Дело № 2а-8212/18
РЕШЕНРР•
РМЕНЕМ Р РћРЎРЎРЙСКОЙ ФЕДЕРАЦРР
6 декабря 2018 года город Владивосток,
ул. Адмирала Фокина, д.23А
Фрунзенский районный суд г. Владивостока Приморского края в составе председательствующего судьи Булановой Н.А., при секретаре Куприковой Е.В., рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Зайцевой Ольги Александровны к Департаменту земельных и имущественных отношений Приморского края о признании решения незаконным, и возложении обязанности,
РЈРЎРўРђРќРћР’РР›:
Зайцева О.А. обратилась в суд с административным исковым заявлением о признании незаконным решение Департамента земельных и имущественных отношений Приморского края от дата по заявлению Зайцевой О.А. от дата о предварительном согласовании предоставления земельного участка, ориентировочной площадью № кв.м по адресу: <адрес> для ведения дачного хозяйства бесплатно в собственность, и возложение обязанности устранить нарушения прав административного истца путем рассмотрения вопроса о предварительном согласовании предоставления испрашиваемого земельного участка.
В обоснование заявленных требований истец указывает, что дата Зайцева О.А., <...> руководствуясь пп. 7 ст. 39.5 ЗК РФ и п. 2 ст. 10 Закона Приморского края от 29.12.2003 г. N 90-КЗ «О регулировании земельных отношений в Приморском крае», обратилась через МКУ МФЦ ВГО Отделение № 3 в Департамент земельных и имущественных отношений Приморского края в порядке ст. 39.15 ЗК РФ с заявлением о предварительном согласовании предоставления земельного участка, ориентировочной площадью №.м., по ориентировочному адресу: <адрес>, для ведения дачного хозяйства бесплатно в собственность. В нарушение п. 7 ст. 39.15 ЗК РФ Департамент в установленный законом тридцатидневный срок обращение не рассмотрел, ответ не предоставил. дата. Первореченский районный суд г. Владивостока признал бездействие незаконным и возложил обязанности рассмотреть заявление Зайцевой О.В. от дата. и предоставить ответ в течении 14 суток, с даты вступления решения в законную силу. дата Зайцевой О.А. получен ответ от дата об отказе отказано в предварительном согласовании предоставления испрашиваемого земельного участка. дата решением Первореченского районного суда отказ Департамента от дата признан незаконным, возложена обязанность повторно рассмотреть заявление. Письмом Департамента от дата. Зайцевой О.В. отказано в предварительном согласовании предоставления испрашиваемого земельного участка на том основании, что дата. в правила землепользования и застройки на территории Владивостокского городского округа внесены изменения и теперь испрашиваемый земельный участок Зайцевой О.В. находится в территориальной зоне Ж 1 (зона застройки индивидуальными жилыми домами), где среди основных и условно-разрешенных видов разрешенного использования земельного участка территориальной зоны Ж-1 отсутствует вид разрешенного использования ведение дачного хозяйства. Данное очередное решение Департамента является незаконным и вся процедура рассмотрения обращения Зайцевой О.А. от 16.01.2017г., поскольку на момент обращения, испрашиваемый земельный участок в соответствии с ПЗЗ находился в территориальной зоне Ж-4, где основанным видом разрешенного использования, в том числе, был вид разрешенного использования – для дачного хозяйства. Департамент не способствует в реализации права на однократное бесплатное приобретение земельного участка в собственность Зайцевой О.А., а наоборот, всячески препятствует в реализации данного права, что подтверждается судебными актами, вступившими в законную силу. Также и решение от дата № Департамента является очередным препятствием в реализации данного права.
Административный истец Зайцева О.В. в судебное заседание не явилась, извещена надлежаще.
Представитель административного истца Зайцевой О.В. по доверенности Гуртовой М.Ф. требования административного искового заявления подержал в полном объеме.
Административный ответчик – представитель Департамента земельных и имущественных отношений Приморского края по доверенности Галицкая В.В. в судебном заседании возражала против удовлетворения требований административного искового заявления по доводам, изложенным в письменных возражениях, пояснив, что градостроительные регламенты обязательны для исполнения всеми собственниками земельных участков независимо от форм собственности и прав на земельные участки. В ПЗЗ (в редакции от дата) испрашиваемый Зайцевой О.А. земельный участок расположен в территориальной зоне Ж-1, где в перечне основных, условно-разрешенных и вспомогательных видов разрешенного использования указанной территориальной зоны отсутствует вид разрешенного использования – ведение дачного хозяйства. Просила в удовлетворении требований отказать.
