Решение по делу № 2а-309/2020 от 28.02.2020

№ 2а-309(1)/2020

64RS0028-01-2020-000318-05

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

19 марта 2020 г.                      г. Пугачев

Пугачевский районный суд Саратовской области в составе

председательствующего судьи Шумейкина А.П.,

при секретаре Рязанцевой А.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску <Данные изъяты> к администрации <Данные изъяты> муниципального района Саратовской области о признании незаконными постановления об утверждении схемы расположения земельного участка, соглашения о перераспределении земель,

установил:

в обоснование заявленных требований административные истцы указали, что постановлением администрации <Данные изъяты> муниципального района Саратовской области № <Данные изъяты> от <Данные изъяты> была утверждена схема расположения земельного участка на кадастровом плане территории в кадастровом квартале <Данные изъяты>, площадью 708 кв.м., расположенного по адресу: <Данные изъяты>, с разрешенным использованием: для индивидуального жилищного строительства, путем перераспределения земельного участка площадью 661,71 кв.м. с кадастровым номером <Данные изъяты>, находящегося в собственности <Данные изъяты> и земельного участка из земель находящихся в государственной или муниципальной собственности площадью 708 кв.м. Также было постановлено заключить с <Данные изъяты> соглашение о перераспределении земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности и земельного участка, находящегося в частной собственности заявителя (за плату).

<Данные изъяты> между администрацией <Данные изъяты> муниципального района Саратовской области и <Данные изъяты> было заключено соглашение о перераспределении земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности и земельного участка, находящегося в частной собственности. Данным соглашением земельный участок, принадлежащий <Данные изъяты> площадью 661,71 кв.м., по адресу: <Данные изъяты> был увеличен из земель государственной или муниципальной собственности, в результате чего образован земельный участок площадью 708 кв.м.

Истцы указывают, что земельный участок, за счет которого увеличен земельный участок <Данные изъяты> расположен в кварталах № <Данные изъяты> и № <Данные изъяты>, где проживают административные истцы, ранее являлся проулком между домовладениями № <Данные изъяты> и № <Данные изъяты> по <Данные изъяты>. Данный факт <Данные изъяты> скрыл при подаче заявления о предоставлении земельного участка, не указал, что земельный участок много лет использовался для прохода неограниченного круга лиц.

По территории названного проулка проложен общий водопровод, который обеспечивает подачу питьевой воды в дома по ул. <Данные изъяты>, где проживают собственники домовладений № <Данные изъяты>., <Данные изъяты>., № <Данные изъяты><Данные изъяты>., № <Данные изъяты>.; а также в дома по <Данные изъяты>, где проживают собственники домовладений № <Данные изъяты>., № <Данные изъяты>., №№ <Данные изъяты>., № <Данные изъяты>., № <Данные изъяты>.

Схема водопровода и ввод его в эксплуатацию согласованы с ресурсоснабжающей организацией – ГУП СО «Облводоресурс - <Данные изъяты>» с <Данные изъяты> года.

За годы эксплуатации водопровода он стал изнашиваться, напора в летний период не хватает, вследствие чего административные истцы приняли решение о замене (демонтаже) подающей трубы с малого диаметра на больший, начало работ планировалось на весну 2020 года.

Однако произвести указанные работы не предоставляется возможным, поскольку после предоставления земельного участка, являющегося проулком <Данные изъяты> последний полностью загородил его забором, создав препятствия прохода по нему.

Административные истцы <Данные изъяты> обратились к главе администрации <Данные изъяты> муниципального района <Данные изъяты> который <Данные изъяты> выехав на место, убедился в том, что по проулку проходит общий водопровод и обещал отменить постановление о предоставлении <Данные изъяты> земельного участка. Однако указанное постановление глава администрации не отменил, но дал ответ на обращение административных истцов <Данные изъяты>, в котором указал, что в карте градостроительного зонирования <Данные изъяты> отсутствует проулок, по которому проходит водопровод. С указанного числа административные истцы узнали о нарушении своих прав.

С названным ответом административные истцы не согласны, указывают, что проулок существовал много десятилетий, использовался для прохода в продуктовый магазин, на кладбище для ухода за могилами, в ветеринарную клинику, Межрайгаз. Земельный участок, предоставленный <Данные изъяты> относится к землям общего пользования, поскольку является проулком, который использовался неограниченным кругом лиц, в том числе для прохода граждан, прокладки сети водопровода которой пользуются смежные землепользователи, что является обременением земельного участка. При образовании земельного участка <Данные изъяты>. не было получено согласие соседнего землепользователя <Данные изъяты>., проживающего в доме <Данные изъяты>, который территорию проулка использовал для прохода к своим хозяйственным постройкам для их ремонта.

По мнению административных истцов то обстоятельство, что на карте градостроительного зонирования <Данные изъяты> отсутствует проулок, свидетельствует о невнимательности лиц, которые составляли карту. Считают, что указанный проулок должен быть поставлен на учет в органе государственного кадастра недвижимости, как ранее учтенный объект недвижимости, поскольку существовал до вступления в силу Федерального закона от 21.07.1997 № 122 «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним».

В декабре <Данные изъяты> года административные истцы обратились в прокуратуру Саратовской области с заявлением о проведении проверки законности предоставления <Данные изъяты> спорного земельного участка, был получен ответ, что при предоставлении земельного участка <Данные изъяты> были выявлены нарушения земельного законодательства, в связи с чем, в адрес главы администрации <Данные изъяты> муниципального района внесено представление, на обращение административных истцов решение до настоящего времени не принято.

На основании изложенного административные истцы просят признать незаконным постановление администрации <Данные изъяты> муниципального района Саратовской области № <Данные изъяты> от <Данные изъяты> «Об утверждении схемы расположения земельного участка» и соглашение о перераспределении земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности и земельного участка, находящегося в частной собственности, заключенное <Данные изъяты> между администрацией <Данные изъяты> муниципального района Саратовской области и <Данные изъяты>.

В судебное заседание участники процесса не явились.

Истцами: <Данные изъяты> поданы заявления о рассмотрении дела в отсутствие названных лиц.

Администрацией <Данные изъяты> муниципального района подано заявление о рассмотрении дела в отсутствие представителя администрации. В заявлении также указывается, что администрацией <Данные изъяты> муниципального района признается административный иск об оспаривании гражданами постановления администрации <Данные изъяты> муниципального района Саратовской области № <Данные изъяты> от <Данные изъяты> «Об утверждении схемы расположения земельного участка» и соглашение о перераспределении земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности и земельного участка, находящегося в частной собственности, заключенное <Данные изъяты> между администрацией <Данные изъяты> муниципального района Саратовской области и <Данные изъяты>

<Данные изъяты> поданы письменные возражения на иск. В возражениях <Данные изъяты> указывает о прохождении трубы водопровода по спорному земельному участку расположенному в проулке между принадлежащим ему домовладением и домовладением <Данные изъяты>, считает необоснованным утверждение истцов, что замена подающего к 11 домам воду трубопровода на больший диаметр, приведет к улучшению водоснабжения домов истцов, так как в летний период наблюдается нехватка воды по всему городу, что несколько лет назад в оспариваемом проулке была проведена замена водоподводящей трубы путем укладки новой трубы внутрь старой имеющейся, что в проулке отсутствует возможность проведения земляных работ по замене существующего трубопровода, так как принадлежащие <Данные изъяты> постройки находятся в непосредственной близости с местом прохождения трубопровода и при производстве земляных работ постройки будут повреждены, указывает о необоснованности утверждений истцов об использовании проулка неопределенным кругом лиц в целях свободного прохода, поскольку на протяжении 20 – ти летнего его проживания по данному адресу, проулком пользовались те, кому негде было выпить спиртного и те, кто не желал воспользоваться находящимся через два дома свободным проходом. Так же указывал, что сосед <Данные изъяты> не возражал о предоставлении ему земельного участка занятым проулком, и об этом также знали все соседи.

При указанных обстоятельствах суд считает возможным рассматривать дело в отсутствие не явившихся лиц.

Исследовав материалы дела суд приходит к следующему.

Согласно статьи 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

В силу п.8,9, ст. 226 КАС РФ:

п. 8 при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд проверяет законность решения, действия (бездействия) в части, которая оспаривается, и в отношении лица, которое является административным истцом, или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление. При проверке законности этих решения, действия (бездействия) суд не связан основаниями и доводами, содержащимися в административном исковом заявлении о признании незаконными решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, и выясняет обстоятельства, указанные в частях 9 и 10 настоящей статьи, в полном объеме.

п.9. Если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет: 1) нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление; 2) соблюдены ли сроки обращения в суд; 3) соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих: а) полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия); б) порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен; в) основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами; 4) соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.

Обязанность доказывания обстоятельств, указанных в пунктах 1 и 2 части 9 настоящей статьи, возлагается на лицо, обратившееся в суд, а обстоятельств, указанных в пунктах 3 и 4 части 9 и в части 10 настоящей статьи, - на орган, организацию, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспариваемые решения либо совершившие оспариваемые действия (бездействие).

Судом установлено, что <Данные изъяты> с <Данные изъяты> г. является собственником земельного участка кадастровый номер <Данные изъяты>, площадью 661,78 кв.м., расположенного по адресу: <Данные изъяты>, с разрешенным использованием: для индивидуального жилищного строительства (Свидетельство о государственной регистрации права 64 АА № <Данные изъяты> выданное Учреждением юстиции по государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним на территории Саратовской области (л.д. 137).

Из ситуационного плана (л.д. 134), «Листа согласования соответствующих организаций по выделению (выбору) земельного участка» выданного заказчику <Данные изъяты>л.д.138) следует, что соответствующими организациями в том числе главой администрации <Данные изъяты> муниципального района Саратовской     области, его заместителями по общим, экономическим вопросам, начальником отдела строительства и архитектуры, согласовано выделение (выбор) земельного участка с местоположением: <Данные изъяты>, разрешенное использование объекты гаражного назначения, общая площадь участка 50 кв.м. Указанный земельный участок находится между земельным участком по адресу <Данные изъяты> и земельным участком по адресу <Данные изъяты>

Согласно выписки из Единого государственного реестра недвижимости об основных характеристиках и зарегистрированных правах на объект недвижимости от <Данные изъяты> (л.д. 140), заявления о заключении соглашения на перераспределение земель <Данные изъяты> от <Данные изъяты>. адресованного главе <Данные изъяты> муниципального района (л.д.141), <Данные изъяты> г. в государственный реестр недвижимости внесены сведения об образованном земельном участка с кадастровым номером <Данные изъяты>, по адресу <Данные изъяты> площадью 708 +/- 9 кв.м. категории земель земли населенных пунктов, вид разрешенного использования для индивидуального жилищного строительства. Данный земельный участок поставлен на кадастровый учет.

Администрацией <Данные изъяты> муниципального района Саратовской области было принято постановление № <Данные изъяты> от <Данные изъяты> «Об утверждении схемы расположения земельного участка» (л.д.17, 139). Согласно названному постановлению была утверждена схема расположения земельного участка на кадастровом плане территории в кадастровом квартале <Данные изъяты>, площадью 708 кв.м., расположенного по адресу: <Данные изъяты>, с разрешенным использованием: для индивидуального жилищного строительства, территориальная зона Ж-1 (зона индивидуальной усадебной и блокированной жилой застройки), категория земель – земли населенных пунктов, образованного путем перераспределения земельного участка площадью 661,71 кв.м. с кадастровым номером <Данные изъяты>, находящегося в собственности <Данные изъяты>. и земельного участка из земель находящихся в государственной или муниципальной собственности площадью 708 кв.м. Также было постановлено заключить с <Данные изъяты> соглашение о перераспределении земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности и земельного участка, находящегося в частной собственности заявителя (за плату).

Между администрацией <Данные изъяты> муниципального района Саратовской области и <Данные изъяты> <Данные изъяты> было заключено соглашение о перераспределении земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, собственность на которые не разграничена и земельного участка, находящегося в частной собственности (л.д.142). Согласно названному документу стороны достигли соглашения о перераспределении земельного участка площадью 661,71 кв.м. с кадастровым номером <Данные изъяты>, по адресу <Данные изъяты> находящегося в собственности <Данные изъяты> с частью земель находящихся в государственной или муниципальной собственности собственность на которую не разграничена, в результате чего образован земельный участок площадью 708 кв.м. с кадастровым номером <Данные изъяты> по адресу <Данные изъяты> собственность на который возникает у <Данные изъяты> на основании настоящего соглашения. Предусматривалась плата за увеличение земельного участка в результате перераспределения земель, в сумме 2 290 руб.

В сообщении от <Данные изъяты> г. филиала государственного унитарного предприятия Саратовской области «Облводоресурс» «<Данные изъяты>», к которому приложены схемы расположения водопроводов, указывается, что между земельным участком по адресу <Данные изъяты> и земельным участком по адресу <Данные изъяты> расположена водопроводная сеть, не состоящая на балансе ГУП СО «Облводоресурс»- «<Данные изъяты>», которая обеспечивает хозяйственно-бытовые нужды жилых домов № <Данные изъяты>, по ул. <Данные изъяты>, а также жилых домов № <Данные изъяты>, по ул. <Данные изъяты>.

Согласно выписки из Единого государственного реестра недвижимости об основных характеристиках и зарегистрированных правах на объект недвижимости от <Данные изъяты> (л.д. 182-184), <Данные изъяты> г. в государственный реестр недвижимости внесены сведения об образованном земельном участка с кадастровым номером <Данные изъяты>, по адресу <Данные изъяты> площадью 708 +/- 9 кв.м. категории земель земли населенных пунктов, вид разрешенного использования для индивидуального жилищного строительства. Данный земельный участок поставлен на кадастровый учет, собственником названного земельного участка с <Данные изъяты> г. является <Данные изъяты>.

Таким образом, на основании оспариваемых постановления и соглашения, произошло увеличение площади земельного участка <Данные изъяты> на 46,22 кв.м. (708 кв.м. - 661,78 кв.м.)

Суд приходит к выводу, что формирование земельного участка с кадастровым номером <Данные изъяты>, по адресу <Данные изъяты> площадью 708 +/- 9 кв.м. и предоставление его в собственность <Данные изъяты> осуществлено с нарушениями действующего законодательства.

Статьей 39.28 Земельного кодекса РФ установлено, что перераспределение земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и земельных участков, находящихся в частной собственности, допускается в следующих случаях: 3) перераспределение земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и земельных участков, находящихся в собственности граждан и предназначенных для ведения личного подсобного хозяйства, огородничества, садоводства, индивидуального жилищного строительства, при условии, что площадь земельных участков, находящихся в собственности граждан, увеличивается в результате этого перераспределения не более чем до установленных предельных максимальных размеров земельных участков;

Перераспределение земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и земельных участков, находящихся в частной собственности, осуществляется на основании соглашения между уполномоченными органами и собственниками земельных участков. При этом указанное соглашение должно содержать сведения о возникновении права государственной или муниципальной собственности и (или) права частной собственности на образуемые земельные участки.

Перераспределение земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и земельных участков, находящихся в частной собственности, осуществляется в соответствии с утвержденным проектом межевания территории либо при отсутствии такого проекта в соответствии с утвержденной схемой расположения земельного участка.

Обязательными приложениями к указанному в пункте 2 настоящей статьи соглашению являются кадастровый паспорт земельного участка или кадастровые паспорта земельных участков, которые образуются в результате перераспределения земель и (или) земельного участка, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и земельного участка, находящегося в частной собственности.

В соответствии со ст. 39 29 Земельного кодекса Российской Федерации, в целях заключения соглашения о перераспределении земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и земельных участков, находящихся в частной собственности, гражданин или юридическое лицо - собственники таких земельных участков обращаются с заявлением о перераспределении земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и земельных участков, находящихся в частной собственности (далее - заявление о перераспределении земельных участков), в уполномоченный орган.

2. В заявлении о перераспределении земельных участков указываются:

- п. 1 1) фамилия, имя и (при наличии) отчество, место жительства заявителя, 3) кадастровый номер земельного участка или кадастровые номера земельных участков, перераспределение которых планируется осуществить; 4) реквизиты утвержденного проекта межевания территории, если перераспределение земельных участков планируется осуществить в соответствии с данным проектом;- п. 3. к заявлению о перераспределении земельных участков прилагаются: 1) копии правоустанавливающих или правоудостоверяющих документов на земельный участок, принадлежащий заявителю, в случае, если право собственности не зарегистрировано в Едином государственном реестре недвижимости; 2) схема расположения земельного участка в случае, если отсутствует проект межевания территории, в границах которой осуществляется перераспределение земельных участков;

- п 8. В срок не более чем тридцать дней со дня поступления заявления о перераспределении земельных участков уполномоченный орган по результатам его рассмотрения совершает одно из следующих действий: 1) принимает решение об утверждении схемы расположения земельного участка и направляет это решение с приложением указанной схемы заявителю; 2) направляет заявителю согласие на заключение соглашения о перераспределении земельных участков в соответствии с утвержденным проектом межевания территории; 3) принимает решение об отказе в заключении соглашения о перераспределении земельных участков при наличии оснований, предусмотренных пунктом 9 настоящей статьи.

- п. 9. Уполномоченный орган принимает решение об отказе в заключении соглашения о перераспределении земельных участков при наличии хотя бы одного из следующих оснований:

4) проектом межевания территории или схемой расположения земельного участка предусматривается перераспределение земельного участка, находящегося в частной собственности, и земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности и изъятых из оборота или ограниченных в обороте,

11) имеются основания для отказа в утверждении схемы расположения земельного участка, предусмотренные пунктом 16 статьи 11.10 настоящего Кодекса;

12) приложенная к заявлению о перераспределении земельных участков схема расположения земельного участка разработана с нарушением требований к образуемым земельным участкам или не соответствует утвержденным проекту планировки территории, землеустроительной документации, положению об особо охраняемой природной территории;

-п. 10. Решение об отказе в заключении соглашения о перераспределении земельных участков должно быть обоснованным и содержать указание на все основания отказа.

-п. 12. Отсутствие в государственном кадастре недвижимости сведений о местоположении границ земельного участка, который находится в государственной или муниципальной собственности и в отношении которого осуществляется перераспределение, не является основанием для отказа в заключении соглашения о перераспределении земельных участков. В этом случае заявитель обеспечивает выполнение кадастровых работ в целях государственного кадастрового учета земельного участка, право собственности на который приобретает заявитель, и обращается с заявлением о государственном кадастровом учете такого земельного участка.

Согласно статьи 11.10 Земельного кодекса РФ схема расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории (далее - схема расположения земельного участка) представляет собой изображение границ образуемого земельного участка или образуемых земельных участков на кадастровом плане территории. В схеме расположения земельного участка указывается площадь каждого образуемого земельного участка и в случае, если предусматривается образование двух и более земельных участков, указываются их условные номера. Подготовка схемы расположения земельного участка осуществляется с учетом утвержденных документов территориального планирования, правил землепользования и застройки, проекта планировки территории, землеустроительной документации, положения об особо охраняемой природной территории, наличия зон с особыми условиями использования территорий, земельных участков общего пользования, территорий общего пользования, красных линий, местоположения границ земельных участков, местоположения зданий, сооружений (в том числе размещение которых предусмотрено государственными программами Российской Федерации, государственными программами субъекта Российской Федерации, адресными инвестиционными программами), объектов незавершенного строительства.

В случае образования земельных участков путем перераспределения земельных участков, находящихся в собственности граждан и предназначенных для ведения личного подсобного хозяйства, огородничества, садоводства, индивидуального жилищного строительства, и земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, подготовка схем расположения земельных участков обеспечивается гражданами, являющимися собственниками таких земельных участков.

В случае, если подготовку схемы расположения земельного участка обеспечивает гражданин в целях образования земельного участка для его предоставления гражданину без проведения торгов, подготовка данной схемы может осуществляться по выбору указанного гражданина в форме электронного документа или в форме документа на бумажном носителе.

Форма схемы расположения земельного участка, подготовка которой осуществляется в форме документа на бумажном носителе, требования к формату схемы расположения земельного участка при подготовке схемы расположения земельного участка в форме электронного документа, требования к подготовке схемы расположения земельного участка устанавливаются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.

Схема расположения земельного участка утверждается решением исполнительного органа государственной власти или органа местного самоуправления, уполномоченных на предоставление находящихся в государственной или муниципальной собственности земельных участков, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.

В решении об утверждении схемы расположения земельного участка в отношении каждого из земельных участков, подлежащих образованию в соответствии со схемой расположения земельного участка, указываются: 1) площадь земельного участка, образуемого в соответствии со схемой расположения земельного участка; 2) адрес земельного участка или при отсутствии адреса земельного участка иное описание местоположения земельного участка; 3) кадастровый номер земельного участка или кадастровые номера земельных участков, из которых в соответствии со схемой расположения земельного участка предусмотрено образование земельного участка, в случае его образования из земельного участка, сведения о котором внесены в Единый государственный реестр недвижимости;

Основанием для отказа в утверждении схемы расположения земельного участка является: 1) несоответствие схемы расположения земельного участка ее форме, формату или требованиям к ее подготовке, которые установлены в соответствии с пунктом 12 настоящей статьи;3) разработка схемы расположения земельного участка с нарушением предусмотренных статьей 11.9 настоящего Кодекса требований к образуемым земельным участкам; 4) несоответствие схемы расположения земельного участка утвержденному проекту планировки территории, землеустроительной документации, положению об особо охраняемой природной территории;

Судом установлено, что в соответствии с Правилами землепользования и застройки <Данные изъяты> муниципального района Саратовской области земельный участок из земель государственная собственность, на которые не разграничена, за счет которого произведено увеличение площади земельного участка <Данные изъяты> имеет местоположение: <Данные изъяты> в <Данные изъяты>, разрешенное использование объекты гаражного назначения, общая площадь участка 50 кв.м. Указанный земельный участок находится между земельным участком по адресу <Данные изъяты> и земельным участком по адресу <Данные изъяты>

На основании искового заявления, письменных возражений <Данные изъяты> сообщения филиала государственного унитарного предприятия Саратовской области «Облводоресурс» «<Данные изъяты>», судом установлено, что участок за счет которого произведено увеличение площади земельного участка <Данные изъяты> является проулком между земельным участком по адресу <Данные изъяты> и земельным участком по адресу <Данные изъяты> используется неопределенным кругом лиц для свободного прохода, по территории указанного земельного участка проложен водопровод, которым пользуются граждане проживающие в соседних домах.

Данный перераспределенный участок расположен в территориальной зоне застройки малоэтажными жилыми домами и имеет самостоятельный выход на земли общего пользования.

Пунктом 9 ст. 39.29 ЗК РФ установлено, уполномоченный орган принимает решение об отказе в заключении соглашения о перераспределении земельных участков если имеются основания для отказа в утверждении схемы расположения земельного участка, предусмотренные п. 16 ст. 11.10 ЗК РФ.

В силу указанной нормы одним из оснований для отказа в утверждении схемы расположения земельного участка является разработка схемы расположения земельного участка с нарушением предусмотренных ст. 11.9 ЗК РФ требований к образуемым земельным участкам.

Кроме того, для реализации естественных прав неограниченного круга лиц законодателем выделяется особая группа земель - земельные участки общего пользования. Предназначение земельных участков общего пользования заключается в том, что они обеспечивают естественные потребности человека и благоприятные условия его жизнедеятельности.

В силу положений ст. 12 Градостроительного кодекса РФ, территории общего пользования - территории, которыми беспрепятственно пользуется неограниченный круг лиц (в том числе площади, улицы, проезды, набережные, береговые полосы водных объектов общего пользования, скверы, бульвары).

Статьей 262 Гражданского кодекса РФ установлено, что граждане имеют право свободно, без каких-либо разрешений находиться на не закрытых для общего доступа земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и использовать имеющиеся на этих участках природные объекты в пределах, допускаемых законом и иными правовыми актами, а также собственником соответствующего земельного участка.

В силу положений п. 2 ст. 11.10 ЗК РФ, подготовка схемы расположения земельного участка осуществляется с учетом утвержденных документов территориального планирования, правил землепользования и застройки, наличия земельных участков общего пользования, территорий общего пользования, красных линий, местоположения границ земельных участков, местоположения зданий, сооружений, объектов незавершенного строительства.

Положениями пункта 8 статьи 27 ЗК РФ запрещена приватизация земельных участков в границах территорий общего пользования.

На основании вышеизложенного суд приходит к выводу, что администрация была не вправе заключать соглашение о перераспределении земель, на основании которого за <Данные изъяты> зарегистрировано право собственности на вновь образованный земельный участок, увеличение площади которого произошло за счет земель относящегося к категории земель - земельные участки общего пользования.

То обстоятельство, что проулок между земельным участком по адресу <Данные изъяты> и земельным участком по адресу <Данные изъяты>, в Правилах землепользования и застройки <Данные изъяты> муниципального района Саратовской области не отражен как земельный участок общего пользования не свидетельствует о законности соглашения о перераспределении земель, поскольку назначение спорного земельного участка как земельного участка общего пользования установлено в судебном заседании.

При решении вопроса о законности действий администрации <Данные изъяты> муниципального района Саратовской области по перераспределению земель, суд также учитывает следующее.

Межевой план, подготовленный в результате проведения кадастровых работ в установленном федеральным законом порядке, является одним из оснований для осуществления государственного кадастрового учета (пункт 7 части 2 статьи 14 Федерального закона N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости").

В силу пункта 1 части 2 статьи 22 названного федерального закона в межевом плане указываются сведения об образуемых земельном участке или земельных участках в случае выполнения кадастровых работ, в результате которых обеспечивается подготовка документов для представления в орган регистрации прав заявления о государственном кадастровом учете земельного участка или земельных участков.

Форма и состав сведений межевого плана, требования к его подготовке, а также требования к точности и методам определения координат характерных точек границ земельного участка устанавливаются органом нормативно-правового регулирования (часть 13 статьи 22 Федерального закона N 218-ФЗ).

Приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 8 декабря 2015 г. N 921 утверждены требования к подготовке межевого плана (далее - Требования), согласно пункту 48 которых в реквизите 3 раздела "Сведения об образуемых земельных участках" последовательно включаются сведения о каждом образуемом в результате перераспределения земельном участке. В графах 2 и 3 реквизита 3 раздела "Сведения об образуемых земельных участках" указываются сведения об источниках образования земельного участка соответственно: кадастровые номера исходных земельных участков и их площадь, номер кадастрового квартала, в границах которого располагается территория, включаемая в состав таких образуемых земельных участков при образовании земельного участка путем перераспределения земельных участков и земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности. Также в реквизите 3 раздела "Сведения об образуемых земельных участках" и на чертеже указываются: обозначение частей исходных земельных участков, включаемых в состав земельных участков, образуемых в результате перераспределения таких земельных участков, либо обозначение территорий, включаемых в состав земельных участков, образуемых в результате перераспределения земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности.

Земельные участки в свою очередь образуются при разделе, объединении, перераспределении земельных участков или выделе из земельных участков, а также из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности (пункт 1 статьи 11.2 ЗК РФ).

Согласно требованию, изложенному в пункте 1 статьи 11.7 ЗК РФ, при перераспределении нескольких смежных земельных участков образуются несколько других смежных земельных участков и существование таких смежных земельных участков прекращается.

Пунктом 3 названной статьи установлено, что случаи и порядок перераспределения земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, между собой и таких земель и (или) земельных участков и земельных участков, находящихся в частной собственности, предусмотрены главой V.4 ЗК РФ.

Положения статьи 11.7 и главы V.4 ЗК РФ необходимо рассматривать во взаимосвязи, как единый механизм перераспределения земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и земельных участков, находящихся в частной собственности.

Из содержания положений пункта 1 статьи 11.7 ЗК РФ следует, что образование одного земельного участка из двух самостоятельных земельных участков в процедуре перераспределения не допускается.

Поскольку при перераспределении нескольких смежных земельных участков образуются несколько других смежных земельных участков, то межевой план должен содержать данные о площади каждого образуемого земельного участка, их условные номера, сведения о частях земельных участков, включаемых в состав образованных путем перераспределения земельных участков, что согласуется, как с положениями Земельного кодекса Российской Федерации, так и с пунктом 48 Требований.

На основании материалов дела судом установлено, что на земельный участок с местоположением: <Данные изъяты> разрешенное использование объекты гаражного назначения, общая площадь участка 50 кв.м. находящийся между земельным участком по адресу <Данные изъяты> и земельным участком по адресу <Данные изъяты> межевой план, схема расположения земельного участка, с указанием площади земельного участка, образуемого в соответствии со схемой расположения земельного участка, адреса земельного участка или при отсутствии адреса земельного участка иное описание местоположения земельного участка не составлялись, кадастровый номер земельному участку не присваивался, решение об утверждении схемы расположения земельного участка полномочным органом не принималось.

Представленный администрацией ситуационный план на земельный участок с местоположением: <Данные изъяты>, разрешенное использование объекты гаражного назначения, общая площадь участка 50 кв.м. находящийся между земельным участком по адресу <Данные изъяты> и земельным участком по адресу <Данные изъяты>. не может служить основанием для заключения соглашения о перераспределении земель, поскольку таким основанием может послужить только соответствующая вышеперечисленным требованиям законодательства, утвержденная полномочным органом схема расположения земельного участка.

По причине отсутствия схемы расположения земельного участка с местоположением: <Данные изъяты>, разрешенное использование объекты гаражного назначения, общая площадь участка 50 кв.м., постановление администрации <Данные изъяты> муниципального района <Данные изъяты><Данные изъяты> от <Данные изъяты> «Об утверждении схемы расположения земельного участка» нельзя считать законным.

Согласно ст. 46, ч. 3 ст. 157 КАС РФ административный ответчик вправе при рассмотрении административного дела в суде любой инстанции признать административный иск полностью или частично. Суд не принимает признание административным ответчиком административного иска, если это противоречит настоящему Кодексу, другим федеральным законам или нарушает права других лиц. В случае признания административным ответчиком административного иска и принятия его судом принимается решение об удовлетворении заявленных административным истцом требований.

Администрацией <Данные изъяты> муниципального района признан административный иск об оспаривании постановления администрации <Данные изъяты> муниципального района Саратовской области № <Данные изъяты> от <Данные изъяты> «Об утверждении схемы расположения земельного участка» и соглашение о перераспределении земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности и земельного участка, находящегося в частной собственности, заключенное <Данные изъяты> между администрацией <Данные изъяты> муниципального района Саратовской области и <Данные изъяты>

В данном случае признание административным ответчиком иска влечет восстановление нарушенных прав и законных интересов неопределенного круга лиц на использование земель общего пользования.

Установленные судом обстоятельства служат основанием для признания оспариваемого соглашения недействительной в силу ст. 168 Гражданского кодекса РФ, как не соответствующей закону или иным правовым актам. Согласно п. 2 ст. 167 ГК РФ, при недействительности сделки каждая из сторон обязана возвратить другой все полученное по сделке.

На основании изложенного, руководствуясь ст. 175-180, КАС РФ, суд

решил:

административный иск удовлетворить.

Признать незаконным постановление администрации <Данные изъяты> муниципального района Саратовской области № <Данные изъяты> от <Данные изъяты> «Об утверждении схемы расположения земельного участка» и соглашение о перераспределении земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности и земельного участка, находящегося в частной собственности, заключенное <Данные изъяты> между администрацией <Данные изъяты> муниципального района Саратовской области и <Данные изъяты>.

    Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Саратовский областной суд через Пугачевский районный суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Решение в окончательной форме принято 24 марта 2020.

Судья

2а-309/2020

Категория:
Гражданские
Истцы
Муромцева Галина Алексеевна
Майорова Серафима Кондратьевна
Бекетова Виктория Юрьевна
Бубенцова Александра Алексеевна
Барышников Дмитрий Витальевич
Епрушкина Марина Алексеевна
Бородин Алексей Викторович
Чудаева Елена Владимировна
Барышникова Ольга Ивановна
Степанов Сергей Александрович
Труханов Александр Михайлович
Муромцев Василий Иванович
Русакова Галина Викторовна
Дмитриев Максим Юрьевич
Волков Александр Александрович
Бессуднов Иван Петрович
Русаков Виктор Николаевич
Папиашвили Людмила Мировна
Чекунова Анастасия Николаевна
Бессуднова Ольга Николаевна
Соловкина Ольга Владимировна
Дмитриева Наталия Владимировна
Рогожкина Мария Ивановна
Апакина Любовь Александровна
Епрушкин Константин Валерьевич
Бубенцов Владимир Васильевич
Жилибовский Николай Семенович
Чекунов Александр Владимирович
Дворянчикова Наталья Васильевна
Жилибовская Назиля Бахтигалиевна
Труханова Александра Ивановна
Чудаев Игорь Александрович
Махнёв Дмитрий Рудольфович
Степанова Галина Владимировна
Бородина Ольга Николаевна
Усков Михаил Анатольевич
Соловкин Олег Васильевич
Сотникова Нина Николаевна
Бессуднов Андрей Иванович
Махнева Елена Александровна
Костин Александр Геннадьевич
Лантинов Николай Петрович
Ускова Елена Григорьевна
Ушаков Александр Иванович
Нупашвили Нукзар Григорьевич
Ответчики
Администрация Пугачевского муниципального района Саратовской области
Другие
Ухлов Валерий Михайлович
Суд
Пугачевский районный суд Саратовской области
Судья
Шумейкин Александр Петрович
Дело на сайте суда
pugachevsky.sar.sudrf.ru
28.02.2020Регистрация административного искового заявления
28.02.2020Передача материалов судье
02.03.2020Решение вопроса о принятии к производству
03.03.2020Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
03.03.2020Подготовка дела (собеседование)
10.03.2020Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
10.03.2020Судебное заседание
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее