Решение по делу № 2-144/2022 от 02.03.2022

УИД 29RS0004-01-2022-000161-36

Дело № 2-144/2022

                                   06 июня 2022 года

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

Виноградовский районный суд Архангельской области в составе председательствующего судьи Якивчука С.В.,

при секретаре судебного заседания Мухряковой И.С.,с участием помощника прокурора Шенкурского района Архангельской области Румянцевой И.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Шенкурского района Архангельской области в интересах неопределенного круга лиц и Российской Федерации к индивидуальному предпринимателю Носницыну Н.В. об обязании устранить нарушения законодательства по охране и защите лесов,

установил:

прокурор Шенкурского района Архангельской области в интересах неопределенного круга лиц и Российской Федерацииобратился в суд с иском к ответчику о возложении обязанности в течение шести месяцев с момента вступления решения суда в законную силу произвести очистку лесного участка от загрязнения путем ликвидации несанкционированной свалки отходов, расположенной <данные изъяты> Шелашского участкового лесничества, участок <данные изъяты> (географические координаты <данные изъяты>").

Свои требования мотивирует тем, что прокуратурой района проведен анализ исполнения природоохранного законодательства при использовании земель лесного фонда, в результате которого установлено, что на территории лесного участка с вышеуказанными координатами на землях лесного фонда расположена свалка твердых бытовых отходов на площади 0,5 га. Согласно договору аренды лесных участков от ДД.ММ.ГГГГ , с учетом внесенных в него изменений и дополнений от ДД.ММ.ГГГГ, ответчику перешли права и обязанности арендатора Н.Т.М. по аренде лесных участков, находящихся на землях лесного фонда, в том числе в <данные изъяты> Шелашского участкового лесничества, участок <данные изъяты> В рамках лесного законодательства на арендаторов земельных участков возложена обязанность по проведению мероприятий по защите земель, в том числе от загрязнения отходами производства и потребления. Загрязнение лесов отходами производства и потребления не допускается. С учетом уточнения исковых требований прокурор указал, что по результатам осмотра участка лесного фонда в квартале выделах участка Шелашского участкового лесничества Шенкурского лесничества на площади 0,51 га расположена несанкционированная свалка отходов (координаты: <данные изъяты>). С учетом того, что Носницыну Н.В. перешли права и обязанности арендатора Н.Т.М. по аренде лесных участков, в том числе в квартале Шелашского участкового лесничества, прокурор просил удовлетворить исковые требования с учетом их уточнения - обязать ответчика в течение шести месяцев с момента вступления решения суда в законную силу произвести очистку лесного участка от загрязнения путем ликвидации несанкционированной свалки отходов, расположенной в квартале выделах Шелашского участкового лесничества Шенкурского лесничества на площади 0,51 га расположена несанкционированная свалка отходов (координаты: <данные изъяты>

В судебном заседании помощник прокурора Шенкурского района Румянцева И.В. исковые требования с учетом их уточнения поддержала, по доводам, изложенным в исковом заявлении.

Ответчик Носницын Н.В. в судебном заседании с уточненными исковыми требованиями не согласился. Полагал, что ответственным за ликвидацию несанкционированной свалки является администрация МО «Усть-Паденьгское», ранее выделившая земельный участок в карьере <данные изъяты> под свалку, еще до заключения договора аренды.

Третьи лица Министерство природных ресурсов и лесопромышленного комплекса Архангельской области, ГКУ АО «Шенкурское лесничество» и администрация МО «Усть-Паденьгское» в судебное заседание представителей не направили, о времени и месте судебного разбирательства извещены надлежащим образом, что подтверждается почтовыми уведомлениями о вручении судебных повесток. Заявлений и ходатайств от третьих лиц не поступило.

Ранее представитель Министерства природных ресурсов и лесопромышленного комплекса Архангельской области М.А.В. представил отзыв на иск, в котором указал на обязанность законного владельца земельного участка лесного фонда проводить мероприятия по защите земель от загрязнения отходами производства и потребления.

Суд, заслушав помощника прокурора Шенкурского района Румянцеву И.В., ответчика Носницына Н.В., исследовав письменные материалы дела, пришел к следующему.

В соответствии со статьями 42, 58 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, а также обязан охранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам.

Учитывая ценность природных ресурсов для нынешнего и будущих поколений, соединенных общей судьбой на своей земле (преамбула Конституции Российской Федерации), правовое регулирование вопросов включения земли и лесов (земельных и лесных участков) в гражданский оборот должно основываться на принципе приоритета публичных интересов, предполагающем, в частности, обеспечение сохранности данных ресурсов и возложение законодателем соответствующих обязанностей на субъектов хозяйственной деятельности, их использующих.

В силу подпункта 1 пункта 1 статьи 8 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) гражданские права и обязанности возникают из договоров и иных сделок, предусмотренных законом, а также из договоров и иных сделок, хотя и не предусмотренных законом, но не противоречащих ему.

Согласно части 1 статьи 9 Лесного кодекса Российской Федерации (далее - ЛК РФ) право постоянного (бессрочного) пользования лесным участком, находящимся в государственной или муниципальной собственности, право безвозмездного пользования таким лесным участком, а также право аренды такого лесного участка возникает и прекращается по основаниям и в порядке, которые предусмотрены гражданским законодательством, Земельным кодексом Российской Федерации, если иное не установлено настоящим Кодексом, другими федеральными законами.

Арендатор обязан поддерживать имущество в исправном состоянии, производить за свой счет текущий ремонт и нести расходы на содержание имущества, если иное не установлено законом или договором аренды (пункт 2 статьи 616 ГК РФ).

В пункте 1, подпункте 2 пункта 2 статьи 13 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) предусмотрено, что охрана земель представляет собой деятельность органов государственной власти, органов местного самоуправления, юридических и физических лиц, направленную на сохранение земли как важнейшего компонента окружающей среды и природного ресурса.

В целях охраны земель собственники земельных участков, землепользователи, землевладельцы и арендаторы земельных участков обязаны проводить мероприятия по защите земель от водной и ветровой эрозии, селей, подтопления, заболачивания, вторичного засоления, иссушения, уплотнения, загрязнения химическими веществами, в том числе радиоактивными, иными веществами и микроорганизмами, загрязнения отходами производства и потребления и другого негативного воздействия.

Согласно статье 42 ЗК РФ собственники земельных участков и лица, не являющиеся собственниками земельных участков, обязаны: использовать земельные участки в соответствии с их целевым назначением способами, которые не должны наносить вред окружающей среде, в том числе земле как природному объекту; осуществлять мероприятия по охране земель, лесов, водных объектов и других природных ресурсов, в том числе меры пожарной безопасности; не допускать загрязнение, истощение, деградацию, порчу, уничтожение земель и почв и иное негативное воздействие на земли и почвы.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 09.12.2020 № 2047 утверждены Правила санитарной безопасности в лесах (далее - Правила санитарной безопасности в лесах № 2047).

В соответствии с подпунктом «а» пункта 20 Правил санитарной безопасности в лесах № 2047 в лесах не допускается загрязнение лесов отходами производства и потребления и выбросами, радиоактивными и другими вредными веществами, иное неблагоприятное воздействие на леса, установленное законодательством об охране окружающей среды.

При этом не допускается ухудшение санитарного и лесопатологического состояния лесов, расположенных на предоставленных гражданам и юридическим лицам лесных участках, и лесных участках, прилегающих к ним, при использовании лесов для рекреационных целей, строительства, реконструкции, эксплуатации линейных объектов, выполнения работ по геологическому изучению недр, разработки месторождений полезных ископаемых, строительства и эксплуатации водохранилищ, иных искусственных водных объектов, а также гидротехнических сооружений, морских портов, морских терминалов, речных портов, причалов, переработки древесины и иных лесных ресурсов, а также для иных целей (пункт 29 Правил санитарной безопасности в лесах № 2047).

Таким образом, по общему правилу обязанность по ликвидации мест несанкционированного размещения отходов возлагается на собственников земельных участков, землепользователей, землевладельцев и арендаторов земельных участков.

Судом установлено и из материалов дела следует, что 30.12.2014 между министерством природных ресурсов и лесопромышленного комплекса Архангельской области (Арендодатель) и <данные изъяты> Н.Т.М. (Арендатор) заключен договор аренды лесного участка , по которому арендатору во временное владение и пользование был предоставлен лесной участок в Шенкурском лесничестве, площадью 5 025 га, в том числе лесные участки в квартале Шелашского участкового лесничества Шенкурского лесничества.

Из материалов наследственного дела следует, что Н.Т.М. умерла ДД.ММ.ГГГГ. Ее наследниками по закону являются сыновья - Носницын Н.В. и Н.И.В., унаследовавшие по 1/2 доле имущества, а также имущественных прав и обязанностей после своей матери, что подтверждается соответствующими свидетельствами о праве на наследство по закону.

Между Носницыным Н.В. и Н.И.В. заключено соглашение о разделе наследственного имущества от ДД.ММ.ГГГГ, согласно которому ответчику перешли права и обязанности по договору аренды лесного участка, находящегося на землях лесного фонда, в том числе и в Шелашском участковом лесничестве.

14.11.2018 между министерством природных ресурсов и лесопромышленного комплекса Архангельской области и <данные изъяты> Носницыным Н.В. заключено соглашение о внесении изменений и дополнений в договор аренды лесных участков от ДД.ММ.ГГГГ , в рамках которого заменена сторона арендатора - с Н.Т.М. на Носницына Н.В.

В соответствии с пунктами 3.4.1 и 3.4.16 договора аренды в обязанности арендатора входит использование лесного участка по назначению в соответствии с лесным законодательством, иными нормативными правовыми актами и настоящим договором, а также соблюдение правил санитарной безопасности в лесах, осуществление санитарно-оздоровительных мероприятий в объемах и в сроки, которые указаны в проекте освоения лесов.

По результатам проведенной прокуратурой Шенкурского района Архангельской области проверки исполнения требований лесного и природоохранного законодательства установлено, что на арендуемом ответчиком земельном участке лесного фонда, а именно в квартале выделах Шелашского участкового лесничества Шенкурского лесничества расположена несанкционированная свалка отходов.

Наличие факта лесонарушения в виде размещения несанкционированной свалки подтверждено полученным прокуратурой Шенкурского района Архангельской области ответом из ГКУ АО «Шенкурское лесничество» от ДД.ММ.ГГГГ . Однако в ходе дополнительной проверки была установлена ошибка в определении местонахождения свалки - не квартал Шелашского участкового лесничества, а квартал Шелашского участкового лесничества.

Проанализировав условия договора аренды лесного участка , признав, что обязанность арендатора по осуществлению мер санитарной безопасности (санитарно-оздоровительных мероприятий) на арендуемом лесном участке установлена как договором, так и законом, суд приходит к выводу о наличии правовых оснований для удовлетворения иска.

Доводы ответчика об отсутствии оснований для возложения на него обязанности по ликвидации несанкционированной свалки, которая ранее уже была организована органами местного самоуправления, не принимаются судом во внимание, так как данные доводы не являются безусловным доказательством существования на момент заключения договора аренды , имеющейся в настоящее время несанкционированной свалки в квартале Шелашского участкового лесничества, площадью 0,51 га.

Распоряжением Шенкурского районного комитета охраны окружающей среды и природных ресурсов от ДД.ММ.ГГГГ администрации Устьпаденьгского с/совета выдано разрешение на захоронение твердых бытовых и промышленных отходов 4-го класса опасности на поселковой свалке <адрес>», площадью 1 га. Разрешение действовало только с 01.01.1994 по 31.12.1998.

Кроме того, ДД.ММ.ГГГГ первоначальный арендатор Н.Т.М. подписала акт приема-передачи лесного участка в аренду, в том числе и участков в квартале Шелашского участкового лесничества без замечаний.

В силу пункта 7.8 ГОСТ 30772-2001. Межгосударственный стандарт. Ресурсосбережение. Обращение с отходами. Термины и определения. юридическое лицо, индивидуальный предприниматель, производящие отходы, в собственности которых они находятся, которые намерены осуществлять заготовку, переработку отходов и другие работы по обращению с отходами, включая их отчуждение. Если это лицо не установлено, собственником отходов являются органы местного самоуправления, юридические лица или индивидуальные предприниматели, ответственные за территории, на которых эти отходы находятся.

Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в Постановлении от 13.10.2015 № 26-П «По делу о проверке конституционности пункта 24 части 1 статьи 16 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» в связи с жалобой администрации муниципального образования «Североуральский городской округ» мероприятия санитарно-оздоровительного характера на лесных участках, связанные с исполнением публично-правовых обязанностей лесопользователя должны осуществляться и в том случае, если невозможно установить лицо, виновное в их захламлении, загрязнении и ином негативном воздействии на них.

В соответствии с договором аренды лесного участка, заключенного арендатором своей волей, в своем интересе и исходя из принципа свободы договора, Н.Т.М., а впоследствии Носницын Н.В., обязались осуществлять санитарно-оздоровительные мероприятия в соответствии с проектом освоения лесов; выполнять требования санитарных правил в лесах Российской Федерации.

Обязанность арендатора по осуществлению мер санитарной безопасности (санитарно-оздоровительных мероприятий) на арендуемом лесном участке установлена как договором, так и законом. При этом арендатор обязан осуществлять очистку участков лесного фонда не только от отходов, образовавшихся по его вине, в результате его деятельности, поскольку в данном случае такая обязанность определяется не мерами гражданско-правовой ответственности арендатора за причинение вреда, непременным условием которой является наличие вины, а выполнением им установленной законом обязанности по содержанию арендованного лесного участка в соответствии с императивными правовыми нормами и подзаконным актом.

Исходя из системного толкования положений действующего законодательства, учитывая, что несанкционированные свалки расположены на земельном участке лесного фонда, переданном ответчику по договору аренды лесного участка, они подлежат ликвидации Носницыным Н.В., в том числе путем заключения соответствующих договоров с лицами, обладающими лицензиями на такой род деятельности.

В соответствии с частями 1, 2 статьи 206 ГПК РФ при принятии решения суда, обязывающего ответчика совершить определенные действия, если указанные действия могут быть совершены только ответчиком, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено.

Прокурор просил суд определить срок исполнения решения суда в течение шести месяцев со дня вступления решения в законную силу.

Ответчик Носницын Н.В. в судебном заседании указал, что весь объем работ, с учетом пожароопасного сезона, предполагается возможным завершить только по истечении не менее одного года.

Определяя продолжительность выполнения возлагаемых на ответчика обязанностей с учетом характера допущенных нарушений, социальной значимости вопроса в целях защиты интересов неопределенного круга лиц, гарантированных статьей 42 Конституции Российской Федерации прав неопределенного круга лиц на благоприятную окружающую среду и ее защиту от негативного воздействия, а также пассивности поведения Носницына Н.В. в предшествующие подаче иска в суд периоды времени, суд полагает возможным установить срок для исполнения настоящего решения суда в течение восьми месяцев со дня вступления решения в законную силу, полагая данный срок разумным.

Установление более длительного срока исполнения возложенных судом обязанностей, в том числе до начала лета 2023 года является неразумным, так как иное означало бы дальнейшее нарушение прав неограниченного круга лиц на благоприятную среду обитания на длительный срок после вынесения решения суда. Кроме того, мотивированный и обоснованный расчет необходимого объема и срока работ по ликвидации несанкционированной свалки арендатор лесного участка суду не представил.

Также необходимо учитывать, что в случае невозможности исполнить возложенные судом обязанности в установленный решением суда срок, ответчик имеет право обратиться с заявлением о предоставлении отсрочки исполнения решения суда на основании статьи 203 ГПК РФ.

В соответствии с частью 1 статьи 103 ГПК РФ издержки, понесенные судом в связи с рассмотрением дела, и государственная пошлина, от уплаты которых истец был освобожден, взыскиваются с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов, пропорционально удовлетворенной части исковых требований. В этом случае взысканные суммы зачисляются в доход бюджета, за счет средств которого они были возмещены, а государственная пошлина - в соответствующий бюджет согласно нормативам отчислений, установленным бюджетным законодательством Российской Федерации.

Согласно пункту 9 части 1 статьи 333.36 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) от уплаты государственной пошлины по делам, рассматриваемым Верховным Судом Российской Федерации в соответствии с гражданским процессуальным законодательством Российской Федерации и законодательством об административном судопроизводстве, судами общей юрисдикции, мировыми судьями, освобождаются прокуроры - по заявлениям в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований.

С ответчика Носницына Н.В. за рассмотрение требований неимущественного характера, заявленных в интересах неопределенного круга лиц, подлежит взысканию государственная пошлина в размере 300 рублей в доход местного бюджета.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК РФ, суд,

решил:

исковые требования прокурора Шенкурского района Архангельской области в интересах неопределенного круга лиц и Российской Федерации к <данные изъяты> Носницыну Н.В. об обязании устранить нарушения законодательства по охране и защите лесов - удовлетворить.

Возложить на <данные изъяты> Носницына Н.В. обязанность в течение восьми месяцев со дня вступления решения суда в законную силу произвести очистку лесного участка от загрязнения путем ликвидации несанкционированной свалки отходов, расположенной в квартале выделах Шелашского участкового лесничества Шенкурского лесничества площадью 0,51 га (координаты: <данные изъяты>).

Взыскать с <данные изъяты> Носницына Н.В. в доход местного бюджета государственную пошлину в размере 300 рублей.

Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по гражданским делам Архангельского областного суда в течение месяца с момента изготовления судом решения в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы через Виноградовский районный суд Архангельской области.

Председательствующий                                  С.В. Якивчук

Мотивированное решение суда изготовлено 06 июня 2022 года.

УИД 29RS0004-01-2022-000161-36

Дело № 2-144/2022

                                   06 июня 2022 года

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

Виноградовский районный суд Архангельской области в составе председательствующего судьи Якивчука С.В.,

при секретаре судебного заседания Мухряковой И.С.,с участием помощника прокурора Шенкурского района Архангельской области Румянцевой И.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Шенкурского района Архангельской области в интересах неопределенного круга лиц и Российской Федерации к индивидуальному предпринимателю Носницыну Н.В. об обязании устранить нарушения законодательства по охране и защите лесов,

установил:

прокурор Шенкурского района Архангельской области в интересах неопределенного круга лиц и Российской Федерацииобратился в суд с иском к ответчику о возложении обязанности в течение шести месяцев с момента вступления решения суда в законную силу произвести очистку лесного участка от загрязнения путем ликвидации несанкционированной свалки отходов, расположенной <данные изъяты> Шелашского участкового лесничества, участок <данные изъяты> (географические координаты <данные изъяты>").

Свои требования мотивирует тем, что прокуратурой района проведен анализ исполнения природоохранного законодательства при использовании земель лесного фонда, в результате которого установлено, что на территории лесного участка с вышеуказанными координатами на землях лесного фонда расположена свалка твердых бытовых отходов на площади 0,5 га. Согласно договору аренды лесных участков от ДД.ММ.ГГГГ , с учетом внесенных в него изменений и дополнений от ДД.ММ.ГГГГ, ответчику перешли права и обязанности арендатора Н.Т.М. по аренде лесных участков, находящихся на землях лесного фонда, в том числе в <данные изъяты> Шелашского участкового лесничества, участок <данные изъяты> В рамках лесного законодательства на арендаторов земельных участков возложена обязанность по проведению мероприятий по защите земель, в том числе от загрязнения отходами производства и потребления. Загрязнение лесов отходами производства и потребления не допускается. С учетом уточнения исковых требований прокурор указал, что по результатам осмотра участка лесного фонда в квартале выделах участка Шелашского участкового лесничества Шенкурского лесничества на площади 0,51 га расположена несанкционированная свалка отходов (координаты: <данные изъяты>). С учетом того, что Носницыну Н.В. перешли права и обязанности арендатора Н.Т.М. по аренде лесных участков, в том числе в квартале Шелашского участкового лесничества, прокурор просил удовлетворить исковые требования с учетом их уточнения - обязать ответчика в течение шести месяцев с момента вступления решения суда в законную силу произвести очистку лесного участка от загрязнения путем ликвидации несанкционированной свалки отходов, расположенной в квартале выделах Шелашского участкового лесничества Шенкурского лесничества на площади 0,51 га расположена несанкционированная свалка отходов (координаты: <данные изъяты>

В судебном заседании помощник прокурора Шенкурского района Румянцева И.В. исковые требования с учетом их уточнения поддержала, по доводам, изложенным в исковом заявлении.

Ответчик Носницын Н.В. в судебном заседании с уточненными исковыми требованиями не согласился. Полагал, что ответственным за ликвидацию несанкционированной свалки является администрация МО «Усть-Паденьгское», ранее выделившая земельный участок в карьере <данные изъяты> под свалку, еще до заключения договора аренды.

Третьи лица Министерство природных ресурсов и лесопромышленного комплекса Архангельской области, ГКУ АО «Шенкурское лесничество» и администрация МО «Усть-Паденьгское» в судебное заседание представителей не направили, о времени и месте судебного разбирательства извещены надлежащим образом, что подтверждается почтовыми уведомлениями о вручении судебных повесток. Заявлений и ходатайств от третьих лиц не поступило.

Ранее представитель Министерства природных ресурсов и лесопромышленного комплекса Архангельской области М.А.В. представил отзыв на иск, в котором указал на обязанность законного владельца земельного участка лесного фонда проводить мероприятия по защите земель от загрязнения отходами производства и потребления.

Суд, заслушав помощника прокурора Шенкурского района Румянцеву И.В., ответчика Носницына Н.В., исследовав письменные материалы дела, пришел к следующему.

В соответствии со статьями 42, 58 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, а также обязан охранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам.

Учитывая ценность природных ресурсов для нынешнего и будущих поколений, соединенных общей судьбой на своей земле (преамбула Конституции Российской Федерации), правовое регулирование вопросов включения земли и лесов (земельных и лесных участков) в гражданский оборот должно основываться на принципе приоритета публичных интересов, предполагающем, в частности, обеспечение сохранности данных ресурсов и возложение законодателем соответствующих обязанностей на субъектов хозяйственной деятельности, их использующих.

В силу подпункта 1 пункта 1 статьи 8 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) гражданские права и обязанности возникают из договоров и иных сделок, предусмотренных законом, а также из договоров и иных сделок, хотя и не предусмотренных законом, но не противоречащих ему.

Согласно части 1 статьи 9 Лесного кодекса Российской Федерации (далее - ЛК РФ) право постоянного (бессрочного) пользования лесным участком, находящимся в государственной или муниципальной собственности, право безвозмездного пользования таким лесным участком, а также право аренды такого лесного участка возникает и прекращается по основаниям и в порядке, которые предусмотрены гражданским законодательством, Земельным кодексом Российской Федерации, если иное не установлено настоящим Кодексом, другими федеральными законами.

Арендатор обязан поддерживать имущество в исправном состоянии, производить за свой счет текущий ремонт и нести расходы на содержание имущества, если иное не установлено законом или договором аренды (пункт 2 статьи 616 ГК РФ).

В пункте 1, подпункте 2 пункта 2 статьи 13 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) предусмотрено, что охрана земель представляет собой деятельность органов государственной власти, органов местного самоуправления, юридических и физических лиц, направленную на сохранение земли как важнейшего компонента окружающей среды и природного ресурса.

В целях охраны земель собственники земельных участков, землепользователи, землевладельцы и арендаторы земельных участков обязаны проводить мероприятия по защите земель от водной и ветровой эрозии, селей, подтопления, заболачивания, вторичного засоления, иссушения, уплотнения, загрязнения химическими веществами, в том числе радиоактивными, иными веществами и микроорганизмами, загрязнения отходами производства и потребления и другого негативного воздействия.

Согласно статье 42 ЗК РФ собственники земельных участков и лица, не являющиеся собственниками земельных участков, обязаны: использовать земельные участки в соответствии с их целевым назначением способами, которые не должны наносить вред окружающей среде, в том числе земле как природному объекту; осуществлять мероприятия по охране земель, лесов, водных объектов и других природных ресурсов, в том числе меры пожарной безопасности; не допускать загрязнение, истощение, деградацию, порчу, уничтожение земель и почв и иное негативное воздействие на земли и почвы.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 09.12.2020 № 2047 утверждены Правила санитарной безопасности в лесах (далее - Правила санитарной безопасности в лесах № 2047).

В соответствии с подпунктом «а» пункта 20 Правил санитарной безопасности в лесах № 2047 в лесах не допускается загрязнение лесов отходами производства и потребления и выбросами, радиоактивными и другими вредными веществами, иное неблагоприятное воздействие на леса, установленное законодательством об охране окружающей среды.

При этом не допускается ухудшение санитарного и лесопатологического состояния лесов, расположенных на предоставленных гражданам и юридическим лицам лесных участках, и лесных участках, прилегающих к ним, при использовании лесов для рекреационных целей, строительства, реконструкции, эксплуатации линейных объектов, выполнения работ по геологическому изучению недр, разработки месторождений полезных ископаемых, строительства и эксплуатации водохранилищ, иных искусственных водных объектов, а также гидротехнических сооружений, морских портов, морских терминалов, речных портов, причалов, переработки древесины и иных лесных ресурсов, а также для иных целей (пункт 29 Правил санитарной безопасности в лесах № 2047).

Таким образом, по общему правилу обязанность по ликвидации мест несанкционированного размещения отходов возлагается на собственников земельных участков, землепользователей, землевладельцев и арендаторов земельных участков.

Судом установлено и из материалов дела следует, что 30.12.2014 между министерством природных ресурсов и лесопромышленного комплекса Архангельской области (Арендодатель) и <данные изъяты> Н.Т.М. (Арендатор) заключен договор аренды лесного участка , по которому арендатору во временное владение и пользование был предоставлен лесной участок в Шенкурском лесничестве, площадью 5 025 га, в том числе лесные участки в квартале Шелашского участкового лесничества Шенкурского лесничества.

Из материалов наследственного дела следует, что Н.Т.М. умерла ДД.ММ.ГГГГ. Ее наследниками по закону являются сыновья - Носницын Н.В. и Н.И.В., унаследовавшие по 1/2 доле имущества, а также имущественных прав и обязанностей после своей матери, что подтверждается соответствующими свидетельствами о праве на наследство по закону.

Между Носницыным Н.В. и Н.И.В. заключено соглашение о разделе наследственного имущества от ДД.ММ.ГГГГ, согласно которому ответчику перешли права и обязанности по договору аренды лесного участка, находящегося на землях лесного фонда, в том числе и в Шелашском участковом лесничестве.

14.11.2018 между министерством природных ресурсов и лесопромышленного комплекса Архангельской области и <данные изъяты> Носницыным Н.В. заключено соглашение о внесении изменений и дополнений в договор аренды лесных участков от ДД.ММ.ГГГГ , в рамках которого заменена сторона арендатора - с Н.Т.М. на Носницына Н.В.

В соответствии с пунктами 3.4.1 и 3.4.16 договора аренды в обязанности арендатора входит использование лесного участка по назначению в соответствии с лесным законодательством, иными нормативными правовыми актами и настоящим договором, а также соблюдение правил санитарной безопасности в лесах, осуществление санитарно-оздоровительных мероприятий в объемах и в сроки, которые указаны в проекте освоения лесов.

По результатам проведенной прокуратурой Шенкурского района Архангельской области проверки исполнения требований лесного и природоохранного законодательства установлено, что на арендуемом ответчиком земельном участке лесного фонда, а именно в квартале выделах Шелашского участкового лесничества Шенкурского лесничества расположена несанкционированная свалка отходов.

Наличие факта лесонарушения в виде размещения несанкционированной свалки подтверждено полученным прокуратурой Шенкурского района Архангельской области ответом из ГКУ АО «Шенкурское лесничество» от ДД.ММ.ГГГГ . Однако в ходе дополнительной проверки была установлена ошибка в определении местонахождения свалки - не квартал Шелашского участкового лесничества, а квартал Шелашского участкового лесничества.

Проанализировав условия договора аренды лесного участка , признав, что обязанность арендатора по осуществлению мер санитарной безопасности (санитарно-оздоровительных мероприятий) на арендуемом лесном участке установлена как договором, так и законом, суд приходит к выводу о наличии правовых оснований для удовлетворения иска.

Доводы ответчика об отсутствии оснований для возложения на него обязанности по ликвидации несанкционированной свалки, которая ранее уже была организована органами местного самоуправления, не принимаются судом во внимание, так как данные доводы не являются безусловным доказательством существования на момент заключения договора аренды , имеющейся в настоящее время несанкционированной свалки в квартале Шелашского участкового лесничества, площадью 0,51 га.

Распоряжением Шенкурского районного комитета охраны окружающей среды и природных ресурсов от ДД.ММ.ГГГГ администрации Устьпаденьгского с/совета выдано разрешение на захоронение твердых бытовых и промышленных отходов 4-го класса опасности на поселковой свалке <адрес>», площадью 1 га. Разрешение действовало только с 01.01.1994 по 31.12.1998.

Кроме того, ДД.ММ.ГГГГ первоначальный арендатор Н.Т.М. подписала акт приема-передачи лесного участка в аренду, в том числе и участков в квартале Шелашского участкового лесничества без замечаний.

В силу пункта 7.8 ГОСТ 30772-2001. Межгосударственный стандарт. Ресурсосбережение. Обращение с отходами. Термины и определения. юридическое лицо, индивидуальный предприниматель, производящие отходы, в собственности которых они находятся, которые намерены осуществлять заготовку, переработку отходов и другие работы по обращению с отходами, включая их отчуждение. Если это лицо не установлено, собственником отходов являются органы местного самоуправления, юридические лица или индивидуальные предприниматели, ответственные за территории, на которых эти отходы находятся.

Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в Постановлении от 13.10.2015 № 26-П «По делу о проверке конституционности пункта 24 части 1 статьи 16 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» в связи с жалобой администрации муниципального образования «Североуральский городской округ» мероприятия санитарно-оздоровительного характера на лесных участках, связанные с исполнением публично-правовых обязанностей лесопользователя должны осуществляться и в том случае, если невозможно установить лицо, виновное в их захламлении, загрязнении и ином негативном воздействии на них.

В соответствии с договором аренды лесного участка, заключенного арендатором своей волей, в своем интересе и исходя из принципа свободы договора, Н.Т.М., а впоследствии Носницын Н.В., обязались осуществлять санитарно-оздоровительные мероприятия в соответствии с проектом освоения лесов; выполнять требования санитарных правил в лесах Российской Федерации.

Обязанность арендатора по осуществлению мер санитарной безопасности (санитарно-оздоровительных мероприятий) на арендуемом лесном участке установлена как договором, так и законом. При этом арендатор обязан осуществлять очистку участков лесного фонда не только от отходов, образовавшихся по его вине, в результате его деятельности, поскольку в данном случае такая обязанность определяется не мерами гражданско-правовой ответственности арендатора за причинение вреда, непременным условием которой является наличие вины, а выполнением им установленной законом обязанности по содержанию арендованного лесного участка в соответствии с императивными правовыми нормами и подзаконным актом.

Исходя из системного толкования положений действующего законодательства, учитывая, что несанкционированные свалки расположены на земельном участке лесного фонда, переданном ответчику по договору аренды лесного участка, они подлежат ликвидации Носницыным Н.В., в том числе путем заключения соответствующих договоров с лицами, обладающими лицензиями на такой род деятельности.

В соответствии с частями 1, 2 статьи 206 ГПК РФ при принятии решения суда, обязывающего ответчика совершить определенные действия, если указанные действия могут быть совершены только ответчиком, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено.

Прокурор просил суд определить срок исполнения решения суда в течение шести месяцев со дня вступления решения в законную силу.

Ответчик Носницын Н.В. в судебном заседании указал, что весь объем работ, с учетом пожароопасного сезона, предполагается возможным завершить только по истечении не менее одного года.

Определяя продолжительность выполнения возлагаемых на ответчика обязанностей с учетом характера допущенных нарушений, социальной значимости вопроса в целях защиты интересов неопределенного круга лиц, гарантированных статьей 42 Конституции Российской Федерации прав неопределенного круга лиц на благоприятную окружающую среду и ее защиту от негативного воздействия, а также пассивности поведения Носницына Н.В. в предшествующие подаче иска в суд периоды времени, суд полагает возможным установить срок для исполнения настоящего решения суда в течение восьми месяцев со дня вступления решения в законную силу, полагая данный срок разумным.

Установление более длительного срока исполнения возложенных судом обязанностей, в том числе до начала лета 2023 года является неразумным, так как иное означало бы дальнейшее нарушение прав неограниченного круга лиц на благоприятную среду обитания на длительный срок после вынесения решения суда. Кроме того, мотивированный и обоснованный расчет необходимого объема и срока работ по ликвидации несанкционированной свалки арендатор лесного участка суду не представил.

Также необходимо учитывать, что в случае невозможности исполнить возложенные судом обязанности в установленный решением суда срок, ответчик имеет право обратиться с заявлением о предоставлении отсрочки исполнения решения суда на основании статьи 203 ГПК РФ.

В соответствии с частью 1 статьи 103 ГПК РФ издержки, понесенные судом в связи с рассмотрением дела, и государственная пошлина, от уплаты которых истец был освобожден, взыскиваются с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов, пропорционально удовлетворенной части исковых требований. В этом случае взысканные суммы зачисляются в доход бюджета, за счет средств которого они были возмещены, а государственная пошлина - в соответствующий бюджет согласно нормативам отчислений, установленным бюджетным законодательством Российской Федерации.

Согласно пункту 9 части 1 статьи 333.36 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) от уплаты государственной пошлины по делам, рассматриваемым Верховным Судом Российской Федерации в соответствии с гражданским процессуальным законодательством Российской Федерации и законодательством об административном судопроизводстве, судами общей юрисдикции, мировыми судьями, освобождаются прокуроры - по заявлениям в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований.

С ответчика Носницына Н.В. за рассмотрение требований неимущественного характера, заявленных в интересах неопределенного круга лиц, подлежит взысканию государственная пошлина в размере 300 рублей в доход местного бюджета.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК РФ, суд,

решил:

исковые требования прокурора Шенкурского района Архангельской области в интересах неопределенного круга лиц и Российской Федерации к <данные изъяты> Носницыну Н.В. об обязании устранить нарушения законодательства по охране и защите лесов - удовлетворить.

Возложить на <данные изъяты> Носницына Н.В. обязанность в течение восьми месяцев со дня вступления решения суда в законную силу произвести очистку лесного участка от загрязнения путем ликвидации несанкционированной свалки отходов, расположенной в квартале выделах Шелашского участкового лесничества Шенкурского лесничества площадью 0,51 га (координаты: <данные изъяты>).

Взыскать с <данные изъяты> Носницына Н.В. в доход местного бюджета государственную пошлину в размере 300 рублей.

Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по гражданским делам Архангельского областного суда в течение месяца с момента изготовления судом решения в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы через Виноградовский районный суд Архангельской области.

Председательствующий                                  С.В. Якивчук

Мотивированное решение суда изготовлено 06 июня 2022 года.

УИД 29RS0004-01-2022-000161-36

Дело № 2-144/2022

                                   06 июня 2022 года

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

Виноградовский районный суд Архангельской области в составе председательствующего судьи Якивчука С.В.,

при секретаре судебного заседания Мухряковой И.С.,с участием помощника прокурора Шенкурского района Архангельской области Румянцевой И.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Шенкурского района Архангельской области в интересах неопределенного круга лиц и Российской Федерации к индивидуальному предпринимателю Носницыну Н.В. об обязании устранить нарушения законодательства по охране и защите лесов,

установил:

прокурор Шенкурского района Архангельской области в интересах неопределенного круга лиц и Российской Федерацииобратился в суд с иском к ответчику о возложении обязанности в течение шести месяцев с момента вступления решения суда в законную силу произвести очистку лесного участка от загрязнения путем ликвидации несанкционированной свалки отходов, расположенной <данные изъяты> Шелашского участкового лесничества, участок <данные изъяты> (географические координаты <данные изъяты>").

Свои требования мотивирует тем, что прокуратурой района проведен анализ исполнения природоохранного законодательства при использовании земель лесного фонда, в результате которого установлено, что на территории лесного участка с вышеуказанными координатами на землях лесного фонда расположена свалка твердых бытовых отходов на площади 0,5 га. Согласно договору аренды лесных участков от ДД.ММ.ГГГГ , с учетом внесенных в него изменений и дополнений от ДД.ММ.ГГГГ, ответчику перешли права и обязанности арендатора Н.Т.М. по аренде лесных участков, находящихся на землях лесного фонда, в том числе в <данные изъяты> Шелашского участкового лесничества, участок <данные изъяты> В рамках лесного законодательства на арендаторов земельных участков возложена обязанность по проведению мероприятий по защите земель, в том числе от загрязнения отходами производства и потребления. Загрязнение лесов отходами производства и потребления не допускается. С учетом уточнения исковых требований прокурор указал, что по результатам осмотра участка лесного фонда в квартале выделах участка Шелашского участкового лесничества Шенкурского лесничества на площади 0,51 га расположена несанкционированная свалка отходов (координаты: <данные изъяты>). С учетом того, что Носницыну Н.В. перешли права и обязанности арендатора Н.Т.М. по аренде лесных участков, в том числе в квартале Шелашского участкового лесничества, прокурор просил удовлетворить исковые требования с учетом их уточнения - обязать ответчика в течение шести месяцев с момента вступления решения суда в законную силу произвести очистку лесного участка от загрязнения путем ликвидации несанкционированной свалки отходов, расположенной в квартале выделах Шелашского участкового лесничества Шенкурского лесничества на площади 0,51 га расположена несанкционированная свалка отходов (координаты: <данные изъяты>

В судебном заседании помощник прокурора Шенкурского района Румянцева И.В. исковые требования с учетом их уточнения поддержала, по доводам, изложенным в исковом заявлении.

Ответчик Носницын Н.В. в судебном заседании с уточненными исковыми требованиями не согласился. Полагал, что ответственным за ликвидацию несанкционированной свалки является администрация МО «Усть-Паденьгское», ранее выделившая земельный участок в карьере <данные изъяты> под свалку, еще до заключения договора аренды.

Третьи лица Министерство природных ресурсов и лесопромышленного комплекса Архангельской области, ГКУ АО «Шенкурское лесничество» и администрация МО «Усть-Паденьгское» в судебное заседание представителей не направили, о времени и месте судебного разбирательства извещены надлежащим образом, что подтверждается почтовыми уведомлениями о вручении судебных повесток. Заявлений и ходатайств от третьих лиц не поступило.

Ранее представитель Министерства природных ресурсов и лесопромышленного комплекса Архангельской области М.А.В. представил отзыв на иск, в котором указал на обязанность законного владельца земельного участка лесного фонда проводить мероприятия по защите земель от загрязнения отходами производства и потребления.

Суд, заслушав помощника прокурора Шенкурского района Румянцеву И.В., ответчика Носницына Н.В., исследовав письменные материалы дела, пришел к следующему.

В соответствии со статьями 42, 58 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, а также обязан охранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам.

Учитывая ценность природных ресурсов для нынешнего и будущих поколений, соединенных общей судьбой на своей земле (преамбула Конституции Российской Федерации), правовое регулирование вопросов включения земли и лесов (земельных и лесных участков) в гражданский оборот должно основываться на принципе приоритета публичных интересов, предполагающем, в частности, обеспечение сохранности данных ресурсов и возложение законодателем соответствующих обязанностей на субъектов хозяйственной деятельности, их использующих.

В силу подпункта 1 пункта 1 статьи 8 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) гражданские права и обязанности возникают из договоров и иных сделок, предусмотренных законом, а также из договоров и иных сделок, хотя и не предусмотренных законом, но не противоречащих ему.

Согласно части 1 статьи 9 Лесного кодекса Российской Федерации (далее - ЛК РФ) право постоянного (бессрочного) пользования лесным участком, находящимся в государственной или муниципальной собственности, право безвозмездного пользования таким лесным участком, а также право аренды такого лесного участка возникает и прекращается по основаниям и в порядке, которые предусмотрены гражданским законодательством, Земельным кодексом Российской Федерации, если иное не установлено настоящим Кодексом, другими федеральными законами.

Арендатор обязан поддерживать имущество в исправном состоянии, производить за свой счет текущий ремонт и нести расходы на содержание имущества, если иное не установлено законом или договором аренды (пункт 2 статьи 616 ГК РФ).

В пункте 1, подпункте 2 пункта 2 статьи 13 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) предусмотрено, что охрана земель представляет собой деятельность органов государственной власти, органов местного самоуправления, юридических и физических лиц, направленную на сохранение земли как важнейшего компонента окружающей среды и природного ресурса.

В целях охраны земель собственники земельных участков, землепользователи, землевладельцы и арендаторы земельных участков обязаны проводить мероприятия по защите земель от водной и ветровой эрозии, селей, подтопления, заболачивания, вторичного засоления, иссушения, уплотнения, загрязнения химическими веществами, в том числе радиоактивными, иными веществами и микроорганизмами, загрязнения отходами производства и потребления и другого негативного воздействия.

Согласно статье 42 ЗК РФ собственники земельных участков и лица, не являющиеся собственниками земельных участков, обязаны: использовать земельные участки в соответствии с их целевым назначением способами, которые не должны наносить вред окружающей среде, в том числе земле как природному объекту; осуществлять мероприятия по охране земель, лесов, водных объектов и других природных ресурсов, в том числе меры пожарной безопасности; не допускать загрязнение, истощение, деградацию, порчу, уничтожение земель и почв и иное негативное воздействие на земли и почвы.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 09.12.2020 № 2047 утверждены Правила санитарной безопасности в лесах (далее - Правила санитарной безопасности в лесах № 2047).

В соответствии с подпунктом «а» пункта 20 Правил санитарной безопасности в лесах № 2047 в лесах не допускается загрязнение лесов отходами производства и потребления и выбросами, радиоактивными и другими вредными веществами, иное неблагоприятное воздействие на леса, установленное законодательством об охране окружающей среды.

При этом не допускается ухудшение санитарного и лесопатологического состояния лесов, расположенных на предоставленных гражданам и юридическим лицам лесных участках, и лесных участках, прилегающих к ним, при использовании лесов для рекреационных целей, строительства, реконструкции, эксплуатации линейных объектов, выполнения работ по геологическому изучению недр, разработки месторождений полезных ископаемых, строительства и эксплуатации водохранилищ, иных искусственных водных объектов, а также гидротехнических сооружений, морских портов, морских терминалов, речных портов, причалов, переработки древесины и иных лесных ресурсов, а также для иных целей (пункт 29 Правил санитарной безопасности в лесах № 2047).

Таким образом, по общему правилу обязанность по ликвидации мест несанкционированного размещения отходов возлагается на собственников земельных участков, землепользователей, землевладельцев и арендаторов земельных участков.

Судом установлено и из материалов дела следует, что 30.12.2014 между министерством природных ресурсов и лесопромышленного комплекса Архангельской области (Арендодатель) и <данные изъяты> Н.Т.М. (Арендатор) заключен договор аренды лесного участка , по которому арендатору во временное владение и пользование был предоставлен лесной участок в Шенкурском лесничестве, площадью 5 025 га, в том числе лесные участки в квартале Шелашского участкового лесничества Шенкурского лесничества.

Из материалов наследственного дела следует, что Н.Т.М. умерла ДД.ММ.ГГГГ. Ее наследниками по закону являются сыновья - Носницын Н.В. и Н.И.В., унаследовавшие по 1/2 доле имущества, а также имущественных прав и обязанностей после своей матери, что подтверждается соответствующими свидетельствами о праве на наследство по закону.

Между Носницыным Н.В. и Н.И.В. заключено соглашение о разделе наследственного имущества от ДД.ММ.ГГГГ, согласно которому ответчику перешли права и обязанности по договору аренды лесного участка, находящегося на землях лесного фонда, в том числе и в Шелашском участковом лесничестве.

14.11.2018 между министерством природных ресурсов и лесопромышленного комплекса Архангельской области и <данные изъяты> Носницыным Н.В. заключено соглашение о внесении изменений и дополнений в договор аренды лесных участков от ДД.ММ.ГГГГ , в рамках которого заменена сторона арендатора - с Н.Т.М. на Носницына Н.В.

В соответствии с пунктами 3.4.1 и 3.4.16 договора аренды в обязанности арендатора входит использование лесного участка по назначению в соответствии с лесным законодательством, иными нормативными правовыми актами и настоящим договором, а также соблюдение правил санитарной безопасности в лесах, осуществление санитарно-оздоровительных мероприятий в объемах и в сроки, которые указаны в проекте освоения лесов.

По результатам проведенной прокуратурой Шенкурского района Архангельской области проверки исполнения требований лесного и природоохранного законодательства установлено, что на арендуемом ответчиком земельном участке лесного фонда, а именно в квартале выделах Шелашского участкового лесничества Шенкурского лесничества расположена несанкционированная свалка отходов.

Наличие факта лесонарушения в виде размещения несанкционированной свалки подтверждено полученным прокуратурой Шенкурского района Архангельской области ответом из ГКУ АО «Шенкурское лесничество» от ДД.ММ.ГГГГ . Однако в ходе дополнительной проверки была установлена ошибка в определении местонахождения свалки - не квартал Шелашского участкового лесничества, а квартал Шелашского участкового лесничества.

Проанализировав условия договора аренды лесного участка , признав, что обязанность арендатора по осуществлению мер санитарной безопасности (санитарно-оздоровительных мероприятий) на арендуемом лесном участке установлена как договором, так и законом, суд приходит к выводу о наличии правовых оснований для удовлетворения иска.

Доводы ответчика об отсутствии оснований для возложения на него обязанности по ликвидации несанкционированной свалки, которая ранее уже была организована органами местного самоуправления, не принимаются судом во внимание, так как данные доводы не являются безусловным доказательством существования на момент заключения договора аренды , имеющейся в настоящее время несанкционированной свалки в квартале Шелашского участкового лесничества, площадью 0,51 га.

Распоряжением Шенкурского районного комитета охраны окружающей среды и природных ресурсов от ДД.ММ.ГГГГ администрации Устьпаденьгского с/совета выдано разрешение на захоронение твердых бытовых и промышленных отходов 4-го класса опасности на поселковой свалке <адрес>», площадью 1 га. Разрешение действовало только с 01.01.1994 по 31.12.1998.

Кроме того, ДД.ММ.ГГГГ первоначальный арендатор Н.Т.М. подписала акт приема-передачи лесного участка в аренду, в том числе и участков в квартале Шелашского участкового лесничества без замечаний.

В силу пункта 7.8 ГОСТ 30772-2001. Межгосударственный стандарт. Ресурсосбережение. Обращение с отходами. Термины и определения. юридическое лицо, индивидуальный предприниматель, производящие отходы, в собственности которых они находятся, которые намерены осуществлять заготовку, переработку отходов и другие работы по обращению с отходами, включая их отчуждение. Если это лицо не установлено, собственником отходов являются органы местного самоуправления, юридические лица или индивидуальные предприниматели, ответственные за территории, на которых эти отходы находятся.

Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в Постановлении от 13.10.2015 № 26-П «По делу о проверке конституционности пункта 24 части 1 статьи 16 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» в связи с жалобой администрации муниципального образования «Североуральский городской округ» мероприятия санитарно-оздоровительного характера на лесных участках, связанные с исполнением публично-правовых обязанностей лесопользователя должны осуществляться и в том случае, если невозможно установить лицо, виновное в их захламлении, загрязнении и ином негативном воздействии на них.

В соответствии с договором аренды лесного участка, заключенного арендатором своей волей, в своем интересе и исходя из принципа свободы договора, Н.Т.М., а впоследствии Носницын Н.В., обязались осуществлять санитарно-оздоровительные мероприятия в соответствии с проектом освоения лесов; выполнять требования санитарных правил в лесах Российской Федерации.

Обязанность арендатора по осуществлению мер санитарной безопасности (санитарно-оздоровительных мероприятий) на арендуемом лесном участке установлена как договором, так и законом. При этом арендатор обязан осуществлять очистку участков лесного фонда не только от отходов, образовавшихся по его вине, в результате его деятельности, поскольку в данном случае такая обязанность определяется не мерами гражданско-правовой ответственности арендатора за причинение вреда, непременным условием которой является наличие вины, а выполнением им установленной законом обязанности по содержанию арендованного лесного участка в соответствии с императивными правовыми нормами и подзаконным актом.

Исходя из системного толкования положений действующего законодательства, учитывая, что несанкционированные свалки расположены на земельном участке лесного фонда, переданном ответчику по договору аренды лесного участка, они подлежат ликвидации Носницыным Н.В., в том числе путем заключения соответствующих договоров с лицами, обладающими лицензиями на такой род деятельности.

В соответствии с частями 1, 2 статьи 206 ГПК РФ при принятии решения суда, обязывающего ответчика совершить определенные действия, если указанные действия могут быть совершены только ответчиком, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено.

Прокурор просил суд определить срок исполнения решения суда в течение шести месяцев со дня вступления решения в законную силу.

Ответчик Носницын Н.В. в судебном заседании указал, что весь объем работ, с учетом пожароопасного сезона, предполагается возможным завершить только по истечении не менее одного года.

Определяя продолжительность выполнения возлагаемых на ответчика обязанностей с учетом характера допущенных нарушений, социальной значимости вопроса в целях защиты интересов неопределенного круга лиц, гарантированных статьей 42 Конституции Российской Федерации прав неопределенного круга лиц на благоприятную окружающую среду и ее защиту от негативного воздействия, а также пассивности поведения Носницына Н.В. в предшествующие подаче иска в суд периоды времени, суд полагает возможным установить срок для исполнения настоящего решения суда в течение восьми месяцев со дня вступления решения в законную силу, полагая данный срок разумным.

Установление более длительного срока исполнения возложенных судом обязанностей, в том числе до начала лета 2023 года является неразумным, так как иное означало бы дальнейшее нарушение прав неограниченного круга лиц на благоприятную среду обитания на длительный срок после вынесения решения суда. Кроме того, мотивированный и обоснованный расчет необходимого объема и срока работ по ликвидации несанкционированной свалки арендатор лесного участка суду не представил.

Также необходимо учитывать, что в случае невозможности исполнить возложенные судом обязанности в установленный решением суда срок, ответчик имеет право обратиться с заявлением о предоставлении отсрочки исполнения решения суда на основании статьи 203 ГПК РФ.

В соответствии с частью 1 статьи 103 ГПК РФ издержки, понесенные судом в связи с рассмотрением дела, и государственная пошлина, от уплаты которых истец был освобожден, взыскиваются с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов, пропорционально удовлетворенной части исковых требований. В этом случае взысканные суммы зачисляются в доход бюджета, за счет средств которого они были возмещены, а государственная пошлина - в соответствующий бюджет согласно нормативам отчислений, установленным бюджетным законодательством Российской Федерации.

Согласно пункту 9 части 1 статьи 333.36 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) от уплаты государственной пошлины по делам, рассматриваемым Верховным Судом Российской Федерации в соответствии с гражданским процессуальным законодательством Российской Федерации и законодательством об административном судопроизводстве, судами общей юрисдикции, мировыми судьями, освобождаются прокуроры - по заявлениям в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований.

С ответчика Носницына Н.В. за рассмотрение требований неимущественного характера, заявленных в интересах неопределенного круга лиц, подлежит взысканию государственная пошлина в размере 300 рублей в доход местного бюджета.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК РФ, суд,

решил:

исковые требования прокурора Шенкурского района Архангельской области в интересах неопределенного круга лиц и Российской Федерации к <данные изъяты> Носницыну Н.В. об обязании устранить нарушения законодательства по охране и защите лесов - удовлетворить.

Возложить на <данные изъяты> Носницына Н.В. обязанность в течение восьми месяцев со дня вступления решения суда в законную силу произвести очистку лесного участка от загрязнения путем ликвидации несанкционированной свалки отходов, расположенной в квартале выделах Шелашского участкового лесничества Шенкурского лесничества площадью 0,51 га (координаты: <данные изъяты>).

Взыскать с <данные изъяты> Носницына Н.В. в доход местного бюджета государственную пошлину в размере 300 рублей.

Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по гражданским делам Архангельского областного суда в течение месяца с момента изготовления судом решения в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы через Виноградовский районный суд Архангельской области.

Председательствующий                                  С.В. Якивчук

Мотивированное решение суда изготовлено 06 июня 2022 года.

2-144/2022

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
прокурор Шенкурского района Архангельской области Корнилаев Р.А.
Ответчики
Носницын Николай Васильевич
Другие
администрация МО "Усть-Паденьгское"
Министерство природных ресурсов и лесопромышленного комплекса Архангельской области
ГКУ АО «Шенкурское лесничество»
Суд
Виноградовский районный суд Архангельской области
Судья
Якивчук С.В.
Дело на сайте суда
vinogsud.arh.sudrf.ru
02.03.2022Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
02.03.2022Передача материалов судье
05.03.2022Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
05.03.2022Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
05.03.2022Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
07.04.2022Судебное заседание
06.06.2022Судебное заседание
06.06.2022Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
07.06.2022Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
06.06.2022
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее