Дело № 2-306/2021
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
21 июня 2021 года с. Карагай Пермский край
Карагайский районный суд Пермского края в составе председательствующего судьи Косяк Е.А., при секретаре судебного заседания Ахметзяновой Ю.В., истца Прокопьева В.С., представителя ответчика – Государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в Карагайском районе Пермского края Герберсгагена А.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении Карагайского районного суда Пермского края гражданское дело по иску Прокопьева В.С. к Государственному учреждению Отделению Пенсионного фонда Российской Федерации по Пермскому краю, Государственному учреждению Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в Карагайском муниципальном округе Пермского края о признании незаконным решения об отказе в установлении досрочной страховой пенсии по старости от 23.11.2020 года, возложении на ответчика обязанности назначить досрочно страховую пенсию по старости с 05.11.2020, произвести перерасчет пенсии с 05.11.2020, к Управлению Федерального казначейства по Пермскому краю о взыскании расходов на оплату юридических услуг,
установил:
Прокопьев В.С. обратился в суд с иском к Государственному учреждению Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации по Пермскому краю, Государственному учреждению Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в Карагайском муниципальном округе Пермского края о признании незаконным решения об отказе в установлении досрочной страховой пенсии по старости от 23.11.2020 года, возложении на ответчика обязанности назначить досрочно страховую пенсию по старости с 05.11.2020, произвести перерасчет пенсии с 05.11.2020, к Управлению Федерального казначейства по Пермскому краю о взыскании расходов на оплату юридических услуг.
В обоснование исковых требований Прокопьев В.С. указывает, что 05.11.2020 он обратился в УПФР в Верещагинском районе Пермского края с заявлением о назначении досрочной страховой пенсии по старости за длительный страховой стаж в соответствии с ч.1.2 ст.8 Федерального Закона № 400-ФЗ от 28.12.2013 «О страховых пенсиях». Решением УПФР в Верещагинском районе № от ДД.ММ.ГГГГ ему было отказано в назначении досрочной страховой пенсии по старости из-за отсутствия требуемого страхового стажа. Считает, что УПФР в Верещагинском районе незаконно не включил в страховой стаж период его военной службы с 29.10.1978 по 18.11.1980. Выражает несогласие с решением УПФР в Верещагинском районе, считает его незаконным, ссылаясь на статьи 8, 12, 13, 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ "О страховых пенсиях", просит признать незаконным решение УПФР в Верещагинском районе от 23.11.2020, зачесть в страховой стаж период службы в армии по призыву с 29.10.1978 по 18.11.1980, назначить досрочную страховую пенсию по старости с даты обращения в Пенсионный фонд – 05.11.2020, произвести перерасчет пенсии с 05.11.2020. Кроме того, просит взыскать с Управления Федерального Казначейства по Пермскому краю расходы на оплату юридических услуг в размере 16800 рублей.
В судебном заседании истец Прокопьев В.С. на удовлетворении исковых требований настаивал по доводам указанным в исковом заявлении, просил учесть при вынесении решения письмо Минздрава РФ от 04.06.2004 № М3-637, постановление Конституционного суда Российской Федерации от 29.01.2004 года № 2-П, о включении периодов работы в советское время в трудовой стаж. Он обращался в отдел Пенсионного фонда в Верещагинском районе, за назначением пенсии, ему было отказано, так как армия не входит в его страж. Он с этим не согласен.
Представитель ответчика Государственного учреждения Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Карагайском муниципальном округе Пермского края (далее по тексту – ГУ УПФР в Карагайском районе) Герберсгаген А.А. исковые требования не признал, пояснил, что при выходе на пенсию Прокопьева В.С. по возрасту период службы в армии будет учитываться при назначении страховой пенсии. Но так как Прокопьев В.С. просит назначить досрочную страховую пенсию, данный период не может быть включен в периоды для назначения пенсии. Просит в иске отказать.
Представитель ответчика ГУ Отделения Пенсионного фонда Российской Федерации по Пермскому краю в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом, в ранее направленном отзыве, ссылаясь на нормы законодательства, возражал против удовлетворения требований Прокопьева В.С. (л. д. 43-44).
Представитель ответчика Управления Федерального казначейства по Пермскому краю в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом, ходатайств об отложении дела не заявил, в ранее направленном отзыве указал, что УФК по Пермскому краю является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим свою деятельность в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 01.12.2004 № 703 «О федеральном казначействе», согласно которому органы федерального казначейства осуществляют в соответствии с законодательством Российской Федерации правоприменительные функции по обеспечению исполнения федерального бюджета, кассовому обслуживанию исполнения бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, предварительному и текущему контролю за ведением операций со средствами федерального бюджета главными распорядителями, распорядителями и получателями средств федерального бюджета. Таким образом, УФК по Пермскому краю как самостоятельное юридическое лицо является бюджетной организацией, находится на сметном финансировании, и на имущество управления не может быть обращено взыскание за виновные действия третьих лиц, вследствие чего является ненадлежащим ответчиком по данному делу (л. д. 33).
Суд, выслушав объяснения сторон, изучив материалы гражданского дела, приходит к следующему.
Конституция Российской Федерации в соответствии с целями социального государства (статья 7, часть 1) гарантирует каждому социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом (статья 39, часть 1). Законодатель, обеспечивая конституционное право каждого на получение пенсии, вправе, как это вытекает из статьи 39 (часть 2) Конституции Российской Федерации, определять механизм его реализации, включая закрепление в законе правовых оснований назначения пенсий, их размеров, правил подсчета страхового стажа, особенностей приобретения права на пенсию отдельными категориями граждан.
С 01.01.2015 года вступил в силу Федеральный закон от 28.12.2013 года № 400-ФЗ "О страховых пенсиях".
Федеральным законом от 03.10.2018 года № 350-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам назначения и выплаты пенсий" в указанный Федеральный закон внесены изменения.
Названным Федеральным законом предусмотрено поэтапное повышение на 5 лет общеустановленного пенсионного возраста (до 65 и 60 лет для мужчин и женщин соответственно), по достижении которого при наличии требуемого стажа и индивидуального пенсионного коэффициента может быть назначена страховая пенсия на общих основаниях.
В соответствии с частью 3 статьи 10 Федерального закона от 03.10.2018 года № 350-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам назначения и выплаты пенсий" в целях адаптации к изменениям условий пенсионного обеспечения данным законом установлена льгота для граждан, предусмотренных в части 1 статьи 8 Федерального закона от 28.12.2013 года № 400-ФЗ "О страховых пенсиях" которые в период с 01.01.2019 года по 31.12.2020 года достигнут возраста, дающего право на страховую пенсию по старости, в соответствии с законодательством Российской Федерации, действовавшим до 01.01.2019 года, страховая пенсия может назначаться ранее достижения возраста согласно приложению 6, но не более чем за шесть месяцев до достижения такого возраста.
Согласно положений ч.1 ст. 4 Федерального закона от 28.12.2013 года № 400-ФЗ "О страховых пенсиях" право на страховую пенсию имеют граждане Российской Федерации, застрахованные в соответствии с Федеральным законом от 15.12.2001 года № 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации", при соблюдении ими условий, предусмотренных данным Федеральным законом.
В соответствии с частями 1 и 1.2 статьи 8 Федерального закона от 28.12.2013 года № 400-ФЗ "О страховых пенсиях" право на страховую пенсию по старости имеют лица, достигшие возраста 65 и 60 лет (соответственно мужчины и женщины), с учетом положений, предусмотренных приложением 6 к данному Федеральному закону. Лицам, имеющим страховой стаж не менее 42 и 37 лет (соответственно мужчины и женщины), страховая пенсия по старости может назначаться на 24 месяца ранее достижения возраста, предусмотренного частью 1 и частью 1.1 данной статьи, но не ранее достижения возраста 60 и 55 лет (соответственно мужчины и женщины).
Согласно части 1 статьи 11 Федерального закона от 28.12.2013 года № 400-ФЗ "О страховых пенсиях" в страховой стаж включаются периоды работы и (или) иной деятельности, которые выполнялись на территории Российской Федерации лицами, указанными в части 1 статьи 4 данного Федерального закона, при условии, что за эти периоды начислялись и уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации.
Статьей 12 названного Федерального закона предусмотрены иные периоды, которые засчитываются в страховой стаж. Перечень данных периодов является исчерпывающим и расширительному толкованию не подлежит.
Из положений части 9 статьи 13 Федерального закона от 28.12.2013 года № 400-ФЗ "О страховых пенсиях" следует, что при исчислении страхового стажа лиц, указанных в части 1.2 статьи 8 данного Федерального закона, в целях определения их права на страховую пенсию по старости в страховой стаж включаются (засчитываются) периоды работы и (или) иной деятельности, предусмотренные частью 1 статьи 11 этого Федерального закона, а также периоды, предусмотренные пунктом 2 части 1 статьи 12 данного Федерального закона (период получения пособия по обязательному социальному страхованию в период временной нетрудоспособности). При этом указанные периоды включаются (засчитываются) без применения положений части 8 указанной статьи.
Согласно положений части 8 статьи 13 Федерального закона от 28.12.2013 года № 400-ФЗ "О страховых пенсиях" при исчислении страхового стажа в целях определения права на страховую пенсию периоды работы и (или) иной деятельности, которые имели место до дня вступления в силу этого Федерального закона и засчитывались в трудовой стаж при назначении пенсии в соответствии с законодательством, действовавшим в период выполнения работы (деятельности), могут включаться в указанный стаж с применением правил подсчета соответствующего стажа, предусмотренных указанным законодательством (в том числе с учетом льготного порядка исчисления стажа), по выбору застрахованного лица.
Таким образом, из анализа действующего пенсионного законодательства следует, что только предусмотренные частью 1 статьи 11 и пунктом 2 части 1 статьи 12 Федерального закона от 28.12.2013 года № 400-ФЗ "О страховых пенсиях" периоды подлежат включению в страховой стаж лиц, указанных в части 1.2 статьи 8 указанного Федерального закона, в целях определения их права на страховую пенсию по старости.
Как установлено в судебном заседании, 05.11.2020 Прокопьев В.С. обратился в Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Верещагинском районе с заявлением о назначении досрочной страховой пенсии по старости. 23.11.2020 решением УПФ РФ в Верещагинском районе в назначении пенсии отказано. В специальный стаж в том числе не был включен период прохождения военной службы по призыву с 29.10.1979 по 18.11.1980.
Согласно решению УПФР в Верещагинском районе от 23.11.2020 № 580432/20 на основании сведений индивидуального персонифицированного учета продолжительность страхового стажа Прокопьева В.С. составляет 40 лет 1 день при требуемом стаже 42 года (л. д. 12-14).
Как следует из копии трудовой книжки истца, в период с 29.10.1978 по 24.11.1980 проходил службу в Советской армии (л.д. 17-20).
При указанных обстоятельствах, суд приходит к выводу, что правовых оснований для применения положений части 1.2 статьи 8 Федерального закона № 400-ФЗ от 28 декабря 2013 года "О страховых пенсиях", предусматривающей возможность досрочного назначения пенсии по старости Прокопьеву В.С. по достижении 60 лет у УПФР в Верещагинском районе не имелось, поскольку на дату обращения в пенсионный орган страховой стаж истца, исчисленный для целей досрочного назначения пенсии, составил менее 42 лет, так как, устанавливая право на назначение страховой пенсии по указанным основаниям, законодатель определил порядок исчисления общей продолжительности страхового стажа, к которому период прохождения военной службы не относятся, и в удовлетворении иска следует отказать.
Доводы истца Прокопьева В.С. о необходимости применения положений письма Минздрава РФ от 04.06.2004 № М3-637, постановления Конституционного суда Российской Федерации от 29.01.2004 года № 2-П, о включении периодов работы в советское время в трудовой стаж, к разрешению данного спора не могут быть применены, в связи с обращением Прокопьева в пенсионный орган за назначением досрочное страховой пенсии.
В связи с вышеизложенным, в соответствии с положениями статей 94,98 ГПК РФ оснований для удовлетворения требований за счет ответчика возмещать истцу расходы на юридические услуги, по представленному истцом договору от 19.01.2021, не имеется (л. д. 22-24).
Руководствуясь ст.ст.194 – 199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
решил:
Прокопьеву В.С. в удовлетворении исковых требований к Государственному учреждению Отделению Пенсионного фонда Российской Федерации по Пермскому краю, Государственному учреждению Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в Карагайском муниципальном округе Пермского края о признании незаконным решения об отказе в установлении досрочной страховой пенсии по старости от 23 ноября 2020 года, возложении на ответчика обязанности назначить досрочно страховую пенсию по старости с 05.11.2020, произвести перерасчет пенсии с 05.11.2020, к Управлению Федерального казначейства по Пермскому краю о взыскании расходов на оплату юридических услуг - отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Пермский краевой суд через Карагайский районный суд Пермского края в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.
Судья /подпись/ Косяк Е.А.
Копия верна.
Судья Е.А. Косяк