Дело № 2-275/2018 18 июля 2018 года РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
г. Приозерск Ленинградской области
Приозерский городской суд Ленинградской области в составе:
Председательствующего судьи Глазковой Т.А.,
при секретаре Лещик Ю.А.,
с участием представителя ответчика администрация муниципального образования Сосновское сельское поселение Приозерский муниципальный район <адрес> - ФИО5, действующей на основании доверенности ДД.ММ.ГГГГ, представитель ответчика администрация муниципального образования Приозерский муниципальный район <адрес> – ФИО7, действующей на основании доверенности № от ДД.ММ.ГГГГ года
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО1 к администрации муниципального образования Приозерский муниципальный район <адрес>, администрации муниципального образования Сосновское сельское поселение муниципального образования Приозерский муниципальный район <адрес> о признании бездействия администрации муниципального образования Приозерский муниципальный район <адрес> в части отказа в выдаче сертификата – незаконным, обязании выдачи сертификата, в случае отказа в выдаче сертификата взыскании убытков,
установил:
ФИО3 М.А. обратилась в Приозерский городской суд <адрес> с исковым заявлением к Администрации муниципального образования Сосновское сельское поселение муниципального образования Приозерский муниципальный район <адрес> (далее по тексту Администрация МО Сосновское с/п) о взыскании в пользу истицы убытков в размере 1871775, 50 рублей.
В процессе судебного разбирательства истцом в качестве соответчика была привлечена администрация муниципального образования Приозерский муниципальный район <адрес> (далее администрации МО ПМР), в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований привлечен Комитет по строительству <адрес>.
С учетом уточненных требований в порядке ст. 39 ГПК РФ истцом были окончательно сформулированы требования, в соответствии с которыми истец просила: признать бездействие администрации муниципального образования Приозерский муниципальный район <адрес> в части отказа в выдаче в 2015 году сертификата на получение денежных средств согласно подпрограмме «Устойчивое развитие сельских территорий <адрес> на 2014-2017годы и на период до 2010 года», выписанного на семью, составом шести человек - незаконным; обязать администрацию муниципального образования Приозерский муниципальный район <адрес> выдать ФИО1 сертификат на получение денежных средств, выписанный на семью составом из шести человек; в случае отказа в удовлетворении требований выдачи ФИО1 сертификата на получение денежных средств, выписанного на семью составом из шести человек- взыскать с ответчиков в пользу ФИО1 в солидарном порядке убытки в размере 1871775,50 рублей.
Мотивируя свои требования тем, что ДД.ММ.ГГГГ истец обратилась с исковыми требованиями к Управлению федерального казначейства по <адрес>, комитету по строительству <адрес> о возмещении убытков. Решением Московского районного суда Санкт-Петербурга от ДД.ММ.ГГГГ в удовлетворении исковых требований истцу было отказано, по причине предъявления требований к ненадлежащему ответчику. Указывая, что истец составом семьи из шести человек (истец, супруг-ФИО3 В.И. и четверо детей) была признана нуждающейся в улучшении жилищных условий в связи с проживанием в жилом помещении, не отвечающим установленным для жилых помещений требованиям. ДД.ММ.ГГГГ истец обратилась в отдел по жилищной политике администрации МО ПМР ЛО о выдаче сертификата, однако получила устный отказ без объяснения причин, ДД.ММ.ГГГГ подала письменное заявление, в выдаче сертификата было отказано, по причине издания постановления администрации МО Сосновское с/п от ДД.ММ.ГГГГ №, в связи со снятием с учета граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, по основаниям п.5 ч.1 ст.56 ЖК РФ.
Определением Ленинградского областного суда от ДД.ММ.ГГГГ постановление администрации МО Сосновское с/п от 09.12.2014г. № «об отмене постановления администрации МО Сосновское сельское поселение от ДД.ММ.ГГГГ № «О признании граждан нуждающимся в улучшении жилищных условий» признано незаконным Постановление администрации МО Приозерский муниципальный район <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № «О внесении изменений в постановление администрации МО Приозерский муниципальный район <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № «Об утверждении списка граждан, молодых семей и молодых специалистов, изъявивших желание участвовать в мероприятиях по улучшению жилищных условий на территории МО Приозерский муниципальный район <адрес> в рамках реализации Федеральной целевой программы «Социальное развитие села до 2013 года» и досрочной целевой программы «Социальное развитие села на 2009-2012года в 2014 году» признано незаконным.
В результате неправомерного издания главой администрации МО Сосновское сельское поселение ФИО6 семья ФИО3 М.А. не получила социальную выплату, фактический размер убытков причиненных семье рассчитан сотрудником жилищного отдела администрации МО Сосновское сельское поселение и составляет 1871775,50 руб.
Истец, извещенная о слушании дела, в судебное заседание не явилась, ходатайствовала о рассмотрении дела в свое отсутствие.
Представитель ответчика администрации МО ПМР ЛО ФИО7, требования истца не признала, предоставив в суд письменные возражения (т.2 л.д.217-223).
Представитель ответчика администрации МО Сосновское сельское поселение ФИО5, требования не признала. Предоставив письменные возражения по иску (т.2 л.д.214-216), а также пояснив, что в настоящее время главой администрации МО Сосновское сельское поселение ФИО8 издано Постановление № от ДД.ММ.ГГГГ о признании утратившим силу Постановления администрации МО Сосновское сельское поселение от ДД.ММ.ГГГГ № «О признании граждан нуждающимися в улучшении жилищных условий», а именно в связи с утратой ФИО3 М.А. оснований для признания нуждающейся в улучшении жилищных условий, указанных в части 1 статьи 51 Жилищного кодекса Российской Федерации, признано утратившим силу Постановление администрации МО Сосновское сельское поселение от ДД.ММ.ГГГГ № «О признании граждан нуждающимися в улучшении жилищных условий» (т.3 л.д.10).
Третье лицо ФИО3 В.И., действующий за себя и своих несовершеннолетних детей ФИО3 Д.В, и ФИО3 И.В., в судебное заседание не явился, ходатайствовал о рассмотрении дела в свое отсутствие.
Третьи лица ФИО3 А.В., ФИО3 Е.В., извещенные о слушании дела, в судебное заседание не явились, уважительности неявки не предоставили (т.2 л.д. 246).
Третье лицо Комитет по строительству <адрес>, извещен о слушании дела, в судебное заседание не явился, раннее участвуя в судебных заседаниях, требования не поддержали, указав в письменных возражениях свою позицию (т12 л.д.208-212).
Суд полагает возможным рассмотреть дело с учетом имеющейся явки сторон в соответствии с положениями ч.2 ст.167 ГПК РФ.
Суд, выслушав представителей ответчика, исследовав материалы гражданского дела, предоставленные сторонами доказательства в их совокупности, приходит к выводу об отказе в удовлетворении исковых требований по следующим основаниям.
Постановлением администрации МО Сосновское сельское поселение от ДД.ММ.ГГГГ № ФИО3 М.А., составом семьи 6 человек (она, муж – ФИО3 В.И., сын – ФИО3 А.В., дочь – ФИО3 Е.В., сын – ФИО3 Д.В., сын - ФИО3 И.В.) признана нуждающейся в улучшении жилищных условий, так как проживали в жилом помещении, не отвечающем установленным для жилых помещений требованиям, для участия в жилищной программе «Социальное развитие села 2013 года».
Постановлением администрации мо Приозерский муниципальный район от ДД.ММ.ГГГГ № истица была включена в списки граждан, изъявивших желание участвовать в мероприятиях по улучшению жилищных условий в рамках реализации федеральной целевой программы «Социальное развитие села до 2013 года и долгосрочной целевой программы «Социальное развитие села на 2009 – 2013 годы» в 2014 году».
Постановлением администрации МО Сосновское сельское поселении отДД.ММ.ГГГГ № было отменено Постановление администрации мо Сосновское сельское поселение от24.06.2013г. №«О признании граждан нуждающимися в улучшении жилищных условий».
Постановлением администрации МО Приозерский муниципальный район от ДД.ММ.ГГГГ № в постановление администрации мо Приозерский муниципальный район от ДД.ММ.ГГГГ № «Об утверждении списка граждан, молодых семей и молодых специалистов, изъявивших желание участвовать в мероприятиях по улучшению жилищных условий на территории Приозерского муниципального района в рамках реализации федеральной целевой программы «Социальное развитие села до 2013 года» и долгосрочной целевой программы «Социальное развитие села на 2009-2012 годы» в 2014 году» внесены изменения, а именно: из пункта 100 раздела 1 сводного списка участников мероприятий – получателей социальных выплат в рамках реализации федеральной целевой программы «Социальное развитие села до 2012 года и долгосрочной целевой программы «социальное развитие села на 2009-2012 годы» в 2014 году» – граждане, проживающие в сельской местности исключена ФИО3 М.А. составом семьи 6 человек.
Решением Приозерского городского суда <адрес> от26.02.2015г. по делу № ФИО3 М.А. отказано в удовлетворении иска к администрации муниципального образования Сосновское сельское поселение, администрации МО Приозерский муниципальный район ЛО о признании постановления администрации о признании незаконными постановление администрации МО Сосновское сельское поселение от 09.12.2014г. № «Об отмене постановления администрации от ДД.ММ.ГГГГ № «О признании граждан нуждающимися в улучшении жилищных условий»; признании незаконным постановления администрации мо Приозерский муниципальный район <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № «О внесении изменений в постановление администрации МО Приозерский муниципальный район от ДД.ММ.ГГГГ № «Об утверждении списка граждан, молодых семей и молодых специалистов, изъявивших желание участвовать в мероприятиях по улучшению жилищных условий на территории мо Приозерский муниципальный район <адрес> в рамках реализации федеральной целевой программы «Социальное развитие села до 2013 года» и долгосрочной целевой программы «Социальное развитие села на 2009-2012 годы» в 2014 году»; признании незаконным протокола заседания общественной жилищной комиссии при администрации МО Сосновское сельское поселение от ДД.ММ.ГГГГ.
Определением судебной коллегии по административным делам Ленинградского областного суда отДД.ММ.ГГГГ годауказанное решение Приозерского городского суда <адрес> было отменено в части. Постановление администрации МО Сосновское сельское поселение Приозерского муниципального района <адрес> отДД.ММ.ГГГГ № «Об отмене постановления администрации МО Сосновское сельское поселение от24.06.2013№ «О признании граждан нуждающимися в улучшении жилищных условий». Также признано незаконным постановление администрации МО Приозерский муниципальный район <адрес> отДД.ММ.ГГГГ №«О внесении изменений в постановление администрации МО Приозерский муниципальный район <адрес> от26.08.2013№«Об утверждении списка граждан, молодых семей и молодых специалистов, изъявивших желание участвовать в мероприятиях по улучшению жилищных условий на территории мо Приозерский муниципальный район <адрес> в рамках реализации Федеральной целевой программы «Социальное развитие села до 2013 года» и долгосрочной целевой программы «социальное развитие села на2009-2012годы» в 2014 году». В остальной части решение Приозерского городского суда оставлено без изменений.
Порядок предоставления социальных выплат на строительство (приобретение) жилья гражданам, проживающим в сельской местности, в рамках Программы регулируется: постановлением правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ № «Об утверждении Типового Положения о предоставлении социальных выплат на строительство (приобретение) жилья гражданам РФ, проживающим в сельской местности, в том числе молодым семьям и молодым специалистам (далее – Типовое положение); постановлением правительства <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № «Об утверждении Положения о порядке и условиях реализации мероприятий по улучшению жилищных условий граждан, проживающих в сельской местности, в том числе молодых семей и молодых специалистов, в рамках подпрограммы «Устойчивое развитие сельских территорий <адрес> на 2014-2017 годы и на период до 2020 года» государственной программы <адрес> «Развитие сельского хозяйства <адрес>» (далее Положение); приказом Комитета по строительству <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № «Об утверждении Порядка и условий представления социальных выплат на улучшение жилищных условий граждан, проживающих в сельской местности, в том числе молодых семей и молодых специалистов» (далее Порядок).
Постановление Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ № утратило силу с ДД.ММ.ГГГГ.
Действие федеральной целевой программы досрочно прекращено с ДД.ММ.ГГГГ, в связи с изданием постановления Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ №. Реализация мероприятий данной программы осуществляется в рамках Государственной программы развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья, и продовольствия на 2013-2020 годы.
Государственная поддержка жителей <адрес>, нуждающихся в улучшении жилищных условий, осуществляется в виде предоставления социальной выплаты на строительство (приобретение) жилья.
В соответствии с указанными правовыми актами право на получение социальной выплаты в рамках Программы предоставляется гражданам при соблюдении условий, среди которых:
- принятие на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий до ДД.ММ.ГГГГ или признание органами местного самоуправления по месту жительства нуждающимися в улучшении жилищных условий после ДД.ММ.ГГГГ по основаниям, установленным статьей 51 Жилищного кодекса РФ (далее – ЖК) для признания граждан нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма.
В соответствии с п. 12 Типового положения о предоставлении социальных выплат на строительство (приобретение) жилья гражданам, проживающим в сельской местности, в том числе молодым семьям и молодым специалистам (приложение № к постановлению правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ №) право граждан на получение социальной выплаты удостоверяется свидетельством, не являющимся ценной бумагой, по форме, предусмотренной приложением № к программе. Срок действия свидетельства составляет 1 год с даты выдачи, указанной в свидетельстве.
Выдача свидетельства получателю социальной выплаты осуществляется органом исполнительной власти РФ, органом исполнительной власти субъекта РФ.
В соответствии с п. 21 Типового положения порядок формирования и утверждения списков участников мероприятий и порядок выдачи свидетельств устанавливается нормативными правовыми актами субъекта Российской Федерации.
В соответствии с подпунктом «а» пункта 32 Типового положения органы местного самоуправления вправе на основании соглашений, заключенных с органом исполнительной власти субъекта РФ, осуществлять вручение получателям социальных выплат свидетельств, оформленных в установленном порядке органами исполнительной власти.
На территории <адрес> таким уполномоченным органом исполнительной власти субъекта РФ является Комитет по строительству <адрес>. Он же является распорядителем бюджетных средств по программе.
Приказом Комитета по строительству <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № утвержден порядок и условия предоставления в <адрес> социальных выплат на улучшение жилищных условий граждан, проживающих в сельской местности, в том числе молодых семей и молодых специалистов (далее - Приказ №).
Постановлением <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № утверждено Положение о порядке и условиях реализации мероприятий по улучшению жилищных условий граждан, проживающих в сельской местности, в том числе молодых семей и молодых специалистов, в рамках подпрограммы «Устойчивое развитие сельских территорий <адрес> на 2014-2017 годы и на период до 2020 года» государственной программы <адрес> «Развитие сельского хозяйства <адрес>».
На основании указанных норм, распоряжением Комитета по строительству <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № ФИО3 М.А., составом семьи 6 человек была включена в сводный список граждан, изъявивших желание получить социальную выплату в 2014 году, под номером 120, в категории «граждане, проживающие в сельской местности».
Распоряжением Комитета по агропромышленному и рыбохозяйственному комплексу <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № «О внесении изменений в распоряжение комитета по АПК от ДД.ММ.ГГГГ № «Об утверждении списка граждан, в том числе молодых семей и молодых специалистов – получателей социальных выплат в 2014 году, в рамках реализации федеральной целевой программы «Устойчивое развитие сельских территорий на 2014-2017 годы и период до 2020 года» ФИО3 М.А. включена в список получателей социальной выплаты в категории «граждане, проживающие в сельской местности».
Согласно п.5.2 Приказа №, Комитет по строительству <адрес> может передавать в администрации муниципальных образований по соглашению с администрациями муниципальных образований оформленные и подписанные комитетом по агропромышленному и рыбохозяйственному комплексу <адрес> свидетельства для выдачи гражданам - получателям социальной выплаты. Комитет заключает соглашение с администрацией муниципального образования. В этом случае выдачу свидетельств осуществляет уполномоченное лицо от администрации муниципального образования. Уполномоченное лицо ведет книгу учета выданных свидетельств по форме согласно приложению 6 к настоящему Порядку.
В случае выдачи свидетельства гражданину администрацией муниципального образования расчет размера социальной выплаты производится администрацией. Гражданин знакомится с расчетом и подписывает его. (абзац введен Приказом комитета по строительству <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ N 3)
В случае если соглашение между Комитетом и администрацией муниципального образования не заключено, гражданам - участникам мероприятий подпрограммы, проживающим на территории этого муниципального образования, свидетельство выдает Комитет.
Между администрацией и Комитетом по строительству <адрес> было заключено соглашение № о порядке и условиях передачи свидетельств о предоставлении социальной выплаты на строительство (приобретение) жилья в сельской местности для выдачи администрацией мо Приозерский муниципальный район <адрес> от 30.07.2014г., сроком действия - в течение одного года, с даты подписания. В соответствии с условиями, которого администрация актом приема-передачи получает от Комитета по строительству свидетельства на граждан, предоставивших оформленные надлежащим образом документы, и выдает гражданам свидетельства, организует учет выданных свидетельств и предоставляет в Комитет по строительству корешки и копии выданных свидетельств. В свою очередь, Комитет по строительству проверяет переданные администрацией документы граждан, предоставленные в соответствии с п.4.1 т 9.3 Приказа Комитета по строительству <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № «О порядке и условиях предоставления в <адрес> социальных выплат на улучшение жилищных условий граждан проживающих в сельской местности, в том числе молодых семей и молодых специалистов в рамках реализации в <адрес> федеральной целевой программы «Устойчивое развитие сельских территорий на 2014-2017 годы и период до 2020 года» и отклоняет документы не соответствующие условиям программы, актом приема-передачи передает администрации свидетельства для выдачи гражданам, которые предоставили оформленные надлежащим образом документы.
Судом установлено, что ФИО3 М.А. не был предоставлен пакет документов для получения свидетельства, предусмотренный п. 1.1. Приказа, данные обстоятельства были подтверждены в суде показаниями свидетеля Свидетель №1 – начальника отдела по жилищной политике администрации, которая отрицала получение документов от ФИО3 М.А., поскольку истцом был предоставлен неполный пакет документов, учитывая загруженность и ограниченные сроки, выдала расписку в получении документов, при отсутствии таковых. Однако ФИО3 М.А. пакет документов и само заявление не были представлены в администрацию.
В книге учета выданных свидетельств о предоставлении социальной выплаты, отсутствуют подпись ФИО3 М.А. в ее получении.
Свидетельство было возвращено администрацией в Комитет по строительству <адрес>. Данные обстоятельства возврата свидетельства были подтверждены в судебном заседании представителем Комитета по строительству <адрес>
Доказательств, подтверждающих письменное обращение ФИО3 М.А. в администрацию за выдачей свидетельства, с приложением всех необходимых документов, после вступления в законную силу определения судебной коллегии по административным делам Ленинградского областного суда от ДД.ММ.ГГГГ, суду не предоставлено.
Установлено, что решением Московского районного суда от ДД.ММ.ГГГГ по делу № в удовлетворении исковых требований ФИО3 М.А. к Управлению Федерального казначейства <адрес>, Комитету по строительству <адрес>, комитету финансов <адрес> о возмещении убытков в виде не получения социальной выплаты в размере 1871775,50руб. отказано. Определением судебной коллегии по гражданским делам Санкт-Петербургского городского суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ указанное решение оставлено без изменений.
Из показаний представителя третьего лица Комитета по строительству <адрес> и из представленных письменных пояснений, следует, что ФИО3 М.А. в Комитет по строительству ЛО за получением свидетельства о предоставлении социальной выплаты с письменным заявлением, после от ДД.ММ.ГГГГ (определение ЛОС) не обращалась. В связи с прекращением действия бюджетных ассигнований 2014года на 2015 года, бюджетные средства были возвращены в бюджет <адрес>. С 2015 года ФИО3 М.А. не принимала участия в Программе и не была включена в список получателей социальных выплат, средства социальной выплаты семье не распределялись. Распоряжение об исключении гр. ФИО3 М.А. из сводного списка граждан получателей выплат в рамках подпрограммы «Устойчивое развитие сельских территорий <адрес> на 2014-2017года и на период до 2020 года» в 2014-2015годах не издавалось.
С учетом изложенных обстоятельств, у суда отсутствуют основания для признания незаконными бездействия администрации МО Приозерский муниципальный район ЛО в части отказа в выдаче в 2015 году ФИО3 М.А. сертификата на получение денежных средств по подпрограмме «Устойчивое развитие сельских территорий <адрес> на 2014-2017года и на период до 2020 года».
Ответчиком заявлено ходатайство об отказе в удовлетворении исковых требований в связи с пропуском срока давности для обращения в суд, поскольку требования об оспаривании действий, бездействий должностных лиц администрации рассматривается в порядке статьи 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС). Статьей 219 КАС предусмотрено, что административное исковое заявление может быть подано в суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации, иному лицу стало известно о нарушении их прав, свобод и законных интересов.
Истцом в данной части заявленного ходатайства возражений не предоставлено.
Суд не находит оснований для удовлетворения ходатайства о применении срока исковой давности, поскольку к предъявленным правоотношениям в соответствии с п. 1 ст. 196 ГК РФ применяется общий срок исковой давности, который составляет три года со дня, определяемого в соответствии со статьей 200 настоящего Кодекса.
Частью 2 статьи 56 ЖК предусмотрено, что решения о снятии с учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях должны быть приняты органом, на основании решений которого такие граждане были приняты на учет.
В силу статьи 12 Конституции Российской Федерации местное самоуправление в пределах своих полномочий самостоятельно. Органы местного самоуправления не входят в систему органов государственной власти.
Федеральный закон от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее-Закон №131-Ф3) закрепляет, что вопросами местного значения являются вопросы непосредственного обеспечения жизнедеятельности населения муниципального образования, решение которых в соответствии с Конституцией Российской Федерации и данным Федеральным законом осуществляется населением и (или) органами местного самоуправления самостоятельно; к таким вопросам относится, в частности, обеспечение малоимущих граждан, проживающих в поселении (городском округе) и нуждающихся в улучшении жилищных условий, жилыми помещениями в соответствии с жилищным законодательством, организация строительства и содержания муниципального жилищного фонда (абзац двенадцатый части 1 статьи 2, пункт 6 части 1 статьи 14, пункт 6 части 1 статьи 16); для решения этих вопросов в собственности муниципальных образований может находиться имущество, предназначенное для решения вопросов местного значения (пункт 1 части 1 статьи 50), в частности, жилищный фонд социального использования для обеспечения малоимущих граждан, проживающих в поселении и нуждающихся в улучшении жилищных условий, жилыми помещениями на условиях договора социального найма, а также имущество, необходимое для содержания муниципального жилищного фонда.
Согласно статье 14 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее-ЖК РФ), положениям Федерального закона от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» обеспечение нуждающихся в жилых помещениях граждан жилыми помещениями, организация строительства и содержания муниципального жилищного фонда, создание условий для жилищного строительства, осуществление муниципального жилищного контроля относится к полномочиям органов местного самоуправления.
В соответствии с положениями статьи 52 ЖК РФ принятие на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях осуществляется органом местного самоуправления на основании заявлений данных граждан и прилагаемых документов, подтверждающих право соответствующих граждан состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, поданных ими в указанный орган по месту своего жительства либо через многофункциональный центр в соответствии с заключенным соглашением о взаимодействии.
Постановлением администрации МО Сосновское сельское поселение МО Приозерский муниципальный район ЛО № от 13.07.2018г., в связи с утратой ФИО3 М.А. оснований для признания нуждающейся в улучшении жилищных условий, указанных в ч.1 ст.51 ЖК РФ, признано утратившим Постановление администрации МО Сосновское сельское поселение от ДД.ММ.ГГГГ № «О признании граждан нуждающимися в улучшении жилищных условий».
Основанием для принятия указанного Постановление явились следующие обстоятельства: в октябре 2015г. ФИО3 М.А. совершила сделку по отчуждению жилого дома, расположенного по адресу: <адрес>, д. Снегиревка, <адрес>. На основании договора купли-продажи от ДД.ММ.ГГГГ на имя несовершеннолетних ФИО3 Д.В., 02.12.2001г.р. и ФИО3 И.В., 02.08.2009г.р. приобретена трехкомнатная квартира общей площадью 73,4 кв.м. в <адрес>, где в настоящее время зарегистрированы: ФИО3 В.В., ФИО3 Д.В., ФИО3 И.В. В декабре 2013 года построен жилой дом по адресу: <адрес>, д. Удальцово, ул. 2-ой квартал, дю.20, общей площадью 80,8 кв.м., в котором зарегистрированы: ФИО3 М.А. и ее сын ФИО3 А.В., 30.12.1991г.<адрес> ФИО3 Е.В., 01.08.1995г.р. зарегистрирована в трехкомнатной квартире общей площадью 62,3 кв.м. по адресу: <адрес>. Брак между ФИО3 М.А. и ФИО3 В.И. прекращен 02.03.2017г. на основании решения мирового судьи судебного участка №<адрес> от 15.02.2017г.
При таких обстоятельствах, оснований для удовлетворения требования истца об обязании администрацию муниципального образования Приозерский муниципальный район <адрес> выдать ФИО1 сертификат на получение денежных средств, выписанный на семью составом из шести человек, не имеется, поскольку обязательным условием участия в Программе является признание, в рассматриваемом случае истца составом семьи 6 человек, нуждающимся в улучшении жилищных условий по основаниям, предусмотренным статьей 51 ЖК.
Постановление администрации МО Сосновское сельское поселение МО Приозерский муниципальный район ЛО № от 13.07.2018г. в настоящее время не оспорено и не отменено.
На основании ст. 15,16,1069 Гражданского Кодекса РФ (далее - ГК), размер убытков, заявляемый к ответчику должен быть в обязательном порядке подтвержден обоснованными расчетами и доказательствами.
Под убытками понимаются расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества (реальный ущерб), а также неполученные доходы, которые это лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено (упущенная выгода).
Согласно статье 16 ГК убытки, причиненные гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления или должностных лиц этих органов, в том числе издания не соответствующего закону или иному правовому акту акта государственного органа или органа местного самоуправления, подлежат возмещению Российской Федерацией, соответствующим субъектом Российской Федерации или муниципальным образованием.
Статьей 1069 ГК предусмотрено, что вред, причиненный гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов (органов местного самоуправления), либо должностных лиц этих органов, в том числе в результате издания не соответствующего закону или иному правовому акту акта государственного органа, подлежит возмещению за счет соответственно казны субъекта Российской Федерации (муниципального образования).
В соответствии со ст. 1071 ГК финансовый орган может выступать от имени казны субъекта РФ, в случаях, когда в соответствии с положениями Гражданского Кодекса или другими законами, причиненный вред подлежит возмещению за счет соответствующей казны.
Суд в зависимости от обстоятельств дела обязывает лицо, ответственное за причинение вреда, возместить вред в натуре или возместить причиненные убытки.
Исходя из указанных норм права, истец, заявляющий требование о возмещенииубытков, обязан в соответствии со статьей56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации доказать факт причинения емуубытков, их размер, виновность и противоправность действий причинителя, наличие причинной связи между допущенным нарушением и возникшимиубытками.
Истцом не предоставлено доказательств, подтверждающих обоснованность заявленных требований, не доказал факт причинения вреда, причинную связь между действиями (бездействием) ответчика и понесенными убытками, а также размер предполагаемых убытков, в том числе и обязанности возложения солидарной ответственности на ответчиков.
Согласно п. 1 ст. 9Гражданскогокодекса РФ граждане и юридические лица по своему усмотрению осуществляют принадлежащие им гражданские права. Выбор конкретного способа зашиты права возложен на истца по делу.
По смыслу ст. ст. 11, 12 Гражданского кодекса Российской Федерации, ч. 1 ст. 3 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации выбор способа защиты права и формулирование предмета иска являются правом истца, который в соответствии п. п. 4, 5 ч. 2 ст. 131 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации указывает в исковом заявлении в чем заключается нарушение либо угроза нарушения его прав, свобод или законных интересов и его требование, вытекающее из спорного материального правоотношения (предмет иска), фактическое обоснование заявленного требования - обстоятельства, с которыми истец связывает свои требования и доказательства, подтверждающие эти обстоятельства (основание иска).
Руководствуясь принципом диспозитивности гражданского процесса, предусмотренным ч. 3 ст. 196 Гражданского кодекса Российской Федерации, а также разъяснениями, содержащимися в Постановлении Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 19 декабря 2003 года N 23 "О судебном решении", суд должен принимать решение только по заявленным истцом требованиям, которые рассматриваются и разрешаются по указанным истцом основаниям, а также по обстоятельствам, вынесенным судом на обсуждение в соответствии с ч. 2 ст. 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.
Принцип диспозитивности, закрепленный в ст. ст. 3, 4 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, означает, что процессуальные отношения в гражданском судопроизводстве возникают, изменяются и прекращаются главным образом по инициативе непосредственных участников спорного материального правоотношения, которые имеют возможность с помощью суда распоряжаться своими процессуальными правами, а также спорным материальным правом. Так, заинтересованному лицу, обращающемуся за судебной защитой, предоставлено право решать по своему усмотрению вопрос о возбуждении гражданского дела, определять предмет иска и его основание, а также указать ответчика, в отношении которого предполагается, что он является субъектом спорного материального правоотношения.
По смыслу ст. 38 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации ответчиком является лицо, к которому непосредственно предъявлены исковые требования, и которое, по мнению истца, допустило нарушение его прав и законных интересов. Истец по своему усмотрению может предъявить иск как к одному, так и к нескольким ответчикам (ст. 40 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации), приобретающим данный процессуальный статус в силу указания на них в исковом заявлении.
Требования, предъявляемые истцом к ответчику должны быть конкретными и обладать правовой ясностью.
Судом неоднократно предлагалось истцу уточнить свои требования, поскольку выбор предъявляемых требований лежит исключительно на истце, суд не вправе выступать в интересах сторон и принимает решение исключительно по заявленным требованиям.
С учетом изложенных обстоятельств, требования истца в части взыскания в солидарном порядке с ответчиков убытков в размере 1871775,50 рублей в пользу ФИО3 М.А., в случае отказа в удовлетворении требований истца об обязании администрацию МО Приозерский муниципальный район ЛО выдать ФИО1 сертификат на получение денежных средств, выписанный на семью составом из шести человек, не подлежат удовлетворению.
На основании изложенного требования истца не подлежат удовлетворению в полном объеме.
Руководствуясь статьями 194-198 Гражданского кодекса РФ, суд
решил:
в удовлетворении исковых требований ФИО1 к администрации муниципального образования Приозерский муниципальный район <адрес>, администрации муниципального образования Сосновское сельское поселение муниципального образования Приозерский муниципальный район <адрес> о признании бездействия администрации муниципального образования Приозерский муниципальный район <адрес> в части отказа в выдаче в 2015 году сертификата на получение денежных средств согласно подпрограмме «Устойчивое развитие сельских территорий <адрес> на 2014-2017годы и на период до 2010 года», выписанного на семью, составом шести человек- незаконным; обязании администрацию муниципального образования Приозерский муниципальный район <адрес> выдать ФИО1 сертификат на получение денежных средств, выписанный на семью составом из шести человек; в случае отказа в удовлетворении требований выдачи ФИО1 сертификата на получение денежных средств, выписанного на семью составом из шести человек- взыскании с ответчиков в пользу ФИО1 в солидарном порядке убытков в размере 1871775,50 рублей, отказать в полном объеме.
На решение может быть подана апелляционная жалоба в Ленинградский областной суд в течение одного месяца через Приозерский городской суд.
Председательствующий судья Т.А.Глазкова
Мотивированное решение изготовлено 23 июля 2018 года