Решение по делу № 2а-33/2019 от 26.12.2018

2а-33/2019

    Р Е Ш Е Н И Е

    Именем Российской Федерации

21 января 2019 года                                                                                 село Майя

Мегино-Кангаласский районный суд Республики Саха (Якутия) в составе председательствующего судьи Саввиной В. Ю., при секретаре судебного заседания Никифорове Е. В., с участием представителя административного истца Егоровой С. В., рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело

по административному исковому заявлению прокурора Мегино-Кангаласского района в интересах неопределенного круга лиц к администрации муниципального образования «Рассолодинский наслег» Муниципального района «Мегино-Кангаласский улус» Республики Саха (Якутия) о признании незаконным бездействия, выразившееся в неисполнении обязанности по принятию нормативных правовых актов о стоимости услуг, предоставляемых согласно гарантированному перечню услуг по погребению, о порядке деятельности специализированных служб по вопросам похоронного дела и возложении обязанности устранить допущенные нарушения,

    у с т а н о в и л:

Прокурор Мегино-Кангаласского района в порядке ст. 39 КАС РФ обратился в суд с административным исковым заявлением в защиту прав и интересов неопределенного круга лиц к администрации муниципального образования «Рассолодинский наслег» Муниципального района «Мегино-Кангаласский улус» Республики Саха (Якутия) (Далее – администрация МО «Рассолодинский наслег») о признании незаконным бездействие, выразившееся в неисполнении обязанности по принятию нормативных правовых актов о стоимости услуг, предоставляемых согласно гарантированному перечню услуг по погребению, о порядке деятельности специализированных служб по вопросам похоронного дела и возложении обязанности устранить допущенные нарушения, указав, что прокуратурой района проведена проверка соблюдения законодательства по организации похоронного дела и оказании услуг по погребению умерших. По результатам проверки установлено, что муниципальным образованием не приняты нормативные правовые акты, устанавливающие стоимость услуг, предоставляемых согласно гарантированному перечню услуг по погребению, порядок деятельности специализированных служб по вопросам похоронного дела, что является нарушением п. 22 ч. 1 ст. 14 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», ст. 9, 25, 29 Федерального закона от 12.01.1996 № 8-ФЗ «О погребении и похоронном деле».

По выявленным нарушениям федерального законодательства, прокуратурой в адрес главы наслега 23.10.2017 внесено представление об устранении нарушений. В ходе контрольной проверки установлено, что администрацией наслега нарушения не устранены. Бездействие администрации МО не обеспечивает права граждан на погребение после смерти, права родственников и близких умершего на получение услуг по погребению. Просит признать незаконным бездействие администрации МО «Рассолодинский наслег», выразившееся в неисполнении обязанности по принятию нормативных правовых актов о стоимости услуг, предоставляемых согласно гарантированному перечню услуг по погребению, о порядке деятельности специализированных служб по вопросам похоронного дела и обязать в течение 6 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу принять нормативные правовые акты о стоимости услуг, предоставляемых согласно гарантированному перечню услуг по погребению и о порядке деятельности специализированных служб по вопросам похоронного дела.

Представитель административного истца, участвующий     в деле помощник прокурора района Егорова С. В. в судебном заседании исковые требования по доводам, изложенным в заявлении, поддержала в полном объеме.

Представитель административного ответчика Макаров И. В. (глава МО «Рассолодинский наслег») в суд не явился, предоставив ходатайство о рассмотрении дела без его участия, указав, что с административным исковым заявлением прокурора согласен.

В соответствии ст. 150 КАС РФ суд определил рассмотреть дело без участия представителя административного ответчика.

    Заслушав представителя административного истца, изучив материалы дела, суд установил следующее.

Согласно ч. 1 ст. 1 КАС РФ, настоящий Кодекс регулирует порядок осуществления административного судопроизводства при рассмотрении и разрешении Верховным Судом Российской Федерации, судами общей юрисдикции (далее также - суды) административных дел о защите нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан, прав и законных интересов организаций, а также других административных дел, возникающих из административных и иных публичных правоотношений и связанных с осуществлением судебного контроля за законностью и обоснованностью осуществления государственных или иных публичных полномочий.

В соответствии с ч.1 ст. 7 Федерального закона от 12.01.1996 № 8-ФЗ «О погребении и похоронном деле» (Далее Федеральный закон) на территории Российской Федерации каждому человеку после его смерти гарантируется погребение с учетом его волеизъявления, предоставление бесплатно участка земли для погребения тела (останков) или праха в соответствии с данным Федеральным законом.

В силу ч. 1 ст. 9 указанного Федерального закона супругу, близким родственникам, иным родственникам, законному представителю или иному лицу, взявшему на себя обязанность осуществить погребение умершего, гарантируется оказание на безвозмездной основе следующего перечня услуг по погребению:

1) оформление документов, необходимых для погребения;

2) предоставление и доставка гроба и других предметов, необходимых для погребения;

3) перевозка тела (останков) умершего на кладбище (в крематорий);

4) погребение (кремация с последующей выдачей урны с прахом).

Качество предоставляемых услуг должно соответствовать требованиям, устанавливаемым органами местного самоуправления.

Часть 2 данной статьи предусматривает, что услуги по погребению, указанные в части 1, оказываются специализированной службой по вопросам похоронного дела.

В соответствии с ч. 3 ст. 9 указанного Федерального закона стоимость услуг, предоставляемых согласно гарантированному перечню услуг по погребению, определяется органами местного самоуправления по согласованию с соответствующими отделениями Пенсионного фонда Российской Федерации, Фонда социального страхования Российской Федерации, а также с органами государственной власти субъектов Российской Федерации и возмещается специализированной службе по вопросам похоронного дела в десятидневный срок со дня обращения этой службы.

Согласно ч. 2 ст. 25 Федерального закона организация похоронного дела осуществляется органами местного самоуправления. Погребение умершего и оказание услуг по погребению осуществляются специализированными службами по вопросам похоронного дела, создаваемыми органами местного самоуправления.

В соответствии ч. 1 ст. 29 Федерального закона органы местного самоуправления создают специализированные службы по вопросам похоронного дела, на которые в соответствии с настоящим Федеральным законом возлагается обязанность по осуществлению погребения умерших.

В соответствии с п. 22 ч.1 ст. 14 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения поселения относится организация ритуальных услуг и содержание мест захоронения.

Как следует из представленных материалов, прокуратурой Мегино-Кангаласского района проведена проверка соблюдения федерального законодательства при организации похоронного дела и оказания услуг по погребению.

По результатам проверки установлено, что администрацией МО «Рассолодинский наслег» не приняты нормативные правовые акты, устанавливающие стоимость услуг, предоставляемых согласно гарантированному перечню услуг по погребению, порядок деятельности специализированных служб по вопросам похоронного дела.

23.10.2017 прокурором района в адрес главы администрации МО «Рассолодинский наслег» внесено представление об устранении нарушений федерального законодательства.

Согласно информации администрации МО «Рассолодинский наслег» от 24.12.2018 установлено, что нормативные правовые акты о порядке деятельности специализированной службы по вопросам похоронного дела, о стоимости услуг, предоставляемых согласно гарантированному перечню услуг по погребению, не приняты.

В силу п. 1 Указа Президента РФ от 29.06.1996 № 1001 «О гарантиях прав граждан на предоставление услуг по погребению умерших» (Далее Указ) специализированные службы по вопросам похоронного дела оказывают на безвозмездной основе услуги по погребению, гарантированные статьей 9 Федерального закона "О погребении и похоронном деле", по первому требованию супруга, близких родственников, иных родственников, законного представителя умершего или иного лица, взявшего на себя обязанность осуществить погребение умершего.

Отказ специализированных служб по вопросам похоронного дела в оказании указанных услуг в связи с отсутствием у них необходимых средств, а также по другим основаниям, считается недопустимым.

Согласно п. 2 Указа органы местного самоуправления должны выделять специализированным службам по вопросам похоронного дела необходимые средства для оказания услуг, предусмотренных пунктом 1 настоящего Указа.

Таким образом, суд приходит к выводу, что бездействие администрации МО «Рассолодинский наслег», выразившееся в неисполнении обязанности по принятию нормативных правовых актов о стоимости услуг, предоставляемых согласно гарантированному перечню услуг по погребению, о порядке деятельности специализированных служб по вопросам похоронного дела, является незаконным, поскольку нарушает права и законные интересы граждан, неопределенного круга лиц на погребение после смерти, права родственников и близких умершего на получение услуг по погребению.

Также необходимо возложить на администрацию МО «Рассолодинский наслег» обязанность принять нормативные правовые акты о стоимости услуг, предоставляемых согласно гарантированному перечню услуг по погребению и о порядке деятельности специализированных служб по вопросам похоронного дела.

В соответствии ст. 77 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» надзор за исполнением федеральных законов, законов субъектов Российской Федерации и уставов муниципальных образований органами местного самоуправления осуществляют органы прокуратуры Российской Федерации.

Тем самым, требования прокурора Мегино-Кангаласского района соответствуют требованиям закона.

С учетом изложенного, суд находит требования прокурора Мегино-Кангаласского района обоснованными и подлежащими удовлетворению.

В соответствии с ч. 2 ст. 178 КАС РФ при принятии решения суд при необходимости устанавливает срок исполнения решения.

Принимая во внимание фактические обстоятельства дела, с учетом срока, необходимого для принятия нормативных правовых актов о стоимости услуг, предоставляемых согласно гарантированному перечню услуг по погребению, о порядке деятельности специализированных служб по вопросам похоронного дела, суд полагает возможным установить срок исполнения решения суда в течение 6 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу.

На основании п. 9 ч. 1 ст. 333.36 Налогового кодекса РФ прокурор освобождается от уплаты государственной пошлины по заявлениям в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований.

В соответствии с п. 19 ч. 1 ст. 333.36 Налогового кодекса РФ органы местного самоуправления, выступающие по делам, рассматриваемым в судах общей юрисдикции в качестве истцов (административных истцов) или ответчиков (административных ответчиков), освобождаются от уплаты государственной пошлины.

    Руководствуясь ст. ст. 175-180, 226-227 Кодекса административного судопроизводства РФ, суд

р е ш и л :

Административное исковое заявление прокурора Мегино-Кангаласского района в интересах неопределенного круга лиц к администрации муниципального образования «Рассолодинский наслег» Муниципального района «Мегино-Кангаласский улус» Республики Саха (Якутия) удовлетворить полностью.

Признать незаконным бездействие администрации муниципального образования «Рассолодинский наслег» Муниципального района «Мегино-Кангаласский улус» Республики Саха (Якутия), выразившееся в неисполнении обязанности по принятию нормативных правовых актов о стоимости услуг, предоставляемых согласно гарантированному перечню услуг по погребению, о порядке деятельности специализированных служб по вопросам похоронного дела.

Обязать администрацию муниципального образования «Рассолодинский наслег» Муниципального района «Мегино-Кангаласский улус» Республики Саха (Якутия) в течение 3 (трех) месяцев со дня вступления решения в законную силу принять нормативные правовые акты о стоимости услуг, предоставляемых согласно гарантированному перечню услуг по погребению и о порядке деятельности специализированных служб по вопросам похоронного дела.

Сторон освободить от уплаты государственной пошлины.

Решение может быть обжаловано в апелляционную инстанцию Верховного Суда Республики Саха (Якутия) в течение одного месяца со дня составления мотивированного решения суда через Мегино-Кангаласский районный суд Республики Саха (Якутия).

Мотивированное решение составлено 21 января 2019 года.

Судья                                     В. Ю. Саввина

2а-33/2019

Категория:
Гражданские
Истцы
Прокурор Мегино-Кангаласского района
Ответчики
администрация МО "Рассолодинский наслег"
Суд
Мегино-Кангаласский районный суд Республики Саха (Якутия)
Дело на сайте суда
mkang.jak.sudrf.ru
25.03.2020Регистрация административного искового заявления
25.03.2020Передача материалов судье
25.03.2020Решение вопроса о принятии к производству
25.03.2020Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
25.03.2020Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
25.03.2020Судебное заседание
25.03.2020Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
25.03.2020Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
25.03.2020Дело оформлено
25.03.2020Дело передано в архив
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее