УИД: 43RS0041-01-2021-000179-80
Р Е Ш Е Н И Е ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИпгт. Ленинское 23 июля 2021 года
Шабалинский районный суд Кировской области в составе
председательствующего судьиОлина П.В.,
при секретаре Глушковой Ю.С.
рассмотрев в открытом судебном заседании административное исковое заявление администрации Ленинского городского поселения Шабалинского района Кировской области к УФССП России по Кировской области, ОСП по Шабалинскому и Свечинскому районам УФССП России по Кировской области, заместителю начальника отделения – заместителю старшего судебного пристава-исполнителя ОСП по Шабалинскому и Свечинскому районам УФССП России по Кировской области Пушкаревой И.Ю. об уменьшении размера исполнительского сбора и предоставлении отсрочки взыскания исполнительского сбора,
у с т а н о в и л :
Администрация Ленинского городского поселения Шабалинского района Кировской области обратилась в суд с административным иском к УФССП России по Кировской области, ОСП по Шабалинскому и Свечинскому районам УФССП России по Кировской области, заместителю начальника отделения – заместителю старшего судебного пристава-исполнителя ОСП по Шабалинскому и Свечинскому районам УФССП России по Кировской области Пушкаревой И.Ю. об уменьшении размера исполнительского сбора и предоставлении отсрочки взыскания исполнительского сбора, в обоснование указано, что вступившим в законную силу решением Шабалиннского районного суда Кировской области 23.07.2020 на администрацию возложена обязанность по определению управляющей организации для всех расположенных на территории пгт Ленинское Шабалинского района Кировской области многоквартирных домов, собственники которых не выбрали способ управления либо не реализовали непосредственную форму управления. 05.02.2021 судебным приставом-исполнителем возбуждено исполнительное производство №-ИП, постановление получено 12.05.2021. Судебным приставом-исполнителем 18.06.2021 вынесено постановление о взыскании исполнительского сбора в размере 50000 руб. и об установлении нового срока. В настоящее время в администрации Ленинского городского поселения не запланировано денежных средств для уплаты исполнительского сбора в размере 50000 рублей, поэтому в бюджете поселения отсутствуют указанные денежные средства. В связи со сложившимся трудным финансовым положением муниципального образования, оплата исполнительского сбора в полном объеме для администрации затруднительна. Просить уменьшить размер исполнительского сбора на одну четверть и предоставить отсрочку взыскания исполнительского сбора до ДД.ММ.ГГГГ.
В судебном заседании представитель администрации Ленинского городского поселения не присутствует, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом. Просил рассмотреть дело без участия представителя, указав, что исковые требования поддерживает в полном объеме, решение суда в установленный для добровольного исполнения срок не исполнено в связи с отсутствием на территории Шабалинского района Кировской области управляющей компании.
Административный ответчик заместитель начальника отделения – заместитель старшего судебного пристава-испонителя ОСП по Шабалинскому и Свечинскому районам УФССП России по Кировской области Пушкарева И.Ю. в судебном заседании не присутствует, о рассмотрении дела извещена надлежащим образом.
Представитель ОСП по Шабалинскому и Свечинскому районам УФССП России по Кировской области в судебном заседании не присутствует, о рассмотрении дела извещен надлежащим образом. Просит рассмотреть дело без участия представителя. В отзыве указал, что с заявленными требованиями не согласен, просил оставить заявление администрации без удовлетворения, так как документов, подтверждающих отсутствие денежных средств в рамках бюджетных обязательств на 2021 год, заявителем не представлено. Для предоставления отсрочки также истцом не представлено доказательств наличия конкретных исключительных обстоятельств, а также доказательств того, что по истечении срока, на который истец просит предоставить отсрочку, у должника появится реальная возможность исполнить постановление судебного пристава-исполнителя.
Представитель административного ответчика УФССП России по Кировской области в судебном заседании не присутствует, просил рассмотреть дело в его отсутствие. В предоставленном отзыве указал на необоснованность заявленных исковых требований в связи с отсутствием оснований для снижения исполнительского сбора.
Изучив материалы дела, суд находит исковые требования администрации Ленинского городского поселения Шабалинского района подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
В силу части 2 статьи 13 Гражданского процессуального кодекса РФ и части 1 статьи 16 КАС РФ вступившие в законную силу судебные акты являются обязательными для всех без исключения органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений, должностных лиц, граждан, организаций и подлежат неукоснительному исполнению на всей территории Российской Федерации.
Условия и порядок принудительного исполнения судебных актов определен Федеральным законом от 02 октября 2007 года N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" (далее - Закон N 229-ФЗ), согласно части 1 статьи 5 которого принудительное исполнение судебных актов, актов других органов и должностных лиц в порядке, установленном настоящим Федеральным законом, возлагается на Федеральную службу судебных приставов и ее территориальные органы.
Частью 11 статьи 30 Закона N 229-ФЗ установлено, что если исполнительный документ впервые поступил в службу судебных приставов, то судебный пристав-исполнитель в постановлении о возбуждении исполнительного производства устанавливает срок для добровольного исполнения должником содержащихся в исполнительном документе требований и предупреждает должника о принудительном исполнении указанных требований по истечении срока для добровольного исполнения с взысканием с него исполнительского сбора и расходов по совершению исполнительных действий, предусмотренных статьями 112 и 116 настоящего Федерального закона. Срок для добровольного исполнения составляет пять дней со дня получения должником постановления о возбуждении исполнительного производства, если иное не установлено настоящим Федеральным законом (часть 12 статьи 30 Закона N 229-ФЗ).
В случаях неисполнения должником требований, содержащихся в исполнительном документе, в срок, установленный для добровольного исполнения, судебный пристав-исполнитель выносит постановление о взыскании исполнительского сбора и устанавливает должнику новый срок для исполнения (часть 1 статьи 105 Закона N 229-ФЗ).
В соответствии со статьей 112 Закона N 229-ФЗ исполнительский сбор является денежным взысканием, налагаемым на должника в случае неисполнения им исполнительного документа в срок, установленный для добровольного исполнения исполнительного документа, а также в случае неисполнения им исполнительного документа, подлежащего немедленному исполнению в течение суток с момента получения копии постановления судебного пристава-исполнителя о возбуждении исполнительного производства. В случае неисполнения исполнительного документа неимущественного характера исполнительский сбор с должника-гражданина или должника - индивидуального предпринимателя устанавливается в размере пяти тысяч рублей, с должника-организации - пятидесяти тысяч рублей (части 1 и 3).
Как разъяснено в пункте 78 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 17 ноября 2015 года N 50 "О применении судами законодательства при рассмотрении некоторых вопросов, возникающих в ходе исполнительного производства" по смыслу части 1 статьи 112 Закона N 229-ФЗ исполнительский сбор обладает свойствами административной штрафной санкции, при применении которой на должника возлагается обязанность произвести определенную дополнительную выплату в качестве меры его публично-правовой ответственности, возникающей в связи с совершенным им правонарушением в процессе исполнительного производства.
Материалами дела установлено, что вступившим в законную силу решением Шабалиннского районного суда Кировской области 23.07.2020 на администрацию возложена обязанность по определению управляющей организации для всех расположенных на территории пгт Ленинское Шабалинского района Кировской области многоквартирных домов, собственники которых не выбрали способ управления либо не реализовали непосредственную форму управления.
На основании указанного судебного акта 05.02.2021 судебным приставом-исполнителем ОСП по Шабалинскому району и Свечинскому районам УФССП России по Кировской области возбуждено исполнительное производство №-ИП в отношении администрации. Должник предупрежден, что в случае неисполнения исполнительного документа без уважительных причин в срок, предоставленный для добровольного исполнения, с него будет взыскан исполнительский сбор.
В связи с неисполнением должником требований исполнительного документа в срок, установленный для добровольного исполнения, постановлением судебного пристава-исполнителя ОСП по Шабалинскому и Свечинскому районам УФССП России по Кировской области от 18.06.2021 с администрации взыскан исполнительский сбор в размере 50000 рублей.
Частью 6 статьи 112 Закона N 229-ФЗ предусмотрено, что должник вправе в порядке, установленном настоящим Федеральным законом, обратиться в суд с заявлением об оспаривании постановления судебного пристава-исполнителя о взыскании исполнительского сбора, с иском об отсрочке или о рассрочке его взыскания, об уменьшении его размера или освобождении от взыскания исполнительского сбора.
Суд вправе с учетом степени вины должника в неисполнении в срок исполнительного документа, имущественного положения должника, иных существенных обстоятельств отсрочить или рассрочить взыскание исполнительского сбора, а также уменьшить его размер, но не более чем на одну четверть от размера, установленного в соответствии с частью 3 настоящей статьи (часть 7 статьи 112 Закона N 229-ФЗ).
Исполнительский сбор имеет свойства административной штрафной санкции и является мерой публично-правовой ответственности должника, возникающей в связи с совершенным им правонарушением в процессе исполнительного производства (Постановление Конституционного Суда РФ от 30.07.2001 N 13-П, п. 78 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 17.11.2015 N 50 "О применении судами законодательства при рассмотрении некоторых вопросов, возникающих в ходе исполнительного производства").
В п. 74 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 17.11.2015 N 50 "О применении судами законодательства при рассмотрении некоторых вопросов, возникающих в ходе исполнительного производства" судам разъяснено, что суд вправе с учетом степени вины должника в неисполнении в срок исполнительного документа, иных существенных обстоятельств уменьшить размер исполнительского сбора не более чем на одну четверть от размера, установленного ч. 3 ст. 112 Закона "Об исполнительном производстве", либо освободить должника от его взыскания не только при разрешении требований об уменьшении размера исполнительского сбора или освобождении от его взыскания, но и при разрешении требований об оспаривании постановления судебного пристава-исполнителя о взыскании исполнительского сбора.
В соответствии с правовой позицией, изложенной в Постановлении Конституционного суда Российской Федерации от 30 июля 2001 года N 13-П, в качестве уважительных причин неисполнения требований исполнительного документа в срок, установленный для добровольного исполнения, рассматриваются различные фактические обстоятельства, сделавшие невозможным своевременное исполнение требований исполнительного документа. Правоприменитель во всяком случае обязан обеспечить должнику возможность надлежащим образом подтвердить, что нарушение установленных сроков исполнения исполнительного документа вызвано чрезвычайными, объективно непредотвратимыми обстоятельствами и другими непредвиденными, непреодолимыми препятствиями, находящимися вне его контроля, при соблюдении им той степени заботливости и осмотрительности, какая требовалась от него в целях надлежащего исполнения обязанности, вытекающей из предписаний постановления о возбуждении исполнительного производства.
Из материалов дела следует, что в обоснование отсутствия вины в неисполнении требований исполнительного документа в срок, установленный судебным приставом-исполнителем, администрация указала, что решение суда не исполнено по объективным, не зависящим от нее причинам, связанным с отсутствием управляющей организации для управления МКД на территории пгт. Ленинское.
В обоснование уменьшения суммы взыскания исполнительского сбора, администрация указала, что в настоящее время в администрации Ленинского городского поселения не запланировано денежных средств для уплаты исполнительского сбора в размере 50000 рублей, поэтому в бюджете поселения отсутствуют указанные денежные средства. В связи со сложившимся трудным финансовым положением муниципального образования, оплата исполнительского сбора в полном объеме для администрации затруднительна.
Исходя из положений статьи 153 Бюджетного кодекса Российской Федерации и Федерального закона от 06 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", рассматривают и утверждают соответствующие бюджеты бюджетной системы Российской Федерации законодательные (представительные) органы. Таким органом в пгт. Ленинское Шабалинского района Кировской области является Ленинская городская Дума.
Суду в качестве доказательств тяжелого имущественного положения, администрацией Ленинского городского поселения предоставлена выписка из бюджета поселения на 2021 год, подтверждающая отсутствие денежных средств в рамках бюджетных обязательств на 2021 год.
Удовлетворяя требования административного искового заявления об уменьшении размера исполнительского сбора на одну четверть, суд исходит из того, что в течение установленного судебным приставом-исполнителем срока реальное исполнение решения суда было невозможно вследствие наличия у должника объективных обстоятельств, выразившихся в отсутствии на территории муниципального образования «Ленинское городское поселение» Шабалинского района Кировской области управляющей компании, а также принимает во внимание, что администрацией поселения проводится работа по поиску управляющей организации для управления МКД.
Разрешая заявленные требования, районный суд, руководствуясь приведенными выше нормами права, принимая во внимание, что использование администрацией денежных средств возможно только при наличии утвержденных представительным органом городского поселения бюджетных ассигнований и наличии лимитов бюджетных обязательств на конкретные цели, считает необходимым уменьшить размер исполнительского сбора на одну четверть, до есть до 37500 рублей и предоставить отсрочку взыскания исполнительского сбора до 28.02.2022.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 175-180 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
Р Е Ш И Л:
Административные исковые требования администрации Ленинского городского поселения Шабалинского района Кировской области к УФССП России по Кировской области, ОСП по Шабалинскому и Свечинскому районам УФССП России по Кировской области, заместителю начальника отделения – заместителю старшего судебного пристава-исполнителя ОСП по Шабалинскому и Свечинскому районам УФССП России по Кировской области Пушкаревой И.Ю. удовлетворить.
Уменьшить размер исполнительского сбора, установленный постановлением от 18.06.2021 вр.и.о. начальника отделения – старшего судебного пристава ОСП по Шабалинскому и Свечинскому районам УФССП России по Кировской области Пушкаревой И.Ю., по исполнительному производству №-ИП от 05.02.2021 на одну четверть, то есть до 37500 (тридцати семи тысяч пятисот) рублей.
Предоставить администрации Ленинского городского поселения Шабалинского района Кировской области отсрочку взыскания исполнительского сбора до 28.02.2022.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Кировский областной суд путем подачи жалобы через Шабалинский районный суд в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме.
Судья П.В. Олин