Дело №2а-159/2019 (№2а-1826/2018)
Р Е Ш Е Н И Е
именем Российской Федерации
г. Саяногорск 21 января 2019 года
Саяногорский городской суд Республики Хакасия в составе
председательствующего судьи Емельянова А.А.,
при секретаре Ненашевой Е.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России №2 по Республике Хакасия к Огневу В. С. о взыскании задолженности по налогу на имущество физических лиц, земельному налогу, пени,
УСТАНОВИЛ:
Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы России №2 по Республике Хакасия (далее также – МИФНС №2, Инспекция) обратилась в суд с административным иском к Огневу В.С. о взыскании задолженности по налогу на имущество физических лиц, земельному налогу, пени.
Требования мотивированы тем, что Огнев В.С. является собственником строений, помещений и сооружений, расположенных по адресу: <адрес> Его задолженность по налогу на имущество в 2016 году составила 1 295 рублей. Также Огневу В.С. принадлежит земельный участок, расположенный по адресу: <адрес> по земельному налогу за 2016 год составила 9 023 рубля. Об уплате налога на имущество, земельного налога за 2016 налогоплательщик извещён в форме налогового уведомления № от ДАТА. В связи с тем, что сумма земельного налога не оплачена налогоплательщиком в установленные налоговым законодательством сроки, ему начислены пени в сумме 32,26 рубля. По истечении срока уплаты налога и пени налогоплательщику в соответствии со ст. 69, 70 НК РФ направлено требование № от ДАТА со сроком для добровольной уплаты до ДАТА. Требование не исполнено. Судебный приказ мирового судьи от ДАТА о взыскании указанной задолженности отменён ДАТА на основании возражений ответчика, поэтому, получив его, Инспекция обратилась в суд с иском. Поскольку на сегодняшний день обязанность по уплате налогов и пени налогоплательщиком не исполнена, просила взыскать в доход соответствующего бюджета задолженность по налогу на имущество физических лиц в размере 1 295 рубля, земельному налогу в размере 9 023 рубля, пени по земельному налогу в размере 32,26 рубля.
Представитель административного истца Вершаловская Е.П. исковые требования поддержала в полном объёме по изложенным в иске основаниям.
Административный ответчик Огнев В.С. в суд не явился, уведомлён надлежащим образом, письменно возражал против удовлетворения заявленных требований, поскольку указанные налоги противоречат Конституции РФ и незаконны.
Обсудив вопрос о возможности рассмотрения дела в отсутствие неявившегося ответчика, надлежащим образом извещённого о времени и месте судебного заседания, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
Согласно ст. 57 Конституции РФ, п. 1 ст. 3 Налогового кодекса РФ (далее – НК РФ) каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы; законодательство о налогах и сборах основывается на признании всеобщности и равенства налогообложения.
В соответствии с пп. 1-4 п. 1 и п. 5 ст. 23, абз. 3 п. 1 ст. 45 НК РФ налогоплательщик обязан уплачивать законно установленные налоги, встать на учёт в налоговых органах, вести в установленном порядке учёт своих доходов (расходов) и объектов налогообложения, представлять в случаях и в порядке, предусмотренных НК РФ, в налоговый орган информацию и документы, необходимые для исчисления и уплаты налогов, выполнять законные требования налогового органа об устранении выявленных нарушений, нести иные обязанности, предусмотренные законодательством о налогах и сборах.
Обязанность по уплате налога должна быть выполнена в установленный законом срок.
За невыполнение или ненадлежащее выполнение возложенных на него обязанностей налогоплательщик (плательщик сборов) несёт ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В случае неисполнения налогоплательщиком, в том числе по требования налогового органа обязанности по уплате налога его сумма может быть взыскана в судебном порядке (ст. 45-48 НК РФ).
Как установлено судом, подтверждается материалами дела и не оспорено административным ответчиком, Огнев В.С. является плательщиком налога на имущество физических лиц, так как за ним в 2016 году было зарегистрировано недвижимое имущество (здание) по адресу: <адрес>
Согласно ст. 400 НК РФ налогоплательщиками налога на имущество физических лиц признаются физические лица, обладающие правом собственности на имущество, признаваемое объектом налогообложения в соответствии со ст. 401 НК РФ.
Объектом налогообложения признаётся расположенное в пределах муниципального образования имущество: жилой дом; жилое помещение (квартира, комната); гараж, машино-место; единый недвижимый комплекс; объект незавершенного строительства; иные здание, строение, сооружение, помещение (п. 1 ст.401 НК РФ).
В судебном заседании установлено, что Огнев В.С. является плательщиком земельного налога, так как за ним в 2016 году был зарегистрирован земельный участок, расположенный по адресу: <адрес>
В соответствии со ст. 387 НК РФ земельный налог устанавливается настоящим Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований, вводится в действие и прекращает действовать в соответствии с настоящим Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований и обязателен к уплате на территориях этих муниципальных образований.
В силу ст. 388 НК РФ налогоплательщиками налога признаются организации и физические лица, обладающие земельными участками, признаваемыми объектом налогообложения в соответствии со ст. 389 настоящего Кодекса, на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения, если иное не установлено настоящим пунктом.
На основании п. 1 ст. 389 НК РФ объектом налогообложения признаются земельные участки, расположенные в пределах муниципального образования, на территории которого введён налог.
В соответствии со ст. 390 НК РФ налоговая база определяется как кадастровая стоимость земельных участков, признаваемых объектом налогообложения в соответствии со ст. 389 НК РФ. Кадастровая стоимость земельного участка определяется в соответствии с земельным законодательством Российской Федерации.
Согласно ст. 391 НК РФ налоговая база определяется в отношении каждого земельного участка как его кадастровая стоимость по состоянию на 1 января года, являющегося налоговым периодом.
Сумма налога исчисляется налоговыми органами по истечении налогового периода отдельно по каждому объекту налогообложения как соответствующая налоговой ставке процентная доля налоговой базы с учётом особенностей, установленных настоящей статьей (п. 1 ст. 408 НК РФ).
На основании п. 2 ст. 409 НК РФ налог уплачивается по месту нахождения объекта налогообложения на основании налогового уведомления, направляемого налогоплательщику налоговым органом.
В случае, если обязанность по исчислению суммы налога возлагается на налоговый орган, не позднее 30 дней до наступления срока платежа налоговый орган направляет налогоплательщику налоговое уведомление, которое считается полученным по истечении шести дней с даты направления заказного письма (п. 2, 4 ст. 52 НК РФ).
Обязанность по уплате налога должна быть выполнена в срок, установленный законодательством.
О необходимости уплаты за 2016 год налога на имущество физических лиц в размере 1 295 рубля, земельного налога в размере 9 023 рублей Огнев В.С. был уведомлён Инспекцией в форме налогового уведомления № от ДАТА, содержащего сведения об объектах налогообложения, налоговой базе, доле в праве, налоговых ставках, количестве месяцев в году, за которые производится расчёт, и сумме налога, подлежащего уплате.
В судебном заседании установлено, что административный ответчик Огнев В.С. обязанность по уплате налогов своевременно не исполнил.
В соответствии с п. 3 ст. 75 НК РФ пеня начисляется за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога или сбора, начиная со следующего за установленным законодательством о налогах и сборах дня уплаты налога или сбора, если иное не предусмотрено гл. 25 и 26.1 настоящего Кодекса.
Пунктом 4 ст. 75 НК РФ предусмотрено, что пеня за каждый день просрочки определяется в процентах от неуплаченной суммы налога или сбора. Процентная ставка пени принимается равной одной трехсотой действующей в это время ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации.
Представленный Инспекцией расчёт пени вследствие неуплаты земельного налога в размере 32,26 рубля (за период с ДАТА по ДАТА) проверен судом и признаётся верным, ответчиком не опровергнут.
Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом налогоплательщику требования об уплате налога в порядке ст. 69 и 70 НК РФ.
На основании п. 1 ст. 70 НК РФ требование об уплате налога должно быть направлено налогоплательщику не позднее трёх месяцев со дня выявления недоимки.
Согласно п. 6 ст. 69 НК РФ в случае направления требования об уплате налога по почте заказным письмом оно считается полученным по истечении шести дней с даты направления заказного письма.
В соответствии с п. 4 ст. 69 НК РФ требование об уплате налога должно быть исполнено в течение восьми дней с даты получения указанного требования, если более продолжительный период времени для уплаты налога не указан в этом требовании.
ДАТА Огневу В.С. направлено требование № от ДАТА о необходимости уплаты земельного налога в сумме 9 023 рубля, налога на имущество физических лиц в размере 1 295 рублей, пени по земельному налогу в сумме 32,26 рубля; у установлен срок уплаты недоимки по налогам и пени до ДАТА.
Из представленных налогового уведомления и требования об уплате налогов, пени суд приходит к выводу о том, что процедура принудительного взыскания налогов и пени налоговым органом была соблюдена.
В установленный срок задолженность административным ответчиком не погашена.
В соответствии с п. 3 ст. 48 НК РФ рассмотрение дел о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов за счет имущества физического лица производится в соответствии с законодательством об административном судопроизводстве.
Статьей 286 КАС РФ предусмотрено, что органы государственной власти, иные государственные органы, органы местного самоуправления, другие органы, наделенные в соответствии с федеральным законом функциями контроля за уплатой обязательных платежей (далее - контрольные органы), вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением о взыскании с физических лиц денежных сумм в счёт уплаты установленных законом обязательных платежей и санкций, если у этих лиц имеется задолженность по обязательным платежам, требование контрольного органа об уплате взыскиваемой денежной суммы не исполнено в добровольном порядке или пропущен указанный в таком требовании срок уплаты денежной суммы и федеральным законом не предусмотрен иной порядок взыскания обязательных платежей и санкций.
Административное исковое заявление о взыскании обязательных платежей и санкций может быть подано в суд в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате обязательных платежей и санкций.
По заявлению Инспекции мировым судьёй судебного участка №2 г. Саяногорска ДАТА выдан судебный приказ о взыскании задолженности, который им же впоследствии на основании возражений ответчика был отменён ДАТА, вследствие чего ДАТА Инспекцией предъявлен в суд административный иск.
Определением суда от ДАТА МИФНС №2 восстановлен срок на подачу административного иска ввиду позднего направления мировым судьёй Инспекции копии определения от ДАТА.
Таким образом, обращение в суд с настоящим административным иском последовало в пределах шести месяцев со дня отмены судебного приказа, то есть срок обращения в суд соблюдён.
С учётом того, что у административного ответчика Огнева В.С. в настоящее время имеется задолженность по земельному налогу в размере 9 023 рубля, по налогу на имущество физических лиц в размере 1 295 рублей, пени по земельному налогу в размере 32,26 рубля, суд считает требования МИФНС №2 о взыскании обязательных платежей и санкций обоснованными и подлежащими удовлетворению.
В соответствии со ст. 103 КАС РФ судебные расходы состоят из государственной пошлины и издержек, связанных с рассмотрением административного дела.
Согласно ч. 1 ст. 114 КАС РФ судебные расходы, понесённые судом в связи с рассмотрением административного дела, и государственная пошлина, от уплаты которых административный истец был освобождён, в случае удовлетворения административного искового заявления взыскиваются с административного ответчика, не освобождённого от уплаты судебных расходов. В этом случае взысканные суммы зачисляются в доход федерального бюджета.
Учитывая, что при подаче иска МИФНС России №2 по Республике Хакасия была освобождена от уплаты госпошлины, с Огнева В.С. в доход федерального бюджета подлежит взысканию государственная пошлина в размере 414,01 рубля.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 177-180, 290 КАС РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России №2 по Республике Хакасия к Огневу В. С. о взыскании задолженности по налогу на имущество физических лиц, земельному налогу, пени удовлетворить.
Взыскать с Огнева В. С., проживающего по адресу: <адрес>, в пользу Межрайонной ИФНС России №2 по Республике Хакасия задолженность по налогу на имущество физических лиц в размере 1 295 рублей, по земельному налогу в размере 9 023 рублей, пени по земельному налогу в размере 32,26 рубля, а всего взыскать 10 350 (десять тысяч триста пятьдесят) рублей 26 копеек.
Взыскать с Огнева В. С. в доход федерального бюджета государственную пошлину в размере 414 (четырёхсот четырнадцати) рублей 01 копейки.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный Суд Республики Хакасия через Саяногорский городской суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Судья А.А. Емельянов
Мотивированное решение изготовлено 28 января 2019 года.