Дело №2а-452/2020
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
28 августа 2020 года с. Новокаякент
Каякентский районный суд Республики Дагестан в составе председательствующего судьи Абдулхаликова Ш.Г., при секретаре Мирзабековой Н.З., рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску МРИ ФНС России №14 по Республике Дагестан к А.А.Н. о взыскании транспортного налога и пени, земельного налога и пени за налоговый период 2014-2016г.г., в общей сумме 140 689,07 рублей,
установил:
МРИ ФНС России №14 по Республике Дагестан обратилась в суд с административным иском к административному ответчику к А.А.Н. о взыскании транспортного налога и пени, земельного налога и пени за налоговый период 2014-2016г.г., в общей сумме 140 689,07 рублей, по тем основаниям, что А.А.Н., проживающий по адресу: РД, <адрес>, состоит на налоговом учете в МРИ ФНС России № по РД, имеет в собственности автомобили: № 05 рус, и земельные участки: кадастровый номер №, расположенный по адресу: РД, <адрес>, кадастровый номер №, расположенный по адресу: РД, <адрес>.
Земельный налог установлен главой 31 НК РФ.
Транспортный налог установлен главой 28 НК РФ, а также Законом Республики Дагестан от 02.12.2002 № 39 (ред. от 29.11.2013) «О транспортном налоге».
В соответствии с НК РФ, инспекцией был начислен должнику транспортный и земельный налог и ему направлено единое налоговое уведомление.
Согласно п. 2 ст. 44 НК РФ обязанность по уплате конкретного налога или сбора возлагается на налогоплательщика и плательщика сбора с момента возникновения установленных законодательством о налогах и сборах обстоятельств, предусматривающих уплату данного налога и сбора.
В нарушение вышеуказанных положений НК РФ, должник не уплатил в установленный срок в бюджетную систему РФ суммы начисленных налогов.
В соответствии со ст.75 НК РФ при неуплате в установленный законодательством срок начисляется пеня в размере 1/300 действующей на это время ставки рефинансирования Центрального банка России.
Инспекцией в соответствии со ст.69 НК РФ было направлено должнику требование с предложением погасить задолженность по вышеуказанным налогам, однако в установленный срок он не уплатил сумму налога и соответствующей пени.
В судебном заседании представитель МРИ ФНС России №14 по РД при рассмотрении дела участие не принимал, хотя был надлежащим образом уведомлен о месте и времени рассмотрения дела. В административном исковом заявлении начальник МРИ ФНС России №14 по РД Тидулаев М.П. просит рассмотреть дело без участия представителя инспекции.
Административный ответчик А.А.Н. при рассмотрении дела в судебном заседании участие не принимал, хотя был надлежащим образом уведомлен о месте и времени рассмотрения дела. Из его письменного возражения следует, что он просит рассмотреть дело без его участия.
Из письменных возражений А.А.Н. следует, что он с административным иском МРИ ФНС России № 14 по РД не согласен, просит в удовлетворении административных исковых требований о взыскании с него недоимки по налогам, сборам и другим платежам на общую сумму 140689,07 рублей отказать в связи с пропуском административным истцом шестимесячного срока обращения в суд.
В связи с неявкой в судебное заседание участников процесса, дело рассмотрено судом без их участия.
Суд, исследовав материалы дела, приходит к выводу об отказе в удовлетворении административных исковых требований по следующим основаниям.
В силу статьи 3 НК РФ каждое лицо должно уплачивать законно установленные налоги и сборы. Законодательство о налогах и сборах основывается на признании всеобщности и равенства налогообложения. При установлении налогов учитывается фактическая способность налогоплательщика к уплате налога.
В соответствии с пунктом 2 статьи 44 НК РФ обязанность по уплате конкретного налога или сбора возлагается на налогоплательщика или плательщика сбора с момента возникновения установленных законодательством о налогах и сборах обстоятельств, предусматривающих уплату данного налога или сбора.
На основании статьи 45 НК РФ налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога в срок, установленный законодательством о налогах и сборах, если этим законодательством не предусмотрено иное. Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом налогоплательщику требования об уплате налога.
Согласно пункту 1 статьи 48 НК РФ в случае неисполнения налогоплательщиком (плательщиком сбора, плательщиком страховых взносов) - физическим лицом, не являющимся индивидуальным предпринимателем (далее в настоящей статье - физическое лицо), в установленный срок обязанности по уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов налоговый орган (таможенный орган), направивший требование об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов (налоговый орган по месту жительства физическоголица в случае снятия этого лица с учета в налоговом органе, направившем требование об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов), вправе обратиться в суд с заявлением о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов за счет имущества, в том числе денежных средств на счетах в банке, электронных денежных средств, переводы которых осуществляются с использованием персонифицированных электронных средств платежа, и наличных денежных средств, этого физического лица в пределах сумм, указанных в требовании об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, с учетом особенностей, установленных настоящей статьей.
Заявление о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов за счет имущества физического лица (далее в настоящей статье - заявление о взыскании) подается в отношении всех требований об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, по которым истек срок исполнения и которые не исполнены этим физическим лицом на дату подачи налоговым органом (таможенным органом) заявления о взыскании в суд.
Указанное заявление о взыскании подается налоговым органом (таможенным органом) в суд, если общая сумма налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, подлежащая взысканию с физического лица, превышает 3 000 руб., за исключением случая, предусмотренного абзацем третьим пункта 2 настоящей статьи.
Копия заявления о взыскании не позднее дня его подачи в суд направляется налоговым органом (таможенным органом) физическому лицу, с которого взыскиваются налоги, сборы, страховые взносы, пени, штрафы.
Заявление о взыскании подается в суд общей юрисдикции налоговым органом (таможенным органом) в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, если иное не предусмотрено настоящим пунктом (пункт 2 статьи 48 НК РФ).
Пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления о взыскании может быть восстановлен судом (абзац 3 пункта 3 статьи 48 НК РФ).
Судом установлено, что в соответствии со ст.52 НК РФ А.А.Н. было направлено налоговое уведомление с предложением оплатить задолженность по налогам.
В сроки, установленные налоговым законодательством, налогоплательщик суммы налога, указанные в уведомлении, не уплатил, в связи с чем налоговая инспекция направила А.А.Н. требование № от 25.12.2017 о погашении задолженности по транспортному и земельному налогам и пени до 09.02.2018.
15.07.2019 года административный истец обратился к мировому судье судебного участка № 118 Каякентского района РД с заявлением о вынесении судебного приказа о взыскании с административного ответчика А.А.Н. задолженности по налогам.
Судебным приказом мирового судьи судебного участка № 118 Каякентского района от 15.07.2019 с должника А.А.М. взысканы задолженность по транспортному налогу и пени, земельному налогу и пени, в общей сумме 140689,07 рублей.
Определением от 09.01.2020 мировым судьей судебный приказ от 15.07.2019 о взыскании с административного ответчика А.А.Н. задолженности по налогам и пени был отменен, что явилось основанием для обращения налоговой инспекции в суд с административным иском к А.А.Н.
В соответствии с частью 1 статьи 286 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее КАС РФ) органы государственной власти, иные государственные органы, органы местного самоуправления, другие органы, наделенные в соответствии с федеральным законом функциями контроля за уплатой обязательных платежей (далее - контрольные органы), вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением о взыскании с физических лиц денежных сумм в счет уплаты установленных законом обязательных платежей и санкций, если у этих лиц имеется задолженность по обязательным платежам, требование контрольного органа об уплате взыскиваемой денежной суммы не исполнено в добровольном порядке или пропущен указанный в таком требовании срок уплаты денежной суммы и федеральным законом не предусмотрен иной порядок взыскания обязательных платежей и санкций.
В силу части 2 статьи 286 КАС РФ административное исковое заявление о взыскании обязательных платежей и санкций может быть подано в суд в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате обязательных платежей и санкций. Пропущенный по уважительной причине срок подачи административного искового заявления о взыскании обязательных платежей и санкций может быть восстановлен судом.
При рассмотрении административных дел о взыскании обязательных платежей и санкций суд проверяет полномочия органа, обратившегося с требованием о взыскании обязательных платежей и санкций, выясняет, соблюден ли срок обращения в суд, если такой срок предусмотрен федеральным законом или иным нормативным правовым актом, и имеются ли основания для взыскания суммы задолженности и наложения санкций, а также проверяет правильность осуществленного расчета и рассчитанного размера взыскиваемой денежной суммы.
Таким образом, статьей 48 НК РФ установлен шестимесячный срок на подачу заявления о взыскании в порядке искового производства, который подлежит исчислению со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, если иное не предусмотрено настоящим пунктом.
Анализ взаимосвязанных положений пунктов 1 - 3 статьи 48 НК РФ свидетельствует об ограничении срока, в течение которого налоговый орган вправе обратиться в суд за взысканием налога, сбора, пеней, штрафов.
В обязанность суда входит проверка соблюдения налоговым органом срока обращения в суд, если такой срок предусмотрен федеральным законом или иным нормативным правовым актом (часть 6 статьи 289 КАС РФ).
Пропуск установленного срока обращения в суд не является основанием для отказа в принятии административного искового заявления к производству суда.
Причины пропуска срока обращения в суд выясняются в предварительном судебном заседании или в судебном заседании.
Пропуск срока обращения в суд без уважительных причин, а также невозможность восстановления пропущенного (в том числе по уважительной причине) срока обращения в суд является основанием для отказа в удовлетворении административного иска.
Для полного и объективного рассмотрения настоящего дела, суд, в соответствии с ч. 5 ст. 289 КАС РФ, неоднократно запрашивал у МРИ ФНС России № 14 по РД заверенную копию заявления о выдаче судебного приказа в мировой суд судебного участка № 118 Каякентского района в отношении А.А.Н. за период 2014-2016г.г., однако МРИ ФНС России №14 по РД по сей день запрошенные документы не представил.
Для полного и объективного рассмотрения настоящего дела суд истребовал у мирового судьи судебного участка №118 Каякентского района РД дело по иску МРИ ФНС России № 14 по РД к А.А.Н. о взыскании недоимок по налогам и сборам в размере 140 689,07 рублей, и заверенную копию книги входящей корреспонденции, где имеется отметка о принятии заявления МРИ ФНС России №14 по РД о выдаче судебного приказа по указанному делу.
Из представленной мировым судом судебного участка № 118 Каякентского района заверенной копии страницы книги входящей корреспонденции, следует, что МРИ ФНС России № по РД обратилась в мировой суд судебного участка № 118 с заявлением о выдаче судебного приказа в отношении А.А.Н. 15.07.2019 за входящим номером №.
Из представленного мировым судьей судебного участка № 118 Каякентского района РД дела №а-№ иску МРИ ФНС России №14 по РД к А.А.Н. о взыскании недоимок по налогам и сборам в размере 140 689,07 рублей, следует, что МРИ ФНС России №14 по РД обратилась в мировой суд судебного участка № 118 с заявлением о выдаче судебного приказа в отношении А.А.Н. 15.07.2019 за входящим номером №.
Согласно судебному приказу, вынесенному 15.07.2019, с должника А.А.Н. подлежит взысканию задолженность по налогам и сборам на общую сумму 140689,07 рублей.
Из сопроводительного письма мирового судьи судебного участка №118 Каякентского района от 15.07.2019 за исходящим номером № следует, что указанный судебный приказ направлен А.А.Н. 15.07.2019г.
Из копии определения от 09.01.2020 следует, что мировым судьей судебный приказ от 15.07.2019 о взыскании с административного ответчика А.А.Н. задолженности по налогам и пени был отменен, что явилось основанием для обращения налоговой инспекции в суд с административным иском к А.А.Н.
Таким образом, в судебном заседании установлено, что требование № с предоставлением срока погашения задолженности по транспортному налогу и пени, земельному налогу и пени до 09.02.2018 административным истцом выставлено административному ответчику А.А.Н. 25.12.2017, а в мировой суд судебного участка № 118 Каякентского района МРИ ФНС России № 14 по РД обратилась с заявлением о вынесении судебного приказа лишь 15.07.2019, т.е. с пропуском установленного Законом шестимесячного срока.
При таких обстоятельствах, суд не находит оснований для удовлетворения административного искового заявления МРИ ФНС России № 14 по РД к А.А.Н. о взыскании транспортного налога и пени, земельного налога и пени, за период 2014-2016г.г., в общей сумме 140 689,07 рублей.
Учитывая установленные по делу обстоятельства, суд не находит оснований для признания причины пропуска срока уважительными, поскольку у налогового органа не имелось объективных препятствий для своевременного обращения в суд с административным исковым заявлением о взыскании недоимки.
Следовательно, при указанных обстоятельствах суд не находит оснований для удовлетворения административных исковых требований МРИ ФНС России № 14 по РД, в связи с пропуском административным истцом сроков обращения в суд.
Руководствуясь ст.ст.174-180, 291-293 КАС РФ, районный суд
решил:
В удовлетворении административных исковых требований Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 14 по Республике Дагестан к А.А.Н. о взыскании транспортного налога и пени, земельного налога и пени за налоговый период 2014-2016г.г., в общей сумме 140 689 (сто сорок тысяч шестьсот восемьдесят девять) рублей 07 копеек, отказать в связи с пропуском административным истцом сроков обращения в суд.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке Верховный Суд Республики Дагестан в течение месяца со дня принятия судом решения в окончательной форме через районный суд.
Судья Ш.Г.Абдулхаликов
Решение в окончательной форме отпечатано и оглашено 28.08.2020.