Судья Шелепанова И.Г.
Дело № 33-235/2023, № 2-3525/2022
А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е О П Р Е Д Е Л Е Н И Е
24 мая 2023 года г. Биробиджан
Судебная коллегия по гражданским делам суда Еврейской автономной области в составе:
председательствующего Золотаревой Ю.Г.,
судей Кукшиновой О.М., Слободчиковой М.Е.,
при секретарях Мустафиной О.Ю., Корсуковой Т.С.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе областного государственного бюджетного учреждения «Многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг в Еврейской автономной области» на решение Биробиджанского районного суда ЕАО от 29.12.2022, которым постановлено:
Исковые требования Камешковой В. Л., Камешкова С. М. к областному государственному бюджетному учреждению «Многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг в ЕАО» об обязании совершить определённые действия удовлетворить.
Обязать областное государственное бюджетное учреждение «Многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг в Еврейской автономной области» (№ <...>) внести изменения в выданное <...> Камешковой В. Л. (<...> года рождения, уроженка <...>, паспорт № <...>) свидетельство о предоставлении выплаты на приобретение жилого помещения № <...> в графе «Стоимость 1 кв.м общей площади жилья» указать «105 513 рубля», в графе «Размер выплаты» указать «3 587 442 рублей 00 копеек».
Взыскать с областного государственного бюджетного учреждения «Многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг в Еврейской автономной области» (№ <...>) в пользу Камешковой В. Л. <...> года рождения, уроженка <...>, паспорт № <...>) судебные расходы в виде государственной пошлины в сумме 300 рублей.
Заслушав доклад судьи Кукшиновой О.М., пояснения представителя истца Камешковой В.Л. - Фадеевой Е.В., судебная коллегия
У С Т А Н О В И Л А:
Камешкова В.Л., Камешков С.М. обратились в суд с исковым заявлением к областному государственному бюджетному учреждению «Многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг в ЕАО» (далее - ОГБУ «МФЦ») об обязании совершить определённые действия. В обоснование иска указали, что <...> Камешковой В.Л. выдано свидетельство о предоставлении выплаты на приобретение жилого помещения площадью <...> кв.м, стоимостью одного квадратного метра в сумме 78 184 рублей, размером выплаты 2 658 256 рублей.
Согласно утверждённому распоряжением правительства ЕАО № 525-рп порядку выплата рассчитывается из стоимости одного квадратного метра общей площади жилого помещения, определённой Министерством строительства и жилищно-коммунального хозяйства РФ (далее - Минстрой России) на дату утверждения перечня губернатором ЕАО. В соответствии с приказом Минстроя России от 29.03.2022 № 215/пр «О показателях средней рыночной стоимости одного квадратного метра общей площади жилого помещения по субъектам РФ на II квартал 2022 года» средняя рыночная стоимость одного квадратного метра в ЕАО составляет 105 513 рублей.
Таким образом, им положена выплата в размере 3 587 442 рублей (105 513 рублей х <...> кв.м).
Истцы просили суд обязать ОГБУ «МФЦ» внести изменения в выданное Камешковой В.Л. свидетельство о предоставлении выплаты на приобретение жилого помещения № <...>, в графе «Стоимость 1 кв. метра общей площади жилья» указать «105 513 рублей», в графе «Размер выплаты» указать «3 587 442 рубля 00 копеек».
Определением судьи от 12.12.2022 к участию в деле в качестве третьего лица привлечено Министерство финансов Российской Федерации (далее - Минфин России).
В судебное заседание истцы Камешкова В.Л., Камешков С.М. не явились, о времени и месте его проведения извещены надлежащим образом.
В судебном заседании представитель истца Камешковой В.Л. - Фадеева Е.В. исковые требования и доводы иска поддержала. Суду пояснила, что поскольку истец была включена в список, утверждённый губернатором ЕАО 07.06.2022, то расчёт должен производиться из показателей средней рыночной стоимости одного квадратного метра общей площади жилого помещения по субъектам РФ на II квартал 2022 года.
В судебное заседание представители ответчика, третьего лица не явились, о времени и месте и рассмотрения дела извещены надлежащим образом.
В отзыве на иск ответчик ОГБУ «МФЦ» просил в удовлетворении исковых требований отказать.
В отзыве на иск третье лицо Минфин России оставил разрешение иска на усмотрение суда.
Суд постановил указанное решение.
В апелляционной жалобе ответчик ОГБУ «МФЦ» просил решение суда отменить, вынести по делу новое решение, которым в удовлетворении иска отказать.
Мотивируя жалобу, указал, что решение суда вынесено с нарушением норм материального права, а именно подпункта «а» пункта 11 Правил, утверждённых Постановлением Правительства РФ от 16.10.2019 № 1237, согласно которому при расчёте размера трансферта учитываются показатели средней рыночной стоимости 1 квадратного метра общей площади жилого помещения, определённые Минстроем России по субъектам Российской Федерации на дату введения режима чрезвычайной ситуации.
Минстрой России по чрезвычайной ситуации 2020 года закладывает и выделяет денежные средства из федерального бюджета в фиксированной сумме 78 184 рубля за 1 кв.м.
Перечень утраченных в результате чрезвычайной ситуации 2020 года жилых помещений подписан губернатором ЕАО 29.09.2020, остальные перечни являются дополнением к этому документу. Поскольку истцы на основании судебного акта установили право на получение меры господдержки в результате чрезвычайной ситуации 2020 года, дата включения утраченного жилого помещения в соответствующий перечень не имеет правового значения. В данном случае истцы злоупотребляют своими правами.
Кроме того, суд не учёл, что утраченное жильё является аварийным, стоимость одного квадратного метра которого не может равняться 105 513 рублям.
В дополнениях к апелляционной жалобе ответчик ОГБУ «МФЦ» указал, что свидетельство о предоставлении выплаты на приобретение жилого помещения № <...> выдано на площадь <...> кв.м на семью из двух человек Камешкову В.Л. и Камешкова С.М. (<...> кв.м на одного человека). Камешков С.М. умер, поэтому при обращении Камешковой В.Л. с заявлением в ОГБУ «МФЦ», ей бы выдали свидетельство на одного человека на <...> кв.м. В связи с этим ответчик полагал, что имеются основания для внесения изменения в выданное Камешковой В.Л. свидетельство с указанием общей площади жилого помещения <...> кв.м.
Истец Камешкова В.Л., представители ответчика ОГБУ «МФЦ», третьего лица Минфина России в апелляционную инстанцию не явились. О времени и месте слушания дела извещены надлежащим образом, в связи с чем судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело без их участия.
Представитель истца Камешковой В.Л. - Фадеева Е.В. в суде апелляционной инстанции пояснила, что новое свидетельство в связи со смертью Камешкова С.М. истец Камешкова В.Л. не получала.
Проверив материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы, дополнений к ней, судебная коллегия приходит к следующему.
В силу пункта 1 статьи 18 Федерального закона от 21.12.1994 № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» граждане Российской Федерации имеют право на защиту жизни, здоровья и личного имущества в случае возникновения чрезвычайных ситуаций.
Порядок и условия, виды и размеры компенсаций и социальных гарантий, предоставляемых гражданам Российской Федерации в соответствии с пунктом 1 этой статьи, устанавливаются законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации (пункт 2 статьи 18).
Распоряжением губернатора ЕАО от 14.09.2020 № 284-рг на территории ЕАО с 14.09.2020 введён режим чрезвычайной ситуации регионального характера для органов управления и сил областной подсистемы единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций и установлен региональный уровень реагирования.
Вступившим в законную силу решением Биробиджанского районного суда ЕАО от 01.02.2022 удовлетворены исковые требования Камешковой В.Л., Камешкова С.М. к ОГБУ «МФЦ», мэрии города муниципального образования «Город Биробиджан» ЕАО о признании права на получение мер социальной поддержки. За истцами признано право на получение выплаты для приобретения жилого помещения взамен утраченного в результате чрезвычайной ситуации, возникшей в 2020 году в связи с ухудшающейся паводковой обстановкой на территории ЕАО, связанной с превышением отметок опасного явления. На мэрию города муниципального образования «Город Биробиджан» ЕАО возложена обязанность представить информацию о жилом помещении, расположенном по адресу: <...>, как утраченном жилом помещении в результате чрезвычайной ситуации, возникшей в 2020 году, в департамент архитектуры и строительства правительства ЕАО. На ОГБУ «МФЦ» возложена обязанность включить Камешкову В.Л., Камешкова С.М. в список семей и граждан, жилые помещения которых утрачены в результате чрезвычайной ситуации, возникшей в 2020 году, и выдать свидетельство, подтверждающее право Камешковой В.Л., Камешкова С.М. на предоставление выплаты на приобретение жилого помещения взамен утраченного из расчёта нормы общей площади жилого помещения в размере <...> кв.м. Решение суда подлежало немедленному исполнению.
Жилое помещение, расположенное по адресу: <...>, включено в Перечень утраченных жилых помещений в результате чрезвычайной ситуации природного и техногенного характера, вызванной подтоплением в августе-сентябре 2020 года на территории ЕАО, 07.06.2022 под номером 603.
<...> Камешковой В.Л. выдано свидетельство № <...> о предоставлении выплаты на приобретение жилого помещения, как пострадавшей в 2020 г. в результате чрезвычайной ситуации, возникшей в связи с ухудшающейся паводковой обстановкой на территории ЕАО, связанной с превышением отметок опасного явления, размером выплаты 2 658256 рублей исходя из общей площади жилого помещения <...> кв.м и стоимости одного кв.м 78 184 рубля. В качестве иных участников долевой собственности в свидетельстве указан Камешков С.М.
В соответствии с приказом Минстроя России от 29.03.2022 № 215/пр «О показателях средней рыночной стоимости одного квадратного метра общей площади жилого помещения по субъектам на II квартал 2022 года» средняя рыночная стоимость одного квадратного метра общей площади жилого помещения на II квартал 2022 года в ЕАО составляла 105 513 рублей.
Удовлетворяя исковые требования, суд первой инстанции, руководствуясь пунктом 9 Порядка и условий предоставления гражданам, пострадавшим в 2020 году в результате чрезвычайной ситуации, возникшей в связи с ухудшающейся паводковой обстановкой на территории Еврейской автономной области, связанной с превышением отметок опасного явления, выплаты на приобретение жилых помещений взамен утраченных, утверждённого распоряжением правительства ЕАО от 26.11.2020 № 525-рп, установив, что жилое помещение включено в вышеназванный перечень 07.06.2022, пришёл к выводу, что выплата истцам на приобретение жилого помещения должна быть произведена исходя из показателя средней рыночной стоимости одного квадратного метра на II квартал 2022 года.
Судебная коллегия не может согласиться с указанным выводом суда первой инстанции по следующим основаниям.
Согласно пункту 6 Порядка и условий предоставления гражданам, пострадавшим в 2020 году в результате чрезвычайной ситуации, возникшей в связи с ухудшающейся паводковой обстановкой на территории Еврейской автономной области, связанной с превышением отметок опасного явления, выплаты на приобретение жилых помещений взамен утраченных, утверждённого распоряжением правительства ЕАО от 26.11.2020 № 525-рп (далее - Порядок), утраченное жилое помещение должно быть включено в Перечень жилых помещений, утраченных в результате чрезвычайной ситуации природного и техногенного характера, формируемый департаментом строительства и жилищно-коммунального хозяйства правительства Еврейской автономной области.
Департамент строительства и жилищно-коммунального хозяйства обеспечивает утверждение Перечня в соответствии с положениями, установленными Правилами, и размещает его в течение 2 рабочих дней со дня утверждения на официальном интернет-портале органов государственной власти Еврейской автономной области.
В соответствии с пунктом 9 Порядка размер выплаты гражданам определяется исходя из нормы общей площади жилого помещения в размере 33 кв. метров для одиноко проживающего гражданина, 42 кв. метров на семью из 2 человек и 18 кв. метров на каждого члена семьи, состоящей из 3 человек и более, но не более общей площади (доли общей площади) утраченного жилого помещения, и стоимости одного кв. метра общей площади жилого помещения, которая равна средней рыночной стоимости одного квадратного метра общей площади жилого помещения, определённой Министерством строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации по субъектам Российской Федерации, пострадавшим в результате чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, на дату утверждения губернатором Еврейской автономной области Перечня.
В пункте 2 распоряжения правительства ЕАО от 26.11.2020 № 525-рппредусмотрено, что финансовое обеспечение расходов, связанных с реализацией настоящего распоряжения, осуществляется за счёт средств иных межбюджетных трансфертов из федерального бюджета.
Постановлением Правительства РФ от 16.10.2019 № 1327 утверждены Правила предоставления иных межбюджетных трансфертов из федерального бюджета, источником финансового обеспечения которых являются бюджетные ассигнования резервного фонда Правительства Российской Федерации, бюджетам субъектов Российской Федерации в целях софинансирования расходных обязательств субъектов Российской Федерации, возникающих при выполнении полномочий органов государственной власти субъектов Российской Федерации по финансовому обеспечению реализации мер социальной поддержки граждан, жилые помещения которых утрачены и (или) повреждены в результате чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также в результате террористических актов и (или) при пресечении террористических актов правомерными действиями (наименование постановления изменено Постановлением правительства РФ от 09.08.2021 № 1323) (далее - Правила предоставления иных межбюджетных трансфертов).
Согласно Правилам предоставления иных межбюджетных трансфертов трансферты предоставляются в пределах лимитов бюджетных обязательств, доведённых в установленном порядке до Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации как получателя средств федерального бюджета на предоставление трансфертов, на цели, указанные в пункте 5 настоящих Правил (пункт 3).
Для определения предельного объёма бюджетных ассигнований, выделяемых Министерству строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации на предоставление трансфертов, высшие исполнительные органы субъектов Российской Федерации представляют в Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации перечень жилых помещений, утраченных в результате чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, в которых указываются общая площадь утраченных жилых помещений.
Перечни утверждаются высшими должностными лицами субъектов Российской Федерации (председателями высших исполнительных органов субъектов Российской Федерации) по согласованию с территориальными органами Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, Министерства внутренних дел Российской Федерации и Федеральной службы безопасности Российской Федерации (пункт 4).
Согласно подпункту «а» пункта 11 Правил предоставления иных межбюджетных трансфертов, в редакции, действовавшей до 01.01.2022, при расчёте размера трансферта учитываются на цели приобретения или строительства жилых помещений показатели средней рыночной стоимости 1 кв. метра общей площади жилого помещения, определённые Министерством строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации по субъектам Российской Федерации, пострадавшим в результате чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, на дату утверждения высшими должностными лицами субъектов Российской Федерации (руководителями высших исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации) перечней.
В соответствии с редакцией подпункта «а» пункта 11 Правил, действующей с 01.01.2022, при расчёте размера трансферта учитываются на цели приобретения или строительства жилых помещений показатели средней рыночной стоимости 1 кв. метра общей площади жилого помещения, определённые Министерством строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации по субъектам Российской Федерации, пострадавшим в результате чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, на дату введения режима чрезвычайной ситуации.
Судебная коллегияне может согласиться с выводом суда первой инстанции об определении размера выплаты на приобретение жилого помещения взамен утраченного исходя из показателя средней рыночной стоимости одного квадратного метра общей площади жилого помещения, утверждённой Минстроем России для ЕАО на II квартал 2022 года, так как право истцов на получение данной меры государственной поддержки признано решением суда от 01.02.2022, свидетельство, удостоверяющее право на получение выплаты, выдано 04.04.2022, то есть в период действия редакции Правил предоставления иных межбюджетных трансфертов, устанавливающих, что при определении размера межбюджетного трансферта, направленного на эти цели, необходимо исходить из показателей средней рыночной стоимости 1 кв. метра общей площади жилого помещения, определённой Минстроем России на дату введения режима чрезвычайной ситуации.
Как неоднократно указывал Конституционный Суд Российской Федерации (Определения от 30.06.2020 № 1488-О, 28.06.2022 № 1654-О), Конституция Российской Федерации, предусматривая меры социальной поддержки в жилищной сфере (статья 40, часть 3), вместе с тем не предопределяет объём и условия предоставления тем или иным категориям граждан конкретных жилищных гарантий, которые устанавливаются с учётом имеющихся у государства финансовых возможностей.
Названными выше нормативными положениями предусмотрена адресная финансовая помощь для пострадавших в результате чрезвычайной ситуации граждан, не имеющих другого жилья, пригодного для проживания. В силу указанных нормативных положений, а именно Правил предоставления иных межбюджетных трансфертов, размер выплаты подлежит определению в соответствии со средней рыночной стоимостью 1 кв. метра общей площади жилого помещения, определённой Минстроем России на дату введения режима чрезвычайной ситуации. В выданном <...> Камешковой В.Л. свидетельстве выплата рассчитана исходя из данной стоимости - 78 184 рубля за 1 кв.м.
При таких обстоятельствах оснований для удовлетворения заявленных требований у суда первой инстанции не имелось, в связи с чем решение суда подлежит отмене с вынесением нового решения об отказе в удовлетворении иска.
Согласно сведениям Межрайонного отдела департамента ЗАГС правительства ЕАО от <...> истец Камешков С.М. умер <...>.
В соответствии с абзацем 7 статьи 220 Гражданского процессуального кодекса РФ производство по делу подлежит прекращению, если после смерти гражданина, являвшегося одной из сторон по делу, спорное правоотношение не допускает правопреемство.
Поскольку спорные правоотношения не допускают правопреемство, то производство по делу по иску Камешкова С.М. подлежит прекращению в связи с его смертью.
Довод жалобы ответчика о наличии оснований для внесения изменений в выданное Камешковой В.Л. свидетельство с указанием общей площади жилого помещения <...> кв.м. судебная коллегия отклоняет, поскольку в силу вышеуказанного Порядка ОГБУ «МФЦ» принимает решение о предоставлении выплаты, а такжеоформляет и выдаёт свидетельство о предоставлении выплаты на приобретение жилого помещения по заявлению гражданина. Поэтому полномочия по внесению изменений в свидетельство № <...>, выданное Камешковой В.Л. <...> и действительное до <...>, в отсутствие исковых требований о внесении изменений в свидетельство, связанных с общей площадью жилого помещения, имеет только ОГБУ «МФЦ» после предоставления Камешковой В.Л. соответствующего заявления.
Руководствуясь статьями 328-330 Гражданского процессуального кодекса РФ, судебная коллегия
О П Р Е Д Е Л И Л А:
Решение Биробиджанского районного суда ЕАО от 29.12.2022 отменить.
Вынести по делу новое решение, которым в удовлетворения исковых требований Камешковой В. Л. к областному государственному бюджетному учреждению «Многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг в ЕАО» об обязании совершить определённые действия отказать.
Производство по делу по требованиям Камешкова С. М. к областному государственному бюджетному учреждению «Многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг в ЕАО» об обязании совершить определённые действия прекратить.
Апелляционную жалобу областного государственного бюджетного учреждения «Многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг в Еврейской автономной области» считать удовлетворённой частично.
Председательствующий Ю.Г. Золотарева
Судьи О.М. Кукшинова
М.Е. Слободчикова
Апелляционное определение изготовлено в окончательной форме 26.05.2023.
Дело № 33-235/2023, № 2-3525/2022
А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е О П Р Е Д Е Л Е Н И Е
24 мая 2023 года г. Биробиджан
Судебная коллегия по гражданским делам суда Еврейской автономной области в составе:
председательствующего Золотаревой Ю.Г.,
судей Кукшиновой О.М., Слободчиковой М.Е.,
при секретарях Мустафиной О.Ю., Корсуковой Т.С.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе областного государственного бюджетного учреждения «Многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг в Еврейской автономной области» на решение Биробиджанского районного суда ЕАО от 29.12.2022, которым постановлено:
Исковые требования Камешковой В. Л., Камешкова С. М. к областному государственному бюджетному учреждению «Многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг в ЕАО» об обязании совершить определённые действия удовлетворить.
Обязать областное государственное бюджетное учреждение «Многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг в Еврейской автономной области» (№ <...>) внести изменения в выданное <...> Камешковой В. Л. (<...> года рождения, уроженка <...>, паспорт № <...>) свидетельство о предоставлении выплаты на приобретение жилого помещения № <...> в графе «Стоимость 1 кв.м общей площади жилья» указать «105 513 рубля», в графе «Размер выплаты» указать «3 587 442 рублей 00 копеек».
Взыскать с областного государственного бюджетного учреждения «Многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг в Еврейской автономной области» (№ <...>) в пользу Камешковой В. Л. <...> года рождения, уроженка <...>, паспорт № <...>) судебные расходы в виде государственной пошлины в сумме 300 рублей.
Заслушав доклад судьи Кукшиновой О.М., пояснения представителя истца Камешковой В.Л. - Фадеевой Е.В., судебная коллегия
У С Т А Н О В И Л А:
Камешкова В.Л., Камешков С.М. обратились в суд с исковым заявлением к областному государственному бюджетному учреждению «Многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг в ЕАО» (далее - ОГБУ «МФЦ») об обязании совершить определённые действия. В обоснование иска указали, что <...> Камешковой В.Л. выдано свидетельство о предоставлении выплаты на приобретение жилого помещения площадью <...> кв.м, стоимостью одного квадратного метра в сумме 78 184 рублей, размером выплаты 2 658 256 рублей.
Согласно утверждённому распоряжением правительства ЕАО № 525-рп порядку выплата рассчитывается из стоимости одного квадратного метра общей площади жилого помещения, определённой Министерством строительства и жилищно-коммунального хозяйства РФ (далее - Минстрой России) на дату утверждения перечня губернатором ЕАО. В соответствии с приказом Минстроя России от 29.03.2022 № 215/пр «О показателях средней рыночной стоимости одного квадратного метра общей площади жилого помещения по субъектам РФ на II квартал 2022 года» средняя рыночная стоимость одного квадратного метра в ЕАО составляет 105 513 рублей.
Таким образом, им положена выплата в размере 3 587 442 рублей (105 513 рублей х <...> кв.м).
Истцы просили суд обязать ОГБУ «МФЦ» внести изменения в выданное Камешковой В.Л. свидетельство о предоставлении выплаты на приобретение жилого помещения № <...>, в графе «Стоимость 1 кв. метра общей площади жилья» указать «105 513 рублей», в графе «Размер выплаты» указать «3 587 442 рубля 00 копеек».
Определением судьи от 12.12.2022 к участию в деле в качестве третьего лица привлечено Министерство финансов Российской Федерации (далее - Минфин России).
В судебное заседание истцы Камешкова В.Л., Камешков С.М. не явились, о времени и месте его проведения извещены надлежащим образом.
В судебном заседании представитель истца Камешковой В.Л. - Фадеева Е.В. исковые требования и доводы иска поддержала. Суду пояснила, что поскольку истец была включена в список, утверждённый губернатором ЕАО 07.06.2022, то расчёт должен производиться из показателей средней рыночной стоимости одного квадратного метра общей площади жилого помещения по субъектам РФ на II квартал 2022 года.
В судебное заседание представители ответчика, третьего лица не явились, о времени и месте и рассмотрения дела извещены надлежащим образом.
В отзыве на иск ответчик ОГБУ «МФЦ» просил в удовлетворении исковых требований отказать.
В отзыве на иск третье лицо Минфин России оставил разрешение иска на усмотрение суда.
Суд постановил указанное решение.
В апелляционной жалобе ответчик ОГБУ «МФЦ» просил решение суда отменить, вынести по делу новое решение, которым в удовлетворении иска отказать.
Мотивируя жалобу, указал, что решение суда вынесено с нарушением норм материального права, а именно подпункта «а» пункта 11 Правил, утверждённых Постановлением Правительства РФ от 16.10.2019 № 1237, согласно которому при расчёте размера трансферта учитываются показатели средней рыночной стоимости 1 квадратного метра общей площади жилого помещения, определённые Минстроем России по субъектам Российской Федерации на дату введения режима чрезвычайной ситуации.
Минстрой России по чрезвычайной ситуации 2020 года закладывает и выделяет денежные средства из федерального бюджета в фиксированной сумме 78 184 рубля за 1 кв.м.
Перечень утраченных в результате чрезвычайной ситуации 2020 года жилых помещений подписан губернатором ЕАО 29.09.2020, остальные перечни являются дополнением к этому документу. Поскольку истцы на основании судебного акта установили право на получение меры господдержки в результате чрезвычайной ситуации 2020 года, дата включения утраченного жилого помещения в соответствующий перечень не имеет правового значения. В данном случае истцы злоупотребляют своими правами.
Кроме того, суд не учёл, что утраченное жильё является аварийным, стоимость одного квадратного метра которого не может равняться 105 513 рублям.
В дополнениях к апелляционной жалобе ответчик ОГБУ «МФЦ» указал, что свидетельство о предоставлении выплаты на приобретение жилого помещения № <...> выдано на площадь <...> кв.м на семью из двух человек Камешкову В.Л. и Камешкова С.М. (<...> кв.м на одного человека). Камешков С.М. умер, поэтому при обращении Камешковой В.Л. с заявлением в ОГБУ «МФЦ», ей бы выдали свидетельство на одного человека на <...> кв.м. В связи с этим ответчик полагал, что имеются основания для внесения изменения в выданное Камешковой В.Л. свидетельство с указанием общей площади жилого помещения <...> кв.м.
Истец Камешкова В.Л., представители ответчика ОГБУ «МФЦ», третьего лица Минфина России в апелляционную инстанцию не явились. О времени и месте слушания дела извещены надлежащим образом, в связи с чем судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело без их участия.
Представитель истца Камешковой В.Л. - Фадеева Е.В. в суде апелляционной инстанции пояснила, что новое свидетельство в связи со смертью Камешкова С.М. истец Камешкова В.Л. не получала.
Проверив материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы, дополнений к ней, судебная коллегия приходит к следующему.
В силу пункта 1 статьи 18 Федерального закона от 21.12.1994 № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» граждане Российской Федерации имеют право на защиту жизни, здоровья и личного имущества в случае возникновения чрезвычайных ситуаций.
Порядок и условия, виды и размеры компенсаций и социальных гарантий, предоставляемых гражданам Российской Федерации в соответствии с пунктом 1 этой статьи, устанавливаются законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации (пункт 2 статьи 18).
Распоряжением губернатора ЕАО от 14.09.2020 № 284-рг на территории ЕАО с 14.09.2020 введён режим чрезвычайной ситуации регионального характера для органов управления и сил областной подсистемы единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций и установлен региональный уровень реагирования.
Вступившим в законную силу решением Биробиджанского районного суда ЕАО от 01.02.2022 удовлетворены исковые требования Камешковой В.Л., Камешкова С.М. к ОГБУ «МФЦ», мэрии города муниципального образования «Город Биробиджан» ЕАО о признании права на получение мер социальной поддержки. За истцами признано право на получение выплаты для приобретения жилого помещения взамен утраченного в результате чрезвычайной ситуации, возникшей в 2020 году в связи с ухудшающейся паводковой обстановкой на территории ЕАО, связанной с превышением отметок опасного явления. На мэрию города муниципального образования «Город Биробиджан» ЕАО возложена обязанность представить информацию о жилом помещении, расположенном по адресу: <...>, как утраченном жилом помещении в результате чрезвычайной ситуации, возникшей в 2020 году, в департамент архитектуры и строительства правительства ЕАО. На ОГБУ «МФЦ» возложена обязанность включить Камешкову В.Л., Камешкова С.М. в список семей и граждан, жилые помещения которых утрачены в результате чрезвычайной ситуации, возникшей в 2020 году, и выдать свидетельство, подтверждающее право Камешковой В.Л., Камешкова С.М. на предоставление выплаты на приобретение жилого помещения взамен утраченного из расчёта нормы общей площади жилого помещения в размере <...> кв.м. Решение суда подлежало немедленному исполнению.
Жилое помещение, расположенное по адресу: <...>, включено в Перечень утраченных жилых помещений в результате чрезвычайной ситуации природного и техногенного характера, вызванной подтоплением в августе-сентябре 2020 года на территории ЕАО, 07.06.2022 под номером 603.
<...> Камешковой В.Л. выдано свидетельство № <...> о предоставлении выплаты на приобретение жилого помещения, как пострадавшей в 2020 г. в результате чрезвычайной ситуации, возникшей в связи с ухудшающейся паводковой обстановкой на территории ЕАО, связанной с превышением отметок опасного явления, размером выплаты 2 658256 рублей исходя из общей площади жилого помещения <...> кв.м и стоимости одного кв.м 78 184 рубля. В качестве иных участников долевой собственности в свидетельстве указан Камешков С.М.
В соответствии с приказом Минстроя России от 29.03.2022 № 215/пр «О показателях средней рыночной стоимости одного квадратного метра общей площади жилого помещения по субъектам на II квартал 2022 года» средняя рыночная стоимость одного квадратного метра общей площади жилого помещения на II квартал 2022 года в ЕАО составляла 105 513 рублей.
Удовлетворяя исковые требования, суд первой инстанции, руководствуясь пунктом 9 Порядка и условий предоставления гражданам, пострадавшим в 2020 году в результате чрезвычайной ситуации, возникшей в связи с ухудшающейся паводковой обстановкой на территории Еврейской автономной области, связанной с превышением отметок опасного явления, выплаты на приобретение жилых помещений взамен утраченных, утверждённого распоряжением правительства ЕАО от 26.11.2020 № 525-рп, установив, что жилое помещение включено в вышеназванный перечень 07.06.2022, пришёл к выводу, что выплата истцам на приобретение жилого помещения должна быть произведена исходя из показателя средней рыночной стоимости одного квадратного метра на II квартал 2022 года.
Судебная коллегия не может согласиться с указанным выводом суда первой инстанции по следующим основаниям.
Согласно пункту 6 Порядка и условий предоставления гражданам, пострадавшим в 2020 году в результате чрезвычайной ситуации, возникшей в связи с ухудшающейся паводковой обстановкой на территории Еврейской автономной области, связанной с превышением отметок опасного явления, выплаты на приобретение жилых помещений взамен утраченных, утверждённого распоряжением правительства ЕАО от 26.11.2020 № 525-рп (далее - Порядок), утраченное жилое помещение должно быть включено в Перечень жилых помещений, утраченных в результате чрезвычайной ситуации природного и техногенного характера, формируемый департаментом строительства и жилищно-коммунального хозяйства правительства Еврейской автономной области.
Департамент строительства и жилищно-коммунального хозяйства обеспечивает утверждение Перечня в соответствии с положениями, установленными Правилами, и размещает его в течение 2 рабочих дней со дня утверждения на официальном интернет-портале органов государственной власти Еврейской автономной области.
В соответствии с пунктом 9 Порядка размер выплаты гражданам определяется исходя из нормы общей площади жилого помещения в размере 33 кв. метров для одиноко проживающего гражданина, 42 кв. метров на семью из 2 человек и 18 кв. метров на каждого члена семьи, состоящей из 3 человек и более, но не более общей площади (доли общей площади) утраченного жилого помещения, и стоимости одного кв. метра общей площади жилого помещения, которая равна средней рыночной стоимости одного квадратного метра общей площади жилого помещения, определённой Министерством строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации по субъектам Российской Федерации, пострадавшим в результате чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, на дату утверждения губернатором Еврейской автономной области Перечня.
В пункте 2 распоряжения правительства ЕАО от 26.11.2020 № 525-рппредусмотрено, что финансовое обеспечение расходов, связанных с реализацией настоящего распоряжения, осуществляется за счёт средств иных межбюджетных трансфертов из федерального бюджета.
Постановлением Правительства РФ от 16.10.2019 № 1327 утверждены Правила предоставления иных межбюджетных трансфертов из федерального бюджета, источником финансового обеспечения которых являются бюджетные ассигнования резервного фонда Правительства Российской Федерации, бюджетам субъектов Российской Федерации в целях софинансирования расходных обязательств субъектов Российской Федерации, возникающих при выполнении полномочий органов государственной власти субъектов Российской Федерации по финансовому обеспечению реализации мер социальной поддержки граждан, жилые помещения которых утрачены и (или) повреждены в результате чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также в результате террористических актов и (или) при пресечении террористических актов правомерными действиями (наименование постановления изменено Постановлением правительства РФ от 09.08.2021 № 1323) (далее - Правила предоставления иных межбюджетных трансфертов).
Согласно Правилам предоставления иных межбюджетных трансфертов трансферты предоставляются в пределах лимитов бюджетных обязательств, доведённых в установленном порядке до Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации как получателя средств федерального бюджета на предоставление трансфертов, на цели, указанные в пункте 5 настоящих Правил (пункт 3).
Для определения предельного объёма бюджетных ассигнований, выделяемых Министерству строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации на предоставление трансфертов, высшие исполнительные органы субъектов Российской Федерации представляют в Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации перечень жилых помещений, утраченных в результате чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, в которых указываются общая площадь утраченных жилых помещений.
Перечни утверждаются высшими должностными лицами субъектов Российской Федерации (председателями высших исполнительных органов субъектов Российской Федерации) по согласованию с территориальными органами Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, Министерства внутренних дел Российской Федерации и Федеральной службы безопасности Российской Федерации (пункт 4).
Согласно подпункту «а» пункта 11 Правил предоставления иных межбюджетных трансфертов, в редакции, действовавшей до 01.01.2022, при расчёте размера трансферта учитываются на цели приобретения или строительства жилых помещений показатели средней рыночной стоимости 1 кв. метра общей площади жилого помещения, определённые Министерством строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации по субъектам Российской Федерации, пострадавшим в результате чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, на дату утверждения высшими должностными лицами субъектов Российской Федерации (руководителями высших исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации) перечней.
В соответствии с редакцией подпункта «а» пункта 11 Правил, действующей с 01.01.2022, при расчёте размера трансферта учитываются на цели приобретения или строительства жилых помещений показатели средней рыночной стоимости 1 кв. метра общей площади жилого помещения, определённые Министерством строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации по субъектам Российской Федерации, пострадавшим в результате чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, на дату введения режима чрезвычайной ситуации.
Судебная коллегияне может согласиться с выводом суда первой инстанции об определении размера выплаты на приобретение жилого помещения взамен утраченного исходя из показателя средней рыночной стоимости одного квадратного метра общей площади жилого помещения, утверждённой Минстроем России для ЕАО на II квартал 2022 года, так как право истцов на получение данной меры государственной поддержки признано решением суда от 01.02.2022, свидетельство, удостоверяющее право на получение выплаты, выдано 04.04.2022, то есть в период действия редакции Правил предоставления иных межбюджетных трансфертов, устанавливающих, что при определении размера межбюджетного трансферта, направленного на эти цели, необходимо исходить из показателей средней рыночной стоимости 1 кв. метра общей площади жилого помещения, определённой Минстроем России на дату введения режима чрезвычайной ситуации.
Как неоднократно указывал Конституционный Суд Российской Федерации (Определения от 30.06.2020 № 1488-О, 28.06.2022 № 1654-О), Конституция Российской Федерации, предусматривая меры социальной поддержки в жилищной сфере (статья 40, часть 3), вместе с тем не предопределяет объём и условия предоставления тем или иным категориям граждан конкретных жилищных гарантий, которые устанавливаются с учётом имеющихся у государства финансовых возможностей.
Названными выше нормативными положениями предусмотрена адресная финансовая помощь для пострадавших в результате чрезвычайной ситуации граждан, не имеющих другого жилья, пригодного для проживания. В силу указанных нормативных положений, а именно Правил предоставления иных межбюджетных трансфертов, размер выплаты подлежит определению в соответствии со средней рыночной стоимостью 1 кв. метра общей площади жилого помещения, определённой Минстроем России на дату введения режима чрезвычайной ситуации. В выданном <...> ░░░░░░░░░░ ░.░. ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░ - 78 184 ░░░░░ ░░ 1 ░░.░.
░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░, ░ ░░░░░ ░ ░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░ ░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░.
░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░ ░░ <...> ░░░░░ ░░░░░░░░ ░.░. ░░░░ <...>.
░ ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ 7 ░░░░░░ 220 ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░, ░░░░ ░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░ ░░░░░░ ░░ ░░░░, ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░, ░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░ ░░ ░░░░ ░░░░░░░░░ ░.░. ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░ ░ ░░░ ░░░░░░░.
░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░.░. ░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░ <...> ░░.░. ░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░ ░ ░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ «░░░» ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░, ░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░. ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ № <...>, ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░.░. <...> ░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░ <...>, ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░, ░░░░░ ░░░░░░ ░░░░ «░░░» ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░.░. ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░.
░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ 328-330 ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░, ░░░░░░░░ ░░░░░░░░
░ ░ ░ ░ ░ ░ ░ ░ ░ ░:
░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░ ░░ 29.12.2022 ░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░ ░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░, ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░. ░. ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ «░░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░ ░░░» ░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░.
░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░. ░. ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ «░░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░ ░░░» ░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░.
░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ «░░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░» ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░.
░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░.░. ░░░░░░░░░░
░░░░░ ░.░. ░░░░░░░░░
░.░. ░░░░░░░░░░░░
░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ 26.05.2023.