№ 5-342/2023 УИН 32276000230000207118 УИД 29RS0018-01-2023-002634-39 |
|
ПОСТАНОВЛЕНИЕ о назначении административного наказания |
|
12 июля 2023 года |
город Архангельск |
Судья Октябрьского районного суда г. Архангельска Беляева О.А., рассмотрев в открытом судебном заседании дело об административном правонарушении, предусмотренном ст.17.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее по тексту – КоАП РФ), в отношении
публичного акционерного общества «Территориальная генерирующая компания №2» (далее по тексту – ООО «ТГК-2», Общество), зарегистрированного в Едином государственном реестре юридических лиц 12.04.2006 за ОГРН 1022900525779, ИНН 7606053324, зарегистрированного по адресу: г. Ярославль, ул. Пятницкая, д.6, фактически осуществляющего деятельность по адресу: г.Архангельск, Талажское шоссе, д.19,
установил:
ПАО «ТГК-2», находящееся по адресу: г. Архангельск, Талажское шоссе, д.19, умышленно в течение месяца со дня получения представления об устранении нарушений законодательства о теплоснабжении (получено 22 марта 2023 года) не выполнило законные требования прокурора о необходимости обеспечения безаварийной работы эксплуатируемых котельных и тепловых сетей, а также обеспечения надежного теплоснабжения потребителей, чем совершило административное правонарушение, предусмотренное статьей 17.7 КоАП РФ.
В судебном заседании защитник ПАО «ТГК-2» Бугаев Д.В. с протоколом не согласился, требования прокурора считает незаконными, поскольку нарушений законодательства о теплоснабжении общество не допускало.
Прокурор Моругов А.В. настаивал на привлечении ПАО «ТГК-2» к административной ответственности, предусмотренной статьей 7.17 КоАП РФ.
Выслушав мнения участников процесса, исследовав материалы дела, судья приходит к следующему.
В соответствии с частью 2 статьи 15 Конституции Российской Федерации органы государственной власти, органы местного самоуправления, должностные лица, граждане и их объединения обязаны соблюдать Конституцию Российской Федерации и законы.
Согласно части 3 статьи 22 Федерального закона от 17 января 1992 года №2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации» (далее по тексту – ФЗ «О прокуратуре РФ») прокурор или его заместитель в случае установления факта нарушения закона органами и должностными лицами, указанными в пункте 1 статьи 21 настоящего Федерального закона вносит представление об устранении нарушений закона.
К органам и должностным лицам, перечисленным в пункте 1 статьи 21 ФЗ «О прокуратуре РФ», относятся, в том числе органы управления и руководители коммерческих и некоммерческих организаций.
В силу части 1 статьи 24 ФЗ «О прокуратуре РФ» представление об устранении нарушений закона вносится прокурором или его заместителем в орган или должностному лицу, которые полномочны устранить допущенные нарушения, и подлежит безотлагательному рассмотрению. В течение месяца со дня внесения представления должны быть приняты конкретные меры по устранению допущенных нарушений закона, их причин и условий, им способствующих; о результатах принятых мер должно быть сообщено прокурору в письменной форме.
Как следует из материалов дела, в связи с публикациями в средствах массовой информации прокуратурой г. Архангельска проведена проверка школ города, в ходе которой выявлены факты снижения параметров теплоносителя в январе 2023 года в МБОУ СШ№33 и МБОУ СШ №77.
Источником теплоснабжения для здания МБОУ СШ№33 является АТЭЦ, находящаяся в собственности ПАО «ТГК-2». Источником теплоснабжения для здания МБОУ СШ №77 является котельная (г. Архангельск, ул. Адмирала Макарова, д.33, стр.1), находящаяся в эксплуатации ПАО «ТГК-2».
По результатам проверки установлено, что ПАО «ТГК-2» допущено отклонение на вводе в указанные образовательные учреждения от утвержденного температурного графика на величину более + - 3%.
В связи с изложенными обстоятельствами 10 марта 2023 года в адрес ПАО «ТГК-2» направлено представление заместителя прокурора г. Архангельска Михайлова А.И. об устранении нарушений законодательства о теплоснабжении, в котором содержалось требование принять конкретные меры по обеспечению безаварийной работы эксплуатируемых котельных, тепловых сетей и надежного теплоснабжения потребителей.
Представление получено ПАО «ТГК-2» 22 марта 2023 года.
Согласно ответу на представление от 21 апреля 2023 года №2000/2748 какие-либо меры, направленные на устранение нарушений, ПАО «ТГК-2» приняты не были.
Поскольку в установленный законом срок требование прокурора об устранении нарушений законодательства о теплоснабжении исполнено не было, заместителем прокурора г. Архангельска Михайловым А.И. вынесено постановление о возбуждении в отношении ПАО «ТГК-2» дела об административном правонарушении, предусмотренном статьей 17.7 КоАП РФ.
Согласно статье 2.1 КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое КоАП РФ или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность. Юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых КоАП РФ или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Статьей 17.7 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за умышленное невыполнение требований прокурора, вытекающих из его полномочий, установленных федеральным законом, а равно законных требований следователя, дознавателя или должностного лица, осуществляющего производство по делу об административном правонарушении.
В силу части 1 статьи 2.2 КоАП РФ административное правонарушение признается совершенным умышленно, если лицо, его совершившее, сознавало противоправный характер своего действия (бездействия), предвидело его вредные последствия и желало наступления таких последствий или сознательно их допускало либо относилось к ним безразлично.
Факт совершения ПАО «ТГК-2» административного правонарушения, предусмотренного статьей 17.7 КоАП РФ, помимо постановления о возбуждении дела об административном правонарушении, подтверждается:
- решением заместителя прокурора г. Архангельска от 31 января 2023 года о проведении проверки исполнения ПАО «ТГК-2» требований законодательства в жилищно-коммунальной сфере;
- муниципальным контрактом №648 на поставку тепловой энергии, заключенным 27 декабря 2022 года между ПАО «ТГК-2» и МБОУ СШ№33, согласно которому ПАО «ТГК-2» поставляет тепловую энергию на нужды отопления, вентиляции и горячего водоснабжения в период с 01 января 2023 года по 31 декабря 2023 года (с приложениями);
- муниципальным контрактом №1881 на поставку тепловой энергии, заключенным 24 ноября 2022 года между ПАО «ТГК-2» и МБОУ СШ№77, согласно которому ПАО «ТГК-2» поставляет тепловую энергию на нужды отопления, вентиляции и горячего водоснабжения в период с 01 января 2023 года по 31 декабря 2023 года (с приложениями);
- температурным графиком работы АТЭЦ от 02 августа 2022 года, температурным графиком №2 работы источников теплоснабжения в сезоне 2022-2023 годов от 02 августа 2022 года, согласно которым установлена температура воды в подающем трубопроводе при отрицательных температурах наружного воздуха;
- актом проверки качества коммунальных услуг от 11 января 2023 года, актами осмотров теплового узла от 09 января 2023 года, отчетами о суточных параметрах теплоснабжения за период с 25 декабря 2022 года по 30 января 2023 года в здании МБОУ СШ№77, актом проверки качества коммунальных услуг от 11 января 2023 года, пояснительной запиской мастера участка РЭК №3 об аварийной ситуации, сообщениями директора МБОУ СШ№77 (в том числе «особым мнением» директора образовательного учреждения от 11 января 2023 года), согласно которым 09 января 2023 года в котельной, расположенной в д.33 корп.1 по ул. Адм. Макарова в г.Архангельске, замечено падение давления в котловом контуре котлов, в связи с чем при больших отрицательных температурах произошло падение температуры теплоносителя; в период с 09 по 13 января 2023 года в учебных кабинетах МБОУ СШ№77 температура не соответствовала норме, на вводе в указанное учреждение допущено отклонение от утвержденного температурного графика на величину более +-3%;
- сообщением директора МБОУ СШ№33 от 19 января 2023 года с таблицей замеров температуры в учебных классах в период с 09 по 13 января 2023 года, месячным отчетом о потреблении теплоносителя и тепловой энергии за январь 2023 года, актом осмотра теплового узла от 19 января 2023 года, согласно которым в период с 09 по 13 января 2023 года в учебных кабинетах МБОУ СШ№33 температура не соответствовала норме, на вводе в указанное учреждение допущено отклонение от утвержденного температурного графика на величину более +-3%;
- сообщением директора департамента образования Администрации городского округа «Город Архангельск» от 20 января 2023 года, согласно которому в МБОУ СШ№33 и МБОУ СШ№77 было зафиксировано снижение температурного режима;
- информацией ФГБУ «Северное УГМС», согласно которой средняя суточная температура воздуха 09 января 2023 года составляла - 27,6 °С, 10 января 2023 года - - 26,8 °С, 11 января 2023 года - -11,3 °С, 12 января 2023 года - -3,2°С, 13 января 2023 года - -4,2°С;
- сообщением заместителя руководителя Северо-Западного управления Ростехнадзора от 20 февраля 2023 года, согласно которому ПАО «ТГК-2» 09,10,11 и 12 января 2023 года допускаются отклонения температуры теплоносителя на вводе в МБОУ СШ №33 и МБОУ СШ№77 от утвержденного температурного графика на величину более +-3%;- представлением об устранении нарушений законодательства о теплоснабжении от 10 марта 2023 года, внесенного в адрес ПАО «ТГК-2» заместителем прокурора г. Архангельска Михайловым А.И.; - ответом на представление заместителя прокурора г. Архангельска, составленным директором по энергообеспечению по Архангельской области ПАО «ТГК-2», в котором отражена позиция общества о надлежащем исполнении условий муниципальных контрактов и требований федерального законодательства о теплоснабжении, а также о поставке тепловой энергии надлежащего качества.Оснований не доверять представленным доказательствам судья не имеет. Данных о какой-либо заинтересованности в исходе дела лиц, составивших имеющиеся в деле документы, их предвзятости по отношению к ПАО «ТГК-2» или допущенных злоупотреблениях по делу не установлено, оснований ставить под сомнение изложенные ими факты не имеется. Приведенные выше доказательства являются относимыми, допустимыми, достоверными, относятся к существу рассматриваемого дела, и в совокупности свидетельствуют о наличии в действиях ПАО «ТГК-2» состава административного правонарушения, предусмотренного статьей 17.7 КоАП РФ. Вина ПАО «ТГК-2» в рассматриваемом случае выразилась в том, что оно сознавало противоправный характер своего бездействия, предвидело его вредные последствия, однако относилось к ним безразлично. Доказательств, свидетельствующих о принятии ПАО «ТГК-2» всех зависящих от него мер, а также доказательства объективной невозможности принятия им мер, направленных на недопущение совершения административного правонарушения, материалы дела не содержат, что свидетельствует о наличии вины в совершении вмененного ему административного правонарушения. Совершенное правонарушение малозначительным не является, поскольку свидетельствует о пренебрежительном отношении ПАО «ТГК-2» к исполнению законных требований должностного лица, осуществляющего надзор за исполнением федерального законодательства. Доводы защитника о незаконности представления, внесенного заместителем прокурора г. Архангельска, судья отвергает по следующим основаниям.Согласно пунктам 2,4,7,8 части 5 статьи 20 Федерального закона от 27 июля 2010 года № 190-ФЗ «О теплоснабжении» (далее – ФЗ «О теплоснабжении») теплоснабжающие организации и теплосетевые организации, в том числе обязаны организовать наладку принадлежащих им тепловых сетей; обеспечивать качество теплоносителей; обеспечить безаварийную работу объектов теплоснабжения; обеспечить надежное теплоснабжение потребителей.В соответствии с частью 2 статьи 23.2 ФЗ «О теплоснабжении» правила технической эксплуатации объектов теплоснабжения и теплопотребляющих установок устанавливают обязательные требования безопасной эксплуатации объектов теплоснабжения, теплопотребляющих установок и входящих в их состав зданий, помещений, сооружений и оборудования, в том числе требования к подготовке работников к выполнению трудовых функций в сфере теплоснабжения, связанных с эксплуатацией объектов теплоснабжения и теплопотребляющих установок, и подтверждению готовности работников к выполнению таких трудовых функций.Пункт 6.2.59 Правил технической эксплуатации тепловых энергоустановок, утвержденных приказом Минэнерго России от 24 марта 2023 года №115 (далее Правила технической эксплуатации тепловых энергоустановок), предусматривает, что температура воды в подающей линии водяной тепловой сети в соответствии с утвержденным для системы теплоснабжения графиком задается по усредненной температуре наружного воздуха за промежуток времени в пределах 12 - 24 ч, определяемый диспетчером тепловой сети в зависимости от длины сетей, климатических условий и других факторов.Отклонения от заданного режима на источнике теплоты предусматриваются не более:- по температуре воды, поступающей в тепловую сеть, - +/- 3%;- по давлению в подающем трубопроводе, - +/- 5%;- по давлению в обратном трубопроводе, - +/- 0,2 кгс/см2.Отклонение фактической среднесуточной температуры обратной воды из тепловой сети может превышать заданную графиком не более чем на +5%. Понижение фактической температуры обратной воды по сравнению с графиком не лимитируется.Источником теплоснабжения для здания МБОУ СШ №77 является котельная, расположенная по адресу: г. Архангельск, ул. Адм. Кузнецова, д.33, стр.1. Согласно утвержденному 02 августа 2022 года температурному графику при температуре наружного воздуха -27°С температура теплоносителя должна составлять 89°С, при температуре наружного воздуха -26°С – 88°С.По данным ФГБУ «Северное УГМС» средняя суточная температура воздуха 09 января 2023 года составляла - 27,6 °С, 10 января 2023 года - 26,8 °С. Между тем 09 января 2023 года с котельной, которая является источником теплоснабжения здания МБОУ СШ№77, при температуре наружного воздуха - 27,6 °С подавался ресурс температурой 72°С, а в школу поступал температурой 64 °С (согласно отчету о суточных параметрах теплоснабжения за период с 25 декабря 2022 года по 30 января 2023 года).
10 января 2023 года с той же котельной при температуре наружного воздуха -26,8 °С подавался ресурс температурой 85°С, а в школу поступал температурой 80 °С (согласно отчету о суточных параметрах теплоснабжения за период с 25 декабря 2022 года по 30 января 2023 года).
Источником теплоснабжения для здания МБОУ СШ №33 является АТЭЦ.
Согласно утвержденному 09 января 2023 года графику при температуре наружного воздуха -27°С температура теплоносителя должна составлять 110°С, при температуре наружного воздуха -26°С – 101°С, при температуре наружного воздуха -11°С – 96°С.
По данным ФГБУ «Северное УГМС» средняя суточная температура воздуха 09 января 2023 года составляла - 27,6 °С, 10 января 2023 года - 26,8 °С, 11 января 2023 года -11,3 °С.
Между тем согласно месячному отчету за январь 2023 года:
- 09 января 2023 года с АТЭЦ при температуре наружного воздуха 27,6°С в школу поступал ресурс температурой 101 °С;
- 10 января 2023 года с АТЭЦ при температуре наружного воздуха -26,8 °С в школу поступал ресурс температурой 101 °С;
- 11 января 2023 года с АТЭЦ при температуре наружного воздуха -11,3 °С в школу поступал ресурс температурой 90 °С.
Изложенное свидетельствует о том, что ПАО «ТГК-2» допущено отклонение на вводе в указанные образовательные учреждения от утвержденного температурного графика на величину более + - 3%.
Вопреки мнению защитника наличие аварийной ситуации в котельной, которая является источником теплоснабжения для здания МБОУ СШ№77, послужившей основанием для снижения температуры теплоносителя с 09 января 2023 года, не свидетельствует об отсутствии состава административного правонарушения, поскольку пункт 7 части 5 статьи 20 ФЗ «О теплоснабжении» обязывает теплоснабжающие и теплосетевые организации обеспечить безаварийную работу объектов теплоснабжения.
Отвергается судьей и довод защитника о том, что температура воздуха в большинстве классов МБОУ СШ №33 и МБОУ СШ №77 соответствовала нормативно установленному, а потери в ресурсе вызваны проблемами во внутренней системе отопления здания школы.
Так, по сообщению заместителя директора МБОУ СШ №33 Пинаевского Н.А. от 19 января 2023 года в связи со снижением температуры в классах работники школы до начала учебных занятий вынуждены использовать переносные обогревательные приборы для повышения температуры воздуха в помещениях. Таким образом, соответствие температуры воздуха в большинстве классов нормативно установленному не связано с действиями ПАО «ТГК-2».
Более того, ПАО «ТГК-2», зная о возможных проблемах во внутренней системе отопления здания МБОУ СШ№33 и понижении температуры воздуха в помещениях школы, должно было скорректировать температуру воды в подающей линии водяной тепловой сети, поскольку в соответствии с требованиями пункта 6.2.59 Правил технической эксплуатации тепловых энергоустановок указанная температура определяется диспетчером тепловой сети в зависимости от длины сетей, климатических условий и других факторов.
При назначении административного наказания судья на основании положений части 3 статьи 4.1 КоАП РФ учитывает общественно опасный характер административного правонарушения, имущественное и финансовое положение юридического лица, обстоятельства, отсутствие обстоятельств, смягчающих и отягчающих административную ответственность.
Обстоятельств, смягчающих и отягчающих административную ответственность, судьей не установлено.
С учетом изложенного судья считает возможным назначить ПАО «ТГК-2» наказание в виде административного штрафа.
Основания для назначения наказания в виде административного приостановления деятельности, а также для замены административного наказания в виде административного штрафа предупреждением отсутствуют.
ПАО «ТГК-2» не включено в Единый реестр субъектов малого и среднего предпринимательства, следовательно, правила, установленные ч. 2 ст. 4.1.2 КоАП РФ, на указанную организацию не распространяются.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 29.9-29.11 КоАП РФ, судья
постановил:
признать ПАО «ТГК-2» виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 17.7 КоАП РФ, и назначить ему наказание в виде административного штрафа в размере 50 000 (Пятидесяти тысяч) рублей.
Наименование получателя штрафа: УФК по Ярославской области (УФССП по Ярославской области, л/с 04711785700), ИНН 7604071938, КПП 760401001, ОКТМО 78701000; расчетный счет 03100643000000017100 в отделении Ярославль Банка России//УФК по Ярославской области, г. Ярославль, БИК 017888102, КБК 32211601171010007140, корр.счет.40102810245370000065, УИН 32276000230000207118.
Постановление может быть обжаловано в Архангельский областной суд непосредственно или через Октябрьский районный суд г. Архангельска в течение десяти суток со дня вручения или получения копии постановления.
Судья О.А. Беляева