Судья Качалова Н.В. Дело № 2-96/2024
35RS0010-01-2023-005081-53
ВОЛОГОДСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 07 мая 2024 года № 33-2305/2024
г. Вологда
Судебная коллегия по гражданским делам Вологодского областного суда в составе:
председательствующего Вахониной А.М.,
судей Махиной Е.С., Белозеровой Л.В.,
при секретаре Рябининой А.С.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе Коломийца С. И. на решение Вологодского городского суда Вологодской области от 16 февраля 2024 года.
Заслушав доклад судьи Вологодского областного суда Вахониной А.М., объяснения представителя ответчика - федерального казенного учреждения «Главное бюро медико-социальной экспертизы по Вологодской области» Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации по доверенности Скворцовой О.А., судебная коллегия
установила:
Коломиец С.И. обратился в суд с иском к федеральному казенному учреждению «Главное бюро медико-социальной экспертизы по Вологодской области» Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации (далее - ФКУ «ГБ МСЭ по Вологодской области» Минтруда России) о признании решений медико-социальной экспертизы незаконными, взыскании компенсации морального вреда.
В обоснование требований указал, что получил профессиональное заболевание на производстве - астма средней степени тяжести частично контролируемая. Диагноз установлен Северо-Западным научным центром гигиены и общественного здоровья 15 декабря 2016 года. 27 июня 2018 года ФКУ «ГБ МСЭ по Вологодской области» Минтруда России установлена ... инвалидности, и 40% утраты профессиональной трудоспособности.
13 июня 2019 года комиссией ФКУ «ГБ МСЭ по Вологодской области» Минтруда России снята группа инвалидности, снижена потеря трудоспособности с 40% до 30% согласно протоколу № 547.12.35/2019. Решением суда по гражданскому делу № 2-1025/2020 решение ФКУ «ГБ МСЭ по Вологодской области» Минтруда России отменено. В его пользу взыскана компенсация морального вреда.
В период с 09 декабря 2022 года по 16 декабря 2022 года находился на госпитализации в отделении пульмонологии бюджетного учреждения здравоохранения Вологодской области «Вологодская областная клиническая больница» (далее - БУЗ ВО «Сокольская ЦРБ»), выдана история болезни № 757651, направление БУЗ ВО «Сокольская ЦРБ» на медико-социальную экспертизу с целью определения степени утраты профессиональной трудоспособности в процентах.
12 января 2023 года специалистами бюро № 4 - филиал ФКУ «ГБ МСЭ по Вологодской области» Минтруда России (далее – бюро № 4) ему проведена очная медико-социальная экспертиза, ввиду сложности экспертного случая специалистами бюро составлена программа дополнительного обследования гражданина.
09 февраля 2023 года экспертным составом № 3 Главного бюро ФКУ «ГБ МСЭ по Вологодской области» Минтруда России (далее – экспертный состав № 3) проведена очная медико-социальная экспертиза в порядке консультации и составлена программа дополнительного обследования гражданина, от чего он (Коломиец С.И.) отказался. По результатам проведения экспертизы специалистами бюро № 4 вынесено решение от 16 февраля 2023 года, согласно которому у него имеются стойкие незначительные нарушения функций дыхательной системы, группа инвалидности не установлена. С указанным решением не согласился, в связи с чем экспертным составом № 2 ФКУ «ГБ МСЭ по Вологодской области» (далее – экспертный состав № 2) 22 марта 2023 года проведена очная медико-социальная экспертиза в порядке обжалования. Экспертным составом № 2 вынесено решение, которым решения бюро № 4 от 16 февраля 2023 года не изменены.
Ссылаясь на нарушение процедуры проведения медико-социальной экспертизы, а именно в занижении критериев приказа Минтруда России от 30 сентября 2020 года №687н «Об утверждении критериев определения степени утраты профессиональной трудоспособности в результате несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний» (далее – Приказ Минтруда № 687н), эксперты применили пункт 17 данного приказа, тогда как в соответствии с решением областного профпатологического центра, выписки из истории болезни, направления на МСЭ, по мнению истца применив пункт 17 Приказа Минтруда № 687н, эксперты всех перечисленных бюро не применили и нарушили постановление Правительства Российской Федерации от 16 октября 2000 года № 789 «Об утверждении Правил установления степени утраты профессиональной трудоспособности в результате несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний» (далее - Правила № 789), не был применен пункт 25 постановления Правительства Российской Федерации от 20 февраля 2020 года № 95 «О порядке и условиях признания лица инвалидом» (далее – Постановление № 95), Приказ Минтруда Российской Федерации от 27 августа 2019 года «О классификациях и критериях, используемых при осуществлении медико-социальной экспертизы граждан федеральными государственными учреждениями медико-социальной экспертизы» (далее – Приказ Минтруда № 585н), а именно пункты 3,4 Классификации основных видов расстройств функций организма и степени их выраженности, пункт 5 Классификации основных категорий жизнедеятельности человека и степени выраженности ограничений этих категорий, нарушены примечания к подпункту 10.1, пункты 10.2.1, 10.2.2, 10.2.3, 13.1.4.1, 13.1.4.2, 13.1.4.3 Приказа № 585н, также ссылаясь на ухудшение состояния здоровья, нарушение ответчиком его конституционных прав, полагая, что процент утраты профессиональной трудоспособности должен быть увеличен, установлена группа инвалидности, Коломиец С.И., выражая несогласие со всеми решениями медико-социальной экспертизы, просил признать незаконными решения ответчика, обязать ФКУ «ГБ МСЭ по Вологодской области» вынести решение о назначении группы инвалидности, установлении соответствующей ей степени утраты трудоспособности в соответствии с указанными выше нормативными актами и представленными медицинскими документами, взыскать компенсацию морального вреда в размере 100 000 рублей.
Решением Вологодского городского суда Вологодской области от 16 февраля 2024 года Коломийцу С.И. в удовлетворении исковых требований к ФКУ «ГБ МСЭ по Вологодской области» Минтруда России о признании незаконным решений, взыскании компенсации морального вреда отказано.
В апелляционной жалобе Коломиец С.И. просит решение суда отменить, принять новое решение, удовлетворив исковые требования в полном объёме. В обоснование ссылается на апелляционное определение Верховного Суда Российской Федерации от 14 декабря 2023 года №АПЛ23-440, которым признан недействующим абзац третий пункта 17 Приказа Минтруда № 687н, выражает несогласие с заключением судебной экспертизы, проеденной Федеральным казенным учреждением «Главное бюро медико-социальной экспертизы по г. Санкт – Петербургу» Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации (далее - ФКУ «ГБ МСЭ по г. Санкт-Петербургу» Минтруда России). Поскольку он не имеет возможности продолжать профессиональную деятельность, предшествующую профессиональному заболеванию, ему не может быть установлено 30 % утраты профессиональной трудоспособности. Полагает, что в данном случае следует применить пункт 17 Правил № 789.
Судебная коллегия, проверив законность и обоснованность принятого судом решения в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе, приходит к следующим выводам.
Государственную политику в области социальной защиты инвалидов определяет Федеральный закон от 24 ноября 1995 года № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» (далее – Закон № 181-ФЗ).
Признание лица инвалидом осуществляется федеральным учреждением медико-социальной экспертизы. Порядок и условия признания лица инвалидом устанавливаются Правительством Российской Федерации (статья 1 Закона № 181-ФЗ).
Медико-социальная экспертиза проводится в целях определения потребностей освидетельствуемого лица в мерах социальной защиты, включая реабилитацию, федеральными учреждениями медико-социальной экспертизы на основе оценки ограничений жизнедеятельности, вызванных стойким расстройством функций организма (статья 60 Федерального закона от 21 ноября 2011 года № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации»).
В соответствии со статьями 7, 8 Закона № 181-ФЗ медико-социальная экспертиза - это признание лица инвалидом и определение в установленном порядке потребностей освидетельствуемого лица в мерах социальной защиты, включая реабилитацию, на основе оценки ограничений жизнедеятельности, вызванных стойким расстройством функций организма. Медико-социальная экспертиза осуществляется федеральными учреждениями медико-социальной экспертизы, подведомственными уполномоченному органу, определяемому Правительством Российской Федерации. Порядок организации и деятельности федеральных учреждений медико-социальной экспертизы определяется уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти. На федеральные учреждения медико-социальной экспертизы возлагаются установление инвалидности, ее причин, сроков, времени наступления инвалидности, потребности инвалида в различных видах социальной защиты.
Согласно пункту 2 Правил признания лица инвалидом, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 05 апреля 2022 года № 588 (далее - Правила признания лица инвалидом), признание гражданина инвалидом осуществляется при проведении медико-социальной экспертизы, исходя из комплексной оценки состояния организма гражданина на основе анализа его клинико-функциональных, социально-бытовых, профессионально-трудовых и психологических данных с использованием классификаций и критериев, утверждаемых Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации.
Медико-социальная экспертиза проводится исходя из комплексной оценки состояния организма гражданина на основе анализа его клинико-функциональных, социально-бытовых, профессионально-трудовых и психологических данных с использованием классификаций и критериев, утверждаемых Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации (пункт 2 Правил признания лица инвалидом).
Пунктом 5 Правил признания лица инвалидом предусмотрено, что условиями признания гражданина инвалидом являются:
а) нарушение здоровья со стойким расстройством функций организма, обусловленное заболеваниями, последствиями травм или дефектами;
б) ограничение жизнедеятельности (полная или частичная утрата гражданином способности или возможности осуществлять самообслуживание, самостоятельно передвигаться, ориентироваться, общаться, контролировать свое поведение, обучаться или заниматься трудовой деятельностью);
в) необходимость в мерах социальной защиты, включая реабилитацию и абилитацию.
В соответствии с пунктом 6 Правил признания лица инвалидом наличие одного из указанных в пункте 5 данных Правил условий не является основанием, достаточным для признания гражданина инвалидом.
Согласно пункту 5 Классификаций и критериев, используемых при осуществлении медико-социальной экспертизы граждан федеральными государственными учреждениями медико-социальной экспертизы, утвержденных приказом Минтруда России № 585н (далее Классификации и критерии) выделяются 4 степени выраженности стойких нарушений функций организма человека, обусловленных заболеваниями, последствиями травм или дефектами: I степень - стойкие незначительные нарушения функций организма человека, обусловленные заболеваниями, последствиями травм или дефектами, в диапазоне от 10 до 30%; II степень - стойкие умеренные нарушения функций организма человека, обусловленные заболеваниями, последствиями травм или дефектами, в диапазоне от 40 до 60%; III степень - стойкие выраженные нарушения функций организма человека, обусловленные заболеваниями, последствиями травм или дефектами, в диапазоне от 70 до 80%; IV степень - стойкие значительно выраженные нарушения функций организма человека, обусловленные заболеваниями, последствиями травм или дефектами, в диапазоне от 90 до 100%.
Пунктом 9 Классификаций и критериев предусмотрено, что основанием для установления инвалидности лицу в возрасте 18 лет и старше является нарушение здоровья со II и более выраженной степенью выраженности стойких нарушений функций организма человека (в диапазоне от 40 до 100%), обусловленное заболеваниями, последствиями травм или дефектами, приводящее к ограничению 2 или 3 степени выраженности одной из основных категорий жизнедеятельности человека или 1 степени выраженности ограничений двух и более категорий жизнедеятельности человека в их различных сочетаниях, определяющих необходимость его социальной защиты. Для направления на медико-социальную экспертизу необходимо, чтобы стойкое расстройство функций организма имело необходимую степень выраженности - со II степени по IV степень, предусмотренные пунктом 5.
Для установления инвалидности обязательно наличие трех условий для признания гражданина инвалидом, включая нарушение здоровья со стойким расстройством функций организма, ограничение жизнедеятельности. Само по себе наличие заболевания не является безусловным основанием для установления инвалидности. В свою очередь выраженность нарушения функций организма определяется в процентах, основанием для установления инвалидности является наличие расстройства функций организма II и выше степени нарушений (пункт 5 вышеприведенных Классификаций и критериев).
При этом согласно пункту 20 Правил признания лица инвалидом медицинская организация несет гражданско-правовую ответственность за достоверность и полноту сведений, указанных в направлении на медико-социальную экспертизу, в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Кроме того, Правилами признания лица инвалидом также предусмотрено, что гражданин может обжаловать решение бюро в главное бюро (пункт 55); решение главного бюро может быть обжаловано в Федеральное бюро (пункт 58); решения бюро, главного бюро, Федерального бюро могут быть обжалованы в суд (пункт 59).
Из содержания приведенных нормативных положений, регламентирующих отношения по признанию лица инвалидом, следует, что определение наличия либо отсутствия оснований для признания лица инвалидом относится к исключительной компетенции федеральных учреждений медико-социальной экспертизы, находящихся в ведении Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации и имеющих соответствующие лицензии на проведение медико-социальной экспертизы.
Федеральный закон от 24 июля 1998 года № 125-ФЗ «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний» (далее - Закон № 125-ФЗ), как следует из его преамбулы, устанавливает в Российской Федерации правовые, экономические и организационные основы обязательного социального страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний и определяет порядок возмещения вреда, причиненного жизни и здоровью работника при исполнении им обязанностей по трудовому договору и в иных установленных настоящим федеральным законом случаях.
Согласно абзацу 17 статьи 3 Закона № 125-ФЗ под профессиональной трудоспособностью следует понимать способность человека к выполнению работы определенной квалификации, объема и качества.
Степень утраты профессиональной трудоспособности - выраженное в процентах стойкое снижение способности застрахованного осуществлять профессиональную деятельность до наступления страхового случая (абзац 18 статьи 3 Закона № 125-ФЗ).
В соответствии с пунктом 3 статьи 11 Закона № 125-ФЗ степень утраты застрахованным профессиональной трудоспособности устанавливается учреждением медико-социальной экспертизы.
Порядок установления степени утраты профессиональной трудоспособности в результате несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний определяется Правительством Российской Федерации.
Во исполнение указанного Федерального закона Правительством Российской Федерации принято Постановление № 789, которым утверждены Правила установления степени утраты профессиональной трудоспособности в результате несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, которые определяют порядок установления учреждениями медико-социальной экспертизы степени утраты профессиональной трудоспособности лицами, получившими повреждение здоровья в результате несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний (далее именуются - пострадавшие).
Согласно пункту 2 Правил № 789 степень утраты профессиональной трудоспособности устанавливается в процентах на момент освидетельствования пострадавшего, исходя из оценки потери способности осуществлять профессиональную деятельность вследствие несчастного случая на производстве и профессионального заболевания, в соответствии с критериями определения степени утраты профессиональной трудоспособности, утверждаемыми Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации по согласованию с Министерством здравоохранения Российской Федерации.
Освидетельствование пострадавшего проводится в учреждении медико-социальной экспертизы по месту его жительства либо по месту прикрепления к государственному или муниципальному лечебно-профилактическому учреждению здравоохранения (далее именуется - учреждение здравоохранения) (пункт 4 Правил № 789).
Пунктом 12 Правил № 789 определено, что на основе полученных документов и сведений, личного осмотра пострадавшего определяется степень утраты его профессиональной трудоспособности, исходя из оценки имеющихся у пострадавшего профессиональных способностей, психофизиологических возможностей и профессионально значимых качеств, позволяющих продолжать выполнять профессиональную деятельность, предшествующую несчастному случаю на производстве и профессиональному заболеванию, того же содержания и в том же объеме либо с учетом снижения квалификации, уменьшения объема выполняемой работы и тяжести труда в обычных или специально созданных производственных условиях.
Под специально созданными производственными условиями понимается организация работы, при которой пострадавшему устанавливаются сокращенный рабочий день, индивидуальные нормы выработки, дополнительные перерывы в работе, создаются соответствующие санитарно-гигиенические условия, рабочее место оснащается специальными техническими средствами, проводятся систематическое медицинское наблюдение и другие мероприятия.
Пунктами 14 - 17 Правил № 789 определены условия определения степени утраты профессиональной трудоспособности в результате несчастного случая на производстве и профессионального заболевания.
Пунктом 14 Правил № 789 установлено, что случае если у пострадавшего наступила полная утрата профессиональной трудоспособности вследствие резко выраженного нарушения функций организма при наличии абсолютных противопоказаний для выполнения любых видов профессиональной деятельности, даже в специально созданных условиях, устанавливается степень утраты профессиональной трудоспособности 100 процентов.
В случае если пострадавший вследствие выраженного нарушения функций организма может выполнять работу лишь в специально созданных условиях, устанавливается степень утраты профессиональной трудоспособности от 70 до 90 процентов (пункт 15 Правил №789).
В случае если пострадавший вследствие несчастного случая на производстве и профессионального заболевания может в обычных производственных условиях продолжать профессиональную деятельность с выраженным снижением квалификации либо с уменьшением объема выполняемой работы или если он утратил способность продолжать профессиональную деятельность вследствие умеренного нарушения функций организма, но может в обычных производственных условиях выполнять профессиональную деятельность более низкой квалификации, устанавливается степень утраты профессиональной трудоспособности от 40 до 60 процентов (пункт 16 Правил № 789).
В случае если пострадавший может продолжать профессиональную деятельность с умеренным или незначительным снижением квалификации, либо с уменьшением объема выполняемой работы, либо при изменении условий труда, влекущих снижение заработка, или если выполнение его профессиональной деятельности требует большего напряжения, чем прежде, устанавливается степень утраты профессиональной трудоспособности от 10 до 30 процентов (пункт 17 Правил № 789).
В соответствии с пунктом 33 Правил № 789 решение учреждения медико-социальной экспертизы может быть обжаловано в суд в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
С 01 июля 2021 года действуют Критерии определения степени утраты профессиональной трудоспособности в результате несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, утвержденные приказом Минтруда № 687н.
Согласно пункту 3 Критериев определения степени утраты профессиональной трудоспособности в результате несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, утвержденных приказом Минтруда России от 30 сентября 2020 года № 687н (далее – Критерии № 687н) степень утраты профессиональной трудоспособности определяется исходя из последствий повреждения здоровья вследствие несчастного случая на производстве или профессионального заболевания с учетом имеющихся у пострадавшего профессиональных способностей, психофизиологических возможностей и профессионально значимых качеств, позволяющих продолжать выполнять профессиональную деятельность, непосредственно предшествующую несчастному случаю на производстве или профессиональному заболеванию, того же содержания и в том же объеме либо с учетом снижения квалификации, уменьшения объема (тяжести) выполняемой работы и/или необходимости создания дополнительных условий доступности для выполнения профессиональной деятельности путем изменения условий труда, оснащения (оборудования) специального рабочего места, выражается в процентах и устанавливается в размере от 10 до 100 процентов с шагом в 10 процентов.
В силу пунктов 5, 7 Критериев № 687н степень снижения способности к профессиональной деятельности определяется в рамках установленной степени выраженности стойких нарушений функций организма человека, обусловленных несчастным случаем на производстве или профессиональным заболеванием, на основании анализа характеристик профессиональной деятельности. Характеристиками профессиональной деятельности являются: квалификация пострадавшего; объем (тяжесть) выполняемой работы; условия труда.
Согласно пункту 8 Критериев № 687н способность к выполнению профессиональной деятельности, непосредственно предшествующей несчастному случаю на производстве или профессиональному заболеванию, того же содержания предполагает возможность продолжения профессиональной деятельности без снижения квалификации.
Критерии определения степени утраты профессиональной трудоспособности 10 до 30 процентов является повреждение здоровья пострадавшего с 1 степенью выраженности стойких нарушений функций организма человека (в диапазоне от 10 до 30 процентов), обусловленное несчастным случаем на производстве или профессиональным заболеванием.
При этом степень утраты профессиональной трудоспособности устанавливается в зависимости от снижения квалификации и/или уменьшения объема (тяжести) работ пострадавшего с учетом наличия или отсутствия необходимости изменения условий руда либо невозможности продолжать выполнять профессиональную деятельность:
в случае, когда пострадавший может выполнять профессиональную деятельность, непосредственно предшествующую несчастному случаю на производстве или профессиональному заболеванию, при снижении квалификации и/или уменьшении объема (тяжести) работ с учетом необходимости изменения условий труда, а также в случае невозможности продолжать выполнять профессиональную деятельность, непосредственно предшествующую несчастному случаю на производстве или профессиональному заболеванию, - в размере 30 процентов утраты профессиональной трудоспособности;
в случаях, когда пострадавший может выполнять профессиональную деятельность, непосредственно предшествующую несчастному случаю на производстве и профессиональному заболеванию без снижения квалификации и уменьшения объема (тяжести) работ, но при необходимости изменения условий труда, - в размере 20 процентов утраты профессиональной трудоспособности;
в случаях, когда пострадавший может выполнять профессиональную деятельность, непосредственно предшествующую несчастному случаю на производстве и профессиональному заболеванию, при снижении квалификации и/или объема (тяжести) работ, но без изменения условий труда, - в размере 10 процентов утраты профессиональной трудоспособности (пункт 17 Критериев № 687н).
Как следует из материалов дела, в ФКУ «ГБ МСЭ по Вологодской области» Минтруда России из БУЗ ВО «Сокольская ЦРБ» поступило направление на медико-социальную экспертизу (форма № 088/у) в электронной форме на имя Коломийца С.И. с целью определения степени утраты профессиональной трудоспособности в процентах и разработки программы реабилитации лица, пострадавшего в результате несчастного случая на производстве и профессионального заболевания; установления группы инвалидности и разработки индивидуальной программы реабилитации или реабилитации инвалида (ребенка-инвалида).
12 января 2023 года специалистами бюро № 4 Коломийцу С.И. проведена очная медико-социальная экспертиза с целью определения степени утраты профессиональной трудоспособности в процентах и разработки программы реабилитации лица, пострадавшего в результате несчастного случая на производстве и профессионального заболевания.
В виду сложности экспертного случая (проведения специальных (особо сложных специальных) видов обследования 12 января 2023 года специалистами бюро № 4 составлена программа дополнительного обследования гражданина (консультация экспертного состава № 3).
09 февраля 2023 года экспертным составом № 3 проведена очная медико-социальная экспертиза в порядке консультации и составлена программа дополнительного обследования гражданина (консультация в ФГБУ ФБ МСЭ Минтруда России).
13 февраля 2023 года в бюро № 4 поступило заявление Коломийца С.И. об отказе от проведения дополнительного обследования (консультация в ФГБУ ФБ МСЭ Минтруда России).
15 февраля 2023 года специалистами экспертного состава № 3 вынесено консультативное заключение: имеющиеся у Коломийца С.И. стойкие незначительные нарушения функций дыхательной системы по профессиональному заболеванию, не позволяющие продолжать выполнять профессиональную деятельность, непосредственно предшествующую профессиональному заболеванию, являются основанием установления степени утраты профессиональной трудоспособности в размере 30%.
По результатам проведения очной медико-социальной экспертизы специалистами бюро № 4 16 февраля 2023 года вынесено решение, Коломийцу С.И. установлено 30% степени утраты профессиональной трудоспособности на срок с 01 января 2023 года бессрочно, разработана программа реабилитации лица, пострадавшего в результате несчастном случая на производстве и профессионального заболевания. Группа инвалидности Коломийцу С.И. не установлена.
13 марта 2023 года в адрес ФКУ «ГБ МСЭ по Вологодской области» Минтруда России поступило заявление Коломийца С.И. о несогласии с решениями бюро № 4 от 16 февраля 2023 года.
Экспертным составом № 2 ФКУ «ГБ МСЭ по Вологодской области» Минтруда России (Главное бюро) 22 марта 2023 года проведена очная медико-социальная экспертиза в порядке обжалования. Экспертным составом № 2 вынесено решение, которым решения бюро № 4 от 16 февраля 2023 года не изменены.
С учетом характера спора, для установления по делу юридически значимых обстоятельств, судом первой инстанции была назначена по делу заочная медико-социальная экспертиза, проведение которой поручено экспертам ФКУ «ГБ МСЭ по г. Санкт-Петербургу» Минтруда России.
Согласно заключению судебной медико-социальной экспертизы от 03 ноября 2023 года № 7153.СМЭ.78/2023, выполненной экспертами ФКУ «ГБ МСЭ по г. Санкт-Петербургу» Минтруда России:
- на вопросы имелись ли основания для установления Коломийцу С.И. группы инвалидности на момент освидетельствования, эксперты указали, что с 30 декабря 2022 года по 16 февраля 2023 года в бюро 4 - филиала ФКУ «ГБ МСЭ по Вологодской области» Минтруда России, с 15 марта 2023 года по 22 марта 2023 года в экспертном составе № 2 - оснований для установления инвалидности не имелось.
- на вопрос если имелись основания, то какая группа инвалидности и какая степень утраты трудоспособности подлежали установлению по какой причине и на какой срок? В периоды с 30 декабря 2022 года по 16 февраля 2023 года и с 15 марта 2023 года по 22 марта 2023 года экспертами указано, что оснований для установления инвалидности не имелось, имелись основания для установления истцу степени утраты профессиональной трудоспособности в размере 30% бессрочно в связи с имеющимся профессиональным заболеванием.
Представленное суду экспертное заключение ФКУ «ГБ МСЭ по г. Санкт-Петербургу» Минтруда России по форме и содержанию соответствует статье 86 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, так как содержит подробное описание произведенных исследований, сделанные в результате их выводы не противоречивы, не двусмысленны, а напротив, научно и фактически обоснованы и надлежащими средствами доказывания не опровергнуты.
У судебной коллегии оснований не доверять заключению экспертов ФКУ «ГБ МСЭ по г. Санкт-Петербургу» Минтруда России, предупрежденных об уголовной ответственности за дачу заведомо ложного заключения, не имеется.
Данная экспертиза проведена с соблюдением требований процессуального законодательства, специальным экспертным учреждением, квалификация экспертов, сомнений не вызывает, они предупреждены об уголовной ответственности за дачу заведомо ложного заключения по статье 307 Уголовного кодекса Российской Федерации. Названное заключение содержит подробное описание проведенного исследования, критериев оценки и имеющихся у истца заболеваний, характера их влияния на его жизнедеятельность, способность к труду, сделанные в результате выводы и ответы на поставленные вопросы являются полными и обоснованными, не содержат неоднозначных формулировок. Достоверных доказательств, опровергающих выводы данного заключения экспертов, истцом представлено не было. Несогласие Коломийца С.И. с выводами экспертного заключения о его ошибочности не свидетельствует.
Разрешая заявленные требования, руководствуясь положениями Правил № 789, Приказом Минтруда № 585н, Приказом Минтруда №687н, оценив представленные в материалы дела доказательства по правилам статьи 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, с учетом выводов судебной медико-социальной экспертизы, суд первой инстанции пришел к выводу о том, что оспариваемые истцом решения приняты ответчиком в соответствии с указанными выше нормативными актами, следовательно, исковые требования Коломийца С.И. удовлетворению не подлежат. При этом суда отказал в удовлетворении производных исковых требованиях о взыскании компенсации морального вреда.
Автор жалобы ссылается на апелляционное Определение Верховного Суда Российской Федерации от 14 декабря 2023 года № АПЛ23-440 которым признаны не действующими со дня принятия определения абзац третий пункта 17 критериев определения степени утраты профессиональной трудоспособности в результате несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, утвержденных Приказом Минтруда России от 30 сентября 2020 № 687н в части, предусматривающей установление степени утраты профессиональной трудоспособности в размере 30 процентов в случае невозможности пострадавшим продолжать выполнять профессиональную деятельность, непосредственно предшествующую несчастному случаю на производстве или профессиональному заболеванию.
Однако, поскольку оспариваемые истцом решения были приняты до принятия настоящего апелляционного определения, судебная коллегия признает довод истца в указанной части несостоятельным и подлежащим отклонению.
При этом, как следует из письма ФГБУ ФБ МСЭ Минтруда России от 04 марта 2024 года № 12424.ФБ.77/2024 в соответствии с Определением Верховного Суда Российской Федерации от 14 декабря 2023 года № АПЛ23-440 отмененные части абзаца третьего пункта 17 и абзаца второго пункта 18 Критериев № 687н не действуют со дня принятия настоящего определения, что есть с 14 декабря 2023 года.
При таких обстоятельствах, руководствуясь положениями действующего законодательства, регулирующего спорные правоотношения, судебная коллегия соглашается с выводом суда о том, что оспариваемые решения в отношении Коломийца С.И. приняты в соответствии с Правилами признания лица инвалидом, Правилами № 789, Критериями № 687н, Приказом Минтруда № 585н, в связи с чем основания для удовлетворения исковых требований отсутствуют.
Поскольку действиями ответчика права и законные интересы истца не нарушены, оснований для взыскания с ответчика в пользу истца компенсации морального вреда не имеется.
Сам по себе факт наличия у истца заболеваний и прохождение лечения не свидетельствуют о безусловном наличии оснований для установления ему большего процента утраты профессиональной трудоспособности и признания его инвалидом, учитывая, что оценка состояния здоровья проводится экспертами на момент освидетельствования лица, исходя из степени выраженности нарушений функций организма и ограничения жизнедеятельности применительно к возрасту.
При проведении освидетельствования врачами-экспертами неоднократно была изучена вся представленная медицинская документация, произведен анализ клинико-функциональных, социально-бытовых, профессионально-трудовых и психологических данных истца и каких-либо значительных нарушений состояния здоровья истца, ограничивающих его жизнедеятельность, на момент проведения не выявлено, вследствие чего не было выявлено оснований для установления истцу группы инвалидности.
Каких-либо нарушений процедуры проведения освидетельствования истца не установлено, обжалуемые решения приняты в порядке, предусмотренном действующим законодательством, исходя из комплексной оценки состояния организма истца, с учетом изучения представленных документов.
Ссылка подателя жалобы на нарушение ответчиком пункта 25 Постановления № 95 несостоятельна, поскольку данный нормативный акт утратил силу с 01 июля 2022 года.
Доводы жалобы фактически направлены на несогласие с выводами суда, на иную оценку доказательств по делу, при этом, они основаны на самостоятельном толковании отдельных положений приведенных выше актов действующего законодательства, а потому основанием к отмене судебного решения являться не могут.
Выводы, содержащиеся в обжалуемом решении суда, соответствуют фактическим обстоятельствам дела, установленным судом. Нарушений норм материального либо процессуального права, влекущих отмену состоявшегося по делу судебного постановления, не допущено. Оснований для вмешательства в решение суда по доводам апелляционной жалобы не имеется.
Руководствуясь статьей 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Вологодского городского суда Вологодской области от 16 февраля 2024 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Коломийца С. И. – без удовлетворения.
Председательствующий А.М. Вахонина
Судьи Е.С. Махина
Л.В. Белозерова
Мотивированное апелляционное определение изготовлено 08 мая 2024 года.