Судья Иоффе Н.С. | Дело № 33-2497/2022УИД 44RS0002-01-2022-001369-23№ дела в суде первой инстанции 2-1517/2022 |
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
«28» ноября 2022 года
Судебная коллегия по гражданским делам Костромского областного суда в составе:
председательствующего Ильиной И.Н.,
судей Зиновьевой Г.Н., Лукьяновой С.Б.,
с участием прокурора Рыловой Т.В.,
при секретаре Самакове И.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе представителя администрации г. Костромы по доверенности Зиновьевой Юлии Викторовны на решение Ленинского районного суда г. Костромы от 03 августа 2022 года по делу по иску муниципального образования городской округ город Кострома в лице администрации г. Костромы к Захарову Сергею Ивановичу об изъятии жилого помещения и земельного участка для муниципальных нужд, прекращении права собственности на жилое помещение с выплатой денежной компенсации, признании права собственности, выселении, и по встречному иску Захарова Сергея Ивановича к муниципальному образованию городской округ город Кострома в лице администрации г. Костромы о предоставлении равноценного жилого помещения взамен изымаемого.
Заслушав доклад судьи Зиновьевой Г.Н., выслушав объяснения Захарова С.И. и его представителя по устному ходатайству Поповой Л.Н., заключение прокурора Рыловой Т.В., судебная коллегия
установила:
Муниципальное образование городской округ город Кострома в лице администрации г. Костромы обратилось в суд к Захарову С.И. с иском об изъятии жилого помещения и земельного участка для муниципальных нужд, прекращении права собственности на жилое помещение и земельный участок с выплатой денежной компенсации, выселении.
Требования мотивированы тем, что актом обследования помещений от 23.08.2013 г. № 26, составленным межведомственной комиссией, назначенной постановлением главы города Костромы от 16.01.2013 г. № 27, в отношении квартир №, №, №, № № в жилом доме по адресу: <адрес> <адрес>, установлено, что в процессе эксплуатации конструктивные элементы дома находятся в недопустимом состоянии в результате снижения несущей способности и эксплуатационных характеристик. Согласно заключению межведомственной комиссии о признании жилых помещений пригодными (непригодными) для постоянного проживания от ДД.ММ.ГГГГ №, многоквартирный жилой дом по адресу: <адрес> литер В, признан аварийным и подлежащим сносу. Постановлением администрации города Костромы от ДД.ММ.ГГГГ № «О дальнейшем использовании многоквартирного <адрес> (литер В) по <адрес>» признан необходимым снос многоквартирного <адрес>, срок отселения жителей из указанного дома установлен до 31.12.2014 г. На основании постановления администрации города Костромы от ДД.ММ.ГГГГ № «О внесении изменения в пункт 2 постановления администрации города Костромы от 15.11.2013 г. № 2636 «О дальнейшем использовании многоквартирного <адрес> <адрес> <адрес>» цифры «2014» заменены на «2018». Постановлением администрации города Костромы от 06.06.2018 г. № 1177 «О внесении изменения в пункт 2 постановления администрации города Костромы от 15.11.2013 г. № 2636 «О дальнейшем использовании многоквартирного <адрес> (литер В) по <адрес>» цифры «2018» заменены на «2020». Таким образом, установленный ранее срок отселения жителей из многоквартирного жилого дома по адресу: <адрес> продлен до 31.12.2020 г. Квартира № в указанном доме принадлежит на праве собственности Захарову С.И., где он зарегистрирован по месту жительства с 27.04.2011 г. по настоящее время.
В целях реализации региональной адресной программы «Переселение граждан из аварийного жилищного фонда на территории Костромской области на 2019 - 2025 годы», утвержденной постановлением администрации Костромской области от 01.04.2019 г. № 115-а, постановлением администрации города Костромы от 04.07.2019 г. № 1131 утверждена муниципальная программа города Костромы «Переселение граждан из аварийного жилищного фонда на территории городского округа город Кострома» (далее - Программа), в соответствии с которой жилой дом по адресу: <адрес> включен в перечень многоквартирных домов, признанных до 01.01.2017 г. в установленном порядке аварийными и подлежащими сносу или реконструкции в связи с физическим износом в процессе их эксплуатации. Паспортом Программы предусмотрено, что целями и задачами этой Программы являются: переселение граждан из многоквартирных домов, признанных до 01.01.2017 г. в установленном порядке аварийными и подлежащими сносу или реконструкции в связи с физическим износом в процессе их эксплуатации; обеспечение благоустроенными жилыми помещениями граждан, переселяемых из многоквартирных домов, признанных до 01.01.2017 г. в установленном порядке аварийными и подлежащими сносу или реконструкции в связи с физическим износом в процессе их эксплуатации; предоставление собственникам жилых помещений многоквартирных домов, признанных до 01.01.2017 г. в установленном порядке аварийными и подлежащими сносу или реконструкции в связи с физическим износом в процессе их эксплуатации, возмещения за изымаемые жилые помещения. Срок реализации Программы установлен на 2020 - 2024 годы. В целях реализации указанной муниципальной программы администрация города Костромы 30.07.2020 г. приняла постановление № 1413 «О внесении изменения в постановление администрации города Костромы от 15.11.2013 г. № 2636 «О дальнейшем использовании многоквартирного <адрес> <адрес>», которым установлен срок принятия решения собственниками помещений в многоквартирном жилом о его сносе до 15.09.2020 г. В связи с признанием дома по адресу: <адрес> (литер В) аварийным и подлежащим сносу, администрацией города Костромы в адрес ответчика было направлено письмо от 29.11.2013 г. № 73-76 с приложением постановления администрации города Костромы от 15.11.2013 г. № 2636 с целью информирования о необходимости принятия решения о сносе вышеуказанного многоквартирного жилого дома в срок три месяца со дня установленного для отселения жителей данного дома. Поскольку собственниками жилых помещений в установленный срок не принято решение о сносе аварийного многоквартирного дома, администрацией города Костромы принято постановление от 26.10.2020 г. № 2076 «Об изъятии для муниципальных нужд земельного участка с кадастровым номером № и жилых помещений, расположенных по адресу: Российская Федерация, <адрес> <адрес>», согласно которому администрация города Костромы постановила изъять для муниципальных нужд следующее: земельный участок с кадастровым номером № под многоквартирным домом по <адрес>, пропорционально размеру общей площади, в том числе квартиры № указанного дома; находящееся в частной собственности жилое помещение – квартиру №, общей площадью 33,5 кв.м., расположенную по адресу: <адрес>. Копия постановления от 29.10.2020 г. № 2076 было направлено в адрес ответчика с проектом соглашения об изъятии доли в праве на земельный участок и жилого помещения. Подписанное соглашение ответчиком в адрес администрации г. Костромы в течение девяноста дней, как это предусмотрено п. 10 ст. 56.10 Земельного кодекса Российской Федерации, не представлено.
На основании изложенного истец просит суд:
- принудительно изъять для муниципальных нужд у Захарова С.И. в пользу муниципального образования городской округ город Кострома жилое помещение, общей площадью 33,5 кв.м, расположенное по адресу: <адрес>, кадастровый №, путем выплаты возмещения в сумме 166 333 руб., убытков, которые несет правообладатель в связи с переездом, в сумме 56 928 руб.;
- принудительно изъять для муниципальных нужд у Захарова С.И. в пользу муниципального образования городской округ город Кострома земельный участок с кадастровым номером № общей площадью 1 713 кв.м, категория земель: земли населенных пунктов, вид разрешенного использования: многоквартирные жилые дома, расположенный по адресу: <адрес>, пропорционально размеру общей площади жилого помещения путем выплаты возмещения в сумме 1 065 381 руб.;
- прекратить право собственности Захарова С.И. земельный участок с кадастровым номером №, общей площадью 1 713 кв.м, категория земель: земли населенных пунктов, вид разрешенного использования: многоквартирные жилые дома, расположенный по адресу: <адрес>, пропорционально размеру общей площади жилого помещения;
- прекратить право собственности Захарова С.И. на жилое помещение - квартиру общей площадью 33,5 кв.м, расположенной по адресу: <адрес>, кадастровый №;
- признать право собственности муниципального образования городской округ город Кострома на жилое помещение - квартиру общей площадью 33,5 кв.м, расположенной по адресу: <адрес>, кадастровый №;
- признать право собственности муниципального образования городской округ город Кострома на земельный участок с кадастровым номером №, общей площадью 1 713 кв.м, категория земель: земли населенных пунктов, вид разрешенного использования: многоквартирные жилые дома, расположенный по адресу: <адрес>, пропорционально размеру общей площади жилого помещения;
- выселить Захарова С.И. из данного жилого помещения без предоставления другого жилого помещения со снятием с регистрационного учета.
В качестве третьих лиц в деле принимали участие Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Костромской области, УМВД России по Костромской области, Управление имущественных и земельных отношений администрации г.Костромы.
В ходе рассмотрения дела ответчиком Захаровым С.И. предъявлены встречные исковые требования к муниципальному образованию городской округ город Кострома в лице администрации г. Костромы, в которых он, с учетом последующих уточнений, просит суд обязать муниципальное образование городской округ город Кострома в лице администрации городского округа город Кострома до принудительного изъятия для муниципальных нужд в пользу муниципального образования городской округ город Кострома принадлежащих ему на праве собственности жилого помещения в многоквартирном жилом доме по адресу: <адрес> и доли земельного участка предоставить ему собственность другое жилое помещение в черте города Костромы, благоустроенное применительно к условиям соответствующего населенного пункта, по площади не менее 33,5 кв.м., а также взыскать убытки, которые понесет правообладатель в связи с переездом, в сумме 56 928 руб. Требования мотивировал тем, что на протяжении с 2019 по настоящее время он заявительно обращался непосредственно к администрации города Костромы, и выражал свое несогласие с Соглашениями, которые направлялись в его адрес, просил изменить способ изъятия его жилого помещения, 1 комнатной квартиры, площадью 33,5 кв.м и земельного участка, предоставив ему 1 комнатную благоустроенную квартиру в <адрес>, однако ответа в его адрес никогда не направлялось. В настоящее время он фактически проживает в квартире по адресу: <адрес>. В указанной квартире сделан ремонт: заменены окна на ПВХ, система водопровода и произведен косметический ремонт. Отмечает, что денежной суммы, выкупной цены предложенной истцом категорически не хватит для покупки равноценного жилья для проживания. На данный момент у него другого жилья нет, нет другого имущества, чтобы восполнить недостаток стоимости. Отсутствие собственности подтверждается справками из БТИ и службы государственной регистрация.
В ходе судебного разбирательства истец по встречному иску Захаров С.И. отказался от требования о взыскании убытков в связи с переездом.
Определением Ленинского районного суда г. Костромы от 03 августа 2022 года принят отказ Захарова С.И. от части встречного иска к муниципальному образованию городской округ г. Кострома в лице администрации г. Костромы о взыскании убытков, связанных с переездом в другое жилое помещение. Производство в этой части прекращено.
Решением Ленинского районного суда г. Костромы от 03 августа 2022 года постановлено:
«В удовлетворении исковых требований к Захарову С.И. об изъятии жилого помещения и земельного участка для муниципальных нужд, прекращении права собственности на жилое помещение и земельный участок с выплатой денежной компенсации, признании права собственности истца на жилое помещение и земельный участок, выселении, муниципальному образованию городской округ город Кострома в лице администрации г. Костромы отказать.
Встречное исковое требование Захарова С.И. к муниципальному образованию городской округ город Кострома в лице администрации г. Костромы удовлетворить.
Обязать муниципальное образование городской округ город Кострома в лице администрации г. Костромы предоставить Захарову С.И. в собственность благоустроенное жилое помещение в черте города Костромы, равнозначное по общей площади, ранее занимаемому жилому помещению».
В апелляционной жалобе представитель администрации г. Костромы по доверенности Зиновьева Ю.В. просит отменить решение суда, полагая, что оно принято с нарушением норм материального и процессуального права. Отмечает, что у собственника, проживающего в доме, признанном аварийным и подлежащим сносу, жилое помещение может быть либо изъято путем выкупа либо по соглашению с собственником ему может быть предоставлено другое жилое помещение с зачетом его стоимости в выкупную цену при условии направления органом местного самоуправления собственникам жилых помещений требования о сносе аварийного дома либо его реконструкции, и последующему принятию органом местного самоуправления решения об изъятии земельного участка, на котором расположен аварийный дом. Полагает, что суд не вправе обязать орган власти обеспечить собственника изымаемого помещения другим жильем, поскольку на орган местного самоуправления возлагается лишь обязанность выплатить выкупную цену изымаемого аварийного помещения или в последующем по соглашению сторон обеспечить собственников другим благоустроенным жилым помещением.
В возражениях относительно апелляционной жалобы Захаров С.И. просит решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
В суде апелляционной инстанции Захаров С.Ю.и его представитель по устному ходатайству Попова Л.Н. возражали против удовлетворения апелляционной жалобы.
Прокурор Рылова Т.В. в заключении полагала решение суда подлежащим оставлению без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Иные лица, участвующие в деле, в судебное заседание не явились, о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом, сведений о причинах неявки ими не представлено, ходатайств об отложении судебного разбирательства не заявлено. В связи с этим на основании ч. 3 ст. 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее – ГПК РФ) апелляционная жалоба рассмотрена в отсутствие участников процесса, не явившихся в судебное заседание.
Проверив материалы гражданского дела, обсудив доводы апелляционной жалобы и возражений относительно нее, судебная коллегия приходит к следующему.
Как видно из материалов дела и установлено судом, многоквартирный дом по адресу: <адрес>), 1917 года постройки, является двухэтажным, двухподъездным, 5-квартинным, стены - бревенчатые, обшитые тесом, под железной кровлей, оборудован центральным отоплением, сетевым газоснабжением (газовыми плитами), холодным водоснабжением, центральной канализацией, физический износ составляет 67,1%.
Квартира № в указанном доме находится в собственности Захарова С.И. с 30.03.2011 г.
Актом обследования помещений от 23.08.2013 г. № 26, составленным межведомственной комиссией, назначенной постановлением главы города Костромы от 16.01.2013 г. № 27, в отношении, в том числе квартиры № в жилом доме по адресу: <адрес> литер В, установлено, что в связи с большим физическим износом наблюдается ухудшение технического состояния деревянных конструкций дома до недопустимого ввиду потери несущей способности.
Согласно заключению межведомственной комиссии от 23.08.2013 г. № 40 многоквартирный жилой дом по адресу: <адрес> признан аварийным и подлежащим сносу.
Постановлением администрации г. Костромы от 15.11.2013 г. № 2636 «О дальнейшем использовании многоквартирного <адрес> <адрес>» признан необходимым снос многоквартирного <адрес>, срок отселения жителей из указанного дома установлен до 31.12.2014 г.
На основании постановления администрации г. Костромы от 26.11.2014 г. № 3218 «О внесении изменения в пункт 2 постановления администрации г. Костромы от 15.11.2013 г. № 2636 «О дальнейшем использовании многоквартирного <адрес>» цифры «2014» заменены на «2018».
Постановлением администрации г. Костромы от 06.06.2018 г. № 1177 «О внесении изменения в пункт 2 постановления администрации города Костромы от 15.11.2013 г. № 2636 «О дальнейшем использовании многоквартирного <адрес>» цифры «2018» заменены на «2020».
Таким образом, установленный срок отселения жителей из указанного дома продлен до 31.12.2020 г.
В целях реализации региональной адресной программы «Переселение граждан из аварийного жилищного фонда на территории Костромской области на 2019 - 2025 годы», утвержденной постановлением администрации Костромской области от 01.04.2019 г. № 115-а, постановлением администрации г. Костромы от 04.07.2019 г. № 1131 утверждена муниципальная программа города Костромы «Переселение граждан из аварийного жилищного фонда на территории городского округа город Кострома» (далее - Программа), в соответствии с которой жилой дом по адресу: <адрес> <адрес> включен в перечень многоквартирных домов, признанных до 01.01.2017 г. в установленном порядке аварийными и подлежащими сносу или реконструкции в связи с физическим износом в процессе их эксплуатации.
В целях реализации указанной муниципальной программы администрация г. Костромы приняла постановление от 30.07.2020 г № 1413 «О внесении изменения в постановление администрации города Костромы от 15.11.2013 г. № 2636 «О дальнейшем использовании многоквартирного <адрес> <адрес>», которым установлен срок принятия решения собственниками помещений в многоквартирном жилом доме о его сносе до 15.09.2020 г.
В связи с признанием дома по адресу: <адрес> аварийным и подлежащим сносу, администрацией города Костромы в адрес ответчика было направлено письмо от 29.11.2013 г. с приложением постановления администрации г. Костромы от 15.11.2013 г. № 2636 с целью информирования о необходимости принятия решения о сносе вышеуказанного многоквартирного жилого дома в срок три месяца со дня установленного для отселения жителей данного дома.
Поскольку собственниками жилых помещений в установленный срок не принято решение о сносе аварийного многоквартирного дома, администрацией г. Костромы принято постановление от 26.10.2020 г. № 2076 «Об изъятии для муниципальных нужд земельного участка с кадастровым номером № и жилых помещений, расположенных по адресу: Российская Федерация, <адрес> <адрес>». Постановлено изъять для муниципальных нужд следующее: земельный участок с кадастровым номером № под многоквартирным домом по адресу: <адрес>, пропорционально размеру общей площади, в том числе квартиры № указанного дома; находящееся в частной собственности жилое помещение – квартиру № общей площадью 33,5 кв.м., расположенную по адресу: <адрес>.
Копия постановления от 29.10.2020 г. № 2076 была направлена в адрес ответчика с проектом соглашения об изъятии доли в праве на земельный участок и жилого помещения.
Подписанное ответчиком соглашение в адрес администрации г. Костромы в течение девяноста дней не поступило.
Разрешая спор, суд исходил из того, что жилой дом, где находится принадлежащее Захарову С.И. жилое помещение, признан аварийным и подлежащим сносу, включен в региональную адресную программу по переселению граждан из аварийного жилищного фонда, и ответчиком избран такой способ реализации жилищных прав как предоставление иного жилого помещения взамен ранее занимаемого.
В этой связи суд пришел к выводу об отказе в удовлетворении первоначального иска и наличии оснований для удовлетворения встречных исковых требований Захарова С.И.
Оснований не согласиться с приведенными выводами суда первой инстанции судебная коллегия не усматривает.
По общему правилу, жилищные права собственника жилого помещения в доме, признанном в установленном порядке аварийным и подлежащим сносу, обеспечиваются в порядке, предусмотренном ст. 32 ЖК РФ, то есть в случае, когда собственники жилых помещений в таком доме в предоставленный им срок не осуществили его снос или реконструкцию, органом местного самоуправления принимается решение об изъятии земельного участка, на котором расположен указанный аварийный дом, для муниципальных нужд и, соответственно, об изъятии каждого жилого помещения в данном доме путем выкупа.
Другое жилое помещение взамен изымаемого в таком случае может быть предоставлено собственнику только при наличии соответствующего соглашения, достигнутого с органом местного самоуправления, и только с зачетом его стоимости в выкупную цену (ч. 8 ст. 32 ЖК РФ).
Вместе с тем, если жилой дом, признанный аварийным и подлежащим сносу, включен в региональную адресную программу по переселению граждан из аварийного жилищного фонда, то собственник жилого помещения в таком доме в силу п. 3 ст. 2, ст. 16 Федерального закона "О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства" имеет право на предоставление другого – равнозначного - жилого помещения либо его выкуп.
При этом собственник жилого помещения имеет право выбора любого из указанных способов обеспечения его жилищных прав.
Такая позиция нашла свое отражение в разделе втором Обзора судебной практики по делам, связанным с обеспечением жилищных прав граждан в случае признания жилого дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 29.04.2014 г., в Обзорах судебной практики Верховного Суда РФ № 1 и № 4 (2019), утвержденных Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 24 апреля 2019 года и 25 декабря 2019 года соответственно.
Судом установлено, что жилой дом, в котором расположено принадлежащее Захарову С.И. жилое помещение, признан непригодным для проживания и подлежащим сносу, и включен в региональную адресную программу по переселению граждан из аварийного жилищного фонда (утверждена постановлением администрации Костромской области от 01.04.2019 г. № 115-а). При этом Захаровым С.И. избран такой способ реализации своих жилищных прав как предоставление другого жилого помещения взамен аварийного.
При изложенных обстоятельствах, с учетом положений Федерального закона от 21.07.2007 г. № 185-ФЗ «О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства», а также разъяснений высшей судебной инстанции, суд пришел к правильному выводу об удовлетворении встречного и отказе в удовлетворении первоначального исков.
Доводы апелляционной жалобы не опровергают выводы суда первой инстанции, основаны на неправильном толковании норм действующего законодательства и в не могут повлечь отмену решения суда.
В этой связи решение суда подлежит оставлению без изменения, апелляционную жалобу следует оставить без удовлетворения.
Руководствуясь ст. 328 ГПК РФ, судебная коллегия
о п р е д е л и л а:
Решение Ленинского районного суда г. Костромы от 03 августа 2022 года оставить без изменения, апелляционную жалобу представителя администрации г. Костромы по доверенности Зиновьевой Юлии Викторовны – без удовлетворения.
Апелляционное определение может быть обжаловано во Второй кассационный суд общей юрисдикции в течение трех месяцев путем подачи кассационной жалобы через суд первой инстанции.
Председательствующий:
Судьи:
Мотивированное определение изготовлено 29 ноября 2022 года.