Дело № 2-24/2023
УИД 04RS0007-01-2022-005807-54
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
14 марта 2023 года г. Улан-Удэ
Железнодорожный районный суд г. Улан-Удэ в составе судьи Доржиевой С.Л., при секретаре Дабаевой Е.В., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску заместителя военного прокурора Улан-Удэнского гарнизона в интересах Ефимовой А.В. к ФКУ «Управление финансового обеспечения Министерства обороны Российской Федерации по Забайкальскому краю», войсковой части 58147-3, Министерству обороны Российской Федерации о признании действий незаконными, взыскании задолженности по заработной плате, компенсации морального вреда,
у с т а н о в и л:
Заместитель военного прокурора Улан-Удэнского гарнизона обратился в суд в интересах Ефимовой А.В., просил признать действия ФКУ «Управление финансового обеспечения Министерства обороны Российской Федерации по Забайкальскому краю», связанные с включением при начислении заработной платы Ефимовой А. В. в состав минимального размера оплаты труда с повышающими коэффициентами за работу в особых климатических условиях премии (дополнительного материального стимулирования), установленной приказом Министра обороны РФ от 26.07.2010 № 1010, незаконными, с возложением обязанности начислять Ефимовой А.В. заработную плату без учета указанной премии в составе минимального размера оплаты труда с повышающими коэффициентами за работу в особых климатических условиях; взыскать задолженность по заработной плате за период с мая по июль 2021 года в размере 4 719, 27 руб.
Требования мотивированы тем, что 20.03.2017 между командиром в/ч и Ефимовой А.В. заключен трудовой договор № 55/2017, по условиям которого последняя принята на должность телеграфиста. Заработная плата Ефимовой А.В. установлена ниже предусмотренного минимального размера оплаты труда, с повышающими коэффициентами за работу в особых климатических условиях, а также начисляется дополнительная выплата в соответствии с Порядком определения и расходования объемов бюджетных средств, направляемых на дополнительные выплаты военнослужащим, проходящим военную службу по контракту, и премии лицам гражданского персонала Вооруженных Сил Российской Федерации, утвержденным приказом Министра обороны Российской Федерации от 26.07.2010 №1010, и премия экономии фонда оплаты труда, которые не должны учитываться в составе МРОТ с указанными коэффициентами. В соответствии с условиями трудового договора работнику установлены должностной оклад, процентная надбавка за работу в местности, приравненной к районам Крайнего Севера и неблагополучными климатическими условиями, районный коэффициент и иные выплаты. Из приказов командира войсковой части и расчетных листков следует, что в различные периоды времени работнику начислялась и выплачивалась премия, предусмотренная Приказом № 1010, а также премия экономии фонда оплаты труда. При этом начисляемые премии по факту осуществляли и прикрывали доведение размера начисляемой заработной платы до МРОТ с коэффициентами за работу в особых климатических условиях, что противоречит законодательству о заработной плате, предусматривающем такие выплаты сверх МРОТ, но не в ее составе.
Определением суда от 11.11.2022 к участию в деле в качестве соответчика привлечена войсковая часть 58147-3, в качестве третьего лица - Министерство обороны Российской Федерации.
Определением суда от 10.01.2023 к участию в деле в качестве соответчика привлечено - Министерство обороны Российской Федерации.
В ходе судебного разбирательства истцом исковые требования уточнялись в порядке ст. 39 ГПК РФ, заявлением от 10.01.2021 представитель военного прокурора по доверенности Семашка А.П. просил взыскать задолженность по заработной плате за период с мая по июнь 2021 года в размере 4 407, 96 руб., обязать выплачивать Ефимовой А.В. заработную плату без учета премии «1010» в составе МРОТ. В ходатайстве, поданном 20.02.2023, истец просил взыскать с ФКУ «Управление финансового обеспечения Министерства обороны Российской Федерации по Забайкальскому краю» в качестве компенсации морального вреда 5 000 руб.
Истец Ефимова А.В. о месте и времени рассмотрения дела извещена надлежаще, в судебное заседание не явилась, имеется заявление о рассмотрении дела в ее отсутствие.
Представитель военного прокурора по доверенности Шепель Н.А. исковые требования с учетом их уточнений поддержал, просил удовлетворить.
Представители ФКУ «Управление финансового обеспечения Министерства обороны РФ по Забайкальскому краю», Министерства обороны РФ в судебное заседание не явились, просили рассмотреть дело в их отсутствии, возражали против иска.
Представитель войсковой части 58147-3 - командир войсковой части 58147-3 Зимин Д.А. просил рассмотреть дело без участия войсковой части.
С учетом положений ст. 167 ГПК РФ суд счел возможным рассмотреть дело при данной явке.
Заслушав явившихся лиц, исследовав представленные в материалы дела документы, суд приходит к следующему.
Согласно Конституции Российской Федерации в Российской Федерации охраняются труд и здоровье людей, устанавливается гарантированный минимальный размер оплаты труда. Каждый имеет право на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены, на вознаграждение за труд без какой бы то ни было дискриминации и не ниже установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда, а также право на защиту от безработицы (статья 7, часть 3 статьи 37).
Частью 1 ст. 349 Трудового кодекса РФ (далее по тексту – ТК РФ) определено, что на работников, заключивших трудовой договор о работе в воинских частях, учреждениях, военных образовательных организациях высшего образования и военных профессиональных образовательных организациях, иных организациях Вооруженных Сил Российской Федерации и федеральных органов исполнительной власти, в которых законодательством Российской Федерации предусмотрена военная служба, а также на работников, проходящих заменяющую военную службу альтернативную гражданскую службу, распространяются трудовое законодательство и иные акты, содержащие нормы трудового права, с особенностями, установленными названным кодексом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
В соответствии с задачами органов, учреждений и организаций, указанных в ч. 1 ст. 349 ТК РФ, для работников устанавливаются особые условия оплаты труда, а также дополнительные льготы и преимущества (ч. 2 ст. 349 ТК РФ).
Порядок и условия оплаты труда и нормирования труда урегулированы разделом VI Трудового кодекса РФ (главы 20-22 ТК РФ).
Согласно ч. 2 ст. 22 ТК РФ работодатель обязан соблюдать трудовое законодательство и иные нормативные правовые акты, содержащие нормы трудового права.
Из материалов дела следует, что 20.03.2017 между командиром в/ч 58147-3 и Ефимовой (ранее - Кочергиной) А.В. был заключен трудовой договор 55/2017, согласно которому последняя принята на должность телеграфиста узла связи (стационарного, общевойскового соединения) н.п. Сосновый Бор, установлен должностной оклад в размере 6 090 руб. в месяц 2 разряд, предусмотрены выплаты компенсационного характера: за работу с тяжелыми и вредными условиями труда – 8 %, районный коэффициент – 30 %, за работы в ночное время – 35 %, за работу со сведениями, составляющими государственную тайну, - 10 %, а также выплаты стимулирующего характера: премиальные выплаты по итогам работы за месяц – 25%, премиальные выплаты по итогам работы за год – два оклада.
Дополнительным соглашением к трудовому договору от 09.06.2018 предусмотрена также выплата стимулирующего характера процентная надбавка за выслугу лет – до 40 % должностного оклада.
Дополнительным соглашением к трудовому договору от 01.07.2019 работнику предусмотрен должностной оклад в размере 6 552 руб. в месяц.
Полномочия работодателя в отношении работников воинских частей осуществляют командиры (начальники) воинских частей на основании приказа Министра обороны РФ от 29.12.2012 № 3910.
Финансово-экономическое обеспечение войсковой части 58147-3 осуществляет ФКУ «Управление финансового обеспечения Министерства обороны Российской Федерации по Забайкальскому краю» на основании договора на обслуживание № 77 от 07.05.2018.
Из приказов командира войсковой части от 15.06.2021 № 411, от 13.07.2021 № 460, от 18.08.2021 № 568 следует, что по итогам работы за май 2021 г., июнь 2021 г., июль 2021 г. гражданскому персоналу начислялась и выплачивалась премия, предусмотренная приказом Министра Обороны РФ от 26.07.2020 № 1010.
Так, из расчетных листков и представленных ответчиков расчетов следует, что за май 2021 года Ефимовой А.В. начислено и выплачено 3 300 руб., за июнь 2021 года - 3 300 руб., за июль 2021 года – 3 300 руб.
В целом, за май 2021 года Ефимовой А.В. начислена и выплачена заработная плата в размере 22 460, 38 руб., в том числе должностной оклад - 7 046 руб., к размеру оклада начислялась ежемесячная премия – 1 902, 42 руб., доплата за работу в ночное время - 560, 72 руб., надбавка за работу со сведениями, составляющими государственную тайну, - 760, 97 руб., районный коэффициент – 3 592, 57 руб., процентная надбавка за стаж в отдаленной местности - 3 592, 57 руб., надбавка за вредные условия труда – 563, 68 руб., процентная надбавка за выслугу лет - 1 141, 45 руб., премия по приказу №1010 - 3 300 руб.
За июнь 2021 года Ефимовой А.В. начислена и выплачена заработная плата в размере 23 568, 17 руб., в том числе должностной оклад - 7 046 руб., к размеру оклада начислялась ежемесячная премия – 1 902, 42 руб., доплата за работу в ночное время - 637, 94 руб., надбавка за работу со сведениями, составляющими государственную тайну, - 760, 97 руб., оплата работы в выходные и праздничные дни – 615, 15 руб., районный коэффициент – 3 800, 28 руб., процентная надбавка за стаж в отдаленной местности - 3 800, 28 руб., надбавка за вредные условия труда – 563, 68 руб., процентная надбавка за выслугу лет - 1 141, 45 руб., премия по приказу №1010 - 3 300 руб.
За июль 2021 года Ефимовой А.В. начислена и выплачена заработная плата в размере 55 044, 63 руб., в том числе должностной оклад - 6 725, 73 руб., к размеру оклада начислялась ежемесячная премия – 1 815, 38 руб., доплата за работу в ночное время - 726, 38 руб., надбавка за работу со сведениями, составляющими государственную тайну, - 726, 38 руб., районный коэффициент – 3 486, 62 руб., процентная надбавка за стаж в отдаленной местности - 3 486, 62 руб., надбавка за вредные условия труда – 538, 06 руб., процентная надбавка за выслугу лет - 1 089, 57 руб., премия по приказу №1010 - 3 300 руб., а также отпускные – 33 149, 32 руб.
Обращаясь с иском, прокурор указывает на то, что размер заработной платы Ефимовой А.В. в спорный период времени не был доведен до минимального размера оплаты труда, установленного в Российской Федерации (до применения районного коэффициента и процентной надбавки, которые должны начисляться выплачиваться сверх вознаграждения за труд), а включение премии в состава минимального размера оплаты труда является незаконным.
Однако, приведенные стороной истца доводы являются несостоятельными, основаны на неверном толковании норм материального права, регулирующих производство этих выплат.
Так, ч. 1 ст. 129 ТК РФ определяет заработную плату работника как вознаграждение за труд в зависимости от квалификации работника, сложности, количества, качества и условий выполняемой работы, а также компенсационные выплаты (доплаты и надбавки компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, работу в особых климатических условиях и на территориях, подвергшихся радиоактивному загрязнению, и иные выплаты компенсационного характера) и стимулирующие выплаты (доплаты и надбавки стимулирующего характера, премии и иные поощрительные выплаты) и дает понятия тарифной ставки, оклада (должностного оклада), базового оклада (базового должностного оклада), базовой ставки заработной платы.
Согласно названной статье тарифная ставка – фиксированный размер оплаты труда работника за выполнение нормы труда определенной сложности (квалификации) за единицу времени без учета компенсационных, стимулирующих и социальных выплат.
Оклад (должностной оклад) – фиксированный размер оплаты труда работника за исполнение трудовых (должностных) обязанностей определенной сложности за календарный месяц без учета компенсационных, стимулирующих и социальных выплат.
Базовый оклад (базовый должностной оклад), базовая ставка заработной платы – минимальный оклад (должностной оклад), ставка заработной платы работника государственного или муниципального учреждения, осуществляющего профессиональную деятельность по профессии рабочего или должности служащего, входящим в соответствующую профессиональную квалификационную группу, без учета компенсационных, стимулирующих и социальных выплат.
В субъекте Российской Федерации региональным соглашением о минимальной заработной плате может устанавливаться размер минимальной заработной платы в субъекте Российской Федерации. Размер минимальной заработной платы в субъекте Российской Федерации не может быть ниже минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законом (ст. 133.1 ТК РФ).
В силу ст. 133 ТК РФ минимальный размер оплаты труда устанавливается одновременно на всей территории Российской Федерации федеральным законом и не может быть ниже величины прожиточного минимума трудоспособного населения, а месячная заработная плата работника, полностью отработавшего за этот период норму рабочего времени и выполнившего нормы труда (трудовые обязанности), не может быть ниже минимального размера оплаты труда.
В соответствии со ст. 135 ТК РФ, заработная плата конкретного работника устанавливается в трудовом договоре в соответствии с действующими у данного работодателя системами оплаты труда, которые разрабатываются на основе требований трудового законодательства и должны гарантировать каждому работнику определение его заработной платы с учетом установленных законодательством критериев, в том числе условий труда. При этом оплата труда, выполняемого в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, осуществляется с применением районных коэффициентов и процентных надбавок к заработной плате (ст. ст. 148, 315, 316 и 317 ТК РФ).
В соответствии со ст. 149 ТК РФ при выполнении работ в условиях, отклоняющихся от нормальных (при выполнении работ различной квалификации, совмещении профессий (должностей), сверхурочной работе, работе в ночное время, выходные и нерабочие праздничные дни при выполнении работ в других условиях, отклоняющихся от нормальных), работнику производятся соответствующие выплаты, предусмотренные трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами, трудовым договором. Размеры выплат, установленные коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами, трудовым договором, не могут быть ниже установленных трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права.
В этой связи трудовым законодательством допускается установление окладов (тарифных ставок), как составных частей заработной платы, работникам в размере меньше минимального размера оплаты труда при условии, что их заработная плата, включающая в себя все элементы, будет не меньше установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда, то есть работодатель освобожден от необходимости выдерживать соотношение между размерами тарифных ставок, окладов и размерами минимального размера оплаты труда, однако, производящиеся работнику ежемесячные выплаты за полностью отработанное время в сумме не могут быть менее минимального размера оплаты труда.
Минимальный размер оплаты труда, установленный Федеральным законом от 29.12.2020 № 473-ФЗ «О внесении изменений в ст. 1 Федерального закона «О минимальном размере оплаты труда», с 1 января в 2021 г. составлял 12 792 руб. в месяц.
Согласно п. 4.2 Постановления Конституционного Суда РФ от 07.12.2017 № 38-П минимальный размер оплаты труда должен быть обеспечен всем работающим по трудовому договору, т.е. является общей гарантией, предоставляемой работникам независимо от того, в какой местности осуществляется трудовая деятельность; в соответствии с ч. 1 ст. 133 ТК РФ величина минимального размера оплаты труда устанавливается одновременно на всей территории Российской Федерации, т.е. без учета природно-климатических условий различных регионов страны.
Следовательно, повышенная оплата труда в связи с работой в особых климатических условиях должна производиться после определения размера заработной платы и выполнения конституционного требования об обеспечении минимального размера оплаты труда, а районный коэффициент (коэффициент) и процентная надбавка, начисляемые в связи с работой в местностях с особыми климатическими условиями, не могут включаться в состав минимального размера оплаты труда, а начисляются сверх него.
В соответствии с постановлением Правительства РФ от 05.08.2008 № 583 «О введении новых систем оплаты труда работников федеральных бюджетных, автономных и казенных учреждений и федеральных государственных органов, а также гражданского персонала воинских частей, учреждений и подразделений федеральных органов исполнительной власти, в которых законом предусмотрена военная и приравненная к ней служба, оплата труда которых осуществляется на основе Единой тарифной сетки по оплате труда работников федеральных государственных учреждений» приказом Министр обороны РФ от 18.09.2019 № 545 урегулированы вопросы, касающиеся системы оплаты труда гражданского персонала (работников) воинских частей и организаций Вооруженных Сил Российской Федерации.
Указом Президента РФ от 26.12. 2006 №1459 «О дополнительных мерах по повышению эффективности использования средств на оплату труда работников федеральных органов исполнительной власти» в целях повышения эффективности использования средств на оплату труда работников федеральных органов исполнительной власти, федеральных государственных органов и обеспечения качественного выполнения возложенных на указанные органы функций и задач, руководителям федеральных органов исполнительной власти и федеральных государственных органов предоставлено право использовать средства федерального бюджета на оплату труда и денежное довольствие, высвободившиеся в результате сокращения численности работников, лиц рядового и начальствующего состава и гражданского персонала в соответствии с настоящим Указом, на выплату работникам, лицам рядового и начальствующего состава и гражданскому персоналу премий по результатам службы (работы).
Во исполнение Указа № 1459 Министром обороны РФ издан приказ от 26.07.2010 № 1010 «О дополнительных мерах по повышению эффективности использования фондов денежного довольствия военнослужащих и оплаты труда лиц гражданского персонала Вооруженных сил Российской Федерации», которым утвержден Порядок определения и расходования объемов бюджетных средств, направляемых на дополнительные выплаты военнослужащим, проходящим военную службу по контракту, и премии лицам гражданского персонала Вооруженных сил РФ.
Приказом № 545 от 18.09.2019 «О системе оплаты труда гражданского персонала (работников) воинских частей и организаций Вооруженных Сил Российской Федерации» (вместе с «Условиями, размерами и порядком осуществления выплат компенсационного и стимулирующего характера гражданскому персоналу (работникам) воинских частей и организаций Вооруженных Сил Российской Федерации», «Порядком формирования и использования фонда оплаты труда гражданского персонала (работников) воинских частей и организаций Вооруженных Сил Российской Федерации) предусмотрено, что гражданскому персоналу воинских частей и организаций устанавливаются виды выплат стимулирующего характера: выплаты за интенсивность и высокие результаты работы (п.п. 24, 25, 67-70, 76, 79, 80, 82 и 83 настоящего приложения); выплаты за стаж непрерывной работы, выслугу лет (п. п. 26-37 настоящего приложения); премиальные выплаты по итогам работы (п.п. 38-54 настоящего приложения) (п. 21). Выплаты стимулирующего характера, зависящие от результатов труда гражданского персонала, устанавливаются ему с учетом показателей и критериев оценки эффективности деятельности (п. 25).
При этом Приказом № 1010 утвержден Порядок определения и расходования объемов бюджетных средств, направляемых на дополнительные выплаты военнослужащим, проходящим военную службу по контракту, и премии лицам гражданского персонала Вооруженных Сил Российской Федерации.
В силу п. 5 Порядка формирования и использования фонда оплаты труда гражданского персонала воинских частей и организаций вооруженных сил Российской Федерации, утвержденного Приказом № 545 (приложение № 3 к приказу), при формировании фонда оплаты труда учитываются выплаты стимулирующего характера, в том числе установленные названным приказом, кроме выплачиваемых за счет средств экономии фонда оплаты труда.
Анализ положений Приказа №1010 свидетельствует о том, что дополнительное материальное стимулирование лиц гражданского персонала войсковых частей осуществляется за счет средств экономии фонда оплаты труда, является периодическим (ежемесячным), выплачивается в связи с исполнением непосредственных трудовых обязанностей, представляет собой элемент вознаграждения за труд в зависимости от квалификации работника, сложности, объема, качества и условий выполняемой им работы и, исходя из правовой природы этой выплаты, позволяет включить ее в состав той части заработка, который не должен быть ниже МРОТ.
Из приведенного следует, что премия, выплаченная истцу в соответствии с Приказом Министра обороны РФ от 26.07.2010 № 1010 и премия экономии фонда оплаты труда, выплачиваемая на основании Приказа от 18.09.2019 № 545, являются неотъемлемой составной частью заработной платы истца, а потому не могут не учитываться при разрешении вопроса о соответствии таковой установленному законом минимальному размеру оплаты труда.
Совокупный размер оплаты труда Ефимовой Е.В. в спорные месяцы обеспечивался не менее минимального размера оплаты труда, и не за счет включения в состав оплаты труда районного коэффициента и процентной надбавки, начисляемых в связи с работой в местностях с особыми климатическими условиями, а за счет соответствующих доплат.
Таким образом, в испрашиваемый временной период заработная плата истца без районного коэффициента и северной надбавки работодателем установлена в размере не ниже гарантированного минимума. Механизм расчета выплат, входящих в состав заработной платы, в том числе выплата компенсационного и стимулирующего характера, при определении заработной платы Ефимовой А.В. в спорный период применен в соответствии с действующим законодательством РФ.
Доводы стороны истца о том, что премии и стимулирующие выплаты не носят обязательного характера и зависят от усмотрения работодателя, а потому не могут учитываться при определении минимального размера оплаты труда, основан на неверном толковании вышеприведенных норм права, прямо предусматривающих, что такие выплаты являются составными элементами заработной платы. Премия, установленная приказом Министра обороны РФ от 26.07.2010 № 1010, предусмотрена системой оплаты труда, то есть носит обязательный характер, выплачивается ежемесячно, поэтому начисление Ефимовой А.В. заработной платы с учетом такой премии соответствует требованиям закона. При этом, объективно совокупный размер оплаты труда истца за спорный период выплачивался не ниже минимального размера оплаты труда за счет включения в состав оплаты труда вышеуказанных выплат стимулирующего характера, выплаченных в соответствии с приказом Министра обороны РФ от 26.07.2010 №1010.
При изложенных обстоятельствах, оснований для удовлетворения требований прокурора суд не находит.
Руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд
р е ш и л:
Исковые требования заместителя военного прокурора Улан-Удэнского гарнизона в интересах Ефимовой А.В. к ФКУ «Управление финансового обеспечения Министерства обороны Российской Федерации по Забайкальскому краю», войсковой части 58147-3, Министерству обороны Российской Федерации о признании действий незаконными, взыскании задолженности по заработной плате, компенсации морального вреда оставить без удовлетворения.
На решение суда может быть подана апелляционная жалоба в Верховный Суд Республики Бурятия через Железнодорожный районный суд г. Улан-Удэ в течение месяца со дня изготовления решения суда в окончательной форме.
Судья С.Л.Доржиева
Решение суда в окончательной форме изготовлено 21.03.2023.