Дело № 2-608/2023
УИД 29RS0011-01-2023-000784-43
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
21 декабря 2023 года село Верхняя Тойма
Красноборский районный суд Архангельской области в составе
председательствующего судьи Королевой Я.А.
при секретаре Коровкиной Г.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Антипиной Г. И. к администрации Верхнетоемского муниципального округа о возмещении убытков, затраченных на капитальный ремонт жилого помещения, и судебных расходов,
УСТАНОВИЛ:
Антипина Г.И. обратилась в суд с иском к администрации Верхнетоемского муниципального округа о возмещении убытков, затраченных на капитальный ремонт жилого помещения. Свои требования мотивировала тем, что между ней и ответчиком __.__.______г. заключен договор социального найма. За весь период проживания в квартире никакого ремонта не производилось, в связи с чем начала протекать кровля. Она как наниматель своими силами и на свои средства отремонтировала крышу. Просит взыскать с ответчика затраченные ею на ремонт денежные средства в размере 145 685 рублей 00 копеек, из которых 115 685 рублей 00 копеек были потрачены на покупку стройматериалов, а 30 000 рублей оплачено за проведение кровельных работ, а также расходы на оплату государственной пошлины в размере 4 114 рублей 00 копеек.
Истец Антипина Г.И., извещенная надлежащим образом о дате, времени и месте судебного заседания, в суд не явилась, просила рассмотреть дело без ее участия.
Ответчик администрация Верхнетоемского муниципального округа, надлежащим образом извещенная о времени и месте судебного заседания, просила рассмотреть дело в отсутствие своего представителя. В отзыве глава Верхнетоемского муниципального округа Гуцало С.В. просил отказать Антипиной Г.И. в удовлетворении заявленных требований в полном объёме. Указал, что работы по замене кровли жилого дома относятся к капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме. Жилой дом, в котором проживает истец, является многоквартирным, состоит из двух квартир. Администрацией как собственником обеих квартир в данном многоквартирном доме решение о проведении капитального ремонта не принималось. Поскольку у администрации отсутствуют сведения о необходимости проведения капитального ремонта крыши данного дома, то у истца не имелось законных оснований производить самостоятельные работы по капитальному ремонту общего имущества многоквартирного дома. Истцом в подтверждение понесенных затрат к исковому заявлению приложен товарный чек, но кассовый чек об оплате товара отсутствует. Считает, что товарный чек не может являться документальным подтверждением понесенных затрат на ремонт, так как он не несет информации о том, оплачен ли товар, и кем оплачен.
Третье лицо Государственная жилищная инспекция Архангельской области, надлежащим образом извещенная о времени и месте судебного заседания, в суд своего представителя не направила.
По определению суда в порядке ст. 167 ГПК РФ дело рассмотрено в отсутствие сторон.
Изучив и исследовав материалы гражданского дела, суд приходит к следующим выводам.
В соответствии со статьей 40 Конституции РФ каждый имеет право на жилище. Органы государственной власти и органы местного самоуправления создают условия для осуществления права на жилище.
Согласно положениям ч. 4 ст. 14 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», с 01 января 2016 года к ведению муниципальных районов перешли полномочия в сфере жилищного законодательства.
В настоящее время полномочия по решению вопросов местного самоуправления осуществляет администрация Верхнетоемского муниципального округа, в том числе и в сфере жилищного законодательства.
Согласно выписке из реестра муниципального имущества Верхнетоемского муниципального округа от __.__.______г. правообладателем <адрес> является Верхнетоемский муниципальный округ Архангельской области.
В силу п.п. 3, 6 и 6.1 ст. 2 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее – ЖК РФ) органы местного самоуправления в пределах своих полномочий обеспечивают условия для осуществления гражданами права на жилище, в том числе в установленном порядке предоставляют гражданам жилые помещения по договорам социального найма или договорам найма жилых помещений государственного или муниципального жилищного фонда; обеспечивают контроль за использованием и сохранностью жилищного фонда; организуют обеспечение своевременного проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах за счет взносов собственников помещений в таких домах на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирных домах, бюджетных средств и иных не запрещенных законом источников финансирования.
В соответствии с ч. 2 ст. 15 ЖК РФ жилым помещением признается изолированное помещение, которое является недвижимым имуществом и пригодно для постоянного проживания граждан (отвечает установленным санитарным и техническим правилам и нормам, иным требованиям законодательства).
Статьей 210 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее – ГК РФ) установлено, что собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.
Согласно п.п. 1, 3 и 4 ст. 30 ЖК РФ собственник жилого помещения осуществляет права владения, пользования и распоряжения принадлежащим ему на праве собственности жилым помещением в соответствии с его назначением и пределами его использования, а также несет бремя содержания данного помещения. Кроме того, собственник жилого помещения обязан поддерживать данное помещение в надлежащем состоянии, не допуская бесхозяйственного обращения с ним, соблюдать права и законные интересы соседей, правила пользования жилыми помещениями, а также правила содержания общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме.
Статья 66 ЖК РФ устанавливает, что наймодатель жилого помещения по договору социального найма, не исполняющий обязанностей, предусмотренных жилищным законодательством и договором социального найма жилого помещения, несет ответственность, предусмотренную законодательством. При неисполнении или ненадлежащем исполнении наймодателем жилого помещения по договору социального найма обязанностей по своевременному проведению капитального ремонта сданного внаем жилого помещения, общего имущества в многоквартирном доме и устройств, находящихся в жилом помещении и предназначенных для предоставления коммунальных услуг, наниматель по своему выбору вправе потребовать уменьшение платы за пользование занимаемым жилым помещением, общим имуществом в многоквартирном доме, либо возмещение своих расходов на устранение недостатков жилого помещения и (или) общего имущества в многоквартирном доме, либо возмещение убытков, причиненных ненадлежащим исполнением или неисполнением указанных обязанностей наймодателя.
В соответствии с ч. 3 ст. 67 ЖК РФ наниматель жилого помещения по договору социального найма обязан: 1) использовать жилое помещение по назначению и в пределах, которые установлены настоящим Кодексом; 2) обеспечивать сохранность жилого помещения; 3) поддерживать надлежащее состояние жилого помещения; 4) проводить текущий ремонт жилого помещения; 5) своевременно вносить плату за жилое помещение и коммунальные услуги.
Согласно приложению 3 к Положению об организации и проведении реконструкции, ремонта и технического обслуживания жилых зданий, объектов коммунального и социально-культурного назначения, утвержденному Приказом Госкомархитектуры от __.__.______г. № *** «Об утверждении ведомственных строительных норм Госкомархитектуры», минимальная продолжительность эффективной эксплуатации элементов жилых зданий следующая: покрытия кровли – от 10 до 30 лет, кроме покрытия из керамической черепицы, минимальная продолжительность эффективной эксплуатации которого составляет 60 лет.
Как установлено в судебном заседании и подтверждается материалами дела, Антипина Г.И. с __.__.______г. до момента рассмотрения дела в суде зарегистрирована и фактически проживает в <адрес>.
__.__.______г. между Антипиной Г.И. и администрацией МО «Горковское» заключен договор социального найма жилого помещения № ***, расположенного по адресу: <адрес>.
Законом Архангельской области от 26.04.2021 № 413-25-ОЗ «О преобразовании сельских поселений Верхнетоемского муниципального района Архангельской области путем их объединения и наделения вновь образованного муниципального образования статусом Верхнетоемского муниципального округа Архангельской области» (далее - Закона Архангельской области от 26.04.2021 № 413-25-ОЗ) в соответствии со ст. 13 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» сельские поселения «Афанасьевское», «Верхнетоемское», «Выйское», «Горковское», «Двинское», «Пучужское», «Сефтренское», «Федьковское» Верхнетоемского муниципального района Архангельской области преобразованы путем их объединения и вновь образованное муниципальное образование наделено статусом Верхнетоемского муниципального округа Архангельской области (далее также - Верхнетоемский муниципальный округ) в границах Верхнетоемского муниципального района Архангельской области с административным центром в селе Верхняя Тойма.
Поскольку администрация Верхнетоемского муниципального округа является правопреемником администрации МО «Горковское» и администрации Верхнетоемского муниципального района, перезаключение договора социального найма спорного жилого помещения не требуется.
Указанные факты сторонами не оспариваются и доказательств обратного в материалах дела не имеется.
Согласно материалам дела, двухквартирный жилой дом № *** по адресу: <адрес>, введен в эксплуатацию в 1983 году.
Доказательств того, что капитальный ремонт на протяжении времени проживания истца в вышеуказанной квартире проводился МО «Горковское», МО «Верхнетоемский муниципальный район», Верхнетоемским муниципальным округом суду не представлено.
В соответствии с п. 3 ч. 2 ст. 65 ЖК РФ, ст. 676, п. 2 ст. 681 ГК РФ осуществление капитального ремонта жилого помещения относится к обязанности наймодателя жилого помещения по договору социального найма.
В настоящее время истекли сроки минимальной продолжительности эффективной эксплуатации кровли жилого дома.
Необходимость проведения ремонта кровли рассматриваемого жилого дома следует из года его постройки, представленных в материалы дела фотографий, заключения специалиста ФИО4
При таких обстоятельствах суд приходит к выводу о том, что истцом понесены расходы на капитальный ремонт кровли жилого помещения (замена шифера на профнастил), в котором она проживает на основании договора социального найма, а у ответчика возникла обязанность по возмещению понесенных истцом расходов.
То обстоятельство, что у ответчика отсутствовали сведения о необходимости проведения капитального ремонта крыши данного дома, как на то ссылается ответчик, не освобождает последнего от обязанности возместить расходы на обоснованный капитальный ремонт кровли.
Указывая на необходимость проведения как капитального, так и текущего ремонта жилого помещения (ст. ст. 65, 67 ЖК РФ), законодатель не дает определение ремонта жилищного фонда в зависимости от вида работ, осуществляемых наймодателем и нанимателем, поэтому работы, относящиеся к текущему и капитальному ремонту, определены Правилами и нормами технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденными Постановлением Госстроя РФ от 27.09.2003 № 170 (далее - Правила № 170), к компетенции которого и отнесено разрешение этих вопросов.
Названными Правилами № 170 предусмотрен Примерный перечень работ, производимых при текущем ремонте жилищного фонда (Приложение № 7), Примерный перечень работ, производимых при капитальном ремонте жилищного фонда (Приложение № 8).
Рассматривая вопрос о размере подлежащих возмещению расходов, суд исходит из следующего.
Специалист ФИО4, ознакомившись с материалами настоящего гражданского дела, сделал письменное заключение о том, что к работам капитального характера относятся работы, проведенные истцом по замене кровли, кроме работ по ремонту дымовых труб. В проведении истцом капитального ремонта имелась необходимость в связи с тем, что жилой дом, в котором проживает истец, введен в эксплуатацию в 1983 году, капитальный ремонт не производился. Расходы на приобретение истцом следующих материалов: снегодержатель в количестве 3 штуки на общую сумму 6600,00 рублей; профнастил в количестве 4 штуки на общую сумму 5200,00 рублей; торцевая планка в количестве 6 штук на общую сумму 2700,00 рублей; железо оцинкованное в количестве 2 листов на общую сумму 2400,00 рублей; саморезы 4,8х35 в количестве 400 штук на общую сумму 1400,00 рублей; саморезы 4,8х75 в количестве 50 штук на общую сумму 250,00 рублей; конек в количестве 4 штуки на общую сумму 2700,00 рублей; профнастил 3 м в количестве 32 штуки на общую сумму 83200,00 рублей; фланец в количестве 3 штуки на общую сумму 5910,00 рублей, непосредственно связаны с проведением капитального ремонта кровли дома, объем материалов соответствует объему выполненной работы.
Расходы на приобретение истцом следующих материалов: труба 150 в количестве 3 штуки на общую сумму 3300,00 рублей; зонт в количестве 3 штуки на общую сумму 2025,00 рублей, всего на общую сумму 5325 рублей, связаны с проведением ремонта дымовых труб, но не относятся к капитальному ремонту дымовых труб. Расходы истца на оплату работ по договору подряда на замену кровли – 30000,00 рублей, исходя из средней рыночной цены по данному виду работ, соответствует объему выполненных работ.
Доводы ответчика в части не предоставления чеков на оплату купленных стройматериалов, суд находит несостоятельными, поскольку расходы истца подтверждаются материалами дела.
Таким образом, с ответчика в пользу истца подлежат возмещению расходы на проведение капитального ремонта всего на сумму 140 360 рублей 00 копеек (115 685 – 5325 + 30 000).
В остальной части исковые требования удовлетворению не подлежат, исходя из вышеизложенного.
На основании положений ст. 98 ГПК РФ, ст. 333.19 НК РФ, с ответчика в пользу истца подлежат взысканию судебные расходы на оплату государственной пошлины, уплаченной при подаче иска, пропорционально удовлетворенным требованиям в размере 4007 рублей 00 копеек.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 194-198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования Антипиной Г. И. к администрации Верхнетоемского муниципального округа о возмещении убытков, затраченных на капитальный ремонт жилого помещения, и судебных расходов удовлетворить частично.
Взыскать с администрации Верхнетоемского муниципального округа (ОГРН 1212900008254, ИНН 2908005127) в пользу Антипиной Г. И. (паспорт 1102 № ***, ИНН № ***) денежные средства в размере 140 360 рублей 00 копеек, расходы, связанные с уплатой государственной пошлины, в размере 4007 рублей 00 копеек, а всего взыскать 144 367 (Сто сорок четыре тысячи триста шестьдесят семь) рублей 00 копеек.
В удовлетворении остальной части заявленных требований отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Архангельский областной суд через Красноборский районный суд Архангельской области по адресу: Архангельская область, Верхнетоемский район, с. Верхняя Тойма, ул. Победы, д. 3 в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме.
Решение в окончательной форме принято 28 декабря 2023 года.
Председательствующий Я.А. Королева