I инстанция - Макарова Е.А.
II инстанция - Смирнов Д.Ю. (докладчик), Чайка М.В., Егорова Е.Г.
Дело № 88-28483/2023
УИД 37RS0020-01-2022-001702-88
ОПРЕДЕЛЕНИЕ
13 декабря 2023 года город Москва
Судебная коллегия по гражданским делам Второго кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего: Карцевской О.А.,
судей: Кислиденко Е.А., Харитонова А.С.,
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-66/2023 по иску Тейковского межрайонного прокурора к Администрации городского округа Тейково Ивановской области о возложении обязанности по регистрации права собственности на автомобильную дорогу и ремонту дороги,
по кассационной жалобе Администрации городского округа Тейково Ивановской области на решение Тейковского районного суда Ивановской области от 15 марта 2023 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Ивановского областного суда от 19 июня 2023 года,
заслушав доклад судьи Второго кассационного суда общей юрисдикции Харитонова А.С., объяснения прокурора отдела управления главного управления Генеральной прокуратуры Российской Федерации - Вдовичева Ю.В., полагавшего судебные акты законными и обоснованными, а доводы кассационной жалобы подлежащими отклонению
судебная коллегия по гражданским делам Второго кассационного суда общей юрисдикции
УСТАНОВИЛА:
Тейковский межрайонный прокурор обратился в суд с иском к Администрации городского округа Тейково Ивановской области о возложении обязанности по регистрации права собственности на автомобильную дорогу и ремонту дороги.
Требования мотивированы тем, что на основании приказа заместителя Министра обороны РФ № от 04.04.2017 г. «О передаче объекта недвижимого имущества в собственность муниципального образования г.о. <адрес>» в собственность города Тейково передан объект недвижимого имущества - автомобильная дорога специального значения № 155/ТК/25/1-0 протяженностью 7000м, расположенная по адресу: <адрес>. 24 апреля 2021 года между сторонами подписан передаточный акт, с указанного времени дорога является собственностью городского округа Тейково. Однако в установленном порядке данный объект недвижимости в Росреестре не зарегистрирован, границы его не установлены. 10 августа 2022 года сотрудниками ОГИБДД МО МВД «Тейковский» составлен акт о выявленных недостатках в эксплуатационном состоянии автомобильной дороги № 155/ТК/25/1-0 на участке с 0 км по 1 км в виде повреждений железобетонных плит, а также дефектов обочины. Тем самым, передвижение по данной дороге небезопасно.
Решением Тейковского районного суда Ивановской области от 15 марта 2023 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Ивановского областного суда от 19 июня 2023 года, исковые требования удовлетворены, на Администрацию городского округа Тейково Ивановской области возложена обязанность зарегистрировать в установленном действующим законодательством порядке право собственности на автомобильную дорогу № 155/ТК/25/1-0 протяженностью 7000м, расположенную по адресу: <адрес> в срок до 31 декабря 2024 года; на Администрацию городского округа Тейково Ивановской области возложена обязанность привести дорожное покрытие проезжей части и обочины автомобильной дороги № 155/ТК/25/1-0 на участке протяженностью 800 м (начало участка - пересечение с автомобильной дорогой Большое Клочково - Зиново на одном уровне с остановкой общественного транспорта, далее продолжение указанного участка протяженностью 800 м по направлению к подъезду к д. Лемешки) в соответствии с требованиями ГОСТ Р 50597-2017 в срок до 31 декабря 2024 года.
В кассационной жалобе Администрация городского округа Тейково Ивановской области просит отменить принятые по делу решение суда и апелляционное определение, ссылаясь на допущенные судами нарушения норм материального и процессуального права, несоответствие выводов судов фактическим обстоятельствам дела.
В судебное заседание суда кассационной инстанции, иные участники процесса надлежащим образом извещенные о времени и месте рассмотрения жалобы не явились.
На основании части 5 статьи 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации судебная коллегия признала возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
В судебном заседании был объявлен перерыв с 28 ноября 2023 года по 13 декабря 2023 года.
Согласно ст. 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
В силу п. 1 ч. 1 ст. 390 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации по результатам рассмотрения кассационных жалобы, представления кассационный суд общей юрисдикции вправе оставить постановления судов первой и (или) апелляционной инстанции без изменения, а кассационные жалобы, представление без удовлетворения.
Изучив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, проверив по правилам ст. 379.6 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации в пределах доводов, содержащихся в кассационной жалобе, законность судебных постановлений, принятых судами первой и апелляционной инстанций, судебная коллегия по гражданским делам Второго кассационного суда общей юрисдикции не находит оснований для удовлетворения кассационной жалобы и отмены обжалуемых судебных актов.
Как следует из материалов дела и установлено судом, что 04 апреля 2017 года приказом заместителя Министра обороны РФ № 322 «О передаче объекта недвижимого имущества в собственность муниципального образования г.о. Тейково Ивановской области» передан из федеральной собственности в собственность муниципального образования городской округ Тейково Ивановской области объект недвижимого имущества - АДСЗ № 155/ТК/25/1-0 протяженностью 7000м, расположенную по адресу: <адрес>
Согласно данному приказу, право собственности муниципального образования г.о. Тейково на указанное имущество возникает с момента утверждения передаточного акта.
24 апреля 2017 года между ФКУ «Войсковая часть 34048» в лице командира Кушниренко В.В. и г.о. Тейково в лице главы Ястребова А.В. составлен передаточный акт, на основании которого Министерство обороны РФ передало, а городской округ Тейково принял в собственность имущество согласно приложению: АДСЗ № 155/ТК/25/1-0 по адресу: <адрес>, протяженностью 7000 м.
Передаточный акт утвержден врио директора Департамента имущественных отношений Министерства обороны РФ 28 апреля 2017 года.
Указанный объект недвижимого имущества - автомобильная дорога специального назначения № 155/ТК/25/1-0 по адресу: <адрес>, протяженностью 7000м находится в казне г.о. Тейково, что следует из выписки из реестра муниципального имущества, составляющего муниципальную казну г.о. Тейково.
Данный объект недвижимости на кадастровом учете не состоит, в ЕГРН не зарегистрирован.
С 2019 года жители д. Лемешки неоднократно письменно обращались с жалобами на ненадлежащее состояние дорожного полотна участка вышеуказанной дороги (многочисленны ямы и выбоины), являющегося единственным выездом из деревни в с. Большое Клочково и на областную трассу Иваново-Тейково, а также на ненадлежащее содержание данного участка дороги (отсутствие уборки в зимний период времени) в адрес администрации Большеклочковского сельского поселения, администрации Тейковского муниципального района и администрации г.о. Тейково.
Из жалоб жителей д. Лемешки также следует, что данный участок дороги разбит, имеет многочисленные ямы и выбоины, а в период осенней и весенней распутицы по дороге практически невозможно проехать, что вызывает опасения жителей относительно обеспечения работ аварийно-спасательных служб (проезда скорой помощи, пожарных).
Данные обстоятельства подтверждены актом о выявленных недостатках в эксплуатационном состоянии автомобильной дороги от 10 августа 2022 года, составленным государственным инспектором дорожного надзора ОГИБДД МО МВД России «Тейковский» и фотоматериалом к данному акту, из которого следует, что спорный объект имеет покрытие бетонными плитами, часть из которых имеет множественные повреждения.
23 сентября 2022 года между КУМИ г.о. Тейково и ООО «Землемер» (исполнитель) заключен муниципальный контракт № на выполнение кадастровых работ, по условиям которого исполнитель принял обязательство по выполнению полного комплекса кадастровых работ, связанных с изготовлением технического плана на сооружение, расположенное по адресу: <адрес>, вблизи д. Лемешки, а/д.
12 декабря 2022 года ООО «Землемер» уведомило заказчика о том, что при формировании земельного участка под дорогой № 155/ТК/25/1-0 по адресу: <адрес>, д. Лемешки, протяженностью 7000 м выявлено наложение ранее отмежеванных земельных участков с кадастровыми №№, №, необходимо исправление реестровых ошибок.
В указанном уведомлении исполнителя ссылки на какое-либо действующее законодательство, обязывающее собственников ранее отмежеванных земельных участков исправлять реестровые ошибки в отношении еще несформированного смежного земельного участка, отсутствуют.
12 декабря 2022 года муниципальный контракт № 73/22 от 23 сентября 2022 года был расторгнут.
В обоснование заявленных требований прокурор указывал на то, что несмотря на то, что объект недвижимого имущества - автомобильная дорога специального назначения № 155/ТК/25/1-0 по адресу: <адрес>, протяженностью 7000м находится с апреля 2017 года в собственности городского округа Тейково, муниципальное образование мер к установлению границ данного объекта, постановке его на кадастровый учет и регистрации в ЕГРН не предпринимает, как и не принимает мер к содержанию данного объекта недвижимости, что свидетельствует о нарушении ответчиком как требований Федерального закона от 08.11.2007 г. № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», так и требований Федерального закона от 06.10.2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», касающихся обеспечения прав неопределенного круга лиц в сфере безопасности дорожного движения.
Разрешая спор по существу, оценив представленные сторонами доказательства в их совокупности, руководствуясь положениями Федерального закона от 06.10.2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», Федерального закона от 08.11.2007 г. № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», требованиями ст. ст. 209, 210 Гражданского кодекса Российской Федерации, ст. 19 Земельного кодекса Российской Федерации, суд первой инстанции пришел к выводу об удовлетворении заявленных исковых требований Тейковского межрайонного прокурора.
При этом суд исходил из того, что участок дороги от железнодорожного переезда и до пересечения с <адрес> д. <адрес>а протяженностью 800 м является единственным выездом из д. Лемешки в <адрес> (центр Большеклочковского сельского поселения, в составе которого находится д. Лемешки) и далее на трассу Иваново-Тейково; каких-либо специальных знаков и ограничений, обозначающих то, что дорога не является дорогой общего пользования и не предназначена для автомобильного транспорта, не установлено; само по себе то, что дорога находится вне городского округа, не может освободить собственника от обязанности нести бремя содержания принадлежащего ему имущества; выявленное наложение границ смежных земельных участков не свидетельствует о невозможности проведения кадастровых работ и последующей регистрации права собственности на спорную дорогу за городским округом Тейково.
Судом первой инстанции также указано, что отсутствие объекта в реестре недвижимости и на кадастровом учете ограничивает собственника объекта в реализации полномочий, поскольку владение, пользование и распоряжение дорогой должно осуществляться в границах данного объекта, то есть проведение кадастровых работ отвечает интересам ответчика, поскольку несение обязанности по содержанию дороги также должно осуществляться в границах объекта, иное означало бы нарушение требований не только вышеназванного законодательства, но и Бюджетного кодекса РФ, требующего формирования бюджета городского округа на основе достоверности, прозрачности и открытости (ст. 28 Бюджетного кодекса Российской Федерации).
Учитывая, что меры по регистрации права собственности, равно как и восстановление дорожного покрытия являются затратами городского округа и требуют соблюдения Федерального закона от 05.04.2013 г. № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», в соответствии со ст. 206 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд установил Администрации г.о. Тейково срок для исполнения обязанности - до 31 декабря 2024 года.
Проверяя законность решения суда в апелляционном порядке, судебная коллегия с его выводами и правовым обоснованием согласилась, не усмотрев оснований для отмены.
Выводы нижестоящих судебных инстанций соответствуют представленным в дело доказательствам, которым дана надлежащая оценка в их совокупности по правилам ст. ст. 56, 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, и не противоречат требованиям действующего законодательства, регулирующего спорное правоотношение.
Приведенные в кассационной жалобе доводы о том, что спорная автомобильная дорога не находится в пределах утвержденных границ территории г.о. Тейково, тогда как на орган местного самоуправления возложена обязанность осуществления дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения, в том числе обеспечения безопасности дорожного движения на них, включая ремонт и содержание, лишь в границах городского округа; спорная дорога является дорогой специального назначения, были предметом подробного исследования судов первой и апелляционной инстанций, в обжалуемых решении суда и определении судебной коллегии им дана надлежащая правовая оценка, сомнений в законности которой не имеется.
Применительно к положениям ч. 3 ст. 390 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации кассационный суд общей юрисдикции не вправе устанавливать или считать доказанными обстоятельства, которые не были установлены либо были отвергнуты судом первой или апелляционной инстанции, предрешать вопросы о достоверности или недостоверности того или иного доказательства, преимуществе одних доказательств перед другими и определять, какое судебное постановление должно быть принято при новом рассмотрении дела. Дополнительные доказательства судом кассационной инстанции не принимаются.
Доводы кассационной жалобы о том, что оспариваемые судебные акты приняты с нарушением норм материального права, не являются основанием к их отмене, поскольку основаны на неправильном толковании норм права применительно к установленным судами фактическим обстоятельствам настоящего спора, направлены на иную оценку обстоятельств дела, установленных и исследованных судебными инстанциями в соответствии с правилами ст. ст. 12, 56 и 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации. Судами вопрос о применении норм права рассмотрен всесторонне и в состоявшихся решении суда и апелляционном определении указаны нормы права, которые должны применяться для урегулирования спорных отношений.
Доводы кассационной жалобы о необоснованности возложения на Администрацию городского округа Тейково Ивановской области обязанности организовать работы по обустройству (ремонту) участка дороги, нарушении прав собственника, вмешательство в деятельность органа по финансированию и ремонту, не служат основанием для отмены обжалуемых судебных актов.
Конституционным Судом Российской Федерации (определение от 9 ноября 2017 года № 2516-О) указано о том, что недостаточность собственных доходных источников на уровне муниципальных образований влечет обязанность органов государственной власти осуществлять в целях сбалансированности местных бюджетов надлежащее бюджетное регулирование. Это касается и решения вопросов, связанных с объективной невозможностью органов местного самоуправления за счет собственных финансовых средств обеспечить в полной мере соблюдение требований, предъявляемых к наличию объектов необходимой инфраструктуры на земельных участках.
Пунктом 5 части 1 статьи 16 Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», пунктами 6 и 11 статьи 13 Федерального закона от 8 ноября 2007 года № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» к полномочиям органов местного самоуправления городских округов отнесены: осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения; утверждение нормативов финансовых затрат на капитальный ремонт, ремонт, содержание автомобильных дорог местного значения.
Требования к параметрам и характеристикам эксплуатационного состояния (транспортно-эксплуатационным показателям) автомобильных дорог общего пользования, улиц и дорог городов и сельских поселений, допустимого по условиям обеспечения безопасности дорожного движения, установлены ГОСТ Р 50597-2017. Национальный стандарт Российской Федерации. Дороги автомобильные и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения. Методы контроля, утвержденным приказом Росстандарта от 26 сентября 2017 года № 1245-ст.
Положения указанного стандарта направлены на обеспечение безопасности дорожного движения, сохранение жизни, здоровья и имущества населения.
Как установлено судом, участок дороги от железнодорожного переезда и до пересечения с <адрес> д. <адрес>а протяженностью 800 м является единственным выездом из д. Лемешки в <адрес> (центр Большеклочковского сельского поселения, в составе которого находится д. Лемешки) и далее на трассу Иваново-Тейково; каких-либо специальных знаков и ограничений, обозначающих то, что дорога не является дорогой общего пользования и не предназначена для автомобильного транспорта, не установлено, а само по себе то, что дорога находится вне городского округа, не может освободить собственника от обязанности нести бремя содержания принадлежащего ему имущества.
Каких-либо иных доводов и обстоятельств, нуждающихся в дополнительной проверке, кассационная жалоба не содержит.
Нормы материального права при рассмотрении дела применены правильно, нарушений норм процессуального законодательства, влекущих отмену решения суда и определения судебной коллегии, не допущено.
С учетом изложенного, кассационная инстанция не находит оснований для отмены состоявшихся по делу судебных постановлений и удовлетворения кассационной жалобы.
Руководствуясь ст. ст. 379.6, 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Второго кассационного суда общей юрисдикции
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Тейковского районного суда Ивановской области от 15 марта 2023 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Ивановского областного суда от 19 июня 2023 года оставить без изменения, кассационную жалобу Администрации городского округа Тейково Ивановской области - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи