Решение по делу № 2-126/2016 (2-3116/2015;) от 18.11.2015

Копия по делу Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

ДД.ММ.ГГГГ Егорьевский городской суд <адрес> в составе председательствующего федерального судьи Третьяковой Л.А., при секретаре судебного заседания ФИО2, рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Полякова В.Н. к Министерству социальной защиты населения <адрес>, Егорьевскому управлению социальной защиты населения, ГУ МЧС России о назначении меры социальной поддержки,

установил:

Поляков В.Н. обратился в суд с иском, согласно которому (с учетом уточнений) просит установить факт получения дозы облучения в размере <данные изъяты> вследствие ядерных испытаний <адрес>; обязать ГУ МЧС России выдать истцу удостоверение как гражданину, подвергшемуся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний <адрес>; обязать Министерство социальной защиты населения <адрес> назначить меры социальной поддержки Полякову В.Н. как гражданину, подвергшемуся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний <адрес>.

Поляков В.Н. в судебном заседании свои требования поддержал и пояснил, что получил суммарную эффективную дозу облучения свыше <данные изъяты>, а именно <данные изъяты>) вследствие ядерных испытаний <адрес>, что подтверждается цитогенетическим исследованием клеток крови от ДД.ММ.ГГГГ ФГБУ «Российский научный центр рентгенорадиологии».

Представитель ответчиков Министерства социальной защиты населения <адрес>, Егорьевского управления социальной защиты населения по доверенности ФИО3 в судебном заседании иск не признала и пояснила, что <адрес>, где проживал истец в период времени с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ и с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ не входит в утвержденные Правительством РФ перечни населенных пунктов, подвергшихся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний <адрес>. Расчет дозы облучения, полученной от деятельности <адрес>, проводится в соответствии с методическими указаниями «Определение суммарных (накопленных) доз облучения лиц из населения, подвергшихся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на <адрес>. Проведение данной экспертизы возложено на МЧС России. Выдача заключений осуществляется исключительно Краевым государственным бюджетным учреждением «Научно-исследовательский институт региональных медико-биологических проблем».

Представитель ГУ МЧС России в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом о времени и месте судебного заседания.

Выслушав стороны, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.

Конституция Российской Федерации устанавливает право каждого на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением (статья 42), а также право каждого на возмещение государством вреда, причиненного незаконными действиями (или бездействием) органов государственной власти или их должностных лиц (статья 53). Этим конституционным положениям корреспондирует конституционная обязанность государства по защите прав и свобод человека и гражданина (статьи 2 и 18 Конституции Российской Федерации), в том числе по возмещению вреда лицам, пострадавшим от чрезвычайных радиационных ситуаций природного и техногенного характера.

Как вытекает из правовой позиции, сформулированной Конституционным Судом Российской Федерации применительно к возмещению вреда лицам, подвергшимся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, основаниями для выполнения государством конституционной обязанности по возмещению вреда перед конкретным лицом являются факт причинения ему вреда и наличие причинно-следственной связи между наступлением неблагоприятных последствий для его здоровья или имущества и соответствующей чрезвычайной ситуацией. Факт причинения вреда здоровью граждан, которые оказались в зоне влияния радиационного излучения и других неблагоприятных факторов, возникших вследствие чернобыльской катастрофы, обусловливает возникновение конституционно-правовых отношений по поводу возмещения вреда между государством, с деятельностью которого в сфере ядерной энергетики было связано причинение вреда, и гражданами.

Приведенная правовая позиция сохраняет свою силу и имеет общее значение для характеристики отношений, возникающих в связи с причинением радиационного вреда вследствие деятельности государства. Вместе с тем условия и порядок реализации государством названной обязанности, включая процедуры назначения и определения размера компенсационных выплат, формы социальной поддержки пострадавших лиц и их дифференциацию, в частности в зависимости от объема вреда, определяются федеральным законодателем, который при реализации своих дискреционных полномочий во всяком случае не должен ставить под сомнение право пострадавших на получение возмещения вреда и призван стремиться к обеспечению такого возмещения в полном объеме.

В соответствии со статьей 1 Федерального закона "О социальных гарантиях гражданам, подвергшимся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне" установленные данным Федеральным законом меры социальной поддержки гарантируются гражданам, которые проживали в 1949 - 1963 годах в населенных пунктах на территории Российской Федерации и за ее пределами, включенных в утверждаемые Правительством Российской Федерации перечни населенных пунктов, подвергшихся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на <адрес>, и которые получили суммарную (накопленную) эффективную дозу облучения более <данные изъяты>

Как следует из названного законоположения - с учетом целевого предназначения данного Федерального закона, выраженного в его преамбуле, - меры социальной поддержки, направленные на возмещение вреда, причиненного радиационным воздействием вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне, должны быть обеспечены каждому лицу, суммарная (эффективная) доза облучения которого вследствие этих ядерных испытаний превышает определенное федеральным законодателем пороговое значение в <данные изъяты> при том что проживание лица в ДД.ММ.ГГГГ годах в одном из населенных пунктов, подвергшихся радиационному воздействию, является формальным подтверждением наличия такого вреда и что в определяемый Правительством Российской Федерации перечень населенных пунктов, подвергшихся радиационному воздействию, подлежит включению каждый из таких населенных пунктов.

Таким образом, субъектом индивидуального конституционного права на возмещение причиненного государством вреда здоровью, реализуемого в порядке, предусмотренном Федеральным законом "О социальных гарантиях гражданам, подвергшимся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне", является лицо, пострадавшее при проведении ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне; данный статус лица определяется с учетом положений Конституции Российской Федерации объективными обстоятельствами, получившими документальное подтверждение и свидетельствующими об определенном объеме вреда, причиненного в результате проведения соответствующих ядерных испытаний; поэтому само по себе невключение населенного пункта, в котором гражданин подвергся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне, в установленный Правительством Российской Федерации перечень не может быть основанием для отказа в предоставлении мер социальной поддержки.

Из этого исходит и Федеральный закон от ДД.ММ.ГГГГ "О радиационной безопасности населения", который предусматривает, что граждане имеют право на радиационную безопасность, а в случае нарушения указанного права гражданам гарантируется предоставление мер социальной поддержки, т.е. возмещение вреда, причиненного их жизни и здоровью, и причиненных им убытков (статьи 22, 25 и 26). С учетом указанных законоположений в системном истолковании со статьей 2 действовавшего на тот момент Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ "О социальной защите граждан, подвергшихся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на <адрес>", определявшей льготы и компенсации гражданам, получившим в периоды радиационного воздействия суммарную (накопленную) эффективную дозу облучения, превышающую <адрес> Конституционный Суд Российской Федерации в Определении от ДД.ММ.ГГГГ N 197-О пришел к выводу, что суды общей юрисдикции вправе решить вопрос о предоставлении льгот и компенсаций лицам, чьи права на радиационную безопасность, а также на возмещение ущерба вследствие радиационных аварий оказались нарушенными.

Таким образом, часть первая статьи 1 Федерального закона "О социальных гарантиях гражданам, подвергшимся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне" по своему конституционно-правовому смыслу в системе действующего правового регулирования не может рассматриваться как исключающая предоставление предусмотренных данным Федеральным законом мер социальной поддержки гражданам, которые получили суммарную (накопленную) дозу облучения свыше 5 сЗв (бэр) вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне ДД.ММ.ГГГГ и ДД.ММ.ГГГГ, проживая в населенном пункте, который не включен Правительством Российской Федерации в соответствующий перечень.

При этом вопрос о возможности предоставления указанных мер социальной поддержки в случае, если настаивающий на их получении гражданин не проживал в населенном пункте, включенном Правительством Российской Федерации в перечень населенных пунктов, подвергшихся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на <адрес>, вправе разрешить суды общей юрисдикции в зависимости от фактических обстоятельств, подтверждающих либо опровергающих получение соответствующим лицом суммарной (накопленной) эффективной дозы облучения свыше <данные изъяты>) вследствие проведения ядерных испытаний на <адрес>.

Судом установлено, что Поляков В.Н. родился ДД.ММ.ГГГГ в <адрес>.

Согласно справке Главного Управления труда и социальной защиты населения <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ, согласно закону Республики Казахстан «О социальной защите граждан, пострадавших вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском испытательном ядерном полигоне » от ДД.ММ.ГГГГ, проживал : <адрес>, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ и с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, которое относится к зоне повышенного радиационного риска с дозой воздействия на население в период ядерных испытаний с ДД.ММ.ГГГГ <адрес> денежная компенсация ему не выплачивалась. Справка дана на основании экологического удостоверения от ДД.ММ.ГГГГ

Согласно архивной справке от ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 работал на Ульбинском металлургическом заводе (АО «УМЗ» ) с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ водителем. АО «УМЗ» находится в <адрес>.

Решением Егорьевского городского суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ, вступившим в законную силу, установлен факт получения ФИО1 суммарной (накопленной) дозы облучения свыше <данные изъяты> вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне.

Судом установлено, что истец получил суммарную эффективную дозу облучения свыше <данные изъяты> а именно <данные изъяты>) вследствие ядерных испытаний <адрес>, что подтверждается цитогенетическим исследованием клеток крови от ДД.ММ.ГГГГ ФГБУ «Российский научный центр рентгенорадиологии». Доза рассчитана с учетом возраста (л.д. 36).

Судом была назначена экспертиза в КГБУ НИИ региональных медико-экологических проблем, <адрес>. Однако дело было возвращено без экспертного заключения. Согласно письму КГБУ НИИ РМЭП от ДД.ММ.ГГГГ ДД.ММ.ГГГГ истек срок действия Государственного контракта от ДД.ММ.ГГГГ по выполнению работы «Обеспечение деятельности по определению суммарных (эффективных) доз облучения граждан, подвергшихся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне», пункт организационно-финансового плана МЧС России реализации целевой программы «Преодоление последствий радиационных аварий на период ДД.ММ.ГГГГ», заключенного между ГУМЧС России по <адрес> и КГБУ НИИ РМЭП. На последующее время МЧС России не разместило заказ на выполнение работы для государственных нужд «Обеспечение деятельности по определению суммарных (эффективных) доз облучения граждан, подвергшихся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне». Институт не является по роду своей деятельности государственным экспертным учреждением. Институт более не наделен компетенцией по расчету суммарных (эффективных) доз облучения граждан, подвергшихся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне.

При таких обстоятельствах, учитывая все имеющиеся в деле доказательства в их совокупности, суд считает возможным удовлетворить требования истца в полном объеме, поскольку он представил доказательства получения им суммарной (накопленной) эффективной дозы облучения в размере <данные изъяты>) вследствие ядерных испытаний на Семипалатинской полигоне. При указанных обстоятельствах суд признает право истца на получение им мер социальной поддержки как гражданину, подвергшемуся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне.

На основании изложенного и, руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд

решил:

иск удовлетворить.

Установить факт получения Поляковым В.Н. суммарной (накопленной) эффективной дозы облучения в размере <данные изъяты> вследствие ядерных испытаний на Семипалатинской полигоне.

Обязать ГУ МЧС России выдать Полякову В.Н. удостоверение как гражданину, подвергшемуся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне.

Обязать Министерство социальной защиты населения <адрес> назначить меры социальной поддержки Полякову В.Н. как гражданину, подвергшемуся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне.

Решение может быть обжаловано в Московский областной суд через Егорьевский городской суд в течение месяца.

Федеральный судья подпись Третьякова Л.А.

2-126/2016 (2-3116/2015;)

Категория:
Гражданские
Истцы
Поляков В.Н.
Ответчики
Егорьевское управление социальной защиты населения Министерства социальной защиты населения МО
МЧС России
Министерство социальной защиты населения Московской области
Суд
Егорьевский городской суд Московской области
Дело на сайте суда
egorievsk.mo.sudrf.ru
18.11.2015Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
18.11.2015Передача материалов судье
20.11.2015Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
20.11.2015Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
20.11.2015Вынесено определение о назначении предварительного судебного заседания
08.12.2015Предварительное судебное заседание
16.12.2015Судебное заседание
26.01.2016Судебное заседание
11.02.2016Судебное заседание
15.02.2016Судебное заседание
17.05.2016Производство по делу возобновлено
27.05.2016Судебное заседание
31.05.2016Судебное заседание
09.06.2016Судебное заседание
14.06.2016Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее