Дело № 2а-199/2020
УИД 24RS0036-01-2020-000303-44
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
12 августа 2020 года п. Мотыгино
Мотыгинский районный суд Красноярского края в составе: председательствующего судьи Петушковой О.Ю.
с участием представителя административного истца администрации п. Раздолинск Мотыгинского района Красноярского края Кузьмина А.В.,
представителя административного ответчика отделения судебных приставов по Мотыгинскому району Главного управления Федеральной службы судебных приставов по Красноярскому краю Алексаняна А.Т.,
при ведении протокола помощником судьи Конобеевой Л.Н.,
рассмотрев в судебном заседании дело по административному исковому заявлению администрации п. Раздолинск Мотыгинского района Красноярского края к отделению судебных приставов по Мотыгинскому району Главного управления Федеральной службы судебных приставов по Красноярскому краю, Главному управлению Федеральной службы судебных приставов по Красноярскому краю о признании постановления о взыскании исполнительского сбора незаконным,
У С Т А Н О В И Л:
Администрация п. Раздолинск Мотыгинского района Красноярского края в лице представителя Кузьмина А.В., действующего на основании доверенности, обратилась в суд с вышеуказанным административным исковым заявлением, мотивируя тем, что 11.11.2018 г. судебным приставом ОСП по Мотыгинскому району по исполнительному производству № 24067/18/-185161 от 11.11.2018г. вынесено постановление о взыскании исполнительского сбора с администрации п. Раздолинск в связи с исполнением ранее принятого решения по делу № 2-483/2017г. Принятое постановление судебного пристава исполнено в силу данных обстоятельств, быть не может. Кроме того, в процессе исполнения судебного решения в материалы исполнительного производства была представленная схема генеральной очистки муниципального образования поселок Раздолинск. Учитывая указанные обстоятельства, принятое решение о взыскании исполнительского сбора по причине не исполнении решения суда является не обоснованным, так как принято без учета фактических обстоятельств и действующих последующих решения суда в отношении должника.
07.07.2020 г. в адрес Мотыгинского районного суда поступило уточненное административное исковое заявление, из которого следует, что на основании постановления о взыскании исполнительского сбора от 11.11.2018 г., 26.02.2019 г. судебным приставом исполнителем ОСП по Мотыгинскому району Горленко А.В. было возбуждено исполнительное производство № 1303/19/24067-ИП. Просит признать постановления судебного пристава – исполнителя ОСП по Мотыгинскому району Горленко А.В. от 11.11.2018 г. № 24067/18/185161 о взыскании с администрации п. Раздолинска исполнительского сбора в размере 50 000 рублей незаконным.
В судебном заседании представитель административного истца администрации п. Раздолинск Мотыгинского района Красноярского края Кузьмин А.В., действующий на основании доверенности, на удовлетворении административного искового заявления настаивал по основаниям, изложенным в нем. Просил признать постановление судебного пристава – исполнителя ОСП по Мотыгинскому району Горленко А.В. от 11.11.2018 г. № 24067/18/185161 о взыскании с администрации п. Раздолинска исполнительского сбора в размере 50 000 рублей незаконным.
В судебном заседании представитель административного ответчика отделения судебных приставов по Мотыгинскому району Главное управление Федеральной службы судебных приставов по Красноярскому краю врио. начальника отделения – старшего судебного пристава отделения судебных приставов по Мотыгинскому району ГУФССП по Красноярскому краю - Алексанян А.Т. не возражал против удовлетворения административного искового заявления.
В судебное заседание представитель административного соответчика Главного Управления Федеральной службы судебных приставов по Красноярскому краю не явился, надлежащим образом извещены о месте и времени рассмотрения дела, согласно ходатайства просили судебное заседание провести в отсутствие представителя.
При таких обстоятельствах, суд считает возможным рассмотреть данное дело в отсутствие не явившегося представителя административного соответчика Главного Управления Федеральной службы судебных приставов по Красноярскому краю.
Выслушав представителя административного истца администрации п. Раздолинск Мотыгинского района Красноярского края Кузьмина А.В., представителя административного ответчика отделения судебных приставов по Мотыгинскому району Главное управление Федеральной службы судебных приставов по Красноярскому краю врио. начальника отделения – старшего судебного пристава отделения судебных приставов по Мотыгинскому району ГУФССП по Красноярскому краю – Алексаняна А.Т., исследовав материалы дела, суд приходит к выводу об обоснованности иска и удовлетворении административных исковых требований в полном объеме.
В силу ч. 2 ст. 227 КАС РФ суд удовлетворяет заявление полностью или в части заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными, если признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца, и об обязанности административного ответчика устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца или препятствия к их осуществлению либо препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление.
На основании части 1 статьи 30 Федерального закона "Об исполнительном производстве" судебный пристав-исполнитель возбуждает исполнительное производство на основании исполнительного документа по заявлению взыскателя, если иное не установлено настоящим Федеральным законом.
Частью 11 указанной статьи установлено, что если исполнительный документ впервые поступил в службу судебных приставов, то судебный пристав-исполнитель в постановлении о возбуждении исполнительного производства устанавливает срок для добровольного исполнения должником содержащихся в исполнительном документе требований и предупреждает должника о принудительном исполнении указанных требований по истечении срока для добровольного исполнения с взысканием с него исполнительского сбора и расходов по совершению исполнительных действий, предусмотренных статьями 112 и 116 Закона об исполнительном производстве.
Часть 17 статьи 30 Федерального закона "Об исполнительном производстве" предусматривает, что копия постановления судебного пристава-исполнителя о возбуждении исполнительного производства не позднее дня, следующего за днем вынесения указанного постановления, направляется взыскателю, должнику, а также в суд, другой орган или должностному лицу, выдавшим исполнительный документ.
Срок для добровольного исполнения не может превышать пять дней со дня получения должником постановления о возбуждении исполнительного производства, если иное не установлено настоящим Федеральным законом (часть 12 статьи 30 Федерального закона "Об исполнительном производстве").
В силу части 1 статьи 112 Федерального закона "Об исполнительном производстве" исполнительский сбор является денежным взысканием, налагаемым на должника в случае неисполнения им исполнительного документа в срок, установленный для добровольного исполнения исполнительного документа.
Согласно части 2 статьи 112 Федерального закона "Об исполнительном производстве" исполнительский сбор устанавливается судебным приставом-исполнителем по истечении срока, указанного в части 1 настоящей статьи, если должник не представил судебному приставу-исполнителю доказательств того, что исполнение было невозможным вследствие непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств.
Согласно ч. 3 ст. 112 Федерального закона "Об исполнительном производстве" исполнительский сбор устанавливается в размере семи процентов от подлежащей взысканию суммы или стоимости взыскиваемого имущества, но не менее одной тысячи рублей с должника-гражданина или должника - индивидуального предпринимателя и десяти тысяч рублей с должника-организации. В случае неисполнения исполнительного документа неимущественного характера исполнительский сбор с должника-гражданина или должника - индивидуального предпринимателя устанавливается в размере пяти тысяч рублей, с должника-организации - пятидесяти тысяч рублей.
Пунктом 13 части 1 статьи 64 Федерального закона "Об исполнительном производстве" установлено, что в процессе исполнения требований исполнительных документов судебный пристав-исполнитель вправе взыскивать исполнительский сбор.
В соответствии со статьей 105 Федерального закона "Об исполнительном производстве", в случаях неисполнения должником требований, содержащихся в исполнительном документе, в срок, установленный для добровольного исполнения, а также неисполнения им исполнительного документа, подлежащего немедленному исполнению, в течение суток с момента получения копии постановления судебного пристава-исполнителя о возбуждении исполнительного производства судебный пристав-исполнитель выносит постановление о взыскании исполнительского сбора и устанавливает должнику новый срок для исполнения.
Согласно разъяснениям, данным в пункте 22 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 17.11.2017 N 50 "О применении судами законодательства при рассмотрении некоторых вопросов, возникающих в ходе исполнительного производства", в соответствии с частями 11 и 12 статьи 30 Закона об исполнительном производстве срок для добровольного исполнения требований, содержащихся в исполнительном документе, составляет пять дней со дня получения должником постановления о возбуждении исполнительного производства. В указанный срок не включаются нерабочие дни (часть 2 статьи 15 Закона).
Как следует из разъяснений, содержащихся в пункте 78 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 17 ноября 2015 года N 50 "О применении судами законодательства при рассмотрении некоторых вопросов, возникающих в ходе исполнительного производства", по смыслу части 1 статьи 112 Закона об исполнительном производстве исполнительский сбор обладает свойствами административной штрафной санкции, при применении которой на должника возлагается обязанность произвести определенную дополнительную выплату в качестве меры его публично-правовой ответственности, возникающей в связи с совершенным им правонарушением в процессе исполнительного производства.
В соответствии с разъяснениями, данными в Постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 30 июля 2001 года N 13-П, исполнительский сбор является не правовосстановительной санкцией, т.е. санкцией, обеспечивающей исполнение должником его обязанности возместить расходы по совершению исполнительных действий, осуществленных в порядке принудительного исполнения судебных и иных актов, а представляет собой санкцию штрафного характера, т.е. возложение на должника обязанности произвести определенную дополнительную выплату в качестве меры его публично-правовой ответственности, возникающей в связи с совершенным им правонарушением в процессе исполнительного производства.
Судом установлено, что на основании решения Мотыгинского районного суда от 01.11.2017 г. по гражданскому делу № 2-483/2017г. по исковому заявлению прокурора Мотыгинского района Красноярского края в интересах неопределенного круга лиц к администрации п. Раздолинска Мотыгинского района Красноярского края об обязании разработать и утвердить схему генеральной очистки муниципального образования п. Раздолинск, согласовать места временного хранения отходов с архитектором Мотыгинского района и уполномоченным органом Роспотребнадзора, разработать и согласовать график периодичности удаления твердых бытовых отходов с уполномоченным органом Роспотребнадзора, вступившего в законную силу 02.12.2017 г. был выдан исполнительный лист ФС № об обязании администрации п. Раздолинска Мотыгинского района Красноярского края в течение 6 ( шести) месяцев с момента вступления решения суда в законную силу разработать и утвердить схему генеральной очистки муниципального образования п. Раздолинск, согласовать места временного хранения отходов с архитектором Мотыгинского района и уполномоченным органом Роспотребнадзора, разработать и согласовать график периодичности удаления твердых бытовых отходов с уполномоченным органом Роспотребнадзора.
На основании вышеуказанного исполнительного листа 02.07.2018 г. судебным приставом исполнителем ОСП по Мотыгинскому району Горленко А.В. возбуждено исполнительное производство № 6203/18/24067-ИП в отношении должника администрации п. Раздолинска. Как следует из постановления о возбуждении исполнительного производства от 02.07.2018 г. № 24067/18/172303 должнику установлен 5-ти дневный срок для добровольного исполнения требований, содержащихся в исполнительном документе, с момента получения должником копии настоящего постановления.
Сведения об отправке копии вышеуказанного постановления, а так же о получении администрацией п. Раздолинска копии постановления о возбуждении исполнительного производства № 6203/18/24067-ИП от 02.07.2018 г. в материалах дела отсутствуют.
30.07.2018 г. представитель администрации п. Раздолинска Кузьмин А.В. обратился в ОСП по Мотыгинскому району с заявлением о приостановлении исполнительного производства от 02.07.2018 г., возбужденного на основании исполнительного листа, выданного по гражданскому делу №2-483/2017 г. по исковому заявлению прокурора Мотыгинского района Красноярского края в интересах неопределенного круга лиц к администрации п. Раздолинска Мотыгинского района Красноярского края об обязании разработать и утвердить схему генеральной очистки муниципального образования п. Раздолинск, согласовать места временного хранения отходов с архитектором Мотыгинского района и уполномоченным органом Роспотребнадзора, разработать и согласовать график периодичности удаления твердых бытовых отходов с уполномоченным органом Роспотребнадзора.
Кроме этого, 08.08.2018 г. представитель администрации п. Раздолинска Кузьмин А.В. обратился в Мотыгинский районный суд с заявлением об отмене судебного решения по гражданскому делу № 2-483/2017 г. по исковому заявлению прокурора Мотыгинского района Красноярского края в интересах неопределенного круга лиц к администрации п. Раздолинска Мотыгинского района Красноярского края об обязании разработать и утвердить схему генеральной очистки муниципального образования п. Раздолинск, согласовать места временного хранения отходов с архитектором Мотыгинского района и уполномоченным органом Роспотребнадзора, разработать и согласовать график периодичности удаления твердых бытовых отходов с уполномоченным органом Роспотребнадзора по вновь открывшимся обстоятельствам.
Определением Мотыгинского районного суда от 12.09.2018 г. решение Мотыгинского районного суда от 01.11.2017 г. по гражданскому делу по исковому заявлению прокурора Мотыгинского района Красноярского края в интересах неопределенного круга лиц к администрации п. Раздолинска Мотыгинского района Красноярского края об обязании разработать и утвердить схему генеральной очистки муниципального образования п. Раздолинск, согласовать места временного хранения отходов с архитектором Мотыгинского района и уполномоченным органом Роспотребнадзора, разработать и согласовать график периодичности удаления твердых бытовых отходов с уполномоченным органом Роспотребнадзора отменено по вновь открывшимся обстоятельствам.
Исполнительное производство, возбужденное в отношении должника администрации п. Раздолинска Мотыгинского района Красноярского края на основании исполнительного листа ФС №, выданного Мотыгинским районным судом по гражданскому делу № 2-483/2018 г. приостановлено до рассмотрения заявления администрации п. Раздолинска Мотыгинского района Красноярского края об отмене решения Мотыгинского районного суда от 01.11.2017 г., по вновь открывшимся обстоятельствам по существу.
Решением Мотыгинского районного суда от 20.12.2018 г. на администрацию п. Раздолинска Мотыгинского района Красноярского края была возложено обязанность в течение 6 ( шести) месяцев с момента вступления решения суда в законную силу разработать и утвердить схему генеральной очистки муниципального образования п. Раздолинск, согласовать места временного хранения отходов с архитектором Мотыгинского района и уполномоченным органом Роспотребнадзора, разработать и согласовать график периодичности удаления твердых бытовых отходов с уполномоченным органом Роспотребнадзора.
Исполнительное производство, возбужденное на основании исполнительного листа ФС №, выданного по решению Мотыгинского районного суда от 01.11.2017 г. по гражданскому делу № 2-483/2017 г. по исковому заявлению прокурора Мотыгинского района Красноярского края в интересах неопределенного круга лиц к администрации п. Раздолинска Мотыгинского района Красноярского края об обязании разработать и утвердить схему генеральной очистки муниципального образования п. Раздолинск, согласовать места временного хранения отходов с архитектором Мотыгинского района и уполномоченным органом Роспотребнадзора, разработать и согласовать график периодичности удаления твердых бытовых отходов с уполномоченным органом Роспотребнадзора было прекращено. Решение вступило в законную силу 21.01.2019 г.
Тем не менее, несмотря на то, что на основании определения Мотыгинского районного суда от 12.09.2018 г. исполнительное производство в отношении администрации п. Раздолинска было приостановлено до рассмотрения заявления администрации п. Раздолинска Мотыгинского района Красноярского края об отмене решения Мотыгинского районного суда от 01.11.2017 г., по вновь открывшимся обстоятельствам по существу, 11.11.2018 г. судебным приставом исполнителем ОСП по Мотыгинскому району Горленко А.В. вынесено постановление № 24067/18/185161 о взыскании исполнительского сбора с администрации п. Раздолинска в размере 50000 рублей в связи с тем, что исполнительный документ - исполнительный лист ФС № администрацией п. Раздолинска в срок, установленный для добровольного исполнения не исполнен.
Как следует из материалов дела, копия постановления о взыскании исполнительского сбора с администрации п. Раздолинска от 11.11.2018 г. была направлена в адрес должника лишь 30.11.2018 г. и получена администрацией п. Раздолинска 04.12.2018 г., что подтверждается отчетом об отслеживании отправления.
26.02.2019г. судебным приставов исполнителем ОСП по Мотыгинскому району Горленко А.В. было вынесено постановление об окончании исполнительного производства № 6203/1824067-ИП в связи с тем, что в ходе исполнения данного исполнительного производства было установлено, что требования исполнительного документа выполнены в полном объеме. По состоянию на 26.02.2019 г. задолженность по исполнительному производству составляет 50 000 рублей.
26.02.2019г. на основании постановления судебного пристава – исполнителя № 24067/18/185161 от 11.11.2018г. судебным приставом-исполнителем ОСП по Мотыгинскому району Горленко А.В. было вынесено постановление о возбуждении исполнительного производства о взыскании с администрации п. Раздолинска исполнительского сбора в размере 50 000 рублей.
Как показал в судебном заседании представитель административного истца администрации п. Раздолинска Кузьмин А.В., данное постановление о возбуждении исполнительного производства в адрес администрации п. Раздолинска не поступало.
В судебном заседании было установлено, что определением Мотыгинского районного суда от 12.09.2018 г. исполнительное производство в отношении администрации п. Раздолинска было приостановлено до рассмотрения заявления администрации п. Раздолинска Мотыгинского района Красноярского края об отмене решения Мотыгинского районного суда от 01.11.2017 г., по вновь открывшимся обстоятельствам по существу. Решение по данному делу было вынесено Мотыгинским районным судом 20.12.2018 г. Таким образом, по состоянию на 11.11.2018 г. у судебного пристава исполнителя ОСП по Мотыгинскому району Горленко А.В. не имелось оснований для привлечения администрации п. Раздолинска к ответственности в виде взыскания исполнительского сбора, поскольку обжалуемое постановление было вынесено в период приостановления исполнительного производства, возбужденного на основании исполнительного листа ФС №, выданного Мотыгинским районным судом по гражданскому делу № 2-483/2018 г.
Кроме этого, необходимо обратить внимание, что непосредственная отмена незаконных и необоснованных решений должностных лиц в компетенцию суда не входит, это обязанность соответствующего руководителя органа, наделенного необходимыми полномочиями. Судья не вправе предопределять действия должностного лица, отменять либо обязывать его отменить решение, признанное им незаконным или необоснованным.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 175-180 КАС РФ, суд
РЕШИЛ:
Административное исковое заявление администрации п. Раздолинск Мотыгинского района Красноярского края к отделению судебных приставов по Мотыгинскому району Главного управления Федеральной службы судебных приставов по Красноярскому краю, Главному управлению Федеральной службы судебных приставов по Красноярскому краю о признании постановления о взыскании исполнительского сбора незаконным – удовлетворить.
Признать постановление судебного пристава - исполнителя ОСП по Мотыгинскому району УФССП по Красноярскому краю Горленко А.В. от 11.11.2018 г. № 24067/18/185161 о взыскании исполнительского забора с администрации п. Раздолинска Мотыгинского района Красноярского края по исполнительному производству № 1303/19/24067-ИП, возбужденному 26.02.2019 г. незаконным.
Решение может быть обжаловано в Красноярский краевой суд через
Мотыгинский районный суд в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Председательствующий О.Ю. Петушкова