Решение от 09.06.2022 по делу № 2а-1823/2022 от 11.04.2022

Административное дело № 2а-1823/2022

УИД № 62RS0004-01-2022-001544-09

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

г. Рязань 9 июня 2022 года

Советский районный суд г. Рязани в составе председательствующего судьи Прошкиной Г.А., при секретаре судебного заседания Брюнцовой М.А.,

с участием представителя административного ответчика администрации г. Рязани – Шилкиной Е.Е., действующей на основании удостоверения, доверенности и диплома о высшем юридическом образовании,

рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда административное дело по административному исковому заявлению Фильчуковой Надежды Владимировны к администрации г. Рязани о признании незаконным отказа в заключении соглашения о перераспределении земельного участка,

УСТАНОВИЛ:

Фильчукова Н.В. обратилась в суд с вышеуказанным административным исковым заявлением, мотивируя тем, что она, являясь собственником земельного участка с кадастровым номером <данные изъяты>, расположенного по адресу: <данные изъяты>, обратилась в администрацию г. Рязани с заявлением о заключении соглашения о перераспределении земельного участка и земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности. дд.мм.гггг. администрацией г. Рязани принято решение об отказе в заключении соглашения о перераспределении земель ввиду того, что испрашиваемый для перераспределения земельный участок расположен на территории, обозначенной как болото, и, как следствие, несоответствия схемы расположения земельного участка утвержденному проекту планировки территории и землеустроительной документации. Ссылаясь на то, что решение администрации г. Рязани не соответствует действующему законодательству и нарушает ее права, поскольку в действительности на испрашиваемом участке болото отсутствует, он не находится на заболоченной территории и не входит в границы зон подтопления паводковыми водами, а его отсыпка и планировка в целях использования для благоустройства не требуется, просила суд признать данное решение незаконным и обязать администрацию г. Рязани заключить соглашение о перераспределении земельного участка на основании заявления от дд.мм.гггг..

К участию в деле в качестве заинтересованных лиц привлечены Управление благоустройства города Администрации г. Рязани, Федеральное агентство лесного хозяйства, Федеральное агентство водных ресурсов в лице Отдела (филиала) водных ресурсов, Московско-окское бассейновое водное управление.

В судебном заседании административный ответчик в лице своего представителя против удовлетворения заявленного иска возражал, указывая на принятие решения в пределах компетенции органа местного самоуправлении, в порядке и форме, установленных законодательством, при наличии к тому законных оснований и с учетом сложившейся судебной практики.

Суд, выслушав объяснения представителей административного ответчика, посчитав возможным рассмотреть дело в отсутствии иных лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного разбирательства и об его отложении не просивших, доказательств уважительности причин своей неявки не представлявших, явку своих представителей в суд не обеспечивших, в том числе в отсутствии стороны административного истца, ходатайство которой о назначении по делу судебной экспертизы было оставлено без удовлетворения, исследовав материалы дела, приходит к следующему.

Статьей 218 КАС РФ предусмотрено, что гражданин вправе обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа местного самоуправления, если полагает, что нарушены или оспорены его права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению его прав, свобод и реализации законных интересов или на него незаконно возложены какие-либо обязанности.

В силу ст. ст. 62, 219, 227 КАС РФ признание судом своевременно оспоренного решения, действия (бездействия) органа местного самоуправления, несоответствующим нормативным правовым актам и нарушающим права, свободы и законные интересы административного истца, является основанием для вынесения решения об удовлетворении полностью или в части заявленных требований о признании такого решения, действия (бездействия) незаконным, и о возложении на административного ответчика обязанности устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца или препятствия к их осуществлению.

Соответственно, при отсутствии совокупности указанных условий, выносится решение об отказе в удовлетворении заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными.

Так, согласно Конституции РФ земля и другие природные ресурсы используются и охраняются в Российской Федерации как основа жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории (ст. 9); условия и порядок пользования землей определяются на основе федерального закона (ст. 36). При этом как собственники земли, так и лица, владеющие и пользующиеся земельными участками (в том числе на основании договоров), реализуя права, связанные с владением и пользованием земельными участками, должны учитывать конституционно закрепленные требования о том, что осуществление прав и свобод человека и гражданина не должно нарушать права и свободы других лиц и что владение, пользование и распоряжение землей осуществляются свободно, если это не наносит ущерба окружающей среде и не нарушает прав и законных интересов иных лиц (ст. ст. 17, 36).

Исходя из взаимосвязанных положений ст. 1 ЗК РФ, комплексное по своей природе правовое регулирование земельных отношений основывается на ряде принципов, в том числе сочетания интересов общества и законных интересов граждан, согласно которому регулирование использования и охраны земель осуществляется в интересах всего общества при обеспечении гарантий каждого гражданина на свободное владение, пользование и распоряжение принадлежащим ему земельным участком.

По смыслу данных норм в их системном толковании, в силу критериев, вытекающих из ч. 3 ст. 55 Конституции РФ, при рассмотрении данной категории дел суд должен оценивать оспариваемое решение уполномоченного органа с точки зрения его правомерности и обоснованности, чтобы в каждом конкретном случае не допустить как несоразмерного ограничения земельных прав гражданина, гарантированных ст. 36 Конституции РФ, так и законодательных запретов и ограничений на пользование землей, установленных в интересах государства и неопределенного круга лиц.

Непосредственно порядок заключения соглашения о перераспределении земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и земельных участков, находящихся в частной собственности, между уполномоченными органами и собственниками земельных участков, в соответствии с утвержденным проектом межевания территории либо при отсутствии такого проекта в соответствии с утвержденной схемой расположения земельного участка, регулируется ст. 39.29 ЗК РФ.

Согласно данной норме, в целях заключения соответствующего соглашения заинтересованное лицо (собственник земельного участка) должен обратиться в уполномоченный орган с заявлением (пп. 1-6), по результатам рассмотрения которого уполномоченный орган обязан совершить одно из следующих действий: принять решение об утверждении схемы расположения земельного участка; направить заявителю согласие на заключение соглашения о перераспределении земельных участков в соответствии с утвержденным проектом межевания территории; принять решение об отказе в заключении соглашения о перераспределении земельных участков (п. 8).

Перечень оснований для принятия уполномоченным органом решения об отказе в заключении соглашения о перераспределении земельных участков содержится в п. 9 и п. 14 ст. 39.29 ЗК РФ и является исчерпывающим.

Таким образом, право собственников земельных участков на их перераспределение не является безусловным, а юридическое значение для решения вопроса о его реализации имеет установление наличия и (или) отсутствия оснований для отказа в заключении такого соглашения.

При этом, решение об отказе в заключении соглашения о перераспределении земельных участков в любом случае должно быть обоснованным и содержать указание на все основания отказа (п. 10 ст. 39.29 ЗК РФ).

В судебном заседании установлено, что Фильчукова Н.В. является собственником земельного участка с кадастровым номером <данные изъяты>, общей площадью 1 444 кв.м., по адресу: <адрес>), относящегося к категории земель «земли населенных пунктов» с видом разрешенного использования «для индивидуального жилищного строительства», в отношении которого действуют ограничения прав, установленных ст. ст. 56 ЗК РФ и Приказом Московско-Окского бассейнового водного управления от дд.мм.гггг. об установлении границ зон затопления, подтопления поверхностными водами рек Ока, Павловка, Плетенка, Трубеж, руч. Быстрец (Панферовка) на территории городского округа Рязань и Рыбновского, Рязанского, Спасского районов Рязанской области, информация о чем содержится в Едином государственном реестре недвижимости.

С земельным участком с кадастровым номером <данные изъяты> граничат земли неразграниченной государственной собственности, правом на распоряжение которыми наделен орган местного самоуправления.

Исходя из информации, содержащейся в Едином государственном реестре недвижимости (выписка на земельный участок с кадастровым номером <данные изъяты>), Приказе Московско-Окского бассейнового водного управления от дд.мм.гггг. , а также сведений отраженных в Генеральном плане города Рязани, утв. решением Рязанского городского Совета от дд.мм.гггг. -III, и материалах инвентаризации, утв. распоряжением администрации г. Рязани от дд.мм.гггг. р, земельный участок с кадастровым номером <данные изъяты> и прилегающие к нему земли расположены в зоне Ж3 «зона жилой застройки индивидуальными жилыми домами (1-3 этажа)», в границах водоохраной зоны, в зоне затопления паводками 1% обеспеченности, на заболоченной территории (болото).

Фильчукова Н.В. неоднократно обращалась в администрацию г. Рязани с заявлениями о перераспределении земель, но получала отказы, в том числе прямо мотивированные тем, что на испрашиваемом земельном участке оформленные в муниципальную собственность водные объекты отсутствуют, но данный земельный участок входит в границы зон подтопления паводковыми водами 1% обеспеченности, часть земельного участка находится в заболоченной территории, водная гладь на которой появляется в период паводка, и данная территория выполняет функцию естественного коридора для отвода паводковых вод реки Ока, отсыпка которой в целях использования ее под строительство и благоустройство приведет к увеличению негативного воздействия паводковых вод на существующую жилищную застройку.

Таковая информация, в том числе содержалась в письме Управления благоустройства города администрации г. Рязани (-исх от дд.мм.гггг.).

дд.мм.гггг. в целях заключения соглашения о перераспределении поименованных земельного участка и земель неразграниченной государственной собственности Фильчукова Н.В. вновь обратилась в администрацию г. Рязани с соответствующим заявлением, но получила отказ от дд.мм.гггг..

Отказ со ссылкой на пп. 4, пп.11, пп.12 п. 9 ст. 39.29 ЗК РФ, п. 2 ст. 11.10 ЗК РФ, п. 2 и пп. 4 п. 16 ст. 11.10 ЗК РФ, п. 5 ст. 27 ЗК РФ, мотивирован тем, что образуемый земельный участок расположен на территории, обозначенной в материалах инвентаризации как болото, являющейся водным объектом, а потому ограниченной в обороте федеральной собственностью; а также земельный участок входит в границы зон подтопления паводковыми водами 1% обеспеченности, часть земельного участка находится на заболоченной территории, водная гладь на которой появляется в период паводка, и данная территория выполняет функцию естественного коридора для отвода паводковых вод реки Ока, отсыпка которой в целях использования ее под строительство и благоустройство приведет к увеличению негативного воздействия паводковых вод на существующую жилищную застройку.

Аналогичная по своей сути правовая позиция обозначена администрацией г. Рязани в ходе судебного разбирательства.

Давая оценку законности и обоснованности принятого решения, оспоренного административным истцом в пределах установленного законом срока, суд исходит из следующего.

Действительно, п. 9 ст. 39.29 ЗК РФ гласит, что уполномоченный орган принимает решение об отказе в заключении соглашения о перераспределении земельных участков в том числе в случае, если: схемой расположения земельного участка предусматривается перераспределение земельного участка, находящегося в частной собственности, и земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности и изъятых из оборота или ограниченных в обороте (пп. 4); имеются основания для отказа в утверждении схемы расположения земельного участка, предусмотренные п. 16 ст. 11.10 Кодекса (пп.11); приложенная к заявлению о перераспределении земельных участков схема расположения земельного участка разработана с нарушением требований к образуемым земельным участкам или не соответствует утвержденным проекту планировки территории, землеустроительной документации, положению об особо охраняемой природной территории (пп.12).

В соответствии с п. 2 ст. 11.10 ЗК РФ, подготовка схемы расположения земельного участка осуществляется с учетом, в том числе землеустроительной документации, наличия зон с особыми условиями использования территорий.

Одним из оснований для отказа в утверждении схем расположения земельного участка также является несоответствие схемы расположения земельного участка землеустроительной документации (пп. 4 п. 16 ст. 11.20 ЗК РФ).

При этом, в силу ст. 19 главы IV «Землеустроительная документация» Федерального закона «О землеустройстве» от 18 июня 2001 года № 78-ФЗ, к видам землеустроительной документации относятся в том числе материалы инвентаризации земель.

Генеральный план муниципального образования, относящийся к документам территориального планирования, содержит в себе картографический материал, в том числе отображающий зоны с особыми условиями использования территорий (ст. 23 ГрК РФ).

Так, ст. 27 ЗК РФ прямо предусмотрено, что оборот земельных участков осуществляется в соответствии с гражданским законодательством и настоящим Кодексом.

Земельные участки, отнесенные к землям, ограниченным в обороте, не предоставляются в частную собственность, за исключением случаев, установленных федеральными законами. Содержание ограничений оборота земельных участков устанавливается настоящим Кодексом и другими федеральными законами.

Согласно пп. 3 п. 5 ст. 27 ЗК РФ, ограничиваются в обороте, в том числе находящиеся в государственной или муниципальной собственности земельные участки, в пределах которых расположены водные объекты, находящиеся в государственной или муниципальной собственности.

Ограничения прав на землю также могут устанавливаться актами исполнительных органов государственной власти, актами органов местного самоуправления, решением суда, в том числе в результате установления зон с особыми условиями использования территорий (ст. 56 ЗК РФ).

Согласно ст. ст. 5,8 ЗК РФ, болота, то есть разновидности поверхностных водоемов, представляющие собой избыточно увлажненные участки земли (низинные, переходные, верховые), относятся к поверхностным водным объектам, которые (за исключением определенных случаев) находятся в собственности Российской Федерации, и, как указывалось выше, ограничены в обороте.

Водные объекты, выявленные и признанные таковыми уполномоченным органом в порядке, установленном законом, документируется, а сведения о них включаются в государственный водный реестр (ст. 31 ВК РФ, Положение о ведении государственного водного реестра, утв. Постановлением Правительства РФ № 253 от 28 апреля 2007 года.

Соответствующие нормы направлены на обеспечение свободного доступа граждан к водным объектам с учетом их особого публичного предназначения и справедливого баланса между общественными интересами и правами частных лиц (Конвенции о водно-болотных угодьях 1979 года, Определение Конституционного Суд РФ от 28 июня 2018 года № 1540-О).

Кроме того, как следует из п. 4 ст. 1 ГрК РФ к зонам с особыми условиями использования территорий относятся: водоохранные зоны, зоны затопления, подтопления, зоны санитарной охраны источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, иные зоны, устанавливаемые в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Затопление и подтопление относятся к негативному воздействию вод (ст.1 ВК РФ), в целях планирования и разработки мероприятий по предотвращению которого и ликвидации его последствий определяются границы зон затопления.

Пунктом 3 Правил определения границ зон затопления, подтопления, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 18 апреля 2014 года № 360, предусмотрено, что границы зон затопления, подтопления определяются Федеральным агентством водных ресурсов на основании предложений органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, подготовленных совместно с органами местного самоуправления, об определении границ зон затопления, подтопления и сведений о границах таких зон.

Зоны затопления, подтопления считаются определенными с даты внесения в государственный кадастр недвижимости сведений об их границах (п. 5 Правил).

Сведения о границах зон с особыми условиями использования территорий также включаются в Единый государственный реестр недвижимости (ст. 7 Федерального закона от 13 июля 2015 года № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости»).

Границы зон затопления, подтопления отображаются в документах территориального планирования, градостроительного зонирования и документации по планировке территорий в соответствии с законодательством о градостроительной деятельности (п. 18 Правил).

Ограничения использования земельных участков, расположенных в зоне затопления и подтопления изложены в ст. 67.1 ВК РФ, согласно которой в границах таких зон, в соответствии с законодательством Российской Федерации о градостроительной деятельности отнесенных к зонам с особыми условиями использования территорий, запрещается строительство объектов капитального строительства без обеспечения инженерной защиты населенных пунктов и объектов от затопления, подтопления.

В отсутствие обеспечения инженерной защиты объекта капитального строительства от затопления, подтопления новое строительство в зоне подтопления не допускается, а потому в таком случае предоставление в собственность земель, после перераспределения которых земельный участок приобретает вид разрешенного использования «для индивидуального жилищного строительства», также не допустимо.

Соответствующих правовых позиций придерживается и судебная практика (Кассационное определение Второго кассационного суда общей юрисдикции от 02 февраля 2022 года № 88а-2513/2022 по административному делу Советского районного суда г. Рязани; Определение Седьмого кассационного суда общей юрисдикции от 1 июля 2021 года по делу №88-10042/2021, апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Рязанского областного суда от 6 апреля 2022 года № 33-877/2022 по гражданскому делу Советского районного суда г. Рязани и др.)

Как указывалось выше и подтверждается, в том числе представленными Управлением градостроительства и архитектуры администрации г. Рязани сведений из геоинформационной системы администрации г. Рязани – двух фрагментов изображения образуемого в порядке перераспределения земельного участка следует, что он входит в границы территории, обозначенной материалами инвентаризации, утв. распоряжением администрации г. Рязани от 25 июля 2002 года № 862р, как болото; а также входит в границы зон подтопления паводковыми водами 1% обеспеченности и зону затопления поверхностными водами рек Ока, Павловка, Плетенка, Трубеж, руч. Быстрец (Панферовка) на территории городского округа Рязань, установленной Приказом Московско-Окского бассейнового водного управления № 221 от 24 декабря 2020 года.

Наличие спорных зон также в генеральном плане города признается судом проведением органом местного самоуправления подготовительных мероприятий для внесения сведений об этих зонах в соответствующие реестры.

Таким образом, установлен факт нахождения спорного участка в зоне с особыми условиями использования территорий и отсутствие в Едином государственном реестре недвижимости сведений о государственной регистрации границ зоны затопления или границ водного объекта, как и отсутствие водного объекта в государственном водном реестре, не является достаточным для неприменения установленных законом ограничений для предоставления земельного участка в собственность для целей индивидуального жилищного строительства.

Напротив, зарегистрированное в Едином государственном реестре недвижимости ограничение права, может быть оспорено заинтересованными лицами исключительно путем подачи в суд искового заявления в порядке гражданского судопроизводства (Постановление Пленума Верховного Суда РФ № 10, Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ № 22 от 29 апреля 2010 года «О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав»); а ограничения, установленные землеустроительной документацией, утвержденной уполномоченным органом, и (или) иными нормативными правовыми актами уполномоченных органов, могут быть отменены путем оспаривания в порядке административного судопроизводства самих нормативных правовых и ненормативных актов (распоряжений администрации, решение городского совета, приказа органа и т.п.), установивших такие ограничения.

При таком положении дела, результаты экспертизы на предмет подтверждения фактического наличия (отсутствия) на спорных землях заболоченных территорий и паводковых зон, юридического значения для рассматриваемого дела не имеют, а истребованный стороной административного истца вариант постановки таких вопросов ни в рамках земельной экспертизы, а в рамках строительной экспертизы и перед экспертом-строителем, вообще невозможен.

При этом, административный истец в случае несогласия с регистрацией обременений земель, с нормативными правовыми актами и иными ненормативными актами органов власти не лишен возможности инициировать соответствующие самостоятельные судебные споры.

Территория, в границах которой находится испрашиваемый земельный участок, не обеспечена инженерной защитой от затопления, подтопления, специальные защитные мероприятия по предотвращению негативного воздействия вод в границах спорного земельного участка не проведены, в связи с чем использование участка в соответствии с заявленными истцом целями не представляется возможным, так как в случае паводкового подтопления повлечет нарушение прав и интересов не только самого истца, но и иных лиц.

Сведения о мерах по обеспечению инженерной защиты от подтопления объекта строительства, планируемого к размещению на земельном участке, в материалах дела отсутствуют.

При этом, вопреки ошибочному пониманию административного истца, как заключение специалиста ООО «Академии экспертизы» ФИО6 от дд.мм.гггг. (не представлявшаяся в администрацию при подаче заявления о перераспределении земель) о том, что отсыпка и планировка земельного участка с кадастровым номером <данные изъяты>, принадлежащего ФИО7, в целях использования его под благоустройство не требуется; так и проект расчетной санитарно-защитной зоны для ОАО «Рязанский шпалопропиточный завод» от дд.мм.гггг., не могут быть признаны относимыми, допустимыми и достоверными доказательствами, каких-либо юридически значимых для рассматриваемого дела обстоятельств не имеют, тем более не могут быть положены в основу выводов о наличия на спорном земельном участке инженерной защиты населенного пункта и объектов от затопления, подтопления.

Принимая во внимание вышеизложенное, учитывая, что право граждан на перераспределение земель не является безусловным, реализуется в соответствии с требованиями земельного законодательства и в установленных им случаях, а в рассматриваемом случае схема расположения земельного участка предусматривает перераспределение земель, ограниченных в обороте, а также не соответствует землеустроительной документации и документам территориального планирования, что является основанием для отказа в утверждении схемы расположения земельного участка, суд приходит к выводу о том, что у администрации г. Рязани имелись правовые основания для отказа в заключении соглашения о перераспределении земель.

Предложенный административным истцом вариант перераспределения земель будет нарушать права иных лиц, препятствовать рациональному использованию территорий муниципального образования, что заведомо недопустимо, а потому оспариваемые отказ прав административного истца в объеме, большем чем это предусмотрено законом, не нарушает, что как в отдельности, так и в совокупности является основанием для отказа в удовлетворении заявленного административного иска.

На основании вышеизложенного, руководствуясь ст. ст. 175-180, 227 КАС РФ, суд

РЕШИЛ:

░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░. ░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ – ░░░░░░░░.

░░ ░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░. ░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░.

░░░░░ /░░░░░░░/

2а-1823/2022

Категория:
Гражданские
Статус:
ОТКАЗАНО в удовлетворении иска (заявлении, жалобы)
Истцы
Фильчукова Надежда Владимировна
Ответчики
Администрация г.Рязани
Московско-окское бассейновое водное управление Федерального агентства водных ресурсов в лице Отдела (филиала) водных ресурсов
Другие
Майская Анна Владимировна
Федеральное агенство водных ресурсов
Управление благоустройства города администрации г. Рязани
Федеральное агенство лесного хозяйства
Суд
Советский районный суд г. Рязань
Судья
Прошкина Г.А.
Дело на сайте суда
sovetsky.riz.sudrf.ru
11.04.2022Регистрация административного искового заявления
11.04.2022Передача материалов судье
14.04.2022Решение вопроса о принятии к производству
14.04.2022Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
14.04.2022Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
17.05.2022Судебное заседание
17.05.2022Судебное заседание
09.06.2022Судебное заседание
15.06.2022Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
25.06.2022Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
27.06.2022Дело оформлено
09.06.2022
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее