Решение по делу № 33а-9864/2020 от 29.09.2020

Судья Мухина Е.В.

N 33а-9864/2020, 2а-3109/2020

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

Судебная коллегия по административным делам Пермского краевого суда в составе:

Председательствующего судьи Никитиной Т.А.,

судей Овчинниковой Н.А., Чулатаевой С.Г.,

при ведении протокола секретарем Греховой Е.В.

рассмотрела 11 ноября 2020 года в г. Перми в открытом судебном заседании дело по апелляционной жалобе Департамента земельных отношений администрации г. Перми на решение Дзержинского районного суда г. Перми от 05 августа 2020 г., которым постановлено:

Административные исковые требования Крутяковой Ольги Ивановны о признании незаконным решения департамента земельных отношений администрации города Перми от 27.03.2020 № 21-01-07-И-1944 об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка удовлетворить.

Возложить на департамент земельных отношений администрации города Перми обязанность повторно рассмотреть заявление Крутяковой О.И. о предварительном согласовании земельного участка площадью 580 кв.м. по адресу: г.Пермь, ул. ****, в соответствии со схемой расположения земельного участка.

Изучив материалы дела, заслушав доклад судьи Овчинниковой Н.А., объяснения представителей участников процесса, судебная коллегия

У С Т А Н О В И Л А :

Крутякова О.И. обратилась в суд с требованием признать решение департамента земельных отношений администрации города Перми от 27.03.2020 № 21-01-07-И-1944 об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка незаконным, возложить обязанность повторно рассмотреть заявление о предварительном согласовании. В обоснование административного иска указано, что исключительное право на приобретение земельных участков в собственность или аренду имеют граждане, являющиеся собственниками зданий, сооружений, расположенных на таких земельных участках, она является собственником жилого дома 1933 года постройки по адресу: г.Пермь, ул. ****.

Судом постановлено приведенное выше решение, об отмене которого просит в апелляционной жалобе Департамент земельных отношений Администрации г. Перми, указывая, что представленная истцом схема расположения земельного участка противоречит ст. 11.9 ЗК РФ. Испрашиваемый земельный участок расположен в границах территории, в отношении которой утверждены проект межевания, проект планировки территории.

В суде апелляционной инстанции представитель административного истца Сангаджиева Е.В. полагала апелляционную жалобу необоснованной.

Представитель заинтересованного лица (Департамент градостроительства и архитектуры администрации г.Перми)– Тарасюк А.А. полагала жалобу обоснованной, заявила ходатайство привлечь к участию в деле Правительство Пермского края.

Остальные лица в судебное заседание не явились, извещены надлежащим образом.

Разрешая ходатайство, заявленное представителем заинтересованного лица, судебная коллегия отказывает в его удовлетворении, поскольку права и обязанности Правительства Пермского края не затрагиваются, так как законность нормативного правового акта, утвержденного правительством, предметом судебного рассмотрения не является.

Проверив дело, изучив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия отменяет решение суда ввиду нарушения норм материального права.

По смыслу ч. 1 ст. 218, п. 1 ч. 2 ст. 227 КАС РФ решения органов местного самоуправления, их должностных лиц могут быть признаны незаконными, в случае, когда они не отвечают требованиям закона и одновременно нарушают права и свободы административного истца.

Таких условий, необходимых для удовлетворения заявленных требований, по делу не установлено.

Из материалов дела следует, что решением Дзержинского районного суда г.Перми от 30.04.2019 № 2-1218/2019 удовлетворено заявление Крутяковой О.И., признано право собственности на одноэтажный жилой дом (лит.А) 1932 года постройки, расположенный по адресу: г.Пермь, ул. ****.

Апелляционным определением судебной коллегии по гражданском делам Пермского краевого суда от 29.07.2019 № 33-7633/2019 решение оставлено без изменения, апелляционная жалоба администрации города Перми – без удовлетворения.

Индивидуальный жилой дом поставлен на кадастровый учет 29.05.2012, кадастровый номер **.

На основании решения Дзержинского районного суда г.Перми за Крутяковой О.И. 20.08.2019 зарегистрировано право собственности на жилой дом с кадастровым номером **, ограничения прав и обременения объекта недвижимости не зарегистрированы.

