номер дела в суде первой инстанции 2-690/2023
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
26 апреля 2023 года г. Горно-Алтайск
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Алтай в составе:
председательствующего судьи – Черткова С.Н.
судей – Кокшаровой Е.А., Шнайдер О.А.,
при секретаре – Оспомбаевой А.Ж.,
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе управляющего Отделением Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Республике Алтай Каташевой О.Б. на решение Горно-Алтайского городского суда Республики Алтай от 24 января 2023 года, которым
удовлетворено частично исковое заявление Воробьевой В.А. к Отделению Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Республике Алтай об обязании назначить страховую пенсию по старости со дня первоначального обращения в пенсионный орган, произвести перерасчет и выплату страховой пении по старости со дня первоначального обращения в пенсионный орган.
На Отделение Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Республике Алтай возложена обязанность назначить Воробьевой В.А. страховую пенсию по старости в соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 32 Федерального закона от 28 декабря 2013 года №400-ФЗ «О страховых пенсиях» с 05 октября 2021 года, произвести перерасчет и выплату страховой пенсии по старости за период с 05 октября 2021 года по 23 октября 2022 года.
Отказано Воробьевой В.А. в удовлетворении исковых требований к Отделению Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Республике Алтай об обязании назначить страховую пенсию по старости с 04 октября 2021 года, произвести перерасчет и выплату страховой пенсии по старости за 04 октября 2021 года.
Заслушав доклад судьи Черткова С.Н., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Воробьева В.А. обратилась в суд с иском к Отделению Фонда пенсионного и социального страхования РФ по Республике Алтай об обязании назначить страховую пенсию по старости с момента первоначального обращения с 04 октября 2021 года, произвести перерасчет и выплату страховой пенсии по старости с 04 октября 2021 года по 23 октября 2022 года. Исковые требования мотивированы тем, что ей с 24 октября 2022 года на основании решения Горно-Алтайского городского суда Республики Алтай назначена страховая пенсия по старости в размере 18181 рубль 77 копеек, однако она ранее 04 октября 2021 года обращалась с заявлением о назначении ей пенсии по старости, но ей было отказано по причине отсутствия необходимого «северного» стажа. <дата> Горно-Алтайский городской суд Республики Алтай установил факт работы, после установления которого ей зачли в «северный» стаж соответствующие периоды работы в <данные изъяты> и ей пенсия была назначена только с 24 октября 2022 года, соответственно, она недополучила пенсию с 04 октября 2021 года по 23 октября 2022 года.
Суд вынес вышеуказанное решение, об отмене которого просит в апелляционной жалобе управляющий ОСФР по Республике Алтай Каташева О.Б., указывая, что решение пенсионного органа от 27 декабря 2021 года об отказе истцу в установлении досрочной страховой пенсии по старости вынесено правомерно, поскольку на момент его вынесения отсутствовал льготный «северный» стаж. Факт работы Воробьевой В.А. в <данные изъяты> в период с <дата> по <дата> установлен решением суда от <дата>, с учетом которого ей назначена досрочная страховая пенсия по старости с 24 октября 2022 года. С заявлением об установлении факта работы Воробьева В.А. обратилась с суд только 22 июля 2022 года, решение вступило в законную силу 14 октября 2022 года, после чего она обратилась в пенсионный орган с заявлением о назначении пенсии (24 октября 2022 года). Основанием обращения Воробьевой В.А. в суд с заявлением об установлении факта работы в <данные изъяты> в период с <дата> по <дата> явилось отсутствие требуемого стажа и документов, подтверждающих право на досрочную пенсию, а не отсутствие разъяснений о необходимости предоставления дополнительных документов.
Изучив материалы дела, проверив законность и обоснованность решения в соответствии с ч. 1 ст. 327.1 ГПК РФ исходя из доводов, изложенных в жалобе, заслушав явившихся в судебное заседание лиц, обсудив доводы жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой истанции, 04 октября 2021 года Воробьева В.А., <данные изъяты>, обратилась в Клиентскую службу в Улаганском районе ГУ – Отделение Пенсионного фонда РФ по Республике Алтай с заявлением о назначении страховой пенсии по старости. На основании данного заявления ГУ – Отделение Пенсионного фонда РФ по Республике Алтай проведена оценка пенсионных прав Воробьевой В.А. и <дата> пенсионным органом принято решение № об отказе Воробьевой В.А. в установлении страховой пенсии по старости, поскольку отсутствует требуемый стаж для назначения по условию <данные изъяты> в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера. На дату обращения за страховой пенсией страховой стаж в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, составляет 15 лет 02 месяца 08 дней.
При исчислении стажа работы Воробьевой В.А. пенсионным органом в стаж работы в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера не были включены период работы в должности <данные изъяты> в период с <дата> по <дата> и в должности <данные изъяты> в период с <дата> по <дата>, поскольку в архивном отделе администрации МО «Улаганский район» сведения о ее работе в Улаганском РайПО отсутствуют, то есть при проведении проверки факт работы истца в <данные изъяты> не был подтвержден архивными справками.
После получения данного отказа в назначении страховой пенсии по старости в соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 32 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» Воробьева В.А. обратилась в Горно-Алтайский городской суд Республики Алтай с заявлением об установлении факта работы.
Вступившим в законную силу решением Горно-Алтайского городского суда Республики Алтай от <дата> установлен факт работы Воробьевой В.А. в должности <данные изъяты> в период с <дата> по <дата> и в должности <данные изъяты> в период с <дата> по <дата>.
На основании повторного заявления Воробьевой В.А. от 24 октября 2022 года ГУ – Отделению Пенсионного фонда РФ по Республике Алтай истцу с 24 октября 2022 года назначена страховая пенсия по старости в соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 32 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях».
Не согласившись с назначением страховой пенсия по старости с 24 октября 2022 года, Воробьева В.А. обратилась в суд с настоящим иском, в котором просит обязать ответчика назначить ей страховую пенсию по старости со дня первоначального обращения в пенсионный орган за назначением страховой пенсии по старости.
При рассмотрении дела суд первой инстанции установил, что на день первоначального обращения за ее назначением у Воробьевой В.А. имелось право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 32 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях», при наличии совокупности необходимых обстоятельств: она является матерью двух детей; достигла возраста 50 лет; имеет страховой стаж не менее 20 лет; проработала не менее 17 календарных лет в районах, приравненных к районам Крайнего Севера; величина ее индивидуального пенсионного коэффициента не менее 30.
Разрешая спор по существу, суд первой инстанции, оценив представленные доказательства по делу в их совокупности, указав на то, что пенсионный орган не разъяснил Воробьевой В.А. о необходимости дополнительно предоставить при ее первичном обращении (04 октября 2021 года) за назначением страховой пенсии по старости недостающих документов, подтверждающих требуемый «северный» стаж (17 лет), не позднее чем через три месяца со дня получения соответствующего разъяснения, пришел к выводу о том, что в связи с несоблюдением пенсионным органом положений нормативных правовых актов, регламентирующих порядок обращения лиц за установлением страховой пенсии по старости, нарушено право Воробьевой В.А. на своевременное социальное обеспечение по возрасту.
С указанными выводами суда первой инстанции суд апелляционной инстанции соглашается.
Основания возникновения и порядок реализации права граждан Российской Федерации на страховые пенсии установлены Федеральным законом от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» (далее – Федеральный закон № 400-ФЗ), вступившим в силу с 1 января 2015 года.
Согласно ч. 1 ст. 4 Федерального закона № 400-ФЗ право на страховую пенсию имеют граждане Российской Федерации, застрахованные в соответствии с Федеральным законом от 15 декабря 2001 года № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации», при соблюдении ими условий, предусмотренных этим федеральным законом.
По общему правилу право на страховую пенсию по старости имеют лица, достигшие возраста 65 и 60 лет (соответственно мужчины и женщины) (с учетом положений, предусмотренных приложением 6 к настоящему Федеральному закону) (ч. 1 ст. 8 Федерального закона № 400-ФЗ).
Порядок и условия сохранения права на досрочное назначение страховой пенсии определены ст. 30 Федерального закона № 400-ФЗ.
В соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 32 Федерального закона № 400-ФЗ женщинам, родившим двух и более детей, достигшим возраста 50 лет, если они имеют страховой стаж не менее 20 лет и проработали не менее 12 календарных лет в районах Крайнего Севера либо не менее 17 календарных лет в приравненных к ним местностях, страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 8 настоящего Федерального закона, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30.
Страховой стаж – это учитываемая при определении права на страховую пенсию и ее размера суммарная продолжительность периодов работы и (или) иной деятельности, за которые начислялись и уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации, а также иных периодов, засчитываемых в страховой стаж (п. 2 ст. 3 Федерального закона № 400-ФЗ).
В соответствии с ч. 1 ст. 11 Федерального закона № 400-ФЗ в страховой стаж включаются периоды работы и (или) иной деятельности, которые выполнялись на территории Российской Федерации лицами, указанными в ч. 1 ст. 4 названного закона, при условии, что за эти периоды начислялись и уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации.
В соответствии с п. 2 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в соответствии с пунктами 2, 6 и 7 части 1 статьи 32 Федерального закона «О страховых пенсиях», утвержденных Постановлением Правительства РФ от 10 сентября 2021 года № 1532 исчисление периодов работы, дающей право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в соответствии с п. 2, 6 и 7 ч. 1 ст. 32 Федерального закона «О страховых пенсиях», осуществляется с применением Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 11 июля 2002 грда № 516 «Об утверждении Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», с учетом особенностей, установленных п. 3 настоящих Правил.
Согласно абз 1 п. 4 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 11 июля 2002 года № 516, в стаж работы, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, засчитываются периоды работы, выполняемой постоянно в течение полного рабочего дня, если иное не предусмотрено настоящими Правилами или иными нормативными правовыми актами, при условии уплаты за эти периоды страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации.
Приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 31 марта 2011 года № 258н во исполнение п. 2 постановления Правительства Российской Федерации от 11 июля 2002 г. N 516 утвержден Порядок подтверждения периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, согласно которому периоды работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, подтверждаются до регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в соответствии с Федеральным законом от 1 апреля 1996 года № 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» - документами, выдаваемыми работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами.
Из приведенных нормативных положений следует, что право на страховую пенсию имеют граждане Российской Федерации, застрахованные в соответствии с Федеральным законом от 15 декабря 2001 года № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации», при наличии определенных условий, в числе которых страховой стаж, то есть суммарная продолжительность периодов работы и (или) иной деятельности, в течение которых уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации, а также иных периодов, засчитываемых в страховой стаж.
Условия и порядок подтверждения страхового стажа, в том числе для назначения досрочной страховой пенсии по старости, определены ст. 14 Федерального закона № 400-ФЗ.
При подсчете страхового стажа периоды, которые предусмотрены ст. 11 и 12 данного федерального закона, до регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в соответствии с Федеральным законом от 1 апреля 1996 года № 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» подтверждаются на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета за указанный период и (или) документов, выдаваемых работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами в порядке, установленном законодательством Российской Федерации (ч. 1 ст. 14).
При подсчете страхового стажа периоды, которые предусмотрены с. 11 и 12 настоящего Федерального закона, после регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в соответствии с Федеральным законом от 1 апреля 1996 года № 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» подтверждаются на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета (ч. 2 ст. 14 Федерального закона № 400-ФЗ).
При подсчете страхового стажа периоды работы на территории Российской Федерации, предусмотренные ст. 11 Федерального закона, до регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в соответствии с Федеральным законом от 1 апреля 1996 года № 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» могут устанавливаться на основании показаний двух и более свидетелей, если документы о работе утрачены в связи со стихийным бедствием (землетрясением, наводнением, ураганом, пожаром и тому подобными причинами) и восстановить их невозможно. В отдельных случаях допускается установление стажа работы на основании показаний двух и более свидетелей при утрате документов и по другим причинам (вследствие небрежного их хранения, умышленного уничтожения и тому подобных причин) не по вине работника. Характер работы показаниями свидетелей не подтверждается (ч. 3 ст. 14).
Согласно ч. 4 ст. 14 Федерального закона № 400-ФЗ правила подсчета и подтверждения страхового стажа, в том числе с использованием электронных документов или на основании свидетельских показаний, устанавливаются в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.
Правила подсчета и подтверждения страхового стажа для установления страховых пенсий утверждены Постановлением Правительства Российской Федерации от 2 октября 2014 года № 1015.
Пунктом 10 указанных Правил определено, что периоды работы подтверждаются на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета. В случае если в сведениях индивидуального (персонифицированного) учета содержатся неполные сведения о периодах работы либо отсутствуют сведения об отдельных периодах работы, периоды работы подтверждаются документами, указанными в пунктах 11 - 17 настоящих Правил.
В соответствии с п. 11 Правил документом, подтверждающим периоды работы по трудовому договору, является трудовая книжка установленного образца.
При отсутствии трудовой книжки, а также в случае если в трудовой книжке содержатся неправильные и неточные сведения либо отсутствуют записи об отдельных периодах работы, в подтверждение периодов работы принимаются письменные трудовые договоры, оформленные в соответствии с трудовым законодательством, действовавшим на день возникновения соответствующих правоотношений, трудовые книжки колхозников, справки, выдаваемые работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами, выписки из приказов, лицевые счета и ведомости на выдачу заработной платы.
Таким образом, по общему правилу периоды работы до регистрации гражданина в качестве застрахованного лица подтверждаются на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета. В случае отсутствия в сведениях индивидуального (персонифицированного) учета данных о периодах работы и (или) иной деятельности, с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, либо оспаривания достоверности таких сведений факт выполнения гражданином работы, дающей право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, может быть подтвержден путем представления письменных доказательств, отвечающих требованиям ст. 59, 60 ГПК РФ.
Из материалов дела следует, что Воробьева В.А. зарегистрирована в системе государственного пенсионного страхования <дата>, спорный период ее трудовой деятельности имел место до ее регистрации в системе государственного пенсионного страхования.
Порядок установления страховых пенсий и сроки ее назначения предусмотрены положениями ст. 21, 22 Федерального закона № 400-ФЗ.
В соответствии с ч.ч. 1, 2 ст. 21 Федерального закона № 400-ФЗ установление страховых пенсий и выплата страховых пенсий, включая организацию их доставки, производятся органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, по месту жительства лица, обратившегося за страховой пенсией. Граждане могут обращаться с заявлениями об установлении, о выплате и доставке страховой пенсии, в частности, непосредственно в орган, осуществляющий пенсионное обеспечение.
Перечень документов, необходимых для установления страховой пенсии, установления и перерасчета размера фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии), правила обращения за указанной пенсией, фиксированной выплатой к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии), в том числе работодателей, их назначения (установления) и перерасчета их размера, в том числе лицам, не имеющим постоянного места жительства на территории Российской Федерации, перевода с одного вида пенсии на другой, проведения проверок документов, необходимых для установления указанных пенсий и выплат, правила выплаты страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии), осуществления контроля за их выплатой, проведения проверок документов, необходимых для их выплаты, правила ведения пенсионной документации, а также сроки хранения выплатных дел и документов о выплате и доставке страховой пенсии, в том числе в электронной форме, устанавливаются в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации. Требования к формату документов выплатного дела в электронной форме устанавливаются Пенсионным фондом Российской Федерации (ч. 6 ст. 21 Федерального закона № 400-ФЗ).
Необходимые для установления страховой пенсии и выплаты страховой пенсии документы могут быть запрошены у заявителя только в случаях, если необходимые документы не находятся в распоряжении государственных органов, органов местного самоуправления либо подведомственных государственным органам или органам местного самоуправления организаций, за исключением случаев, если такие документы включены в определенный Федеральным законом от 27 июля 2010 года № 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» перечень документов. Иные необходимые документы запрашиваются органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, в иных государственных органах, органах местного самоуправления либо подведомственных государственным органам или органам местного самоуправления организациях и представляются такими органами и организациями на бумажном носителе или в электронной форме. Заявитель вправе представить указанные документы по собственной инициативе (ч. 7, 8 ст. 21 Федерального закона № 400-ФЗ).
Орган, осуществляющий пенсионное обеспечение, вправе проверять обоснованность выдачи документов, необходимых для установления и выплаты страховой пенсии, а также достоверность содержащихся в них сведений (ч. 9 ст. 21 Федерального закона № 400-ФЗ).
В соответствии с ч. 6 ст. 21 Федерального закона № 400-ФЗ приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 17 ноября 2014 года № 884н утверждены Правила обращения за страховой пенсией, фиксированной выплатой к страховой пенсии с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии, накопительной пенсией, в том числе работодателей, и пенсией по государственному пенсионному обеспечению, их назначения, установления, перерасчета, корректировки их размера, в том числе лицам, не имеющим постоянного места жительства на территории Российской Федерации, проведения проверок документов, необходимых для их установления, перевода с одного вида пенсии на другой в соответствии с федеральными законами «О страховых пенсиях», «О накопительной пенсии» и «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации».
Пунктом 20 указанных Правил предусмотрено, что при приеме заявления об установлении пенсии и документов, представленных заявителем для установления пенсии, территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации, в частности проверяет правильность оформления заявления и соответствие изложенных в нем сведений документу, удостоверяющему личность, и иным представленным документам (подпункт "а"); регистрирует заявление в журнале регистрации заявлений и решений территориального органа Пенсионного фонда Российской Федерации и выдает уведомление о приеме и регистрации заявления об установлении пенсии и документов, представленных для установления пенсии, в котором указывается дата приема заявления, перечень документов, представленных заявителем, перечень недостающих для установления пенсии документов, обязанность по представлению которых возложена на заявителя, и сроки их представления, перечень недостающих для установления пенсии документов, находящихся в распоряжении иных государственных органов, органов местного самоуправления либо подведомственных государственным органам или органам местного самоуправления организаций, которые запрашиваются территориальным органом Пенсионного фонда Российской Федерации и которые заявитель вправе представить по собственной инициативе (подпункт "г").
Согласно п. 22 Правил при рассмотрении документов, представленных для установления пенсии, территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации в том числе: дает оценку содержащимся в документах сведениям, их соответствия данным индивидуального (персонифицированного) учета, а также правильности оформления документов (подпункт "а"); запрашивает документы (сведения), находящиеся в распоряжении иных государственных органов, органов местного самоуправления либо подведомственных государственным органам или органам местного самоуправления организаций, в случае если такие документы не представлены заявителем по собственной инициативе (подпункт "в").
Решения и распоряжения об установлении пенсии или об отказе в установлении пенсии принимаются территориальным органом Пенсионного фонда Российской Федерации на основе всестороннего, полного и объективного рассмотрения всех документов, имеющихся в распоряжении территориального органа Пенсионного фонда Российской Федерации (п. 23 Правил).
В п. 31 Правил установлено, что в том случае, когда к заявлению о назначении пенсии приложены не все документы, необходимые для ее назначения, обязанность по представлению которых возложена на заявителя, заявитель вправе представить на основании разъяснения территориального органа Пенсионного фонда Российской Федерации недостающие документы. Днем получения заявителем соответствующего разъяснения территориального органа Пенсионного фонда Российской Федерации считается в том числе день выдачи уведомления о приеме и регистрации заявления о назначении пенсии заявителю непосредственно при приеме заявления.
В силу ч. 3 ст. 22 Федерального закона № 400-ФЗ, в случае, если к заявлению о назначении страховой пенсии приложены не все необходимые документы, подлежащие представлению заявителем с учетом положений ч. 7 ст. 21 настоящего Федерального закона, орган, осуществляющий пенсионное обеспечение, дает лицу, обратившемуся за страховой пенсией, разъяснение, какие документы он должен представить дополнительно. Если такие документы будут представлены не позднее чем через три месяца со дня получения соответствующего разъяснения, днем обращения за страховой пенсией считается день приема заявления о назначении страховой пенсии, или дата, указанная на почтовом штемпеле организации федеральной почтовой связи по месту отправления данного заявления, или дата подачи заявления с использованием информационно-телекоммуникационных сетей общего пользования, в том числе информационно-телекоммуникативной сети «Интернет», включая Единый портал государственных и муниципальных услуг, или дата приема заявления многофункциональным центром предоставления государственных услуг.
Из приведенных нормативных положений следует, что при приеме заявления гражданина об установлении страховой пенсии по старости и представленных для этого документов территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации: проверяет правильность оформления заявления и соответствие изложенных в нем сведений представленным документам; разъясняет заявителю, какие документы он должен представить дополнительно; выдает уведомление и указывает в нем, в частности, перечень недостающих для установления пенсии документов, обязанность по представлению которых возложена на заявителя, и сроки их представления, перечень недостающих для установления пенсии документов, находящихся в распоряжении иных государственных органов, органов местного самоуправления либо подведомственных государственным органам или органам местного самоуправления организаций, запрашиваемых территориальным органом Пенсионного фонда Российской Федерации, и которые заявитель вправе представить по собственной инициативе.
При этом как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, пенсионный орган в нарушение вышеуказанных нормативных требований не разъяснил Воробьевой В.А. при ее первичном обращении (04 октября 2021 года) за назначением страховой пенсии по старости о необходимости предоставления недостающих документов, подтверждающих требуемый стаж (17 лет), не позднее чем через три месяца со дня получения соответствующего разъяснения.
В силу ч. 2 ст. 26 Федерального закона № 400-ФЗ страховая пенсия, не полученная пенсионером своевременно по вине органа, осуществляющего пенсионное обеспечение, выплачивается ему за прошедшее время без ограничения каким-либо сроком.
При таких обстоятельствах выводы суда первой инстанции о том, что истцу не направлялось уведомление о необходимости предоставления дополнительных документов для назначения пенсии и пенсия была не получена истцом своевременно по вине пенсионного органа являются правомерными.
Суд первой инстанции обоснованно указал на виновный характер бездействия уполномоченного органа уклонившегося от разъяснения порядка назначения пенсии, осуществляемого пенсионным органом на основании соответствующего заявления Воробьевой В.А., необходимости предоставления дополнительных документов и соответствующих сроков.
Доводы апелляционной жалобы о том, что трудовая книжка Воробьевой В.А. оформлена с нарушением Инструкции по заполнению трудовых книжек, утвержденной постановлением Минтруда России от 19 октября 2003 года № 69 не могут быть приняты во внимание, поскольку в период трудовой деятельности, оспариваемый пенсионным органом (с 1992 по 2000 годы) указанная Инструкция не действовала.
Ссылка на недостатки заполнения в трудовой книжке записей № за <дата> юридического значения для настоящего спора не имеет, поскольку указанный период принят пенсионным органом.
При этом, как следует из материалов дела, пояснений представителя ответчика в ходе судебного разбирательства, достоверность записей в трудовой книжке №, № и № о периодах работы в <данные изъяты> ответчиком не оспаривается, о несоответствии указанных записей действовавшей в указанный период Инструкции о порядке ведения трудовых книжек на предприятиях, в учреждениях и организациях, утв. Постановлением Госкомтруда СССР от 20 июня 1974 года № 162) не указывается.
Решение Горно-Алтайского городского суда Республики Алтай от <дата> по делу № в данном случае не носит характера правоустанавливающего факта с точки зрения ст. 8 Гражданского кодекса РФ, положений ч. 3 ст. 14 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях», пунктов 11, 37, 38 Правил подсчета и подтверждения страхового стажа для установления страховых пенсий, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 2 октября 2014 года № 1015 является правоподтверждающим, т.е. фиксирует права и обязанности сторон, основанием возникновения которых являлся факт работы в соответствующие периоды и который также мог быть осуществлен решением органа, осуществляющего пенсионное обеспечение.
Доводы жалобы о том, что Воробьева В.А. в спорный период имела право на отпуск по уходу за ребенком с <дата> по <дата> и с <дата> по <дата> также не могут быть приняты во внимание, поскольку имеющийся у Воробьевой В.А. стаж в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера без указанных периодов составляет более требуемых п. 2 ч. 1 ст. 32 Федерального закона № 400-ФЗ 17 лет.
Иные доводы апелляционной жалобы истца, правильности выводов суда об отсутствии оснований для удовлетворения иска не опровергают.
Само по себе несогласие автора жалобы с данной судом оценкой обстоятельств дела не является основанием считать решение суда неправильным.
Судебная коллегия полагает, что при разрешении спора судом первой инстанции были правильно определены обстоятельства, имеющие значение для дела, правоотношения сторон в рамках заявленных требований и закон, подлежащий применению. Выводы суда соответствуют установленным по делу обстоятельствам, подтвержденным материалами дела и исследованными судом доказательствами, которым суд дал надлежащую оценку в соответствие с требованиями процессуальных норм.
Нарушений судом первой инстанции норм процессуального права, которые, по смыслу ст. 330 ГПК РФ, могли бы служить основанием для отмены обжалуемого решения, не установлено.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Горно-Алтайского городского суда Республики Алтай от 24 января 2023 года оставить без изменения, апелляционную жалобу управляющего Отделением Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Республике Алтай Каташевой О.Б. – без удовлетворения.
Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в кассационном порядке в Восьмой кассационный суд общей юрисдикции в срок, не превышающий трех месяцев со дня вступления в законную силу судебного постановления в порядке, предусмотренном главой 41 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, путем подачи кассационной жалобы через суд первой инстанции.
Объявление в судебном заседании суда апелляционной инстанции резолютивной части апелляционного определения и отложение составления мотивированного апелляционного определения на срок, не превышающий пяти рабочих дней, на исчисление сроков подачи кассационной жалобы не влияют.
Председательствующий судья С.Н. Чертков
Судьи Е.А. Кокшарова
О.А. Шнайдер
Мотивированное апелляционное определение составлено 04 мая 2023 года