Дело № 2-456/2015
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
25 ноября 2015 года город Петухово
Петуховский районный суд Курганской области в составе:
председательствующего - судьи Илюшиной А.А.
при секретаре судебного заседания Григорян Л.К.,
с участием заместителя прокурора Петуховского района Курганской области Волкова А.В., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Петуховского района Курганской области в интересах неопределенного круга лиц к Администрации Новоберезовского сельсовета Петуховского района Курганской области о признании бездействия по необеспечению прохождения медицинского обследования муниципальных служащих Администрации Новоберезовского сельсовета Петуховского района Курганской области незаконным, возложении обязанности обеспечить прохождение и финансирование ежегодного медицинского обследования муниципальных служащих Администрации Новоберезовского сельсовета Петуховского района Курганской области
У С Т А Н О В И Л:
прокурор Петуховского района Курганской области, действуя в интересах неопределенного круга лиц, обратился в суд с иском к Администрации Новоберезовского сельсовета Петуховского района Курганской области о признании бездействия по необеспечению прохождения медицинского обследования муниципальных служащих Администрации Новоберезовского сельсовета Петуховского района Курганской области незаконным, возложении обязанности обеспечить прохождение и финансирование ежегодного медицинского обследования муниципальных служащих Администрации Новоберезовского сельсовета Петуховского района Курганской области.
В обоснование требований указал, что прокуратурой района в ходе проверки соблюдения законодательства о муниципальной службе в деятельности Администрации Новоберезовского сельсовета Петуховского района Курганской области установлено нарушение действующего законодательства о муниципальной службе в Российской Федерации, которое выразилось со стороны ответчика в том, что муниципальные служащие Администрации Новоберезовского сельсовета ФИО2, ФИО3 не прошли ежегодное медицинское обследование в 2014 г. и 2015 г., что свидетельствует о нарушении действующего законодательства о муниципальной службе, поскольку может повлечь несоблюдение прав граждан на занятие должностей муниципальной службы, либо угрозу передачи заболеваний неопределенному кругу граждан при их непосредственном контакте с муниципальными служащими при оказании последними государственных и муниципальных услуг.
На основании изложенного просит суд признать бездействие ответчика по необеспечению прохождения медицинского обследования муниципальных служащих Администрации Новоберезовского сельсовета Петуховского района Курганской области незаконным, возложить обязанность обеспечить прохождение и финансирование ежегодного медицинского обследования муниципальных служащих Администрации Новоберезовского сельсовета Петуховского района Курганской области путем составления поименного списка муниципальных служащих, подлежащих диспансеризации, утверждения графика прохождения муниципальными служащими диспансеризации в 2015 году и заключения с медицинским учреждением договора об оказании услуг по проведению диспансеризации муниципальных служащих.
В судебном заседании заместитель прокурора Петуховского района Волков А.В. требования в части утверждения графика прохождения муниципальными служащими администрации Новоберезовского сельсовета диспансеризации уточнил, исключив указание на 2015 год, на удовлетворении исковых требований настаивал.
Представитель ответчика - Администрации Новоберезовского сельсовета Петуховского района Курганской в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом о времени и месте судебного заседания.
Согласно письменному отзыву Главы Новоберезовского сельсовета Инякиной Л.И. администрация Новоберезовского сельсовета Петуховского района Курганской области с исковыми требованиями прокурора Петуховского района о признании бездействия по необеспечению прохождения медицинского обследования муниципальных служащих Администрации Новоберезовского сельсовета Петуховского района Курганской области незаконным, возложении обязанности обеспечить прохождение и финансирование ежегодного медицинского обследования муниципальных служащих Администрации Новоберезовского сельсовета Петуховского района Курганской области согласна, просила рассмотреть дело в отсутствие представителя ответчика.
Представитель третьего лица – Государственного бюджетного учреждения «Петуховская центральная районная больница» в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом о времени и месте судебного заседания, о причинах неявки суд не уведомил.
С учетом мнения представителя истца, представителя ответчика, суд определил рассмотреть дело в отсутствие неявившегося представителя третьего лица, в порядке статьи 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (ГПК РФ).
Заслушав участников процесса, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему.
Установлено, что ФИО3 до ДД.ММ.ГГГГ проходила муниципальную службу в Администрации Новоберезовского сельсовета, уволена с указанной выше даты по собственному желанию, ФИО2 проходит муниципальную службу в Администрации Новоберезовского сельсовета, что подтверждается пояснениями представителя истца, изложенными в исковом заявлении, и приложенным к материалам дела представлением об устранении нарушений законодательства, вынесенное в адрес Главы Новоберезовского сельсовета ДД.ММ.ГГГГ.
Ответчиком данное обстоятельство не опровергнуто, доказательства, истребованные судом в ходе подготовки дела к судебному разбирательству (трудовые договоры о прохождении муниципальной службы с муниципальными служащими) не представлены.
Согласно информации, представленной ГБУ «Петуховская ЦРБ» муниципальный служащий ФИО3 медицинский осмотр (диспансеризацию) в 2014 – 2015 гг. не проходила, ФИО2 проходила в 2015 году дополнительную диспансеризацию, договоров на прохождение ежегодных медицинских осмотров муниципальных служащих с Администрацией Новоберезовского сельсовета в 2014-2015 годы не заключалось.
Из представления об устранении нарушений федерального законодательства, вынесенного прокурором Петуховского района в адрес Главы Новоберезовского сельсовета от ДД.ММ.ГГГГ по результатам проведенной проверки усматривается, что в личных делах ФИО2, ФИО3 не имеется медицинских заключений установленной формы об отсутствии у гражданина заболевания, препятствующего прохождению муниципальной службы.
Не представлены такие заключения ответчиком и в судебное заседание.
В соответствии с частями 1, 2 статьи 2 Федерального закона от 02.03.2007 № 25-ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации» муниципальная служба - профессиональная деятельность граждан, которая осуществляется на постоянной основе на должностях муниципальной службы, замещаемых путем заключения трудового договора (контракта).
Нанимателем для муниципального служащего является муниципальное образование, от имени которого полномочия нанимателя осуществляет представитель нанимателя (работодатель).
Согласно статье 4 ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации» основными принципами муниципальной службы являются: приоритет прав и свобод человека и гражданина; равный доступ граждан, владеющих государственным языком Российской Федерации, к муниципальной службе и равные условия ее прохождения независимо от пола, расы, национальности, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также от других обстоятельств, не связанных с профессиональными и деловыми качествами муниципального служащего; профессионализм и компетентность муниципальных служащих; стабильность муниципальной службы; доступность информации о деятельности муниципальных служащих; взаимодействие с общественными объединениями и гражданами; единство основных требований к муниципальной службе, а также учет исторических и иных местных традиций при прохождении муниципальной службы; правовая и социальная защищенность муниципальных служащих.
В силу пункта 4 статьи 13 ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации» гражданин не может быть принят на муниципальную службу, а муниципальный служащий не может находиться на муниципальной службе в случае наличия заболевания, препятствующего поступлению на муниципальную службу или ее прохождению и подтвержденного заключением медицинской организации. Порядок прохождения диспансеризации, перечень таких заболеваний и форма заключения медицинской организации устанавливаются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
Порядок, определяющий прохождение диспанзеризации лицами, замещающими должности государственной гражданской службы Российской Федерации и муниципальные должности муниципальной службы, а также выдачи заключения медицинского учреждения о наличии (отсутствии) заболевания, препятствующего поступлению на государственную гражданскую службу Российской Федерации и муниципальную службу или порядок ее прохождения утвержден Приказом Минздравсоцразвития РФ от 14.12.2009 № 984н.
Согласно указанному Порядку под диспансеризацией, применительно к настоящему Порядку, понимается комплекс мероприятий, проводимых с целью определения рисков развития заболеваний, раннего выявления имеющихся заболеваний, в том числе препятствующих прохождению государственной гражданской службы Российской Федерации (далее - гражданская служба) и муниципальной службы, сохранения и укрепления физического и психического здоровья государственного гражданского служащего Российской Федерации (далее - гражданский служащий) и муниципального служащего (пункт 2).
Диспансеризация гражданских служащих и муниципальных служащих осуществляется за счет средств соответствующих бюджетов в медицинских учреждениях, определенных федеральным государственным органом или государственным органом субъекта Российской Федерации (далее - государственный орган), органом местного самоуправления, аппаратом избирательной комиссии муниципального образования (далее - орган муниципального образования) в соответствии с законодательством Российской Федерации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд, имеющих лицензию на осуществление медицинской деятельности, включая работы (услуги) при осуществлении амбулаторно-поликлинической медицинской помощи по специальностям: «терапия», «акушерство и гинекология», «неврология», «урология», «хирургия», «офтальмология», «отоларингология», «эндокринология», «психиатрия», «психиатрия-наркология», «рентгенология», «ультразвуковая диагностика», «клиническая лабораторная диагностика» (далее - медицинское учреждение). В случае отсутствия в медицинском учреждении, осуществляющем диспансеризацию гражданских служащих или муниципальных служащих, лицензии на медицинскую деятельность по отдельным видам работ (услуг), необходимых для проведения диспансеризации в полном объеме, указанным медицинским учреждением заключаются договоры с медицинскими организациями, имеющими лицензии на соответствующие виды деятельности, о привлечении медицинских работников этих организаций (пункт3).
Диспансеризация гражданских служащих и муниципальных служащих проводится ежегодно врачами-специалистами с использованием лабораторных и функциональных исследований (пункт 4).
Диспансеризация гражданских служащих и муниципальных служащих проводится в служебное время в течение календарного года в соответствии с графиком прохождения диспансеризации государственными гражданскими служащими и муниципальными служащими, утвержденным представителем нанимателя (работодателем).
Гражданские служащие и муниципальные служащие проходят диспансеризацию в сроки, установленные графиком. В случае невозможности прохождения диспансеризации в установленные сроки по уважительным причинам сроки ее прохождения согласуются с представителем нанимателя (работодателем) (пункт6).
Для прохождения диспансеризации представитель нанимателя (работодатель) составляет поименный список гражданских служащих или муниципальных служащих и направляет его за два месяца до начала диспансеризации в соответствующее медицинское учреждение (пункт 7).
Медицинское учреждение на основании полученного от представителя нанимателя (работодателя) поименного списка гражданских служащих или муниципальных служащих, подлежащих диспансеризации, утверждает совместно с представителем нанимателя (работодателем) календарный план проведения диспансеризации (пункт8).
На гражданского служащего или муниципального служащего, явившегося для прохождения диспансеризации, в регистратуре медицинского учреждения подбирается (или заполняется) учетная форма N 025/у-04 «Медицинская карта амбулаторного больного», утвержденная Приказом Минздравсоцразвития России от 22.11.2004 № 255, которая передается в отделение (кабинет) медицинской профилактики или иное структурное подразделение медицинского учреждения, на которое возложены функции по организации проведения диспансеризации гражданских служащих и муниципальных служащих (далее - кабинет (отделение) медицинской профилактики) (пункт 9)
После обследования гражданского служащего или муниципального служащего, проведенного в соответствии с установленным настоящим Порядком объемом диспансеризации, врач-терапевт с учетом заключений врачей-специалистов, принимающих участие в проведении диспансеризации, и результатов лабораторных и функциональных исследований определяет гражданину соответствующую группу состояния здоровья (пункт 13).
Медицинское учреждение на основании диспансеризации гражданского служащего или муниципального служащего выдает ему заключение медицинского учреждения о наличии (отсутствии) заболевания, препятствующего поступлению на государственную гражданскую службу Российской Федерации и муниципальную службу или ее прохождению (учетная форма N 001-ГС/у), форма которого предусмотрена приложением № 3, подписываемое врачебной комиссией медицинского учреждения (далее - Заключение) (пункт 17).
Поскольку статья 13 ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации» в числе ограничений называет наличие заболевания, препятствующего прохождению муниципальной службы и подтвержденного заключением медицинского учреждения, соответственно, это дает возможность представителю нанимателя уволить муниципального служащего за несоблюдение ограничений, связанных с прохождением муниципальной службы.
Необоснованное занятие муниципальным служащим должности муниципальной службы (в том числе и по состоянию здоровья) препятствует неопределенному кругу лиц, пожелавших занять должность муниципальной службы в отсутствие установленных ограничений, на занятие должности муниципальной службы.
Кроме этого, наличие у муниципального служащего заболевания, препятствующего прохождению муниципальной службы может повлечь угрозу передачи заболеваний неопределенному кругу граждан при их непосредственном контакте с муниципальными служащими при оказании последними государственных и муниципальных услуг.
Указанное свидетельствует о нарушении прав неограниченного круга лиц, в том числе и самих муниципальных служащих, предусмотренных и гарантированных действующим законодательством о муниципальной службе и трудовым законодательством.
Учитывая изложенное, доводы прокурора, об обстоятельствах, которые побудили его обратиться в суд в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц, признаются судом обоснованными.
Как указано выше согласно информации, представленной ГБУ «Петуховская ЦРБ» муниципальные служащие ФИО2, ФИО3 (действие трудового договора прекрвщено ДД.ММ.ГГГГ) медицинский осмотр, в рамках которого устанавливается наличие (отсутствие) заболевания, препятствующего прохождению муниципальной службы в 2014 – 2015 гг. не проходили. Имеется сведения о прохождении ФИО2 дополнительной диспансеризации.
По сообщению Главного врача «Петуховской ЦРБ» договор на прохождение медицинских осмотров муниципальных служащих на 2014 год был заключен только с МО «Город Петухово Петуховского района Курганской области», иных договоров на прохождение ежегодных медицинских осмотров муниципальных служащих Администраций сельских советов Петуховского района в 2014-2015 г.г. не заключалось.
Таким образом, ФИО9 проходила диспансеризацию групп взрослого населения и профилактических осмотров (по приказу Министерства здравоохранения Российской Федерации №н), данный вид диспансеризации предусматривает иной объем проведения медицинских обследований и исследований, чем диспансеризация муниципальных служащих, по окончании которого заключение о наличии (отсутствии) заболевания, препятствующего прохождению муниципальной службы комиссией врачей не выдается.
Представителем ответчика заключения о наличии (отсутствии) заболевания, препятствующего прохождению ФИО2, ФИО3 муниципальной службы в материалы дела не представлены, равно как и не представлены списки муниципальных служащих Администрации Новоберезовского сельсовета, подлежащие диспансеризации, графики прохождения муниципальными служащими Администрации Новоберезовского сельсовета Петуховского района Курганской области диспансеризации и договоры об оказании услуг по проведению диспансеризации муниципальных служащих Администрации Новоберезовского сельсовета в 2014-2015 годы.
В соответствии со статьей 212 Трудового кодекса Российской Федерации (ТК РФ) обязанности по обеспечению безопасных условий и охраны труда возлагаются на работодателя. Работодатель обязан обеспечить в случаях, предусмотренных трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, организовывать проведение за счет собственных средств обязательных предварительных (при поступлении на работу) и периодических (в течение трудовой деятельности) медицинских осмотров, других обязательных медицинских осмотров, обязательных психиатрических освидетельствований работников, внеочередных медицинских осмотров, обязательных психиатрических освидетельствований работников по их просьбам в соответствии с медицинскими рекомендациями с сохранением за ними места работы (должности) и среднего заработка на время прохождения указанных медицинских осмотров, обязательных психиатрических освидетельствований.
Согласно статье 34 ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации» финансирование муниципальной службы осуществляется за счет средств местных бюджетов.
Учитывая, что действующим законодательством о муниципальной службе, ТК РФ обеспечение прохождения диспансеризации является обязанностью работодателя, то есть в данном случае - Администрации Новоберезовского сельсовета Петуховского района Курганской области, исходя при этом из Порядка прохождения диспансеризации (пункт 3), диспансеризация осуществляется за счет средств муниципального образования, в данном случае за счет средств Администрации Новоберезовского сельсовета, суд находит обоснованными требования прокурора о признании бездействия Администрации Новоберезовскогосельсовета Петуховского района Курганской области незаконными и возложении обязанности на истца обеспечить прохождение и финансирование ежегодного медицинского обследования (диспансеризации) муниципальных служащих Администрации Новоберезовского сельсовета Петуховского района Курганской области.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ (░░░░░░░░░░░░░░░) ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░, ░░░░░░░░░░.
░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ (░░░░░░░░░░░░░░░) ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░, ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░, ░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░ ░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░.
░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ 27 ░░░░░░ 2015 ░░░░ ░ 15 ░░░. 30 ░░░.
░░░░░ ░.░. ░░░░░░░
░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░ 29.12.2015. ░░ ░░░░░░░░░░░░.