УИД: 54RS0002-01-2019-001490-41
Дело № 2-1662/2019
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
27 июня 2019 года г. Новосибирск
Железнодорожный районный суд г. Новосибирска в составе:
председательствующего судьи Козловой Е. А.
при секретаре Волченском А. А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Захариной О. А. к Фоминых Т. И. о взыскании денежных средств с работодателя,
УСТАНОВИЛ:
Захарина О. А. обратилась в суд с исковым заявлением к Фоминых Т. И., в котором (с учетом уточнений от ****) просит взыскать с ответчика компенсацию за отпускные и больничные в размере 99 283 рублей и компенсацию морального вреда за потерю пенсионного стажа в течение пяти лет и бесправное существование в размере 2 000 000 рублей.
В обоснование искового заявления указано, что Захарина О. А. проработала с **** года по **** в организации ИП Фоминых Т. И. в магазине «Камилла» на должности продавца. За весь срок работы истец не была устроена официально, ей не выплачивались больничные и отпускные.
В судебном заседании истец заявленные требования поддержала в полном объеме с аналогичной аргументацией.
Ответчик Фоминых Т. И. в судебное заседание не явилась, о времени и месте судебного разбирательства извещена надлежащим образом, обеспечила явку представителя по доверенности Шаламовой В. А., которая исковые требования не признала в полном объёме, пояснила, что трудовых отношений между истцом и ответчиком не было, с вопросом о трудоустройстве истец к ответчику не обращалась, документы не предоставляла, обязанность по выплате заработной платы истцу отсутствует. Ответчик знает истца: Захарина О. А. выполняла разовые поручения для ИП Фоминых Т. И. Все трудоустроенные работники ИП Фоминых Т. И. получают заработную плату и иные предусмотренные законодательством выплаты.
Выслушав пояснения истца, представителя ответчика, изучив письменные материалы дела, суд приходит к следующему.
В соответствии со статьями 21, 22 Трудового кодекса Российской Федерации работник и работодатель имеют право на заключение, изменение и расторжение трудового договора между собой в порядке и на условиях, которые установлены настоящим Кодексом, иными федеральными законами. При этом работодатель обязан соблюдать трудовое законодательство и иные нормативные правовые акты, содержащие нормы трудового права, локальные нормативные акты, условия коллективного договора, соглашений и трудовых договоров.
Статей 15 ТК РФ установлено, что трудовыми являются отношения, основанные на соглашении между работником и работодателем о личном выполнении работником за плату трудовой функции (работы по должности в соответствии со штатным расписанием, профессии, специальности с указанием квалификации; конкретного вида поручаемой работнику работы), подчинении работника правилам внутреннего трудового распорядка при обеспечении работодателем условий труда, предусмотренных трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами, трудовым договором.
Согласно статье 16 ТК РФ трудовые отношения возникают между работником и работодателем на основании трудового договора, заключаемого ими в соответствии с настоящим Кодексом.
В силу статьи 56 ТК РФ трудовой договор — соглашение между работодателем и работником, в соответствии с которым работодатель обязуется предоставить работнику работу по обусловленной трудовой функции, обеспечить условия труда, предусмотренные трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами и данным соглашением, своевременно и в полном размере выплачивать работнику заработную плату, а работник обязуется лично выполнять определенную этим соглашением трудовую функцию, соблюдать правила внутреннего трудового распорядка, действующие у данного работодателя.
В соответствии со статьей 67 ТК РФ, действующей во взаимосвязи с пунктом 12 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от **** ** «О применения судами Российской Федерации Трудового кодекса Российской Федерации» трудовой договор, не оформленный в письменной форме, считается заключенным, если работник приступил к работе с ведома или по поручению работодателя или его представителя. При фактическом допущении работника к работе работодатель обязан оформить с ним трудовой договор в письменной форме не позднее трех рабочих дней со дня фактического допущения работника к работе.
Согласно разъяснениям, содержащимся в постановлении Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 29.05.2018 № 15 «О применении судами законодательства, регулирующего труд работников, работающих у работодателей – физических лиц и у работодателей – субъектов малого предпринимательства, которые отнесены к микропредприятиям» в целях надлежащей защиты прав и законных интересов работника при разрешении споров по заявлениям работников, работающих у работодателей – физических лиц (являющихся индивидуальными предпринимателями и не являющихся индивидуальными предпринимателями) и у работодателей – субъектов малого предпринимательства, которые отнесены к микропредприятиям, судам следует устанавливать наличие либо отсутствие трудовых отношений между ними.
При этом суды должны не только исходить из наличия (или отсутствия) тех или иных формализованных актов (гражданско-правовых договоров, штатного расписания и т.п.), но и устанавливать, имелись ли в действительности признаки трудовых отношений и трудового договора, указанные в статьях 15 и 56 ТК РФ, был ли фактически осуществлен допуск работника к выполнению трудовой функции.
К характерным признакам трудовых отношений в соответствии со статьями 15 и 56 ТК РФ относятся: достижение сторонами соглашения о личном выполнении работником определенной, заранее обусловленной трудовой функции в интересах, под контролем и управлением работодателя; подчинение работника действующим у работодателя правилам внутреннего трудового распорядка, графику работы (сменности); обеспечение работодателем условий труда; выполнение работником трудовой функции за плату.
О наличии трудовых отношений может свидетельствовать устойчивый и стабильный характер этих отношений, подчиненность и зависимость труда, выполнение работником работы только по определенной специальности, квалификации или должности, наличие дополнительных гарантий работнику, установленных законами, иными нормативными правовыми актами, регулирующими трудовые отношения.
К признакам существования трудового правоотношения также относятся, в частности, выполнение работником работы в соответствии с указаниями работодателя; интегрированность работника в организационную структуру работодателя; признание работодателем таких прав работника, как еженедельные выходные дни и ежегодный отпуск; оплата работодателем расходов, связанных с поездками работника в целях выполнения работы; осуществление периодических выплат работнику, которые являются для него единственным и (или) основным источником доходов; предоставление инструментов, материалов и механизмов работодателем (Рекомендация ** о трудовом правоотношении, принятая Генеральной конференцией Международной организации труда ****).
При разрешении вопроса, имелись ли между сторонами трудовые отношения, суд в силу статей 55, 59 и 60 ГПК РФ вправе принимать любые средства доказывания, предусмотренные процессуальным законодательством.
В силу положений ст. 56 ГПК РФ, содержание которой следует рассматривать в контексте п. 3 ст. 123 Конституции РФ и ст. 12 ГПК РФ, закрепляющих принцип состязательности гражданского судопроизводства и принцип равноправия сторон, каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
В ходе судебного разбирательства истец указала, что с августа 2014 года по **** работала в организации ИП Фоминых Т. И. в магазине «Камилла» на должности продавца.
При этом в качестве ответчика истец указала не ИП Фоминых Т. И., а Фоминых Т. И. как физическое лицо.
Судом предлагалось заменить ответчика Фоминых Т. И. на ИП Фоминых Т. И., однако истец отказалась, подтвердив, что предъявляет требования именно к Фоминых Т. И. как к физическому лицу.
Тем не менее, судом проанализированы материалы дела и на предмет наличия трудовых отношений между Захариной О. А. и ИП Фоминых Т. И.
Представленные копии графика работы ИП Фоминых Т. И. (л.д. 5), свидетельства о государственной регистрации Фоминых Т. И. в качестве индивидуального предпринимателя (л.д. 6), обложки книги отзывов и предложений не могут служить надлежащими доказательствами наличия трудовых отношений между истцом и ответчиком или ИП Фоминых Т. И., так как такие копии мог сделать любой посетитель магазина.
Копии записей в тетради о товарах с артикулами и стоимостью с записями «14 000 з/п», «5 600», «О.» (л.д. 8-9) также не содержат необходимых признаков трудовых отношений, сложившихся между истцом и ответчиком либо ИП Фоминых Т. И.
Представленная истцом видеозапись, на которой запечатлено, что Захарина О. А. находится за прилавком киоска, имеет доступ к товару, кассе, журналу учёта продаж, также сама по себе не может свидетельствовать об устойчивом и стабильном характере отношений между истцом и ответчиком.
Из представленных истцом доказательств только копия отчета о закрытии смены может свидетельствовать о том, что Захарина О. А. в качестве кассира производила операции в магазине «Камилла» у ИП Фоминых Т. И. (л.д. 11). Однако данный документ подтверждает лишь то, что Захарина О. А. находилась на рабочем месте кассира один день ****. В то время как для признания отношений трудовыми необходимо наличие признаков устойчивости и стабильности таких отношений.
Суд отмечает, что для подтверждения своих доводов истец не представила ни прямых доказательств возникновения трудовых отношений с ответчиком (трудовой договор, гражданско-правовой договор, штатное расписание), но и косвенных, совокупность которых могла быть подтвердить наличие трудовых отношений с Фоминых Т. И., например, журнал регистрации прихода-ухода работников на работу; документы кадровой деятельности работодателя: графики работы (сменности), графики отпусков, документы о направлении работника в командировку, о возложении на работника обязанностей по обеспечению пожарной безопасности, договор о полной материальной ответственности работника; расчетные листы о начислении заработной платы, ведомости выдачи денежных средств, сведения о перечислении денежных средств на банковскую карту работника; документы хозяйственной деятельности работодателя: заполняемые или подписываемые работником товарные накладные, счета-фактуры, копии кассовых книг о полученной выручке, акты о выполненных работах, журнал посетителей, переписка сторон спора, в том числе по электронной почте; документы по охране труда, как то: журнал регистрации и проведения инструктажа на рабочем месте, удостоверения о проверке знаний требований охраны труда, направление работника на медицинский осмотр, акт медицинского осмотра работника, карта специальной оценки условий труда.
Судом предлагалось истцу предоставить необходимые доказательства, в том числе обеспечить явку свидетелей, что истцом было проигнорировано.
Таким образом, судом не усматривается наличия в отношениях между истцом и ответчиком признаков трудовых, в том числе достижения сторонами соглашения о личном выполнении работником определенной, заранее обусловленной трудовой функции в интересах, под контролем и управлением работодателя; подчинения работника действующим у работодателя правилам внутреннего трудового распорядка, графику работы (сменности); обеспечения работодателем условий труда; выполнения работником трудовой функции за плату.
Также в материалах дела отсутствуют сведения об устойчивом и стабильном характере отношений между истцом и ответчиком, подчиненности и зависимости труда, выполнении истцом работы только по определенной специальности, квалификации или должности, наличии дополнительных гарантий работнику, установленных законами, иными нормативными правовыми актами, регулирующими трудовые отношения.
Не нашли своего подтверждение в ходе судебного разбирательства и иные признаки существования трудового правоотношения, в частности, выполнение истцом работы в соответствии с указаниями ответчика; интегрированность истца в организационную структуру работодателя-ответчика; признание ответчиком таких прав истца, как еженедельные выходные дни и ежегодный отпуск; оплата ответчиком расходов, связанных с поездками истца в целях выполнения работы; осуществление периодических выплат истцу, которые являются для него единственным и (или) основным источником доходов; предоставление инструментов, материалов и механизмов ответчиком.
Кроме того, истец обращалась за защитой своих трудовых прав в Государственную инспекцию труда в ***. В ответе от **** инспекция сообщила истцу, что работодателя истца установить не представляется возможным, истцу необходимо направить повторное заявление с указанием наименования и места регистрации работодателя с указанием ИНН, если с истцом был заключен гражданско-правовой договор и отсутствует заключенный трудовой договор, то она вправе обратиться в суд для установления факта трудовых отношений (л.д. 28-31).
Таким образом, достоверных, допустимых и относимых доказательств возникновения между истцом и ответчиком трудовых отношений суду не представлено, в связи с чем отсутствуют основания для взыскания с ответчика в пользу истца компенсации за отпускные и больничные в размере 99 283 рублей и компенсации морального вреда за потерю пенсионного стажа в течение пяти лет и бесправное существование в размере 2 000 000 рублей.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
В удовлетворении исковых требований отказать.
Решение может быть обжаловано в Новосибирский областной суд через Железнодорожный районный суд *** в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Судья Е. А. Козлова
Решение в окончательной форме принято ****