РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
10 июня 2021 года г. Узловая
Узловский городской суд Тульской области в составе:
председательствующего Румянцевой В.А.,
при секретаре Карсеевой А.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-582 по иску Хайтулова Владимира Дмитриевича к Государственному учреждению - Управлению Пенсионного фонда РФ в г. Узловая Тульской области (межрайонному) о признании права на пенсию по старости гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС,
у с т а н о в и л :
истец обратился в суд с настоящим иском, ссылаясь на то, что решением ответчика от ДД.ММ.ГГГГ № ему отказано в назначении страховой пенсии по старости в связи с отсутствием требуемого стажа работы в Районах Крайнего Севера. К зачету не приняты периоды с 16 сентября 1996 по 18 мая 1997 года работы в ЗАО «Оринт» г. Магадана водителем БелАЗа и с 19 мая по 01 ноября 1997 года работы в ТОО «Гвардеец» Магаданской области водителем БелАЗа, хотя указанные периоды подтверждаются записями в трудовой книжке.
Просил обязать ответчика включить указанные период в специальный стаж, дающий право на досрочное назначение пенсии и признать за ним право на назначение такой пенсии с учетом времени проживания на территории, подвергшейся радиации вследствие катастрофы на ЧАЭС.
В судебном заседании Хайтулов В.Д. заявленные требования поддержал, просил их удовлетворить.
Представитель ответчика по доверенности Татаринова Н.В. иск не признала по основаниям, изложенным в решении об отказе в назначении пенсии.
Выслушав стороны, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему.
Хайтулов В.Д. ДД.ММ.ГГГГ обратился к ответчику по вопросу назначения ему по достижении ДД.ММ.ГГГГ 54 лет страховой пенсии по старости на основании п. 6 ч. 1 ст. 32 ФЗ «О страховых пенсиях» и с учетом времени проживания на территории, подвергшейся воздействию радиации вследствие катастрофы на ЧАЭС.
Ответчиком установлено наличие у него страхового стажа 31 год 08 месяцев 23 дня, ИПК более 18,6, права на снижение возраста выхода на пенсию на 3 года в связи с проживанием в зоне с льготным социально-экономическим статусом. Также в специальный стаж, дающий право на досрочное назначение пенсии в соответствии с пп.6 п. 1 ст. 32 ФЗ «О страховых пенсиях» № 400-ФЗ от 28 декабря 2013 года, включены 7 лет 18 дней работы в районах Крайнего Севера. К зачету в специальный стаж не включены периоды с 10 октября по 01 ноября 1989 года (22 дня) прохождение курсов повышения квалификации в ТУКК п. Усть-Омчуг и с 01 декабря 1993 по 01 марта 1994 года (3 месяца 1 день) отпуск без сохранения заработной платы (в этой части решение ответчика истцом не оспаривается). Кроме этого, в специальный стаж не включены оспариваемые Хайтуловым В.Д. периоды его работы в ЗАО «Оринт» с 16 сентября 1996 по 18 мая 1997 года и в ТОО «Гвардеец» с 19 мая по 01 ноября 1997 года.
Хайтулов В.Д. зарегистрирован в системе обязательного пенсионного страхования с 25 мая 1999 года.
В соответствии с п. 6 ч. 1 ст. 32 ФЗ «О страховых пенсиях» № 400-ФЗ от 28.12.2013 года (с учетом положений, предусмотренных приложением 6 к этому Федеральному закону) страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного ст. 8 этого же Федерального закона, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30 мужчинам по достижении возраста 60 лет, если они проработали не менее 15 календарных лет в районах Крайнего Севера и имеют страховой стаж соответственно не менее 25. Гражданам, работавшим в районах Крайнего Севера, страховая пенсия устанавливается за 15 календарных лет работы на Крайнем Севере. Гражданам, проработавшим в районах Крайнего Севера не менее 7 лет 6 месяцев, страховая пенсия назначается с уменьшением возраста, установленного ст. 8 этого же закона, на четыре месяца за каждый полный календарный год работы в этих районах.
С учетом положений ст. 36 ФЗ № 400-ФЗ и приложения 6 страховая пенсия по старости в 2020 году мужчинам назначается по достижению возраста 54 лет (с учетом снижения возраста в связи с проживанием на территории, подвергшейся радиационному воздействию вследствие катастрофы на ЧАЭС на 3 года и положениями Приложения № 6 к закону № 400-Ф), при наличии одновременно следующих условий: постоянного проживания (работы) в зоне с льготным социально-экономическим статусом не менее 12 лет, наличия величины индивидуального пенсионного коэффициента (ИПК) в размере не менее 18,6, наличия страхового стажа не менее 25 лет и страхового стажа на соответствующих видах работ (в районах Крайнего Севера (РКС)) не менее 9 лет. При этом гражданам, проработавшим в РКС не менее 7 лет 6 месяцев, страховая пенсия назначается с уменьшением возраста, установленного ст. 8 ФЗ № 400-ФЗ, на четыре месяца за каждый полный календарный год работы в этих районах.
Следовательно, при наличии стажа работы в РКС 9 лет, истец будет иметь правона снижение возраста выхода на пенсию на 3 года. Общая величина снижения указанного возраста с учетом времени проживания на территории зоны, подвергшейся радиации вследствие катастрофы на ЧАЭС, составит 6 лет, а истец имел бы право на назначение пенсии по достижению 54 лет.
Истец обратился к ответчику по вопросу назначения пенсии по достижению 54 лет, имея необходимые страховой стаж, ИПК и время проживания на загрязненной территории. Однако, ответчик установил у истца наличие необходимого стажа работы в РКС только 7 лет 18 дней, в связи с чем отказал в назначении пенсии. Из подсчета исключены периоды работы в ЗАО «Оринт» г. Магадана с 16 сентября по 18 мая 1997 года и в ТОО «Гвардеец» Магаданской области с 19 мая по 01 ноября 1997 года. Иные не включенные в подсчет периоды истец не оспаривал.
Проверяя доводы истца о необоснованном исключении из стажа работы в РКС спорных периодов, суд учитывает следующее.
В соответствии со ст. 11 вышеуказанного закона в страховой стаж включаются периоды работы и (или) иной деятельности, которые выполнялись на территории РФ застрахованными лицами при условии, что за эти периоды начислялись и уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд РФ. Кроме этого, в страховой стаж включаются иные периоды, установленные ст. 12 того же закона, при условии, если им предшествовали и (или) за ними следовали периоды работы и (или) иной деятельности (независимо от их продолжительности), за которые уплачивались страховые взносы в ПФР.
В соответствии с ч. 8 ст. 13 Закона при исчислении страхового стажа в целях определения права на страховую пенсию периоды работы и (или) иной деятельности, которые имели место до дня вступления в силу этого Федерального закона и засчитывались в трудовой стаж при назначении пенсии в соответствии с законодательством, действовавшим в период выполнения работы (деятельности), могут включаться в указанный стаж с применением правил подсчета соответствующего стажа, предусмотренных указанным законодательством (в том числе с учетом льготного порядка исчисления стажа), по выбору застрахованного лица.
В соответствии со ст. 14 ФЗ № 400-ФЗ при подсчете страхового стажа периоды работы до регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в соответствии с ФЗ от 1 апреля 1996 года N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" подтверждаются на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета за указанный период и (или) документов, выдаваемых работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами в порядке, установленном законодательством РФ. Периоды работы после такой регистрации подтверждаются на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета.
При этом при подсчете страхового стажа периоды работы на территории РФ, до регистрации гражданина в системе обязательного пенсионного страхования могут устанавливаться на основании показаний двух и более свидетелей, если документы о работе утрачены в связи со стихийным бедствием (землетрясением, наводнением, ураганом, пожаром и тому подобными причинами) и восстановить их невозможно. В отдельных случаях допускается установление стажа работы на основании показаний двух и более свидетелей при утрате документов и по другим причинам (вследствие небрежного их хранения, умышленного уничтожения и тому подобных причин) не по вине работника. Характер работы показаниями свидетелей не подтверждается. Правила подсчета и подтверждения страхового стажа, в том числе с использованием электронных документов или на основании свидетельских показаний, устанавливаются в порядке, определяемом Правительством РФ.
Постановлением Правительства РФ от 02.10.2014 N 1015 утверждены Правила подсчета и подтверждения страхового стажа для установления страховых пенсий.
Согласно п. п. 10,11 указанных Правил периоды работы подтверждаются на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета. В случае если в сведениях индивидуального (персонифицированного) учета содержатся неполные сведения о периодах работы либо отсутствуют сведения об отдельных периодах работы, периоды работы подтверждаются документами, указанными в п.п. 11-11 Правил. В частности, документом, подтверждающим периоды работы по трудовому договору, является трудовая книжка установленного образца. При ее отсутствии, а также в случае, если в ней содержатся неправильные и неточные сведения либо отсутствуют записи об отдельных периодах работы, в подтверждение периодов работы принимаются письменные трудовые договоры, оформленные в соответствии с трудовым законодательством, действовавшим на день возникновения соответствующих правоотношений, трудовые книжки колхозников, справки, выдаваемые работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами, выписки из приказов, лицевые счета и ведомости на выдачу заработной платы.
При утрате документов о работе по другим причинам (вследствие небрежного их хранения, умышленного уничтожения и тому подобных причин) не по вине работника периоды работы устанавливаются на основании показаний 2 и более свидетелей, знающих этого работника по совместной работе у одного работодателя и располагающих документами о своей работе за время, в отношении которого они подтверждают работу гражданина (п. 38 Правил).
Как следует из материалов дела, спорными являются периоды работы истца до его регистрации в системе обязательного пенсионного страхования. Следовательно, страховой стаж подтверждается на основании трудовой книжки и иных документов, выданных работодателем. Также он может быть подтвержден показаниями двух и более свидетелей.
Согласно трудовой книжке истца он с 16 сентября 1996 года по 18 мая 1997 года работал в ЗАО фирма «Оринт» г. Магадана. Запись внесена от имени генерального директора, однако подпись должностного лица и печать организации отсутствуют. Запись удостоверена печатью ТОО «Гвардеец».
С 19 мая по 01 ноября 1997 года истец работал в ТОО «Гвардеец» Магаданской области. Запись надлежащим образом удостоверена подписью инспектора отдела кадров и печатью ТОО.
Вместе с тем, запись о приеме на работу в ТОО «Гвардеец» выполнена тем же почерком, что и запись о работе в ЗАО «Оринт».
Как следует из представленных ответчику архивных справок, запрошенных в рамках проверки наличия у истца страхового стажа, Хайтулов В.Д. работал в ТОО «Гвардеец» с 01 апреля 1994 по 15 сентября 1996 года (справка от 19 октября 2020 года). Документы указанного товарищества поступили на хранение в архивный фонд не в полном объеме (лишь за период с 1994 по 1996 годы). При этом страховые взносы данным предприятием в ПФР начислялись не в полном объеме – с апреля по декабрь 1994, с мая по июнь 1995 и в декабре 1996 года (акт № 18 от 06 октября 2020 года по результатам документальной проверки факта льготной работы Хайтулова В.Л.).
По сообщению УПФР в г. Магадане ЗАО фирма «Оринт» в установленном законом порядке не ликвидировалось, документы по личному составу в архивный отдел администрации Тенькинского городского округа Магаданской области и ОГКУ «ГАМО» на хранение не сданы, установить местонахождение документов не удалось.
Спорные периоды могут быть подтверждены иными документами работодателя либо показаниями не менее двух свидетелей, имеющих документальное подтверждение своей работы за тот же период.
Истцом в подтверждение работы в спорные периоды в указанных организациях представлены копии трудовых книжек ФИО1, ФИО2 и ФИО3.
Оценивая указанные документы, суд учитывает следующее.
Записи о работе в фирме «Оринт» имеется лишь у ФИО1 относительно периода с 07 мая по 30 декабря 1996 года. При этом запись № 22 от 06 мая 1996 года об увольнении из ТОО «Гвардеец» в связи с переводом в фирму «Оринт» и запись № 23 от 30 декабря 1996 года о последующем увольнении сделаны одним почерком, удостоверены директором ТОО и печатью ТОО «Гвардеец». Записи, удостоверенные уполномоченным лицом и печатью фирмы «Оринт», в трудовой книжке этого лица отсутствуют. Более того, согласно отметке в трудовой книжке запись № 22 является ошибочной. При таких обстоятельствах, указанные записи не могут являться доказательством работы ФИО1 в ЗАО «Оринт».
Представленная истцом справка от ЗАО фирмы «Оринт» о работе там ФИО2 с января по ноябрь 1996 года противоречит записям в трудовой книжке ФИО2 и лишь частично относится к спорному периоду.
Иных достоверных и допустимых доказательств работы истца в ЗАО «Оринт» суду не представлено, в связи с чем ответчик обоснованно не принял к зачету в специальный стаж истца его работу в ЗАО «Оринт» с 16 сентября 1996 по 18 мая 1997 года (8 месяцев 2 дня).
Записи о работе в ТОО «Гвардеец» имеются в представленных истцом трудовых книжках ФИО3, ФИО1 и ФИО2. Однако, ФИО1 и ФИО2 в период с 19 мая по 01 ноября 1997 года (период работы там истца) в ТОО уже не работали.
Согласно копии трудовой книжки ФИО3, он работал в ТОО «Гвардеец» с 05 мая 1997 по 13 мая 1998 года.
Вместе с тем иные документы, подтверждающие факт работы истца в указанном ТОО, показания двух и более свидетелей об этом суду не представлены. Более того, за указанный период отсутствуют как документация работодателя, так и начисленные страховые взносы, что следует из вышеназванного акта проверки № 18 от 06 октября 2020 года.
При таких обстоятельствах суд приходит к выводу об отсутствии бесспорных и достаточных доказательств работы истца в период с 19 мая по 01 ноября 1997 года в ТОО «Гвардеец».
Следовательно, у истца отсутствует необходимый стаж работы в РКС и право на снижение возраста выхода на пенсию до 54 лет.
На основании вышеизложенного и руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд
р е ш и л :
иск Хайтулова Владимира Дмитриевича к Государственному учреждению - Управлению Пенсионного фонда РФ в г. Узловая Тульской области (межрайонному) о признании права на пенсию по старости гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, оставить без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в Тульский областной суд путем подачи апелляционной жалобы в Узловский городской суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Председательствующий В.А. Румянцева