34RS0002-01-2019-006219-31
Дело №2а-5529/ 2019
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
16 октября 2019 года г.Волгоград
Дзержинский районный суд города Волгограда в составе:
Председательствующего судьи Серухиной А.В.
При секретаре Куроян М.А.
С участием помощника судьи ФИО4,
С участием представителя административного истца ИФНС России по <адрес> ФИО5
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску Инспекции федеральной налоговой службы по <адрес> к ФИО2 о взыскании задолженности по обязательным платежам,
УСТАНОВИЛ:
ИФНС России по <адрес> обратилась в суд с административным иском о взыскании с ФИО2 пени по транспортному, земельному налогам и налогу на имущество физических лиц. В обоснование своих требований административный истец ссылается на то, что по сведениям, предоставленным в порядке ст.85 НК РФ ответчик является плательщиком налогов. Налогоплательщику направлялись налоговые уведомления и требования об уплате задолженности по транспортному и земельному налогам, налогу на имущество физических лиц. В установленный срок обязанность по уплате налогов не исполнена. Просил взыскать задолженность по налогам на общую сумму 236 рублей 19 копеек. В процессе рассмотрения дела административным истцом уточнены требования. Просил взыскать с ФИО2 в пользу ИФНС по <адрес> пеню по земельному налогу в размере 236 рублей 19 копеек.
Представитель административного истца ИФНС России по <адрес> ФИО5 в судебном заседании доводы административного искового заявления поддержала.
Административный ответчик ФИО2 в судебное заседание не явился, о дате рассмотрения дела извещён надлежащим образом, заявлений не представил.
Суд, выслушав представителя административного истца, исследовав материалы дела, полагает исковое заявление не подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.
Согласно п. 2 ст. 286 КАС РФ административное исковое заявление о взыскании обязательных платежей и санкций может быть подано в суд в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате обязательных платежей и санкций. Пропущенный по уважительной причине срок подачи административного искового заявления о взыскании обязательных платежей и санкций может быть восстановлен судом.
В соответствии с п. 2 ст. 48 НК РФ заявление о взыскании подаётся в суд общей юрисдикции налоговым органом (таможенным органом) в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, если иное не предусмотрено настоящим пунктом. Указанное заявление о взыскании подаётся налоговым органом (таможенным органом) в суд, если общая сумма налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, подлежащая взысканию с физического лица, превышает 3 000 рублей.
Требование о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов за счёт имущества физического лица может быть предъявлено налоговым органом (таможенным органом) в порядке искового производства не позднее шести месяцев со дня вынесения судом определения об отмене судебного приказа (абзац 2 пункта 3 статьи 48 Налогового кодекса РФ).
В соответствии с ч. 8 ст. 219 КАС РФ пропуск срока обращения в суд без уважительной причины, а также невозможность восстановления пропущенного (в том числе по уважительной причине) срока обращения в суд является основанием для отказа в удовлетворении административного иска.
В пункте 20 Постановления Пленума Верховного Суда РФ N 41, Пленума ВАС РФ N 9 от ДД.ММ.ГГГГ "О некоторых вопросах, связанных с введением в действие части первой Налогового кодекса Российской Федерации" разъяснено, что при рассмотрении дел о взыскании санкций за налоговое правонарушение либо о взыскании налога (сбора, пени) за счет имущества налогоплательщика - физического лица или налогового агента - физического лица судам необходимо проверять, не истекли ли установленные пунктом 3 статьи 48 или пунктом 1 статьи 115 Кодекса сроки для обращения налоговых органов в суд.
По смыслу указанных выше правовых норм и разъяснений Пленума Верховного Суда РФ одним из необходимых условий для удовлетворения административного иска о взыскании обязательных платежей и санкций является соблюдение административным истцом срока обращения в суд.
Как усматривается из материалов дела, в требованиях № от ДД.ММ.ГГГГ и № от ДД.ММ.ГГГГ установлен срок уплаты недоимки по налогу и пени до ДД.ММ.ГГГГ и ДД.ММ.ГГГГ соответственно.
Из определения об отмене судебного приказа, видно, что к мировому судье судебного участка № <адрес> с заявлением о выдаче судебного приказа налоговый орган обратился в установленный законом срок.
Определением мирового судьи от ДД.ММ.ГГГГ судебный приказ о взыскании недоимки по налогам и пени от ДД.ММ.ГГГГ отменен.
С административным исковым заявлением в районный суд ИФНС России по <адрес> обратилась ДД.ММ.ГГГГ. Пропуск срок обосновывает получением определения об отмене судебного приказа лишь ДД.ММ.ГГГГ. Доводы об уважительности пропуска процессуального срока подтверждаются материалами дела.
Таким образом, пропущенный срок для обращения с административным исковым заявлением о взыскании обязательных платежей подлежит восстановлению.
Статьей 57 Конституции Российской Федерации и пунктом 1 статьи 3 Налогового кодекса Российской Федерации закреплено, что каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы.
В соответствии со ст. 19 Налогового кодекса Российской Федерации (далее – НК РФ) налогоплательщиками признаются организации и физические лица, на которых в соответствии с НК РФ возложена обязанность уплачивать соответственно налоги и (или) сборы.
Согласно ст. 23 НК РФ налогоплательщики обязаны уплачивать законно установленные налоги.
Каждое лицо должно уплачивать законно установленные налоги, которые должны иметь экономическое основание и не могут быть произвольными.
Из административного искового заявления усматривается, что предметом требований является не задолженность по налогу, а только задолженность по пеням, начисленным на несвоевременно уплаченный земельный налог.
Как следует из представленного налоговым органом расчета, пени по земельному налогу начислены на недоимки за 2010, 2011, 2012, 2013, 2014, 2016, 2017 годы в сумме 236 руб. 16 коп.
Ч. 2 ст. 12 Федерального закона № 436-ФЗ «О внесении изменений в части первую и вторую НК РФ и отдельные законодательные акты Российской Федерации», вступившей в силу с ДД.ММ.ГГГГ установлено, что признаются безнадежными к взысканию и подлежат списанию недоимка по налогам (за исключением налога на добычу полезных ископаемых, акцизов и налогов, подлежащих уплате в связи с перемещением товаров через границу РФ), задолженность по пеням, начисленным на указанную недоимку, и задолженность по штрафам, образовавшиеся на ДД.ММ.ГГГГ, числящиеся на дату принятия налоговым органом в соответствии с настоящей статьёй решения о списании признанных безнадежными к взысканию недоимки и задолженности по пеням и штрафам за индивидуальными предпринимателями, а также за лицами, утратившими статус индивидуального предпринимателя до даты принятия такого решения.
В информационном письме Федеральной налоговой службы России от 2018 г. даны разъяснения относительно списания долгов по налогам и страховым взносам (налоговой амнистии 2018 г.), согласно которым для индивидуальных предпринимателей и физических лиц, которые ранее занимались предпринимательской деятельностью, списанию подлежит сумма налоговой задолженности по налогам, уплата которых связана с осуществлением предпринимательской деятельности (за исключением налога на добычу полезных ископаемых, акцизов и налогов, подлежащих уплате в связи с перемещением товаров через границу Российской Федерации), образовавшаяся по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ, а также соответствующая сумма по пени, начисленная на указанную задолженность, и задолженность по штрафам.
Таким образом, возможность взыскания недоимок по налогам и пени за 2010, 2011, 2012, 2013 годы утрачена в силу предписаний Федерального закона № 436-ФЗ.
Кроме того, в силу ст. 57 НК Российской Федерации при уплате налога и сбора с нарушением срока уплаты налогоплательщик уплачивает пени в порядке и на условиях, предусмотренных НК Российской Федерации.
Согласно п. 1 ст. 72 НК Российской Федерации пени являются способом обеспечения исполнения обязанности по уплате налогов и сборов.
В соответствии с п. 1 п. 2 ст. 75 НК Российской Федерации пеней признается установленная этой статьей денежная сумма, которую налогоплательщик должен выплатить в случае уплаты причитающихся налогов или сборов в более поздние по сравнению с установленными законодательством о налогах и сборах сроки.
Согласно п. п. 3, 5 ст. 75 НК Российской Федерации пени начисляются за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога или сбора, начиная со следующего за установленным законодательством о налогах и сборах дня уплаты налога и сбора или после уплаты таких сумм в полном объеме.
В соответствии с п. 5 ст. 75 НК Российской Федерации пени уплачиваются одновременно с уплатой сумм налога и сбора или после уплаты таких сумм в полном объеме.
С учетом положений вышеуказанных норм, суд приходит к выводу, что обязанность по уплате пеней является не самостоятельной, а обеспечивающей (акцессорной) обязанностью, способом обеспечения исполнения обязанности по уплате налога. Пени подлежат принудительному взысканию в том же порядке, что и задолженность, на которую они начислены. Разграничение процедуры взыскания налогов и процедуры взыскания пеней недопустимо, поскольку дополнительное обязательство не может существовать отдельно от главного.
Доводы административного истца о наличии у ФИО2 задолженности несвоевременно добровольно погашенной, суд не может принять во внимание, поскольку доказательств наличия недоимки по периодам, заявленным административным истцом, на период исчисления пени не представлено.
Таким образом, в удовлетворении административных исковых требований инспекции федеральной налоговой службы по <адрес> к ФИО2 о взыскании задолженности по обязательным платежам надлежит отказать.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 175, 177, 286 КАС РФ, суд,
РЕШИЛ:
░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ <░░░░░> ░ ░░░2 ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░, - ░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ <░░░░░> ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░.
░░░░░░░: ░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░.░░.░░░░.
░░░░░ ░.░. ░░░░░░░░