ВЕРХОВНЫЙ СУД
РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
по делу № 2-238/2020 (33-10278/2020)
06 июля 2020 г. г. Уфа
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Башкортостан в составе:
председательствующего Васильевой Г.Ф.
судей Кривцовой О.Ю.
Фроловой Т.Е.
при секретаре Ильясове Н.Г.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе Юнусова Р.Ф. на решение Стерлитамакского городского суда Республики Башкортостан от 19 февраля 2020 г., по иску Юнусова Р.Ф. к Администрации городского округа г. Стерлитамака, Государственному казенному учреждению Управление по реализации жилищных программ Республики Башкортостан о восстановлении ветерана боевых действий на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, вставших на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий до 1 января 2005 года,
Заслушав доклад судьи Васильевой Г.Ф., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Юнусов Р.Ф. обратился в суд с исковым заявлением к Администрации ГО г. Стерлитамак РБ, ГКУ Управление по реализации жилищных программ Республики Башкортостан, в котором с учетом уточнения просил признать недействительным (незаконным) постановление Администрации ГО г. Стерлитамак РБ №... от дата о снятии граждан с учета качестве нуждающихся в жилых помещения его и членов семьи в составе Юнусовой К.Р., дата года рождения, Юнусова Р.Р., дата года рождения. Обязать Администрацию ГО г. Стерлитамак РБ восстановить на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях его, ветерана боевых действий и членов его семьи, согласно дате постановке на учет с дата, обязать ГКУ Управление по реализации жилищных программ РБ восстановить в республиканском списке граждан ветеранов, инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов на получение единовременно социальной выплаты на приобретение жилья (сертификата) согласно дате постановке на учет в качестве нуждающихся с 03.02.2004 года. Исковые требования мотивированы тем, что истец, будучи ветераном боевых действий, с 03 февраля 2004 г. на основании поданного заявления был включен в Республиканский список ветеранов, инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, нуждающихся в улучшении жилищных условий в соответствии с Федеральным законом «О Ветеранах». На основании постановления №... от дата Администрация ГО адрес РБ уведомила истца о том, что в связи с обеспеченностью жильем по учетной норме, утратой оснований, дающих право на получение жилого помещения по договору социального найма и предоставлением неполных сведений об изменениях в ранее предоставленных сведениях, обязанность о предоставлении которых возложена на гражданина-заявителя, а именно в связи с наличием в собственности члена семьи ? доли квартиры площадью ... кв.м. по адресу: адрес учетом которой жильем по учетной норме были обеспечены, истец был исключен из Республиканского списка ветеранов, инвалидов и семей, имеющих детей инвалидов, нуждающихся в улучшении жилищных условий. Данное решение Администрации ГО г. Стерлитамак истец считает незаконным и противоречащим ст. 56 ЖК РФ и ФЗ «О ветеранах». С 27 августа 2005 года истец состоял в зарегистрированном браке с Юнусовой Е.Ф., с дата был зарегистрирован по адресу: адрес. В браке родились двое детей Юнусова К.Р., дата гг. рождения, и Юнусов Р.Р., дата рождения, проживающие по адресу: адрес32. С 2010 года семья проживает и зарегистрированы в квартире общей площадью 46,9 кв.м., ? доля в праве собственности которой принадлежало бывшей супруге ФИО5 Е.Ф. (23,45 кв.м) и ? доля в праве собственности принадлежала сестре бывшей супруге ФИО7 С 14 июня 2001 года бывшей супруге Юнусовой Е.Ф. принадлежала на праве ? доли в собственности квартиры общей площадью ... кв.м., то есть ... кв., которая расположена по адресу: адрес. С июня 2019 года брачные отношения с Юнусовой Е.Ф. фактически были прекращены, совместного хозяйства не ведут, вместе не проживают, 28 октября 2019 г. брак был расторгнут. На апрель 2019 года очередь среди ветеранов боевых действий и членов семьи погибших (умерших) ветеранов составляла 396. При таких обстоятельствах, истец не перестал быть нуждающимся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма, и действия ответчика по снятию его с такого учета не могут быть признаны законными.
Решением Стерлитамакского городского суда Республики Башкортостан от 19 февраля 2020 г. постановлено:
исковые требования Юнусова Рустама Фирдависовича к Администрации городского округа г. Стерлитамака, Государственному казенному учреждению Управление по реализации жилищных программ Республики Башкортостан о признании недействительным (незаконным) постановления Администрации городского округа г. Стерлитамака Республики Башкортостан №... от дата о снятии граждан с учета в качестве нуждающихся в жилых помещениях Юнусова Р.Ф., 1976 года рождения и его семью в составе ФИО2, дата года рождения, ФИО3, дата года рождения, обязании Администрацию городского округа адрес Республики Башкортостан восстановить на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях ветерана боевых действий ФИО1, 1976 года рождения и его семью в составе ФИО2, дата рождения, ФИО3, дата рождения, обязании Государственное казенное учреждение ФИО4 по реализации жилищных программ Республики Башкортостан восстановить в республиканском списке граждан, ветеранов, инвалидов и семей, имеющих детей – инвалидов на получение единовременной социальной выплаты на приобретение жилья (сертификата) ветерана боевых действий ФИО1, 1976 года рождения и его семью в составе ФИО2, дата года рождения, ФИО3, дата года рождения, согласно дате постановке на учет в качестве нуждающихся с дата, - оставить без удовлетворения.
Не соглашаясь с решением суда, ФИО5 Р.Ф. в апелляционной жалобе просит его отменить, ссылаясь на его незаконность и необоснованность. Мотивируя доводы жалобы, истец повторил свои доводы, изложенные в исковом заявлении. Полагает, что судом не приняты во внимание его утверждения о принадлежности квартиры по адресу: адрес адрес дата на праве общей долевой собственности (1/2) его бывшей супруге ФИО5 Е.Ф. Другая 1/2 доли принадлежит сестре бывшей супруги истца И.Г.Ф.., которая членом семьи Юнусовых никогда не являлась, совместно с ними не проживала. Также с июня 2019 года брачные отношения истца с Юнусовой Е.Ф. были прекращены. Бывшей супруге истца ФИО5 Е.Ф с дата по дата принадлежала на праве общей долевой собственности (1/2 доли) квартира общей площадью ... кв.м. жилой площадью ... кв.м, по адресу: адрес, которая была получена в порядке наследования по закону и была отчуждена в связи с тем, что собственник 1/2 доли - сестра бывшей супруги истца Ильясовой Е.Ф. улучшила свои жилищные условия путем приобретения квартиры за счет кредитных ипотечных средств. На момент исключения из списка нуждающихся семья Юнусовых не была обеспечена учетной нормой в размере 12 кв.м, так как на момент исключения общая обеспеченность Юнусовых учетной нормой жилыми помещения составляла с учетом отчужденной 1/2 доли в квартире ... кв.м. (....), а не ... кв.м. и не ... кв.м. В связи с вступлением в брак и рождением детей Юнусовым Р.Ф. были представлены все сведения, характеризующие уровень его обеспеченности жилыми помещения в полном объеме. Ежегодно органы местного самоуправления проводили перерегистрацию семьи Юнусовых, состоящей на учете качестве нуждающихся, предоставления дополнительных доказательств о нуждаемости жилыми помещениями Администрация ГО г. Стерлитамак не требовала. Так как основания, по которым он был принят на учет в качестве нуждающегося в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, не отпали, ответчик был не вправе принимать решение о снятии его с учета нуждающегося в жилых помещениях.
Лица, участвующие в деле и не явившиеся на апелляционное рассмотрение дела, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом. Судебная коллегия, принимая во внимание отсутствие возражений, руководствуясь ст.ст. 167, 327 Гражданского процессуального кодекса РФ, рассмотрела дело без участия указанных лиц.
В соответствии со ст. 327.1 ГПК РФ суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.
Исследовав материалы дела, выслушав объяснения представителя Юнусова Р.Ф. Мавриной О.С., поддержавшую доводы апелляционной жалобы, представителя Администрации ГО г. Стерлитамак Воронину Е.В., судебная коллегия к следующим выводам.
Пунктом 3 статьи 49 Жилищного Кодекса РФ предусмотрено, что жилые помещения жилищного фонда Российской Федерации или жилищного фонда субъекта Российской Федерации по договорам социального найма предоставляются иным определенным федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации категориям граждан, признанных по установленным настоящим Кодексом и (или) федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации основаниям нуждающимися в жилых помещениях. Данные жилые помещения предоставляются в установленном настоящим Кодексом порядке, если иной порядок не предусмотрен указанным федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации.
Правовые гарантии социальной защиты ветеранов в Российской Федерации устанавливает Федеральный закон от 12.01.1995 №-5 ФЗ «О ветеранах».
Согласно ст. 21 Федерального закона «О ветеранах» меры социальной поддержки, установленные для семей погибших (умерших) инвалидов войны, участников Великой Отечественной войны, ветеранов боевых действий (далее также - погибшие (умершие)), предоставляются нетрудоспособным членам семьи погибшего (умершего), состоявшим на его иждивении и получающим пенсию по случаю потери кормильца (имеющим право на ее получение) в соответствии с пенсионным законодательством Российской Федерации. Указанным лицам предоставляются следующие меры социальной поддержки: обеспечение за счет средств федерального бюджета жильем членов семей погибших (умерших) инвалидов Великой Отечественной войны и участников Великой Отечественной войны, нуждающихся в улучшении жилищных условий, членов семей погибших (умерших) инвалидов боевых действий и ветеранов боевых действий, нуждающихся в улучшении жилищных условий и вставших на учет до 1 января 2005 года, которое осуществляется в соответствии с положениями статьи 23.2 настоящего Федерального закона. Члены семей погибших (умерших) инвалидов Великой Отечественной войны и участников Великой Отечественной войны имеют право на получение мер социальной поддержки по обеспечению жильем один раз. Члены семей погибших (умерших) инвалидов боевых действий и ветеранов боевых действий, вставшие на учет после 1 января 2005 года, обеспечиваются жильем в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации. Члены семей погибших (умерших) инвалидов Великой Отечественной войны и участников Великой Отечественной войны обеспечиваются жильем независимо от их имущественного положения.
В соответствии со ст. 23.2 Федерального закона «О ветеранах» Российская Федерация передает органам государственной власти субъектов Российской Федерации полномочия по предоставлению мер социальной поддержки по оплате жилищно-коммунальных услуг, установленных статьями 14 - 16, 18 и 21 настоящего Федерального закона, полномочия по обеспечению жильем в соответствии со статьями 14, 16 и 21 настоящего Федерального закона категорий граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий и вставших на учет до 1 января 2005 года.
Механизм предоставления мер социальной поддержки по обеспечению жилыми помещениями отдельных категорий ветеранов, инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, нуждающихся в улучшении жилищных условий, за счет средств федерального бюджета регулируется Порядком предоставления мер социальной поддержки по обеспечению жилыми помещениями ветеранов, инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, нуждающихся в улучшении жилищных условий, за счет средств федерального бюджета, утвержденным постановлением правительства Республики Башкортостан от 15.09.2011 № 322.
Из п. 1.4 Порядка следует, что право на получение мер социальной поддержки в соответствии с Порядком имеют проживающие на территории Республики Башкортостан вставшие на учет в органах местного самоуправления Республики Башкортостан в качестве нуждающихся в жилых помещениях до 1 января 2005 года ветераны боевых действий из числа лиц, указанных в подпунктах 1 - 4 пункта 1 статьи 3 Федерального закона "О ветеранах".
Из материалов дела следует, что 03 февраля 2004 г. Юнусов Р.Ф. обратился в Администрацию города Стерлитамака с заявлением о постановке на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении. (л.д. 144, т. 1).
Согласно справке адрес Юнусов Р.Ф., дата г.р., принимал участие в боевых действиях на территории адрес. Согласно удостоверения серии №... №... от дата Юнусов Р.Ф. имеет права и льготы, установленные п. 1 ст. 16 Федерального закона «О ветеранах». (л.д. 149-150, т.1).
Постановлением администрации городского округа г. Стерлитамак №... от 17.02.2004 г. ФИО5 Р.Ф., ветеран боевых действий, был принят на учет для улучшения жилищных условий (л.д. 151-154, т.1).
Из заявления Юнусова Р.Ф. о принятии его на учет для получения жилой площади от дата усматривается, что он проживал по адресу: адрес адрес, работал в адрес водителем троллейбуса Согласно Акта проверки жилищных условий от дата4 г. площадь занимаемой Юнусовым Р.Ф. комнаты составляла ... кв.м, общежитие адрес (т.1 л.д.144,145).
С 27 августа 2005 г. по 10 декабря 2019 г. Юнусов Р.Ф. состоял в браке с Ильясовой Е.Ф., что подтверждается свидетельством о заключении брака №... №..., решением мирового судьи судебного участка №... адрес о прекращении брака. (л.д. 155, т.1).
08.09.2006 года в семье Юнусовых родился сын Юнусов Р.Р., что подтверждается свидетельством о рождении серии №... №... от дата. (л.д. 156, т. 1).
23.06.2010 года в семье Юнусовых родилась дочь Юнусова К.Р., что подтверждается свидетельством о рождении серии №... №... от дата. (л.д. 157, т. 1).
Согласно свидетельства о регистрации по месту пребывания №... от дата Юнусов Р.Ф. в период с 26.10.2007 года по 26.10.2008 года был зарегистрирован по месту пребывания по адресу: адрес.
Согласно справке №... от 14.10.2010 года, выданной ТСЖ «Стерлитамакский ЖСК» истец Юнусов Р.Ф. совместно с супругой Юнусовой Е.Ф., детьми Юнусовым Р.Р., Юнусовой К.Р. зарегистрированы по адресу: адрес.
Согласно сведениям Управления Росреестра Юнусовой Е.Ф. – супруге Юнусова Р.Ф. на основании свидетельства о праве на наследство по закону с 18 октября 2001 года принадлежит 1/2 доля в праве общей долевой собственности на квартиру, расположенную по адресу: адрес, общей площадью 46,9 кв.м.
Кроме того, ФИО5 Е.Ф. на основании договора передачи жилого помещения в собственность от дата №... в период с дата год по дата принадлежала 1/2 доля в праве общей долевой собственности на квартиру, расположенную по адресу: адрес, общей площадью ... кв.м.
На основании постановления Администрации городского округа город Стерлитамак РБ №... от 27.08.2019 года Юнусов Р.Ф. с семьей из четырех человек (он, жена, двое детей – дата г.р.), проживающих в квартире площадью ... кв.м по адресу: адрес снят с учета в качестве нуждающихся в жилых помещениях в связи обеспеченностью жильем по учетной норме, утратой оснований, дающих право на получение жилого помещения по договору социального найма и предоставление неполных сведений об изменениях в ранее представленных сведениях, обязанность о предоставлении которых возложена на гражданина-заявителя, а именно в связи с наличием в собственности члена семьи 1/2 доли квартиры площадью ... кв.м по адресу: адрес, с учетом которой жильем по учетной норме были обеспечены. (л.д. 7, т. 1).
Однако после постановки на учет в период с 2004 по 2019 г., то есть около 15 лет, Юнусов Р.Ф. не предоставлял в администрацию города, где он был поставлен на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий, полные данные о наличии у членов семьи в пользовании или в собственности жилых помещений, не проинформировал об изменениях, способных повлиять на право состоять в данной очереди, в том числе, о совершении им действий, связанных с улучшением или ухудшением жилищно-бытовых условий.
Об указанных изменениях состава семьи и жилищных условий истец ответчику не сообщал, что лишило последнего возможности проверить нуждаемость истца в улучшении жилищных условий в установленном законом порядке.
Решением Совета городского округа г. Стерлитамак Республики Башкортостан от 03.10.2006 №...з установлена учетная норма площади жилого помещения в размере 12 кв. м общей площади жилого помещения на одного человека.
В период с 27.08.2015 года (регистрация брака) составляла ... кв.м общей площади (из расчета: (...)), что превышало учетную норму.
Основания для снятия граждан с учета, которые приняты на учет для предоставления жилых помещений по договорам социального найма до 1 марта 2005 г., установлены статьей 6 Федерального закона от 29 декабря 2004 г. N 189-ФЗ "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации".
В силу указанной нормы граждане, принятые на учет до 1 марта 2005 г. в целях последующего предоставления им жилых помещений по договорам социального найма, сохраняют право состоять на данном учете до получения ими жилых помещений по договорам социального найма. Указанные граждане снимаются с такого учета по основаниям, предусмотренным пунктами 1, 3 - 6 части 1 статьи 56 Жилищного кодекса Российской Федерации, а также в случае утраты ими оснований, которые до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации давали им право на получение жилых помещений по договорам социального найма.
По смыслу указанных выше положений закона, Желагина Е.В., поставленная на учет граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, до 1 марта 2005 г., могла быть снята с этого учета либо по основаниям, предусмотренным пунктами 1, 3 - 6 части 1 статьи 56 Жилищного кодекса Российской Федерации, либо в связи с утратой оснований, которые ранее, то есть до 1 марта 2005 г., давали право на получение жилого помещения по договору социального найма.
Основания признания граждан нуждающимися в улучшении жилищных условий, которые до 1 марта 2005 г. давали право на получение жилого помещения по договору социального найма, были установлены в статье 29 Жилищного кодекса РСФСР.
Согласно пункту 1 части 1 статьи 29 Жилищного кодекса РСФСР нуждающимися в улучшении жилищных условий признаются граждане, имеющие обеспеченность жилой площадью на одного члена семьи ниже уровня, устанавливаемого Советом Министров автономной республики, исполнительным комитетом краевого, областного, Московского и Ленинградского городских Советов народных депутатов.
В соответствии с пунктом 1 части 2 статьи 32 Жилищного кодекса РСФСР граждане подлежали снятию с учета нуждающихся в улучшении жилищных условий в случае улучшения жилищных условий, в результате которого отпали основания для предоставления жилого помещения.
Истец не оспаривал, что в период с 27.08.2015 года (регистрация брака с Юнусовой Е.Ф.) обеспеченность составила ... кв.м общей площади (из расчета: (...), что превышало учетную норму. Поскольку после вступления в брака, его обеспеченность жилой площадью составила не ниже уровня установленного Решением Совета городского округа г. Стерлитамак Республики Башкортостан, то суд первой инстанции обоснованно пришел к выводу об отказе в удовлетворении требований Юнусова Р.Ф., поскольку его жилищные условия были улучшены, соответственно отпали основания дл предоставления жилого помещения.
Доводы апелляционной жалобы о том, что истец ежегодно проходил перерегистрацию в очереди на получение жилья, дополнительных требований по предоставлению сведений из Росреестра к истцу и членам его семьи жилищный отдел не предъявлял, правильность выводов суда не опровергают, поскольку обязанность представления в орган местного самоуправления сведений, подтверждающих его статус нуждающегося в жилом помещении по договору социального найма в силу закона лежит на истце.
В силу ч. 1 ст. 15 Закона Республики Башкортостан от 02.12.2005 № 250-з «О регулировании жилищных отношений» принятие на учет граждан, признанных малоимущими, а также граждан, относящихся к определенным федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом Республики Башкортостан категориям граждан, признанных нуждающимися в жилых помещениях, осуществляется органом местного самоуправления на основании заявлений данных граждан, поданных ими в указанный орган по месту своего жительства либо через многофункциональный центр в соответствии с заключенным ими в установленном Правительством Российской Федерации порядке соглашением о взаимодействии.
В соответствии со ст. 17 Закона Республики Башкортостан от 02.12.2005 № 250-з «О регулировании жилищных отношений» прохождения перерегистрации гражданин обязан представить в орган местного самоуправления сведения, подтверждающие его статус нуждающегося в жилом помещении по договору социального найма. В случае, если у гражданина за истекший период не произошло изменений в ранее представленных сведениях, орган местного самоуправления берет у него заявление-расписку, в котором гражданин подтверждает неизменность ранее представленных им сведений.
По сведениям, полученным Администрацией городского округа г. Уфа в 2017 году, супруге истца принадлежит 1/2 доля в квартире адрес (л.д. 163-167, т. 1).
Вместе с тем, из выписок из Росреестра по состоянию на 2019 г. усматривается, что супруге Юнусовой Е.Ф. принадлежали на праве общей долевой собственности жилые помещения по адресам: адрес, общей площадью ... кв.м, жилой - ... кв.м. (1/2 доля, право возникло с 18.10.2001 года) и адрес, общей площадью ....м., жилой - ... кв.м. (доля в праве 1/2, право с 04.06.2001 года по 21.11.2018 года). (л.д. 168-173, т.1).
О наличии в собственности супруги иного жилого помещения на праве собственности заявитель при перерегистрации не сообщил достоверные сведения.
Ссылка в апелляционной жалобе на то обстоятельство, что квартира (1/2 доли) общей площадью ... кв.м, жилой площадью ... кв.м. по адресу: адрес, принадлежала на праве общей долевой собственности члену семьи истца только с 4.06.2001 года по 21.11.2018 года, и на момент исключения из списков обеспеченность учетной нормой не превышала установленный предел, не влекут отмену решения, поскольку данное обстоятельство является основанием для обращения истца с заявлением о постановке его на учет улучшения жилищных условий с учетом изменившихся обстоятельств при условии, что администрация городского округа г. Стерлитамак признает эти основания законными.
Утверждения в апелляционной жалобе истца о том, что обстоятельства вступления в брак и рождения первого ребенка были установлены в 2005 году и 2006 году и выходят за рамки срока исковой давности, также основаны на неверном понимании и толковании норм права, регламентирующих срок исковой давности.
Доводы истца относительно того, что семья истца проживала и пользовалась лишь 1/2 долей в квартире по адресу адрес, и не проживали в квартире по адресу адрес, где супруге истца принадлежала 1/2 доля в праве, в данном случае правого значения не имеет, поскольку норма обеспеченности рассчитывается с учетом жилья имеющегося в пользования и в собственности всех членов семьи.
Вывод суда основан на всестороннем, полном и объективном исследовании имеющихся в деле доказательств, правовая оценка которым дана судом по правилам статьи 67 ГПК РФ, и соответствует нормам материального права, регулирующим спорные правоотношения.
Доводы жалобы направлены на иную, неправильную оценку исследованных судом первой инстанции доказательств и не содержат новых обстоятельств, которые не были предметом обсуждения первой инстанции или опровергали бы выводы судебного решения и потому не могут служить основанием к отмене решения суда.
Руководствуясь ст. 328 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░ 19 ░░░░░░░ 2020 ░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░ ░.░. - ░░░ ░░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░: ░.░. ░░░░░░░░░
░░░░░: ░.░. ░░░░░░░░
░.░. ░░░░░░░
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░ ░.░.