Дело №2-2228/2019
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
23 сентября 2019 года г. Кострома
Свердловский районный суд г. Костромы в составе председательствующего судьи Ветровой С.В., при секретаре Рыжовой А.М., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Нейского межрайонного прокурора в интересах Большакова В.Б. к Департаменту здравоохранения по Костромской области о признании права на обеспечении лекарственным препаратом и обязании организовать меры по его обеспечению
установил:
Нейский межрайонный прокурор обратился в суд в интересах Большакова В.Б. к Департаменту здравоохранения по Костромской области о признании права на обеспечении лекарственным препаратом и обязании организовать меры по его обеспечению, взыскании расходы на приобретение лекарственных препаратов. Свои требования мотивировал тем, что Нейской межрайонной прокуратурой проведена проверка по обращению Большакова В.Б., в ходе которой установлено, что Болышаков В.Б., <дата> года рождения, не обеспечивается лекарственными препаратами и медицинскими изделиями. Установлено, что Большаков В.Б., <дата> года рождения состоит на учете в ОГБУЗ «Нейская районная больница» с диагнозом заболевание с 2018 года. Для лечения Большакову В.Б. врачом ОГБУЗ «Костромская областная
клиническая больница им. Королева Е.И.» рекомендовано лечение.
В соответствии со ст. 41 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на охрану здоровья и медицинскую помощь. ОГБУЗ «Нейская РБ» в ноябре 2018 г. Большакову В.Б. выписан рецепт на лекарственный препарат «Метформин» (международное непатентованные наименование- далее МНН), однако врачом Большакову В.Б. назначен лекарственный препарат «Эмпаглифлазин» (МНН) с торговым наименованием «Джардинс». Согласно Распоряжению Правительства РФ от 10.12.2018 N 2738-р«Обутверждении перечня жизненно необходимых и важнейших лекарственных
препаратов на 2019 год, а также перечней лекарственных препаратов для
медицинского применения и минимального ассортимента лекарственных
препаратов, необходимых для оказания медицинской помощи» препарат
«Метформин» относится анатомо-терапевтическо-химическая классификация (далее - АТХ) к бигуанидам, «Эмпаглифлазин» к ингибиторам натрийзависимого переносчика глюкозы 2 типа, т.е. к различным АТХ, не могут быть взаимозаменяемы. Большакову В.Б. для лечения назначен «Эмпаглифлазик» (Джардинс). Большаков В.Б. для поддержания своего здоровья вынужден самостоятельно приобретать указанный лекарственный препарат за счет собственных средств, в связи с чем понес расходы в размере 5 711 рублей., что подтверждается соответствующими чеками (товарными чеками). Кроме того, Большаков В.Б. не обеспечен средствами диагностики, а именно глюкометром и тест-полосками. Лечащим врачом Большакову В.Б. рекомендована гликемия. При устном обращении Большаковым В.Б. в ОГБУЗ «Нейская РБ» в выписке средств диагностики отказано. В связи с чем Большаков В.Б. вынужден самостоятельно приобретать указанные медицинские изделия за счет собственных средств, в с чем понес расходы в размере 1171 рублей (Сателлит глюкометр экспресс). а также в размере 1234 рубля (Сателлит тест-полоски экспресс), что подтверждается соответствующими чеками (товарными чеками). В силу п.1 Положения о Департаменте здравоохранения Костромской области утвержденного постановлением Губернатора Костромской области 27.12.2007 № 546 Департамент здравоохранения Костромской области является исполнительным органом государственной власти Костромской области, осуществляющим функции по проведению государственной политики, отраслевому управлению, нормативно-правовому регулированию в сфере охраны здоровья населения Костромской области. К полномочиям департамента относятся переданные Российской Федерацией полномочия в области оказания государственной социальной помощи в виде набора социальных #луг осуществление следующих полномочий по организации обеспечения граждан, включенных в Федеральный регистр лиц, имеющих право на получение государственной социальной помощи и не отказавшихся от получения социальной услуги по обеспечению лекарственными препаратами, изделиями медицинского назначения, а также специализированными продуктами лечебного питания для детей-инвалидов; организация размещения заказов на поставки лекарственных препаратов, изделий медицинского назначения, а также специализированных продуктов лечебного питания для детей-инвалидов; заключение по итогам размещения государственных заказов на поставки лекарственных средств, изделий медицинского назначения, а также специализированных продуктов лечебного питания для детей-инвалидов соответствующих государственных контрактов: организация обеспечения населения лекарственными препаратами, изделиями медицинского назначения, а также специализированными продуктами лечебного питания для детей-инвалидов, закупленными по государственным контрактам (п.11); 26. Организация обеспечения граждан лекарственными препаратами, изделиями медицинского назначения при амбулаторном лечении бесплатно и с 50% скидкой за счет средств областного бюджета, в том числе своевременное обеспечение оплаты лекарственных средств и изделий медицинского назначения, отпускаемых в установленном порядке населению по рецептам врачей бесплатно или со скидкой (п.26). В силу п.59 Положения департамент осуществляет функции главного распорядителя и получателя средств областного бюджета, предусмотренных на содержание департамента и реализацию возложенных на него функций. Непредставление Большакову В.Б. эмпапжфлазина и тест-полосок для определения содержания глюкозы в крови, в рекомендованном врачом количестве, влечет нарушение его права на охрану здоровья и получение медицинской помощи бесплатно, что в соответствии с Конституцией Российской Федерацией недопустимо.
Прокурор города Костромы, действующий по поручению Нейского межрайонного прокурора требования в судебном заседании поддержал, полагал подлежащими удовлетворению.
Большаков В.Б. в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела уведомлен, ходатайствовал о рассмотрении дела в свое отсутствие, ранее исковые требования, заявленные в его интересах поддержал.
Представитель ответчика Департамента здравоохранения Костромской области Хотулева Л.В. в судебном заседании полагала исковые требования не подлежащими удовлетворению по основаниям, изложенным в письменном отзыве, исходя из которого, обеспечение льготных категорий граждан препаратом с международным патентованным наименованием «Эмпаглифлозин» осуществляется только в пределах федеральной льготы, так как указанный лекарственный препарат не входит в перечень, утвержденный постановлением администрации Костромской области от <дата> №-а «О программе государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи в Костромской области на 2019 год и на плановый период 2020 и 2021 годов». В соответствии с Федеральным законом от 17 июля 1999 года № 178 «О государственной социальной помощи» право на получение государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг имеют отдельные категории граждан Российской Федерации, Большаков В.Б. не относится к указанным льготным категориям граждан. В связи с этим, организовать льготное лекарственное обеспечение препаратом МНН «Эмпаглифлозин» за счет средств федерального бюджета указанного гражданина не представляется возможным. Помимо этого, в исковом заявлении Нейского межрайонного прокурора указано о взыскании с департамента здравоохранения Костромской области денежных средств, затраченных Большаковым В.Б. на приобретение глюкометра для определения уровня сахара в крови и тест-полосок к нему. В рамках перечня лекарственных препаратов, отпускаемых населению в соответствии с перечнем групп населения и категорий заболеваний, при амбулаторном лечении которых лекарственные средства и изделия медицинского назначения отпускаются по рецептам врачей бесплатно, утвержденного Постановлением администрации Костромской области от 24 февраля 2018 года № 556-а «О программе государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи в Костромской области на 2019 год и на плановый период 2020 и 2021 годов» глюкометры не предосоставляются гражданам за счет средств областного бюджета. Тест-полоски в вышеуказанном перечне присутствуют, однако указанное «именование является дефицитным и бесплатно предоставляется только детям (гражданам до 18 лет).
ОГБУЗ «Нейская районная больница» своего представителя в судебное заседание не направило, о времени и месте рассмотрения дела уведомлено.
Выслушав участвующих в деле лиц, исследовав материалы гражданского дела, суд приходит к следующему.
Согласно Конституции РФ, каждый имеет право на охрану здоровья и медицинскую помощь. Медицинская помощь в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения оказывается гражданам бесплатно за счет средств соответствующего бюджета, страховых взносов, других поступлений (часть 1 статьи 41).
Исходя из данного конституционного положения законодатель вправе, в том числе посредством закрепления соответствующих мер социальной защиты, предусмотреть определенные гарантии и льготы отдельным категориям граждан.
Это же отражено и в статье 19 Федерального закона от 21 ноября 2011 года N 323-ФЗ "Об основах здоровья граждан в Российской Федерации".
Согласно ст. 4 Федерального закона от 21.11.2011 года № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» (далее Федеральный закона от 21.11.2011 № 323-ФЗ) основными принципами охраны здоровья являются: соблюдение прав граждан в сфере охраны здоровья и обеспечение связанных с этими правами государственных гарантий; приоритет интересов пациента при оказании медицинской помощи; социальная защищенность граждан в случае утраты здоровья; ответственность органов государственной власти и органов местного самоуправления, должностных лиц организаций за обеспечение прав граждан в сфере охраны здоровья и др.
Согласно ст. 37, 43 Федерального закона от 21 ноября 2011 года N 323-ФЗ "Об основах здоровья граждан в Российской Федерации", медицинская помощь организуется и оказывается в соответствии с порядками оказания медицинской помощи, обязательными для исполнения на территории Российской Федерации всеми медицинскими организациями, а также на основе стандартов медицинской помощи. Порядки оказания медицинской помощи и стандарты медицинской помощи утверждаются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти. Назначение и применение лекарственных препаратов, медицинских изделий и специализированных продуктов лечебного питания, не входящих в соответствующий стандарт медицинской помощи, допускаются в случае наличия медицинских показаний (индивидуальной непереносимости, по жизненным показаниям) по решению врачебной комиссии.
Гражданам, страдающим социально значимыми заболеваниями, и гражданам, страдающим заболеваниями, представляющими опасность для окружающих, оказывается медицинская помощь и обеспечивается диспансерное наблюдение в соответствующих медицинских организациях.
В соответствии со ст. 70 Федерального закона от <дата> № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» лечащий врач организует своевременное квалифицированное обследование и лечение пациента (часть 2).
Лечащий врач, рекомендуя пациенту лекарственный препарат, медицинское изделие, специализированный продукт лечебного питания или заменитель грудного молока, обязан информировать пациента о возможности получения им соответствующих лекарственного препарата, медицинского изделия, специализированного продукта лечебного питания или заменителя грудного молока без взимания платы в соответствии с законодательством Российской Федерации (часть 4).
Лечащий врач устанавливает диагноз, который является основанным на всестороннем обследовании пациента и составленным с использованием медицинских терминов медицинским заключением о заболевании (состоянии) пациента (часть 5).
Как установлено судом и следует из материалов дела, Большаков В.Б., <дата> г.р. состоит на учете в ОГБУЗ Нейская РБ с диагнозом заболевание Сведений об установлении инвалидности не имеется.
В соответствии с выпиской из истории болезни ОГБУЗ «Костромская областная клиническая больница им. Королева Е.И.», рекомендован к применению препарат эмпаглифлозин.
<дата>, <дата> Большакову В.Б. данные препараты были выписаны лечащим врачом, однако данным препаратом истец обеспечен не был. <дата> ОГБУЗ «Нейская районная больница» направлено ходатайство в Департамент здравоохранения Костромской области о необходимости закупки препарата по региональной льготе.
Пунктом 2.3 Порядка предоставления набора социальных услуг отдельным категориям граждан, утвержденного Приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 29.12.2004 N 328, при обращении гражданина в соответствующее лечебно-профилактическое учреждение врач (фельдшер) по результатам осмотра выписывает рецепт по установленной форме на лекарственные препараты, изделия медицинского назначения и специализированные продукты лечебного питания для детей-инвалидов в соответствии с перечнем лекарственных препаратов, в том числе перечнем лекарственных препаратов, назначаемых по решению врачебной комиссии лечебно-профилактического учреждения, перечнем изделий медицинского назначения и перечнем специализированных продуктов лечебного питания для детей-инвалидов (далее - Перечни), утверждаемыми в установленном порядке Минздравсоцразвития России.
Согласно ч. 3 ст. 6.5 Федерального закона № 178-ФЗ «О государственной социальной помощи» порядок финансирования расходов по оказанию гражданам государственной социальной помощи в виде социальных услуг, предусмотренной настоящей главой, устанавливается Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2004 года № 864 утверждены Правила финансового обеспечения расходов по предоставлению гражданам государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг, пунктом 4 которых предусмотрено, что финансовое обеспечение расходов, связанных с предоставлением социальных услуг, осуществляется за счет средств, предусмотренных в федеральном бюджете на соответствующий, год, Министерству здравоохранения Российской Федерации - на реализацию мер социальной поддержки отдельных категорий граждан по обеспечению в соответствии со стандартами медицинской помощи необходимыми лекарственными препаратами для медицинского применения по рецептам на лекарственные препараты, медицинскими изделиями по рецептам на медицинские изделия, а также специализированными продуктами лечебного питания для детей -инвалидов.
Средства на осуществление переданных полномочий предусматриваются в виде субвенций из федерального бюджета, которые зачисляются в установленном для исполнения федерального бюджета порядке на счета бюджетов субъектов Российской Федерации (части 2, 4 статьи 4.1 Федерального закона № 178-ФЗ).
В силу пунктов 1, 4 статьи 41 Бюджетного кодекса Российской Федерации субвенции из федерального бюджета субвенций бюджетам субъектов Российской Федерации на осуществление переданных полномочий относятся к доходам бюджетов субъектов Российской Федерации.
В соответствии с п.п. 2 п. 11 Положения о Департаменте здравоохранения Костромской области, утвержденного постановлением губернатора Костромской области от 27.12.2007 № 546, Департамент здравоохранения Костромской области является исполнительным органом государственной власти Костромской области, к его полномочиям в области оказания государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг относится:
организация обеспечения граждан, включенных в Федеральный регистр лиц, имеющих право на получение государственной социальной помощи и не отказавшихся от получения социальной услуги по обеспечению лекарственными препаратами, изделиями медицинского назначения, а также специализированными продуктами лечебного питания для детей-инвалидов;
осуществление закупок (в том числе организация определения поставщиков) лекарственных препаратов для медицинского применения, медицинских изделий, а также специализированных продуктов лечебного питания для детей-инвалидов;
организация обеспечения населения лекарственными препаратами для медицинского применения, медицинскими изделиями, а также специализированными продуктами лечебного питания для детей-инвалидов, закупленными по государственным контрактам.
Из пункта 59 Положения следует, что Департамент здравоохранения Костромской области осуществляет функции главного распорядителя и получателя средств областного бюджета, предусмотренных на содержание Департамента и реализацию возложенных на него функций.
Суд полагает, что доводы Департамента здравоохранения Костромской области об отсутствии оснований для обеспечения Большакова В.Б. лекарственным препаратом, в связи с тем что он не входит в перечень федеральных групп льготного обеспечения не основаны на нормах закона.
Действительно, Постановлением Администрации Костромской области от 29.12.2017 № 522-а утверждена Программа государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи в Костромской области на 2018 год на плановый период 2018 и 2019 годов.
В соответствии с п. 32 данной программы за счет средств областного бюджета финансируются затраты на обеспечение граждан лекарственными препаратами. изделиями медицинского назначения и специализированными продуктами лечебного питания в соответствии с перечнем лекарственных препаратов. изделий медицинского назначения и специализированных продуктов лечебного питания, закупаемых за счет средств бюджета Костромской области и отпускаемых по рецептам врачей бесплатно и с 50-процентной скидкой при амбулаторном лечении отдельных групп населения и категорий заболеваний, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июля 1994 года N 890 "О государственной поддержке развития медицинской промышленности и улучшении обеспечения населения и учреждений здравоохранения лекарственными средствами и изделиями медицинского назначения".
Одновременно в целях обеспечения конституционных прав граждан Российской Федерации на бесплатное оказание медицинской помощи Правительство Российской Федерации постановлением от 10 декабря 2018 г. N 1506 утвердило Программу государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на 2019 г. и на плановый период 2020 г. и 2021 г., которая в разделе V устанавливает обеспечение лекарственными препаратами в соответствии с перечнем групп населения и категорий заболеваний, при амбулаторном лечении которых лекарственные препараты и медицинские изделия в соответствии с законодательством Российской Федерации отпускаются по рецептам врачей бесплатно за счет бюджетных ассигнований бюджетов субъектов Российской Федерации.
Данный перечень утвержден постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июля 1994 г. N 890 "О государственной поддержке развития медицинской промышленности и улучшении обеспечения населения и учреждений здравоохранения лекарственными средствами и изделиями медицинского назначения" и в приложении N 1 к данному постановлению предусматривает бесплатное предоставление лицам, имеющим заболевание заболевание", лекарственных средств и медицинских изделий.
Стандартом медицинской помощи больным с заболевание, утвержденным приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 11 декабря 2007 г. N 748, определено обеспечение пациентов, имеющих заболевание заболевание при оказании амбулаторно-клинической помощи лекарственными препаратами и изделиями медицинского назначения.
Распоряжением Правительства "РФ от 10.12.2018 № 2738-р Эмпаглифлозин отнесен к жизненно необходимым и важнейшим лекарственным препаратам на 2019 год, а также перечню лекарственных препаратов для медицинского применения и минимальному ассортименту лекарственных препаратов, необходимых для оказания медицинской помощи.
Анализ приведенных правовых норм в их системном единстве свидетельствует о том, что право граждан Российской Федерации, зарегистрированных в установленном порядке на территории Российской Федерации, на бесплатное обеспечение лекарственными препаратами и медицинскими изделиями при амбулаторном лечении заболевание является государственной гарантией, обеспечиваемой за счет бюджетов субъектов Российской Федерации. При этом по смыслу вышеназванных нормативных правовых актов реализация данного права осуществляется на всей территории Российской Федерации и не может быть поставлена в зависимость от правового регулирования, введенного в отдельном субъекте Российской Федерации.
В частности, препарат эмпаглифлозин, как следует Постановления Администрации Костромской области от 24.12.2018 N 556-а (ред. от 24.06.2019) "О программе государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи в Костромской области на 2019 год и на плановый период 2020 и 2021 годов", входит только в перечень препаратов для оказания первичной помощи в дневных стационарах и в неотложной помощи.
Между тем, учитывая социально значимое заболевание, которым страдает Большаков А.В. – заболевание, гарантии бесплатного обеспечения лекарственными средствами при данном заболевании, суд полагает, что отказ в лекарственном обеспечении данным препаратом не соответствует требованиям законодательства.
По этим же основаниям суд не принимает во внимание доводы ответчика о том, что глюкометры не входят в Программу государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи в Костромской области на 2019 год и плановый период 2020 и 2021 гг., поскольку глюкометр относится к средствам диагностики и соответственно должны предоставляться больным заболевание бесплатно.
Таким образом, взысканию с ответчика подлежит стоимость данных лекарственных средств, приобретенных Большаковым В.Б. самостоятельно, в связи с необходимостью их применения по медицинским показаниям: 2636 руб. (чек от <дата>), 1171 руб. (чек от <дата>), 2741,20 рб. (чек от <дата> 3004,20 руб.– 263 руб.), итого 6548,20 руб.
Одновременно суд полагает не основанным на законе и отказ в обеспечении Большакова тест-полосками к глюкометру на том основании, что ими обеспечиваются только дети до 18 лет.
В соответствии с Федеральным законом "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" медицинская помощь организуется и оказывается в соответствии с порядками оказания медицинской помощи, обязательными для исполнения на территории Российской Федерации всеми медицинскими организациями, а также на основе стандартов медицинской помощи (часть 1 статьи 37); назначение и применение лекарственных препаратов, медицинских изделий и специализированных продуктов лечебного питания, не входящих в соответствующий стандарт медицинской помощи, допускаются в случае наличия медицинских показаний (индивидуальной непереносимости, по жизненным показаниям) по решению врачебной комиссии; при формировании территориальной программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи учитываются порядки оказания медицинской помощи и стандарты медицинской помощи (пункт 1 части 4 статьи 81).
Стандартом медицинской помощи больным с заболевание, утвержденным приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 11 декабря 2007 года N 748, определено обеспечение тестами для определения глюкозы крови к глюкометру не только детей, но и взрослых, страдающих заболевание.
В связи с изложенным, ограничение круга лиц, которые подлежал обеспечению тестами для определения глюкозы в крови не отвечает требованиям закона.
Соответственно с ответчика подлежит взысканию стоимость данных препаратов: кассовый чек от <дата> 263 руб., кассовый чек от <дата> 487 руб., кассовый чек от <дата> 484 руб., итого 1234 руб.
При установленных обстоятельствах, с учетом указанного выше нормативного регулирования, суд приходит к выводу об удовлетворении требований истца частично.
Руководствуясь ст. ст. 194, 198 ГПК РФ, суд,
решил:
Исковые требования Нейского межрайонного прокурора в интересах Большакова В.Б. к Департаменту здравоохранения Костромской области удовлетворить частично.
Обязать Департамент здравоохранения по Костромской области организовать обеспечение Большакова В.Б., <дата> года рождения тест-полосками для определения содержания глюкозы в крови по медицинским показаниям в полном объеме.
Взыскать с Департамента здравоохранения Костромской области в пользу Большакова В.Б. расходы, понесенные на приобретение тест-полосок для определения содержания глюкозы в крови в сумме 1234 руб.
Решение может быть обжаловано путем подачи апелляционной жалобы в Костромской областной суд через Свердловский районный суд г. Костромы в течение месяца с момента изготовления решения суда в окончательной форме.
Судья: С.В. Ветрова