Дело № 2-6242/2015
РЕШЕНИЕ
именем Российской Федерации
29 июля 2015 года |
город Архангельск |
Октябрьский районный суд г. Архангельска в составе:
председательствующего судьи Калашниковой А.В.,
при секретаре Коптеловой А.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску исполняющего обязанности заместителя прокурора города Архангельска в защиту интересов неопределенного круга лиц к мэрии города Архангельска о возложении обязанности организовать приведение состояния дорог в соответствие с требованиями законодательства,
установил:
и.о. заместителя прокурора города Архангельска обратился в суд в интересах неопределенного круга лиц с иском о возложении на мэрию города Архангельска обязанности организовать приведение состояния дорог в соответствие с требованиями законодательства.
В обоснование требований указал, что в ходе проверки состояния дорог на соответствие требованиям безопасности в области дорожного движения установлены недостатки в содержании дорог по <адрес> от <адрес> до <адрес> в виде повреждения проезжей части: выбоины, продольные и поперечные трещины, разрушение асфальтобетонного покрытия, а также отсутствия знаков, информирующих участников дорожного движения об опасности, отсутствия тротуаров с обеих сторон (за исключением участка дороги от здания № по <адрес> до <адрес>); по <адрес> от здания № до здания № в виде отсутствия тротуаров по обе стороны (вдоль здания № по <адрес> до <адрес> находится тротуар в разрушенном состоянии). Просит обязать мэрию города Архангельска в течение шести месяцев с момента вступления решения суда в законную силу организовать приведение состояния дорог в соответствие с требованиями законодательства.
В ходе рассмотрения дела заместитель прокурора требования уточнил, в связи с наличием вступившего в законную силу решения по отдельным участкам дорог требования поддерживает относительно приведения в соответствие с требованиями законодательства участков дорог по <адрес> от <адрес> до <адрес> от здания № до здания №.
В судебном заседании помощник прокурора Данилович О.В. заявленные требования поддержала.
Представитель мэрии города Архангельска Карпеев И.В. с требованиями не согласился. Дополнительно пояснив, что по <адрес> от <адрес> до <адрес> на исполнении в департаменте городского хозяйства мэрии города находится решение суда об обустройстве тротуаров. Подтвердил факт частичного отсутствия тротуаров на остальных участках улицы.
Представитель УМВД России по городу Архангельску Фирстов К.П. заявленные требования поддержал в полном объеме.
Заслушав лиц, участвующих в деле, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему.
В соответствии с ч. 1 ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.
Под неопределенным кругом лиц, в защиту которых вправе обратиться прокурор в порядке ч. 1 ст. 45 ГПК РФ, понимается такой круг лиц, который невозможно индивидуализировать (определить), привлечь в процесс в качестве истцов, указать в решении, а также решить вопрос о правах и обязанностях каждого из них при разрешении дела.
Судом установлено, что в результате проведенной прокуратурой проверки состояния дорог на соответствие требованиям безопасности в области дорожного движения установлены недостатки в содержании дороги по <адрес> от <адрес> до <адрес> в виде повреждения проезжей части (выбоины, продольные и поперечные трещины, разрушение асфальтобетонного покрытия), отсутствия знаков, информирующих участников дорожного движения об опасности, отсутствия тротуаров с обеих сторон (за исключением участка дороги от здания № по <адрес> до <адрес> отсутствуют тротуары от здания № до здания №, местами тротуары находятся в разрушенном состоянии.
Так, актом выявленных недостатков в содержании дорог, дорожных сооружений и технических средств организации дорожного движения, составленным сотрудниками ОГИБДД У. Р. по г. Архангельску от ДД.ММ.ГГГГ установлены повреждения покрытия проезжей части (выбоины), продольные, поперечные трещины, разрушение асфальтобетонного покрытия, знаки, информирующие участников дорожного движения об опасности, отсутствуют, тротуары по обе стороны отсутствуют по <адрес> на участке от здания № до здания №.
Актом от ДД.ММ.ГГГГ установлены повреждения покрытия проезжей части (выбоины), продольные, поперечные трещины, разрушение асфальтобетонного покрытия, знаки, информирующие участников дорожного движения об опасности, отсутствуют, тротуары по обе стороны отсутствуют по <адрес> от <адрес> до <адрес> участке от здания № по <адрес> до <адрес> тротуар имеется.
Данные обстоятельства также подтверждаются материалами дела, фотоматериалами и ответчиком не опровергнуты.
Согласно п.п. 1, 6 ст. 13 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» к полномочиям органов местного самоуправления в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности относится осуществление муниципального контроля за обеспечением сохранности автомобильных дорог местного значения; осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения.
Согласно п. 6 ст. 3 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 257-ФЗ дорожная деятельность - это деятельность по проектированию, строительству, реконструкции, капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог.
В соответствии с п. 1 ст. 3 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 257-ФЗ автомобильная дорога - это объект транспортной инфраструктуры, предназначенный для движения транспортных средств и включающий в себя земельные участки в границах полосы отвода автомобильной дороги и расположенные на них или под ними конструктивные элементы (дорожное полотно, дорожное покрытие и подобные элементы) и дорожные сооружения, являющиеся ее технологической частью, - защитные дорожные сооружения, искусственные дорожные сооружения, производственные объекты, элементы обустройства автомобильных дорог, к числу которых относятся, в частности, дорожные знаки, дорожные ограждения, светофоры и другие устройства для регулирования дорожного движения, места отдыха, остановочные пункты, объекты, предназначенные для освещения автомобильных дорог, пешеходные дорожки, пункты весового и габаритного контроля транспортных средств, пункты взимания платы, стоянки транспортных средств, сооружения, предназначенные для охраны автомобильных дорог и искусственных дорожных сооружений, тротуары, другие предназначенные для обеспечения дорожного движения, в том числе его безопасности, сооружения, за исключением объектов дорожного сервиса.
Автомобильными дорогами общего пользования местного значения городского округа являются автомобильные дороги общего пользования в границах городского округа, за исключением автомобильных дорог общего пользования федерального, регионального или межмуниципального значения, частных автомобильных дорог.
Как предусмотрено ст. 2 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» дорога - это обустроенная или приспособленная и используемая для движения транспортных средств полоса земли либо поверхность искусственного сооружения. Дорога включает в себя одну или несколько проезжих частей, а также трамвайные пути, тротуары, обочины и разделительные полосы при их наличии.
Таким образом, обязанность по осуществлению дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения, т.е. деятельности по проектированию, строительству, реконструкции, капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог относится к числу вопросов местного значения.
В целях реализации полномочий по решению вопросов местного значения решением Архангельского городского Совета от ДД.ММ.ГГГГ № утверждены Правила благоустройства и озеленения города Архангельска.
Согласно Правилам благоустройства объектами благоустройства являются - проезжая часть улиц и тротуары, дороги, обособленные пешеходные территории, площади, внутриквартальные территории (в т.ч. детские и спортивные площадки), мосты, путепроводы, транспортные и пешеходные тоннели и другие искусственные сооружения, набережные, спуски к воде, пешеходные и велосипедные дорожки, привокзальные территории, остановки городского пассажирского транспорта, переезды через железнодорожные пути, парки, сады, скверы, бульвары, газоны, пляжи, хозяйственные площадки, территории вокруг предприятий торговли, подъезды и территории, прилегающие к строительным площадкам, территории кладбищ и подъезды к ним, пустыри и иные поверхности земельных участков в общественно-деловых, жилых и рекреационных зонах; владелец объекта благоустройства - лицо, которому объект благоустройства принадлежит на праве собственности, праве хозяйственного ведения, праве оперативного управления, праве пожизненного наследуемого владения, праве постоянного (бессрочного) пользования или которое оказывает услуги по содержанию и ремонту объекта в рамках договора управления или на ином праве, предусмотренном законом. Согласно п. 3.2.6 Правил благоустройства и озеленения города Архангельска покрытие проезжей части дорог не должно иметь просадок, выбоин, иных повреждений, затрудняющих движение транспортных средств с разрешенной Правилами дорожного движения скоростью.
В соответствии с п. 3.1.2 Государственного стандарта Российской Федерации ГОСТ Р 50597-93 «Автомобильные дороги и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения» предельные размеры отдельных просадок, выбоин и т.п. не должны превышать по длине 15 см, ширине - 60 см и глубине - 5 см.
Как предусмотрено ст. 2 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» дорога - это обустроенная или приспособленная и используемая для движения транспортных средств полоса земли либо поверхность искусственного сооружения. Дорога включает в себя одну или несколько проезжих частей, а также трамвайные пути, тротуары, обочины и разделительные полосы при их наличии.
Тротуары, будучи элементом обустройства автомобильных дорог, дорожным сооружением, являются технологической частью автомобильной дороги.
Тротуар - это элемент дороги, предназначенный для движения пешеходов и примыкающий к проезжей части или отделенный от нее газоном (Постановление Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ № «О Правилах дорожного движения» (вместе с «Основными положениями по допуску транспортных средств к эксплуатации и обязанности должностных лиц по обеспечению безопасности дорожного движения»).
В соответствии с п. 1.3 Правил благоустройство города обеспечивается в том числе деятельностью мэрии города, осуществляющей организационную и контролирующую функции.
Обязанность по обеспечению соответствия состояния дорог при их содержании установленным правилам, стандартам, техническим нормам и другим нормативным документам возлагается на лица, осуществляющие содержание автомобильных дорог (ст. 12 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №196-ФЗ «О безопасности дорожного движения»).
Лицом, ответственным за надлежащее содержание спорного участка дороги, является мэрия города Архангельска, что по делу не оспорено.
Судом установлено и ответчиком не опровергается факт ненадлежащего содержания дорог в виде разрушения верхнего слоя асфальтобетонного покрытия на всем протяжении спорных участков дорог, наличие выбоин, продольных и поперечных трещин, частичное отсутствие асфальтобетонного покрытия, отсутствие тротуара.
Вместе с тем установлено, что решением Октябрьского районного суда г. Архангельска от ДД.ММ.ГГГГ по делу № на мэрию города Архангельска возложена обязанность в срок до ДД.ММ.ГГГГ привести состояние улично-дорожной сети города Архангельска в соответствии с требованиями стандартов, строительных норм и правил, а именно обустроить тротуары на участке дороги <адрес> от <адрес> до <адрес>.
Участок дороги по <адрес> от <адрес> до <адрес> включен в указанный в решении суда участок дороги, в связи с чем прокурор требования в данной части уточнил, исключил спорный участок из заявленных требований.
Отсутствие тротуаров по <адрес> на участке дороги от <адрес> до <адрес> ответчиком не оспаривается. Указано также на наличие тротуара от <адрес> до <адрес>.
Поскольку судом установлено неисполнение органом местного самоуправления своих обязанностей по содержанию дорог в соответствии с требованиями законодательства, что может привести к нарушению прав неопределенного круга лиц в области безопасного дорожного движения, требования прокурора о возложении обязанности организовать приведение состояния дорог в соответствие с требованиями законодательства подлежат удовлетворению.
При этом отсутствие в бюджете муниципального образования запланированных финансовых средств на указанные цели само по себе не является основанием для отказа в удовлетворении заявленных прокурором требований, поскольку выполнение мероприятий по организации приведения дорог в надлежащее состояние непосредственно влияет на создание безопасных условий пребывания и здоровье неопределенного круга.
С учетом характера дела, а также действий, которые следует совершить в целях устранения допущенного нарушения, мнения сторон по делу, а также того обстоятельства, что необходимые ремонтные работы следует выполнять в весенне-летний период, длительность согласований и необходимость планирования финансовых затрат, суд считает необходимым установить ответчику срок для устранения нарушений - до ДД.ММ.ГГГГ.
Руководствуясь статьями 194-199 ГПК РФ, суд
решил:
иск исполняющего обязанности заместителя прокурора города Архангельска в защиту интересов неопределенного круга лиц к мэрии города Архангельска о возложении обязанности организовать приведение состояния дорог в соответствие с требованиями законодательства удовлетворить.
Обязать мэрию города Архангельска в срок до ДД.ММ.ГГГГ организовать приведение состояния дорог в соответствие с требованиями законодательства об автомобильных дорогах и дорожной деятельности, установленными правилами, стандартами и техническими нормами, обеспечивающими безопасность дорожного движения, а также беспрепятственное передвижение транспортных средств и пешеходов, а именно:
- восстановить покрытие проезжей части дороги на всем протяжении участка дороги по <адрес> от <адрес> до <адрес>, установить знаки, информирующие участников дорожного движения об опасности, оборудовать пешеходные тротуары с обеих сторон дороги за исключением участка от здания № по <адрес> до <адрес>;
- оборудовать пешеходные тротуары с обеих сторон дороги по <адрес> от здания № до здания №, привести существующие тротуары в надлежащее состояние.
Решение может быть обжаловано в Архангельский областной суд в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы через Октябрьский районный суд г. Архангельска.
Мотивированное решение изготовлено 03 августа 2015 года
Председательствующий А.В. Калашникова