28.02.2020 административный истец обратилась в департамент земельных отношений администрации г.Перми с заявлением о предоставлении государственной услуги «Предварительное согласование предоставления земельных участков, находящихся в муниципальной собственности, либо государственная собственность на которые не разграничена» в отношении земельного участка площадью 580 кв.м, расположенного по адресу: г.Пермь, ул.****, на основании ст. 39.17 ЗК РФ под индивидуальное жилищное строительство.

Решением от 27.03.2020 отказано в предварительном согласовании предоставления испрашиваемого земельного участка по причине несоответствия схемы расположения земельного участка утвержденным документам территориального планирования, документам градостроительного зонирования, проектам планировки и (или) межевания территории.

Постановлением администрации г. Перми от 14.11.2018 № 889 утверждена часть проекта межевания территории ул. Строителей от ул. Трамвайной до ул. Барамзиной в Дзержинском районе города Перми в целях внесения изменений в проект межевания территории, ограниченной ул. Строителей, ул. Трамвайной, ул. Барамзиной в Дзержинском районе города Перми, утвержденный постановлением администрации города Перми от 09.01.2018 № 1 «Об утверждении проекта планировки территории и проекта межевания территории, ограниченной ул. Строителей, ул. Трамвайной, ул. Барамзиной в Дзержинском районе города Перми». Документ опубликован в Официальном бюллетене органов местного самоуправления муниципального образования город Пермь № 85 от 20.11.2018.

Земельный участок расположен в границах территории, для которой указанным постановлением утверждена часть проекта межевания территории, не предусматривающая формирование испрашиваемого земельного участка.

Согласно информации ГКБУ «Государственный архив Пермского края», документов о предоставлении земельного участка по адресу: ул.****, не имеется, договоры о предоставлении земельных участков и документы, на основании которых они удостоверены отсутствуют.

Удовлетворяя требования административного истца и признавая незаконным оспариваемое решение Департамента земельных отношений Администрации г. Перми, суд первой инстанции исходил из того, что проект межевания территории на испрашиваемый земельный участок не распространяется, поскольку не содержит сведений об описании границ земельного участка, в том числе в виде графических изображений, предназначенного для эксплуатации соответствующего объекта недвижимого имущества, принадлежащего административному истцу,

Судебная коллегия не может согласится с указанными выводами суда и не находит оснований для удовлетворения иска исходя из следующего.

Нормы Земельного кодекса РФ предусматривают различные варианты образования земельных участков из земель муниципальной собственности.

В частности, согласно п. 1 ст. 11.3 ЗК РФ образование земельных участков из земель или земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется в соответствии с одним из следующих документов:

-проект межевания территории, утвержденный в соответствии с Градостроительным кодексом Российской Федерации;

-утвержденная схема расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории, которая предусмотрена статьей 11.10 настоящего Кодекса.

Согласно п. 2.11.3 Административного регламента предоставления департаментом земельных отношений администрации города Перми муниципальной услуги "Предварительное согласование предоставления земельного участка, находящегося в муниципальной собственности", утвержденного Постановлением Администрации г. Перми от 04.09.2015 N 625 основанием для отказа в предоставлении муниципальной услуги является разработка схемы расположения земельного участка с нарушением предусмотренных статьей 11.9 Земельного кодекса Российской Федерации требований к образуемым земельным участкам.

Согласно ч. 6 ст. 11.9 ЗК РФ образование земельных участков не должно нарушать требования, установленные настоящим Кодексом, другими федеральными законами.

В статье 11.10 ЗК РФ определены основные требования к схеме расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории, порядок подготовки таких схем, а также основания для отказа в их утверждении.

Основанием для отказа в утверждении схемы расположения земельного участка является расположение земельного участка, образование которого предусмотрено схемой расположения земельного участка, в границах территории, для которой утвержден проект межевания территории (подпункт 5 пункта 16 статьи 11.10 Земельного кодекса Российской Федерации).

Исключительное право на приобретение земельных участков в собственность или в аренду имеют граждане, юридические лица, являющиеся собственниками зданий, сооружений, расположенных на таких земельных участках (пункт 1 статьи 39.20 ЗК РФ).

Согласно ч. 1 п. 1 ч. 2 ст. 43 ГрК РФ подготовка проекта межевания территории осуществляется применительно к территории, расположенной в границах одного или нескольких смежных элементов планировочной структуры, границах определенной правилами землепользования и застройки территориальной зоны и (или) границах установленной схемой территориального планирования муниципального района, генеральным планом поселения, городского округа функциональной зоны, территории, в отношении которой предусматривается осуществление деятельности по ее комплексному и устойчивому развитию.

Подготовка проекта межевания территории осуществляется для определения местоположения границ образуемых и изменяемых земельных участков.

Согласно ч. 4 ст. 41 ГрК РФ проект межевания территории является видом документации по планировке территории.

Исходя из содержания ст. 11.3 ЗК РФ образование земельного участка путем утверждения схемы его расположения на кадастровом плане территории, возможно только при отсутствии проекта межевания территории.

Судебная коллегия полагает, что основания для отказа в предварительном согласовании предоставления земельного участка у Департамента земельных отношений администрации г. Перми имелись, поскольку образуемый в соответствии с представленной схемой земельный участок входит в границы территории, в отношении которой утвержден проект межевания, которым не предусмотрено образование такого земельного участка.

Собственник объекта недвижимости (жилого дома), каким является истец, безусловно, обладает исключительным правом на предоставление земельного участка под ним, однако в данном случае образование земельного участка под объект недвижимости в силу требований земельного законодательства невозможно за счет иного земельного участка, отнесенного к территориям общего пользования в соответствии с проектом планировки и межевания территории.

Таким образом, доказательств несоответствия оспариваемого отказа закону или иному нормативно-правовому акту в силу положений ст. ст. 59, 62 КАС РФ административным истцом не представлено.

Судебная коллегия также отмечает, что право собственности на дом признано за истцом решением суда, состоявшимся после утверждения проекта межевания территории.

Вместе с тем, в силу приведенных выше положений земельного законодательства земельный участок под фактически имеющийся объект недвижимости, расположенный в границах территории, в отношении которой имеется утвержденный проект межевания, должен быть предусмотрен данным проектом.

При этом проект межевания территории, утвержденный Постановлением администрации г. Перми от 14.11.2018 № 889, является нормативным правовым актом, определившим спорную территорию как территорию общего пользования. В установленном законом порядке проект межевания территории недействующим не признан.

В поданном в Департамент земельных отношений заявлении административный истец испрашивает земельный участок в собственность, тогда как земли в границах территорий общего пользования не могут предоставлены в частную собственность.

С учетом сказанного, наличие проекта межевания территории предопределяет невозможность образования земельного участка в границах данной территории в соответствии со схемой образования земельного участка в целях его предоставления в частную собственность.

Изложенные обстоятельства свидетельствуют о том, что планируя образовать земельный участок в соответствии с представленной схемой, административный истец избрал ненадлежащий способ реализации своих прав собственника жилого дома.

Поскольку у органа местного самоуправления отсутствовали правовые основания для положительного рассмотрения заявления административного


истца и утверждения представленной схемы по изложенным выше основаниям, права административного истца оспариваемым отказом не нарушены, отказ является обоснованным.

В связи со сказанным, решение суда первой инстанции необходимо отменить и принять новое решение об отказе в удовлетворении заявленных требований.

Руководствуясь ч. 2 ст.177, ст.309 КАС РФ, судебная коллегия

О П Р Е Д Е Л И Л А:

Решение Дзержинского районного суда г. Перми от 05 августа 2020 г. отменить.

Принять новое решение.

Крутяковой Ольге Ивановне в удовлетворении административного искового заявления о признании незаконным решения Департамента земельных отношений администрации г. Перми от 27.03.2020 № 21-01-07-И-1944 об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка, возложении обязанности - отказать.

Председательствующий -

Судьи -

33а-9864/2020

Категория:
Гражданские
Истцы
Крутякова Ольга Ивановна
Ответчики
Администрация г. Перми
Департамент земельных отношений г. Перми
Другие
Департамент градостроительства и архитектуры администрации города Перми
Сангаджиева Елена Владимировна
администрация Дзержинского района г. Перми
Суд
Пермский краевой суд
Судья
Овчинникова Наталья Александровна
Дело на сайте суда
oblsud.perm.sudrf.ru
30.09.2020Передача дела судье
11.11.2020Судебное заседание
24.11.2020Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
03.12.2020Передано в экспедицию
11.11.2020
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее