Дело №
Поступило: (дата)
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
04 сентября 2019 г. ________
Черепановский районный суд ________ в составе:
председательствующего судьи Курахтановой А.А.,
с участием помощника прокурора Евсеева В.В.,
ответчика Яблоков,
при секретаре Масловой И.М.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора ________ в интересах неопределенного круга лиц к Яблоков о возложении обязанности пройти профилактический медицинский осмотр,
установил:
________ обратился в суд, в порядке ст. 45 ГПК РФ, с исковым заявлением к Яблоков о возложении обязанности пройти профилактический медицинский осмотр. В исковом заявлении указав, что прокуратурой района проведена проверка соблюдения законодательства об охране здоровья граждан в части предупреждения распространения туберкулеза. В соответствии с приложением к Порядку профилактическим медицинским осмотрам в целях выявления туберкулеза полежат лица, освобожденные из мест отбывания наказания в виде лишения свободы, из мест содержания под стражей, - в течение первых 2 лет после освобождения, обязаны проходить профилактический осмотр 2 раза в год. Согласно информации ОМВД России по ________ ответчик освободился из мест лишения свободы (дата)., состоит на профилактическом учете в ОМВД России по ________ по категории «освобожден из мест лишения свободы». По информации ГБУЗ НСО «............» ответчик флюорографическое обследование, после освобождения из мест отбывания наказания в виде лишения свободы, не проходил, т.е. не исполнил возложенные на него обязанности о прохождении профилактического осмотра 2 раза в год. Таким образом, вопреки требованиям действующего законодательства ответчик профилактические медицинские осмотры на предмет выявления у него туберкулеза в установленные действующим законодательством сроки не проходит, чем подвергает опасности жизнь и здоровье других людей. Не прохождение ответчиком профилактических осмотров ставит под угрозу жизнь и здоровье неопределенного круга лиц, создает реальную опасность заражения туберкулезом окружающих людей в случае наличия у него данного заболевания. Способом, которым в данном случае могут быть защищены интересы неопределенного круга лиц, в соответствии со ст. 12 Гражданского кодекса Российской Федерации, является присуждение к исполнению обязанности в натуре. В соответствии с частью 1 статьи 45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации прокурор вправе обратиться с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований. В данном случае обращение прокурора в суд в интересах неопределенного круга лиц обусловлено необходимостью обеспечения конституционного права граждан на охрану здоровья. Просит суд обязать ответчика пройти в лечебно-профилактическом учреждении по месту жительства профилактический медицинский осмотр в целях выявления туберкулеза.
В судебном заседании прокурор на заявленных требованиях настаивал, по основаниям и доводам, изложенным в заявлении.
Ответчик Яблоков в судебном заседании исковые требования признал, о чем представил в суд письменное заявление. Последствия признания иска разъяснены и понятны.
Представитель третьего лица ГБУЗ НСО «............» в судебное заседание не явился, о времени и месте судебного заседания был надлежаще и своевременно извещен, направил в суд заявление о рассмотрении дела в отсутствие представителя.
С учетом вышеназванных обстоятельств, с учетом мнения лиц, участвующих в деле, в соответствии со ст.167 ГПК РФ суд полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие представителя третьего лица.
Суд, выслушав прокурора, ответчика признавшего исковые требования, исследовав материалы дела, приходит к выводу, что заявленный иск обоснован и подлежит удовлетворению.
Согласно статье 41 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на охрану здоровья.
Статья 9 Федерального закона от 18.06.2001г. № 77-ФЗ «О предупреждении распространения туберкулеза в Российской Федерации» устанавливает принудительное (то есть независимо от согласия больных туберкулезом или их законных представителей) диспансерное наблюдение за больными туберкулезом в целях реализации нормы вышеуказанной статьи Конституции РФ.
Правовые основы осуществления государственной политики в области предупреждения распространения туберкулеза в Российской Федерации в целях охраны здоровья граждан и обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения установлены Федеральным законом N 77-ФЗ от 18.06.2001 «О предупреждении распространения туберкулеза в Российской Федерации».
В соответствии со статьей 1 Федерального закона от 18 июня 2001 г. N 77-ФЗ «О предупреждении распространения туберкулеза в Российской Федерации" туберкулез - это инфекционное заболевание, вызываемое микобактериями туберкулеза; активная форма туберкулеза - туберкулез, признаки активности процесса которого установлены в результате проведения клинических, лабораторных, рентгенологических исследований; заразная форма туберкулеза - активная форма туберкулеза, при которой происходит выделение микобактерий туберкулеза; больной туберкулезом - больной активной формой туберкулеза.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 1 декабря 2004 г. N 715 «Об утверждении перечня социально значимых заболеваний и перечня заболеваний, представляющих опасность для окружающих» туберкулез (коды заболеваний по Международной классификации болезней МКБ-10: A 15 - A 19) отнесен к социально значимым заболеваниям и заболеваниям, представляющим опасность для окружающих.
В соответствии со статьей 4 Федерального закона от 18.06.2001 № 77-ФЗ «О предупреждении распространения туберкулеза в Российской Федерации» (далее - Закон № 77-ФЗ) к полномочиям органов государственной власти Российской Федерации в области предупреждения распространения туберкулеза в Российской Федерации (далее - предупреждение распространения туберкулеза) относится: проведение в Российской Федерации государственной политики в области предупреждения распространения туберкулеза; определение порядка оказания противотуберкулезной помощи гражданам на территории Российской Федерации; разработка и принятие нормативно-правовых актов, направленных на предупреждение распространения туберкулеза; осуществление федерального государственного санитарно-эпидемиологического надзора в области предупреждения распространения туберкулеза и организация мероприятий по предупреждению распространения туберкулеза; осуществление иных предусмотренных законодательством Российской Федерации в области предупреждения распространения туберкулеза полномочий.
Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ N 60 от 22.10.2013 утверждены Санитарно-эпидемиологические правила СП 3.1.2.3114-13 "Профилактика туберкулеза", которые устанавливают требования к комплексу организационных, лечебно-профилактических, санитарно-противоэпидемических (профилактических), дезинфекционных мероприятий, полное и своевременное проведение которых обеспечивает раннее выявление, предупреждение распространения заболеваний туберкулезом среди населения.
Соблюдение указанных Правил является обязательным для физических и юридических лиц (п. 1.3 санитарно-эпидемиологических правил СП 3.1.2.3114-13 «Профилактика туберкулеза» утвержденных Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 22.10.2013 N 60).
Согласно п. 1.5. санитарно-эпидемиологических правил СП 3.1.2.3114-13 «Профилактика туберкулеза» утвержденных Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 22.10.2013 N 60, проведение мероприятий по профилактике туберкулеза, утверждение региональных планов и контроль их выполнения на территории осуществляется органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области охраны здоровья граждан совместно с заинтересованными органами государственной власти, органами управления здравоохранением муниципальных образований, медицинскими организациями.
В соответствии с ч. 2 ст. 27 Федерального закона от 21.11.2011 года «Об основах здоровья граждан в Российской Федерации» граждане в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, обязаны проходить медицинские осмотры, а граждане, страдающие заболеваниями, представляющими опасность для окружающих, в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, обязаны проходить медицинское обследование и лечение, а также заниматься профилактикой этих заболеваний.
Пунктом 4 статьи 8 Закона № 77-ФЗ определено, что в целях выявления туберкулеза периодически проводятся профилактические медицинские осмотры граждан, порядок и сроки проведения которых устанавливаются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
Приказом Минздрава России от 21.03.2017 № 124 н утвержден Порядок и сроки проведения профилактических медицинских осмотров граждан в целях выявления туберкулеза.
Согласно п.п. 2, 9 Порядка профилактические осмотры граждан проводятся в медицинских организациях по месту жительства, работы, службы, учебы, по месту отбывания наказания в виде лишения свободы, в местах содержания под стражей. Сроки проведения профилактических осмотров в отношении отдельных групп граждан определены в приложении к Порядку.
В соответствии с приложением к Порядку профилактическим медицинским осмотрам в целях выявления туберкулеза полежат лица, освобожденные из мест отбывания наказания в виде лишения свободы, из мест содержания под стражей, - в течение первых 2 лет после освобождения обязаны проходить профилактический осмотр 2 раза в год.
В соответствии с п.8 Порядка профилактические осмотры представляют собой комплекс медицинских вмешательств, направленных на выявление патологических состояний, свидетельствующих о наличии туберкулеза, с применением следующих методов обследования: для взрослых флюорография легких или рентгенография органов грудной клетки (легких).
При признании стороной обстоятельств, на которых другая сторона основывает свои требования, освобождает последнюю от необходимости дальнейшего доказывания этих обстоятельств (ст.68 ГПК РФ).
Согласно ст. 39 ГПК РФ ответчик вправе признать иск.
Суд принимает признание иска ответчиком, считая, что оно не противоречит закону и не нарушает права и охраняемые законом интересы других лиц.
В силу ст. 173 ГПК РФ при признании иска ответчиком суд выносит решение об удовлетворении исковых требований.
Суд принимает признание иска ответчиком Яблоков, считая, что оно не противоречит закону и не нарушает права и охраняемые законом интересы других лиц.
На основании ст. 103 ГПК РФ издержки, понесенные судом в связи с рассмотрением дела, и государственная пошлина, от уплаты которых истец был освобожден, взыскиваются с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов.
Согласно п.3 ч. 1 ст. 333.19 НК РФ размер государственной пошлины подлежащей уплате при подаче искового заявления имущественного характера, не подлежащего оценке, а также искового заявления неимущественного характера 300 рублей.
Таким образом, с ответчика подлежит взысканию государственная пошлина в размере 300 рублей в доход местного бюджета.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194-199, ГПК РФ, суд
решил:
Исковые требования прокурора ________ в интересах неопределенного круга лиц к Яблоков о возложении обязанности пройти профилактический медицинский осмотр - удовлетворить.
Обязать Яблоков, (дата) г.р., уроженца р.________ пройти в лечебно-профилактическом учреждении по месту жительства два раза в год в течение первых двух лет после освобождения из мест лишения свободы профилактический медицинский осмотр в целях выявления туберкулеза, установив срок для первого профилактического медицинского осмотра – 2 месяца с момента вступления решения суда в законную силу.
Взыскать с Яблоков, (дата) г.р., уроженца р.________ государственную пошлину в размере 300 руб. в доход местного бюджета.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Новосибирский областной суд через Черепановский районный суд в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Председательствующий судья А.А.Курахтанова
Решение в окончательной форме изготовлено 09.09.2019г.
Председательствующий судья А.А.Курахтанова