Дело № 2-403/2020
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
23 января 2020 года город Элиста
Элистинский городской суд Республики Калмыкия в составе
председательствующего судьи Карвеновой Е.В.,
при секретаре Одгаевой Д.У.,
с участием представителя истца Павловой К.Э., представителя ответчика Минфина РФ Сангаджиевой О.М., представителя прокуратуры Республики Калмыкия Лиджиевой В.П., представителя МВД по РК Куртушова А.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Цекировой Елены Владимировны к Министерству финансов Российской Федерации в лице Управления Федерального казначейства по Республике Калмыкия о взыскании компенсации морального вреда, причиненного незаконным уголовным преследованием,
у с т а н о в и л:
Цекирова Е.В. обратилась в суд с указанным иском, мотивируя тем, что 28 декабря 2016г. постановлением следователя СО Управления МВД России по г. Элисте Хулхачиева С.Н. возбуждено уголовное дело № 600015 по признакам преступления, предусмотренного ч. 3 ст. 159 УК РФ. 10 мая 2017 г. постановлением старшего следователя СЧ СО МВД по РК Бадиевой Г.А. возбуждено уголовное дело № 11701850029701009 по признакам преступления, предусмотренного ч. 4 ст. 159 УК РФ в отношении Цекировой Е.В., генерального директора ООО «Ново-Строй». 10 мая 2017 года соединены в одно производство с присвоением номера 600015. 13 марта 2018 г. Цекировой Е.В. предъявлено обвинение в совершении преступлений, предусмотренных ч. 3 ст. 159, ч. 4 ст. 159 УК РФ. По ч. 4 ст. 159 УК РФ Цекировой Е.В. вменялось в вину хищение чужого имущества путем обмана с использованием служебного положения в особо крупном размере на сумму 21 435 749 руб. С апреля 2018 г. по декабрь 2018 г. уголовное дело рассматривалось Элистинским городским судом Республики Калмыкия. 27 декабря 2018 г. в отношении Цекировой Е.В. вынесен приговор, которым она признана виновной в совершении преступлений, предусмотренных ч. 3 ст. 159, ч. 4 ст. 159 УК РФ. Апелляционным определением судебной коллегии по уголовным делам Верховного Суда Республики Калмыкия от 07 марта 2019 г. приговор был изменён, отменён в части осуждения по ч. 4 ст. 159 УК РФ, уголовное преследование прекращено на основании п. 2 ч. 1 ст. 24 УПК РФ за отсутствием в деянии состава преступления, признано право на реабилитацию. Цекирова Е.В. осуждена по ч. 3 ст. 159 УК РФ. Заявленные стороной защиты на стадии окончания предварительного расследования и в суде первой инстанции (в прениях сторон) доводы об отсутствии состава преступления, предусмотренного ч. 4 ст. 159 УК РФ, оставлены без удовлетворения. Уголовное преследование по ч. 4 ст. 159 УК РФ продолжалось с 10 мая 20917 г. по 07 марта 2019 г. Истец в указанный период находилась в состоянии стресса и тревоги, испытывала глубокие душевные переживания. При этом она одна воспитывает двоих малолетних детей: Цекирову А.Н., 30 июля 2005 года рождения, и Цекирову Б.Н., 28 февраля 2008 года рождения, являющуюся инвалидом детства. Постановлением Элистинского городского суда от 08 ноября 2019 г. с Министерства финансов РФ в её пользу взыскан имущественный вред.
Просит взыскать с Министерства финансов Российской Федерации в её пользу компенсацию морального вреда, причиненного незаконным привлечением к уголовной ответственности по ч. 4 ст. 159 УК РФ.
Истец Цекирова Е.В. в судебное заседание не явилась.
Представитель истца Павлова К.Э. в судебном заседании поддержала исковые требования, просила удовлетворить.
Представитель МФ РФ в лице УФК по Республике Калмыкия Сангаджиева О.М. исковые требования не признала, считая сумму морального вреда завышенной.
Представитель прокуратуры Республики Калмыкия Лиджиева В.П. полагала необходимым взыскать компенсацию морального вреда в пользу истца с учетом требований разумности и справедливости.
Представитель МВД по РК Куртушов А.В. полагал возможным частично удовлетворить исковые требования.
В силу ст. 167 ГПК РФ суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившегося истца.
Выслушав лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, материалы из уголовного дела, суд считает исковые требования подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии со ст. 53 Конституции РФ каждый имеет право на возмещение государством вреда, причиненного незаконными действиями (или бездействием) органов государственной власти или их должностных лиц.
В силу п. 1 ст. 1070 ГК РФ вред, причиненный гражданину в результате незаконного привлечения к уголовной ответственности, незаконного применения в качестве меры пресечения заключения под стражу или подписки о невыезде возмещается за счет казны Российской Федерации, а в случаях, предусмотренных законом, за счет казны субъекта Российской Федерации или казны муниципального образования в полном объеме независимо от вины должностных лиц органов дознания, предварительного следствия, прокуратуры и суда в порядке, установленном законом. В этих случаях от имени казны Российской Федерации выступает соответствующий финансовый орган (ст. 1071 ГК РФ).
На основании п.п. 34, 35, 55 ст. 5 УПК РФ реабилитация - порядок восстановления прав и свобод лица, незаконно или необоснованно подвергнутого уголовному преследованию, и возмещения причиненного ему вреда; реабилитированный - лицо, имеющее в соответствии с данным Кодексом право на возмещение вреда, причиненного ему в связи с незаконным или необоснованным уголовным преследованием; уголовное преследование - процессуальная деятельность, осуществляемая стороной обвинения в целях изобличения подозреваемого, обвиняемого в совершении преступления.
Согласно ч. 1 ст. 133 УПК РФ право на реабилитацию включает в себя право на возмещение имущественного вреда, устранение последствий морального вреда и восстановление в трудовых, пенсионных, жилищных и иных правах. Вред, причиненный гражданину в результате уголовного преследования, возмещается государством в полном объеме независимо от вины органа дознания, дознавателя, следователя, прокурора и суда.
В силу ст. 151 ГК РФ, если гражданину причинен моральный вред (физические или нравственные страдания) действиями, нарушающими его личные неимущественные права либо посягающими на принадлежащие гражданину другие нематериальные блага, а также в других случаях, предусмотренных законом, суд может возложить на нарушителя обязанность денежной компенсации указанного вреда.
На основании ст. 1100 ГК РФ компенсация морального вреда осуществляется независимо от вины причинителя вреда в случаях, когда вред причинен гражданину в результате его незаконного осуждения, незаконного привлечения к уголовной ответственности, незаконного применения в качестве меры пресечения заключения под стражу или подписки о невыезде.
В ст. 1101 ГК РФ установлено, что компенсация морального вреда осуществляется в денежной форме. Размер компенсации морального вреда определяется судом в зависимости от характера причиненных потерпевшему физических и нравственных страданий, а также степени вины причинителя вреда в случаях, когда вина является основанием возмещения вреда. При определении размера компенсации вреда должны учитываться требования разумности и справедливости. Характер физических и нравственных страданий оценивается судом с учетом фактических обстоятельств, при которых был причинен моральный вред, и индивидуальных особенностей потерпевшего.
Как установлено судом, 28 декабря 2016г. следователем следственного отдела Управления МВД России по г. Элисте возбуждено уголовное дело № 600015 по признакам преступления, предусмотренного ч. 3 ст. 159 УК РФ.
02 мая 2017 г. в отношении Цекировой Е.В. возбуждено уголовное дело № 11701850029701009 по признакам преступления, предусмотренного ч. 4 ст. 159 УК РФ.
10 мая 2017 г. данные уголовные дела соединены в одно производство с присвоением соединенному уголовному делу № 600015. Производство предварительного расследования поручено старшему следователю Следственной части Следственного отдела МВД по Республике Калмыкия Бадиевой Г.А.
17 февраля 2017 г. в отношении Цекировой Е.В. по обвинению по ч. 3 ст. 159 УК РФ применена мера процессуального принуждения – обязательство о явке.
По обвинению по ч. 4 ст. 159 УК РФ к ней применена мера пресечения в виде подписке о невыезде и надлежащем поведении.
Приговором Элистинского городского суда Республики Калмыкия от 27 декабря 2018 г. Цекирова Е.В. признана виновной в совершении преступлений, предусмотренных ч. 4 ст. 159, ч. 3 ст. 159 УК РФ и на основании санкций данных статей ей назначено наказание по ч.4 ст. 159 УК РФ - в виде лишения свободы на срок 3 (три) года со штрафом в размере 180 000 (сто восемьдесят тысяч) рублей; по ч.3 ст. 159 УК РФ - в виде лишения свободы на срок 1 (один) год 6 (шесть) месяцев со штрафом в размере 50 000 (пятьдесят тысяч) рублей. На основании ч.3 ст.69 УК РФ по совокупности преступлений путем частичного сложения наказаний окончательно назначено Цекировой Елене Владимировне наказание в виде лишении свободы на срок 3 (три) года 6 (шесть) месяцев со штрафом в размере 200 000 (двести тысяч) рублей. В соответствии с п. «б» ч. 1 ст. 58 УК РФ отбывание наказания в виде лишения свободы Цекировой Елене Владимировне назначено в исправительной колонии общего режима. Осужденной Цекировой Елене Владимировне отсрочено отбывание наказания в виде лишения свободы в соответствии с ч,1 ст.82 УК РФ до достижения ее ребенком, Цекировой Булгун Нарановной, родившейся 28 февраля 2008 года, четырнадцатилетнего возраста. Мера пресечения Цекировой Е.В. до вступления приговора в законную силу в виде подписки о невыезде и надлежащем поведении оставлена без изменения.
Апелляционным определением судебной коллегии по уголовным делам Верховного Суда Республики Калмыкия от 07 марта 2019 г. приговор Элистинского городского суда Республики Калмыкия от 27декабря 2018 года в отношении Цекировой Елены Владимировны изменен: в части осуждения по ч. 4 ст. 159 УК РФ отменён, уголовное преследование в этой части в отношении неё прекращено, на основании п. 2 ч. 1 ст. 24 УПК РФ за отсутствием в деянии состава преступления, с признанием за ней права на реабилитацию. Считать Цекирову Е.В. осужденной по ч. 3 ст. 159 УК РФ к 1 (одному) году 6 (шести) месяцам лишения свободы со штрафом в размере 50000 (пятьдесят тысяч) рублей.
Таким образом, факт причинения истцу морального вреда в результате незаконного уголовного преследования, применения в отношении неё меры пресечения в виде подписки о невыезде установлен и сторонами не оспаривается.
Согласно п. 3 ч. 2 ст. 133 УПК РФ имеет право на реабилитацию подозреваемый или обвиняемый, уголовное преследование в отношении которого прекращено по основаниям, предусмотренным п.п. 1, 2, 5 и 6 ч. 1 ст. 24 и п.п. 1 и 4-6 ч. 1 ст. 27 настоящего Кодекса. В ч. 4 той же статьи устанавливается исчерпывающий перечень случаев, на которые закрепленные в ней правила не распространяются, а именно когда примененные в отношении лица меры процессуального принуждения или постановленный обвинительный приговор отменены или изменены ввиду издания акта об амнистии, истечения сроков давности, недостижения возраста, с которого наступает уголовная ответственность, или в отношении несовершеннолетнего, который хотя и достиг возраста, с которого наступает уголовная ответственность, но вследствие отставания в психическом развитии, не связанного с психическим расстройством, не мог в полной мере осознавать фактический характер и общественную опасность своих действий (бездействия) и руководить ими в момент совершения деяния, предусмотренного уголовным законом, или принятия закона, устраняющего преступность или наказуемость деяния. В иных случаях вопросы, связанные с возмещением вреда, разрешаются в порядке гражданского судопроизводства (ч. 5 ст. 133 УПК РФ), и в том же порядке, согласно ч. 2 ст. 136 УПК РФ, подлежат разрешению иски о компенсации в денежном выражении за причиненный реабилитированному моральный вред.
Следовательно, действующее законодательство в системном единстве его предписаний не исключает принятие судом в порядке гражданского судопроизводства решения о компенсации морального вреда, причиненного при осуществлении уголовного судопроизводства, исходя из обстоятельств конкретного уголовного дела и руководствуясь принципами справедливости и приоритета прав и свобод человека и гражданина.
Таким образом, поскольку судом установлены обстоятельства незаконного уголовного преследования Цекировой Е.В., суд полагает требование истца о взыскании компенсации морального вреда с Министерства финансов РФ за счет средств казны РФ является обоснованным и подлежащим удовлетворению.
Согласно разъяснениям, содержащимся в п. 21 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации 29 ноября 2011 г. N 17 "О практике применения судами норм главы 18 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации, регламентирующих реабилитацию в уголовном судопроизводстве", при определении размера денежной компенсации морального вреда реабилитированному судам необходимо учитывать степень и характер физических и нравственных страданий, связанных с индивидуальными особенностями лица, которому причинен вред, иные заслуживающие внимания обстоятельства, в том числе продолжительность судопроизводства, длительность и условия содержания под стражей, вид исправительного учреждения, в котором лицо отбывало наказание, и другие обстоятельства, имеющие значение при определении размера компенсации морального вреда, а также требования разумности и справедливости. Мотивы принятого решения о компенсации морального вреда должны быть указаны в решении суда.
Аналогичные указания содержатся в п. 8 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации N 10 от 20 декабря 1994 г. "О некоторых вопросах применения законодательства о компенсации морального вреда".
Определяя размер компенсации морального вреда, суд принимает во внимание, что истец обвинялась в тяжком преступлении, уголовное преследование в отношении Цекировой Е.В. продолжалось в течение более полутора лет, в отношении неё избиралась мера пресечения в виде подписки о невыезде и надлежащем поведении. Данная мера пресечения налагает на лицо, к которому она применена, обязанность не покидать постоянное или временное место жительства без разрешения дознавателя, следователя или суда; в назначенный срок являться по вызовам дознавателя, следователя и в суд; иным путем не препятствовать производству по уголовному делу
Кроме того, истец на иждивении имеет двоих несовершеннолетних детей, дочь ФИО14, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, обучается в МБОУ «Средняя общеобразовательная школа <данные изъяты>»; дочь ФИО15, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, <данные изъяты>.
При таких обстоятельства, учитывая степень физических и нравственных страданий Цекировой Е.В., тяжесть предъявленного обвинения, длительность уголовного преследования, факт избрания в отношении истца меры процессуального принуждения, суд считает необходимым определить размер компенсации морального вреда 120 000 руб.
На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд
р е ш и л:
исковые требования Цекировой Елены Владимировны к Министерству финансов Российской Федерации в лице Управления Федерального казначейства по Республике Калмыкия о взыскании компенсации морального вреда, причиненного незаконным уголовным преследованием, удовлетворить.
Взыскать с Министерства финансов Российской Федерации за счет казны Российской Федерации в пользу Цекировой Елены Владимировны компенсацию морального вреда, причиненного незаконным уголовным преследованием, в размере 120 000 (ста двадцати тысяч) руб.
На решение может быть подана апелляционная жалоба в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме в судебную коллегию по гражданским делам Верховного Суда Республики Калмыкия через Элистинский городской суд.
Председательствующий: Е.В. Карвенова