной охраной сотрудниками вышеуказанных сторонних для охраняемого объекта организаций.

Согласно пункту 7.1 части 1 статьи 16 Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения муниципального, городского округа относятся, в том числе участие в профилактике терроризма и экстремизма, а также в минимизации и (или) ликвидации последствий проявлений терроризма и экстремизма в границах муниципального, городского округа.

В подпункте 7 пункта 1 статьи 4 Устава Русско-Полянского муниципального района Омской области, принятого Решением Совета Русско-Полянского муниципального образования Омской области от <...> № <...> закреплено, что к вопросам местного значения муниципального района относятся участие в профилактике терроризма и экстремизма, а также в минимизации и (или) ликвидации последствий проявлений терроризма и экстремизма на территории муниципального района.

В силу пункта 42 Концепции противодействия терроризму в Российской Федерации, утверждённой Президентом Российской Федерации 5 октября 2009 года, расходы на финансирование мероприятий в области противодействия терроризму определяются каждым субъектом Российской Федерации и органом местного самоуправления самостоятельно за счёт средств своих бюджетов.

Согласно уставу БОУ «Цветочинская СОШ» учреждение является юридическим лицом, некоммерческой организацией, созданной Русско-Полянским муниципальным районом Омской области для выполнения работ, оказания услуг в целях обеспечения реализации предусмотренных законодательством Российской Федерации полномочий Русско-Полянского муниципального района Омской области в сфере образования, которая, в том числе осуществляет организацию охраны здоровья обучающихся, следовательно, несёт в установленном законодательством Российской Федерации порядке ответственность за жизнь и здоровье обучающихся, работников учреждения.

На основании пункта 1.2 устава школы учредителем образовательной организации является Русско-Полянский муниципальный район, функции и полномочия которого осуществляет Комитет по образованию Администрации Русско-Полянского муниципального района Омской области.

Суд первой инстанции верно исходил из того, что исполнение требований нормативно-правовых актов по контролю и принятию мер к террористической защищённости образовательных учреждений является обязанностью не только образовательного учреждения, но и органа местного самоуправления.

В силу положений статьи 5 Федерального закона от 6 марта 2006 года № 35-ФЗ «О противодействии терроризму» физические и юридические лица обязаны выполнять требования к антитеррористической защищённости объектов (территорий), находящихся в их собственности или принадлежащих им на законном основании.

Поскольку Русско-Полянский муниципальный район Омской области в лице исполнительно-распорядительного органа является учредителем бюджетного образовательного учреждения, администрация муниципального района, являясь субъектом антитеррористической деятельности, несёт прямую обязанность по принятию необходимых мер в целях профилактики терроризма в образовательных учреждениях.

Деятельность Комитета регламентируется Положением о Комитете по образованию Администрации Русско-Полянского муниципального района Омской области, утверждённым Решением Совета Русско-Полянского муниципального района Омской области от 17 декабря 2014 года № 391, которым определено, что Комитет является структурным подразделением администрации Русско-Полянского муниципального района Омской области, осуществляющим функции и полномочия учредителя в отношении муниципальных образовательных организаций Русско-Полянского муниципального района Омской области, муниципального казённого учреждения «Центр финансово-экономического, информационного и хозяйственного обеспечения учреждений в сфере образования».

Финансовое и материально-техническое обеспечение деятельности Комитета осуществляется за счёт средств бюджета Русско-Полянского муниципального района Омской области (пункт 1.6).

Комитет осуществляет полномочия главного распорядителя бюджетных средств и получателя бюджетных средств (подпункт «а» пункта 1 раздела 4.3).

Наделение Комитета полномочиями главного распорядителя бюджета муниципального района не исключает ответственности администрации муниципального района, как собственника объекта недвижимости, от исполнения обязанности по обеспечению соблюдения вышеуказанных требований антитеррористической безопасности.

Осуществление деятельности БОУ «Цветочинская СОШ» в нарушение Требований, выражающихся в отсутствии специализированной охраны, не обеспечивает в полной мере исполнение требований действующего законодательства в области антитеррористической защищённости, может повлечь неблагоприятные последствия, связанные с причинением вреда жизни и здоровью граждан, создаёт опасные условия для неопределённого круга лиц, в том числе несовершеннолетних, нарушает их права и законные интересы.

Суд первой инстанции пришёл к верному выводу о необходимости физического присутствия сотрудников охранных организаций в зданиях образовательных учреждений, обусловленного особым статусом образовательных учреждений и необходимостью обеспечения их большей антитеррористической защищённости.

Установив факт отсутствия финансирования со стороны учредителя и собственника имущества на проведение соответствующих мероприятий, суд правомерно возложил на Администрацию и Комитет обязанность по финансированию мероприятий по обеспечению охраны школы.

Доводы жалобы об отсутствии правовых оснований для возложения обязанности по финансированию проведения соответствующих работ, судебная коллегия не может признать состоятельными, они являлись предметом рассмотрения суда первой инстанции и получили надлежащую правовую оценку.

Судебная коллегия также отмечает, что действующее законодательство не связывает выполнение органами местного самоуправления требований по обеспечению антитеррористической безопасности с отсутствием финансовой возможности на их выполнение. Делегирование выполнения отдельных полномочий структурным подразделениям не может являться основанием для отказа в удовлетворении требований прокурора, заявленных к надлежащим ответчикам.

Применительно к установленной категории опасности (третья) у образовательного учреждения, в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 2 августа 2019 года № 1006 имеется обязанность по обеспечению фактической охраны объекта (территории) сотрудниками частных охранных организаций или подразделениями ведомственной охраны федеральных органов исполнительной власти, имеющих право на создание ведомственной охраны, которая до настоящего времени не исполнена.

С учётом изложенного судебная коллегия считает обжалуемое решение законным и обоснованным.

При разрешении спора суд правильно определил обстоятельства, имеющие юридическое значение, дал надлежащую оценку представленным сторонами доказательствам, не нарушил нормы материального и процессуального права, в связи с чем оснований для отмены или изменения решения не имеется.

Руководствуясь статьями 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

определила:

решение Русско-Полянского районного суда Омской области от 20 июня 2023 года оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.

Председательствующий:

<...>

Судьи:

Определение изготовлено в окончательной форме 7 сентября 2023 года

<...>

<...>

<...>

<...>

<...>

<...>

33-5503/2023

Категория:
Гражданские
Истцы
Прокурор Русско-Полянского района Омской области
Ответчики
Комитет по образованию Русско-Полянского муниципального района Омской области
БОУ Цветочинская СОШ
Администрация Русско-Полянского района омской области
Суд
Омский областной суд
Дело на сайте суда
oblsud.oms.sudrf.ru
18.08.2023Передача дела судье
06.09.2023Судебное заседание
11.09.2023Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
03.10.2023Передано в экспедицию
06.09.2023
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее