Решение по делу № 2а-2536/2018 от 10.07.2018

Дело № 2а – 2536/2018

УИД 24RS0024-01-2018-002687-92

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

15 октября 2018 года г. Канск

Канский городской суд Красноярского края в составе:

председательствующего судьи Блошкиной А.М.,

при секретаре Коробейниковой Ю.Е.,

рассматривая в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Самохвалова ВН к Администрации г. Канска о признании постановления № 103 от 14.06.2017 г. об отказе в принятии на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении незаконным и подлежащем отмене,

УСТАНОВИЛ:

Административный истец Самохвалов В.Н. обратился в суд с административным исковым заявлением к Администрации г. Канска о признании постановления № 103 от 14.06.2017 г. об отказе в принятии на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении незаконным и подлежащем отмене, по основаниям, изложенным по тексту искового заявления, ссылаясь, в частности, на незаконность требования административного ответчика о предоставлении административным истцом документов в отношении членов семьи – ФИО1, ФИО2, поскольку свое право о постановке на учет в качестве нуждающегося в жилых помещениях он желает реализовать самостоятельно, без учета указанных лиц.

В ходе рассмотрения дела административный истец Самохвалов В.Н. административные исковые требования поддержал в полном объеме по основаниям, изложенным по тексту административного иска, с учетом пояснений.

Представители административного ответчика – Администрации г. Канска – Неретина Е.А., принимавшая участия в предыдущих судебных заседаниях, равно как и Новиков В.М. (действующие на основании доверенностей) в ходе рассмотрения дела иск не признавали в полном объеме, с учетом предоставленных в материалы дела документов, в том числе, по итогам рассмотрения спорного вопроса жилищной комиссией при Администрации г. Канска.

Привлеченное к участию в деле в качестве заинтересованного лица УСЗН Администрации г. Канска, в судебное заседание своего представителя не направило, заявив ходатайство о рассмотрении дела в свое отсутствие, и представив в материалы дела пакет документов, сформированный при признании Самохвалова В.Н. и членов его семьи малоимущими в 2016 г., по запросу суда.

Заинтересованные лица - ФИО1, ФИО2, в судебное заседание также не явились, будучи извещенными надлежащим образом о времени и месте его проведения по месту регистрации, ходатайств не заявляли, в адрес суда заказная корреспонденция, отправленная в их адрес, вернулась по истечении сроков хранения.

Суд полагает возможным рассмотреть административное дело в отсутствие неявившихся лиц, надлежащим образом уведомленных о времени и месте судебного заседания, с учетом мнения явившихся участников процесса, и, заслушав их позицию по сути спора, исследовав представленные письменные доказательства, приходит к следующим выводам:

Согласно ст. 218 КАС РФ гражданин, организация могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.

В соответствии со ст. 10 ЖК РФ жилищные права и обязанности возникают из оснований, предусмотренных ЖК РФ, другими федеральными законами и иными правовыми актами, а также из действий участников жилищных отношений, которые, хотя и не предусмотрены такими актами, но в силу общих начал и смысла жилищного законодательства порождают жилищные права и обязанности. В силу ст. 11 ЖК РФ защита нарушенных жилищных прав осуществляется судом, в том числе и путем признания жилищного права.

Согласно Конституции РФ каждый имеет право на жилище (ч. 1 ст. 40). В условиях рыночной экономики граждане Российской Федерации осуществляют данное социальное право в основном самостоятельно, используя различные способы; обязывая органы государственной власти создавать для этого условия, Конституция РФ вместе с тем закрепляет, что малоимущим и иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами (ч.ч. 2 и 3 ст. 40), предписывая тем самым законодателю определять категории граждан, нуждающихся в жилище, а также конкретные формы, источники и порядок обеспечения их жильем с учетом реальных финансово-экономических и иных возможностей, имеющихся у государства.

Согласно ч. 1 ст. 57 ЖК РФ жилые помещения по договору социального найма предоставляются гражданам в порядке очередности, исходя из времени их постановки на учет.

Вместе с тем, для случаев признания жилого помещения в установленном порядке непригодным для проживания и не подлежащим ремонту и реконструкции законодатель предусмотрел возможность предоставления гражданам жилых помещений по договорам социального найма во внеочередном порядке (п. 1 ч. 2 ст. 57ЖК РФ) - при условии соблюдения общих требований жилищного законодательства применительно к предоставлению жилых помещений по договорам социального найма и подтверждения объективной нуждаемости в жилом помещении (ч. 2 ст. 49, ч. 1 ст. 52ЖК РФ).

Такое законодательное регулирование согласуется со статьей 40 (часть 3) Конституции Российской Федерации, которая обязывает государство обеспечить дополнительные гарантии жилищных прав путем предоставления жилища бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами не любым, а только малоимущим и иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище.

В соответствии с п. 3 ч. 1 ст. 51 ЖК РФ нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются граждане, проживающие в помещении, не отвечающем установленным для жилых помещений требованиям.

Согласно ч. 1 ст. 31 ЖК РФ к членам семьи собственника жилого помещения относятся проживающие совместно с ним его супруг, дети и родители данного собственника, а также другие родственники, нетрудоспособные иждивенцы и в исключительных случаях иные граждане, если они вселены собственником в качестве членов его семьи.

В ч. 1 ст. 52 ЖК РФ предусмотрено, что жилые помещения по договорам социального найма предоставляются гражданам, которые приняты на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, за исключением установленных ЖК РФ случаев.

В соответствии со ст. 52 ЖК РФ принятие на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях осуществляется на основании их заявлений, по итогам рассмотрения которых уполномоченный орган принимает решение о постановке на учет, в связи с чем гражданин приобретает право состоять на учете в качестве нуждающегося в жилом помещении (статьи 53 и 55 ЖК РФ).

Статьей 55 ЖК РФ предусмотрено, что право состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях сохраняется за гражданами до получения ими жилых помещений по договорам социального найма или до выявления предусмотренных статьей 56 ЖК РФ оснований снятия их с учета.

Наличие одного лишь факта признания жилого помещения, занимаемого гражданами на условиях социального найма, аварийным (непригодным для проживания) и подлежащим сносу, не является достаточным основанием для внеочередного обеспечения указанных лиц жилым помещением по договору социального найма по правилам пункта 1 части 2 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации, при отсутствии иных, предусмотренных законом, условий (данная позиция, в частности, отражена в Определении Верховного Суда РФ от 31.01.2017 № 84-КГ16-9).

В силу положений ст.ст. 5, 6, Закона Красноярского края от 23.05.2006 № 18-4751 «О порядке ведения органами местного самоуправления учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма на территории края», принятие граждан на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях осуществляется органом местного самоуправления, на основании заявлений, поданных гражданами по месту своего жительства в орган, осуществляющий принятие на учет, либо через КГБУ «Многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг». С заявлением о принятии на учет должны быть представлены документы, указанные в статье 6 Закона Красноярского края от 23.05.2006 № 18-4751, подтверждающие право состоять на учете, кроме документов, получаемых по межведомственным запросам органом, осуществляющим принятие на учет:

- копия паспорта или иного документа, удостоверяющего личность заявителя;

- в случае отсутствия в паспорте или ином документе, удостоверяющем личность, сведений о месте жительства - документ, подтверждающий место жительства заявителя (выданный органом регистрационного учета граждан Российской Федерации документ, содержащий сведения о месте жительства, либо решение суда об установлении факта постоянного проживания);

- документы, подтверждающие право проживания одной семьей (свидетельство о рождении, свидетельство о заключении брака, судебное решение о признании членом семьи, об усыновлении (удочерении), другие документы);

- решение органа местного самоуправления о признании гражданина малоимущим в целях предоставления ему жилого помещения муниципального жилищного фонда по договору социального найма в порядке, установленном законом края;

- документы, подтверждающие отнесение заявителя к категории граждан, имеющих право на получение жилых помещений по договорам социального найма в соответствии с ч. 3 ст. 49 ЖК РФ (для иных определенных федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом края категорий граждан);

- выписка из домовой книги (финансового лицевого счета);

- выписки из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним о правах заявителя и членов его семьи на имеющиеся у них объекты недвижимого имущества;

- документы, подтверждающие право пользования жилым помещением, занимаемым заявителем и членами его семьи:

а) наниматель жилого помещения по договору социального найма и члены его семьи представляют договор социального найма, а в случае его отсутствия иной документ, на основании которого может быть установлен факт проживания в жилом помещении на условиях социального найма (ордер, решение о предоставлении жилого помещения и др.);б) гражданин, являющийся собственником жилого помещения, представляет документ, подтверждающий право собственности на это помещение (в случае если право собственности на него не зарегистрировано в ЕГРН).

Граждане, имеющие право на внеочередное предоставление жилого помещения по договору социального найма в случаях, установленных ч. 2 ст. 57 Жилищного кодекса Российской Федерации, помимо документов, указанных выше, представляют: проживающие в жилых помещениях, которые признаны в установленном порядке непригодными для проживания и ремонту или реконструкции не подлежат, - решение уполномоченного органа о признании жилого дома (жилого помещения) непригодным для проживания; страдающие тяжелыми формами хронических заболеваний по перечню, утвержденному уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти, - соответствующий документ из медицинского учреждения.

Согласно ст. 5 Федерального закона от 05.04.2003 № 44-ФЗ «О порядке учета доходов и расчета среднедушевого дохода семьи и дохода устанавливает порядок учета доходов и расчета среднедушевого дохода семьи и дохода одиноко проживающего гражданина для признания их малоимущими и оказания им государственной социальной помощи», при расчете среднедушевого дохода семьи и дохода одиноко проживающего гражданина учитывается сумма доходов каждого члена семьи или одиноко проживающего гражданина, полученных как в денежной, так и в натуральной форме.

Закон Красноярского края от 20.06.2006 № 19-4833 «О порядке определения размера дохода и стоимости имущества в целях признания граждан малоимущими на территории края» устанавливает порядок определения размера дохода, приходящегося на каждого члена семьи или одиноко проживающего гражданина, и стоимости имущества, находящегося в собственности членов семьи или одиноко проживающего гражданина и подлежащего налогообложению, в целях признания граждан малоимущими, в частности, для постановки на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях; для предоставления им по договорам социального найма жилых помещений муниципального жилищного фонда в крае.

Граждане признаются органом местного самоуправления малоимущими, если сумма совокупного дохода семьи или дохода одиноко проживающего гражданина за расчетный период, равный одному календарному году, определенная в соответствии с Законом Красноярского края от 20.06.2006 № 19-4833, и стоимости имущества, находящегося в собственности членов семьи или одиноко проживающего гражданина и подлежащего налогообложению, не превышает величину порогового дохода более чем на 5 %.

Расчет совокупного дохода семьи и дохода одиноко проживающего гражданина производится, исходя из суммы доходов членов семьи или одиноко проживающего гражданина за календарный год, предшествующий дате подачи заявления о признании их малоимущими.

Судом достоверно установлено, что изначально, решением Канского городского суда от 24.08.2015 г., по гражданскому делу по исковому заявлению Канского межрайонного прокурора в интересах ФИО1, ФИО2, Самохвалова В.Н, ФИО3, к Администрации г. Канска об установлении факта пользования жилым помещением, обязании заключить договор социального найма и предоставить по договору социального найма отдельное благоустроенное помещение взамен аварийного, судом было установлено, что ФИО1 является нанимателем жилого помещения, общей площадью 42,0 кв.м., расположенного по адресу: <адрес>, что подтверждается копией договора социального найма жилого помещения муниципального жилищного фонда.

Согласно выписке из домовой книги по адресу: <адрес>, общей площадью 42,0 кв.м. зарегистрированы и проживают ФИО1 с ДД.ММ.ГГГГ, ФИО2 с ДД.ММ.ГГГГ, Самохвалов В.Н. с ДД.ММ.ГГГГ, ФИО3 с ДД.ММ.ГГГГ; исковые требования в их интересах судом были удовлетворены, Администрацию г. Канска суд обязал предоставить ФИО1, ФИО2, Самохвалову В.Н., ФИО3, по договору социального найма жилое помещение взамен аварийного, расположенного по адресу <адрес>, благоустроенное применительно к условиям г. Канска, равнозначное по общей площади ранее занимаемому жилому помещению, общей площадью не менее 42,0 кв., отвечающее установленным требованиям, находящееся в черте города Канска.

В последующем, на основании решения Канского городского суда от ДД.ММ.ГГГГ по исковому заявлению Канского межрайонного прокурора в интересах ФИО1, ФИО2, Самохвалова Виталия Николаевича, ФИО3 к Администрации <адрес> об установлении факта пользования жилым помещением, обязаниизаключить договор социального найма и предоставить по договору социального найма отдельное благоустроенное помещение взамен аварийного, судом также было постановлено следующее: исковые требования удовлетворить частично; обязать Администрацию г. Канска предоставить ФИО1, ФИО2, Самохвалову В.Н. по договору социального найма жилое помещение взамен аварийного, расположенного по адресу <адрес>, благоустроенное применительно к условиям г. Канска, равнозначное по общей площади ранее занимаемому жилому помещению, общей площадью не менее 29,1 кв.м., отвечающее установленным требованиям, находящееся в черте города Канска.

Постановлением Администрации г. Канска № 103 от 14.06.2017 г. «Об отказе в принятии на учет в качестве нуждающихся в жилом помещении Самохвалова В.Н.» административному истцу было отказано в постановке на соответствующий учет, с ссылкой на п. 1 ч. 1 ст. 54 ЖК РФ, поскольку Самохваловым В.Н. не были представлены документы на иных членов семьи, фактически он обратился за постановкой на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий в отношении одного себя, без членов семьи.

Как уже упоминалось ранее, жилые помещения по договорам социального найма предоставляются гражданам, которые приняты на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, за исключением установленных ЖК РФ случаев. Состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях имеют право указанные в статье 49 ЖК РФ категории граждан, которые могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях (ст. 52 ЖК РФ).

Согласно ч. 2 ст. 49 ЖК РФ, малоимущим гражданам, признанным по установленным ЖК РФ основаниям нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, жилые помещения муниципального жилищного фонда по договорам социального найма предоставляются в установленном ЖК порядке.

Малоимущими гражданами в целях ЖК РФ являются граждане, если они признаны таковыми органом местного самоуправления в порядке, установленном законом соответствующего субъекта Российской Федерации, с учетом дохода, приходящегося на каждого члена семьи, и стоимости имущества, находящегося в собственности членов семьи и подлежащего налогообложению.

В силу п. 1 ч. 1 ст. 54 ЖК РФ, отказ в принятии граждан на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях допускается в случае, если не представлены предусмотренные ч. 4 ст. 52 ЖК РФ документы, обязанность по представлению которых возложена на заявителя (согласно которой, с заявлениями о принятии на учет должны быть представлены документы, подтверждающие право соответствующих граждан состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, кроме документов, получаемых по межведомственным запросам органом, осуществляющим принятие на учет).

Требования административного истца о признании постановления № 103 от 14.06.2017 г. об отказе в принятии на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении, незаконным и подлежащем отмене, таким образом, суд полагает не подлежащими удовлетворению, поскольку судом в ходе рассмотрения дела достоверно установлено, что при обращении Самохвалова В.Н. в УСЗН Администрации г. Канска ставился вопрос о признании малоимущим не его, как одиноко проживающего гражданина, а семьи, в составе ФИО1, ФИО2 (указанных лиц административный истец при этом сам указал в качестве членов своей семьи) и Самохвалова В.Н., именно с учетом их совокупного дохода указанные лица были признаны в установленном порядке малоимущими, что, в свою очередь, дало право, согласно положений ЖК РФ, обратиться в уполномоченный орган для решения вопроса о постановке на учет в качестве нуждающихся в жилом помещении всем указанным лицам, как семье, в связи с чем административный ответчик обоснованно отказал Самохвалову В.Н. в принятии на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении.

Кроме того, суд учитывает, что на основании договора социального найма жилого помещения № 77/1 от 23.06.2017 г., заключенного между Администрацией г. Канска и ФИО1, последней было предоставлено в бессрочное владение и пользование жилое помещение, общей площадью 38,4 кв.м., по адресу: <адрес>, с учетом членов семьи в составе ФИО2, Самохвалова В.Н., тем самым, было исполнено решение Канского городского суда от ДД.ММ.ГГГГ, а у Самохвалова В.Н. появилось право проживания в указанном жилом помещении на законных основаниях.

При этом, суд полагает, что иные доводы со стороны административного истца, озвученные им по ходу рассмотрения дела, и приведенные в обоснование заявленных административных исковых требований, в том числе, о том, что совместное проживание с ФИО1, ФИО2 не представляется ему возможным, а также факт того, что на его претензию, направленную в адрес Администрации г. Канска по факту необеспеченности его жилым помещением какого-либо ответа не получено, сделанных выводов суда не опровергают, в связи с чем судом при принятии решения во внимание не принимаются за их необоснованностью.

При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу, что Постановление Администрации г. Канска № 103 от 14.06.2017 г. «Об отказе в принятии на учет в качестве нуждающихся в жилом помещении Самохвалова В.Н.» не подлежат признанию незаконным и подлежащим отмене, поскольку оно принято при верном толковании норм действующего законодательства.

Кроме того, суд обращает внимание, что в соответствии со ст. 219 КАС РФ, по общему правилу, административное исковое заявление может быть подано в суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину стало известно о нарушении его прав, свобод и законных интересов.

Пропуск установленного срока обращения в суд не является основанием для отказа в принятии административного искового заявления к производству суда. Причины пропуска срока обращения в суд выясняются в предварительном судебном заседании или судебном заседании. Пропуск срока обращения в суд без уважительной причины, а также невозможность восстановления пропущенного (в том числе по уважительной причине) срока обращения в суд является основанием для отказа в удовлетворении административного иска.

Суд полагает, что в соответствии с положениями ч. 3 ст. 219 КАС РФ административным истцом был нарушен трехмесячный срок обращения в суд по заявленным требованиям, поскольку о нарушении прав Самохвалову В.Н. было известно уже в июне-июле 2017 г., по результатам заседания жилищной комиссии Администрации г. Канска.

Причин и доказательств, достоверно свидетельствующих об объективной невозможности своевременного обжалования оспариваемого постановления от 14.06.2017 г. административным истцом не указано и не представлено, с его пояснений, данным вопросом он занимался по возможности, когда было время для этого.

Таким образом, принимая во внимание, что с административным иском Самохвалов В.Н. обратился в суд только 06.07.2018 г. (согласно даты на почтовом штампеле), пропущенный административным истцом срок обжалования постановления Администрации г. Канска в суд является значительным, при условии, что суд не усматривает оснований для восстановления срока обращения с административным исковым заявлением в суд; что, само по себе, является самостоятельным основанием для отказа в удовлетворении заявленных административных исковых требований

На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. ст.ст. 175 – 180 КАС РФ,

РЕШИЛ:

Административные исковые требования Самохвалова ВН к Администрации г. Канска о признании постановления № 103 от 14.06.2017 г. об отказе в принятии на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении, незаконным и подлежащем отмене – оставить без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в Красноярский краевой суд в апелляционном порядке через Канский городской суд течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Решение изготовлено в окончательной форме 19 октября 2018 года.

Судья А.М. Блошкина

2а-2536/2018

Категория:
Гражданские
Истцы
Самохвалов В.Н.
Самохвалов Виталий Николаевич
Ответчики
Администрация г.Канска
Суд
Канский городской суд Красноярского края
Дело на сайте суда
kanskgor.krk.sudrf.ru
10.07.2018[Адм.] Регистрация административного искового заявления
10.07.2018[Адм.] Передача материалов судье
12.07.2018[Адм.] Решение вопроса о принятии к производству
12.07.2018[Адм.] Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
12.07.2018[Адм.] Вынесено определение о назначении предварительного судебного заседания
02.08.2018[Адм.] Предварительное судебное заседание
27.08.2018[Адм.] Судебное заседание
15.10.2018[Адм.] Судебное заседание
12.05.2020Регистрация административного искового заявления
12.05.2020Передача материалов судье
12.05.2020Решение вопроса о принятии к производству
12.05.2020Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
12.05.2020Вынесено определение о назначении предварительного судебного заседания
12.05.2020Предварительное судебное заседание
12.05.2020Судебное заседание
12.05.2020Судебное заседание
12.05.2020Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
12.05.2020Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее