УИД 34RS0014-01-2020-001138-07 Административное дело № 2а-522/2020
Судья Репин А.Я. Дело № 33а-399/2021
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
г. Волгоград 21 января 2021 г.
Судебная коллегия по административным делам Волгоградского областного суда в составе:
председательствующего судьи Балашовой И.Б.,
судей Тертышной В.В., Сергеева С.С.
при ведении протокола помощником судьи Козиной М.Г.
рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Андреевой Т.С. к администрации городского поселения г. Дубовка Волгоградской области о признании незаконными постановлений, возложении обязанности выдать свидетельство о праве на получение социальной выплаты на приобретение жилого помещения, компенсации морального вреда
по апелляционной жалобе административного истца Андреевой Т.С.
на решение Дубовского районного суда Волгоградской области от 14 октября 2020г., которым в удовлетворении административного иска Андреевой Т.С. отказано.
Заслушав доклад судьи Волгоградского областного суда Тертышной В.В., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Андреева Т.С. обратилась в суд с административным иском, в обоснование требований указала, что ДД.ММ.ГГГГ г. администрацией городского поселения г.Дубовка Волгоградской области вынесены постановление № № <...> «Об отмене постановления № № <...> от ДД.ММ.ГГГГ г. «О признании нуждающейся в улучшении жилищных условий гр. Андрееву Т.С.», постановление № № <...> «Об исключении из списка молодых семей целевой программы «Оказание государственной поддержки гражданам в обеспечении жильем и оплате жилищно-коммунальных услуг» государственной программы Российской Федерации «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации» по Волгоградской области. В ответе на ее жалобу Комитет строительства Волгоградской области разъяснил, что в 2018 г. уровень обеспеченности общей площадью жилого помещения на одного члена семьи составлял 16,95, что превышает установленную норму на территории городского поселения г. Дубовка Волгоградской области. Считает оспариваемые постановления необоснованными и неправомерными, полагает, что её семья с составом 5 человек имеет первоочередное право на включение в список претендентов- участников программы.
С учётом уточненных требований просила признать незаконными постановления администрации городского поселения г. Дубовки Волгоградской области №№ № <...>,№ <...> возложить обязанность на администрацию городского поселения г. Дубовка Волгоградской области выдать свидетельство о праве на получение социальной выплаты на приобретение жилого помещения на сумму <.......> рублей для погашения основной суммы долга и уплаты процентов по жилищным кредитам, в том числе ипотечным, или жилищным займам на приобретение жилого помещения или строительство жилого дома, за исключением иных процентов, штрафов, комиссий и пеней за просрочку исполнения обязательств по этим кредитам или займам, а именно по кредитному договору № № <...> от ДД.ММ.ГГГГ г.; взыскать расходы по оплате государственной пошлины в размере 300 рублей.
Судом постановлено указанное выше решение.
В апелляционной жалобе административный истец Андреева Т.С. оспаривает законность и обоснованность решения суда ввиду нарушения норм материального права. Просит решение отменить, принять новое решение об удовлетворении требований.
Проверив законность и обоснованность решения в соответствии со статьей 308 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ) в полном объеме, оценив имеющиеся в административном деле доказательства, выслушав представителя административного ответчика администрации городского поселения г. Дубовка Волгоградской области Алтунину Т.А., представителя заинтересованного лица комитета строительства Волгоградской области Рудую Н.А., считавших решение суда законным и обоснованным, судебная коллегия не находит оснований для его отмены.
Постановлением Правительства РФ от 17 декабря 2010 г. № 1050 утверждена федеральная целевая программа «Жилище» на 2011-2015 годы, включающая в себя подпрограмму «Обеспечение жильем молодых семей». Приложением № 1 к подпрограмме являются Правила предоставления молодым семьям социальных выплат на приобретение (строительство) жилья и их использования (далее - Правила).
Постановлением Правительства РФ от 12 октября 2017 г. № 1243 «О реализации мероприятий федеральных целевых программ, интегрируемых в отдельные государственные программы Российской Федерации» досрочно с 1 января 2018 г. прекращена реализация федеральной целевой программы «Жилище» на 2015-2020 годы, имея в виду, что реализация мероприятий указанных программ будет осуществляться в рамках государственной программы Российской Федерации «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации».
С 1 января 2018 г. комитет строительства Волгоградской области является уполномоченным органом по осуществлению на территории Волгоградской области реализации ведомственной целевой программы «Оказание государственной поддержки гражданам в обеспечении жильем и оплате жилищно-коммунальных услуг» государственной программы Российской Федерации «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации» (далее - мероприятие по обеспечению жильем молодых семей), утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2017 г. № 1710.
Целью мероприятия по обеспечению жильем молодых семей является государственная поддержка в решении жилищной проблемы молодых семей, признанных в установленном порядке, нуждающимися в улучшении жилищных условий.
Согласно пункту 3 Правил право молодой семьи-участницы основного мероприятия на получение социальной выплаты удостоверяется именным документом - свидетельством о праве на получение социальной выплаты, которое не является ценной бумагой (далее - свидетельство).
В соответствии с пунктом 6 Правил участником подпрограммы может быть молодая семья, в том числе молодая семья, имеющая одного и более детей, где один из супругов не является гражданином Российской Федерации, а также неполная молодая семья, состоящая из одного молодого родителя, являющегося гражданином Российской Федерации, и одного и более детей, соответствующая следующим условиям: а) возраст каждого из супругов либо одного родителя в неполной семье на день принятия органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации решения о включении молодой семьи - участницы основного мероприятия в список претендентов на получение социальной выплаты в планируемом году не превышает 35 лет; б) молодая семья признана нуждающейся в жилом помещении в соответствии с пунктом 7 настоящих Правил; в) наличие у семьи доходов, позволяющих получить кредит, либо, иных денежных средств, достаточных для оплаты расчетной (средней) стоимости жилья в части, превышающей размер предоставляемой социальной выплаты.
Пункт 7 Правил определяет, что под нуждающимися в жилых помещениях понимаются молодые семьи, поставленные на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий до 1 марта 2005 г., а также молодые семьи, признанные для цели участия в мероприятии ведомственной целевой программы органами местного самоуправления по месту их постоянного жительства нуждающимися в жилых помещениях после 1 марта 2005 г. по тем же основаниям, которые установлены статьей 51 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ) для признания граждан нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, вне зависимости от того, поставлены ли они на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях.
Таким образом, помимо возраста, необходимого для участия в мероприятии по обеспечению жильем молодых семей следует подтвердить свою нуждаемость в улучшении жилищных условий по основаниям, установленными ст. 51 ЖК РФ.
В соответствии со ст. 51 ЖК РФ гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются: 1) не являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения; 2) являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения и обеспеченные общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы.
В силу п. 3 ст. 14 ЖК РФ ведение в установленном порядке учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма относится к полномочиям органов местного самоуправления в области жилищных отношений.
Согласно п. п. 1, 2 ч. 1 ст. 51 ЖК РФ, гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются (далее - нуждающиеся в жилых помещениях): не являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма, договорам найма жилых помещений жилищного фонда социального использования или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма, договору найма жилого помещения жилищного фонда социального использования либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения; являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма, договорам найма жилых помещений жилищного фонда социального использования или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма, договору найма жилого помещения жилищного фонда социального использования либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения и обеспеченные общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы.
В соответствии с ч. 3 ст. 52 ЖК РФ принятие на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях осуществляется органом местного самоуправления (далее - орган, осуществляющий принятие на учет) на основании заявлений данных граждан (далее - заявления о принятии на учет), поданных ими в указанный орган по месту своего жительства либо через многофункциональный центр в соответствии с заключенным ими в установленном Правительством Российской Федерации порядке соглашением о взаимодействии. В случаях и в порядке, которые установлены законодательством, граждане могут подать заявления о принятии на учет не по месту своего жительства. Принятие на указанный учет недееспособных граждан осуществляется на основании заявлений о принятии на учет, поданных их законными представителями.
С заявлениями о принятии на учет должны быть представлены документы, подтверждающие право соответствующих граждан состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях (ч. 4 ст. 52 ЖК РФ).
В силу ч. 7 ст. 52 ЖК РФ порядок ведения органом местного самоуправления учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях устанавливается законом соответствующего субъекта Российской Федерации.
В соответствии с ч. ч. 4, 5 ст. 50 ЖК РФ учетной нормой площади жилого помещения (далее - учетная норма) является минимальный размер площади жилого помещения, исходя из которого определяется уровень обеспеченности граждан общей площадью жилого помещения в целях их принятия на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях. Учетная норма устанавливается органом местного самоуправления. Размер такой нормы не может превышать размер нормы предоставления, установленной данным органом.
В силу ст. 53 ЖК РФ граждане, которые с намерением приобретения права состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях совершили действия, в результате которых такие граждане могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях, принимаются на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях не ранее чем через пять лет со дня совершения указанных намеренных действий.
Согласно ч. 2 ст. 51 ЖК РФ, при наличии у гражданина и (или) членов его семьи нескольких жилых помещений, занимаемых по договорам социального найма, договорам найма жилых помещений жилищного фонда социального использования и (или) принадлежащих им на праве собственности, определение уровня обеспеченности общей площадью жилого помещения осуществляется исходя из суммарной общей площади всех указанных жилых помещений.
Из материалов дела следует, что ДД.ММ.ГГГГ г. Андреевой Т.С. в администрацию городского поселения город Дубовка Волгоградской области подано заявление о наличии у неё и членов её семьи составом 5 человек (<.......>.) оснований для признания нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма.
На момент подачи заявления семья Андреевой Т.С. с ДД.ММ.ГГГГ г. была зарегистрирована по месту жительства в жилом помещении общей площадью 75,6 кв.м, по адресу: <адрес>, принадлежащем Андреевой Т.С. на праве общей долевой собственности (1/4 доля) на основании договора на передачу и продажу квартир (домов) в собственность граждан от ДД.ММ.ГГГГ г., зарегистрированного Дубовским БТИ ДД.ММ.ГГГГ г. в реестре под № № <...>.
С целью принятия решения о признании Андреевой Т.С. составом семьи 5 человек нуждающимися в жилых помещениях администрацией городского поселения город Дубовка Волгоградской области в рамках межведомственного информационного взаимодействия были запрошены сведения из Единого государственного реестра недвижимости о правах на имеющиеся объекты недвижимости.
В соответствии с полученными сведениями было установлено, что супругу Андреевой Т.С. (А..) принадлежит на праве общей долевой собственности 1/2 доля жилого помещения общей площадью 44,7 кв.м, расположенного по адресу: <адрес>
Постановлением администрации городского поселения г. Дубовка от ДД.ММ.ГГГГ г. № № <...> Андреева Т.С. с составом семьи 5 человек, проживающая по адресу: <адрес> признана нуждающейся в улучшении жилищных условий.
На основании заявления о включении в состав участников подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» федеральной программы «Жилище» на 2015-2020 годы семья Андреевой Т.С. включена в список участников мероприятия по обеспечению жильем молодых семей.
В <адрес> г. семья Андреевой Т.С. составом семьи 5 человек была включена в список молодых семей - претендентов на получение социальных выплат в 2020 г.
ДД.ММ.ГГГГ г. семье Андреевой Т.С. выдано свидетельство о праве на получение социальной выплаты на приобретение жилого помещения или создание объекта индивидуального жилищного строительства.
Из сообщения Управления Росреестра по Волгоградской области от ДД.ММ.ГГГГ г. следует, что в период с ДД.ММ.ГГГГ г. по ДД.ММ.ГГГГ. Андреевой Т.С. принадлежало на праве собственности жилое помещение общей площадью 43,5 кв. м, расположенное по адресу: <адрес>
Отказывая в удовлетворении требований, суд пришел к правильному выводу о законности оспариваемых постановлений администрации городского поселения г. Дубовка, поскольку основания для признания семьи Андреевой Т.С. составом 5 человек нуждающейся в жилых помещениях отсутствовали.
В 2018 г. уровень обеспеченности общей площадью жилого помещения на одного члена семьи Андреевой Т.С. составлял 16,95 кв. м. ((75,6 кв.м. *1/4 + 44,7 кв. м, * 1/2 + 43,5 кв. м) / 5 чел.), что превышает установленную учетную норму на территории городского поселения город Дубовка Волгоградской области. При этом размер учетной нормы площади жилого помещения, исходя из которой определяется уровень обеспеченности граждан общей площадью жилого помещения, на территории городского поселения город Дубовка Волгоградской области установлен решением Думы городского поселения г. Дубовка от 25 октября 2007 г. № 34/143 «Об установлении норм предоставления жилого помещения по договору социального найма и учетной нормы площади жилого помещения в городском поселении г. Дубовка» и составляет 14 кв. м.
Продажу ДД.ММ.ГГГГ г. жилого помещения общей площадью 43,5 кв. м, расположенного по адресу: <адрес>,следует рассматривать как намеренное ухудшение жилищных условий, поскольку до совершения отчуждения указанной квартиры обеспеченность общей площадью жилого помещения на одного члена семьи была более учетной нормы.
Принимая во внимание приведенные нормы права и обстоятельства дела, судебная коллегия приходит к выводу о законности постановленного судом решения.
Довод жалобы о том, что суд неверно подошел к расчету при определении нуждаемости семьи Андреевой Т.С., поскольку нужно учитывать всех членов семьи, имеющих право проживать (зарегистрированных в качестве членов семьи) в указанных помещениях совместно с собственниками помещений, основанием к отмене решения не является, так как основан на неправильном толковании правовых норм.
При таких данных судебная коллегия не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы, доводы которой не опровергают правильность сделанных судом и подтвержденных материалами дела выводов, не содержат указаний на новые, имеющие значение для дела обстоятельства,
На основании изложенного, руководствуясь статьями 308-311 Кодекса административного судопроизводства РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Дубовского районного суда Волгоградской области от 14 октября 2020г. оставить без изменения, апелляционную жалобу административного истца Андреевой Т.С. – без удовлетворения.
Председательствующий судья
Судьи