копия Дело №2-1513/24
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
13 ноября 2024 года п.Лотошино Московская область
Волоколамский городской суд (постоянное судебное присутствие в п.Лотошино) Московской области в составе:
председательствующего судьи Перминовой Е.А.,
при секретаре судебного заседания Новожиловой М.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску администрации г.о.Лотошино Московской области к Тимошенко С.И. о возложении обязанности по устранению нарушений Правил по благоустройству г.о.Лотошино Московской области,
УСТАНОВИЛ:
Истец администрация г.о.Лотошино Московской области обратился с иском (с уточнениями в порядке ст.39 УПК РФ) к Тимошенко С.И. о возложении обязанности по устранению нарушений Правил по благоустройству г.о.Лотошино Московской области.
В обоснование указал, что Тимошенко С.И. является собственником земельного участка с кадастровым № площадью 530 кв.м., категория земель: земли населенных пунктов, вид разрешенного использования: под производственным зданием, местоположение установлено относительно ориентира, расположенного в границах участка, по адресу: <адрес> (право собственности зарегистрировано 10.11.2005 года).
Комиссией по выявлению самовольно построенных объектов капитального строительства на территории г.о.Лотошино Московской области, утвержденной постановлением администрации г.о.Лотошино от 13.11.2020 года №, проведен осмотр указанного земельного участка и находящегося на нем объекта капитального строительства - нежилого (производственного) здания котельной №2, площадь 192,4 кв.м., кадастровый №, право собственности на который зарегистрировано 10.11.2005 года.
Объект находится в аварийном состоянии: отсутствуют часть оконных блоков, в части оконных блоков отсутствует остекление, часть пола вскрыта, наружные стены имеют неприглядный внешний вид и нарушают архитектурный облик г.о.Лотошино. К объекту имеется свободный доступ для граждан, он является потенциальным источником несчастных случаев.
17.01.2022 года администрацией г.о.Лотошино Московской области направлено требование от № о приведении в надлежащий вид или сносе объекта. Ответ на письмо не получен.
До настоящего времени нарушения, выявленные при осмотре, собственником не устранены, каких-либо мер по приведению объекта в нормативное состояние либо по сносу не предпринимаются. Техническое состояние объекта ухудшается, тем самым увеличивается вероятность чрезвычайной ситуации. В целях обеспечения безопасности, исключения несчастных случаев и трагических последствий необходимо достроить, произвести капитальный ремонт либо снос вышеуказанного объекта. Собственник земельного участка не обеспечивает надлежащее состояние объекта, мер по консервации объекта не принимается, что привело к аварийному состоянию объекта, которое в настоящее время создает угрозу повреждений и разрушений. Спорный объект находится в стадии конструктивной деградации, несущие конструкции объекта находятся в состоянии с непрогнозируемым риском внезапного обрушения. Каких-либо действий в процессе реализации своего вещного права, направленных на содержание и на сохранение своего имущества, ответчик не предпринимал.
Просит суд (с учетом уточнений): 1. Обязать ответчика устранить нарушения Правил по благоустройству городского округа Лотошино в новой редакции, утвержденных решением Совета депутатов городского округа Лотошино Московской области от 29.10.2020 №177/15, путем приведения в соответствие объекта недвижимости – производственное здание котельная №2 площадь 192,4 кв.м., кадастровый №, назначение: нежилое, по адресу: <адрес>, в течение 6 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу за счет собственных средств ответчика приведение здания в соответствующее состояние путем проведения следующих видов работ: штукатурка 4-х фасадов здания, окраска 4-х фасадов здания по штукатурке, вокруг здания сделать бетонную отмостку, провести ремонт входного крыльца со стороны многоквартирного жилого <адрес> по адресу: <адрес>, провести демонтаж разбитых оконных блоков, установить оконные блоки взамен демонтированных, провести ремонт и окраску входных дверных блоков, убрать поросль на кровле (спилить деревья), провести капитальный ремонт мягкой кровли здания.
Истец администрация г.о.Лотошино Московской области извещен о месте и времени судебного заседания, представитель в суд не явился, в предыдущем судебном заседании представитель истца Козловская Н.И. уточненный иск поддержала по изложенным в нем доводам.
Ответчик Тимошенко С.И. извещен о месте и времени судебного заседания в порядке, предусмотренном ст.113 ГПК РФ, путем направления судебных повесток и размещения соответствующей информации на Интернет-сайте Волоколамского городского суда, в суд не явился, возражений на иск не представил, о причинах неявки не сообщил, с ходатайством об отложении рассмотрения дела не обращался, что в соответствии со ст.167 ч.3 ГПК РФ позволяет рассмотреть дело в его отсутствие.
Третьи лица, не заявляющие самостоятельных требований на предмет спора, на стороне истца, - Главное управление государственного строительного надзора Московской области, Комитет по архитектуре и градостроительству Московской области – извещены о месте и времени судебного заседания, представители в суд не явились, отзыв на иск не представили.
Неявка участников, извещенных о месте и времени судебного заседания, не сообщивших о причинах неявки, не препятствует рассмотрению дела (ст.167 ч.3 ГПК РФ).
Рассмотрев уточненное исковое заявление, выслушав объяснения представителя истца, исследовав материалы гражданского дела, дополнительно представленные доказательства, суд приходит к следующему.
В ч.1 ст.130 Конституции Российской Федерации предусмотрено, что местное самоуправление в Российской Федерации обеспечивает самостоятельное решение населением вопросов местного значения, владение, пользование и распоряжение муниципальной собственностью.
Согласно п.25 ч.1 ст.16 Федерального закона от 06.10.2003 года №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» к вопросам местного значения городских округов относится утверждение правил благоустройства территории городского округа, осуществление муниципального контроля в сфере благоустройства, предметом которого является соблюдение правил благоустройства территории городского округа (при осуществлении муниципального контроля в сфере благоустройства может выдаваться предписание об устранении выявленных нарушений обязательных требований, выявленных в ходе наблюдения за соблюдением обязательных требований (мониторинга безопасности), организация благоустройства территории городского округа в соответствии с указанными правилами.
В ст.45.1 Федерального закона от 06.10.2003 года №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» предусмотрено, что правила благоустройства территории муниципального образования утверждаются представительным органом соответствующего муниципального образования (ч.1); правила благоустройства территории муниципального образования могут регулировать вопросы, в т.ч. внешнего вида фасадов и ограждающих конструкций зданий, строений, сооружений (п.2 ч.1).
Реализуя указанные полномочия, решением Совета депутатов г.о.Лотошино Московской области от 29.10.2020 года №177/15 утверждены Правила по благоустройству территории г.о.Лотошино Московской области в новой редакции (далее – Правила по благоустройству).
В ст.6 Правил по благоустройству предусмотрены следующие требования к архитектурно-художественному облику территорий городского округа в части требований к внешнему виду зданий, строений, сооружений:
при содержании, реконструктивных и иных работах на внешних поверхностях зданий, строений, сооружений не допускаются: а) эксплуатационные деформации внешних поверхностей: растрескивания (канелюры), осыпания, трещины, плесень и грибок, пятна выгорания цветового пигмента, коробления, отслаивания, коррозия, высолы, потеки и пятна ржавчины, пузыри, свищи, обрушения, провалы, крошения, пучения, расслаивания, дыры, пробоины, заплаты, вмятины, выпадение облицовки и креплений, иные визуально воспринимаемые разрушения облицовки, фактурного и красочного (штукатурного) слоев; разрушение архитектурного декора: деструкции гипсового материала, обнажения крепежных элементов, утраты материала и (или) красочного слоя, потеря пластики декора из-за многослойных окрашиваний и (или) окрашиваний без восполнения дефектов элементов декора; загрязнения, сорная растительность, вандальные изображения (п.13);
содержание и ремонт внешних поверхностей объектов капитального строительства, в том числе крыш, фасадов, архитектурно-декоративных деталей (элементов) фасадов, оконных и дверных проемов, витражей, витрин, навесов, балконов, входных групп, цоколей, террас, а также размещаемых на них конструкций, в том числе средств размещения информации и оборудования осуществляются в соответствии с установленными правилами и требованиями к содержанию внешних поверхностей зданий, строений, сооружений и размещаемых на них конструкций и оборудования (п.14);
содержание и ремонт внешних поверхностей объектов капитального строительства, а также размещаемых на них конструкций и оборудования (за исключением рекламных и информационных конструкций) осуществляются собственниками или владельцами названных объектов капитального строительства (помещений в них) (п.15);
при нарушении собственниками (правообладателями) нежилых объектов капитального строительства или помещений в них, являющимися юридическими лицами (индивидуальными предпринимателями), требований установленных паспортом колористического решения фасадов зданий, строений, сооружений, ограждений, а также нарушении сроков ремонта ремонт указанных внешних поверхностей объектов капитального строительства осуществляется указанными собственниками (правообладателями) в соответствии с предписаниями уполномоченного органа. В предписании должен быть установлен разумный срок его исполнения (п.17);
в случае неисполнения предписания уполномоченного органа в установленный данным предписанием срок органы местного самоуправления после получения информации о неисполнении указанного предписания вправе принять решение о проведении ремонта внешних поверхностей нежилых зданий, строений, сооружений за счет средств бюджета муниципального образований. Указанное решение органов местного самоуправления, содержащее информацию о сметной стоимости работ, подлежит согласованию с собственниками зданий, строений, сооружений (п.18);
собственники (правообладатели) нежилых объектов капитального строительства или помещений в них, ремонт внешних поверхностей которых произведен за счет средств бюджета муниципального образования, обязаны перечислить средства за проведение указанного ремонта, в течение трех месяцев со дня получения уведомления о завершении работ по ремонту внешних поверхностей объекта капитального строительства или помещений в нем (далее - уведомление о завершении работ). Уведомление о завершении работ выдается собственнику (правообладателю) объекта капитального строительства или помещений в нем способом, обеспечивающим подтверждение его получение (п.19).
Согласно пп. «а», «б» ч.1 ст.49 Правил по благоустройству предусмотрены следующие требования к содержанию объектов капитального строительства:
а) местные разрушения облицовки, штукатурки, фактурного и окрасочного слоев, трещины в штукатурке, выкрашивание раствора из швов облицовки, кирпичной и мелкоблочной кладки, разрушение герметизирующих заделок стыков полносборных зданий, повреждение или износ металлических покрытий на выступающих частях стен, разрушение водосточных труб, мокрые и ржавые пятна, потеки и высолы, общее загрязнение поверхности, разрушение парапетов и иные подобные разрушения должны устраняться, не допуская их дальнейшего развития;
б) работы по ремонту и покраске фасадов зданий и их отдельных элементов (балконы, лоджии, кровли, водосточные трубы и т.п.) должны производиться в соответствии с паспортом колористического решения фасадов зданий, строений, сооружений, ограждений;
в) входы, цоколи, витрины должны содержаться в чистоте и исправном состоянии;
з) козырьки подъездов, а также кровля должны быть очищены от загрязнений, древесно-кустарниковой и сорной растительности.
Обязанности по обеспечению содержания объектов, а также прилегающих территорий в порядке, установленном законодательством РФ, правилами благоустройства территории муниципальных образований, регламентом содержания объектов благоустройства Московской области возлагаются на юридических лиц (индивидуальных предпринимателей), осуществляющих свою деятельность на территории Московской области, или физических лиц, которым принадлежат эти объекты (ст.55 ч.1 Правил по благоустройству).
Дополнительные вопросы в сфере благоустройства, регулируемые правилами благоустройства территории муниципального образования Московской области, регламентируются законом Московской области от 30.12.2014 года №191/2014-ОЗ «О регулировании дополнительных вопросов в сфере благоустройства в Московской области», в п.п. «а», «б» ч.1 ст.50 которого содержатся аналогичные требования к содержанию объектов капитального строительства.
В силу ст.210 ГК РФ собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.
Согласно Федерального закона от 30.12.2009 года №384-ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений», строительные конструкции и основание здания или сооружения должны обладать такой прочностью и устойчивостью, чтобы в процессе строительства и эксплуатации не возникало угрозы причинения вреда жизни или здоровью людей, имуществу физических или юридических лиц, государственному или муниципальному имуществу, окружающей среде, жизни и здоровью животных и растений в результате: разрушения отдельных несущих строительных конструкций или их частей; разрушения всего здания, сооружения или их части; деформации недопустимой величины строительных конструкций, основания здания или сооружения и геологических массивов прилегающей территории; повреждения части здания или сооружения, сетей инженерно- технического обеспечения или систем инженерно-технического обеспечения в результате деформации, перемещений либо потери устойчивости несущих строительных конструкций, в том числе отклонений от вертикальности (ст.7);
строительство, реконструкция, капитальный и текущий ремонт здания или сооружения, консервация объекта, строительство которого не завершено, должны осуществляться таким образом, чтобы негативное воздействие на окружающую среду было минимальным и не возникала угроза для жизни и здоровья граждан, имущества физических или юридических лиц, государственного или муниципального имущества, жизни и здоровья животных и растений (ст.35);
при прекращении эксплуатации здания или сооружения собственник здания или сооружения должен принять меры, предупреждающие причинение вреда населению и окружающей среде, в том числе меры, препятствующие несанкционированному доступу людей в здание или сооружение (ч.1 ст.37).
В соответствии со ст.55.24 ГрК РФ эксплуатация зданий, сооружений, должна осуществляться в соответствии с требованиями технических регламентов, проектной документации, нормативных правовых актов РФ, нормативных правовых актов субъектов РФ и муниципальных правовых актов.
В целях обеспечения безопасности зданий, сооружений в процессе их эксплуатации должны обеспечиваться техническое обслуживание зданий, сооружений, эксплуатационный контроль, текущий ремонт зданий, сооружений (ч.6 ст.55.24 ГрК РФ).
Из ч.8 ст.55.24 ГрК РФ следует, что техническое обслуживание зданий, сооружений, текущий ремонт зданий, сооружений проводятся в целях обеспечения надлежащего технического состояния таких зданий, сооружений. Под надлежащим техническим состоянием зданий, сооружений понимаются поддержание параметров устойчивости, надежности зданий, сооружений, а также исправность строительных конструкций, систем инженерно-технического обеспечения, сетей инженерно-технического обеспечения, их элементов в соответствии с требованиями технических регламентов, проектной документации.
Согласно письма Минфина России от 14.01.2004 года N 16-00-14/10 определять виды ремонта (текущий или капитальный) и различия между ними обязаны технические службы учреждения путем разработки в рамках системы планово-предупредительных ремонтов соответствующих нормативных документов.
Как правило, к текущему ремонту относят устранение мелких неисправностей, выявляемых в ходе повседневной эксплуатации основного средства, при котором объект практически не выбывает из эксплуатации, а его технические характеристики не меняются, работы по систематическому и своевременному предохранению основных средств от преждевременного износа путем проведения профилактических мероприятий; к капитальному ремонту - относят восстановление утраченных первоначальных технических характеристик объекта в целом, при этом основные технико-экономические показатели остаются неизменными (письмо Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства РФ от 27.02.2018 года № 7026-АС/08).
Согласно положениям ч.11 ст.55.24 ГрК РФ, в случае поступления в орган местного самоуправления поселения, муниципального округа, городского округа по месту нахождения зданий, сооружений заявлений физических или юридических лиц о нарушении требований законодательства РФ к эксплуатации зданий, сооружений, о возникновении аварийных ситуаций в зданиях, сооружениях или возникновении угрозы разрушения зданий, сооружений органы местного самоуправления проводят осмотр зданий, сооружений в целях оценки их технического состояния и надлежащего технического обслуживания в соответствии с требованиями технических регламентов к конструктивным и другим характеристикам надежности и безопасности объектов, требованиями проектной документации указанных объектов и направляют лицам, ответственным за эксплуатацию зданий, сооружений, рекомендации о мерах по устранению выявленных нарушений. Порядок проведения данного осмотра устанавливается представительным органом поселения, муниципального округа, городского округа.
Как следует из материалов дела и установлено судом, ответчик Тимошенко С.И. является собственником земельного участка с кадастровым № площадью 530 кв.м., категория земель: земли населенных пунктов, вид разрешенного использования: под производственным зданием, местоположение установлено относительно ориентира, расположенного в границах участка, по адресу: <адрес> (право собственности зарегистрировано 10.11.2005 года), что подтверждается выпиской из ЕГРН (л.д.30-34).
На указанном земельном участке находится нежилое (производственное) здание котельной №2, год постройки 1975, площадь 192,4 кв.м., кадастровый №, право собственности Тимошенко С.И. на который зарегистрировано 10.11.2005 года (л.д.35-37).
В целях выявления самовольно построенных объектов капитального строительства, в т.ч. объектов незавершенного строительства, в г.о.Лотошино Московской области создана комиссия, состав которой утвержден постановлением главы г.о.Лотошино Московской области от 13.11.2020 года №.
31.05.2024 года комиссией по вопросам самовольного строительства на территории г.о.Лотошино Московской области проведено обследование объекта: наименование – производственное здание котельной №, адрес – <адрес>, о чем составлен акт осмотра от 31.05.2024 года.
В акте осмотра указано, что объект находится в аварийном состоянии: отсутствуют часть оконных блоков, в части оконных блоков отсутствует остекление, часть пола вскрыта, наружные стены имеют неприглядный внешний вид и нарушают архитектурный облик г.о.Лотошино. К объекту имеется свободный доступ для граждан, он является потенциальным источником несчастных случаев (л.д.29,38-39).
Изначально администрация г.о.Лотошино Московской области обратилась в суд с иском о сносе указанного объекта, как самовольной постройки.
По запросу суда из филиала ППК «Роскадастр» по МО представлено реестровое дело, из которого следует, что спорное строение приобретено ответчиком Тимошенко С.И. по договору купли-продажи здания и земельного участка от 12.09.2005 года, заключенному с КУИ Лотошинского района Московской области (л.д.77-об – 79).
Установлено, что на основании решения малого Совета Московского областного Совета народных депутатов от 02.09.1992 года № указанное здание находилось в муниципальной собственности муниципального образования «Лотошинский район» Московской области, числилось на балансе Лотошинского МПКХ, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права от 31.12.2004 года, перечнем имущества, находящегося на балансе Лотошинского МПКХ (л.д.83-87).
08.07.2002 года постановлением главы Лотошинского района Московской области № «Об изменении целевого назначения здания котельной № по <адрес>» в связи с прекращением функционирования котельной и демонтажом оборудования, целевое назначение здания было изменено, оно переведено в разряд производственных (л.д.92).
В техническом паспорте здания, выполненным Лотошинским филиалом ГУП МО БТИ по состоянию на 05.08.2004 года, указано, что общая площадь здания по внутреннему обмеру – 192,4 кв.м., площадь застройки по наружному обмеру – 262,3 кв.м., материал стен – кирпич, фундамент – железобетонные блоки, год ввода в эксплуатацию – 1975 (л.д.94-97).
Решением Совета депутатов Лотошинского района Московской области от 20.08.2004 года №44/6 «О продаже производственного здания по адресу: <адрес>» предусмотрено проведение приватизации указанного производственного здания одновременно с земельным участком, путем продажи на открытом аукционе (л.д.156-об – 157).
В отчете о рыночной стоимости объекта недвижимости, выполненном ЗАО «Ресурс» по состоянию на 19.08.2004 года, указано, материал стен здания – кирпич, кровля рулонная, фундамент бетонный блочный.
Состояние здания, вызванное устранимым физическим износом, связано с необходимостью ремонта цоколя, заделки трещин и сколов в перегородках, ремонта кровли с покрытием рубероидом, ремонта полов, комплекса работ проемы, производства отделочных работ.
Имеются неустранимые повреждения (физический износ): кровля – износ 100%, полы и отделка – износ 48%, отделка побелка – износ 100% (л.д.158-об -170).
Ответчик Тимошенко С.И. по договору купли-продажи здания и земельного участка от 12.09.2005 года, заключенному с КУИ Лотошинского района Московской области, приобрел указанное здание в таком виде, в каком оно находилось в момент подписания договора купли-продажи. Состояние здания соответствовало условиям договора, претензий у покупателя по передаваемой недвижимости не имелось, что подтверждается актом приема-передачи от 12.09.2005 года (л.д.173-174).
Таким образом, спорное здание до 2005 года находилось в муниципальной собственности, было приобретено ответчиком в порядке приватизации по договору купли-продажи. На момент заключения договора купли-продажи здание имело признаки устранимого и неустранимого физического износа, в частности, отдельные элементы (кровля, отделка побелка) имели степень износа 100%, требовался ремонт цоколя, заделка трещин и сколов в перегородках, ремонт кровли с покрытием рубероидом, ремонт полов, комплекс работ проемы, производство отделочных работ.
Вместе с тем ответчик принял здание по договору купли-продажи в указанном состоянии, претензий по качеству не предъявлял.
С момента возникновения права собственности на указанное здание (10.11.2005 года) на ответчика возложено бремя содержания принадлежащего ему имущества, исполнения требований градостроительного законодательства, законодательства о благоустройстве.
В частности, в соответствии с п.2 ст.6, п.п. «а», «б» ч.1 ст.50 закона Московской области от 30.12.2014 года №191/2014-ОЗ «О регулировании дополнительных вопросов в сфере благоустройства в Московской области», п.13 ст.6, пп. «а», «б», «в», «з» ч.1 ст.49 Правил по благоустройству содержание и ремонт внешних поверхностей объектов капитального строительства осуществляется собственниками или владельцами названных объектов капитального строительства. При этом не допускаются эксплуатационные деформации внешних поверхностей: растрескивание, разрушение кладки, обрушения и провалы, иные визуально воспринимаемые разрушения облицовки, фактурного и красочного (штукатурного) слоев. Местные разрушения штукатурки, окрасочного слоев, трещины в штукатурке, иные разрушения должны устраняться, не допуская их дальнейшего развития. Входы должны содержаться в исправном состоянии. Кровли должны быть очищены от древесно-кустарниковой растительности.
Ответчик, как собственник здания, является лицом, ответственным за его эксплуатацию (п.1 ст.55.24 ГрК РФ) и содержание объекта в соответствии с требованиями законодательства о благоустройстве (ст.55 ч.1 Правил по благоустройству), однако эти обязанности не исполняет.
В ходе рассмотрения дела истец уточнил иск, просит о возложении на ответчика обязанности привести объект в соответствие с Правилами по благоустройству г.о.Лотошино Московской области.
В обоснование ссылается на то, что ответчик содержит здание в неудовлетворительном состоянии, длительное время не эксплуатирует его, не принимает мер по ремонту и поддержанию здания в нормальном техническом состоянии.
Истцом дополнительно представлен акт осмотра объекта от 29.10.2024 года, фототаблица, в котором указано, что в нарушение п. «а» ч.1 ст.49 Правил по благоустройству на четырех фасада здания штукатурка потрескалась, на ранее оштукатуренных местах фасадов штукатурка разрушена полностью; имеются разрушения в кирпичной кладке на фасадах здания; отмостка вокруг здания полностью разрушена, идет разрушение фундамента;
в нарушение п. «в» ч.1 ст.49 Правил по благоустройству входное крыльцо полностью разрушено, отсутствуют ступени для входа в здание;
в нарушение п. «в» ч.1 ст.49 Правил по благоустройству металлические входные двери в количестве 4 штук покрыты ржавчиной, в нижней части дверных блоков имеются места разрушения металла (дыры); в оконных проемах отсутствует остекление, в 1-м блоке визуально видна дыра, трещины в стекле; оконные блоки деформированы, восстановлению не подлежат;
в нарушение п. «з» ч.1 ст.49 Правил по благоустройству кровля из шифера с заплатками из металлических листов, на кровле растет поросль (береза, ясень), отсутствует водосток с крыши.
27.05.2020 года постановлением административной комиссии №6 г.о.Лотошино Московской области ответчик был привлечен к административной ответственности по ч.1 ст.6.4 закона Московской области от 04.05.2016 года №37/2016-ОЗ «Кодекс Московской области об административных правонарушениях», подвергнут наказанию в виде штрафа в размере 3000 рублей.
Административное правонарушение выявлено 11.03.2020 года, нарушены требования к содержанию фасадов нежилого здания (не приняты меры по ремонту, окраске фасада здания, фасад здания содержится в ненадлежащем состоянии, на части фасада имеются надписи по типу «граффити», не произведены работы по восстановлению штукатурки и облицовки фасада здания, окраске, отчистке от пыли, грязи, фасад имеет местные разрушения облицовки, штукатурки, фактурного и окрасочного слоя).
Истец неоднократно направлял в адрес ответчика письма – требования о приведении здания в надлежащее состояние или по осуществлению его демонтажа.
Так, 17.01.2022 года заместитель главы г.о.Лотошино Московской области ФИО4 направил Тимошенко С.И. письмо, в котором предложил выполнить мероприятия по приведению фасадов в надлежащий вид или сносу объекта. Ответ на письмо не получен.
23.01.2023 года заместитель главы г.о.Лотошино Московской области ФИО4 направил Тимошенко С.И. письмо, в котором предложил выполнить ремонт кровли и фасада здания, благоустройство по периметру земельного участка, в срок до 01.04.2023 года. Письмо ответчиком не получено, возвращено за истечением срока хранения.
Таким образом, на неоднократные требования истца ответчик не реагировал, что послужило основанием для обращения в суд.
Суд исходит из того, что поддержание фасадов зданий в исправном и эстетичном состоянии отвечает публичным интересам не только с точки зрения благоустройства и сохранения внешнего архитектурного облика муниципального образования, но также применительно к обеспечению безопасной эксплуатации зданий.
Осуществление муниципального контроля за соблюдением установленных муниципальными правовыми актами правил благоустройства и организация благоустройства территории муниципального образования относится к полномочиям органа местного самоуправления (ст.17.1 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ»).
Кроме того, в функции органов местного самоуправления в силу ч.11 ст.55.24 ГрК РФ входят мероприятия в сфере градостроительного законодательства: осмотр зданий, сооружений в целях оценки их технического состояния и надлежащего технического обслуживания, направление рекомендации о мерах по устранению выявленных нарушений.
Истцом в адрес ответчика неоднократно направлялись требования по устранению нарушений законодательства о благоустройстве и градостроительного законодательства, на которые ответчик не отреагировал, в итоге спорный объект многие годы не эксплуатируется, ответчик длительное время не принимает мер по предупреждению причинения вреда населению, в т.ч. по ремонту и поддержанию строения в нормальном техническом состоянии.
Требования законодательства о благоустройстве прежде всего направлены на формирование безопасной и благоприятной окружающей среды для населения, поэтому действия органа местного самоуправления по решению вопроса местного значения в области благоустройства соответствуют публичным интересам неопределенного круга лиц.
Истец, как орган местного самоуправления, реализуя свои полномочия по вопросам местного значения, в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд с настоящим иском, что согласуется с положениями Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ», ГрК РФ, ст.46 ГПК РФ.
Иные способы решения спорного вопроса, предусмотренные ч.11 ст.55.24 ГрК РФ (направление рекомендации о мерах по устранению выявленных нарушений), п.25 ч.1 ст.16 Федерального закона от 06.10.2003 года №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» (выдача предписания об устранении выявленных нарушений обязательных требований), привлечение к административной ответственности – оказались безрезультатными.
Правилами по благоустройству предусмотрена также возможность в случае неисполнения предписания провести ремонт здания за счет средств местного бюджета, с взысканием расходов с собственника объекта (п.п.18-19 ст.6), однако истец самостоятельно определяет способы защиты нарушенных прав, и избранный им способ защиты является надлежащим, поскольку в соответствии со ст.12 ГК РФ защита гражданских прав осуществляется, в т.ч., путем восстановления положения, существовавшего до нарушения права, пресечения действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения.
Согласно ст.56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на обоснование своих требований и возражений.
Доводы истца подтверждаются материалами по делу об административном правонарушении от 2020 года, актами осмотра от 2024 года, другими представленными истцом доказательствами.
Ответчик, вопреки положениям ст.56 ГПК РФ, возражений на иск не заявил, доказательств, опровергающих доводы истца, о нарушении прав неопределенного круга лиц в результате его бездействия, о неотносимости или необязательности каких-либо видов работ по ремонту спорного здания, указанных истцом, применительно к соблюдению Правил по благоустройству, - не представил.
В связи с этим суд считает убедительными доводы истца о необходимости выполнения работ по оштукатуриванию, окраске фасадов здания, бетонированию отмостки, ремонту входного крыльца, демонтажу разбитых оконных блоков и установке оконных блоков взамен демонтированных, ремонту и окраске входного дверного блока, спиливанию деревьев на кровле, проведению капитального ремонта мягкой кровли на здании, поскольку указанные виды работ направлены на приведение объекта в соответствие с требованиями по архитектурно-художественному облику г.о.Лотошино в части требований к внешнему виду здания (как то предусмотрено п.13 ст.6 Правил по благоустройству городского округа Лотошино).
Руководствуясь ст.210 ГК РФ, ст.55.24 ГрК РФ, ст.ст.16, 45.1 Федерального закона от 06.10.2003 года №131-ФЗ «Об общих принципах местного самоуправления в РФ», ст.50 закона Московской области от 30.12.2014 года №191/2014-ОЗ «О регулировании дополнительных вопросов в сфере благоустройства в Московской области», ст.ст.7,35,37 Федерального закона от 30.12.2009 года №384-ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений», ст.ст. 6,49 Правил по благоустройству городского округа Лотошино в новой редакции (утв. решением Совета депутатов городского округа Лотошино Московской области от 29.10.2020 №177/15), принимая во внимание, что истцом представлены доказательства длительного, в т.ч. 2020-2024 годы, неисполнения ответчиком обязанностей по содержанию в исправном состоянии и ремонту отдельно стоящего нежилого здания, расположенного в центре населенного пункта (центра г.о.Лотошино – п.Лотошино Московской области), что повлекло значительные разрушения облицовки, деформацию внешних поверхностей (растрескивание и утрату штукатурного и красочного слоя), разбиты оконные блоки, на крыше растут многолетние деревья, тем самым нарушено право неопределенного круга лиц на благоприятную окружающую среду. На неоднократные требования истца ответчик не реагирует, каких-либо мер по исполнению обязанностей по надлежащему содержанию здания не принимает, в связи с чем имеются достаточные основания для восстановления нарушенных прав путем возложения на ответчика обязанности привести объект недвижимости – производственное здание котельной – в соответствие с требованиями Правил по благоустройству, поэтому иск подлежит удовлетворению.
Учитывая объем мероприятий по содержанию и ремонту здания, суд считает, что срок 6 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу является разумным и достаточным для его исполнения. Ответчик о необходимости установления иного срока не заявил, доказательств невозможности осуществления соответствующих действий за указанное время не представил.
В соответствии со ст.103 ГПК РФ подлежит взысканию с ответчика в доход бюджета государственная пошлина, от уплаты которой истец освобожден.
Руководствуясь ст.ст.194-198 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Иск администрации г.о.Лотошино Московской области к Тимошенко С.И. о возложении обязанности по устранению нарушений Правил по благоустройству г.о.<адрес> – удовлетворить.
Обязать Тимошенко С.И. ДД.ММ.ГГГГ года рождения, паспорт № выдан 18.09.2008 года ТП №3 ОУФМС России по Московской области по Воскресенскому муниципальному району, СНИЛС 023-750-446 29, устранить нарушения Правил по благоустройству городского округа Лотошино в новой редакции, утвержденных решением Совета депутатов городского округа Лотошино Московской области от 29.10.2020 №, путем приведения в соответствие объекта недвижимости – производственное здание котельная № площадь 192,4 кв.м., кадастровый №, назначение: нежилое, по адресу: <адрес>, в течение 6 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу, за счет собственных средств, в соответствующее состояние путем проведения следующих видов работ: штукатурка 4-х фасадов здания, окраска 4-х фасадов здания по штукатурке, вокруг здания сделать бетонную отмостку, провести ремонт входного крыльца со стороны многоквартирного жилого <адрес> по адресу: <адрес>, провести демонтаж разбитых оконных блоков, установить оконные блоки взамен демонтированных, провести ремонт и окраску входных дверных блоков, убрать поросль на кровле (спилить деревья), провести капитальный ремонт мягкой кровли здания.
Взыскать с Тимошенко Сергея Ивановича в доход бюджета государственную пошлину в размере 300 рублей.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Московский областной суд путем подачи жалобы через Волоколамский городской суд Московской области в течение одного месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Судья Е.А.Перминова
Решение суда в окончательной форме принято 21.11.2024 года.
Судья Е.А.Перминова