Дело № 2а-346/2020
РЕШЕНИЕ.
Именем Российской Федерации
13 июля 2020 года станица Егорлыкская Ростовской области.
Егорлыкский районный суд Ростовской области в составе:
председательствующего судьи Попова С.А.,
с участием помощника прокурора Егорлыкского района Немашкало А.Ю.,
при секретаре Семеновой Е.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску прокурора Егорлыкского района в интересах неопределенного круга лиц к Администрации Балко-Грузского сельского поселения о признании незаконным бездействия данной Администрации по не принятию установленных законом мер по ликвидации не санкционированного места размещения твердых бытовых отходов площадью около 43 кв.м. на участке местности, примыкающем к территории кладбища, находящегося в 50м. на север от ул. Заречная № х. Балко-Грузский Егорлыкского района Ростовской области, и обязании в течение 3 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу ликвидировать данное не санкционированное место размещения твердых бытовых отходов,
УСТАНОВИЛ:
В Егорлыкский райсуд обратился прокурор Егорлыкского района с административным иском в интересах неопределенного круга лиц к Администрации Балко-Грузского сельского поселения (далее по тексту Администрация) о признании незаконным бездействия данной Администрации по не принятию установленных законом мер по ликвидации не санкционированного места размещения твердых бытовых отходов площадью около 43 кв.м. на участке местности, примыкающем к территории кладбища, находящегося в 50м. на север от ул. Заречная № х. Балко-Грузский Егорлыкского района Ростовской области, и обязании в течение 3 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу ликвидировать данное не санкционированное место размещения твердых бытовых отходов, ссылаясь на то, что данное место фактически является свалкой и она организована на не отведенном для данных целей земельном участке в нарушение требований санитарно-эпидемиологических норм и правил.
В заседании суда помощник прокурора Егорлыкского района Немашкало А.Ю. исковые требования поддержала.
Администрация административный иск признала, о чем подала письменное заявление. Администрация в заседание суда не прибыла, хотя о слушании дела извещена. В заявлении просила рассмотреть дело без ее участия. Поэтому дело рассмотрено в ее отсутствие по правилам ч. 6 ст. 226 КАС РФ (л.д. 21-22).
Выслушав помощника прокурора Егорлыкского района Немашкало А.Ю., исследовав материалы дела, суд приходит к следующим выводам.
Согласно ч. 1 ст. 39, ч. 1 ст. 218 КАС РФ граждане либо прокурор в интересах неопределенного круга лиц могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
В силу положений ст. 226 ч. 9, 11 КАС РФ предметом судебного исследования по данной категории дел является установление факта нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца, проверка соблюдения истцом срока обращения в суд, проверка соответствия оспариваемых решений, действий (бездействия) административного органа требованиям действующего законодательства в части содержания документа (действия либо бездействия), полномочий органа по его принятию (совершения действий либо бездействий), порядка принятия решения (совершения и действия), оснований его принятия (совершения).
При этом по смыслу данных правовых норм следует, что для признания незаконным действий (бездействия) либо решений органа необходимо наличие одновременно 3 условий: наличие факта нарушения прав заявителя действием (бездействием) органа, соблюдение сроков обращения в суд за защитой нарушенных прав и не соответствие закону оспариваемого действия (бездействия) или решения органа. При этом бремя доказывания наличия факта нарушения прав заявителя действием (бездействием) органа и соблюдение срока обращения в суд возлагается на административного истца, а бремя доказывания соответствия закону оспариваемого действия (бездействия) возлагается на административный орган (ч. 11 ст. 226 КАС РФ).
Как усматривается из материалов дела: свидетельства, акта о результатах проверки, фототаблиц (л.д. 7-11) 17.06.2020 в ходе проведенной прокурорской проверки соблюдения природоохранного санитарно-эпидемиологического законодательства было установлено несанкционированное место размещения твердых бытовых отходов площадью около 43 кв.м. на участке местности, примыкающем к территории кладбища, находящегося в 50м. на север от ул. Заречная № х. Балко-Грузский Егорлыкского района Ростовской области.
Конституция Российской Федерации, исходя из понимания местного самоуправления как одной из основ конституционного строя Российской Федерации, являющейся демократическим правовым государством, признает и гарантирует самостоятельность местного самоуправления в пределах его полномочий и предусматривает, что органы местного самоуправления не входят в систему органов государственной власти (статья 12).
Местное самоуправление по своему конституционно-правовому статусу является обязательной на всей территории Российской Федерации формой публично-территориальной самоорганизации населения и одновременно представляет собой неотъемлемую часть единого механизма управления делами государства, в рамках которого органы местного самоуправления на началах взаимодействия и согласованного функционирования с федеральными органами государственной власти и органами государственной власти субъектов Российской Федерации участвуют в конституционно закрепленных пределах в осуществлении на соответствующей территории функций демократического правового и социального государства.
Соответственно, конституционное предназначение местного самоуправления, приоритет которого - решение социально-экономических задач в пределах муниципального образования как территории совместной жизнедеятельности населения, определяется, вместе с тем, целями наиболее эффективной реализации вытекающих из статей 2, 7 (часть 1) и 9 (часть 1) Конституции Российской Федерации задач по соблюдению и защите прав и свобод человека и гражданина, созданию условий для достойной жизни и свободного развития человека, использованию и охране земли и других природных ресурсов как основы жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории; органы же местного самоуправления, будучи организационно-правовым выражением власти местного сообщества как первичного субъекта права на местное самоуправление, призваны обеспечивать в рамках полномочий, возложенных на местное самоуправление в соответствии с Конституцией Российской Федерации, реализацию воли населения городских, сельских поселений и других территорий, на которых оно осуществляется, на основе обеспечения баланса общегосударственных, региональных и местных интересов.
Конституция Российской Федерации, определяя в качестве предметной сферы деятельности местного самоуправления, осуществление которого должно носить законный характер (статья 15, часть 2), решение вопросов местного значения (статья 130, часть 1), исходит из того, что все вопросы, относящиеся к вопросам непосредственного обеспечения жизнедеятельности населения муниципального образования, могут и должны решать именно органы местного самоуправления, а не органы государственной власти (постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 30 ноября 2000 года N 15-П и от 24 декабря 2012 года N 32-П).
В соответствии с частью 1 статьи 9 Конституции Российской Федерации земля и другие природные ресурсы используются и охраняются в Российской Федерации как основа жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории.
Статья 42 Конституции Российской Федерации закрепляет право каждого на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного здоровью или имуществу экологическим правонарушением.
Этому праву корреспондирует обязанность каждого сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам, закрепленная в статье 58 Конституции Российской Федерации.
Правовые основы государственной политики в области охраны окружающей среды определяет Федеральный закон от 10 января 2002 года N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды".
Данный закон регулирует отношения в сфере взаимодействия общества и природы, возникающие при осуществлении хозяйственной и иной деятельности, связанной с воздействием на природную среду как важнейшую составляющую окружающей среды, включая вопросы ответственности за нарушение законодательства в области охраны окружающей среды.
Правовое регулирование в области обращения с отходами осуществляется Федеральным законом от 24 июня 1998 года N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления", другими законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, а также муниципальными нормативными правовыми актами.
Неисполнение требований природоохранного законодательства в области обращения с отходами производства и потребления ставит под угрозу санитарно-эпидемиологическое благополучие неопределенного круга граждан и создает опасность причинения вреда окружающей среде.
В силу части 2 статьи 8 Федерального закона от 24 июня 1998 года N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления", п. 18 ч. 1 ст. 14 ФЗ РФ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ», ч. 1.1 ст. 12 Областного Закона Ростовской области «О местном самоуправлении в Ростовской области» участие в организации деятельности по сбору и транспортировке твердых коммунальных отходов относится к вопросам местного значения сельских поселений, то есть отнесены к полномочиям органов местного самоуправления сельских поселений в Ростовской области.
Статья 3 Федерального закона от 10 января 2002 года N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" предусматривает ответственность органов местного самоуправления за обеспечение благоприятной окружающей среды и экологической безопасности на соответствующих территориях.
В частью 2 статьи 13 Федерального закона N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" предусмотрено, что организацию деятельности в области обращения с отходами на территориях муниципальных образований осуществляют органы местного самоуправления в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Таким образом, из анализа вышеуказанных правовых норм в их совокупности следует, что органы местного самоуправления сельских поселений в Ростовской области являются органами, осуществляющими, в том числе, организацию деятельности в области обращения с отходами на территориях соответствующих муниципальных образований.
Организация мероприятий по охране окружающей среды в границах сельского поселения, независимо от формы собственности на землю, организация сбора, вывоза, утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов является исключительной компетенцией данных муниципальных образований. Такая позиция соответствует толкованию, данному в Постановлении Конституционного Суда Российской Федерации N13-П от 26 апреля 2016 года. Согласно Постановлению, закрепление в пункте 18 части 1 статьи 14 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" в качестве вопроса местного значения участие в организации деятельности по сбору (в том числе раздельному сбору), транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, захоронению твердых коммунальных отходов на территориях соответствующих муниципальных образований предполагает необходимость реализации органами местного самоуправления ряда задач публично-властного характера по налаживанию устойчивой и согласованно функционирующей системы мер, призванных обеспечивать в целях предотвращения загрязнения территории муниципального образование своевременное и бесперебойное оказание услуг по приему и перемещению бытовых и промышленных отходов, а также позволяющих производить их утилизацию и переработку.
Однако такие действия Администрацией в отношении вышеуказанного земельного участка по адресу, указанному в административном иске, не выполнены.
Соответственно бездействие Администрации в данной части подлежит признанию незаконным с возложением на Администрацию обязанность по ликвидации вышеназванного места размещения твердых бытовых отходов в течение 3 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу.
При таких обстоятельствах суд принимает признание административным ответчиком административного иска, поскольку данное признание не противоречит КАС РФ, другим федеральным законам или нарушает права других лиц, и удовлетворяет административный иск по изложенным выше правовыми основаниям.
Руководствуясь ст.ст. 14, 62, 175-180 КАС РФ, суд
РЕШИЛ:
Административный иск прокурора Егорлыкского района в интересах неопределенного круга лиц удовлетворить.
Признать незаконным бездействие Администрации Балко-Грузского сельского поселения, выразившееся в не принятии установленных законом мер по ликвидации не санкционированного места размещения твердых бытовых отходов площадью около 43 кв.м. на участке местности, примыкающем к территории кладбища, находящегося в 50м. на север от ул. Заречная № х. Балко-Грузский Егорлыкского района Ростовской области, и обязать Администрацию Балко-Грузского сельского поселения в течение 3 месяцев с момента вступления в законную силу настоящего решения суда ликвидировать данное не санкционированное место размещения твердых бытовых отходов.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Ростовский областной суд через Егорлыкский районный суд в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.
Судья
Решение принято в окончательной форме 17.07.2020.