№ 2-549/2020 г.
УИД: 11RS0020-01-2020-001094-08
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
Усть-Вымский районный суд Республики Коми в составе:
председательствующего судьи Лисиенко А.Ю., при секретаре судебного заседания Пирязевой Т.А.,
с участием: истца Шарова Д.Н., представителя ответчиков ФКУ ИК-31 УФСИН России по Республике Коми, ФСИН России, УФСИН России по Республике Коми Гульковой Е.Н., действующей на основании доверенностей,
с уведомлением: представителя соответчика Министерства финансов Российской Федерации,
рассмотрев в открытом судебном заседании в селе Айкино Усть-Вымского района Республики Коми, 02 декабря 2020 года гражданское дело по иску Шарова Д. Н. к ФКУ ИК-31 УФСИН России по Республике Коми, Министерству финансов Российской Федерации о взыскании денежной суммы в размере 2000 рублей и компенсации морального вреда в сумме 200000 рублей,
УСТАНОВИЛ:
Шаров Д.Н. обратился в Усть-Вымский районный суд Республики Коми иском к ФКУ ИК-31 УФСИН России по Республике Коми, Министерству финансов Российской Федерации о взыскании денежной суммы в размере 2000 рублей и компенсации морального вреда в сумме 200000 рублей.
Определением Усть-Вымского районного суда Республики Коми от 11.08.2020 г. в качестве ответчиков привлечены УФСИН России по Республики Коми, ФСИН России.
В судебном заседании истец Шаров Д.Н. доводы и основания, изложенные в исковом заявлении поддержал в полном объеме.
Представитель ответчиков ФКУ ИК-31 УФСИН России по Республике Коми, ФСИН России, УФСИН России по Республике Коми Гулькова Е.Н. в судебном заседании исковые требования не признала, поддержав доводы и основания, изложенные в письменных возражениях на заявленный иск.
Представитель соответчика Министерства финансов Российской Федерации в судебном заседании участия не принимал, согласно представленного письменного отзыва, просил иск рассмотреть в отсутствие представителя, а исковое заявление истца оставить без удовлетворения.
Заслушав истца, представителей ответчиков, оценив и исследовав материалы гражданского дела, суд приходит к следующему.
Предметом спора по заявленному иску Шарова Д.Н. является удержание бухгалтерией администрации ФКУ ИК-31 УФСИН России по Республике Коми денежных средств с его лицевого счета по исполнительным документам на общую сумму 2000 рублей (31.05.2019 г. – 500 рублей, 11.11.2019 г. – 1500 рублей), что по мнению истца является нарушением прав.
С указанными доводами истца, суд не соглашается по следующим основаниям.
Положениями ст. 13 ГПК РФ установлено, что вступившие в законную силу судебные постановления, а также законные распоряжения, требования, поручения, вызовы и обращения судов являются обязательными для всех без исключения органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений, должностных лиц, граждан, организаций и подлежат неукоснительному исполнению на всей территории Российской Федерации.
В соответствии со ст. 2 Закона об исполнительном производстве задачами исполнительного производства являются правильное и своевременное исполнение судебных актов, актов других органов и должностных лиц, а в предусмотренных законодательством Российской Федерации случаях исполнение иных документов в целях защиты нарушенных прав, свобод и законных интересов граждан и организаций.
В силу ст. 30 указанного Федерального закона судебный пристав-исполнитель возбуждает исполнительное производство на основании исполнительного документа по заявлению взыскателя, если иное не установлено названным Федеральным законом.
Согласно п. 3 ч. 1 ст. 98 Закона об исполнительном производстве судебный пристав-исполнитель обращает взыскание на заработную плату и иные доходы должника-гражданина в случае отсутствие или недостаточность у должника денежных средств и иного имущества для исполнения требований исполнительного документа в полном объеме.
Решением Усть-Вымского районного суда Республики Коми от 13.12.2019 г. действия администрации ФКУ ИК-31 УФСИН России по Республике Коми по удержанию денежных средств с лицевого счета по исполнительному документу на общую сумму 2000 рублей (31.05.2019 г. – 500 рублей, 11.11.2019 г. – 1500 рублей) признаны незаконными.
Между тем, из представленных платежных поручений № 885980 № 885981 от 14.10.2020 г. следует, что ФКУ ИК-31 самостоятельно возвращена денежная сумма 1500 рублей и 500 рублей, соответственно.
Доводы истца о причинении ему нравственных страданий и невозможности из-за снятия с его лицевого счета указанных денежных средств, суд признает несостоятельными, противоречащими материалам гражданского дела.
Объективных данных свидетельствующих о том, что из-за действий или бездействий администрации ФКУ ИК-31, Шарову Д.Н. причинены моральные и нравственные страдания, истцом не представлено, не установлена причинно-следственная связь между действиями или бездействиями администрации и наступившими последствиями. Между тем, истец не привел относимых, допустимых, достаточных и достоверных доказательств, подтверждающих изложенные в исковом заявлении обстоятельства.
Согласно ст. 157 ПВР, осужденным, переведенным в ПКТ, ЕПКТ или одиночные камеры в порядке взыскания, не разрешается брать с собой имеющиеся у них личные вещи, кроме продуктов питания.
В силу п. 106 и 107 Правил внутреннего распорядка исправительных учреждений утвержденных Приказом Министерства юстиции РФ от 16 декабря 2016 г. N 295 для продажи осужденным продуктов питания, вещей и предметов в ИУ организуются магазины, работающие ежедневно, за исключением выходных и праздничных дней.
Осужденные вправе пользоваться этими магазинами во время, отведенное распорядком дня, с учетом очередности (по отрядам и бригадам) по безналичному расчету. Для осужденных, содержащихся в ПКТ, ЕПКТ, одиночных камерах, безопасном месте и запираемых помещениях, освобожденных из-под стражи под надзор администрации ИУ, а также осужденных, пользующихся правом передвижения без конвоя и проживающих за пределами ИУ, по их заявлениям продукты питания и предметы первой необходимости приобретаются администрацией ИУ.
С этой целью каждому осужденному, имеющему право на приобретение продуктов питания и предметов первой необходимости, выдаются бланки заявлений (приложение N 12), которые после заполнения сдаются администрации ИУ. Администрация ИУ перед закупкой предварительно проверяет в финансовой части либо бухгалтерии наличие денег на лицевом счету осужденного. Купленный товар вручается осужденному под роспись на заявлении.
В силу п. 3 ст. 99 УИК РФ минимальные нормы питания и материально-бытового обеспечения осужденных устанавливаются Правительством РФ.
В соответствии с Постановлением Правительства РФ от 11.04.2005 № 205, к предметам первой необходимости следует относить: хозяйственное мыло, туалетное мыло, зубную пасту (порошок), зубную щетку (на шесть месяцев), одноразовую бритву и туалетную бумагу.
Согласно ведомостям выдачи материальных ценностей на нужды учреждения осужденный Шаров Д.Н. обеспечен предметами первой необходимости (гигиеническими наборами), отказов в получении гигиенических наборов от Шарова Д.Н. не поступало.
Из представленной ФКУ ИК-31 справки следует, что у осужденного Шарова Д.Н. на лицевом счете на период удержания с его лицевого счета денежных средств (31.05.2019 г. – 500 рублей, 11.11.2019 г. – 1500 рублей) оставались денежные средства в размере на 31.05.20219 г. – 503,23 рубля, на 11.11.2019 г. – 1500,23 рублей.
Согласно заявлениям Шарова Д.Н. от 06.06.2019 г. приобретены товары на сумму 489 рублей, 06.12.2019 г. на сумму 1496 рублей.
Следовательно, доводы истца о невозможности самостоятельно приобретать предметы первой необходимости и продукты питания опровергаются материалами гражданского дела.
В силу части 2 статьи 118 УИК РФ осужденные, переведенные в единые помещения камерного типа или одиночные камеры в порядке взыскания, имеют право: а) ежемесячно расходовать на приобретение продуктов питания и предметов первой необходимости средства, имеющиеся на их лицевых счетах, в размере пяти тысяч рублей; б) получать в течение шести месяцев одну посылку или передачу и одну бандероль.
В соответствии со статьей 56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
В нарушение приведенной нормы истцом не представлено каких-либо достоверных, допустимых и достаточных доказательств в обоснование своей позиции о ненадлежащих условиях его содержания в ЕПКТ ФКУ ИК-31 УФСИН России по РК и виновных действиях (бездействии) ответчиков, а также доказательств причинения вреда его здоровью и благополучию, и соответственно, несения нравственных и физических страданий, предполагающих в силу закона выплату компенсации морального вреда.
В действиях администрации ФКУ ИК-31 судом не установлено нарушений, которые могли бы повлечь установленную законом и ведомственными нормативными актами ответственность за неисполнение или ненадлежащее исполнение служебных обязанностей должностным лицом.
В силу статьи 53 Конституции РФ каждый имеет право на возмещение государством вреда, причиненного незаконными действиями (или бездействием) органов государственной власти или их должностных лиц. Неотчуждаемые права и свободы человека и другие нематериальные блага защищаются гражданским законодательством, если иное не вытекает из существа этих нематериальных благ (пункт 2 статьи 2 ГК РФ).
Правила компенсации морального вреда определяются гражданским законодательством (статья 151 ГК РФ и глава 59 ГК РФ).
Из разъяснений, содержащихся в пункте 2 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 20.12.1994 г. № 10 «Некоторые вопросы применения законодательства о компенсации морального вреда», следует, что под моральным вредом понимаются нравственные или физические страдания, причиненные действиями (бездействием), посягающими на принадлежащие гражданину от рождения или в силу закона нематериальные блага (жизнь, здоровье, достоинство личности, деловая репутация, неприкосновенность частной жизни, личная и семейная тайна и т.п.), или нарушающими его личные неимущественные права (право на пользование своим именем, право авторства и другие неимущественные права в соответствии с законами об охране прав на результаты интеллектуальной деятельности) либо нарушающими имущественные права гражданина. Моральный вред, в частности, может заключаться временным ограничением или лишением каких-либо прав, физической болью, связанной с причиненным увечьем, иным повреждением здоровья либо в связи с заболеванием, перенесенным в результате нравственных страданий и другие.
Таким образом, основанием к удовлетворению исковых требований о взыскании компенсации морального вреда является установление факта нарушения личных неимущественных прав истца или других нематериальных благ и наличие причинно-следственной связи между таким нарушением и неправомерным бездействием должностных лиц ответчика.
Для применения ответственности, предусмотренной статьей 1069 ГК РФ, лицо, требующее возмещения убытков за счет государства, должно доказать противоправность действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления либо должностных лиц этих органов, наличие причинно-следственной связи между действиями (бездействием) названных органов и возникшими убытками, а также размер причиненного вреда.
В ходе рассмотрения дела суд приходит к выводу о том, что по отношению к Шарову Д.Н. со стороны ответчиков не допущены действия (бездействие), приведшие к нарушению его личных неимущественных прав, либо причинивших ему физические или нравственные страдания.
Проверив доводы истца Шарова Д.Н.суд не находит оснований для взыскания компенсации морального вреда в размере 200000 рублей, удержанные денежные средства оп исполнительным документам в сумме 2000 рублей зачислены ФКУ ИК-31 самостоятельно на лицевой счет Шарова Д.Н.
Суд, так же соглашается с представленными письменными возражениями представителя соответчика Министерства финансов Российской Федерации в лице Управления Федерального казначейства по Республике Коми и считает, что в нарушении ст. 56 ГПК РФистецШаров Д.Н. не привел относимых, допустимых, достаточных и достоверных доказательств, подтверждающих изложенные в исковом заявлении обстоятельства.
В связи с чем, исковое заявление Шарова Д.Н. к ФКУ ИК-31 УФСИН России по Республике Коми, УФСИН России по Республике Коми, ФСИН России, Министерству финансов Российской Федерации, о взыскании денежной суммы в размере 2000 рублей и компенсации морального вреда в сумме 200000 рублей надлежит оставить без удовлетворения.
руководствуясь ст.ст. 198-199 РФ, суд
РЕШИЛ:
░░░ ░░░░░░ ░. ░. ░░░ ░░-31 ░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░, ░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░, ░░░░ ░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░ ░ ░░░░░░░ 2000 ░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░ ░░░░░ 200000 ░░░░░░, ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░ ░░░░-░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░.
..........
░░░░░ - ░.░. ░░░░░░░░