Выслушав пояснения участвующих в деле лиц, изучив материалы дела, возражения административного ответчика, представленные сторонами документы, суд приходит к следующему.
В соответствии со ст.218 Кодекса административного судопроизводства РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
По смыслу положений ст. 227 КАС РФ для признания решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего незаконными необходимо наличие совокупности двух условий - несоответствие оспариваемых решений, действий (бездействия) нормативным правовым актам и нарушение прав, свобод и законных интересов административного истца.
По данной категории административных дел на административного истца возложена обязанность доказывания нарушения своих прав, свобод и законных интересов и соблюдения сроков обращения в суд, а обязанность по доказыванию соответствия оспариваемых решений, действий (бездействия) нормативным правовым актам - на орган, организации, лицо, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, принявшие оспариваемые постановления либо совершившие оспариваемые действия (бездействие).
<...>
Решением Департамента земельных и имущественных отношений Приморского края от № Зайцевой О.А. отказано в предварительном согласовании предоставления земельного участка, ориентировочной площадью 589кв.м., по ориентировочному адресу: <адрес>, для ведения дачного хозяйства бесплатно в собственность, в связи с тем, что в соответствии с правилами землепользования и застройки Владивостокского городского округа, утвержденных решением Думы г. Владивостока от 07.04.2010 №462, в редакции 28.03.2018) испрашиваемый земельный участок расположен в территориальной зоне Ж-1 (зона застройки индивидуальными жилыми домами), где в перечне основных, условно-разрешенных и вспомогательных видов разрешенного использования указанной территориальной зоны отсутствует вид разрешенного использования – ведение дачного хозяйства.
Оценив обстоятельства дела, представленные доказательства, суд приходит к выводу об отсутствии оснований для признания оспариваемого решения не соответствующим требованиям действующего законодательства в силу следующего.
В соответствии с пунктом 1 статьи 39.1 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются на основании:
1) решения органа государственной власти или органа местного самоуправления в случае предоставления земельного участка в собственность бесплатно или в постоянное (бессрочное) пользование;
2) договора купли-продажи в случае предоставления земельного участка в собственность за плату;
3) договора аренды в случае предоставления земельного участка в аренду;
4) договора безвозмездного пользования в случае предоставления земельного участка в безвозмездное пользование.
Согласно статьи 39.2 Земельного кодекса Российской Федерации предоставление земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется исполнительным органом государственной власти или органом местного самоуправления в пределах их компетенции в соответствии со статьями 9 - 11 названного Кодекса.
Статьей 39.5 ЗК РФ определены случаи предоставления земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, гражданину или юридическому лицу в собственность бесплатно.
Согласно пп. 7 ст. 39.5 ЗК РФ земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются гражданину или юридическому лицу в собственность бесплатно на основании решения уполномоченного органа осуществляется в случае предоставления земельного участка иным не указанным в подпункте 6 настоящей статьи отдельным категориям граждан и (или) некоммерческим организациям, созданным гражданами, в случаях, предусмотренных федеральными законами, отдельным категориям граждан в случаях, предусмотренных законами субъектов Российской Федерации.
Законом Приморского края от 29.12.2003 № 90-КЗ «О регулировании земельных отношений в Приморском крае» регулируются земельные отношения на территории Приморского края в пределах полномочий, предоставленных субъектам Российской Федерации федеральным законодательством.
Статьей 10 названного закона предусмотрены случаи бесплатного предоставления земельных участков в собственность граждан из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности.
Так, согласно подпункту 2 пункта 1 статьи 10 Закона Приморского края от 29.12.2003 № 90-КЗ земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, помимо случаев, установленных федеральным законодательством, однократно бесплатно предоставляются в собственность граждан Российской Федерации, проживающих на территории Приморского края, для ведения садоводства, огородничества, животноводства, дачного строительства, дачного хозяйства, личного подсобного хозяйства (по выбору гражданина), отдельным категориям граждан, в том числе, семьям, имеющим в своем составе ребенка-инвалида, а также ребенка, старше 18 лет, являющегося инвалидом I группы, ставшего инвалидом до достижения им возраста 18 лет.
В силу статьи 1 Земельного кодекса одним из принципов земельного законодательства является деление земель по целевому назначению на категории, согласно которому правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий и требований законодательства.
В силу пункта 2 статьи 85 Земельного кодекса правилами землепользования и застройки устанавливается градостроительный регламент для каждой территориальной зоны индивидуально, с учетом особенностей ее расположения и развития, а также возможности территориального сочетания различных видов использования земельных участков (жилого, общественно-делового, производственного, рекреационного и иных видов использования земельных участков).
Пункт 3 названной нормы устанавливает, что градостроительные регламенты обязательны для исполнения всеми собственниками земельных участков, землепользователями, землевладельцами и арендаторами земельных участков независимо от форм собственности и иных прав на земельные участки.
Указанные лица могут использовать земельные участки в соответствии с любым предусмотренным градостроительным регламентом для каждой территориальной зоны видом разрешенного использования.
В соответствии с пунктом 9 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее - Градостроительный кодекс) виды разрешенного использования земельных участков устанавливаются градостроительным регламентом.
Согласно части 1 статьи 30 Градостроительного кодекса Российской Федерации правила землепользования и застройки призваны не только обеспечивать права и законные интересы собственников и обладателей иных прав на земельные участки, но и защищаемые законом права и интересы иных физических и юридических лиц, а также публичные интересы, связанные, в частности, с устойчивым развитием территорий муниципальных образований, сохранением окружающей среды и объектов культурного наследия, улучшением инвестиционной привлекательности соответствующих территорий и т.п., которые могут вступать в объективное противоречие с интересами собственников.
Согласно ч. 1 ст. 36 Градостроительного кодекса РФ градостроительным регламентом определяется правовой режим земельных участков, равно как всего, что находится над и под поверхностью земельных участков и используется в процессе их застройки и последующей эксплуатации объектов капитального строительства.
РР· материалов дела СЃСѓРґРѕРј установлено, что согласно Правилам землепользования Рё застройки РЅР° территории Владивостокского РіРѕСЂРѕРґСЃРєРѕРіРѕ РѕРєСЂСѓРіР°, утвержденных решением Думы РіРѕСЂРѕРґР° Владивостока РѕС‚ <...> СЃ учетом внесенных изменений распоряжением департамента градостроительства РџСЂРёРјРѕСЂСЃРєРѕРіРѕ края РѕС‚ <...> испрашиваемый Зайцевой Рћ.Рђ. земельный участок расположен РІ территориальной Р·РѕРЅРµ Р–-1 (Р·РѕРЅР° застройки индивидуальными жилыми домами).
Разрешенное использование испрашиваемого земельного участка - «ведение дачного хозяйства» - не соответствует градостроительному регламенту территориальной зоны Ж-1.
В перечне основных, условно-разрешенных и вспомогательных видов разрешенного использования указанной территориальной зоны Ж-1 отсутствует вид разрешенного использования – ведение дачного хозяйства.
Департамент земельных и имущественных отношений Приморского края, отказывая Зайцевой О.А. в предварительном согласовании испрашиваемого земельного участка, обоснованно в соответствии с действующими Правилами землепользования и застройки на территории Владивостокского городского округа, утвержденными решением Думы города Владивостока от дата №, сослался на невозможность предоставления испрашиваемого земельного участка, в связи с несоответствием разрешенного использования земельного участка – «ведение дачного хозяйства» градостроительному регламенту территориальной зоны Ж-1.
Статьей 39.16 Земельного кодекса Российской Федерации предусмотрены основания для отказа в предоставлении земельных участков без торгов.
Согласно пункту 14 ст. 39.16 Земельного кодекса Российской Федерации уполномоченный орган принимает решение об отказе в предоставлении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов в том числе в случае, если разрешенное использование земельного участка не соответствует целям использования такого земельного участка, указанным в заявлении о предоставлении земельного участка, за исключением случаев размещения линейного объекта в соответствии с утвержденным проектом планировки территории.
В данном случае такие обстоятельства судом были установлены, установленная законом процедура предоставления земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, направлена на соблюдение баланса прав и законных интересов собственника земельного участка и граждан, заинтересованных в приобретении соответствующих прав на земельный участок, в связи с чем обжалуемые действия Департамента земельных и имущественных отношений Приморского края в части отказа в предварительном согласовании испрашиваемого земельного участка являются законными. Оспариваемые действия произведены административным ответчиком в пределах его полномочий, установленных действующим законодательством, носят законный и обоснованный характер, а потому не нарушают права и законные интересы административного истца.
Доводы административного истца о том, что его заявление о предварительном согласовании испрашиваемого земельного участка поступило в Департамент земельных и имущественных отношений Приморского края до внесения изменений в Правила землепользования и застройки, в связи с чем у ответчика отсутствовали основания для применения названной нормы права к спорным правоотношениям, не могут быть судом во внимание исходя из следующего.
Распоряжением департамента градостроительства Приморского края от 28.03.2018 №14 «О внесении изменений в Правила землепользования и застройки на территории Владивостокского городского округа» утверждены изменения Правил землепользования и застройки на территории Владивостокского городского округа, согласно которых испрашиваемый Зайцевой О.А. земельный участок отнесен к территориальной зоне Ж-1 (зона застройки индивидуальными жилыми домами).
Поскольку на момент принятия решения по заявлению Зайцевой О.А. о предварительном согласовании испрашиваемого земельного участка действовала новая редакция Правил землепользования и застройки на территории Владивостокского городского округа, то Департамент земельных и имущественных отношений Приморского края обоснованно руководствовался ПЗЗ в новой редакции.
Отношения по использованию и охране земель в Российской Федерации регулируются земельным законодательством, которое состоит из Земельного кодекса Российской Федерации, федеральных законов и принимаемых в соответствии с ними законов субъектов Российской Федерации (пункт 1 статьи 3 ЗК РФ).
При регулировании земельных отношений применяется, как следует из пункта 11 статьи 1 ЗК РФ, принцип разграничения действия норм гражданского законодательства и норм земельного законодательства в части регулирования отношений по использованию земель, который состоит в том, что гражданское законодательство устанавливает общие нормы регулирования имущественных отношений, в том числе и земельных, а земельное законодательство - специальные нормы регулирования земельных отношений. Специфика разграничения обусловлена публичным характером регулирования земельных отношений.
РСЃС…РѕРґСЏ РёР· этого, согласно пункту 3 статьи 3 Р—Рљ Р Р¤ гражданским законодательством регулируются имущественные отношения РїРѕ владению, пользованию Рё распоряжению земельными участками, Р° также РїРѕ совершению сделок СЃ РЅРёРјРё, если РёРЅРѕРµ РЅРµ предусмотрено земельным, лесным, природоохранительным, иными специальными федеральными законами.
Таким образом, гражданские правоотношения по использованию земельного участка возникают не с момента обращения заявителя за предоставлением земельного участка, а после принятия решения о предоставлении земельного участка на определенном праве, в связи с этим ссылка общества на статью 4 ГК РФ несостоятельна.
Поскольку до настоящего времени спорный земельный участок истцу не предоставлен и, следовательно, между истцом и департаментом правоотношений относительно испрашиваемого земельного участка не возникло, не может применяться ст. 4 ГК РФ.
Частью 1 статьи 84 КАС РФ установлено, что суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в административном деле доказательств.
В силу толкования во взаимосвязи положений главы 22 Кодекса об административном судопроизводстве Российской Федерации основанием для удовлетворения административного иска об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти является издание этим органом такого решения, совершения действия (бездействия), в результате которых нарушены права и свободы гражданина; созданы препятствия к осуществлению гражданином его прав и свобод; на гражданина незаконно возложена какая-либо обязанность или он незаконно привлечен к ответственности.
РР· анализа указанного положения следует, что СЃСѓРґ отказывает РІ удовлетворении заявления, если установит, что оспариваемое решение или действие принято либо совершено РІ соответствии СЃ законом РІ пределах полномочий органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями Рё права либо СЃРІРѕР±РѕРґС‹ гражданина РЅРµ были нарушены.
Анализируя отказ Департамента земельных и имущественных отношений Приморского края в отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка без проведения торгов, в порядке, предусмотренном ст. 39.5 ЗК РФ, суд приходит к выводу, что действия Департамента является законными и обоснованными, основанными на требованиях действующего законодательства.
В ходе судебного разбирательства не установлено не соответствие оспариваемого решения требованиям закона, а также не выявлено обстоятельств, свидетельствующих о наличии нарушений прав и законных интересов истца.
При таких обстоятельствах, оснований для удовлетворения заявленных требований не имеется.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 175-180, 227 Кодекса административного судопроизводства РФ, суд
РЕШРР›:
В удовлетворении административного искового заявления Зайцевой Ольги Александровны к Департаменту земельных и имущественных отношений Приморского края о признании незаконным решение об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка без проведения торгов, и возложении обязанности, - отказать.
Решение может быть обжаловано в Приморский краевой суд через Фрунзенский районный суд города Владивостока в течение месяца со дня составления мотивированного решения суда – 10.12.2018.
Судья Н.А.Буланова