Судья 1-й инстанции Овчинникова И.Ф. № 33а-3548/2021
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
22 апреля 2021 г. г. Иркутск
Судья Иркутского областного суда Абрамчик И.М., рассмотрев единолично частную жалобу администрации Бодайбинского городского поселения на определение Бодайбинского городского суда Иркутской области от 22 января 2021 года об отказе в предоставлении отсрочки исполнения решения Бодайбинского городского суда Иркутской области от 14 ноября 2017 года по административному делу №2а-643/2017 по административному исковому заявлению прокурора г. Бодайбо в интересах неопределенного круга лиц к администрации Бодайбинского городского поселения о признании бездействия по проведению работ по реконструкции канализационной станции, строительству канализационного коллектора, незаконными, возложении обязанности устранить нарушения,
установил:
Решением Бодайбинского городского суда Иркутской области от 14 ноября 2017 года исковые требования прокурора г. Бодайбо к Администрации Бодайбинского городского поселения о признании бездействия по проведению работ по реконструкции канализационной станции, строительству канализационного коллектора, незаконными, возложении обязанности устранить нарушения - удовлетворены частично.
Признано бездействие администрации Бодайбинского городского поселения по проведению работ по реконструкции канализационных насосных станций № 1, № 3, строительству канализационного коллектора, проходящего вдоль ул. Стояновича г.Бодайбо Иркутской области, от канализационной станции № 1 до ул. Комсомольская г.Бодайбо Иркутской области, повышению производительности очистных сооружений, незаконным.
На администрацию Бодайбинского городского поселения возложена обязанность произвести реконструкцию канализационных насосных станций № 1, № 3, исключающую аварийные сбросы неочищенных сточных вод в реку Витим, произвести строительство канализационного коллектора, проходящего вдоль ул. Стояновича г. Бодайбо Иркутской области от канализационной станции № 1 до ул. Комсомольская г. Бодайбо Иркутской области в срок до 31 декабря 2019 года.
На администрацию Бодайбинского городского поселения возложена обязанность произвести работы по повышению производительности канализационного очистного сооружения г. Бодайбо, обеспечивающего недопущение сброса неочищенных до нормативных значений сточных вод в р. Витим в срок до 31 декабря 2019 года.
Администрация Бодайбинского городского поселения обратилась в Бодайбинский городской суд Иркутской области с заявлением о предоставлении отсрочки исполнения решения суда, в обоснование которого указала, что 05 сентября 2018 года между администрацией Бодайбинского городского поселения (Заказчик) и обществом с ограниченной ответственностью «Гудвил» (Подрядчик) заключен муниципальный контракт № Ф.2018.421313, зарегистрированный 06 сентября 2018 года за номером 3380201052018000051. В соответствии с условиями контракта ООО «Гудвилл» обязалось выполнить работы в два этапа: 1 этап - 60 календарных дней с момента заключения контракта, 2 этап - до 25 февраля 2019 года. По условиям контракта Подрядчик осуществляет прохождение государственной экспертизы проектно-сметной документации с получением положительного заключения. Экспертиза проводится за счет средств исполнителя контракта. Срок выдачи проектной документации составляет 60 дней с момента заключения контракта, срок окончания государственный экспертизы проектной документации 25 февраля 2019 года.
22 февраля 2019 года между администрацией Бодайбинского городского поселения и обществом с ограниченной ответственностью «Гудвилл» заключено дополнительное соглашение № 1 к муниципальному контракту № Ф.2018.421313 от 05 сентября 2018 года, согласно которому в связи с увеличением предусмотренного объема выполненных работ не более чем на 10 процентов к контракту, внесены следующие изменения: в пункте 2.1 контракта цену контракта считать принятой (данные изъяты); в пункте 2.3 контракта слова «2 этап - оплата работ по выполнению стадии «Рабочая документация» в размере 70 % от общей суммы муниципального контракта в 2019 г., что составляет (данные изъяты), осуществляется в течении 15 рабочих дней путем перечисления Заказчиком денежных средств на расчетный счет Подрядчика на основании актов сдачи-приемки выполненных работ, предоставления положительной государственной экспертизы», заменить на слова «2 этап - оплата работ по выполнению стадии «Рабочая документация» в размере 70 % от общей суммы муниципального контракта в 2019 г., что составляет 2 (данные изъяты), осуществляется в течении 15 рабочих дней путем перечисления Заказчиком денежных средств на расчетный счет Подрядчика на основании актов сдачи-приемки выполненных работ, предоставления положительной государственной экспертизы».
Администрацией Бодайбинского городского поселения для исполнения муниципального контракта выполнены все требования, указанные в техническом задании, все необходимые документы, для разработки проектно-сметной документации согласно техническому заданию были направлены в адрес Общества. В нарушение условий муниципального контракта ООО «Гудвилл» неоднократно требовало предоставить дополнительный пакет документов, содержание которых отсутствовало в перечне технического задания.
08 февраля и 09 апреля 2019 года ГАУИО «Ирэкспертиза» проведена проверка представленной документации в соответствии с требованиями Положения об организации и проведении государственной экспертизы проектной документации и результатов инженерных изысканий, в ходе которой выявлены замечания к представленным документам. Обществом пакет документов неоднократно приводился в соответствие требованиям Положения. 27 сентября 2019 года Обществом подано заявление о проведении государственной экспертизы проектной документации и результатов инженерных изысканий. Результат ее прохождения также отрицательный.
Таким образом, предусмотренные контрактом № Ф.2018.421313 от 05 сентября 2018 года сроки выполнения работ истекли, заказчик не получил в свое распоряжение результат работ, на который рассчитывал при заключении договора. Допущенное подрядчиком нарушение сроков выполнения работ является существенным. До настоящего времени исполнить решение Бодайбинского городского суда не представляется возможным, по независящим от администрации обстоятельствам, в этой связи принято решение о расторжении муниципального контракта. В целях соблюдения претензионного порядка урегулирования спора, в адрес Подрядчика направлена претензия от 29 сентября 2020 года с предложением завершить работы по муниципальному контракту и оплатить неустойку в размере (данные изъяты). Претензия получена Подрядчиком 07 октября 2020 года, о чем свидетельствует отчет сформированный на официальном сайте Почты России. Подрядчик письмом от 12 октября 2020 года № 457 указал на необоснованность и неправомерность требований, изложенных в претензии. Данные обстоятельства послужили поводом для предъявления иска в Арбитражный суд Иркутской области, который принят судом к производству 09 ноября 2020 года. 14 декабря 2020 Арбитражным судом Иркутской области принято решение о рассмотрении дела по общим правилам искового производства, назначено предварительное судебное заседание на 19 января 2021 года.
Также во исполнение судебного решения, администрацией утверждено Распоряжение от 16 января 2020 года №34-рп о предоставлении пакета документов генеральным директором МУП «Тепловодоканал» в соответствии с Положением о предоставлении и расходовании субсидий из областного бюджета местного бюджета на строительство, реконструкции и модернизации объектов водоснабжения, водоотведения и очистки сточных вод, в том числе разработку проектно-сметной документации, субсидии на реализацию мероприятий по приобретению специализированной техники для водоснабжения населения и субсидии на софинансирование капитальных вложений в объекты муниципальной собственности инженерной инфраструктуры, которые осуществляются из местных бюджетов, в целях реализации мероприятий по развитию водоснабжения в сельской местности по объекту - «Проектирование канализационных очистных сооружений» в срок до 02 марта 2020 года.
Бюджетом на 2021 год и плановый период 2022-2023 годов Бодайбинского муниципального образования предусмотрено (данные изъяты) на муниципальную программу «Развитие жилищно-коммунального хозяйства на территории Бодайбинского муниципального образования» на 2015-2022 годы», которой предусмотрено «Проектирование, ремонт и строительство систем и объектов водоотведения». На сегодняшний день имеются коммерческие предложения для выполнения проектных и изыскательных работ по объекту, однако объявить аукцион администрация Бодайбинского городского поселения не вправе.
Просили предоставить отсрочку исполнения решения Бодайбинского городского суда Иркутской области от 14 ноября 2017 года по делу № 2а-643/2017 по иску прокурора г. Бодайбо в интересах неопределенного круга лиц к администрации Бодайбинского городского поселения о возложении обязанности в срок до 31 декабря 2021 года.
Определением Бодайбинского городского суда Иркутской области от 22 января 2021, в предоставлении отсрочки исполнения решения Бодайбинского городского суда Иркутской области от 14 ноября 2017 года по административному делу №2а-643/2017 отказано.
В частной жалобе представитель администрации Бодайбинского городского поселения, ссылаясь на обстоятельства, ранее изложенные в заявлении о предоставлении отсрочки исполнения решения суда, просит определение отменить, принять новое.
Дополнительно отмечает, что в судебном заседании при рассмотрении вопроса о предоставлении отсрочки исполнения решения суда, администрацией Бодайбинского городского суда были доведены сведения о наличии неустранимых обстоятельств на момент обращения в суд, препятствующих исполнению должником исполнительного документа в установленный срок. А именно, денежные средства, являющиеся источником финансирования контракта приняты в пределах бюджетных ассигнований на соответствующий год, для того чтобы объявить новый электронный аукцион на те же виды работ администрация должна предусмотреть в бюджете ассигнования снова либо объявить аукцион после расторжения муниципального контракта, что предусмотрено ст. 95 Федерального закона от 05 апреля 2013 года №44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд». Администрация Бодайбинского городского поселения предпринимала все попытки для прохождения государственной экспертизы проектно-сметной документации с получением положительного заключения ООО «Гудвил» и до сентября 2020 года направляла дополнительно все необходимые документы. В совокупности всех вышеперечисленных обстоятельств, а также предпринятые попытки администрации к исполнению решения суда, а также наличие новых коммерческих предложений для выполнения проектных и изыскательных работ по объекту, администрация Бодайбинского городского поселения не может согласиться с выводами суда о том, что администрацией не представлено доказательств наличия каких-либо действий, предпринятых для исполнения решения суда от 14 ноября 2017 года.
Частная жалоба рассмотрена судьей единолично по правилам, установленным главой 34 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее КАС РФ), без проведения судебного заседания в соответствии с частями 2, 2.1 статьи 315 КАС РФ.
Проверив представленный материал, законность и обоснованность принятого судебного акта, суд приходит к следующему.
В силу части 1 статьи 308 КАС РФ суд апелляционной инстанции рассматривает административное дело в полном объеме и не связан основаниями и доводами, изложенными в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.
В силу части статьи 16 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации вступившие в законную силу судебные акты являются обязательными для всех без исключения органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений, должностных лиц, граждан, организации и подлежат неукоснительному исполнению на всей территории Российской Федерации.
В соответствии с частью 1 статьи 189 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации суд, рассмотревший административное дело, в соответствии с заявлениями лиц, участвующих в деле, судебного пристава-исполнителя либо исходя из имущественного положения сторон или других обстоятельств вправе отсрочить или рассрочить исполнение решения суда, изменить способ и порядок его исполнения.
Согласно части 1 статьи 358 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации при наличии обстоятельств, затрудняющих исполнение судебного акта, суд, выдавший исполнительный документ, по заявлению взыскателя, должника или судебного пристава-исполнителя вправе отсрочить или рассрочить исполнение судебного акта, изменить способ и порядок его исполнения.
Согласно разъяснениям, изложенным в пункте 25 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 17 ноября 2015 г. N 50 "О применении судами законодательства при рассмотрении некоторых вопросов, возникающих в ходе исполнительного производства", по смыслу положений статьи 37 Закона об исполнительном производстве, статьи 434 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, статьи 358 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации и статьи 324 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для предоставления отсрочки или рассрочки исполнения исполнительного документа могут являться неустранимые на момент обращения в суд обстоятельства, препятствующие исполнению должником исполнительного документа в установленный срок.
Вопрос о наличии таких оснований решается судом в каждом конкретном случае с учетом всех имеющих значение фактических обстоятельств, к которым, в частности, могут относиться тяжелое имущественное положение должника, причины, существенно затрудняющие исполнение, возможность исполнения решения суда по истечении срока отсрочки.
При предоставлении отсрочки или рассрочки судам необходимо обеспечивать баланс прав и законных интересов взыскателей и должников таким образом, чтобы такой порядок исполнения решения суда отвечал требованиям справедливости, соразмерности и не затрагивал существа гарантированных прав лиц, участвующих в исполнительном производстве, в том числе права взыскателя на исполнение судебного акта в разумный срок.
Кроме того, как следует из пункта 1 статьи 6 Конвенции о защите прав человека и основных свобод исполнение судебного решения является составляющей частью судебного разбирательства, и сроки судебного разбирательства исчисляются со времени поступления искового заявления в суд до момента исполнения судебного акта. Неисполнение решения суда в свою очередь противоречит нормам Конвенции о защите прав человека и основных свобод, указывающим на то, что дело считается рассмотренным только в случае исполнения решения суда.
Согласно разъяснениям, изложенным в Постановлении Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 10 октября 2003 г. N 5 "О применении судами общей юрисдикции общепризнанных принципов и норм международного права и международных договоров Российской Федерации", сроки судебного разбирательства по гражданским делам в смысле пункта 1 статьи 6 Конвенции о защите прав человека и основных свобод начинают исчисляться со времени поступления искового заявления, а заканчиваются в момент исполнения судебного акта. С учетом этого при рассмотрении вопроса об отсрочке, рассрочке, изменения способа и порядка исполнения судебных решений суды должны принимать во внимание необходимость соблюдения требований Конвенции об исполнении судебных решений в разумные сроки.
Отказывая в удовлетворении заявления об отсрочке исполнения решения суда, суд первой инстанции исходил из того, что с момента вступления решения в законную силу прошло значительное время, должником не предоставлено доказательств, свидетельствующих о наличии исключительных обстоятельств, затрудняющих или делающих невозможным исполнение судебного акта в установленный решением суда срок. Должнику определением от 20 февраля 2020 года предоставлялась отсрочка исполнения судебного акта. Надлежащих мер по принятию мер к исполнению решения судом должником предпринято не было.
Учитывая наличие подтвержденного факта нарушения прав неопределенного круга лиц, суд апелляционной инстанции считает необходимым согласиться с выводом суда первой инстанции об отказе в удовлетворении заявления.
При рассмотрении вопроса об отсрочке исполнения решения судом были учтены не только интересы должника, но и интересы неопределенного круга лиц, которые затрагиваются в связи с неисполнением решения суда и нарушаются на протяжении длительного времени.
Доводы частной жалобы о наличии неустранимых обстоятельств выводов суда об отсутствии исключительных оснований для предоставления отсрочки исполнения решения суда не опровергают.
Дальнейшее неисполнение решения суда по указанным должником основаниям повлечет необоснованное затягивание исполнения вступившего в законную силу решения суда и будет противоречить общим целям правосудия и исполнительного производства, требованиям о необходимости соблюдения требований об исполнении судебных решений в разумные сроки.
Нарушений норм материального и процессуального права, которые могут быть основанием к отмене определения, судом не допущено.
При таких обстоятельствах суд приходит к выводу, что определение Бодайбинского городского суда Иркутской области от 22 января 2021 года об отказе в предоставлении исполнения решения Бодайбинского городского суда Иркутской области от 14 ноября 2017 года по административному делу №2-643/2017 отмене не подлежит.
На основании изложенного, руководствуясь пунктом 1 статьи 316 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
определил:
░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░ 22 ░░░░░░ 2021 ░░░░ ░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░ 14 ░░░░░░ 2017 ░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░ №2░-643/2017 ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░, ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░ ░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░.
░░░░░ ░.░. ░░░░░░░░