Судья Криндаль Т.В. Дело № 33-4368/2018 А-043г
КРАСНОЯРСКИЙ КРАЕВОЙ СУД
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
04 апреля 2018 года Судебная коллегия по гражданским делам Красноярского краевого суда в составе
председательствующего: Баимовой И.А.,
судей Охременко О.В., Корчинской И.Г.,
с участием прокурора прокуратуры Красноярского края: Андреевой А.Г.,
при секретаре Устюговой А.В.,
рассмотрела в открытом судебном заседании по докладу судьи Баимовой И.А.
гражданское дело по иску прокурора Каратузского района в интересах Аксеновой Светланы Леонидовны к муниципальному бюджетному образовательному учреждению «Каратузская средняя общеобразовательная школа им. Героя Советского Союза Е.Ф. Трофимова» о взыскании заработной платы,
по апелляционной жалобе представителя ответчика администрации Каратузского района Дэка Э.В.,
на решение Каратузского районного суда Красноярского края от 07 февраля 2018 года, которым постановлено:
«Исковые требования прокурора Каратузского района удовлетворить, взыскать с муниципального бюджетного образовательного учреждения «Каратузская средняя общеобразовательная школа им. Героя Советского Союза Е.Ф. Трофимова» в пользу Аксеновой Светланы Леонидовны недоначисленную заработную плату за период с января по декабрь 2017 года, в размере 59875 (пятьдесят восемь тысяч восемьсот семьдесят пять) рублей 02 копейки.
Взыскать с муниципального бюджетного образовательного «Каратузская средняя общеобразовательная школа им. Героя Советского Союза Е.Ф. Трофимова» государственную пошлину в доход местного бюджета в размере 1996 (одну тысячу девятьсот девяносто шесть) рублей»
Заслушав докладчика и прокурора, судебная коллегия,
УСТАНОВИЛА:
Прокурор Каратузского района в интересах Аксеновой С.Л. обратился с иском к МБОУ «Каратузская средняя общеобразовательная школа им.Героя Советского Союза Е.Ф. Трофимова» о взыскании заработной платы.
Требования мотивированы тем, что истец работает в указанном образовательном учреждении в должности <данные изъяты>. Размер заработной платы истца в период с января по декабрь 2017г. с учетом нормы рабочего времени составил менее установленной на территории Красноярского края минимальной заработной платы в размере 10592 рубля, на которую в последующем подлежат начислению северная надбавка в размере 30% и районный коэффициент в размере 30 %. В связи с чем, просит, с учетом уточнения взыскать в пользу истца с ответчика недоначисленную заработную плату в размере 59875,02 руб.
Судом постановлено приведенное выше решение.
В апелляционной жалобе представитель ответчика Администрации Каратузского района Дэка Э.В. просит отменить решение суда, ссылаясь на неправильное применение судом норм материального права.
Признав возможным рассматривать дело в отсутствие не явившихся лиц, участвующих в деле, извещенных о месте, дате и времени его рассмотрения, проверив материалы дела, решение суда в соответствии с ч. 1 ст. 327.1 ГПК РФ в пределах доводов апелляционной жалобы, выслушав прокурора, полагавшего решение суда, подлежащим изменению, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
Как следует из материалов дела и правильно установлено судом, Аксенова С.Л. состоит в трудовых отношениях с МБОУ «Каратузская средняя общеобразовательная школа им. Героя Советского Союза Е.Ф.Трофимова» в должности <данные изъяты>, с 18.11.2017 переведена на 0,75 ставки по указанной должности.
Суд первой инстанции, разрешая исковые требования, пришел к обоснованному выводу о том, что работодатель имеет задолженность перед Аксеновой С.Л. по начислению и выплате заработной платы за спорный период, поскольку заработная плата ей выплачивалась в размере, не соответствующем требованиям о минимальном размере оплаты труда. При этом суд правомерно исходил из системного толкования положений ч.1 ст.129, ч.3 ст.133, ст.133.1 ТК РФ, в соответствии с которыми месячная заработная плата работника, полностью отработавшего за этот период норму рабочего времени и выполнившего нормы труда (трудовые обязанности), не может быть ниже минимального размера оплаты труда. Трудовым законодательством допускается установление окладов (тарифных ставок), как составных частей заработной платы работников, в размере меньше минимального размера оплаты труда при условии, что их заработная плата, включающая в себя элементы системы оплаты труда, будет не меньше установленного законом минимального размера оплаты труда.
Согласно ст.1 Федерального закона от 19 июня 2000г. №82-ФЗ «О минимальном размере оплаты труда» (в редакции федеральных законов от 02.06.2016 N 164-ФЗ, от 19.12.2016 N 460-ФЗ) минимальный размер оплаты труда с 01 июля 2016г. установлен в сумме 7 500 руб., а с 01 июля 2017г. - 7 800 руб. в месяц.
Постановлением Администрации Красноярского края от 24 апреля 1992г. №160-г «Об установлении районного коэффициента к заработной плате» с 01 апреля 1992г. размер районного коэффициента к заработной плате работников бюджетных учреждений, финансируемых из бюджета Красноярского края, определен в размере 1,30.
На основании Постановления Министерства труда РФ № 49 от 11 сентября 1995г. в южных районах Красноярского края, на территории которых применяются коэффициенты, работающим в местностях с неблагоприятными природно-климатическими условиями, начисляется 30-процентная надбавка к заработной плате.
Согласно пункту 4.2 Постановления Конституционного Суда РФ от 07 декабря 2017г. №38-П минимальный размер оплаты труда должен быть обеспечен всем работающим по трудовому договору, т.е. является общей гарантией, предоставляемой работникам независимо от того, в какой местности осуществляется трудовая деятельность; в соответствии с частью первой статьи 133 Трудового кодекса Российской Федерации величина минимального размера оплаты труда устанавливается одновременно на всей территории Российской Федерации, т.е. без учета природно-климатических условий различных регионов страны.
Следовательно, повышенная оплата труда в связи с работой в особых климатических условиях должна производиться после определения размера заработной платы и выполнения конституционного требования об обеспечении минимального размера оплаты труда, а значит, районный коэффициент (коэффициент) и процентная надбавка, начисляемые в связи с работой в местностях с особыми климатическими условиями, в том числе в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, не могут включаться в состав минимального размера оплаты труда.
Поглощение выплат, специально установленных для возмещения дополнительных материальных и физиологических затрат работников, связанных с климатическими условиями, минимальным размером оплаты труда, по существу, приводило бы к искажению правовой природы как этой гарантии, так и самих указанных выплат, что недопустимо в силу предписаний статьи 37 (часть 3) Конституции Российской Федерации и принципов правового регулирования трудовых правоотношений.
В этой связи судебная коллегия считает несостоятельными доводы апелляционной жалобы о том, что право работника, осуществляющего трудовую деятельность в особых климатических условиях, не может считаться нарушенным в тех случаях, когда размер его заработной платы с учетом включения в ее состав районного коэффициента и процентной надбавки составляет не менее минимального размера оплаты труда, поскольку они основаны на неверном толковании норм материального права.
Также не обоснованы доводы жалобы о том, что выявленный в Постановлении Конституционного Суда РФ конституционно-правовой смысл отдельных положений трудового законодательства является обязательным только с 07 декабря 2017г.
В силу п.12 ст.75 Федерального конституционного закона от 21 июля 1994г. №1-ФКЗ «О Конституционном Суде Российской Федерации» в постановлении Конституционного Суда Российской Федерации в зависимости от характера рассматриваемого вопроса и применительно к конкретным правоотношениям может быть определен порядок его вступления в силу, а также порядок, сроки и особенности исполнения.
В случае, когда в решении Конституционного Суда Российской Федерации порядок вступления в силу, сроки и особенности его исполнения специально не оговорены, действует общий порядок, предусмотренный названным Федеральным конституционным законом.
Конституционный Суд Российской Федерации специально не оговаривал порядок вступления в силу и сроки исполнения Постановления от 7 декабря 2017г. №38-П, а потому в соответствии с частью первой статьи 79 названного Федерального конституционного закона оно вступило в силу с момента провозглашения. Из его содержания прямо следует, что начиная с этой даты при установлении (исчислении) минимального размера оплаты труда (минимальной заработной платы в субъекте Российской Федерации) в него не могут включаться районные коэффициенты (коэффициенты) и процентные надбавки, начисляемые в связи с работой в местностях с особыми климатическими условиями, в том числе в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях.
В то же время, если по состоянию на 7 декабря 2017 года в производстве судов общей юрисдикции находились дела по требованиям лиц, не являвшихся заявителями в деле о проверке конституционности положений статьи 129, частей первой и третьей статьи 133, частей первой, второй, третьей четвертой и одиннадцатой статьи 133.1 Трудового кодекса Российской Федерации, об исчислении заработной платы в размере минимального размера оплаты труда без учета районного коэффициента и процентных надбавок и решения судов первой инстанции по ним не были вынесены или не вступили в силу на эту дату, отказ судов первой или апелляционной инстанции после провозглашения Постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 7 декабря 2017г. №38-П в удовлетворении требований заявителей на основании указанных законоположений в истолковании, расходящемся с их конституционно-правовым смыслом, выявленным Конституционным Судом Российской Федерации в этом Постановлении, недопустим в силу правовых позиций, изложенных в Постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 8 ноября 2012г. №25-П, а соответствующие судебные решения подлежат пересмотру в установленном порядке, если для этого нет иных препятствий (Определение Конституционного Суда РФ от 27 февраля 2018г. № 252-О-Р).
При указанных обстоятельствах оснований для отмены решения суда по доводам апелляционной жалобы не имеется.
Вместе с тем, судебная коллегия не может согласиться с определенным судом размером подлежащей взысканию суммы задолженности по заработной плате, так как расчет суммы задолженности произведен судом неверно. Кроме того, судебная коллегия считает ошибочным вывод суда о применении районного коэффициента и процентной надбавки к минимальному размеру оплаты труда, установленному Региональным соглашением о минимальной заработной плате в Красноярском крае от 23 декабря 2016г., т.к. в соответствии с правовым регулированием районный коэффициент (коэффициент) и процентная надбавка, начисляемые в связи с работой в местностях с особыми климатическими условиями, в том числе в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, начисляются на установленный федеральным законом минимальный размер оплаты труда. В силу п. 1.2. вышеуказанного Регионального соглашения, установленный в период с 1 января 2017г. по 31 декабря 2017г. минимальный уровень заработной платы, диференцированный по группам территорий Красноярского края, включает в себя компенсационные выплаты, в том числе выплаты за работу в местностях с особыми климатическими условиями. Вместе с тем, установленный Региональным соглашением минимальный размер оплаты труда в территориях края не в полной мере обеспечивал уровень гарантий, установленный положениями положений ч.1 ст.129, ч.3 ст.133, ст.133.1 ТК РФ.
При таких обстоятельствах судебная коллегия считает необходимым изменить решение суда и взыскать с ответчика задолженность по заработной плате в размере 14984,45 руб., исходя из следующего расчета.
Минимальный размер оплаты труда с 01 января 2017г. по 30 июня 2017г. составляет 7 500 руб., а с 01 июля 2017г. по 31 декабря 2017г. – 7 800 руб. в месяц.
С учетом районного коэффициента 1,3, установленного на территории Каратузского района, процентной надбавки за стаж в размере 30% минимальный размер оплаты труда в указанные периоды составит: 7 500 руб. х 1,6 = 12 000 руб., 7 800 руб. х 1,6 = 12 480 руб.
Работодателем фактически начислено за период с января по май 2017г. по 10 592 руб. в месяц, за июнь 2017г. – 20489,64 руб., из которых 11592,36 руб. – оплата очередного отпуска, за август 2017г. – 10199,70 руб., за сентябрь 2017г. – 5703,38 руб., за октябрь 2017г. – 10592 руб., за ноябрь 2017г. – 3495,36 руб., за декабрь 2017г. – 7944 руб.
Сумма задолженности по заработной плате составит:
- за январь – май 2017г.: (12 000 руб. - 10 592 руб.) х 5 месяцев = 7040 руб.,
- за июнь 2017г.: 12 000 руб. / 25 дней х 21 день = 10 080 руб. - 8 897,28 руб. = 1 182,72 руб.
- за август 2017г.: 12 480 руб. / 27 дней х 26 дней = 12017,77 руб. – 10199,70 руб. = 1 818,07 руб.
- за сентябрь 2017г.: 12480/ 26 х 14 дней = 6720 руб. – 5703,38 руб. = 1016,62 руб.
- за октябрь 2017г.: 12480-10592 = 1888 руб.
- за ноябрь 2017г.: 9360 / 25 х 11 = 4118,40 руб. – 3945,36 руб. = 623,04 руб.
- за декабрь 2017г.: 9360-7944 = 1416 руб.
Таким образом, общая сумма задолженности по заработной плате составит 14984,45 руб. (7040 руб. + 1182,72 руб. + 1818,07 руб. + 1016,62 руб. + 1888 руб. + 623,04 руб. + 1416 руб.).
В связи с изменением решения суда в указанной части подлежит изменению и размер государственной пошлины, подлежащей взысканию с ответчика в доход местного бюджета, исходя из следующего расчета, предусмотренного п. 1 ч. 1 ст. 333.19 НК РФ: 14984,45 руб. / 100 % х 4% = 599,38 руб.
На основании изложенного, руководствуясь ст.328 ГПК РФ, судебная коллегия
О П Р Е Д Е Л И Л А :
Решение Каратузского районного суда Красноярского края от 07 февраля 2018г. изменить, взыскав с Муниципального бюджетного образовательного учреждения «Каратузская средняя общеобразовательная школа им. Героя Советского Союза Е.Ф.Трофимова» в пользу Аксеновой Светланы Леонидовны недоначисленную заработную плату в размере 14984,45 руб. и государственную пошлину в доход местного бюджета в размере 599,38 руб.
Председательствующий:
Судьи: