дело № 33а-5269/2019
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
Судебная коллегия по административным делам Хабаровского краевого суда в составе:
председательствующего судьи : Коноплевой И.А.,
судей: Герасимовой О.В., Поздняковой О.Ю.
при секретаре: Наседкиной А.С.
рассмотрев в открытом судебном заседании 19 июля 2019 года административное дело по административному исковому заявлению Ушаковой Н. А. к Администрации г. Хабаровска о признании незаконным заключения межведомственной комиссии города Хабаровска по признанию жилых помещений муниципального жилищного фонда непригодными для проживания от 25.12.2018г. № о необходимости реконструкции дома <адрес> и возложении обязанности устранить нарушения закона, допущенные при принятии оспариваемого заключения,
по апелляционной жалобе административного истца Ушаковой Н.А. на решение Кировского районного суда города Хабаровска от 17 мая 2019 года,
заслушав доклад судьи Коноплевой И.А., пояснения представителя административного истца Кайгородова А.А., представителя администрации Ключенок Н.В.
УСТАНОВИЛА:
Ушакова Н.А. обратилась в суд с административным иском, в обоснование которого указала, что является нанимателем жилого помещения, расположенного по <адрес>. Дом многоквартирный 2-х этажный, 1938 г.постройки. Данный дом, вследствие своей ветхости, представляет опасность для нее и членов ее семьи, вследствие ненадлежащего состояния всех конструкций дома.
30.10.2015г. от жильцов их дома, в числе которых была и административный истец, в адрес Хабаровской городской межведомственной комиссии по признанию жилых помещений непригодными для проживания поступило заявление о признании вышеназванного дома аварийным и подлежащим сносу.
В соответствии с заключением № от 24.08.2016, комиссией принято решение признать дом <адрес> аварийным и подлежащим реконструкции.
Решением Центрального районного суда г.Хабаровска от 12.12.2016г. истцу было отказано в признании заключения вышеназванного решения комиссии незаконным. Апелляционным определением от 22.02.2017г. решение суда оставлено без изменения.
Постановлением Президиума Хабаровского краевого суда от 14.08.2017г. отменено апелляционное определение и дело направлено на новое рассмотрение. Апелляционным определением от 06.09.2017г. отменено решение Центрального районного суда г.Хабаровска от 12.12.2016г. и вынесено новое решение о возложении на администрацию города обязанности повторно рассмотреть вопрос пригодности (непригодности) для проживания жилого дома <адрес>.
25.12.2018г. состоялось новое заседание комиссии по данному дому и вынесено заключение о выявлении оснований для признания дома аварийным и подлежащим реконструкции.
С принятым решением межведомственной комиссии не согласна, полагает, что межведомственная комиссия должна была вынести заключение о признании дома <адрес> аварийным и подлежащим сносу. При этом, в нарушение указаний Президиума Хабаровского краевого суда от 14.08.2017г. и апелляционного определения от 06.09.2017г., в заключении комиссия не привела никакого обоснования реконструкции дома, а не его сноса.
Просила признать незаконным заключение межведомственной комиссии г.Хабаровска по признанию жилых помещений муниципального жилищного фонда непригодными для проживания от 25.12.2018г. № о необходимости реконструкции дома <адрес>; обязать администрацию Хабаровска устранить нарушения закона, допущенные при принятии заключения городской межведомственной комиссии № от 25.12.2018г. рассмотреть повторно на заседании городской межведомственной комиссии вопрос о признании пригодным (непригодным) для проживания жилого дома <адрес> в течении 30 дней со дня вступления решения суда в законную силу.
Решением Кировского районного суда города Хабаровска от 17 мая 2019 года в удовлетворении административного искового заявления отказано.
В апелляционной жалобе административный истец Ушакова Н.А. просит решение суда отменить как незаконное и необоснованное.
Указывает, что заключение межведомственной комиссии не соответствует п. 38, 44 Положения «О признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания, многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции».
Суд необоснованно отклонил довод специалиста о том, что при износе дома в 76% стоимость ремонта составит от 90 до 120% от восстановительной стоимости объекта, сославшись на субъективную оценку этого факта административным истцом.
Считает заключение комиссии не мотивированным, не согласна с выводом, что дом подлежит реконструкции, а не сносу, а жильцы подлежат переселению в маневренный фонд, а не в благоустроенные жилые помещения на условиях договора социального найма.
В силу части 1 статьи 308 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации суд апелляционной инстанции рассматривает дело в полном объеме и не связан основаниями и доводами, изложенными в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.
Проверив материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
В соответствии с пунктом 8 части 1 статьи 14 Жилищного кодекса Российской Федерации к полномочиям органов местного самоуправления в области жилищных отношений относится признание в установленном порядке жилых помещений муниципального жилищного фонда непригодными для проживания.
Частью 4 статьи 15 Жилищного кодекса Российской Федерации установлено, что жилое помещение может быть признано непригодным для проживания по основаниям и в порядке, которые установлены уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
Во исполнение данной нормы Правительством Российской Федерации принято Постановление от 28.01.2006 года № 47 «Об утверждении Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции» (далее по тексту – Положение).
В соответствии с пунктом 7 Положения от 28.01.2006 года № 47 уполномоченным органом, к компетенции которого относится признание помещения жилым помещением, пригодным (непригодным) для проживания граждан, а также многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, является межведомственная комиссия, порядок создания которой урегулирован данной нормой.
В силу положений пунктов 33, 34 Положения предусмотрено, что основанием для признания жилого помещения непригодным для проживания является наличие выявленных вредных факторов среды обитания человека, которые не позволяют обеспечить безопасность жизни и здоровья граждан.
При этом проводится оценка степени и категории технического состояния строительных конструкций и жилого дома в целом, степени его огнестойкости, условий обеспечения эвакуации проживающих граждан в случае пожара, санитарно-эпидемиологических требований и гигиенических нормативов, содержания потенциально опасных для человека химических и биологических веществ, качества атмосферного воздуха, уровня радиационного фона и физических факторов источников шума, вибрации, наличия электромагнитных полей, параметров микроклимата помещения, а также месторасположения жилого дома.
Процедура проведения оценки соответствия помещения установленным в настоящем Положении требованиям включает, в том числе, рассмотрение заявления и прилагаемых к нему обосновывающих документов; определение перечня дополнительных документов (заключения (акты) соответствующих органов государственного надзора (контроля), заключение проектно-изыскательской организации по результатам обследования элементов ограждающих и несущих конструкции жилого помещения), необходимых для принятия решения о признании жилого помещения соответствующим (не соответствующим) установленным в настоящем Положении требованиям (пункт 44 Положения).
По результатам работы комиссия принимает одно из решений, предусмотренных пунктом 47 Положения.
Из материалов дела следует, что Ушакова Н.А. является нанимателем жилого помещения, расположенного по <адрес>
28.10.2015г. в Хабаровскую городскую межведомственную комиссию по признанию жилых помещений непригодными для проживания обратились жильцы дома <адрес> Ушакова Н.А., Набережнева Г.В., Королева И.А. с заявлением о признании данного дома аварийным и подлежащим сносу.
К заявлению приложено заключение специалиста АНО «Хабаровская лаборатория судебной и независимой экспертизы» от 12.10.2015 № о техническом состоянии жилого дома <адрес>, возможности и целесообразности проведения капитального ремонта (реконструкции).
23.12.2015г. на заседании городской межведомственной комиссии, на основании вышеуказанного обращения, рассмотрен вопрос о проведении оценки соответствия дома <адрес> требованиям, установленным Положением; принято решение о проведении обследования указанного жилого дома специализированными организациями и после предоставления соответствующих заключений, проведение процедуры оценки в соответствии с п.47 Положения.
24.08.2016г. Комиссией, созданной в соответствии с распоряжением Мэра г.Хабаровска от 26.02.2016 № 566 «О создании городской межведомственной комиссии для оценки жилых помещений жилищного фонда Российской Федерации, многоквартирных домов, находящихся в федеральной собственности, и муниципального жилищного фонда городского округа «Город Хабаровск», рассмотрен вопрос о проведении оценки соответствия дома <адрес> требованиям, установленным Положением «О признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции», утвержденным постановлением Правительства РФ от 28.01.2006 № 47.
Из заключения № следовало, что предметом рассмотрения комиссии были следующие документы: обращение жильцов дома <адрес>; технический отчет обследования указанного дома, выполненный ООО ПДЦ «Гарант»; копия технического паспорта жилого дома: экспертное заключение ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Хабаровском крае».
По результатам исследования представленных документов Комиссией принято решение № о признании дома <адрес> аварийным и подлежащим реконструкции.
12.12.2016г. Центральным районным судом г. Хабаровска от 12.12.2016г. постановлено решение, которым в удовлетворении административного иска Ушаковой Н.А. к администрации г. Хабаровска о признании незаконным заключения межведомственной комиссии № от 24.08.2016г., возложении обязанности устранить нарушения законодательства - отказано.
Апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Хабаровского краевого суда от 22.02.2017г. решение Центрального районного суда г.Хабаровска от 12.12.2016г. оставлено без изменения.
Постановлением Президиума Хабаровского краевого суда от 14.08.2017г. кассационная жалоба Ушаковой Н.А. удовлетворена частично. Постановлено: апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Хабаровского краевого суда от 22.02.2017г. отменить, административное дело по административному иску Ушаковой Н. А. к администрации г.Хабаровска о признании незаконным заключения межведомственной комиссии, возложении обязанности по устранению нарушения законодательства направить на новое рассмотрение в суд апелляционной инстанции в ином составе суда.
Апелляционным определение судебной коллегии по административным делам Хабаровского краевого суда от 06.09.2017г. решение Центрального районного суда г.Хабаровска от 12.12.2016г. по административному делу по административному иску Ушаковой Н. А. к администрации г.Хабаровска о признании незаконным заключения межведомственной комиссии № от 24.08.2016г., возложении обязанности устранить нарушения законодательства, отменено.
Постановлено принять по делу новое решение, которым административное исковое заявление Ушаковой Н. А. к администрации г.Хабаровска о признании незаконным заключения межведомственной комиссии № от 24.08.2016г., возложении обязанности устранить нарушения законодательства удовлетворить.
Признать незаконным заключения межведомственной комиссии г.Хабаровска № от 24.08.2016г. о выявлении оснований для признании аварийным и подлежащим реконструкции дома <адрес>.
Обязать администрацию г.Хабаровска в течение одного месяца после вступления решения в законную силу повторно рассмотреть вопрос о признании пригодным (непригодным) для проживания жилого дома <адрес>.
Принимая названное решение, судебная коллегия по административным делам Хабаровского краевого суда указала, что привлечение специализированной организации к обследованию дома на предмет признания его аварийным и подлежащим сносу, а также заключение данной организации являются обязательным условием при принятии решения о признании дома аварийным и подлежащим сносу.
При этом представленное заявителем заключение специализированной организации подлежало оценке при принятии межведомственной комиссией решения о соответствии дома № <адрес> требованиям, установленным Положением «О признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции», наряду с иными документами.
Вместе с тем, в нарушение указанных норм при принятии оспариваемого заключения Комиссией представленное Ушаковой Н.А. заключение специалиста АНО «Хабаровская лаборатория судебной и независимой экспертизы» от 12.10.2015 г. № не исследовалось, оценка ему не давалась. Кроме того, заключение межведомственной комиссии № от 24.08.2016г. не содержит мотивированных выводов и технических обоснований допустимости проведения реконструкции спорного жилого дома.
Во исполнение апелляционного определения судебной коллегии по административным делам Хабаровского краевого суда от 06.09.2017г., комиссией, созданной в соответствии с постановлением администрации г.Хабаровска от 09.02.2017 № 417 «О создании межведомственной комиссии по рассмотрению вопросов о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции» 25.12.2018г. рассмотрен вопрос о проведении оценки соответствия жилого дома <адрес> требованиям, установленным Положением «О признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции», утвержденным постановлением Правительства РФ от 28.01.2006 № 47.
По итогам заседания комиссией составлено заключение о выявлении оснований для признания многоквартирного дома аварийным и подлежащим реконструкции № от 25.12.2018г.
Из оспариваемого заключения № следует, что предметом рассмотрения комиссии были следующие документы: апелляционное определение Хабаровского краевого суда от 06.09.2017г.; копия технического паспорта жилого дома <адрес>; технический отчет ИП Третьяков Р. А. обследования жилого дома <адрес>; копия заключения АНО «Хабаровская лаборатория судебной и независимой экспертизы»; экспертное заключение ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Хабаровском крае»; заключение Хабаровского краевого отделения Общероссийской общественной организации «Всероссийское добровольное пожарное общество».
По результатам исследования представленных документов Комиссией принято решение: о выявлении оснований в соответствии с требованиями, установленными Положением «О признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу и реконструкции», утв. постановлением Правительства РФ от 28.01.2006 № 47, для признания многоквартирного дома <адрес> аварийным и подлежащим реконструкции.
Разрешая заявленные требования, суд первой инстанции пришел к выводу, что заключение Комиссии принято в пределах её компетенции, в установленном порядке, с исследованием указанных в Положении обстоятельств на основании представленных материалов, подготовленных специализированными организациями, в ходе рассмотрения которых условий для признания жилого дома аварийным и подлежащим сносу не установлено.
Судебная коллегия не может в полной мере согласиться с выводами суда первой инстанции по следующим основаниям.
Из заключения специалиста АНО «Хабаровская лаборатория судебной и независимой экспертизы» № от 12.10.2015 следует, что жилой дом <адрес> находится в аварийном состоянии, в его конструктивных элементах имеются повреждения и деформации, свидетельствующие об исчерпании несущей способности и опасности обрушения, и крены, которые могут вызвать потерю устойчивости объекта; существует угроза для жизни и здоровья людей; эксплуатация зданий (сооружений) при аварийном состоянии конструкций не допускается, устанавливается обязательный режим мониторинга; величина физического износа исследуемого дома составляет 76%; при физическом износе более 60% ограниченное выполнение конструктивными элементами своих функций возможно лишь после проведения охранных мероприятий или при полной замене конструктивного элемента, примерная стоимость ремонта – 90-120% от восстановительной стоимости объекта; для исследуемого дома с физическим износом 76% проведение капитального ремонта экономически нецелесообразно.
В соответствии с отчетом по результатам обследования технического состояния жилых домов, квартир для признания их пригодными (непригодными) для проживания, выполненным ИП Третьяков Р.А. по заказу администрации г. Хабаровска в 2018 году, состояние дома <адрес> определено следующим образом: фундаментов – аварийное, стен – аварийное, перекрытий – аварийное, крыши – недопустимое, системы электроснабжения – неудовлетворительное, система печного отопления – неудовлетворительное.
В ходе проведения обследования выявлены дефекты и повреждения, нарушающие нормальную эксплуатацию здания. Установлен высокий уровень физического износа конструкций элементов здания. Причинами появления дефектов и повреждений, а также высокого физического износа, являются неудовлетворительные условия эксплуатации, длительная эксплуатация без проведения капитального ремонта. С учетом года постройки и давности проведения капитального ремонта объекта общее состояние дома оценивается как аварийное.
Из экспертного заключения ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Хабаровском крае» от 11.07.2018 № следует, что жилой дом <адрес> не соответствует требованиям СанПиН 2.1.2.2645-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям проживания в жилых зданиях и помещениях» п. 9.1, 9.2 СанПиН 42-128-4690-88 «Санитарные правила содержания территории населенных мест» п. 2.3, 2.3.5.
В соответствии с пунктом 43 Положения при оценке соответствия находящегося в эксплуатации помещения установленным в настоящем Положении требованиям проверяется его фактическое состояние.
Вопросы признания жилых помещений непригодными для проживания и многоквартирных домов аварийными и подлежащими сносу или реконструкции отнесены к исключительной компетенции межведомственной комиссии, создаваемой в зависимости от принадлежности жилого дома к соответствующему жилищному фонду федеральным органом исполнительной власти, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органом местного самоуправления.
Вместе с тем, заключения межведомственной комиссии о признании дома аварийным и подлежащим реконструкции, являлись предметом судебной проверки, судебными постановлениями, не предрешая вопроса по существу, было указано на необходимость учитывать выводы специализированных организаций о крайне ненадлежащем (аварийном, недопустимом, грозящем обрушением) состоянии дома, основных конструкций, включая и фундамент, и нецелесообразности проведения капитального ремонта.
Данные выводы судебных инстанций при повторных обследованиях межведомственной комиссией проигнорированы.
Постановлением правительства Хабаровского края от 28 марта 2019 г. № 118-пр принята и утверждена адресная программа Хабаровского края по переселению граждан из аварийного жилищного фонда, признанного таковым до 01.01.2017 г., на 2019-2025 годы».
Целью данной программы является улучшение жилищных условий граждан, проживающих в многоквартирных домах, признанных до 01 января 2017 г. в установленном порядке аварийными и подлежащими сносу или реконструкции в связи с физическим износом в процессе их эксплуатации.
В связи с тем, что до настоящего времени окончательное решение по заявлению жителей дома от 30.10.2015 года межведомственной комиссией не принято, несмотря на то, что дом является аварийным, в указанную программу расселения жильцов, он не включен.
Учитывая, что состояние дома оценивается как аварийное, проведение капитального ремонта экономически нецелесообразно, жилой дом не соответствует требованиям СанПиН, при этом какие-либо ремонтные работы в доме не производились, в целях восстановления нарушенного права административного истца судебная коллегия считает необходимым обязать администрацию города Хабаровска в лице межведомственной комиссии провести обследование жилого дома <адрес> с учетом выводов специалистов, проводивших исследование и оценку технического состояния жилого дома.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 309 – 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Кировского районного суда города Хабаровска от 17 мая 2019 года отменить, апелляционную жалобу административного истца Ушаковой Н.А. – удовлетворить.
Принять по делу новое решение, которым административное исковое заявление Ушаковой Н. А. к администрации города Хабаровска о признании незаконным заключения межведомственной комиссии города Хабаровска по признанию жилых помещений муниципального жилищного фонда непригодными для проживания от 25.12.2018г. № о необходимости реконструкции дома <адрес> и возложении обязанности устранить нарушения закона, допущенные при принятии оспариваемого заключения, удовлетворить.
Признать незаконным заключение межведомственной комиссии города Хабаровска № от 25 декабря 2018 года о выявлении оснований для признания аварийным и подлежащим реконструкции дома <адрес>.
Обязать администрацию города Хабаровска в течение одного месяца после вступления решения в законную силу повторно рассмотреть вопрос о признании пригодным (непригодным) для проживания жилого дома <адрес> с учетом выводов специалиста автономной некоммерческой организации «Хабаровская лаборатория судебной и независимой экспертизы» № от 12.10.2015 года об аварийном состоянии дома и экономической нецелесообразности проведения капитального ремонта, выводов ИП Третьякова Р.А. в отчете от 2018 года об аварийном состоянии дома и высоком уровне физического износа конструктивных элементов здания.
Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в кассационном порядке в президиум Хабаровского краевого суда в течение шести месяцев со дня вступления в законную силу.
Председательствующий: И.А. Коноплева
Судьи: О.В. Герасимова
О.Ю. Позднякова