Дело № 33а-2853/2019 Председательствующий в
Категория 19 первой инстанции Калганова С.В.
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
23 июля 2019 года г. Севастополь
Судебная коллегия по административным делам Севастопольского городского суда в составе:
председательствующего Бабича В.В.,
судей Кондрак Н.И., Дудкиной Т.Н.,
при секретаре Михайловой В.Г.,
с участием представителя
заинтересованного лица Стець В.Н.,
рассмотрев в открытом судебном заседании по докладу судьи Кондрак Н.И. административное дело по иску Табулы Егора Алексеевича к призывной комиссии Ленинского муниципального округа г. Севастополя, заинтересованное лицо Военный комиссариат города Севастополя о признании решений незаконными, возложении обязанности совершить определенные действия, по апелляционной жалобе административного истца Табулы Егора Алексеевича на решение Ленинского районного суда г. Севастополя от 16 мая 2019 года, которым в удовлетворении административного иска отказано,
УСТАНОВИЛА:
ДД.ММ.ГГГГ Табула Е.А. обратился в Ленинский районный суд г. Севастополя с административным иском, в котором просил признать незаконным и отменить заключения врача, руководящего работой по медицинскому освидетельствованию граждан, подлежащих призыву на военную службу, признать незаконным решение призывной комиссии Ленинского муниципального округа г. Севастополя о призыве истца на военную службу, возложить на административного ответчика обязанность вынести одно из решений, предусмотренных п. 1 ст. 28 Федерального закона №53-ФЗ от 28.03.1998 года «О воинской обязанности и военной службе».
Решением Ленинского районного суда г. Севастополя от 16 мая 2019 года в удовлетворении административного иска отказано.
Не согласившись с вышеуказанным решением, административный истец подал апелляционную жалобу, в которой просит его отменить как постановленное при неполном исследовании доказательств по делу, постановить новое об удовлетворении иска, указывает, что оснований для отказа в удовлетворении иска не имелось.
В судебном заседании представитель заинтересованного лица против удовлетворения апелляционной жалобы возражала, полагала решение суда законным и обоснованным.
Иные участники процесса в судебное заседание не явились, извещены своевременно и надлежащим образом, вследствие чего определено рассмотреть дело в их отсутствие.
Заслушав судью-докладчика, проверив доводы апелляционной жалобы, изучив материалы дела, судебная коллегия находит апелляционную жалобу подлежащей удовлетворению по следующим основаниям.
Отказывая в удовлетворении административного иска, суд первой инстанции исходил из законности решения призывной комиссии.
С такими выводами соглашается коллегия судей Севастопольского городского суда, указывая следующее.
Частью 1 статьи 218 КАС РФ установлено, что гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
В силу требований пп. «а» п. 1 ст. 22, пп. «а» п. 1 ст. 23 Федерального закона №53-ФЗ от 28.03.1998 года «О воинской обязанности и военной службе» (далее Закон №53-ФЗ), в редакции действовавшей на 10.04.2019 года, призыву на военную службу подлежат граждане мужского пола в возрасте от 18 до 27 лет, состоящие на воинском учете или не состоящие, но обязанные состоять на воинском учете и не пребывающие в запасе (далее - граждане, не пребывающие в запасе).
От призыва на военную службу освобождаются граждане, признанные ограниченно годными к военной службе по состоянию здоровья.
Согласно п. 1 ст. 5.1 Закона №53-ФЗ, граждане, в том числе при призыве на военную службу проходят медицинское освидетельствование врачами-специалистами (терапевтом, хирургом, невропатологом, психиатром, окулистом, оториноларингологом, стоматологом) и в случае необходимости - врачами других специальностей.
В силу ч.ч. 1, 7 ст. 28 Закона №53-ФЗ при призыве на военную службу граждан, не пребывающих в запасе, на призывную комиссию возлагаются обязанности по организации медицинского освидетельствования и профессионального психологического отбора указанных граждан и принятию в отношении их одного из следующих решений:
о призыве на военную службу;
о направлении на альтернативную гражданскую службу;
о предоставлении отсрочки от призыва на военную службу;
об освобождении от призыва на военную службу;
о зачислении в запас;
об освобождении от исполнения воинской обязанности.
Решение (заключение) призывной комиссии может быть обжаловано гражданином в призывную комиссию соответствующего субъекта Российской Федерации в течение трех месяцев со дня принятия обжалуемого решения (вынесения обжалуемого заключения) или в суд. В случае обжалования гражданином решения (заключения) призывной комиссии выполнение этого решения (действие этого заключения) приостанавливается до вынесения решения призывной комиссией соответствующего субъекта Российской Федерации или вступления в законную силу решения суда.
Постановлением Правительства Российской Федерации №565 от 04.07.2013 года утверждено Положение о военно-врачебной экспертизе (далее Положение), которым установлен порядок организации и проведения медицинского освидетельствования граждан, согласно п. 4 которого, Военно-врачебная экспертиза предусматривает проведение обследования и освидетельствования (абзац 1).
При обследовании проводится комплекс диагностических мероприятий, осуществляемых посредством сбора и анализа жалоб гражданина, данных его анамнеза и осмотра, проведения лабораторных, инструментальных, морфологических и иных исследований, предшествующих освидетельствованию в целях, указанных в пункте 1 настоящего Положения (абзац 2 пункта 4).
При освидетельствовании проводятся изучение и оценка состояния здоровья и физического развития граждан на момент проведения экспертизы в целях определения их годности к военной службе (приравненной службе), обучению (военной службе) по конкретным военно-учетным специальностям, обучению (службе) по специальностям в соответствии с занимаемой должностью, решения других вопросов, предусмотренных законодательными и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, настоящим Положением, нормативными правовыми актами Министерства обороны Российской Федерации, других федеральных органов исполнительной власти, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба (приравненная служба), с учетом результатов ранее проведенного обследования и с вынесением письменного заключения (абзац 3 пункта 4).
Заключение военно-врачебной комиссии выносится открытым голосованием простым большинством голосов присутствующих на заседании членов комиссии (пункт 5 Положения).
Годность к военной службе граждан при первоначальной постановке на воинский учет, при призыве на военную службу, граждан, призываемых на военные сборы, граждан, проходящих военные сборы, граждан, поступающих на военную службу по контракту, граждан, поступающих в мобилизационный людской резерв, пребывающих в мобилизационном людском резерве, граждан, поступающих в военно-учебные заведения, военнослужащих и лиц, пребывающих в запасе Вооруженных Сил, определяется в соответствии с требованиями к состоянию здоровья согласно приложению (пункт 6 Положения).
Согласно п. 14 Положения до начала освидетельствования при первоначальной постановке на воинский учет и при призыве на военную службу граждане проходят в медицинских организациях государственной и муниципальной систем здравоохранения следующие обязательные диагностические исследования:
флюорография (рентгенография) легких в 2 проекциях (если она не проводилась или если в медицинских документах отсутствуют сведения о данном исследовании в течение последних 6 месяцев) с обязательным представлением при освидетельствовании флюорограмм (рентгенограмм);
общий (клинический) анализ крови;
общий анализ мочи.
До начала освидетельствования при призыве на военную службу граждане проходят также следующие обязательные диагностические исследования:
электрокардиография в покое;
исследование крови на антитела к вирусу иммунодефицита человека, маркеры гепатита "B" и "C".
Освидетельствование граждан при первоначальной постановке на воинский учет и призыве на военную службу проводят врачи-специалисты: врач-хирург, врач-терапевт, врач-невролог, врач-психиатр, врач-офтальмолог, врач-оториноларинголог, врач-стоматолог и при необходимости - врачи других специальностей. При этом врач-психиатр проводит повторное освидетельствование граждан, у которых по результатам соответствующих психологических (психофизиологических) исследований, выполненных при проведении профессионального психологического отбора, выявлена склонность к девиантному поведению.
Абзацем 2 пункта 16 Порядка установлено, что персональный состав врачей-специалистов, привлекаемых для проведения освидетельствования граждан при призыве на военную службу, согласовывается с руководителями медицинских организаций государственной и муниципальной систем здравоохранения и утверждается председателями призывных комиссий по представлению военного комиссара (военного комиссара муниципального образования (муниципальных образований)). Решением высшего должностного лица субъекта Российской Федерации по представлению военного комиссара назначаются врачи, руководящие работой по освидетельствованию граждан, подлежащих призыву на военную службу.
По результатам освидетельствования граждан при первоначальной постановке на воинский учет и призыве на военную службу врачами, руководящими работой по освидетельствованию граждан, на основании заключений врачей-специалистов дается заключение о годности к военной службе по следующим категориям (п. 18 Положения):
А - годен к военной службе;
Б - годен к военной службе с незначительными ограничениями;
В - ограниченно годен к военной службе;
Г - временно не годен к военной службе;
Д - не годен к военной службе.
В силу абз. 1, 5 п. 8 Положения гражданин может обжаловать вынесенное военно-врачебной комиссией в отношении его заключение в вышестоящую военно-врачебную комиссию или в суд.
При несогласии гражданина с заключением военно-врачебной комиссии, а также с результатом освидетельствования, проведенного в рамках работы призывной комиссии или комиссии по постановке граждан на воинский учет, гражданин имеет право на производство независимой военно-врачебной экспертизы в порядке, установленном Положением о независимой военно-врачебной экспертизе, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ №.
Аналогичные положения содержатся в ч. 6 ст. 61 Федерального закона №323-ФЗ от 21.11.2011 года «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации».
В силу требований п.п. 101-103 Положения, по результатам независимой военно-врачебной экспертизы, произведенной в соответствии с Положением о независимой военно-врачебной экспертизе, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 28 июля 2008 г. N 574, военно-врачебная комиссия назначает проведение контрольного обследования и повторного освидетельствования в порядке, определяемом федеральным органом исполнительной власти, в котором военнослужащий или сотрудник проходит (проходил) военную службу (приравненную службу), если заключение независимой военно-врачебной экспертизы не совпадает по своим выводам с заключением военно-врачебной комиссии.
Военный комиссар (военный комиссар муниципального образования (муниципальных образований)) при получении заключения независимой военно-врачебной экспертизы приобщает его к личному делу призывника и в рамках работы призывной комиссии или комиссии по постановке граждан на воинский учет направляет гражданина в соответствующую комиссию для повторного освидетельствования, если заключение независимой военно-врачебной экспертизы не совпадает по своим выводам с заключением освидетельствования гражданина, проведенного в рамках работы призывной комиссии или комиссии по постановке граждан на воинский учет.
В случае если на момент получения военным комиссаром (военным комиссаром муниципального образования (муниципальных образований)) заключения независимой военно-врачебной экспертизы работа призывной комиссии или комиссии по постановке граждан на воинский учет завершена, заключение независимой военно-врачебной экспертизы рассматривается при освидетельствовании гражданина, проводимом в рамках работы следующей призывной комиссии.
Заключение независимой военно-врачебной экспертизы о признании военнослужащего, проходящего военную службу по призыву, ограниченно годным к военной службе или не годным к военной службе в течение 3 рабочих дней со дня получения военным комиссаром (военным комиссаром муниципального образования (муниципальных образований)) направляется по месту прохождения военнослужащим военной службы для освидетельствования его военно-врачебной комиссией.
Копия заключения независимой военно-врачебной экспертизы подшивается в личное дело призывника.
Из материалов дела усматривается, что административный истец Табула Е.А., ДД.ММ.ГГГГ года рождения состоит на воинском учете в отделе военного комиссариата по Ленинскому району города Севастополя, что подтверждается учетной картой призывника (л.д. 35).
Согласно карты медицинского освидетельствования гражданина, подлежащего призыву на военную службу, ДД.ММ.ГГГГ Табула Е.А. прошел освидетельствование у врачей-специалистов: хирурга, терапевта, психиатра, окулиста, оториноларинголога, стоматолога, невропотолага, дерматолога, которыми истец был признан здоровым, категория годности «А», показатель предназначения «1» (л.д. 37). Административным истцом были сданы необходимые медицинские анализы (л.д. 36).
Решением призывной комиссии Ленинского муниципального округа города Севастополь, оформленным протоколом № (л.д. 49), по результатам проведенного ДД.ММ.ГГГГ медицинского освидетельствования Табула Е.А. был признан годным к военной службе, категория годности А-1, в связи с чем ему была вручена повестка №, в соответствии с которой истец обязан к ДД.ММ.ГГГГ явиться в военный комиссариат Нахимовского и Ленинского районов города Севастополя для отправки к месту прохождения военной службы.
Однако, в указанное в повестке время Табула Е.А. в военный комиссариат не явился, о причинах неявки сотрудников военкомата не уведомил, был вызван по каналам телефонной связи начальником отделения подготовки и призыва граждан на военную службу. Прибыв в военкомат ДД.ММ.ГГГГ Табула Е.А. пояснил, что не прибыл в военкомат в назначенное время в связи с подачей жалобы на решение призывной комиссии. Прибыв ДД.ММ.ГГГГ на сборный пункт военного комиссариата города Севастополя в составе команды призывников, подлежащих отправке к месту прохождения военной службы, Табула Е.А. от прохождения медицинского осмотра отказался, о чем сотрудниками комиссариата был составлен акт, подписанный, в том числе истцом (л.д. 46).
Как верно установлено судом первой инстанции, административным ответчиком при проведении медицинского освидетельствования Табула Е.А., при призыве на военную службу нарушений действующего законодательства допущено не было, заключение военно-врачебной комиссии дано на основании выводов медицинского осмотра истца врачами-специалистами и результатов его медицинских анализов, при этом Табула Е.А., в случае несогласия с заключением военно-врачебной комиссии, вправе пройти независимую военно-врачебную экспертизу, обратившись в соответствующее экспертное учреждение, чего им сделано не было.
Таким образом, суд первой инстанции правильно определил юридически значимые обстоятельства дела, дал надлежащую правовую оценку собранным и исследованным в судебном заседании доказательствам и постановил решение, отвечающее нормам материального права при соблюдении требований процессуального законодательства.
Доводы апелляционной жалобы не свидетельствуют о наличии оснований для отмены обжалуемого решения суда, полностью повторяют доводы административного иска, являвшихся предметом исследования обстоятельств, которым дана надлежащая правовая оценка. Причин для ее удовлетворения не имеется.
Ссылок на какие-либо процессуальные нарушения, являющиеся безусловным основанием для отмены правильного по существу решения суда, апелляционная жалоба не содержит.
Руководствуясь статьями 308-311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Севастопольского городского суда, -
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Ленинского районного суда г. Севастополя от 16 мая 2019 года оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Председательствующий
судьи