Дело № 2а-4094/2016
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
05 декабря 2016 года город Саратов
Октябрьский районный суд города Саратова в составе:
председательствующего судьи Ершова А.А.,
при секретаре Апокине Д.В.,
с участием административного ответчика Саморукова А.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску Инспекции Федеральной налоговой службы России по Октябрьскому району города Саратова к Саморукову А.В. о взыскании обязательных платежей и санкций,
установил:
ИФНС России по Октябрьскому району города Саратова обратилось в суд с административным иском к Саморукову А.В. о взыскании обязательных платежей и санкций.
В обосновании требований указано, что за Саморуковым А.В. числится задолженность по транспортному налогу за <данные изъяты> год в отношении моторной лодки, регистрационный номер <данные изъяты>, <данные изъяты> л.с., размере 1.800 руб. В адрес налогоплательщика было направлено налоговое требование № на уплату данного налога. Однако свои обязательства им не исполнено.
Учитывая изложенное, административный истец обратился в суд с настоящим административным исковым заявлением и просил взыскать с Саморукова А.В. задолженность по транспортному налогу за <дата> год в размере 1.800 руб., пени в размере 2.636 руб. 41 коп.
Представитель административного истца извещен о времени и месте рассмотрения дела, явку не обеспечил, просил рассмотреть дело в его отсутствие.
Административный ответчик в судебном заседании требования не признал и пояснил, что ранее он являлся собственником лодки до <дата> года. В дальнейшем лодка была продана в ООО «<данные изъяты>». Однако в связи с давностью лет подлинник договора на продажу лодки не сохранился, а именно лишь его копия. Обязанность по оплате налогов перешла к новому собственнику. По информации ГИМС ему стало известно, что указанная лодка за ним не числится. За период с <дата> года по <дата> год транспортный налог на его имя не начислялся.
Суд в соответствии с положениями ст. 150 КАС РФ рассмотрел дело в отсутствие представителя административного истца.
Выслушав объяснения административного ответчика, показания свидетеля, исследовав материалы дела, а также материалы гражданского дела №, предоставленного от мирового судьи судебного участка № Октябрьского района города Саратова, суд приходит к следующему.
Согласно ч. 1 ст. 286 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее по тексту КАС РФ) органы государственной власти, иные государственные органы, органы местного самоуправления, другие органы, наделенные в соответствии с федеральным законом функциями контроля за уплатой обязательных платежей (далее - контрольные органы), вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением о взыскании с физических лиц денежных сумм в счет уплаты установленных законом обязательных платежей и санкций, если у этих лиц имеется задолженность по обязательным платежам, требование контрольного органа об уплате взыскиваемой денежной суммы не исполнено в добровольном порядке или пропущен указанный в таком требовании срок уплаты денежной суммы и федеральным законом не предусмотрен иной порядок взыскания обязательных платежей и санкций.
Как определено статьей 23 Налогового кодекса РФ (далее - НК РФ), налогоплательщики обязаны уплачивать законно установленные налоги, вести в установленном порядке учет своих доходов (расходов) и объектов налогообложения, если такая обязанность предусмотрена законодательством о налогах и сборах, представлять в установленном порядке в налоговый орган по месту учёта налоговые декларации (расчеты), если такая обязанность предусмотрена законодательством о налогах и сборах.
Главой 28 НК РФ закреплено взыскание транспортного налога, отнесенного к региональным налогам и сборам.
На территории Саратовской области транспортный налог установлен и введен в действие, определены ставки налога, порядок, сроки его уплаты и льготы по данному налогу Законом Саратовской области от 25 ноября 2002 года № 109-ЗСО «О введении на территории Саратовской области транспортного налога».
Статьей 2 Закона № 109-ЗСО закреплены ставки данного налога с каждой лошадиной силы в зависимости от наименования объектов налогообложения (в том числе катера, моторные лодки и другие водные транспортные средства с мощностью двигателя (с каждой лошадиной силы).
Налогоплательщиками данного налога положениями статьи 357 НК РФ признаются лица, на которых в соответствии с законодательством Российской Федерации зарегистрированы транспортные средства, признаваемые объектом налогообложения в соответствии со статьей 358 настоящего Кодекса, если иное не предусмотрено настоящей статьей.
Статья 358 НК РФ в качестве объектов налогообложения признает автомобили, мотоциклы, мотороллеры, автобусы и другие самоходные машины и механизмы на пневматическом и гусеничном ходу, самолеты, вертолеты, теплоходы, яхты, парусные суда, катера, снегоходы, мотосани, моторные лодки, гидроциклы, несамоходные (буксируемые суда) и другие водные и воздушные транспортные средства (далее в настоящей главе - транспортные средства), зарегистрированные в установленном порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 1 статьи 45 НК РФ налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах. Обязанность по уплате налога должна быть выполнена в срок, установленный законодательством о налогах и сборах. Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом или таможенным органом налогоплательщику (ответственному участнику консолидированной группы налогоплательщиков) требования об уплате налога.
Из материалов дела следует, что в <данные изъяты> году за административным ответчиком было зарегистрировано маломерное судно типа <данные изъяты>, <данные изъяты> п.м., бортовой номер <данные изъяты>, заводской номер №, двигатель <данные изъяты>, мощностью <данные изъяты> л/с, заводской номер <данные изъяты>, дата постановки на учёт – <дата>. Данные обстоятельства подтверждаются сведениями ФКУ «Центр ГИМС МЧС России по Саратовской области» от <дата> №, предоставленными по запросу суда (л.д. 32).
Саморукову А.В., как владельцу указанного маломерного судна (лодки), согласно налоговому уведомлению № был начислен транспортный налог за налоговый период - 2013 год на сумму 1.800 руб. с указанием срока уплаты до <дата> (л.д. 14).
В связи с неуплатой налога по данному уведомлению в срок, установленный пунктом 1 статьи 70 НК РФ, в адрес налогоплательщика направлено требование № от <дата> об уплате транспортного налога на сумму 1.800 руб. и пени на сумму 2.636 руб. 41 коп. со сроком исполнения до
<дата> (л.д. 12).
Направление как налогового уведомления, так и требования подтверждается списками внутренних почтовых заказных отправлений, имеющимися в материалах дела (л.д. 13, 16). Факт получения указанных документов Саморуковым А.В. не оспаривался.
Определением мирового судьи судебного участка № Октябрьского района города Саратова, исполняющего обязанности мирового судьи судебного участка № Октябрьского района города Саратова, от <дата> в связи с поступившими возражениями налогоплательщика отменен судебный приказ от <дата>, которым с Саморукова А.В. была взыскана недоимка по транспортному налогу за <дата> год (л.д. 7). Данные обстоятельства также подтверждаются материалами гражданского дела №, предоставленными от мирового судьи.
Согласно части 3 статьи 48 НК РФ требование о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов за счет имущества физического лица может быть предъявлено налоговым органом (таможенным органом) в порядке искового производства не позднее шести месяцев со дня вынесения судом определения об отмене судебного приказа.
С исковым заявлением налоговая инспекция обратилась в районный суд <дата>, что свидетельствует о соблюдении шестимесячного срока для обращения в суд (л.д. 4).
Поскольку налоговым органом соблюден предусмотренный законом порядок взыскания налоговых платежей, моторная лодка, являющаяся объектом налогообложения, в спорный период была зарегистрирована за Саморуковым А.В., суд заявленные требования инспекции обоснованными.
Правильность расчета подлежащей взысканию суммы налоговых платежей судом проверена, сомнений не вызывает и административным ответчиком не оспорена.
Суд не принимает во внимание позицию административного ответчика о том, что в <дата> году моторная лодка была продана ООО «<данные изъяты>», в связи с чем он перестал быть собственником имущества и у него отсутствует обязанность по оплате транспортного налога за <дата> год, по следующим основаниям.
Как следует из приведенных выше положений налогового законодательства, наличие обязанности по уплате транспортного налога связывается с фактом регистрации транспортного средства, в том числе моторной лодки, за конкретным лицом.
В соответствии с п. 1 ст. 16 Водного кодекса РФ судно подлежит государственной регистрации в одном из указанных в настоящем пункте реестров судов Российской Федерации.
В силу п. 2 ст. 17 Водного кодекса РФ государственная регистрация маломерных судов, используемых в некоммерческих целях, осуществляется в реестре маломерных судов уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти. Порядок государственной регистрации этих судов в реестре маломерных судов устанавливается указанным органом.
Пунктом 2 Правил государственной регистрации маломерных судов, поднадзорных Государственной инспекции по маломерным судам Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, утвержденных Приказом МЧС РФ от 29 июня 2005 года № 500, государственной регистрации в ГИМС МЧС России подлежат принадлежащие юридическим и физическим лицам:
самоходные суда внутреннего плавания и иные плавучие объекты вместимостью менее 80 тонн с главными двигателями мощностью менее 55 киловатт или с подвесными моторами независимо от мощности, водные мотоциклы (гидроциклы) и несамоходные суда вместимостью менее 80 тонн (кроме пассажирских, наливных, военных, прогулочных парусных и спортивных парусных судов, судов смешанного (река-море) плавания, а также принадлежащих физическим лицам гребных лодок грузоподъемностью менее 100 килограммов, байдарок - менее 150 килограммов и надувных безмоторных судов - менее 225 килограммов), эксплуатируемые во внутренних водах;
прогулочные суда пассажировместимостью не более 12 человек независимо от мощности главных двигателей и вместимости, иные суда и плавучие средства пассажировместимостью не более 12 человек с главными двигателями мощностью менее 55 киловатт или подвесными моторами независимо от мощности, водные мотоциклы (гидроциклы) и несамоходные суда вместимостью менее 80 тонн (кроме пассажирских, грузопассажирских, нефтеналивных, буксирных, военных и спортивных парусных судов), используемые в целях мореплавания.
Под государственной регистрацией судна и прав на него понимается акт признания и подтверждения государством возникновения, ограничения (обременения), перехода или прекращения прав на судно в соответствии с гражданским законодательством.
Физические и юридические лица представляют в органы, осуществляющие государственную регистрацию маломерных судов - государственные инспекции по маломерным судам в составе главных управлений Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по субъектам Российской Федерации (далее - ГИМС ГУ МЧС России по субъектам Российской Федерации) и центры ГИМС МЧС России по субъектам Российской Федерации (далее - органы государственной регистрации), документы для государственной регистрации принадлежащих им маломерных судов, независимо от их технического состояния, в течение месяца со дня приобретения ранее незарегистрированных судов, таможенного оформления приобретенных за пределами Российской Федерации судов, первичного технического освидетельствования судов индивидуальной постройки, а для повторной государственной регистрации судов - в течение двух недель со дня возникновения обстоятельств, потребовавших изменения регистрационных данных (п. 12 указанных правил).
Таким образом, действующее законодательство прямо предусматривает обязанность по государственной регистрации принадлежащих им маломерных судов, а также регистрацию прекращения права собственности на них.
Налоговые органы, определяя налоговую базу для исчисления сумм транспортного налога, руководствуются данными о транспортных средствах, в том числе и маломерных судах, зарегистрированных в установленном порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации. Прекращение взимания транспортного налога возможно только в случае снятия с учета транспортного средства в регистрирующих органах. Иных оснований для прекращения взимания указанного налога (за исключением угона транспортного средства либо возникновения права на налоговую льготу) законодательством о налогах и сборах не установлено.
В случае, когда действующее налоговое законодательство связывает момент возникновения обязанности по уплате налога либо прекращения такой обязанности с действиями налогоплательщика, и на последнего возлагается обязанность, в том числе по обращению в компетентные органы с заявлением о постановке или снятии с регистрационного учета соответствующего объекта налогообложения, то есть регистрация носит заявительный характер, риски наступления неблагоприятных последствий несовершения таких действий лежат именно на налогоплательщике.
На основании пункта 4 статьи 85 НК РФ органы, осуществляющие регистрацию транспортных средств, обязаны сообщать сведения о транспортных средствах, зарегистрированных в этих органах (правах и сделках, зарегистрированных в этих органах), и об их владельцах в налоговые органы по месту своего нахождения в течение 10 дней со дня соответствующей регистрации, а также ежегодно до 15 февраля представлять указанные сведения по состоянию на 01 января текущего года.
По данным, полученным административным истцом из органа ГИМС, владельцем вышеназванной лодки в <дата> году являлся Саморуков А.В. (л.д. 10-11).
Данные сведения также были подтверждены ответом ГИМС по Саратовской области от <дата> № № (л.д. 32).
Суд не принимает во внимание представленную административным ответчиком светокопию договора купли-продажи от <дата>, согласно которого он катер «<данные изъяты>» вместе с мотором «<данные изъяты>» продал ООО «<данные изъяты>».
В соответствии с ч. 2 ст. 70 КАС РФ письменные доказательства представляются в суд в подлиннике или в форме надлежащим образом заверенной копии. Если к рассматриваемому административному делу имеет отношение только часть документа, может быть представлена заверенная выписка из него.
Вместе с тем, подлинник договора купли-продажи административным ответчиком в суд не представлен.
Показания свидетеля Чмутова А.И., согласно которых он как бывший директор ООО «<данные изъяты>» подтвердил факт заключения договора купли-продажи от <дата>, также судом при вынесении решения не принимаются во внимание, так как в случае заключения указанного договора на его стороны в силу прямого указания закона возложена обязанность по обязательной государственной регистрации прекращения права собственности на маломерное судно, а также о возникновении данного права у нового собственника. Однако сведений об обращении ООО «<данные изъяты>» в установленном порядке в соответствующий государственный орган о регистрации за собой права собственности на лодку материалы дела не содержат.
Представленные административным ответчиком налоговое уведомление
№ и налоговое требование № об уплате транспортных налогов, согласно которым в адрес Саморукова А.В. не выставлялась недоимка по налогам в отношении моторной лодки «<данные изъяты>», также судом во внимание не принимаются, так как данные документы содержат сведения об оплате транспортного налога за <данные изъяты> год. Предметом же судебного разбирательства является задолженность Саморукова А.В. по транспортному налогу за <данные изъяты> год.
Имеющаяся в материалах дела справка о снятии с государственного учёта маломерного судна с бортовым номером <данные изъяты> на имя Саморукова А.В. также не свидетельствует об отсутствии зарегистрированного на его имя иного маломерного судна, по которому ему начислен транспортный налог за <данные изъяты> год.
Факт продажи лодки в <данные изъяты> году в отсутствие данных о снятии её с регистрационного учета и внесении изменений в регистрационную запись о собственнике лодки, не является основанием для прекращения обязанности по уплате транспортного налога в соответствии с приведенными выше нормами законодательства о налогах и сборах. Налоговый орган при начислении налога исходит из сведений ГИМС о регистрации маломерного судна, представленных за конкретный налоговый период.
Доказательств обращения налогоплательщика в органы регистрации маломерных судов с заявлением о снятии спорного судна с учета Саморуковым А.В. не представлено.
Поскольку в спорный период лодка была зарегистрирована за Саморуковым А.В., с регистрационного учета она не была снята, у административного истца имелись правовые основания для начисления транспортного налога за указанный период.
В силу ч. 1 ст. 114 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации с административного ответчика в доход федерального бюджета подлежит взысканию государственная пошлина, в соответствии с под. 1 п. 1 ст. 333.19 Налогового кодекса Российской Федерации в размере 400 рублей.
Руководствуясь статьями 290, 293 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
решил:
взыскать в пользу ИФНС России по Октябрьскому району г. Саратова с Саморукова А.В. (ИНН №) транспортный налог за <данные изъяты> год в сумме 1.800 руб., пени в сумме 2.636 руб. 41 коп.
Сумму задолженности перечислять по реквизитам:
Получатель: УФК МФ РФ по Саратовской области (ИФНС России по Октябрьскому району г. Саратова)
ИНН: №
Банк: Отделение Саратов г. Саратов
БИК: №
ОКТМО: №
Расчётный счёт: №
КБК налога: №
КБК пени: №
Взыскать с Саморукова А.В. в доход федерального бюджета государственную пошлину в размере 400 рублей.
Решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в Саратовский областной суд через Октябрьский районный суд города Саратова в срок, не превышающий пятнадцати дней со дня получения лицами, участвующими в деле, копии решения.
Судья А.А. Ершов